Путешествие на Байкал на машине: отзывы и советы

Как я поехала на Байкал на машине вдвоем с собакой – отчет

Привет, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам о своем путешествии на Байкал. Ездила я одна. Вернее, не совсем одна, а в сопровождении четырехмесячного щенка Дарика. Средство передвижения — автомобиль Лада Калина. Время путешествия — ноябрь 2020 года.

Все у меня сложилось очень спонтанно. Отправляясь в путь, я была не уверена, что достигну главной цели поездки. Тем не менее, все получилось, и было очень-очень здорово. А как именно — об этом ниже.

Сборы в поездку

Попасть на Байкал я мечтала уже очень давно, но совершенно не собиралась туда именно в этот год, да еще и поздней осенью. Но эмоции — такая вещь, которой не прикажешь.

Если вы заядлые путешественники, то знаете, что эта болезнь надолго. Считай, навсегда. Едешь в какую-нибудь поездку, возвращается довольный, некоторое время наслаждаешься воспоминаниями, а потом проходит некоторое время, и ты уже снова чувствуешь: пора! Дали зовут. И ты снова начинаешь собираться в путь.

Вот так вышло и у меня. Наступила осень, за ней забрезжила холодная и длинная зима и я решила, что надо бы до этого куда-нибудь съездить. И идея была — Крым. Я была в украинском Крыму, но еще не была в российском. Тем более, не видела так быстро возведенного там чудо-моста. И я засобиралась в Крым. На авто. Погреться на солнышке.

Но пока я туда собиралась, стало еще холоднее, выпал снег и летние колеса автомобиля пришлось срочно поменять на зимние. А если с зимними шинами ехать в теплое место, то, глядишь, все шипы порастеряешь. Жалко. Значит, надо искать северное направление. Что у нас есть северного? Карелия? Так я там была. Что еще? Сибирь? О, вот это интереснее! А что есть в Сибири? Байкал! Ура, подойдет.

Вот так я вместо Крыма отправилась на Байкал.

Планы

В дороге / На Байкал на машине отчет

В дороге / фото автора

Собираясь в путь, я всегда составляю план поездки. Куда пойду, что посмотрю, сколько это займет времени. И в данном случае, хотя у меня на планирование была всего лишь неделя, я за это время успела изучить с помощью Интернета, чего в той стороне есть интересного, куда бы я хотела поехать, и как в такой ситуации лучше всего составить маршрут.

План был следующим:

1. Доехать до Байкала. Не зря это выделено в отдельный пункт, потому что путь-то туда достаточно длинный — примерно 4500 км в одну сторону от моего родного Кирова. По дороге попадались следующие города, которые я хоть мельком, да собиралась посмотреть: Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск.

2. Листвянка. Заехать в это место нужно было обязательно, потому что кто бы что ни рассказывал о Байкале, Листвянку обязательно упоминает. Что именно там есть, я не очень представляла, но мне казалось, что это что-то типа курорта.

3. Ольхон. Побывать на Байкале и не посетить остров Ольхон — это было бы кощунством. Что за остров и как оно там, я тоже имела очень смутное представление. Знала только, что туда можно добраться лишь паромной переправой и очень переживала: а вдруг она будет закрыта, например, по причине шторма. Обидно будет проехать такую уйму километров и уехать обратно не солоно хлебавши.

4. Кругобайкальская железная дорога. Одно из самых знаменитых мест Байкала — железная дорога, идущая по самому берегу. Виды на озеро и окружающую природу там такие, что не оторваться. Называется эта железная дорога «Кругобайкальская». На самом деле ни о каком круге и речи быть не может — продолжительность ее всего 69 км по юго-западной оконечности озера. Идет она от порта Байкал (рядом с Листвянкой) до Слюдянки (юг озера). Я хотела по ней если не проехаться, то хотя бы пройтись, чтобы поглазеть на пейзаж и сделать красивые фотографии.

5. Восточное побережье Байкала — то, что со стороны Бурятии. Этот пункт был у меня в самой слабой разработке. Потому что время на подготовку вышло, пора была отправляться в путь и искать какую-то более подробную информацию оказалось уже некогда.

6. Северобайкальск. Это город на северо-западной оконечности озера. Самый северный город на Байкале. Как писали в отзывах, в самом городе ничего особенного нет. Ну, разве что, ощущение застывшей истории — там все такое СССРовское, старое. Что по поводу природы, то там красиво, но как везде на Байкале. А вот ради чего туда стоит ехать, так это ради старой дороги, ведущей к нему.

К Северобайкальску ведут две дороги — одна длиннющая, в объезд. От Иркутска это примерно 1300 км. Но она хороша — нормальная трасса с асфальтом и бензозаправками.

Вторая значительно короче — около 800 км, но она грунтовая (или вся, или часть ее — это я не поняла). На этих грунтовых участках никаких заправок нет. Но зато там очень красиво. Мне хотелось проехать по этой дороге, но я не знала, рискну ли я поехать в такую даль по бездорожью, поздней осенью со снегом и совершенно одна.

Как все сложилось

Мой щенок Дарик

Мой щенок Дарик — 4 месяца на момент поездки /фото автора

Определила я основной маршрут, забронировала гостиницы и отправилась в путь. Отправилась я в него в очень подвешенном состоянии — доеду ли я до конца, было совершенно неизвестно. А причина — мой щенок Дарик.

Дарик (Дарий, Дар) — восточно-европейская овчарка. На момент выезда ему было всего 4,5 месяца. Это для путешествия маловато — он же еще глупенький, не очень дрессированный, не очень послушный. Плюс к этому у него была очень неподходящая для автомобильных путешествий проблема — его укачивало в машине. Даже на небольшие расстояния. А чего же говорить о тех, которые нужно было преодолеть, чтобы добраться до Байкала.

Вот по этой причине я колебалась некоторое время, ехать ли, но потом решила все-таки ехать, но с оговоркой. Постараюсь добраться хотя бы до ближайшего большого города — Перми, а там видно будет. Если уж псу будет совсем плохо в дороге, то я там переночую и поеду обратно. А если ничего, то постараемся таки попасть на Байкал.

И вы знаете, чудо, но все сложилось. Мы проехали 30 км, остановились погулять. Потом проехали 50 км и остановились погулять. Потом проехали еще 100 и снова остановились. А потом Дарик утомился и уснул. С этого момента все как рукой сняло — больше в машине его не подташнивало. Весь остальной путь мы проделали с удовольствием и буквально душа в душу.

А сейчас пробегусь по запланированным пунктам.

Листвянка

Вид на Байкал в Листвянке

Вид на Байкал в Листвянке / фото автора

Поселок Листвянка

Находится на берегу Байкала, всего в 70 км от Иркутска. Когда местные говорят, поеду отдыхать на Байкал, они чаще всего имеют в виду именно Листвянку.

До поездки я считала, что Листвянка — курорт. В общем, так оно и есть, но с натяжкой. Листвянка просто малюсенький поселочек без какой-либо курортной инфраструктуры. Вернее, из нее присутствуют магазинчики, сувенирчики, кафешечки и это все. Ну, еще небольшая набережная. Есть пляж, но пляжная полоса узкая, и если летом наплыв народа, то я не знаю, как они там отдыхают.

