Что делают авиакомпании для безопасности при пандемии

Вылететь из пандемии. Как авиакомпании с помощью государства спасаются от коронавируса

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Общемировое количество выполненных рейсов в мире по итогам августа сократилось на 52% до 1,52 млн полетов, а мировое авиасообщение восстановится до докризисного уровня только в 2024 году, прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). О том, как авиакомпании переживают период спада, нужна ли им для этого помощь государства и как перевозчики пытаются привлечь пассажиров, – в материале ТАСС.

Суммарные потери авиакомпаний в 2020 году на фоне пандемии коронавируса составят $84,3 млрд, считают в IATA. По итогам июля (наиболее свежая статистика IATA, доступная на момент публикации) рынок общемировых перевозок восстанавливается, но в основном за счет выполнения внутренних рейсов. Так, например, сокращение пассажирооборота на внутренних рейсах по всему миру составило 57,5% в годовом выражении, на международных – 91,9%.

Что касается российского рынка, то, по данным Росавиации, сейчас рынок перелетов в России постепенно восстанавливается: в августе 2020 года авиакомпании РФ сократили перевозки пассажиров в годовом выражении на 36,6%, до 9,15 млн пассажиров. При этом в июле сокращение показателя было зафиксировано на уровне в 52,4% (6,76 млн пассажиров).

Где искать помощи

Финансовые сложности на фоне снижения пассажиропотока из-за пандемии в разной степени ощущают на себе все авиакомпании. Главным драйвером для поддержания авиакомпаний становится государство. Так, например, американские перевозчики получили $25 млрд из стимулирующей программы властей США. Но эти средства закончатся уже в сентябре, поэтому перевозчики вынуждены сокращать персонал. Так, например, Delta Airlines заявила, что планирует сократить почти 2000 пилотов в октябре. Сейчас в авиакомпании около 11 200 пилотов, из которых в летней программе полетов задействованы только около 9,5 тыс. пилотов. Сейчас авиакомпании США массово берут кредиты под свои программы стимулирования пассажиров, которые у них выделены в отдельные дочерние предприятия. Delta Airlines планирует привлечь $6,5 млрд, United Airlines – $6,8 млрд, а Spirit Airlines – $850 млн.

К слову, британская авиакомпания Virgin Atlantic (одним из ее соинвесторов является Delta) планирует привлечь кредит в 1,2 млрд фунтов для финансирования деятельности компании, также у перевозчика есть отсрочка по кредитам в £450 млн.

Германский перевозчик Lufthansa (в группу входят SWISS, Lufthansa, Austrian Airlines и Brussels Airlines) стал одной из самых пострадавших от пандемии компаний. Компания балансировала на грани банкротства, но в итоге в конце июня акционеры одобрили предоставление пакета государственной помощи в размере €9 млрд. Государство выкупит 20% акций компании. Большая часть средств (€6 млрд) пойдет на рекапитализацию компании, еще на €3 млрд компании будут предоставлены государственные гарантии по кредиту. Чтобы авиаконцерн не получил значительного конкурентного преимущества, его лишат приоритетных прав на взлет и посадку самолетов в крупнейших аэропортах ФРГ – во Франкфурте-на-Майне и в Мюнхене. Помимо этого, Lufthansa запрещается оказывать помощь своим подразделениям, которые испытывали трудности до 31 декабря 2019 года. Тем не менее, сейчас перевозчик готовится к дальнейшему сокращению своей деятельности. Как сообщил источник Bloomberg, бронирования на октябрь у авиакомпании составляют лишь 10% от прошлогодних показателей.

Альянс Air France – KLM также получила значительную поддержку от государства. Air France получила от государства поддержку в размере €7 млрд, более того, как заявляла министр промышленности Франции Аньес-Панье Рюнаше, власти продолжат оказывать всю необходимую поддержку. Уточнялось, что компания получит заем в €3 млрд непосредственно из бюджета и компания получит €4 млрд госгарантий. В обмен на это авиаперевозчик взял на себя обязательство по сокращению к 2024 году выбросов CO2 на внутренних рейсах на 50%. При этом голландские власти, которые владеют 14% в альянсе предоставили €3,4 млрд (2,4 млрд госгарантий по кредитам и еще займ в €1 млрд) помощи компании.

Вritish Airways получила займ в £300 млн благодаря программе помощи правительства отраслям, пострадавшим от коронавируса. Также испанские Iberia и Vueling получили от государства займ в €1 млрд. Португальская TAP в июне получила займ в €1,2 млрд.

При этом авиакомпании и самостоятельно ведут гонку за пассажира, предлагая все более удобные в условиях пандемии тарифы и условия перелета. Например, та же Lufthansa, разрешила пассажирам перебронировать авиабилеты без каких-либо сборов до конца текущего года. Похожую опцию для пассажиров предлагает и Emirates. Более того, Emirates ввела для пассажиров бесплатную страховку от COVID-2019, которая покроет расходы пассажира, если он заболел во время путешествия.

Перспективы российского рынка

Что касается авиарынка РФ, то компаниям также приходится в той или иной степени прибегать к госпомощи. Так, например, S7 и “Аэрофлот” вошли в перечень системообразующих предприятий, которые могут в том числе брать льготные кредиты на пополнение оборотных средств. В рамках программы S7 привлекла кредит у ВТБ на 3 млрд рублей, “Аэрофлот” подписал кредитные соглашения на общую сумму 6,7 млрд рублей. Более того, РФ предоставила авиакомпаниям субсидии на 23,4 млрд рублей. Кроме того, авиакомпания “Аэрофлот” планирует провести допэмиссию на 1,7 млрд рублей.

