Какие марки и модели автомобилей производят в Чехии

Чешские марки автомобилей 2020 2020

Почему именно чешские автомобили 2020 2020 года? Ответом на этот вопрос является высокое качество, надежность, которую гарантируют чешские производители. А убедиться в этом несложно, ведь до сих пор чешские трамваи составляют большую долю всех трамвайных парков России. Но вернёмся к машинам – далее представлен список чешских производителей автомобилей.

Настоящим гигантом чешской автомобильной индустрии является компания Шкода, которая была создана еще в 1895 году. Ее основатели Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент начали свою деятельность с выпуска велосипедов собственных конструкций.

Ближе к 1899 году компания сосредоточилась на выпуске мотоциклов, которые впоследствии принимали многократное участие в различных гонках, одержав ряд побед в международных соревнованиях.

Первый чешский автомобиль увидел свет в 1905 году. Он имел огромный коммерческий успех и вскоре стал самым настоящим символом чешского автомобилестроения.

В наши дни Шкода представляет собой огромную корпорацию, которая выпускает не только легковые автомобили, но и грузовики, авиационные двигатели, автобусы, а также сельскохозяйственную технику. Многие российские автолюбители стали владельцами таких марок, как Шкода Фабия, Фелиция, Октавия, Румстер, Йетти, Суперб, Рапид.

Успех модели Рапид

Настоящей сенсацией стала презентация на автосалоне в Женеве новой Шкоды Рапид 2020 2020 модельного года. От яркой эксцентричной внешности просто захватывает дух. Этот бюджетный седан стал еще более современным. Он приобрел оригинальные формы кузова, глубокие выштамповки по бокам, продолговатую радиаторную решетку с вертикальными ребрами.

Очень гармонично смотрятся трапециевидные противотуманные фары, расположенные по краям узкого, прямоугольного воздухозаборника. На капоте появились расходящиеся в стороны четкие грани. Сзади машину украшают огромные прямоугольные фонари, короткий багажник, покатое заднее стекло и аккуратный бампер. Устойчивость модели придают новые 15-ти дюймовые диски.

В салоне особого шика и роскоши не встретишь. Да она там и не нужна, ведь Шкода Рапид бюджетный седан. Однако высокий уровень комфорта, удобства и безопасности здесь, несомненно, присутствует. Большое внимание здесь уделено практичности и функциональному расположению приборов управления.

Приборная панель имеет четкие, строгие линии. На ней в том же строгом порядке и виде расположены четыре прямоугольных окна дефлекторов. На центральной консоли размещен достаточно большой экран бортового компьютера, а также масса кнопок и клавиш управления.

Простор и комфорт внутри

Свободного пространства здесь предостаточно, причем как спереди, так и на заднем ряду сидений. Впечатляют материалы отделки. Здесь применяется качественная ткань и прочный пластик. Единственным минусом салона является его низкая шумоизоляция. Но вот наличие большого багажного отделения на 550 литров вполне компенсирует этот недостаток. Сложив кресла заднего ряда вполне реально получить целых 1490 литров свободного пространства.

Россиянам новый чешский автомобиль 2020 2020 будет предлагаться в трех комплектациях Амбитион, Актив, Элеганс. Базовая версия укомплектована:

  • стальными дисками на 14 дюймов;
  • системой АБС;
  • травмобезопасной рулевой колонкой регулируемой в дух направлениях;
  • иммобилайзером;
  • центральным замком;
  • подогревом форсунок омывателя.

Наши соотечественники смогут приобрести Рапид с одним из трех предложенных двигателей – 1,2-литровый мотор на 100 л.с., силовой агрегат на 1,6 литров на 105 л.с., 1,4-литровый мотор с отдачей 122 л.с.

Цена новинки стартует с отметки 479 000 руб. Более дорогая комплектация будет стоить от 580 000 до 645 000 руб.

Какие марки и модели автомобилей производят в Чехии

Марки немецких, японских, английских и американских автомобилей сегодня у всех на слуху. Реже вспоминаются марки и модели машин, выпускаемых во Франции и Италии. Однако производят автомобили не только в этих странах. Многие не столь заметные на мировой арене страны тоже имеют свои автомобильные производства с достаточно давней историей. О том, какие существуют марки и модели чешских автомобилей, постараемся узнать больше.

Производство автомобилей в Чехии

В 1815 году Йозеф Божек представил чешской публике свой паромобиль, являвшийся самоходным экипажем. Собственно, это был один из самых первых автомобилей в мире и первый на территории Чехии. Именно с момента его создания и следует вести отсчет истории автомобильной промышленности страны.

Следует отметить, что Чехия всегда славилась высококлассными инженерами и механиками, поэтому вовсе не случайно автомобильная промышленность составляла и составляет основу ее экономики.

Накануне Второй мировой войны чешские автопроизводители наладили массовый выпуск автомобилей, однако из-за войны он сильно уменьшился, хотя полностью не прекратился. Впоследствии, в послевоенный период, это позволило заметно расширить производство.

В результате незадолго до распада в Чехословакии выпускалось около 250 тысяч различных видов транспортных средств в год. В частности, троллейбусы и автомобили выпускала компания “Шкода”, довольно известны были автобусы Karosa, грузовики и трамваи “Татра”, а также небольшие грузовики марки “Авиа”.

Огромной популярностью пользовался чешский мотоцикл Ява. Не меньший спрос был и на мотоциклы марки CZ.

После распада Чехословакии большая часть автомобильного производства осталась на территории Чехии. Чешское государство получило крупные инвестиции от западных и дальневосточных инвесторов для развития именно этой отрасли.

Поэтому сегодня в Чехии производятся автомобили не только местных брендов, но и всемирно известных компаний, таких как Hyundai, Citroën, Peugeot, Toyota. А наиболее известный чешский производитель Skoda с 2000 года входит в состав концерна “Фольксваген”.

В результате чешские автопроизводители получили доступ к последним инновациям и способны производить машины, конкурентоспособные на международном рынке.