Осенью Листвянка была пуста и безлюдна. Встречались время от времени местные жители, но очень немного. Туристов вообще не было. А когда я спрашивала, куда все подевались, народ мне отвечал, что, дескать, коронавирус. Никто никуда не едет. Таких ответов мне было дано штук пять, а потом одна дама сказала: «Да какой коронавирус! Просто не сезон! К нам ездят летом и зимой. А сейчас не время».

Возможно, она права. Потому что на Байкале хорошо во время летнего солнечного тепла, хорошо ранней осенью, когда стоят разноцветные деревья, интересно зимой, когда вода превращается в абсолютно прозрачный лед, сквозь который, говорят, можно даже разглядеть дно и рыб. А вот поздней осенью, когда листья уже опали, дует холодный ветер, но красивого льда еще нет, ехать на Байкал, может, и не время.

Но, с другой стороны, интересно было увидеть Байкал без людей. Это, наверное, редкая возможность насладиться общением с ним без того, чтобы каждую минуту сталкиваться локтями и носами с другими туристами, жаждущими такого же общения.

Большая Байкальская тропа

В Листвянке я хотела посмотреть не только сам поселок, но и Большую Байкальскую тропу. Идет она из Листвянки до поселка Большие Коты (забавное название, да?) и длится примерно 25 км. Цель ее существования — провести туристов по красивому берегу Байкала.

Когда видишь фотографии, то там обычно показана обычная тропинка, идущая по краю обрыва, по ней бредет турист с рюкзаком и наслаждается красотой вокруг — видом на бесконечный простор Байкала и сосны на фоне неба.

Чужие картинки впечатляют. Я подумала, что неплохо бы пройтись по этой тропе. Метров так триста. Ну, может, пятьсот. Заснять красоты и потом обратно.

И я попыталась это сделать. Ужас. Если бы я только знала, как оно все обстоит на самом деле. Если идти триста метров или даже пятьсот, то никаких байкальских красот не увидишь — там просто лес. Это тропа так обходит горы на побережье. Но при этом подъем все время идет вверх — нужно подняться на перевал.

Ближе к нему — через 2-3 км, подъем становится очень крутым. Таким, что обычным походным шагом не пойдешь, надо двигаться чуть ли не с остановками. Или очень медленно — так как ходят в горах при крутом подъеме. И вот если ты все это преодолеешь, то да. Красоты будут. Но до них 4-5 км пути.

Я, конечно, под впечатлением от сосен на фоне неба, от голубой воды Байкала, сливающейся на горизонте с небом, от лучей закатного солнца, чудесным образом окрасивших все вокруг в теплый мягкий свет. Но если бы я знала, сколько времени и сил потребуется на то, чтобы сюда забраться, то не уверена, что решилась бы на это.

И, кстати, как же хорошо, что я не знала, потому что иначе я все это так и не увидела.

Ольхон

Ольхон, паромная переправа

Ольхон, паромная переправа / фото автора

Ольхон мне очень понравился. Отправляясь туда, я даже не знала, что меня будет ждать. Природа Ольхона не похожа на всю остальную природу Байкала. Я даже не знаю, как это объяснить. Больше всего это похоже на пустыню с громадными барханами. Наверное, это тоже горы. Но они песчано-коричневого цвета и барханами перетекают одна в другую.

А еще на Ольхоне великолепные, широкие песчаные пляжи. Думаю, что летом на них отдыхающих тьма тьмущая. И из-за комфортного отдыха, и из-за того, что Ольхон — очень солнечный остров. Говорят, там светит солнце около 350 дней в году.

Вид на Ольхон

Вид на Ольхон / фото автора

Когда я там была, тоже светило солнце и там вообще не было снега. Хотя и в Иркутске, и в Листвянке он уже выпал и лег на землю пусть и не плотным, но все-таки основательным покрывалом.

На Ольхоне есть и скалы. И очень живописные, между прочим. Особенно чудесно они смотрятся в виду полного отсутствия людей. Стоишь на такой скале и кажется, что ты вообще один в этом мире. Что здесь и сейчас есть только ты и великий, величественный Байкал. Возникает полное ощущение слияния с природой. А это в наш цивилизованный век, заполненный городами и людьми в них, достаточно редкое ощущение.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

Та самая железная дорога вдоль Байкала / фото автора

Да. Она классная. Мне таки удалось пройтись по ней. Только не из Листвянки. Оттуда нужно было бы переправиться через Ангару паромом в порт Байкал, где железная дорога и начинается. А из поселочка Култук.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) действительно идет по самому берегу Байкала. Вот прямо по самому краешку обрыва, за которым начинается Байкал. И это так чудесно. Потому что красота вокруг неописуемая.

Мне опять повезло еще и в том плане, что в Култуке не было снега. Температура минусовая, а снега нет совсем. Поэтому желто-рыжий от осенней травы берег Байкала чудесно сочетался с голубизной воды и неба. Плюс к этому солнышко с теплыми лучами, и ощущение конца ноября пропадало. Казалось, что вокруг стоит ранний сентябрь.

Я прошла по КБЖД примерно 8 км в одну сторону и столько же обратно. Всего 16 км. Для меня многовато, я столько не планировала. Но уж очень мне хотелось посмотреть не только рельсы по краю обрыва, но еще знаменитые тоннели и мосты этой дороги. И я их посмотрела. Это тоже очень-очень интересно.

Восточное побережье Байкала

Байкал в Бурятии. На Байкал на машине отчет

Байкал в Бурятии / фото автора

Восточное побережье менее развито, чем западное. Там меньше таких знаковых мест, куда непременно жаждут попасть туристы. Да и добираться до него, если ехать из Иркутска, далековато.

Но западная часть Байкала находится в Бурятии. Поэтому, если прилетать в Улан-Уде — столицу Бурятии, все становится намного ближе. От Улан-Удэ до озера около 100 км.

Уехав из Иркутска, я остановилась в Улан-Удэ на ночевку, а потом просто поехала прокатиться вдоль западного побережья.

Я доехала примерно до середины озера — до города Горячинска, который так называется из-за горячих источников в городе и санатория, на них расположенного.

Восточное побережье отличается от западного. Оно показалось мне более равнинным, чем скалистый запад. Но, возможно, я ошибаюсь, потому что проехала я его все-таки не до конца.

Байкал показался мне тут совсем в другом виде, чем раньше. Здесь к моменту моего приезда уже наступила настоящая зима, выпал снег и Байкал начал покрываться льдом. Пока только у самого берега, но все-таки. Плюс к этому плывущие по небу мрачные свинцовые тучи, пронзительный ветер, бурные волны, набегающие на берег. Суров оказался Байкал. Суров и могуч. Но даже такой он очень и очень хорош.

Северобайкальск

А вот в Северобайкальск я не поехала. Объезжать вкруговую по хорошей дороге, набирая лишние километры, не хотелось, а по короткой и грунтовой я побоялась ехать. Зима как-никак, а я одна на обычной машинке. Мало ли чего. Вдруг по этой дороге никто не ездит, кто меня тогда будет спасать в случае каких проблем?

В Иркутске я попыталась поспрашивать местных водителей, но никто не мог мне дать вразумительного ответа — проезжая ли там дорога. Большинство советовали поехать в объезд. Потому я махнула рукой и отправилась в обратный путь.