По данным IATA, Россия по итогам июля показала наиболее быстрое восстановление рынка внутренних перелетов среди всех европейских стран. Эксперты, опрошенные ТАСС, тем не менее, объясняют это изначально динамичным внутренним рынком перевозок за счет масштабности страны, но при этом не надеются на быстрое возвращение к докризисным показателям.

Так, например, заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов рассчитывает, что международные перевозки в РФ вернутся на уровень 2019 года только в 2024 году. “Российский рынок авиаперевозок состоит из двух сегментов: внутрироссийские и международные авиаперевозки. Разумеется, в связи с пандемией COVID-2019 структура рынка поменялась. В этому году общий спад есть, но доля внутрироссийских перевозок выросла за 6 месяцев до 63%, в сравнении с 51% за аналогичный период прошлого года. Поэтому мы считаем, что рынок внутрироссийских перевозок достигнет уровня 2019 года уже в 2021 году. Тогда как рынок международных воздушных перевозок вернется к уровню 2019 года только в 2024 году. Основными причинами быстрого восстановления внутрироссийского рынка авиаперевозок станут: невозможность осуществления международных авиаперелетов по большинству ключевых направлений, снятие ограничений на перемещения внутри России из-за пандемии, сравнительно небольшой объем рынка внутрироссийских авиаперевозок, а также беспрецедентные меры государственной поддержи авиакомпаний”, – сообщил он ТАСС.

Председатель редакционного совета портала “Авиатранспортное обозрение” Алексей Синицкий пока не видит признаков восстановления рынка. “Внутренние перевозки сократились меньше, чем международные, и объемы на внутренних линиях понемногу увеличиваются. В этом плане Россия как страна с относительно большим рынком внутренних перевозок (в силу географии прежде всего) находится в более выгодном положении по сравнению с небольшими странами, где перевозки вообще встали. Но у нас внутренний рынок никогда не был самодостаточным, то есть так называемая работа на уровне платежеспособного спроса не покрывала убытков авиакомпаний. Компенсация шла за счет международных перевозок. Сейчас платежеспособный спрос низкий, курсовая разница, напротив, высокая (а многие фиксированные издержки авиакомпаний номинированы в валюте), то есть перевозки на ВВЛ остаются убыточными, несмотря на высокую загрузку самолетов. Дополнительный негативный фактор – неизбежный рост аэропортовых сборов, поскольку аэропорты лишились иностранных плательщиков, для которых, к слову, и ставки были заметно выше. И плюс ко всему огромные долги, которые отрасль уже накопила. Поэтому я бы поостерегся говорить о восстановлении рынка”, – сказал он.

По мнению исполнительного директора отраслевого агентства “Авиапорт” Олега Пантелеева, оживление российского рынка в июле-августе связано с реализацией отложенного спроса в туристическом сегменте. “Что касается внутрироссийского рынка, то оптимистичных результатов и сохранения темпов восстановления объемов перевозок ожидать не приходится. В четвертом квартале туристический сезон сходит на нет, параметры рынка определяет сегмент деловых перевозок, который сейчас испытывает серьезный спад из-за ухудшившейся макроэкономической конъюнктуры”, – считает он. При этом Пантелеев отметил, что с точки зрения финансовых результатов авиакомпании далеки от работы в прибыль. “Аэропортам немного проще: они восстановили объемные показатели, сохранив уровень ставок сборов. Авиакомпании смогли увеличить перевозки лишь за счет демпинга”, – резюмирует Пантелеев.

Последствия пандемии. Что аэропорты и авиакомпании делают для безопасности полетов?

Мы уже рассуждали о том, как пандемия может изменить аэропорты в долгосрочной перспективе, а теперь разбираемся, какие меры для безопасности полетов принимаются уже сейчас. Вопрос изучили эксперты издания Globettrender, а мы перевели материал.

У Etihad Airways появились Амбассадоры здоровья

Авиакомпания Etihad Airways запустила программу по охране здоровья Etihad Wellness. На сайте компании появилось онлайн-руководство с информацией о стандартах чистоты и защиты здоровья: от гигиены приготовления еды и чистки салона самолета до проверки самочувствия пассажиров. А скоро в аэропорту Абу-Даби и в самолетах Etihad появятся новые сотрудники – Амбассадоры здоровья, которые будут оказывать пассажирам необходимую поддержку. Кроме того, Etihad совместно с австралийской медицинской компанией разработали анкету из 22 вопросов, которая помогает высчитать вероятность заражения COVID-19. Вопросы основаны на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения и обновляются каждый день. Цель анкеты – помочь пассажирам определить вероятность того, что они могли контактировать с вирусом до путешествия.

Lufthansa проводит тестирование на COVID-19 во Франкфурте и Мюнхене

Lufthansa предлагает пассажирам, прибывающим в аэропорты Франкфурта и Мюнхена, сделать тесты на COVID-19 – чтобы помочь им избежать карантина и облегчить путешествия в другие страны. Результаты обычно доступны в течение четырех-пяти часов, пассажир получает их через приложение авиакомпании. Чтобы сдать тест, нужно заранее зарегистрироваться онлайн или непосредственно в лаборатории – рекомендуется проходить тестирование за 24 часа до вылета из аэропорта Франкфурта или сразу после прибытия. Медицинский центр, который расположен прямо в аэропорту Франкфурта, проводит до 380 тестов в час.

Чтобы пройти тестирование в Мюнхене, пассажирам также рекомендуется заранее оставить заявку по адресу notfallambulanz@munich-airport.de, чтобы избежать задержек. Результаты будут доступны в течение четырех часов.