В 2020 году автомобильная промышленность Чехии занимает шестое место в Европе и шестнадцатое место в мировом рейтинге. Ежегодно здесь производится порядка 1,2 – 1,4 млн автомобилей, которые продаются практически по всему миру.

Наиболее известные автомобильные бренды Чехии

Несомненно, самым известным в России чешским брендом является Skoda. Автомобили этой марки, не уступающие по качеству машинам материнской компании “Фольксваген”, но имеющие более низкую цену, можно часто увидеть на дорогах нашей страны. Однако есть и другие марки чешских машин, которые тоже достаточно хорошо известны в мире. В их числе:

  • грузовые марки: Tatra и Avia.
  • легковые бренды: Praga и Kaipan.

Бренд Tatra

История компании началась с изготовления конных экипажей. Следует отметить, что мастерская процветала и даже имела филиалы за пределами страны, в частности, в Киеве.

Первый самоходный экипаж был собран в мастерской в 1897 году. А в 1921 году компания стала называться “Татра”. Изначально модельный ряд компании включал как грузовые, так и легковые машины, однако в 1971 году было принято решение сосредоточиться только на грузовиках.

Чешский грузовик с полным приводом Tatra был хорошо известен в Советском Союзе и других странах Восточной Европы. Однако распад социалистического лагеря и частая смена хозяев компании привели к некоторому падению популярности этого бренда в России. Тем не менее татры по сей день широко известны в мире своей неприхотливостью, высокой проходимостью и способностью работать даже в сложных климатических условиях.

Легковые модели “Татры” тоже встречаются – правда, теперь, в основном, в чешских музеях.

Бренд Avia

Небольшие среднетоннажные грузовики Авиа тоже были хорошо известны в СССР. На шасси этих грузовиков изготавливались также и одноименные автобусы, которые тоже поставлялись в нашу страну. Отличительной особенностью грузовиков этой марки являлась форма их кабины, чем-то напоминающая об авиации.

Заметим, что история компании действительно начиналась с авиации. В 1919 году в пригороде Праги была создана авиамастерская, которую в 1931 году перенесли в Лентяны. После Второй мировой войны на базе мастерской начался сбор грузовиков “Татра”.

С 1952 по 1959 год компания пыталась вернуться в авиацию и действительно собирала самолеты. Однако позже это производство свернули и начали собирать грузовики концерна “Прага”. Ну а первый Avia увидел свет в 1967 году.

В настоящее время компания производит грузовики, имеющие полную массу от 6 до 12 тонн.

Бренд Praga

Концерн “Прага” был основан в 1907 году и более ста лет специализировался на производстве грузовых автомобилей, вооружения и военной техники, поэтому его продукция была известна, в основном, специалистам этой узкопрофессиональной сферы. Однако в 2016 году автозавод резко изменил профиль своей деятельности и начал выпуск суперкаров.

Единственная предъявленная публике модель R1R по своему внешнему виду напоминает настоящий гоночный болид и имеет вполне достойные технические показатели для того, чтобы считаться суперкаром. Углепластиковый корпус авто весит 670 кг и обеспечивает 575 лошадиных сил на одну тонну веса машины. Стоимость авто порядка 170 тысяч евро.

Бренд Kaipan

Машины бренда “Кайпан” появились на рынке сравнительно недавно. Сама компания была создана в 1991 году, но представить первый автомобиль ей удалось только в 1997-м.

Фирма специализируется на выпуске родстеров – так называют двухместные автомобили с открытым верхом. Такие машины очень популярны среди лиц, имеющих доход выше среднего.

Первая модель была создана на базе Lotus 7, что явно указывает на стремление закрепиться в верхнем ценовом сегменте. Остальные модели тоже похожи на Lotus, но имеют свой фирменный стиль, выделяющий бренд среди прочих. Машины производятся на заказ с предоплатой 66%. Базовая цена автомобиля – 49 367 евро.

Бренд Skoda

“Шкода”, несомненно, самый известный в мире чешский бренд. Компания является национальной гордостью Чехии, будучи крупнейшим предприятием, созданным именно в этой стране в далеком 1895 году как дочерняя компания Laurin & Klement. После этого компания неоднократно меняла имена, а в годы Второй мировой войны даже входила в оборонные структуры Германии.

Название “Шкода” вновь стало брендом компании в 1990 году. С 2000 года фирма вошла в состав “Фольксваген Групп” и теперь выпускает высококачественные, но сравнительно недорогие автомобили, пользующиеся популярностью в мире.

Модельный ряд легковых автомобилей компании, продающихся в России, в настоящее время представлен следующими авто:

  • SKODA RAPID;
  • SKODA OCTAVIA;
  • SKODA YETI;
  • SKODA KODIAQ – эта модель позиционируется как внедорожник и обладает всеми качествами, присущими кроссоверу. То есть она способна прекрасно передвигаться по дорогам, пребывающим в различном состоянии, однако для перемещения по бездорожью этот автомобиль все же не подходит. Впрочем, как и большинство иных, не чешских, кроссоверов.
  • SKODA SUPERB.

Достаточно популярная среди российских автомобилистов модель Skoda Fabia в настоящее время не продается.

Вы сможете больше узнать о компании и ее автомобилях, посетив официальный сайт Skoda в России, пройдя по ссылке .

Как приобрести или взять в аренду машину в Чехии

Чехия – одна из наиболее высокоразвитых стран Восточной Европы, поэтому здесь представлены не только автомобили, произведенные в этой стране, но и модели ведущих мировых брендов. Официальные дилеры всех известных марок автомобилей широко представлены в Чехии – вы сможете найти автосалон в Праге любого интересующего вас бренда.

Причем, если владельцы автосалона признают в вас настоящего покупателя, возможен даже тест-драйв заинтересовавшего вас автомобиля.

Однако большинству наших соотечественников более интересны машины с пробегом. Разумеется, в Чехии имеются все возможности для покупки автомобилей на вторичном рынке: существуют авторынки, есть множество сайтов по продаже машин.