Может быть, Северобайкальск окажется потом поводом, чтобы еще раз побывать на Байкале.

Итоги и технические моменты

Итак, я съездила на Байкал, благополучно вернулась и очень-очень довольна своим путешествием. Моя давняя мечта наконец-то сбылась.

Байкал чудесный, замечательный, великолепный. Он хорош во всех своих проявлениях — и в солнечную погоду, и в пасмурную. И даже в период межсезонья.

Технические моменты поездки:

  • Средство передвижения — автомобиль Лада Калина.
  • Путешественники — я и мой 4-х месячный щенок восточно-европейской овчарки Дарик.
  • Продолжительность — 17 дней.
  • Пройдено — 11 000 км
  • Затрачено — 50 000 руб.

Расходы:

  • Бензин — 27 000 руб.
  • Гостиницы — 17 000 руб.
  • Еда — 6 000 руб. (с учетом того, что кое-что из еды я брала с собой из дома — консервы, тушенка).

Хороших путешествий всем читателям dorogi-ne-dorogi. Ездите, летайте, смотрите. И ничего не бойтесь. Все трудности преодолимы, все в этом мире возможно. Главное — идти за мечтой и она сбудется.

Автомобильное путешествие на Байкал — что нужно знать

Поездка к озеру Байкал на автомобиле: как выбрать лучшее время, аренда машины, что взять с собой, особенности маршрутов, тонкости и советы. В конце — видео об автопутешествии на Байкал. Поездка к озеру Байкал на автомобиле: как выбрать лучшее время, аренда машины, что взять с собой, особенности маршрутов, тонкости и советы. В конце — видео об автопутешествии на Байкал.

Автомобильное путешествие на Байкал — что нужно знать

Озеро Байкал – уникальная природная жемчужина России. Неудивительно, что с каждым годом количество автотуристов, отправляющихся посмотреть эти великолепные места, растёт. Путешествие на Байкал принесёт незабываемые впечатления, но чтобы поездка была максимально комфортной, стоит заранее знать некоторые особенности маршрута.

Преимущества автотуризма

Преимущества автотуризма на Байкал

Безусловно, в поездку на Байкал можно отправиться и с туристической группой, на поезде или автобусе, но в этом случае вы не получите той свободы выбора маршрута, которая доступна тем, кто путешествует за рулём собственного авто. Кроме того, поездка на собственном автомобиле в итоге обойдётся дешевле.

Кому-то придутся по вкусу ночёвки в палатке, кто-то предпочтёт гостевые дома и кемпинги. В разгар сезона, летом, здесь достаточно многолюдно, и это следует учитывать, планируя путешествие. Если вы – поклонник уединения, придётся либо подумать о поездке не в «высокий» сезон, либо выбирать для остановок и отдыха отдалённые посёлки, где туристов ещё немного, и оттуда уже путешествовать пешком, на лодках или на лошадях туда, куда не доехать на авто и где туристов поменьше.

Выбираем время для поездки

Подавляющее большинство путешественников предпочитают посетить Байкал в «высокий» сезон, который здесь приходится на период со второй половины июля по середину августа. Это – наиболее тёплое время, когда стоит хорошая погода, во многом компенсирующая неудобства от наплыва туристов.

Ещё один период – весенний – позволит полюбоваться невероятной красоты озёрным льдом. Весной стихают обычно суровые зимние ветра, так что для закалённых путешественников такое время для поездки может оказаться предпочтительным.

В любом случае, отправляясь на Байкал, следует помнить, что эта местность славится коварными температурными перепадами. Поэтому в любом случае тёплые вещи должны быть в наличии. Планируя ночёвки в палатке, готовьте снаряжение тщательно, продумывая все возможные неожиданности, от штормового ветра до резкого похолодания или томительной безветренной жары.

Отправные пункты для путешествия

Карта Байкала с населёнными пунктами и прилегающими базами отдыха

На фото: Карта Байкала с населёнными пунктами и прилегающими базами отдыха

Страна у нас большая, и посоветовать один маршрут для всех желающих приобщиться к красоте Байкала невозможно. Попробуем перечислить некоторые способы начать путешествие.

Тем, кто располагает временем, можно посоветовать добираться до Байкала на собственном автомобиле. Но расстояния велики, а отпуска у нас, к сожалению, слишком коротки для подобной поездки. Поэтому удачным решением может стать путешествие от выбранной отправной точки на самолёте и аренда легкового автомобиля на период путешествия на Байкал.

В качестве отправных точек путешествия чаще всего выбирают:

Из Иркутска удобно добраться до посёлка Листвянка, на один из наиболее популярных среди путешественников район Байкала — Нарин Далай (Малое Море) с его обилием бухт и удобных туристических стоянок и на остров Ольхон.

Если вы выбрали отправной точкой Северобайкальск, оттуда можно добраться до губы Аяя и на ледниковое озеро Фролиха, посетить мыс Котельниковский с его горячими источниками, слюдяные озёра Большое и Малое Слюдянские, где расположены популярные пляжи для летнего отдыха.

Восточное побережье Байкала, начинать путешествие по которому лучше с Улан-Удэ, не менее интересно. Вас наверняка поразят своей красотой Чивыркуйский и Баргузинский заливы, полуостров Святой Нос и озеро Духовое в Баргузинской долине.

По всему побережью Байкала расположено множество заповедников и заказников, национальных парков, куда пускают туристов.

Следует сразу понимать, что за одну поездку посмотреть все красоты этого уникального природного места практически невозможно, поэтому стоит заранее наметить основные интересующие достопримечательности, которые вы хотите посетить, и выбрать оптимальный маршрут для путешествия.

Аренда автомобиля

Аренда автомобиля для поездки на Байкал

Большинство местных арендных компаний предлагают для аренды автомобили относительно свежего года выпуска. Как правило, все автомобили застрахованы.

Автомобили под аренду почти всегда можно взять, просто приехав в офис арендодателя – дефицита здесь не будет. Но можно озаботиться этим вопросом заранее и забронировать машину: при этом, как правило, аренда обходится дешевле.

Стоимость проката в среднем не отличается от аналогичной услуги в других областях страны. Автомобиль ниже премиум-класса обойдётся в 2 – 2,5 тысячи рублей РФ в сутки.

Если вы берёте автомобиль на неделю, второй и последующие дни аренды обходятся, как правило, дешевле. Если взять на неделю бюджетную машину, сумма аренды может составить около 13 тысяч рублей плюс расходы на бензин.

Что берём с собой

Что берём с собой для автопутешествия на Байкал

(багажник автомобиля, «заряженный» для путешествия)
В машине должен быть стандартный набор путешественника: документы на машину, паспорта пассажиров, паспорт и водительское удостоверение водителя. В случае, если вы водите авто по доверенности, с собой должен быть документ, подтверждающий ваше право управления автомобилем.

Обязательно следует взять с собой продуманную аптечку, в которой будут находиться средства от простуды, расстройства пищеварения, аллергии, жаропонижающие препараты и обезболивающее.

Учтите, что на Байкале есть такая большая проблема, как клещи. Наиболее активны эти вредные кровососущие насекомые в конце весны – начале лета.