Исследование обойдется путешественникам в € 139 за ускоренный тест (4 часа) или € 59 за проверку, которая займет 6-8 часов.

В аэропорту Эдинбурга появились антимикробные поддоны

Эдинбургский аэропорт заказал новые поддоны у компании Leidos – она занимается научными разработками, которые призваны «предотвратить распространения бактерий от контакта человека с поверхностью». Новые лотки предотвращают размножение различных бактерий, включая «золотистый стафилококк (стафилококк), кишечную палочку и устойчивые к антибиотикам бактерии, такие как MRSA и VRE, на 99,99 %».

Аэропорт также будет использовать аэрозольные опрыскиватели для дезинфекции багажных тележек.

Авиакомпания United запустила программу CleanPlus

United пообещала ставить здоровье и безопасность пассажиров на первый план: компания уже заключила договор с клининговой компанией и ввела более жесткий режим дезинфекции подлокотников, туалетов, экранов на спинках сидений и ремней безопасности. Кроме того, United требует, чтобы все путешественники во время полета носили маски, и запускает бесконтактную регистрацию.

British Airways обещает мыть свои самолеты «от носа до хвоста»

Главный британский авиаперевозчик заявил, что будет ежедневно очищать свой самолет от носа до хвоста и дезинфицировать ключевые поверхности после каждого полета. Каждые две-три минуты в салон будет поступать свежий воздух, прокачанный через специальные фильтры, которые убивают 99,9% бактерий и вирусных скоплений.

Аэропорт в Борнмуте внедрил системы измерения температуры тела

Транспортный хаб на южном побережье Великобритании установил инфракрасные камеры, которые измеряют температуру тела, чтобы помочь определить, у кого из пассажиров жар. Такие камеры сначала появились на входах для персонала, но скоро будут расставлены по всему аэропорту, включая зону прилета. Похожая система сейчас проходит испытания в лондонском Хитроу и аэропорте Манчестера.

Qatar Airways обеспечивает пассажиров и экипаж средствами индивидуальной защиты

Пассажиры, вылетающие из Дохи, получают лицевые щитки при регистрации на рейс, а на других направлениях их выдают у выходов на посадку. На борту всем пассажирам Qatar Airways предоставляется бесплатный защитный комплект: одноразовая хирургическая маска для лица, одноразовые перчатки и дезинфицирующий гель для рук. Экипаж авиакомпании летает в одноразовых медицинских халатах.

Норвежские аэропорты предлагают «бесконтактные путешествия»

Аэропорты Норвегии придумали, как пассажирам зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, пройти через систему безопасности и сесть в самолет, не вступая в контакт с другим человеком или машиной. Бесконтактное путешествие доступно в аэропорту Осло с 6 июля. А совсем скоро система заработает в Бергене, Ставангере и Тронхейме.

В аэропорту Дохи персонал использует «умные шлемы»

Теперь международный аэропорт в Дохе выглядит как место съемок фантастического кино. Там персонал использует «умные шлемы» (The Smart Screening Helmet) со встроенным дисплеем дополненной реальности, который позволяет анализировать температуру людей с помощью инфракрасных тепловизоров и искусственного интеллекта. Кроме того, в аэропорту скоро заработают полностью автономные роботы: они будут излучать концентрированный ультрафиолетовый свет, который уничтожит большинство инфекционных микроорганизмов. Машины разместят в «уязвимых зонах с высоким пассажиропотоком».

В аэропорту Манчестера можно забронировать конкретное время для прохождения проверки безопасности

Манчестерский аэропорт первым в Великобритании позволил гостям предварительно забронировать 15-минутный слот для прохождения проверки безопасности. Пассажиры смогут двигаться по выделенной полосе движения прямо к контрольно-пропускному пункту, чтобы быстрее добраться до своего гейта. Такой подход также позволит аэропорту более эффективно управлять потоками пассажиров, проходящих через систему безопасности, поможет сократить очередей и поддерживать социальное дистанцирование.

Аэропорт Чанги в Сингапуре становится бесконтактным

Сингапурский аэропорт Чанги будет постепенно устанавливать новые системы, чтобы сделать регистрацию пассажиров полностью бесконтактной. Они включают в себя «бесконтактные сенсорные экраны», инфракрасные датчики для багажа, а также автоматическую проверку документов с помощью технологии распознавания лица по радужной оболочке глаза (это заменит сканирование отпечатков пальцев).

Как дезинфицируют самолеты в эпоху covid-19?

Еще несколько месяцев назад, когда авиасообщение не было так сильно сокращено, многие авиакомпании расширили стандартную уборку салонов самолетов, включив в нее новые специальные процедуры. Экспертами в мире отмечается, что когда придет время готовить самолеты к возвращению в небо, данные меры будут как никогда актуальны.

С чего все началось?

Стандартную уборку салонов обычно проводят во время смены между рейсами. Данные процедуры могут включать сбор мусора, вытирание поверхностей различными дезинфицирующими средствами и проч. Однако во времена covid-19 многое изменилось. Стоит также отметить, что рядом авиакомпаний еще до начала пандемии проводилась более тщательная уборка салонов, которая включала даже распыление аэрозоля во время полета (практика применения в Австралии). По большей части речь идет о перевозчиках, которые летают в Азию, но не только. Во многих странах требуется, так называемая, «дезинсекция самолетов», прибывающих из мест, где распространяются болезни, передающиеся насекомыми.

Пандемия

Во времена пандемии ряд авиакомпаний расширили списки мероприятий и закупили дополнительные специальные дезинфицирующие средства и аппараты для аэрозольной обработки салонов.