Если вы прибыли в Чехию и не хотите расстаться с привычкой передвигаться повсюду на автомобиле, никаких проблем с арендой машины в этой стране у вас не возникнет. На чешском рынке работают все ведущие мировые операторы проката авто. Действует и ряд местных компаний. Постепенно развивается сравнительно новая услуга каршеринга – сдачи авто в аренду на короткий срок с поминутной оплатой.

В заключение

Автопромышленность в Чехии развита очень хорошо. Страна производит как собственные бренды авто, так и осуществляет сборку автомобилей других известных марок. Самым известным чешским автомобилем является Шкода – именно под этой маркой выпускаются сравнительно недорогие высококачественные легковые авто.

Однако появились и новые компании – “Прага” и “Кайпан”, которые производят суперкары и родстеры под одноименными марками. К сожалению, незаслуженно забыты в России чешские грузовики “Татра” и “Авиа”. Однако обе автомобильные компании успешно производят их до сих пор.

Авто из Чехии | Экскурсия на авторынок Auto Esa Skoda авто из Европы: Видео


Чешские автомобили времен социализма

Статья про автомобили Чехии времен строительства социализма: вехи истории чешского автопрома, модели, фото. В конце статьи — видео о чешском автопроме времен СССР.

Содержание статьи:

  • Skoda
  • Tatra
  • Praga
  • Avia
  • Liaz
  • Karosa
  • MTX
  • Видео о чешском автопроме времен СССР

Автомобильная промышленность Чехословакии развивалась в прошлом веке довольно интенсивно, не уступая автопрому Германии и Австрии. Социалистический строй оказал благотворное воздействие на судьбу чехословацкой автопромышленности, способствуя бурному росту и известности в соцстранах.

Автотранспорт Чехословакии представлен был десятью крупными производителями, из которых наиболее интересны:

  • Skoda;
  • Tatra;
  • Praga;
  • Avia;
  • Liaz;
  • Karosa;
  • МТХ.

Skoda

Переход Чехословакии в лагерь соцстран никак не повлиял на лидирующем положении предприятия. К моменту окончания войны Skoda соответствовала европейским конкурентам по уровню развития технологий, но по прошествии пятнадцати лет отставание стало явным.

Однако патриотичные чехи по-прежнему любили отечественные авто: Felicia, Spartak, Octavia и Tudor ценились как на внутреннем авторынке, так и в других странах соцблока. В Чехословакии, чтобы приобрести машину, приходилось ждать своей очереди до восьми лет!

На рубеже 70-х годов прошлого столетия заднемоторные и заднеприводные версии Skoda начали уступать нашим «Жигулям», а к 80-м годам, несмотря на ряд модернизаций, выглядели морально устаревшими, невзирая на пылкую и патриотичную любовь чехов к «эмбечкам» (МВ1000).

Разработанная новинка Favorit 136 в корпусах хэтчбек и универсал, представленные Skoda в 1987 году, оказалась на удивление конкурентоспособной в социалистическом лагере. Во многом такой «прорыв» был обусловлен начавшимся распадом Чехословакии на два независимых государства.

Приумножая достижения Skoda, правительство страны заключило договор о совместных проектах с Volkswagen. Постепенно долевое участие Чехии уменьшалось, и в итоге Skoda стала всецело немецкой собственностью (2000 год).

Tatra

Tatra ведет свое начало с середины XIX века, производя тогда брички и коляски, затем – железнодорожные вагоны. Большая популярность машин этого бренда — во многом заслуга талантливого автоинженера Ганса Ледвинка, сумевшего реализовать ряд нестандартных идей, заметно отличавших автомобили его фирмы от всех остальных:

  • он установил раму-хребет вместо стандартных лонжеронов;
  • создал подвеску из находящихся в движении полуосей и неподвижной поперечной рессоры.

Разработки велись, помимо легковых машин, и над созданием грузового автотранспорта. В итоге фирма производила как легкие грузовики в одну тонну весом, так и трехосные полуторатонные модели с колесами 6х4.

С послевоенного периода и до 1952 года Tatra продолжала выпуск вагонов и десятитонных грузовиков с колесной формулой 6×6 Tatra-111R, символизирующих новую жизнь чехословацкого автопрома.

Особенно выделялась двухосевая модель T805 с полным приводом и бензиновым двигателем от правительственного авто T603.

Популярность пришла к модели стараниями журналистов и путешественников – Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, отправившихся на паре экспериментальных, специально снаряженных машинах в протяженное автопутешествие по маршруту от Ближнего Востока через Европу в Азию.

В 1960-е годы специалисты Tatra договариваются о единой трехосной платформе с полным приводом, которой отныне оснащаются все грузовики этой фирмы.

Новая версия Т 813 8х8 Kolos обзавелась четырьмя ведущими осями и 12-цилиндровым дизелем, охлаждающимся воздушным путем. Прекрасный ход инженерной мысли чехословацких специалистов подтверждался внедрением необычной трансмиссии, имеющей 20 передач переднего хода и 4 задних.

В начале 70-х годов ХХ века Tatra занимает место основного производителя больших грузовиков. К 1983 году модельный ряд меняется, на первый план выходят современная разработка – Т815. Она предполагала огромное количество вариаций грузового транспорта с различными колесными формулами при унифицированной платформе и единой компоновкой двигателя, который различался бы лишь по числу клапанов.

На платформе 815 модели выпускались сотни вариантов самосвалов на огромных колесах, седельных грузовиков, шасси для стройтехники. Известны были эти грузовики и в СССР.

Раллийная версия модели с успехом выступала на специализированных соревнованиях, в том числе на престижной гонке Париж-Дакар, попадая в число лидеров.

Компания Tatra также выпускала и легковые машины. 87-я модель, ведомая неугомонными Ганзелкой и Зикмундом, отправились покорять Африканский континент и Америку, популяризируя чехословацкий автопром.

Следующей в легковой плеяде автомобилей под знаком Tatra явилась «Tatraplan» — машина представительского класса, созданная для обеспечения нужд высших партийных руководителей стран социалистического блока.

Следом за ней разработали 603-ю модель, сохранившую хорошие аэродинамические свойства обтекаемого кузова и оснащенную воздушным мотором, а также независимыми подвесками.

