Музей Кунстхалле в Гамбурге – архитектура галереи

В центре Гамбурга расположен Художественный музей Кунстхалле, который издалека привлекает внимание прохожих своими необычными архитектурными формами. Три здания, словно переплетенные друг с другом, были построены в разные исторические эпохи – в 1869, 1921 и 1997 годах. Вид такой необычной конструкции здания порождает желание снова и снова возвращаться в Кунстхалле, чтобы вновь открывать для себя удивительные шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в каждом из многочисленных уголков музея.

Описание

Гамбургский Кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle ) — художественный музей в Гамбурге.

Музей размещается в двух соединённых между собой зданиях, расположенных между центральным железнодорожным вокзалом и набережной реки Альстер на месте некогда защищавшей город крепостной стены. Общая выставочная площадь музея составляет более 13 000 кв. м.

Традиционно центральное место в гамбургском Кунстхалле занимает коллекция XIX в. Однако в музее также есть отдел старых мастеров и модернизма. Под произведения современного искусства выделен целый комплекс зданий. В Гравюрном кабинете хранятся более 100 000 листов.

История и музейное здание

Инициатива создания в Гамбурге художественного музея принадлежала жителям города, которых с 1817 г. объединял союз любителей искусства. В 1846 г. они выступили с соответствующим требованиям к городским властям. Город выделил земельный участок, на котором в 1863—1869 гг. под руководством архитекторов Георга Теодора Ширрмахера и Германа фон дер Худе было построено кирпичное здание Кунстхалле. К нему в 1912—1921 гг. архитектором Фрицем Шумахером был пристроен флигель из ракушечного известняка с запоминающимся куполом.

В 1937 г. 74 произведения искусства гамбургского Кунстхалле были названы дегенеративным искусством и конфискованы.

В июле 1978 г., когда для проведения ремонтных работ в музее была отключена сигнализация, из гамбургского Кунстхалле было похищено 22 картины общей стоимостью около 2 млн немецких марок.

В 1995 г. комплекс музейных зданий пополнился «Галереей современности», прямоугольным зданием из песчаника по проекту Освальда Матиаса Унгерса.

В первые годы своего существования коллекция музея пополнялась за счёт подаренных произведений искусства, отвечающих вкусам своего времени.

Лишь благодаря первому директору Кунстхалле Альфред Лихтварк (нем.), вступившему в должность в 1886 г., коллекция Кунстхалле обрела системность. В музее появился отдел средневекового искусства, представленного мастером Бертрамом, мастером Франке и Хинриком Фунхофом. Однако особое внимание при подборе экспонатов для художественного собрания уделялось искусству XIX в. Кунстхалле хранит произведения Макса Либермана, с которым дружил Лихтварк, Ловиса Коринта, Андерса Цорна, Эдуара Вюйара, Пьера Боннара и других художников, создававших виды Гамбурга.

Коллекция голландских мастеров и Гравюрного кабинета возникли из произведений искусства, завещанных музею. Считается, что полотна импрессионистов появились в Гамбурге благодаря влиянию Макса Либерманна.

При директоре Лихтварке было также приобретено 2499 монет и медалей, часть которых представлена в Монетном кабинете.

При преемнике Лихтварка Густаве Паули, возглавлявшем до этого Кунстхалле в Бремене, научный подход был применён к фондам Гравюрного кабинета. В коллекции появились работы известных художников-экспрессионистов Оскара Кокошки и Франца Марка.

Уникальный экстерьер музея

Здание Гамбургского кунстхалле необычно тем, что в его «внешности» сплелись воедино самые разные исторические эпохи и архитектурные стили. А все потому, что три части музея были возведены в разные годы – в 1869, в 1921 и в 1997 годах. Пожалуй, больше никакие достопримечательности Германии не способны конкурировать с музеем в плане оригинальности и таким гармоничным смешением стилей.

В средние века на том самом месте, где ныне высится музей, располагалась крепостная стена. Именно она защищала Гамбург от нападения неприятелей. По истечению веков, потребность таким способом оборонять город отпала, теперь на этом месте находится исторический центр, который хранит ценные экспонаты.

Экспозиция

Коллекция немецкой живописи XV столетия дополнена произведениями позднего Средневековья, чтобы показать путь развития искусства Нового времени с момента его зарождения. В живописи господствовали принципы позднеготического искусства. Станковая живопись предназначалась для культовых целей. В разных художественных центрах создавались алтарные произведения, в их образно-пластических структурах сохранялось единообразие живописных створок и расписной полихромной скульптуры. Разбогатевшие католические ордена, накопившие богатства монастыри окружали себя всевозможной роскошью. Появление грандиозных створчатых алтарей было связано с возросшей пышностью обрядов богослужения.

Один из подлинных шедевров Кунстхалле – так называемый Алтарь из Грабова, созданный Мастером Бертрамом.

Его имя упоминается в переписях архивов Гамбурга в 1367–1387, а в 1390 живописец планировал паломничество в Рим и составил свое первое завещание, а затем второе, где назвал себя Бертрамом, городским художником из Гамбурга.

Этот алтарь был создан для церкви Святого Петра в Гамбурге (установлен в 1383). Гигантский по размерам, украшенный множеством скульптурных фигур и серией из 24 картин, он является ярким примером живописных панно в Германии. Алтарь состоит из двух пар створок, открывавшихся только в праздничные дни, поэтому его внутренние части отличались особенной красотой и нарядностью.