Aircraft fogging. Delta.

Вместе с тем, когда все только начиналось, в отдельных случаях салоны обрабатывали только тряпками и салфетками. Вручную.

Обработка салона Singapore airlines. Фото: Jeremy Long.

Достаточно взглянуть на салон самолета, и возникают вполне очевидные вопросы. Насколько тщательно протерли кресла? Все ли откидные столики обработали? А ручки? Подлокотники, кнопки, вентиляцию? И т.д. В современных лайнерах таких деталей много. В данном случае аэрозоль является следующим шагом в обеспечении безопасности: он способен проникать в труднодоступные места, а также экономит время на обработку.

Обработка салона самолета Thai Airlines прибывшего из Китая. 28 Января 2020.

С развитием пандемии ряд авиаперевозчиков закупил оборудование для распыления аэрозоля на своих бортах. К примеру, это сделали три крупнейшие авиакомпании США Delta, United, American, и они не единственные. Другими авиакомпаниями также применялась подобная практика: Royal Jordanian, Qantas, Vietnam Airlines, Korean и проч.

Обработка салона во Frontier Airlines.

Обработка салона в United (фрагмент видео).

Использовались различные дезинфицирующие средства. По одним информация имеется, по другим – нет. В Delta, к примеру, ограничились заявлениями, что средство зарегистрировано в EPA (Агентство по охране окружающей среды США), и оно является высокоэффективным и используется на всех транстихоокеанских рейсах, прибывающих в США. Korean Air сообщала, что использовала MD-125, разбавленную версию моющего раствора D-125, которая применяется в различных отраслях промышленности. Сообщается, что MD-125 действует против 142 бактерий и вирусов, включая сальмонеллу, птичий грипп, ВИЧ и корь. В Qantas писали о Viraclean – дезинфицирующем средстве сиднейской компании Whiteley Corp.

Обработка салона. Фото businesstraveller.com

В методах обработки аэрозолем также есть свои нюансы. Чаще можно встретить специализированные мобильные распылители мелкодисперсного аэрозоля. На это важно обратить внимание, ведь вместе с этим применяли и опрыскиватели.

В чем разница? Распрыскиватели уступают мелкодисперсному аэрозолю, который в виде тумана проникает в труднодоступные места, заполняя весь объем помещения.

Обработка Boeing 787 прилетевшего из Уханя. Фото Royal Jordanian airlines.

Дисперсность аэрозоля может варьироваться от наиболее крупных капель в 50-100 мкм. при орошении, до более мелких – 3,5-10 мкм. Ниже дисперсность – выше проникающая способность и эффективнее обработка (CОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЕЗИНФЕКЦИИ И БОРЬБЫ С ИСМП. «Санэпидконтроль. Охрана труда» №4 2019 / ЛПУ). Одним из главных плюсов мелкодисперсного аэрозоля является еще и то, что он одновременно способен обеззараживать воздух. В отличие от крупных капель, которые почти сразу падают на обрабатываемую поверхность, туман с дезинфицирующим средством держится в воздухе и оседает постепенно.

Новые вызовы

«Чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности пассажиров, начиная с полуночи 25 марта 2020 года, авиакомпания Vietnam Airlines будет опрыскивать и дезинфицировать весь парк своих воздушных судов дезинфицирующим средством при посадке в Ханое, Дананге, и Хошимине. Vietnam Airlines – единственная авиакомпания во Вьетнаме, которая ежедневно дезинфицирует все эксплуатируемые самолеты», – Vietnam Airlines.

Выше один из примеров того, как авиакомпании начинают работать в новых реалиях. Это рынок, и никто не отменял того, что когда полеты снова начнут возобновлять, то люди будут больше доверять тем авиакомпаниям, которые принимают максимум мер для обеспечения безопасности.

Фото Vietnam Airlines

Процедура обработки во Vietnam Airlines, к примеру, включает в себя два этапа: распыление аэрозоля и очистка оборудования специальным раствором. В авиакомпании также рассказали, что помимо дезинфекции самолета после каждого полета, дезинфицирующее средство будет также распылятся и оставляться на всю ночь.

Vietnam Airlines не единственный перевозчик, принимающий данные меры.

Авиакомпании рассказывают и показывают, как и что они делают. Своими новыми технологиями в рамках «Delta Clean» делятся Delta airlines.

Aircraft Fogging Enhances Customer Safety | Delta Air Lines.

Delta будет выполнять санитарно-гигиеническую обработку каждого рейса с помощью электростатических распылителей.

Авиакомпания сообщала, что с 1 апреля все самолеты Delta на внутренних перелетах будут подвергаться специальной очистке салона в течение ночи. Самолет будет также обрабатываться перед каждым полетом. С начала мая авиакомпания начала дезинфицировать самолеты перед каждым вылетом.

Представленные примеры не единичны. С одной стороны, это, безусловно, забота о безопасности, однако вместе с этим – работа с клиентами и однозначное послание: «с нами летать безопасно».

Значимость расширения мер дезинфекции на воздушных судах становится со временем более очевидной. Агентство OAG, которое занимается аналитикой данных по перевозкам в гражданском секторе, сообщало, что дезинфекция самолетов и в аэропортах, вероятно, станут главными шагами, необходимыми, чтобы люди начали снова летать.

Данные OAG.

По данным агентства, эти меры окажут более значимый эффект, чем снижение стоимости тарифов на перелеты.