Последней «социалистической» легковушкой оказалась модель 613, во многом приобретшая стильную современную внешность благодаря итальянскому кузовному ателье, выполнившему дизайн экстерьера.

Предназначалась машина для партийной элиты и поставлялся в другие страны соцблока, в том числе в СССР. В плане технической оснащенности 613 на голову превосходил своих предшественников.

Модель «умерла» вместе со страной. Чехи пытались реанимировать выпуск 613 модели, доработав ее и переименовав, но быстро поняли, что автомобиль неконкурентоспособен. Ведь страны соцлагеря больше не были едиными, а новые рынки Европы предъявляли иные, высокие требования к поставляемой продукции.

Praga

В небольшой стране все производители грузовых машин так или иначе пересекались, идеи витали в воздухе. Поэтому каждая марка автомобилей вошла в социалистический период истории с уже хорошим запасом прочности и послужным списком.

Автопредприятие Praga возникло в начале ХХ века, выпуская сначала легковые автомашины, а затем переориентировавшись на выпуск трамваев в составе концерна CKD.

Под эгидой новосозданного завода имени Готвальда сошел с конвейера знаменитый полноприводный грузовик «Прага» на трех осях с татровским двигателем на дизтопливе, используемый в различных областях народного и военного хозяйств. Выпуск его не прекращался 30 лет.

На рубеже 1960-х годов Praga оказалась в составе концерна Avia, постепенно разделяясь на филиалы. Ведущее предприятие в Лентянах продолжало выпуск грузовиков, а Высочанское производство переориентировали на выпуск трансмиссий для чехословацкой автопромышленности.

Середина 80-х годов, незадолго до окончания периода социалистического строительства, ознаменовалась разработкой колесного гиганта Univerzalni Vozidlo, способного работать как с прицепным, так и навесным оборудованием, выполняя множество функций, подобно немецкому Унимогу.

Грузовые автомобили фирмы Avia были весьма распространены в СССР. Начиналась Avia с небольшой авиационной мастерской, созданной в 1919 году.

После капитуляции Германии наступило мирное время, фирма задействовала мощности Лентянского завода для производства 7-тонных грузовых машин Skoda и одноименных автобусов. Туда же переехало в конце 1950-х годов автопредприятие Praga.

Новый толчок в развитии произошел в 1967 году, когда удалось заключить договор с компанией SAVIEM (Франция). Он предполагал активное участие французов в налаживании на чехословацком заводе выпуска грузовиков серии SG2 (грузоподъемность — полторы тонны) и SG4 (грузоподъемность — три тонны).

К рубежу 1970/80 годов грузовой транспорт Avia выпускался исключительно на конвейере в Лентянах, более не завися от французской компании. Грузовики накануне распада социалистического блока подверглись модернизации, повлекшей за собой увеличение объема двигателя. На заводе ежегодно производилось порядка 15 тысяч машин, предназначавшихся на экспорт социалистическим соседям.

1986 год ознаменовался тем, что Avia вошла в концерн, объединивший Praga, Дачешский машиностроительный завод и BSS. Изготовленные на территории Лентяновского завода шасси использовались на других заводах для сборки спецтехники. Увы, в 1988 году концерн прекратил существование.

В послевоенное время в Чехословакии произошел серьезный переезд заводов по производству грузового автотранспорта, создав условия для вхождения на рынок марки Liaz.

Передислоцировав автозавод Praga под крыло Avia, грузовой транспорт Skoda перебрался в Либерцы. Параллельно велась реконструкция малых предприятий сопутствующего автомобилестроению профиля.

Все они стали составными частями огромного завода AZNP с головной конторой во Млада Болеславе, образовав единое сообщество Либерецких автомобильных заводов (Liaz).

Лиазовские грузовики пользовались популярностью, неоднократно участвуя в имиджевом ралли по маршруту Париж-Дакар. Однако развал социалистического лагеря чувствительно ударил по производству, а распад Чехословакии окончательно добил производство.

Karosa

Еще в последние годы XIX века мастерская по выпуску каретных экипажей Sodomka пользовалась известностью как хорошее кузовное ателье. В 1920-е годы оно разрабатывало и выпускало кузова для всех ведущих автопроизводителей страны — Aero, Tatra, Praga, Skoda, в числе его заказчиков отметились даже Mercedes, Duesenberg и другие автопроизводители.

После наступления мира в Европе ателье переименовали в фирму Karosa, которая намеревалась выпускать автобусы любых моделей.

Исключением из правил стал лишь правительственный спецавтомобиль с бронированным покрытием — Skoda VOS, над созданием и выпуском которого трудились специалисты всей чешской автопромышленности.

Мотор для специального лимузина изготавливала Praga, ходовую часть собирали на Skoda, интерьером салона занималась Tatra, а весь автомобиль собирали из составных частей воедино на Karosa.

Автобусы Karosa бегали по дорогам Советского Союза с 1950-х годов. Тогда это были рамные модели 706RO, оснащенные двигателями Skoda.

В 1970-е годы автопроизводство на Karosa подверглось тотальной реконструкции, старые цеха пришли в негодность, а рядом с ними сумели выстроить новый завод. Такая глобальная перестройка позволила предприятию резко повысить уровень используемых технологий, создавая новое поколение автобусов.

Распад страны на Чехию и Словакию с нарушением всех налаженных промышленных цепочек нанес Karosa сокрушительный удар. Качество выпускаемой продукции ухудшилось, а количество собираемых автобусов резко упало.

Лишь своевременно подписанные договоры с Renault позволили чехам остаться на плаву, а потом и обновить при помощи французов линейку моделей.

Помимо раскрученных брендов для грузовых и легковых машин, в Чехословакии выпускались еще спецавтомобили и спортивные модели под маркой Metalex или, по-иному, МТХ.

Производство инициировалось частными инвестициями, с трудом вписываясь в рамки социалистической системы. Единственной лазейкой, позволявшей собирать спортивные машины, было членство MTX в Чешском мотоспортивном клубе.