Если вы стали жертвой укуса, действуйте по правилам, которые предлагают медики: извлечь клеща (полностью, не оставляя в тканях жвалы), предъявить извлечённого клеща для анализа в ближайший профильный медицинский пункт, по необходимости обратиться к врачу.

Важный момент – денежные средства: лучше брать с собой наличку, поскольку банкоматы присутствуют только в крупных городах, а расчёт пластиковыми картами — редкий сервис.

Не будут лишними как бумажные, так и электронные атласы и карты. Учитывайте, что информация GPS-навигатора не всегда соответствует действительности, да и связь есть не везде, так что бумажная карта в бардачке авто – вам в помощь.

Дороги, СТО, заправки

трасса «Байкал»

На фото: трасса «Байкал»

Вопреки широко распространённому мнению, что в России нормальные дороги есть только в Санкт-Петербурге и Москве, окружающие Байкал области по этому показателю совсем не так плохи, как это может представляться столичному обитателю.

Большинство дорог отличаются качественным асфальтовым покрытием, своевременно подновляемой разметкой. Строятся новые дороги, часть старых – на реконструкции. При этом не стоит забывать, что в окрестностях мелких населённых пунктов на дорогах может встретиться и множество выбоин размером с колесо автомобиля, но это в основном касается второстепенных направлений.

В случае, если в путешествии вы не планируете езду по бездорожью, для поездки будет достаточно и обычного седана. Но что это за путешествие — строго по трассе?

Если вы собираетесь по-настоящему ощутить всю силу местной красоты, вам обязательно захочется захватить колёсами хоть немного бездорожья. А значит, машина с низким дорожным просветом не подойдёт. Если речь идёт об аренде, выбирайте «золотую середину» между проходимостью и экономичностью модели.

Доходы у местных жителей невелики, поэтому в основном здесь ездят на старом автотранспорте. Много «вторичных» машин производства Японии с расположением руля с правой стороны. Из-за ремонтов на дорогах много грузовиков и другой строительной техники.

Автопутешественников приятно обрадует обилие СТО. Буквально в каждом населённом пункте найдётся, где заменить масло или провести ремонт автотехники. Есть и пункты, где можно приобрести б/у автомобили.

Не стоит забывать о том, что тот же Иркутск является одним из центров, откуда закупаемые в Японии автомобили отправляются в другие регионы России. Для того, кто путешествует на автомобиле, это – большой плюс: во всяком случае, без технической помощи на дороге путешественник не останется.

Что же касается автозаправок, здесь всё не так радужно: на основных трассах с заправкой проблем нет, но стоит съехать с основной трассы на второстепенную, и плотность заправок на километр дороги катастрофически падает. Поэтому надо заранее учитывать этот факт и, планируя поездку вдали от главной автотрассы, постараться запастись топливом, чтобы не остаться с пустым бензобаком посереди пустой дороги. К

Кстати сказать, цена на бензин на Байкале, мягко говоря, высоковата по сравнению с более западными регионами страны.

Осторожно: животные на дороге!

Животные на автомобильной дороге на Байкал

Жителям столичных мегаполисов могут оказаться в новинку лошади или коровы, которые появляются на трассе не только вблизи населённых пунктов, но и просто в степи.

Местные водители привыкли к этому явлению и автоматически снижают скорость, едва завидев стадо или табун на обочине дороги. А вот непривычные к соседству с живностью путешественники могут попасть в неприятную ситуацию, не успев сориентироваться и продолжая двигаться с разрешённой скоростью в 100 км/ч.

Байкальские заповедники

Заповедные земли занимают почти половину всего Байкальского побережья. На их территории на автомобиле проехать не получится, поэтому есть смысл заранее запомнить основные участки, которые придётся объехать или посетить пешком, оставив автомобиль на въезде:

    Прибайкальский национальный парк на западе (между мысом Рытый и посёлком Култук);

Помимо национальных парков и заповедников, существует масса заказников:

Особенности маршрутов

Стоит сразу оговориться: если вы хотите обогнуть всё озеро Байкал на автомобиле, сделать это не удастся. Единая система транспортного сообщения, которая опоясывала бы озеро, отсутствует. Поэтому рассмотрим отдельные направления маршрутов.

Север

север побережья Байкала

Это район, который менее всего подходит для автомобиля. Здесь расположено множество лесов, местность скалистая, изобилующая горными реками и ручьями.

Впрочем, если вы отправитесь по трассе, соединяющей Северобайкальск с Нижнеангарском, вам гарантированы действительно прекрасные виды и пейзажи.

Сюда, как правило, стремятся ради того, чтобы посетить термальные источники и такие уникальные природные уголки, как бухту Аяя, горные реки и озёра.

пляж на южном берегу Байкала

Это наиболее часто выбираемое направление, популярное среди автотуристов. Автотрасса Р258 (бывшая трасса М55) «Байкал», соединяющая Иркутск с Улан-Удэ, идёт по южной оконечности озера. Отсюда легко увидеть множество природных достопримечательностей Слюдянского региона:

    каскад водопадов на реке Подкомарная;

Восток

восточное побережье Байкала

Путь вдоль восточного побережья Байкала лежит по Баргузинскму тракту (трасса Р438). Эта магистраль подходит к берегу лишь на участке между Максимихой и Гремячинском, в остальной своей протяжённости она лежит вдали от воды.

Недалеко от трассы располагается национальный Забайкальский парк. Если вы захотите его посетить – учтите, что за въезд с вас возьмут плату.

Здесь путешественников ждут следующие достопримечательности:

    Горячинские термальные сточники;

Запад

остров Ольхон

В этой части расположен остров Ольхон, который является своеобразной меккой для почитателей медитативных практик. На западную часть озера, или Маломорское побережье Байкала, можно добраться от Иргутска через Баяндай, Усть-Ордынский и Еланцы, а далее – по грунтовой дороге от Шиды до Курмы.

Для того, чтобы попасть на остров, придётся воспользоваться паромом от Сахюрта. На Ольхоне путешественников заинтересуют:

Вся восточная часть острова покрыта скалами, поэтому на машине по Ольхану можно проехать лишь вдоль побережья Малого Моря.

Заключение

Итак, если вы долго собирались отправиться в путешествие на Байкал, пожалуй, пора перестать откладывать и приступить к планированию путешествия. Красота тамошних мест такова, что скорее всего, приехав один раз, вы захотите повторить поездку, чтобы увидеть уже другой кусочек заповедного побережья этого самого крупного озера.

Байкал волшебен своим разнообразием, заповедной природой и какой-то мистической силой, которая привлекает к себе самых разных туристов. Ощутите и вы магию этих мест!

Видео об автомобильном путешествии на Байкал:

Как провести отпуск или поездка на Байкал. Часть 1.