Какие меры примут авиакомпании в условиях пандемии коронавируса

Представители Delta Air Lines Inc ( DAL.N ) заявили о том, что авиакомпания ограничит вместимость первого класса до 50 процентов, а основного салона – до 60 процентов по мере возобновления полетов, которые планируется осуществить до 30 июня.

iStock

Этот шаг, отмечает Reuters, соответствует долгосрочной стратегии компании, о которой в прошлом месяце заявил генеральный директор Delta Эд Бастиан: адекватное восприятие безопасности потребителями будет способствовать оживлению авиаперевозок, и пассажиры в таком случае будут готовы платить больше за комфорт во время путешествий. Бастиан также заявил в ежеквартальном обращении к инвесторам, что меньшее количество самолетов в небе может стать “возможностью сосредоточиться на более совершенном опыте авиаперевозок”.

Напомним, что авиасообщение стало одним из секторов мировой экономики, наиболее пострадавшим от пандемии: многие перевозчики были вынуждены парковать на прикол целые парки самолетов или объявить о банкротстве. Мировая авиаотрасль уже оценивает свои потери по состоянию на середину мая в 252 миллиарда долларов. В целом коэффициенты загрузки авиакомпаний, например, в США в последнее время составляют всего около 33 процентов. Та же Delta, которая не ожидает, что авиаперевозки в мире восстановятся в течение двух или трех лет, заявила, что намерена сократить вдвое свой ежедневный приток пассажиров в случае возобновления рейсов в июне.

В результате ограничительных мер и закрытия границ в большинстве стран мира количество международных рейсов в апреле этого года сократилось примерно на 95 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлом года, а некоторые авиакомпании дали понять, что могут поднять цены на авиабилеты в среднем на 50 процентов. Это может произойти как раз из-за необходимости сократить количество мест на борту, оставив свободное место в ряду кресел из-за необходимости соблюдения норм социального дистанцирования. Председатель комитета по транспорту и инфраструктуре палаты представителей конгресса США на прошлой неделе призвал авиакомпании сохранить свободным как минимум одно место посередине ряда и довести количество пассажиров на борту максимум до 67 процентов от их вместимости.

Этот вопрос стал самым острым предметом дискуссий между властями и представителями авиакомпаний. По оценкам экспертов Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), перевозчики не смогут получать прибыль, если они ограничат количество места в самолетах до двух третей от их обычной вместимости и при этом не станут резко увеличивать стоимость авиабилетов, сообщает CNBC.

Какие меры приняли или собираются принять авиакомпании в условиях пандемии прежде всего для обеспечения безопасности полетов и охраны здоровья пассажиров? По оценке экспертов, несмотря на призыв к общим стандартам, некоторые страны применяют свои правила только к авиакомпаниям, зарегистрированным в их стране, в то время как другие применяют их и к иностранным перевозчикам. В Европе авиалинии в значительной степени сопротивляются призывам оставить среднее место пустым, но обнародовали другие изменения, призванные успокоить пассажиров. “Вы должны помнить, что самолет не является естественным местом для социального дистанцирования, поэтому вам нужно уменьшить риски для здоровья другими способами, и маски для лица, например, являются хорошим примером таких средств”, – заявил агентству Reuters исполнительный директор Finnair Топи Мэннер. В Малайзии и Индонезии самолет должен быть полупустым. Со своей стороны, все крупные авиакомпании США формально требуют, чтобы пассажиры носили маски для лица, однако три крупнейших американских авиаперевозчика – United, American и Delta, отмечают наблюдатели, так и не смогли сделать их обязательными на борту. Стремясь успокоить пассажиров, американские авиакомпании усилили дезинфекцию салона, во многих случаях используя процедуры электростатической очистки и туманообразования. Та же IATA пытается убедить пассажиров в том, что количество передаваемых вирусов на борту остается низким, отчасти благодаря системам фильтрации воздуха “операционного качества”, но авиакомпании, вероятно, пойдут дальше, чтобы повысить уровень гигиены и очистки в салоне.

Как прогнозируют аналитики, перевозчикам уже в самое ближайшее время будет необходимо разработать свои собственные комплексные меры по соблюдению норм социального дистанцирования и техники безопасности, которые могут включать в себя широкое применение биометрических данных и бесконтактную регистрацию. Некоторые перевозчики уже просят пассажиров зарегистрироваться только онлайн, чтобы ограничить их контакты с персоналом, как в самом аэропорту, так и при входе в салон лайнера. Отдельные авиакомпании уже дали понять, что будут обращаться к пассажирам с просьбой предоставить отрицательные результаты теста на коронавирус во время регистрации или так называемые “паспорта иммунитета” до посадки на борт. В прошлом месяце находящаяся в Дубае авиакомпания Emirates объявила, что стала первой авиакомпанией, которая провела “быстрые” 10-минутные анализы крови во время посадки. Однако такие меры практически невозможно повсеместно внедрить на международном уровне, отмечает Джоанна Бейли, редактор авиационного новостного сайта Simple Flying, поскольку они могут привести к огромным очередям в аэропортах и сбою в расписании. Наиболее уместен в данной ситуации другой комплекс мер по контролю за состоянием здоровья пассажиров, таких как инфракрасная проверка температуры тела, рекомендованная Федеральным авиационным управлением США. На борту также последуют более строгие меры по охране здоровья.

Бортовой сервис также претерпит существенные изменения. На рейсах Таиландских авиалиний пассажиры уже не могут иметь еду или воду в полете и должны носить маску. Блюда бизнес-класса, когда-то продаваемые премиальными перевозчиками, нанимающими знаменитых шеф-поваров, были сокращены до полуфабрикатов на таких перевозчиках, как Emirates, Air Canada и British Airways.