Заключение

Большинство чехословацких автопроизводителей, ориентированных на внутреннего потребителя и страны социалистического лагеря, не смогли пережить крах системы и распад страны, сойдя на нет или растворившись в европейских концернах.

Главным автобрендом Чехии на сегодня выступает Skoda, производя более 60% от транспорта страны. На территорию Чехии с интересом поглядывают крупные игроки на авторынке — Citroen, Hyundai, Peugeot и Toyota, заинтересованные в производственных мощностях страны, ведь в ней четверть всего сектора промышленности до сих пор составляет автомобилестроение.

Видео о чешском автопроме времен СССР:


То е возидло: чешский автопром времен социализма

Начало

По глубине истории и богатству традиций автомобильную промышленность Чехии можно сравнить разве что с чешским же пивом: жители Богемии знали толк в точной механике, а машиностроение этой небольшой страны в конце XIX века мало в чем уступало немецкому или австро-венгерскому.

Неудивительно, что первый автомобиль в стране “вепрова колена” появился вскоре после того, как Карл Бенц создал свою машину. Чешская “Виктория” была создана как раз по чертежам Бенца по заказу барона Теодора Фон Либига. Кроме того, благодаря дружеским отношениям фон Либига и Карла Бенца в городок Копршивнице также начались регулярные поставки двигателей.

Титулованный владелец первого в Чехии “возидла” оказался заядлым автомобилистом и умудрился накатать на “самобеглой коляске с мотором Бенца” по дорогам своей страны и соседних Австрии и Германии ни много ни мало 1 000 километров! По сути, барон был первым “дальнобойщиком” и идеологическим предком нынешних европейских путешественников. Уже в 1897 году компания «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft» (будущая TATRA) из Восточной Моравии выпустила свою первую легковушку под названием “Президент”, а годом позже – и грузовик. Словом, чешские машиностроители подхватили модную тенденцию и занялись строительством собственных автомобилей еще до наступления Миллениума.

Полвека спустя социализм наложил свой заметный отпечаток на ход развития чешского автопрома, повлияв на судьбу каждого производителя легковых автомобилей и грузовиков, которых к тому моменту насчитывался добрый десяток.

Skoda

До момента, пока Чехословакия стала Чехословацкой Социалистической Республикой, старейший производитель автомобилей уже успел завоевать авторитет и, соответственно, лидирующие позиции в стране.

В тридцатые годы Skoda выпускала довольно престижные и мощные автомобили

Skoda Superb с кузовом от ателье Содомки

Skoda Popular – популярный автомобиль малого класса

В социалистической ЧССР автомобиль был почти таким же дефицитом, как и в Советском Союзе. Несмотря на то, что технологически сразу после войны Skoda по уровню технологий еще не сильно отставала от западноевропейских предприятий, уже через 10-15 лет разница была хорошо заметна, что называется, невооруженным взглядом. И все равно чехи любили “шкодовки”: Tudor, Spartak, Octavia и Felicia пользовались хорошим спросом и котировались не только внутри страны, но и у автомобилистов соцлагеря. Однако за ними надо было стоять в очереди: в самой Чехословакии в среднем машину приходилось ждать около восьми лет!

Двухдверная Октавия могла быть и универсалом!

К сожалению, к началу семидесятых Skoda со своей заднемоторной и заднеприводной компоновкой стала откровенно проигрывать даже советским Жигулям, не говоря уже о румынской Dacia 1300. Пережив несколько модернизаций модельного ряда, Skoda встретила начало восьмидесятых все с теми же устаревшими наследницами “эмбечек” (так называли модель МВ1000) в различных вариациях, которые при этом все равно пользовались спросом у жителей ЧССР.

Skoda оставалась верна заднемоторной компоновке вплоть до конца восьмидесятых годов

Удивительно, но чехи выпускали и такое эффектное купе на базе обычной Шкоды!

В 1984 году модель 130 получила более современное оформление передней части

Skoda выпускала и микроавтобус с индексом 1203

Лишь в 1987 году была представлена абсолютно новая модель Favorit 136. Она радикально отличалась от прежних Шкод: расположенный поперечно спереди силовой агрегат, привод на передние колеса, дизайн от кузовного ателье Bertone. На тот момент модель была вполне конкурентоспособной как минимум в странах соцлагеря. Хэтчбек Favorit и его универсальная версия под названием Forman пользовались спросом как внутри страны, так и на внешних рынках.

Фаворит был прямым конкурентом советской Самары

На участь последних моделей социалистического периода прямым образом повлияла судьба самой страны, распавшейся на два отдельных государства – Чехию и Словакию. Чтобы сохранить и приумножить достижения Шкоды, правительство новой страны подписало договор с концерном Volkswagen, став четвертой “сестрой” в семье VAG. К слову, чехи выбирали между несколькими предложениями – в числе претендентов были и немцы из BMW (на ранних этапах), и французы из Renault, которые вскоре переключились на румынское предприятие по выпуску Дачий.

При этом руководство Volkswagen Group относилось к Шкоде как к родной, а не приёмной «дочери». Постепенно доля собственности VAG выросла до 70%, а в 2000 году Skoda Auto a.s. полностью перешла в собственность немцев.

Фелиция была в своём роде переходной моделью к Шкодам новой эпохи

Такие метаморфозы крайне благоприятно сказались на потенциале марки. Ведь полновесные хозяева не стали “хоронить” старейшее чешское предприятие, а отвели ему роль “бюджетного” бренда в когорте своих марок. Постепенно немцы прекратили производство “наследников социализма”, последним из которых была Felicia, полностью перейдя на общую платформу с остальными автомобилями концерна. Такие перемены предваряла серьезная модернизация производственно-технической базы. Octavia, Fabia и Superb, появившиеся в последние годы прошлого века, быстро стали популярными не только в Чехии и Словакии, но и в Западной Европе. Наш потребитель также быстро раскусил, что Skoda предоставляет возможность купить “почти Фольксваген”, заметно сэкономив при этом.