Приветствую всех своих подписчиков!
Хочу рассказать, как я провёл отпуск лето-2016г. К этой поездке я готовился почти год: собирал информацию о дорогах и населённых пунктах, покупал снаряжение и оборудование, спрашивал советы у бывалых путешественников и т.д. Старт был запланирован на 10 августа, выехать получилось в 5-55 утра

Маршрут проходил по следующим городам: Старый Оскол-Воронеж-Тамбов-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск-курган-Ишим-Омск-Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Тулун-Братск- Усть-Кут -п.Звёздный-п.Магистральный-Улькан-Северобайкальск. Забегу вперёд: после нашего прибытия в Северобайкальск одометр показал +5920км.
А теперь немного о самих дорогах и ни только 🙂
До Воронежа мы доехали за 1ч 20мин., дорога можно сказать отличная, утро машин нет, только камеры не спят! В Воронеже дороги отвратительные в сравнении с трассой и со Старым Осколом, попадали в небольшие пробки, т.к. город просыпался и все ехали на работу. Дорога до Тамбова на твёрдую 4, но на ней не встретили ни одной путёвой брендовой заправки, сплошные линии разметки нарисованы не пойми как и для чего!
После Тамбова дорога на Пензу ухудшилась, бетонка и твёрдая 3! Ремонты дорог и реверсивное движение со светофорами нас сопровождало на протяжении всего путешествия. За 130км до Пензы дорога отличная, заправок и кафе мало. Навигатор проложил дорогу через Пензу, гоо не судродок показался неопрятным, сын сказал: “Город себя изжил, дороги разбиты, но чуть лучше Воронежа”. Заправились на выезде из города. М5 после Пензы одно загляденье, дорога на 4+. Дорога до Самары прошла легко, но в самом городе это ни дороги, а фиг знает что хоть и ехали уже по темноте (обратно возвращались засветло, но дороги такие же). За Самарой легли спать, итог первого дня 1141км с 6-00 до 22-00. Планировали в день проходить около 1500 км, но видно ни судьба, тем более ехали на встречу солнцу.
Дорога до Уфы прошла спокойно и качество дорог не вызывало отрицательных эмоций. Но количество машин ДПС (в засадах и на виду, едущие на встречу, т.е. на работу) зашкалило все мыслимые пределы! Я даже себе позволил не остановиться по ПРИКАЗУ указанию волшебной палочки инспектора, т.к он хотел умудриться как будто он из Удмуртии вытащить меня из потока машин идущих плотным потоком 110 км/ч! Если бы я стал тормозить, то 150% ручаюсь, что мне сзади идущая машина приехала бы в зад и на этом наше славное путешествие закончилось. Но я не растерялся и только чуть придавил на газ и поехал дальше. Видели бы вы глаза этого ИДПС, когда он провожал нас взглядом! ))
Перед поворотом на Нижний Атлян пробка — фура перевернулась буквально в 500 м впереди нас, об этом нас проинформировала рация, которую мне одолжил Михаил mike711, за что ему отдельное гранд мерси! Рация, я вам скажу, в таких поездках незаменимая вещь, ты получаешь много информации, полезной и ни очень. Можно даже посмеяться, слушая рассказы дальнобойщиков! Но это всегда хорошо, если не хочешь слушать эфир, то отключаешь и едешь в тишине. Отвлеклись мы! В пробку мы встали перед поворотом на Миасс — это нам очень подфортило. Ни долго думая, повернули на Миасс и выиграли по времени ни меньше чем 4 ч, а по километражу больше на 20-30 км. Зато посмотрели славный город Миасс с его карьером

Дорога по уральским горам мне понравилась больше всего: спуски и подъёмы, лес и горы куда ни глянь. Очень красиво!

Времена изменились: на трассе сейчас можно вкусно и сытно поесть, принять душ, сходить в баньку, переночевать и отдохнуть.

К концу второго дня в районе села с оптимистичным названием “Восход” решили искупаться

После двух дней в дороге искупаться — это блаженство! Местные эту небольшую лужицу называют ОЗЕРО! Освежились и быстро в путь. Почему

Хочу немного отвлечься и рассказать о подготовке автомобиля к путешествию. Прочитал много статей, посмотрел видео о том, как наш брат-автолюбитель пытается защитить своего железного коня от камней, букашек, битума и т.д. Теперь есть опыт и у меня. В интернет магазине купил сие чудо Интернет — магазин Абронька.ру
Наносил на автомобиль согласно инструкции: помыть авто, кистью нанести пасту на защищаемые элементы ни менее 3-х слоёв, перерыв между слоями до полного высыхания 30 мин., на дорогу выезжать через 1,5 часа после высыхания последнего слоя.
Результат ходовых испытаний: двое суток всё было нормально, но после второй ночёвки, уже в движении я был сильно поражён надувающимся шаром у меня над капотом! Выглядело это так

После ночёвки поехал, на капоте была роса, как и на всём автомобиле, т.к. температура по ночам опускалась до +12, мотор стал прогреваться и через несколько км плёнка на капоте поднялась шубой. Дальше поехал без защиты капота, на крыльях ещё держалась.

Может кто посоветует другое средство, хотя обратная дорога прошла для кузова без приключений.
Так не спеша мы докатились до Челябинска. Второй день подошёл к концу, проехали 1123 км. Надо ускоряться, а то времени на отдых совсем не останется ))
Утром в 4-30 по местному времени подъём, завтрак и вперёд к Байкалу! Самая отвратная дорога на нашем маршруте, не считая гравийки от Братска до Северобайкальска, это дорога в объезд Казахстана в районе Бердюжья и Ишима. Такой отвратительной дороги нет больше ни где, проезжая все эти ямы, выбоины и кочки были прокляты и преданы анафеме все кандидаты в депутаты городов Бердюжье, Ишим, Абатское, Крутинка, Тюкалинск. На одном участке я насчитал 6 реверсивных светофоров, идёт ремонт дорог. Но возвращаясь через 10 дней обратно, я не увидел каких-либо изменений, ремонт идёт очень медленно ((.
Новосибирск проехали уже поздно вечером, перед городом заправились на последней заправке Лукойл, где проходит акция “БАЛУЕМ БАЛЛАМИ”, последующие заправки Лучка это франшизы. До Новосибирска мы заправлялись только на Лукойл, далее по Сибири исключительно Роснефть или Газпром нефть.
Дорога на Кемерово по М53 отличного качества (по крайней мере так показалось ночью) и здесь нас первый раз остановил экипаж ДПС: ИДПС не представился, не назвал причину остановки (ни стационарный пост, время 23-00), проверил документы, попросил развернуть страховку. Но Бинго! Пожелал счастливого пути, сказал “спасибо” и мы поехали дальше. До Красноярска добрались под утро, решили с сыном ехать без ночёвок. Я лёг спать, а он рулил. Вот и Тулун, поворот на Братск. Дорога среднего качества, идёт ремонт дорог, впрочем, как и везде, т.к. лето и нужно сделать максимум возможного. Жаль, что в ущерб качеству. Проехав 13 тыс.км я могу с уверенностью сказать, что у нас в стране не умеютне хотят учиться) делать дороги. Вот, что печально…
Рано утром приехали в Усть-Кут и здесь стало ясно — нормальная дорога (в понимании многих водителей) закончилась.
Ну, а теперь только фото и небольшие комментарии.

Путешествие на Байкал и отдых дикарями

Путешествие дикарем и отдых на островах Байкала. Полученные впечатления и проделанный путь, советы путешественникам, отзывы и живописные фотографии.

Дальний путь к берегам Байкала мы начали планировать с приходом весны в 2017 году. Поскольку ехать предстояло на своей машине, нужно было привести авто в полную боевую готовность. Маленький поселок Джамку на Дальнем Востоке и Байкал отделяют в общей сложности 5645 километров непростой дороги. Тщательная подготовка к поездке заняла не один месяц. Путешествие дикарями — эта фраза будоражила воображение и в тоже время холодила кровь. Мы не знали, что нас ждет и к чему нужно быть готовыми.