Как безопасно летать во время коронавируса

Государства постепенно открывают границы, а авиакомпании наращивают перелеты и привлекают клиентов скидками и акциями. Но насколько это безопасно — возвращаться к путешествиям и полетам, когда пандемия еще не закончилась? Forbes рассказывает, как обезопасить себя, если ехать все же надо

Карантин, введенный во многих странах для борьбы с распространением коронавируса, обернулся самым суровым кризисом за всю историю мировой авиации. Теперь постепенно авиасообщение, в том числе международное, налаживается. Хотя правительства по-прежнему рекомендуют гражданам воздержаться от поездок, многие после самоизоляции подумывают о том, чтобы отправиться куда-то за пределы опостылевшей квартиры и города. Но насколько это безопасно — вопрос открытый.

Почему летать может быть опасно?

Самая главная угроза при перелетах — это контакт с другими людьми: с ними приходится общаться, с ними приходится бок о бок сидеть. Причем соблюдать социальную дистанцию может быть сложно сразу на нескольких этапах перелета: на пути в аэропорт, в аэропорту вылета, на борту, в аэропорту прилета и по пути до места назначения.

При перелетах возникает сразу несколько рисков: заразиться на борту, заболеть далеко от дома, оказаться в карантине, не найти безопасного и доступного жилья для изоляции, перечисляет Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Заразиться коронавирусом можно от инфицированных пассажиров, у которых даже может не быть симптомов. Но они все равно будут источниками инфекции, которая напрямую может передаться другим людям, которые находятся в ближайшей досягаемости или касаются тех же поверхностей, что и зараженный. В аэропортах люди стоят в очередях, контактируют с сотрудниками авиакомпаний, посещают места общественного пользования (например, туалет) и общепит.

Вирус распространяется внутри самолета?

Вопрос дискуссионный, и однозначного ответа на него пока нет, но большинство исследований и рекомендаций показывают, что риск распространения вируса в самолете по воздуху не очень большой. Например, Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) прямо указывают, что большинство бактерий и вирусов обычно не распространяются широко в салоне самолета из-за особенностей циркуляции воздуха и его фильтрации.

В салоне самолета воздух состоит пополам из воздуха за бортом (который на высоте эшелона стерилен) и пополам из постоянно оборачиваемого воздуха внутри салона, который проходит через мощные фильтры. Например, Airbus и Boeing утверждают, что их самолеты оборудованы фильтрами HEPA, которые способны задерживать очень мелкие частицы, в том числе вирусы, пишет Bloomberg.

Кроме того, воздушный поток в самолетах как правило направлен сверху вниз, а не из задней части самолета в переднюю или наоборот, что также не позволяет вирусу свободно распространяться. Но есть нюансы: например, вентиляция не всегда работает на полную мощность, когда самолет еще стоит на земле. В самолете есть еще как минимум два фактора, которые мешают вирусу расплываться по салону: все люди сидят лицом в одном направлении, а не лицом к лицу, и при этом обычно остаются на своих местах после посадки. Еще один барьер — спинки кресел, перечисляет IATA.

Доцент медицинской школы Гарварда Лин Чен заявила National Geographic, что текущие данные указывают на только редкие случаи передачи вируса на борту самолета.

Исследования подтверждают низкую угрозу заражения внутри салона?

Пока данные противоречивы. IATA цитирует, например, исследование на примере рейса из США в Тайбэй 31 марта: у 12 пассажиров затем подтвердился коронавирус, но у других пассажиров и членов экипажа тесты дали отрицательные результаты. Другое исследование, в Великобритании, выявило 14 заразившихся пассажиров рейса всего от одного человека. IATA опросила 18 крупных мировых авиакомпаний, и они за январь-март 2020 года выявили лишь четыре эпизода возможной передачи вируса во время полета, причем только от пассажиров членам экипажа. Запрос большей группе из 70 авиалиний (которые составляют половину мирового объема перевозок) также не показал случаев с подозрением на передачу вируса во время полета.

Но есть и другие данные. Так, исследование на примере рейса из Гонконга в Пекин показало, что 20 человек заразились от одного больного пассажира. Данные 2015 года, опубликованные на сайте Американского общества по микробиологии (American Society for Microbiology), свидетельствуют, что другие другие вирусы, как атипичная пневмония (SARS), грипп и оспа, которые, как и коронавирус переносятся воздушно-капельным путем, все же распространялись в самолетах.

Вывод: в самолете меньше вероятность распространения вируса, чем, например, в автобусах или старых вагонах метро без системы кондиционирования и очистки воздуха, но о полной безопасности все же говорить не приходится.

Как защищают здоровье пассажиров в аэропорту и на борту самолета?

Путешествие на самолете подразумевает несколько стадий, на которых могут возникнуть риски. Но можно выделить две основных: в аэропорту и на борту. Вот какие меры безопасности называет IATA.