Октавия конца девяностых годов оказалась настолько удачной, что выпускалась аж до 2010 года!

Сегодня Шкода – это не только “легковушки”, но и грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника и даже авиадвигатели. Кроме головного предприятия в Млада Болеславе, в чешских городах Квасины и Врхлаби также существуют сборочные производства. Помимо этого, Шкоды производят в России, Украине, Казахстане, Боснии и Герцоговине и даже Китае!

Таким образом, для старейшего чешского автопроизводителя период социализма был просто временем, которое следовало “прожить и пережить”. Конечно, без “большого брата” наследники Лаурина и Клемента вряд ли достигли бы таких высот и рыночного успеха, но можно лишь порадоваться, что Шкода смогла пережить несколько государств и форм правления, прочно закрепившись в сознании современных автомобилистов в качестве ведущего европейского производителя автомобилей. Приятно, что при этом чехи-немцы уважают «исторические» названия автомобилей Skoda (Superb, Rapid, Octavia), используя их в актуальном модельном ряду.

TATRA

История TATRA началась еще в 1850 году, когда Игнац Шустала основал одноименную компанию по производству бричек и колясок. Затем предприятие было преобразовано в австро-венгерскую компанию Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, которая производила железнодорожные вагоны.

Своей уникальностью автомобили TATRA обязаны известному конструктору Гансу Ледвинке, который был талантливым автомобильным инженером. Ледвинка реализовал в Татрах целый ряд оригинальных решений, которые радикально отличали его машины от остальных автомобилей того времени. Вместо традиционной лонжеронной рамы конструктор применил хребтовую – с круглой продольной трубой, на переднем конце которой он установил легкий оппозит с воздушным охлаждением. Столь же необычной по конструкции была и подвеска, состоявшая из качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоры. Кроме легковых моделей, Ледвинка занялся и разработкой грузовых моделей, которые вскоре были запущены в серию. Это были как легкие однотонные грузовики, так и трехосные полуторатонки с колесной формулой 6х4.

Конструкция Ледвинки и сегодня удивляет своей нетривиальностью

Fasahov › Блог › Автомобильный рынок Чехословакии 70-80 х.

Недавно, с моим знакомым, менеджером Шкоды, зашел у нас разговор о том, какими автомобилями владели родители, что можно было купить в 70-е 80-е в Чехословакии и в СССР. У его жены родители владели Москвичом 2141. И тут он мне говорит, что вообще, в Чехословакии можно было купить новым Simca 1307. Рассказал, как они в детстве ходили смотреть в автомагазин на новые иномарки. Потом, смотря Чешские фильмы 70-80-х я заметил, что модели из капстран достаточно часто попадаются. Вот я и решил провести небольшое исследование. Какая же была автомобильная культура и авторынок в соцлагере, в частности, в Чехословакии, в 70-е и 80-е. И оказалось, что автомобильная жизнь здесь была намного разнообразнее, чем я думал. Здесь ездили далеко не только на автомобилях, произведенных в соцлагере.
Оказывается, иномарки действительно могли купить простые смертные за чешские кроны, например, в магазинах сети «Mototechna». Кроме этого, был еще один официальный канал поставки иномарок. Это был чешский аналог «Березки», магазин «Tuzex». В нем машины продавались за «боны».
Как и в СССР, источниками валюты были туристы, специалисты, которые работали за границей. Спортсмены, инженеры и т.д. По приезде домой чехи были обязаны в 14-и дневный срок обменять валюту на «боны». Такие люди, также, могли открыть счет в банке в кронах Tuzex. Но были и оригинальные источники валюты. Например, половину черного рынка валюты и «бонов» держали цыгане. В Чехословакии цыган выпускали на запад. Граница для них была значительно более прозрачна чем для чехов. Этот делалось в надежде, что они никогда не вернутся назад, пытались от них избавиться. Но они всегда возвращались. Вот и ездили туда-сюда. Или был такой источник валюты, как военные пенсии. Были чехи, которых после оккупации призвали в Вермахт. И если они погибли, то вдовам ФРГ платило пенсии в дойчмарках.
Некоторые модели можно было купить и за кроны, и за «боны». Например, в 1974 году Chrysler 180 в «Mototechna» продавали за 99000 крон, а в «Tuzex» за 24475 бонов. На черном рынке крона к бонам шла 5:1.
В «Tuzex» под заказ можно было привезти любую иномарку. Например, в 60-е ввозились даже Ford Mustang. Хотя был и каталог, к котором были Шкоды, Лады, Пежо, Рено. В конце каталога было написано, что под заказ мы привезем Мерседес, БМВ, Вольво и т.д. Так что, теоретически, при наличии простых крон можно было купить приличную иномарку.
В «Mototechna» с конца 70-х что-то типа Москвичей можно было купить свободно, без очереди. На какие-то модели стояли в очереди по нескольку дней, люди спали в спальных мешках около магазина. На самые престижные модели, типа Рено, Крайслера или Сааба были отдельные очереди, нужно было иметь блат чтобы их купить.
Кроме этого, политика по ввозу иномарок из капстран в Чехословакии была либеральнее, чем в СССР. Представителям элиты разрешалось ввозить по нескольку иномарок. Год назад повстречался мне на улице дедушка на дизельном Cadillac Seville начала 80-х на старых Чехословацких номерах. Думал я, откуда это могло тут появиться. Теперь становится понятно откуда.
Итак, что можно было купить в магазинах «Mototechna» в разные годы:
Конец сороковых: Tatra 57B, Tatra 87, Škoda 1101 Tudor, Aero Minor.
Пятидесятые годы: Škoda 1200 Sedan, 1201, Škoda Spartak, Škoda 440, Škoda 445, Škoda 450 (pozdější Octavia a Felicia), Tatra 600 Tatraplan, Tatra 603-1, GAZ M20 Poběda, GAZ 21/22 Volga, Moskvič 407, Simca 1300, Warburg 311/312, IFA F9, IFA P70, Ford Anglia.
Шестидесятые годы: Škoda Octavia, Škoda Octavia Super, Škoda Felicia, Škoda 1202 STW, Škoda 1000 MB/1000 MBX/1100 MBX, Škoda 100/110, Tatra 603-2, Moskvič 408/412/426/427, Hillman Minx, Ford Cortina Mk.I 1200, Simca Aronde, Simca 1301/1501/Special, Renault 4CV, Renault 4, Renault 8, Renault 10 Major, Renault 12, Renault 6, Fiat 500 a 600/600D, Fiat 1300, Fiat 1500, Fiat 125, Fiat 125P, Wartburg 312/353W, Trabant 600, Trabant 601, Ford Taunus 17M, Saab 96, IFA P50.
Семидесятые годы: Fiat 128, Fiat 127, Fiat 126P, Citroen GS, Renault 5, Renault 16, Renault 14, Renault 20, Wartburg 353, Trabant 601, Austin Allegro, Simca 1307, Chrysler 160/180, Škoda 105/120, Tatra 613, Škoda 110 R, VAZ 2101/21011/2102/2103/2106/21061, Moskvič 2137/2138/2140, GAZ 24 Volga, Ford Cortina Mk.II 1300, Ford Cortina Mk.III 1600, Saab 99, Talbot Horizon, Toyota Carina, Zastava 101, Fiat 850, Dacia 1300, Fiat 131 Mirafiori, ARO 240.
Восьмидесятые годы: VAZ 2105/21053/2107/2108/21083/2109/21093/2121, GAZ 3102 Volga, Škoda 125/130/135/136, Škoda 120 Garde/130 Rapid, Škoda Favorit, Renault 9TL, Renault 11TL, Fiat 127 Special, Fiat Uno, Ford Escort 1,3L, Ford Sierra 1,6L, ZAZ 1102 Tavrija, Moskvič 2141 Aleko, Volvo 340, Renault 15, Renault 17, Renault 18, Renault 20, Renault Nevada, Polonez, Dacia 1310 TX, Oltcit 11, ARO 10, Talbot 1510.