У нас не было конкретных временных рамок для предстоящего отдыха — впереди целое лето. Однако выезд был запланирован на 1 июня, и все с нетерпением ждали этого дня. В поездке участвовали шесть друзей, включая нас с мужем, и три автомобиля — Land Cruiser 80, Hilux Surf и Nissan Safari. Заранее были приготовлены необходимые вещи: три палатки, спальные мешки для каждого человека, газовая дорожная плитка и складной мини-стол. Несмотря на летний сезон, мы на всякий случай взяли теплые вещи, так как предстояла ночевка на вершине горы. Закупили также и продуктов на первые дни — лапшу быстрого приготовления, колбасу, хлеб, заварку с сахаром и различные консервы.

Отправление на путь

Утром 1 июня шестеро друзей отправились в долгий путь под песню “I’m blue” из фильма “Железный человек”. Настроение было прекрасное. Дорога — сплошной гравий, стучащий по поддону машины. Спустя два часа мы добрались до станции Постышево. Там нас учтиво остановил постовой, аргументируя это тем, что у нас на лицах застыли слишком широкие улыбки. Убедившись в нашей трезвости и наличии документов, он пожелал нам доброго пути и отпустил.

Через пару километров нас ждал съезд, ведущий к перевалу, где планировалась первая остановка на ночлег.

Машина для поездки на Байкал

Дорога оставляла желать лучшего

Набравшись терпения, мы за шесть часов все же преодолели трудный участок, и наконец-то дорога поползла вверх.

Леса тайги

Открывались красоты тайги

Уже ближе к вечеру мы достигли перевала, хотя надеялись добраться раньше. Первая мысль о том, что нужно развести костер, загнала нас в тупик. Оглядевшись, мы поняли, что нас окружают камни и снег. В двенадцать глаз мы отчаянно стали искать хоть какие-то ветки для костра. Проблема заключалась в том, что все сухие деревья располагались на крутом склоне. Посовещавшись, пришли к общему мнению и решили спуститься на пару километров вниз.

Найдя отличное место с прекрасным видом и сухими деревьями, мы наконец-то выдохнули с облегчением. Торопясь до наступления полной темноты, начали разводить костер. Воздух с настоящей морозной свежестью открыл второе дыхание, и вот уже через час мы заваривали лапшу и кипятили чай. Переночевать в палатке решились только двое, остальные разбрелись по машинам. Дальний Восток, горы, начало лета — отличное время для медведя в поисках еды. С надеждой продолжить завтра свой путь в том же составе все путешественники отправились спать.

Горы Дальнего Востока

Закат. Высота 2700 над уровнем моря

Утром, радуясь, что все живы и здоровы, мы выпили крепкий чай и, поиграв летними снежками, собрались в путь.

Природа Дальнего Востока

Несмотря на то, что мы спускались все ниже и ниже, открывающийся вид не терял своей красоты

Дорога была легкой, и мы на удивление быстро ее преодолели. Уже в обед были в шаге от Дальневосточной федеральной трассы.

Автопутешествие на Байкал и поход по ББТ, ч.1

Старт: 29.07.17
Автомобиль: ВАЗ 2129
Протяженность автомобильного пути: ~7,5 тыс.км
Маршрут на авто: Екатеринбург – Листвянка — Екатеринбург
Протяженность пешей части: ~60км
Маршрут пеший: Листвянка – Большое Голоустное
Средний расход (все включено): 10,5л/100км
Бюджет мероприятия (все включено): 47 тыс.руб.
Поломки в пути: потеря шпильки суппорта, утрата болта на 120мм, клин тормозов, потеря емкости АКБ, поломка промвала и далее по мелочи.
Команда: Денис Санин (водитель, механик), Михаил Усов (второй водитель, штурман, доктор), Надежда Санина (младший научный сотрудник).

Перед выездом машина была на несколько раз осмотрена, техническое состояние доведено до хорошего уровня. Тем не менее, забрав Мишу с его скарбом и продуктами в дорогу, стала проявляться первая проблема – стук и лязг совпадавший с оборотами кардана. Через 100км пути он достаточно поднадоел, чтобы залезть и найти причину. Оказалось, что из-за приличной пригрузки филейной части, кардан грузиком стал задевать о тросик ручного тормоза. Тут же подвязал его повыше и проблема ушла. Поскольку последнее путешествие (travel.drom.ru/29759/) также начиналось с небольших неприятностей, никакого большого смысла мы этому придавать не стали.
Чтобы в поездке Надя сильно не скучала, могла читать, играть и рисовать, заранее был сделан сборный столик, который сослужил ей хорошую службу.

Вообще компоновка у 29й модели удачная, можно из салона достать нужную вещь, перерыв тут же рюкзаки. А багажник получается такой же по размерам, как у короткой нивы. Впрочем, и в него можно упихать немало вещей. Мы использовали багажные резинки, чтобы все сидело плотно и ничего не разлеталось.

После первых сотен километров пути, особенно здесь отличился курганский участок, стало все больше брякать в районе колеса. У нивы это естественный звук при некотором износе суппортов, поэтому он поначалу игнорировался. Однако осмотр показал, что в результате проезда «спецучастка» была утрачена шпилька и палец хотел покинуть суппорт. Этому также поспособствовала отработанная привычка смазывать все трущиеся и сопрягаемые детали. Шпильки другой не было, а за проволокой было далеко лезть. Поэтому подошли нетрадиционно и завязали иглу от шприца.

Брякать меньше не стало, но стоит и до сих пор 🙂
Проезжали мы за день около 650-750 км. Двигались только в светлое время суток, периодически останавливались на обед, второй обед или чаепитие. Крейсерская скорость держалась на отметке 100-110 км/ч. Большинство узлов и агрегатов были перебраны или заменены на новые перед поездкой, поэтому обычного для нивы воя не было. Ручки иногда начинали потрескивать на раздатке, но две наброшенные кепки решали и эту проблему. Хотя тихой машину назвать язык все равно не повернется. Но у нее есть другое преимущество, перекрывающее этот недостаток, и оно непосредственно связано с ночевками и обустройством лагеря.
Многие при поездке на большие расстояния останавливаются у дороги на небольших перекрестках. У этого варианта два больших недостатка: вы на виду и нерадивые сограждане уже порядком все усрали. По-другому это назвать нельзя, так как мусора оставляется на таких съездах просто немеряное количество. Мы же, пользуясь благами полного привода, выбирали съезды в лесной массив по дрянным раскисшим дорогам и оставались наедине с природой. С природой и ее дикими представителями))

Для обустройства лагеря использовались шесты, тент и автоматическая палатка, поэтому в любую погоду лагерь ставился быстро и в нем было уютно и комфортно.