Когда внешние створки распахнуты, можно видеть в двух рядах (по 12 картин в каждом) 18 сцен “Бытия” (от первых дней Творения до истории Исаака) и шесть сцен “Детства Христа” (от “Благовещения” до “Бегства в Египет”); когда открыты внутренние створки, появляется скульптурный алтарь: в центре возвышается “Распятие”, а по сторонам, в двух рядах ниш – фигуры пророков, апостолов и святых. Это один из самых богатых скульптурных ансамблей Северной Европы, включающий 79 резных фигур.

К сожалению, картины на внешней стороне алтаря не сохранились, и нельзя представить его в закрытом, повседневном виде. Серии работ поражают монументальной простотой. Композиция каждого клейма предельно упрощена. Бертрам стремился придать фигурам объемность, выделяя их на золотом фоне и разграничивая четким рисунком.

Архитектура

Галерея Кунстхалле, издалека привлекает внимание прохожих своими необычными архитектурными формами. Три здания, словно переплетенные друг с другом, были построены в разные исторические эпохи.

Спустя почти полвека после открытия главного здания для нужд музея было возведено еще одно строение. Для возведения пристройки был выбран светлый материал — ракушечный известняк, а купол, увенчавший здание, сделал новое строение запоминающимся.

В 1997 г. гамбургский Кунстхалле распахнул перед посетителями двери еще одного своего здания. Новостройка носит название Галерея современного искусства и экспонирует, соответственно, произведения нынешних мастеров.

В средние века на месте, где сейчас расположены здания, возвышалась крепостная стена, защищавшая Гамбург от нападения неприятелей. Но прошли столетия и земли, бывшие в свое время окраинами, превратились уже в исторический центр города. В 1817 г. жителями Гамбурга был образован союз любителей искусства, члены которого впоследствии выступили с инициативой открытия в городе художественного музея.

Периодически в Кунстхалле устраиваются тематические выставки и экспозиции, а по воскресениям все желающие могут отправиться на экскурсию. Сюда ежегодно прибывают тысячи туристов и путешественников, чтобы полюбоваться бесценным историческим наследием.

Прозрачный музей

Transparent Museum (дословно «прозрачный музей») ― инновационный проект Гамбургского Кунстхалле. Он посвящен раскрытию сути главных заданий музея: собрать, изучить, сохранить, показать и ознакомить.

transparentes-museum_hoer-und-aufnahmestation-zum-thema-vermitteln-vielstimmigkeit

Посетители, в основном, приходят, смотрят на картины, думают о их содержании и уходят наполненные вдохновением и свежими мыслями. Но мало кто задумывается о той большой работе, которая была проделана до того, как эту картину повесили на стене. Этот проект акцентирует внимание зрителя на том, что обычно оказывается за кадром и заставляет смотреть на произведение искусства с еще одной необычной стороны.

Выставка занимает 9 комнат, каждая из которых посвящена отдельному задаче музея:

  • Как отличают подделки от оригиналов
  • Какое значение имеют рамки на работах
  • Как делают так, чтобы посетители воспринимали копию как оригинал
  • Интересные истории происхождения экспонатов
  • Критерии, по которым выбирают экспонаты для музея и т.д.

Благодаря новому подходу к демонстрации экспонатов музейные «декорации» стали более прозрачны и понятны для широкой аудитории, даже неспециалисты смогут постигнуть глубокое значение и увидеть каждый шедевр в совершенно новом свете. Именно поэтому идея и получила название «прозрачный музей».

Полезная информация

Адрес

Адрес: Glockengießerwall 5, 20095 Гамбург.

Режим

Время работы:

  • со вторника по воскресенье – 10:00 – 18:00;
  • каждый четверг – 10:00 – 21:00;
  • понедельник – выходной.

Контакты

Контактный телефон: +49(0)40-428131-200.

Актуальную цену билетов можно узнать на официальном сайте музея Кунстхалле, а также купить билет онлайн.

После осмотра культурно-исторических достопримечательностей можно весело провести время в парке аттракционов Heide Park.

Отзывы посетителей

Анна:

В галерее представлены работы как знаменитых мастеров, так и малоизвестных местных. Провела в галерее более 2 часов, получила максимум удовольствия, хотя картинные галереи не особо люблю. Если устал, можно посидеть – во многих залах есть места для отдыха. Очень приятное впечатление после посещения. Но можно заблудиться)

Дмитрий:

Палитра художественных школ, представленных в музее достаточно широка.
Любителям живописи идти в обязательном порядке.

Что я бы хотел отметить:
– алтарь святого Фомы. Потрясающая работа по дереву и очень деликатная работа реставраторов.
– большая подборка работ немецкого романтика Филиппа Отто Рунге. Мастер у нас малоизвестен, но, с моей точки зрения, очень интересен. Причем его творчество точно шире рамок романтизма
– автопортрет Фердинанда Вальдмюллера с почти караваджиевским светом
– качественная подборка французской живописи 19-20 века – Дега, Моне, Сезанн, Мане, Ренуар (в т.ч. скульптура что нечасто встречается), Милле, Коро, Курбе
– отличная подборка немецкой живописи – Маке, Либерман, Бекман, Пехштейн, Кирхнер. Отдельно выделю коллекцию Паулы Модерзон-Бекер.
– несколько работ Мунка
– широко известная в Германии работа Менцеля “Бонжур, господа”.

Заключение

Советуем посетить Кунстхалле каждому, кто интересуется искусством, любит необычные выставки и собирается в Гамбург. Вы точно не пожалеете и без сомнений узнаете много нового и интересного!

Ссылка на основную публикацию