В аэропорту:

  1. Измерение температуры. Многие страны и аэропорты сделали обязательным термометрию при входе в здание аэровокзала. Жар — один из первых признаков COVID-19 у некоторых людей. Но проверка температуры не сможет выявить людей с заболеванием на ранней стадии, без симптомов, а также тех людей, у кого температура не является симптомом, или которые приняли жаропонижающее. При этом опросы показывают, что измерение температуры в аэропорту успокаивает пассажиров, а также убеждает некоторых людей с проявлениями заболевания отказаться от поездки.
  2. Отслеживание симптомов. Если перед поездкой начали проявляться любые из симптомов коронавируса (это может быть, например, жар, затрудненное дыхание или диарея), то от перелета следует отказаться. То же касается людей, которые живут с заболевшими, контактировали с ними или должны соблюдать самоизоляцию по предписанию госорганов. Многие страны уже сейчас требуют от пассажиров заполнять опросник на предмет симптомов. Некоторые ввели в аэропортах медосмотр людей с признаками заболевания — как правило, по прибытии.
  3. Тестирование на коронавирус. Такие страны, как Южная Корея, Китай, Австрия и Исландия, сделали отрицательные результаты теста на коронавирус официальным требованием для разрешения въезда. Тест должен быть сделан либо до вылета, либо после прилета. IATA утверждает, что идеальное время для тестирования — прямо перед поездкой, причем для простоты и удобства тесты должны быть организованы прямо в аэропорту вылета. Но тесты не всегда точны. Иногда они могут не выявить заболевание, особенно если человек заразился недавно, либо дать положительный результат, даже когда человек здоров. Есть и вопрос задержки в получении результатов: даже в лучшем случае она составит несколько часов. Тесты на антитела помогают узнать, переболел ли человек и получил ли он какой-нибудь иммунитет. Но антитела не выявляются на ранних стадии болезни и, к тому же, непонятно, как долго сохраняется иммунитет.
  4. Социальное дистанцирование. Коронавирус передается воздушно-капельным путем и содержится в микрочастицах, которые выдыхает человек. Поэтому один из самых эффективных способов борьбы с инфекцией — ограничить контакты людей и держать их подальше друг от друга. Аэропорты и авиакомпании адаптируют сервис для того, чтобы максимально добиться дистанцирования: например, перевозчики вводят определенный порядок посадки в самолет (например, сначала заходят задние ряды), продвигают онлайн-регистрацию, устанавливают стойки автоматической сдачи багажа. В США транспортная безопасность предлагает людям самим сканировать свои документы вместо того, чтобы передавать их сотруднику. Авиакомпания United Airlines установила защитные экраны на стойках регистрации. Компания закупает киоски самостоятельной регистрации, которых не нужно касаться: для печати посадочного можно использовать смартфон.

На борту самолета:

  1. В салоне самолета меры по социальному дистанцированию должны также соблюдаться. Добиться полного дистанцирования на борту сложно, если не делать совсем уж низкой загрузку рейсов, но в этом случае их стоимость для пассажиров резко подорожает. Кроме того, проблемой на борту становится перемещения людей — особенно при посадке и высадке, а также при пользовании туалетами. Взаимодействие экипажа с пассажирами минимизируется: например, заранее до посадки на местах размещают еду и воду. Некоторые авиакомпании ограничивают объем ручной клади и допускают к туалетам строго по одному человеку. Некоторые авиакомпании вроде Jet Blue Airways и Delta Air Lines пообещали оставлять пространство между пассажирами. Другие авиакомпании отказываются это делать, ссылаясь на недостаток изученности эффективности подобной меры и дороговизну такого шага.
  1. Ношение масок. Многие аэропорты мира сделали ношение масок обязательным для пассажиров, провожающих и сотрудников аэропортов, а также во время полета. Но остается вопрос с контролем за исполнением требования. Как убедился корреспондент Forbes, в подмосковном «Домодедово» в один из выходных дней в середине июня большинство пассажиров было без масок, а в самолете при практически полной посадке в маске был от силы каждый второй, если не меньше.
  2. Уборка и дезинфекция. Авиакомпании стали чаще и тщательнее проводить уборку самолетов, а также дезинфицировать поверхности. Хотя основной путь передачи вируса — воздушно-капельный, он может оседать на поверхностях. Оттуда он может попасть на руки человека и, если тот коснется лица, рта или глаз, через слизистые проникнуть в организм. Поэтому важно проводить уборку со средствами, которые содержат хотя бы 60% спирта. Особенно уборка необходима при коротких перелетах, когда необходимость быстрой переориентации самолета на другое направления не позволяла провести серьезную уборку. Но теперь перевозчики за этим следят. IATA упоминает еще одну тактику: выдавать пассажирам антибактериальные салфетки, чтобы они могли самостоятельно протереть поверхности и убедиться, что вокруг них все обеззаражено.

Как поберечься самому?

Полеты рискованны из-за близости людей друг к другу: они стоят в очередях, регистрируются на рейсы, посещают заведения общепита и пользуются местами общего пользования (например, туалетами). Поэтому самы главный совет — следить за дистанцией и держаться подальше от людей. Снизить риск заражения других можно, надев маску.

Правительство Великобритании советует избегать самых популярных для перелетов дней (праздники и выходные), а также самых загруженных маршрутов. Руки как можно чаще нужно мыть — с мылом и не меньше 20 секунд, а если это невозможно — то обрабатывать антисептиком. Рот, нос, глаза трогать нельзя. При чихании и кашле закрывать нос и рот салфеткой или локтем.

Лучше регистрироваться онлайн. В аэропорт лучше приезжать в одиночку, без провожающих. Поменьше передвигаться по зданию аэропорта, только по необходимости, и не общаться с людьми без необходимости.

Что нужно знать об авиаперелётах в условиях пандемии

Что нужно знать об авиаперелётах

С 1 июля вновь открывают двери мировые и отечественные курорты. Но теперь путешественникам придётся испытать немало сложностей для начала долгожданного пляжного отдыха. Маски, перчатки, одноразовая посуда и другие нововведённые ограничения станут такими же обязательными атрибутами авиаперелёта, как билет или регистрация на рейс.