Весь мусор мы всегда забираем с собой, место бывшего лагеря:

Ну только что немного понавыдергали, каемся:

А на четвертый день случилась неожиданная поломка. Или даже две. Накануне была проверена натяжка ремня генератора, он на холодную немного подсвистывал и мы его подтянули. Зарядка шла, все было ок. И вот в районе двух часов дня вдруг выключается магнитола и прикуриватель. Сначала мысль пала на предохранитель, но оказалось, что и другие вспомогательные элементы отключились. Свернули мы на ближайшую площадку, как раз еще проезжали участок с ремонтом дороги, и благо АКБ еще вполне хватало на снабжение катушки зажигания. Все, что можно было, мы выключили.
Напряжение бортовой сети оказалось в районе 11В – грусть и печаль. Подозрение первым делом пало на щетки/диодный мост, но когда я дотянулся до ремня… он оказался не натянутым. Это уже было более, чем странно. А потом я удивился еще больше. Не имею ни малейшего представления, как умудрился раскрутиться и вылететь болт крепления генератора, но факт остается фактом. Болтяра 120*12 просто отсутствовал на своем месте. Миша при этом уточнил, что вчера он зацепился за него взглядом, и все было нормально.
Чтобы не мешать никому на АЗС, на которую мы свернули, я решил перепарковать авто, но стартер не смог прокрутить двигатель. Миша как раз отлучился ненадолго и толкать машинку не хотелось, поэтому я достал кривой стартер, вспоминая кадры из «Кавказской пленницы», и оперативно завел наш «пылесос».

Такой болт с собой, конечно, мы не брали.

Поэтому пришлось наколхозить из какого-то гвоздя и хомута хоть какую-то опору. Без генератора ехать не вариант, т.к. на одном ремне сидит еще и насос водяного охлаждения.

Шкив, разумеется, сел несоосно, но тут уже было не до жиру. А вот зарядка даже после закрепления генератора шла через раз, поэтому пришлось скинуть гену повторно и заменить блок с щетками и диодным мостом. И вот на таком колхоз-ремонте мы проехали следующие 80км до ближайшей крупной населенки, где и купили недостающую деталь. Больше генератор и вопросы недозаряда нас не доставали.
Но резко появилась другая проблема – клин задних тормозов. Первый раз колеса закусило в Мариинске после остановки. Поскольку непосредственно перед проблемой был поднят ручник, то я ошибочно клин связал с ним. Тогда, в Мариинске, задрав задние колеса и покрутив их, клин сам по себе ушел и мы временно забыли об этой проблеме. Клин вернулся вместе с проблемой генератора, добавив нервных переживаний и размышлений о причине явления. Клин, надо сказать, был неполным, оба колеса просто подтормаживали. И чем больше проезжала машина, тем больше разогревались барабаны и сильнее сказывался эффект.
В населенке, где мы купили болт, была предпринята попытка по «пуску крови» — вытравке воздуха из заднего контура. Еще «возле» дома, когда мы искали проблему биения кардана о ручник, был замечен потек тормозной жидкости возле регулятора тормозных усилий. Трубка была поджата и течь прекратилась. Но, похоже, именно тогда в систему проник воздух.
Первый пуск крови результат дал только временный и вскоре проблема вернулась. Тогда за Красноярском была предпринята последняя попытка с прокачкой, но нам повезло – это и стало решением. Больше тормоза нас не беспокоили. Но день оказался насыщенным на тех.приключения, и мы прошли только половину от положенного.
По вечерам мы часто наблюдали красивые закаты

И приводили себя в порядок после долгой дороги

На шестой день пути мы приехали в Иркутск и сразу направились в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» для оформления разрешения на поход по Большой Байкальской Тропе. Там нас тепло встретили, рассказали о маршруте и отдельных особенностях территории. Официальная бумага с разрешением на установку палатки и т.п. нам обошлась в 450р, при этом мы впоследствии дважды встречались с инспекторами, так что оно того точно стоит.

Последняя стоянка на автомобиле перед выходом на пешую часть была в зоне иркутского водохранилища. Для нас было в новинку видеть столько движения на воде и по воздуху – каждый час пролетали вертолеты и постоянно сновали катеры.

Погода стояла шикарная, насекомые практически не беспокоили. Благодать! Вода холодная, но мы не отказали себе в удовольствии окунуться.

Потом мы стирали каждый свои портки (разумеется, вдалеке от большой воды), готовили:

Увидеть Байкал. Особенности российского автотуризма

Легенды о прозрачной воде Байкала - чистая правда.

У многих путешественников по российским просторам Байкал стоит на особом месте. И побывав там однажды, понимаешь, что тянет туда снова и снова. Невероятная мощь, глубина и непостижимая красота всегда разного озера-моря. Корреспондент kuzbass.aif.ru отважился на автопутешествие к заветным местам и поделился своими впечатлениями о дороге, сервисе и природе.

Трое в машине, не считая собаки

Любые горы по плечу!

Почему автопутешествия становятся всё популярнее в нашей стране? Причин несколько: это и относительная экономия на дорожных затратах, и возможность самостоятельно выбирать маршрут. Но самая, пожалуй, основная – мобильность, что немаловажно для лёгких на подъём туристов.

Итак, нас, по классическому сюжету, в машине трое, не считая собаки. Таким десантом мы уже покорили несколько точек на карте Сибири. И вот было принято решение: «А не замахнутся ли нам… на Байкал?» Сказано – сделано.

Предварительно почитав и послушав советы побывавших у волшебного озера, мы запаслись, несмотря на лето, тёплыми вещами, о чём ни разу не пожалели. Взяли небольшой запас продуктов, палатку, хорошее настроение – и отправились в путь.

Вездесущие байкальские чайки

Изначально было принято решение, что в первый день мы сделаем максимально возможный по протяжённости марш-бросок из Кемерова – до Нижнеудинска. Это около 1100 км, 14 часов в пути. Испытание не из лёгких, но, как говорится, было бы желание. А оно у нас было!

Про дороги

Комфорт путешествия на автомобиле напрямую зависит от качества дорог. И хоть «нам любые дороги дороги», приятным бонусом поездки стало замечательное качество федеральной трассы Р-255.

Кузбасский учитель хочет создать отдельную ветвь высокотехнологичного туризма.

Были некоторые неудобства из-за ремонта и реверсивного движения, но ровный асфальт компенсирует эти мелочи. Единственное, показалось, что реверсивка в соседних с Кузбассом регионах организована более продуманно, нет такого количества участков подряд, где проводится ремонт.

И насколько радует федеральная трасса, настолько печалят дороги в городах и посёлках. Туда, к сожалению, пока не добрались современные технологии и покрытие. Есть надежда, в том числе и у местных жителей, что в скором времени туристически привлекательные направления приведут в порядок. Например, в Выдрино (это первый посёлок от Иркутской области в Бурятии) хозяин домика, который мы снимали, посетовал, что власти обещали отремонтировать дорогу к Байкалу в этом году, но по разным причинам пока к работам не приступили, и, скорее всего, ремонт перенесут на следующий год.

Трасса Р-255. Качество дороги замечательное.

Зато жители посёлка Большое Голоустное с нетерпением ждут, когда завершится строительство асфальтированной дороги, до окончания работ осталось меньше трёх километров. «Раньше дорогу отсыпали скальником. И колёса резали практически в каждой поездке, – поделилась Екатерина В. – Теперь кладут асфальт, это и для нас, местных жителей, и для туристов значительно удобнее. Думаем, будет ещё больше приезжать людей, чтобы посмотреть на наш Байкал зимой и летом».