Далее, посчитаем, какие были цены, какие были зарплаты, и сколько нужно было работать, чтобы купить автомобиль. Возьмем «любимую» эпоху «застоя», его расцвет, конец 70-х.

Прайс-лист «Mototechna» за 1978 год.
Модель, Страна, Цена в чешских кронах на Январь 1978 года.
Renault 20 Франция 182 200
Austin Allegro Великобритания 122 200
Fiat 131 (1600 ccm) Италия 118 800
Volha 2404 СССР 117 000
Volha 24 СССР 105 000
Fiat 127 (2d) Италия 81 400
Lada 1600 СССР 76 400
Lada 1500 СССР 72 100
Fiat 125P (1500 ccm) Польша 68 450
Škoda 110R ЧССР 66 800
Lada 1200 kombi СССР 66 200
Dacia 1300 Румыния 66 000
Škoda 120 GLS ЧССР 65 000
Wartburg 353 Tourist ГДР 64 300
Zastava 1100 Югославия 64 000
Lada 1300 СССР 64 000
Škoda 120 LS ЧССР 62 700
Fiat 125P (1300 ccm) Польша 62 050
Škoda 120 L ЧССР 58 800
Wrtburg 353 LUX ГДР 58 300
Lada 1200 СССР 58 200
Moskvič 2137 kombi СССР 58 000
Škoda 105 L ЧССР 57 000
Wartburg 353 Standard ГДР 56 300
Škoda 105 S ЧССР 56 000
Moskvič 2140 СССР 53 700
Moskvič 2138 СССР 48 100
Fiat 126P Польша 42 000
Trabant 601 Kombi ГДР 39 500
Trabant 601 ГДР 36 500

Давайте посчитаем, сколько нужно было работать, чтобы купить автомобиль в Чехословакии и сравним это с СССР. Средняя зарплата в Чехословакии в 1977 году составляла 2444 кроны. В СССР — 143 рубля. ГАЗ-24 “Волга” стоила 9 200 рублей, ВАЗ-2101 5 500 рубля. Соответственно, в Чехословакии на Волгу нужно было копить 3,5 года, а в СССР 5,3. На «копейку» в Чехословакии копить нужно почти два года, а в СССР три в небольшим.
Они всегда жили лучше. Не забуду, как бабушка одной нашей чешской знакомой вспоминала войну. Она жаловалась, как плохо они жили при оккупации. Вы представляете, мясо, говорила она, приходилось есть не свежее, а замороженное. Вот такой расклад.
Еще немного статистики. Вот количество некоторых моделей автомобилей, зарегистрированных в Чехословакии к началу 89 года: ВАЗ – 358 тысяч (все модели). Из них ВАЗ 2101 – 156 тысяч. ВАЗ 2108 успели продать 400 штук. Волга – 35,5 тысяч. Москвич – 48 тысяч (все модели). Данные по некоторым моделям иномарок из капстран: Fiat 850 – 15 тысяч, Fiat 600 – 14 тысяч, Fiat 127 – 13,5 тысяч, Fiat 128 – 7 тысяч. Simca 1301/1501 – 9 тысяч, Ford Cortina – 7 тысяч.
Ну, и напоследок, несколько картинок из каталога «Tuzex» 1988 года:

Какие марки автомобилей производятся в Чехии?

Чехи делали очень неплохие машины Шкода, приличные машины Татры.

Теперь Шкода входит в группу Ауди-Фольксваген, а Татра продолжает делать очень хорошие грузовики, которые принимают участие в ралли Париж-Дакар.

были также грузовики LIAZ (городок Яблонец-над-Нисоу). потом назывались Skoda LIAZ. Но в 2003г. выпуск машин полностью прекратился и его выкупила частная компания Tedom, занимающаяся производством и эксплуатацией газовых станций. В результате чего было сформировано подразделение Tedom Truck.

Skoda Xena 1996 г.в. построено лишь 40 машин.

мусоровоз Tedom Fox.

Кстати, такие старые чешские ЛиАЗы, примерно до 1985 года, чехи каждый год поставляли нам по 3000 машин!

Skoda 706 RT TN.