Первым делом, первым делом – безопасность

С момента возобновления воздушных путешествий у пассажиров и авиакомпаний прибавится забот по обеспечению безопасности находящихся на борту. Теперь помимо необходимых документов, багажа и авиабилета, в комплект туриста будут входить одноразовые маски и перчатки, подлежащие замене после каждых трёх часов полёта.

Роспотребнадзор особо подчеркнул, что задача обеспечения пассажиров одноразовыми средствами защиты ложится на плечи российских перевозчиков, что и закреплено в методических рекомендациях. Однако эта рекомендация не распространяется на иностранные авиакомпании, и в ряде случаев путешественникам придётся приобретать маски за свой счёт. По предварительным данным, предоставленным РИА Новости, покупать маски понадобится пассажирам дочерних предприятий Lufthansa Group.

Меры безопасности до перелёта

Обязательным станет измерение температуры непосредственно перед посадкой. Согласно предписанию Роспотребнадзора гражданам с повышением температуры будет отказано в подъёме на борт самолёта.
Изменения коснутся и непосредственно посадки. В 2020 году она будет осуществляться этапами: пассажиры будут проходить в салон соответственно посадочным местам, начиная с тех, чьи кресла располагаются в хвосте лайнера. Таким образом будет минимизирована возможность их контакта с теми, кто находится в передней части самолёта. Каждый пассажир должен будет воспользоваться антисептическими средствами, размещёнными при входе.

Как вести себя во время полёта в 2020 году

Пассажир должен быть пристёгнут ремнями безопасности в течение всего полёта, так как авиакомпании ограничат свободу перемещения внутри салона походом в туалет. Бортовое питание путешественники получат в одноразовой посуде.

Необходимо помнить, что ручки, переключатели и поручни для пассажиров могут быть источниками повышенной опасности, и не прикасаться к ним без необходимости. Компании-перевозчики в свою очередь должны уделять пристальное внимание уборке салона и обработке контактных поверхностей антисептическими и дезинфицирующими препаратами.

Правила рассадки

В связи с необходимостью социального дистанцирования, Роспотребнадзор изначально рекомендовал заполнять самолёты не более чем на 50% от существующих посадочных мест. В период карантина это требование соблюдалось, так как желающих совершить перелёт было немного.

По данным S7 Airlines, при регистрации пассажиров, система автоматически присваивала места в «шахматном порядке», с промежутком в ряд или одно кресло. Это соответствовало действиям зарубежных авиакомпаний. В AirBaltic подтвердили, что до наполненности борта в 89 пассажиров, среднее место оставалось пустым.
В связи с меняющейся обстановкой и началом туристического сезона, АЭВТ, объединяющая авиаперевозчиков РФ, попросила пересмотреть ранее принятую норму. Представители Ассоциации считают, что подобное ограничение излишне: больные с температурой отсеиваются при посадке, а салон оснащён системой вентиляции и кондиционирования, которая позволяет воздуху в салоне быстро обновляться.

К тому же министерством транспорта замечено, что соотношение рентабельности перелётов к цене билета напрямую зависит от загруженности рейсов. Ограничение количества пассажиров даже до 72-75% вызовут ощутимое повышение стоимости перелётов. Е.И. Дитрих, глава министерства, спрогнозировал среднюю стоимость авиабилетов от 70 000 рублей. В таком случае количество потенциальных пассажиров сократится в разы, ведь согласно данным АЭВТ, 53% путешественников не считают обеспечение безопасности адекватным подобному повышению цен.

Итогом противостояния стали общие правила авиаперевозок, выработанные специалистами Минтранса, Роспотребнадзора и Росавиации, в которых краеугольным камнем наполненности бортов выступает уже не шахматная рассадка, а этапы последовательного снятия ограничений в период пандемии.
Правила первого этапа, на котором находится в данный момент Российская Федерация, обязуют пассажиров сразу помещать уличную одежду в отделение для клади. Доставать верхнюю одежду можно только с позволения бортпроводника.

Так же правилами регламентируется соблюдение социальной дистанции в очереди на посадку и в уборную на борту. Путешественников ждёт двукратная проверка температуры: при входе в аэропорт и посадке. Продукты питания и напитки, взятые пассажиром, должны быть упакованы герметично.

Отпуск на родине – тренд наступающего лета

Заморозка международных перелётов не помешала будущим отпускникам заранее позаботиться о билетах. Однако лидерами в данном сегменте стали отечественные курорты и туристические зоны: Москва и Санкт-Петербург, Калининград, южные границы России: Сочи, Симферополь, Анапа и т.д.

Зарубежные перелёты по-прежнему интересуют россиян, однако их доля упала до показателя в 1-5%. Причём перелёты в США и страны Европы по сравнению с путешествиями в страны Содружества Независимых Государств можно назвать точечными.

В целом аналитика показывает, что после выхода из режима самоизоляции всё больше посетителей пользуются услугами сервисов по бронированию авиабилетов.

Г. Луговой, директор по связям с общественностью в одном из интернет-ресурсов по бронированию, отметил, что показатели бронирования еще до конца мая превысили показатели апреля более чем в 3 раза. Но даже эти цифры в 10 раз ниже аналогичных за май 2019 года.

Интересно и то, что в апреле 3/4 пассажиров предпочитали оплачивать забронированные билеты как можно ближе к дате вылета, а в мае этот показатель снизился до 2/3.

Цены на авиабилеты летом 2020 года

Эксперты отмечают, что средняя цена на авиаперелёт почти не претерпела изменений и составляет 16 000 рублей. К тому же перевозчики надеются повысить трафик перевозок, запустив скидки и льготные тарифы:

Ссылка на основную публикацию