Самое большое дорожное удивление было от места силы – острова Ольхон. Сначала очень приятное: туда и обратно всех желающих доставляет паром – бесплатно. А затем не очень: более 30 км пришлось ехать по гравийной дороге, которую только готовят к капитальному ремонту. И поверьте, это настоящее испытание!

Навигатор – добро и зло

Если раньше перед путешествием туристы запасались картами, то теперь всё просто: купил себе или загрузил в телефон навигатор – и дело в шляпе! Все дороги перед тобой открыты, все пути проложены. И это безусловное удобство.

Маршрут, действительно, был выстроен замечательно, в обход крупных городов, но случилась пара казусов.

Ещё в первый день нашего пути по каким-то неведомым причинам навигатор увёл нас с трассы Р-255 на совершенно разбитую грунтовую дорогу. А затем снова вернул на трассу. Повезло, что не было дождя, иначе без посторонней помощи не обошлось бы.

Из песчаного плена помог выбраться

А на Ольхоне было настоящее приключение. Видимо, сказалась атмосфера шаманизма и чудес. Навигатор дважды уводил нас туда, где автомобилям ездить вообще нельзя. И если первый раз вовремя увидели запрещающий знак, то второе отклонение маршрута запомнилось нам на всю жизнь: машина увязла в песке.

Как выяснилось, в это место мы заехали по наводке навигатора не первыми. Мужчина с легендарным именем Тимур, который вытащил наш автомобиль, эмоционально приговаривал: «Что ж вас всех сюда несёт!» Он приехал в эти места из Якутии несколько лет назад, чтобы вести свой бизнес (строит и сдаёт дома туристам), а заодно вызволяет незадачливых путешественников из песчаного плена.

Про жильё

В Кузбассе интерес к велотуризму начал расти.

Готовясь к поездке, мы рассчитывали, что постараемся максимальное число ночей спать в палатке. Но по факту из десятидневного путешествия почувствовать себя «дикарями» довелось только трижды. На берегу Байкала далеко не везде можно найти места для палаточного лагеря. Но нельзя сказать, что жильё в туристической зоне недоступное по цене: всё зависит от запроса. Следует учитывать и сезонность.

По словам местных жителей, самый большой наплыв туристов приходится на июль-август. Июнь на озере считается весенним месяцем с резким перепадом температур и холодной водой. Поэтому если хочется душевного и духового отдыха, а также свободного жилья, то стоит ехать на Байкал именно в июне. Если же принципиально хочется погрузиться в относительно тёплую воду двух последних месяцев лета, то о проживании стоит позаботиться заранее.

Что касается стоимости, то самым дешёвым местом была гостиница в Нижнеудинске. На неё пал выбор по очень важному признаку: там принимают гостей с собаками, за отдельную небольшую плату – 250 рублей. Итак, трёхместный номер нам обошёлся примерно в две тысячи рублей. Гостиница самая обычная, без шика, но персонал приветливый, в номерах чисто.

Палеовулкан в Артыште выглядит как обычная гора.

Да и домики обошлись относительно недорого – от трёх до четырёх с половиной тысяч рублей. Везде брали дополнительную плату за собаку, а в Листвянке ещё и за парковку автомобиля. Но, к чести хозяев, везде, где мы останавливались, были комфортные условия, владельцы развивают свои мини-гостиницы, расширяют жилой фонд, готовясь к будущему росту туристических потоков на Байкал. Предусмотрены зоны отдыха, кухонные зоны, даже детские площадки обустроены.

Самое дорогое предложение было от неизвестных в Большом Голоустном – 5,5 тысяч рублей за недостроенный дом в 100 метрах от Байкала. От него пришлось отказаться, потому что уже сняли жильё за три тысячи. Как поделилась хозяйка номера, на первой линии выкупают участки не местные жители, и даже не из Иркутска, застраивают их и по довольно высоким ценам сдают домики туристам. В самом посёлке немногие оказывают услуги гостеприимства.

Туристические точки

На мотоцикле - хоть куда!

Поскольку это была наша первая поездка на Байкал, мы попытались остановиться как можно в большем числе мест. Весь наш маршрут в этот раз выстраивался вдоль озера.

Дважды останавливались в байкальской туристической Мекке – Листвянке. Этот небольшой посёлок максимально настроен на туристов. Кроме великой воды там есть замечательный музей, нерпинарий, канатная дорога, огромное количество теплоходов, предлагающих прогулки по Байкалу от 500 рублей. Там же есть переоборудованные под бани суда, чтобы любители плавания смогли в любое время окунуться в холодные воды, предварительно согревшись.

Знаменит этот посёлок и своим рынком, на который главным образом туристы тянутся за омулем. Цены на этот местный деликатес зависят от размера и способа приготовления, а ещё от настроения продавца. Омуль горячего копчения стоит от 100 рублей за штуку, холодного – от 250 рублей. Предлагают и солёную рыбу – от 80 рублей. Из байкальской экзотики продаётся голомянка: рыбка около 7 см стоит 50 рублей, крупнее (15 см) – уже 250 рублей.

Куркутский залив порадовал тёплой погодой и водой.

Случайной точкой на карте путешествия стал Куркутский залив – база Зуун-Хагун. Живописное место, до которого не так-то просто добраться: каменистая дорога сначала в гору, а затем с горы даёт заряд бодрости на грани с ужасом. Зато само место прекрасно. В заливе на мелководье вода в Байкале прогревается до комфортной температуры. Рядом с Байкалом два заливных озера с мелкой рыбёшкой. Как и везде вдоль побережья, гора с магической силой. Но самое главное – невероятная игра цвета байкальской воды.

Здесь, кстати, можно разбить палаточный лагерь, есть магазин, кафе, баня, стоимость которой – тысяча рублей в час.

Ольхон, по сути, песчаная пустыня с небольшим островом соснового леса. Он встретил нас холодным ветром и при этом ярким солнцем. Есть невероятно красивые виды. Можно отправиться в водное путешествие до лежбища нерп за три тысячи с человека. Пожалуй, самые высокие цены на жильё тоже здесь – от пяти тысяч рублей, но мы ночевали в палатке. Кстати, чтобы разбить палаточный лагерь рядом с природоохранной зоной, нужно в лесничестве брать разрешение, за которое взимается отдельная плата. Если отъехать немного в сторону, то можно разместиться бесплатно.

Лаконичная красота Ольхона.

Не раз упоминавшееся Большое Голоустное – маленький, но уютный посёлок с лугом, на котором пасутся лошади, кладбищем «погибших» от времени теплоходов, красивой косой с заливом, невероятным видом с горы. Именно здесь зимой можно любоваться метановыми пузырями во льду. Есть ещё пара мест, куда не успели сходить, потому что звала дорога.

В бурятском Выдрине вновь удивил Байкал, вода которого была, как нигде, голубого цвета. Туда же ведёт и живописная дорога вдоль озера, идущая параллельно с Кругобайкальской железной дорогой. Недалеко от него, ещё в Иркутской области, есть так называемые тёплые озёра – три карьерных озера в красивом смешанном лесу. Территорию вокруг активно благоустраивают, но дорога разбитая.

В общем, для каждого найдётся заветный уголок на Байкале, и отдых можно организовать там на любой вкус и кошелёк.

Ссылка на основную публикацию