автобус Skoda 706RTO 1964 года.

А у Татры (кстати, забавное название города для русского языка, где их производят – Копрживнице), что мало кто знает, были и легковые автомобили. И даже бронедрезины.

Последняя легковая модель завода — Tatra T700 1998 года.

Tatra T15/30 1936 года.

Совсем уж необычный рельсовый вариант — с вынесенной вперед тележкой.

Tatra на лыжах, с пропеллером и катком сзади. Tatra V855 1942г. в одном экземпляре. Скорость до 80 км/ч.

Чешские бренды

Наверняка практически каждый из нас на вопрос, с чем у него ассоциируется Чехия, в первую очередь ответит «с пивом». Действительно, чешское пиво разных сортов давно завоевало популярность во всем мире. В Прагу на выходных стекаются туристы со всей Европы, чтобы попить того самого пива. Думаю, всем будет интересно узнать, что делает Чехию знаменитой… кроме пива. Тема поста — известные чешские бренды.

Škoda Auto

Начнем со Шкоды Ауто (Škoda Auto) — самой крупной компании по производству автомобилей в Чехии. Штаб-квартира компании находится в чешском городе Млада-Болеслав (Mladá Boleslav). История компания началась в далеком 1895 г., когда продавец книг Вацлав Клемент и механик Вацлав Лаурин открыли собственную компанию по производству велосипедов под названием Laurin & Klement. Позже компания существенно расширила линию выпускаемой продукции — от мотоциклов до автомобилей.

В 1905 г. компания Laurin & Klement выпустила первую модель автомобиля Voiturette A.

С 1990 г. компания известна под названием Automobilový koncern ŠKODA a.s. (Автомобильный концерн Шкода). В 1991 г. Шкода была объединена с концерном Volkswagen Group, в которые входят Volkswagen, Audi, SEAT, ŠKODA, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Ducati, Scania и MAN.

На сегодняшний день Шкода является компанией с самым большим оборотом в Чехии, самым крупным чешским экспортером и одним из крупнейших работодателей. Каждый год более 30% продаж новых автомобилей в Чехии приходится на Шкоды. Так в 2012 г. в Чехии было продано 53 778 автомобилей марки Шкода, что составило 30% от всех проданных автомобилей. У компании есть собственный университет (Škoda Auto Vysoká škola (ŠAVŠ)), где готовят будущих специалистов для работы на заводе. Университет также расположен в городе Млада-Болеслав.

13 июля 2006 г. Шкода выпустила свой десятимиллионный автомобиль. А 30 августа была выпущена четырехмиллионная Шкода Октавиа!

Tatra

Следующий бренд – Tatra. Tatra – это чешский производитель автомобилей со штаб-квартирой в городе Копршивнице, расположенном в Моравскосилезском крае. В марте 2013 г. компанию купила фирма Truck Development, и с тех пор название фирмы поменялось на Tatra Trucks.

Фирма была основана в 1850 г. Игнацем Шусталой и вначале специализировалась на выпуске карет и колясок. Позже фирма стала производить железнодорожные вагоны. В 1897 г. фирма произвела Automobil Präsident — один из первых личных автомобилей в средней Европе.

На сегодняшний день Tatra производит легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, железнодорожные вагоны.

Грузовые автомобили Tatra с 1986 г. участвуют в ралли Париж-Дакар. Шестикратным победителем ралли в категории грузовиков, кстати, является Карел Лопрайс – чешский гонщик из Остравы.

Baťa или Bata Shoes

Пожалуй, самым известным чешским брендом для всех советских людей является обувь Батя (Bat’a). Компания была основана Томашем Батей совместно с его братом и сестрой в 1894 г. в городе Злин (Zlín).

В 1904 г. была произведена обувь под названием «батовка» (Batovka) – первая обувь для рабочего класса, простая на вид, легкая, и доступная по цене. С тех пор имя Бати стало ассоциироваться с надежностью и качеством.

В 1930-х гг. компания Батя стала ведущим производителем обуви в Чехословакии. В 1929 г. был открыт магазин Батя на Вацлавской площади, который стоит там и по сей день.

После второй мировой войны заводы Батя в г. Злин были национализированы. Томаш Батя эмигрировал в Канаду, где продолжил развитие своей компании.

Томаш Батя знаменит тем, что он заботился не только о производстве, но и о своих подчиненных. Для сотрудников компании Батя застраивались целые кварталы в Злине. Томаш считал, что продуктивность напрямую зависит от устроенности жизни людей. Предоставление собственного жилья и довольно высокие зарплаты, которые порой в 2 раза превышали средние по Чехословакии, привлекали в Злин всё больше людей, и город развивался.

В 1991 г. фирма Батя вернулась в Злин. Сегодня ее полное название звучит как Bata Shoe Organization. У фирмы есть 50 заводов, 9 кожевенных заводов, и 4734 магазина. На производстве занято 49 324 рабочих. Магазины Бати открыты в 68 странах мира. Помимо обуви бренда Батя, в магазинах Бати представлены и другие бренды. Например, австрийский Högl, немецкий Gabor, швейцарский Rieker, бренды Climatec, Nike, и многие другие.

Petrof

Далее переходим к бренду Petrof – знаменитому чешскому производителю пианино и роялей. Компания Petrof была основана в 1864 г. в г. Градец-Кралове (Hradec Králové) Антонином Петроф. Антонин обучался производству пианино в Вене. Вскоре после открытия компания стала производить товар для продажи за границей.

В настоящее время компания выпускает разные виды пианино и роялей и имеет свою собственную исследовательскую лабораторию. В год компания выпускает 1750 роялей и является одним из знаменитых производителей музыкальных инструментов в Европе.

Becherovka

Настал черед бехеровки (Becherovka) – травяного алкогольного ликера, первоначально приготовленного в Карловых Варах (Karlovy Vary) аптекарем Йозефом Бехером в 1807 г.

Содержание алкоголя в бехеровке — 38%. Рецепт бехеровки хранится в секрете, однако известно, что при ее производстве используется 20 видов трав и специй. Большинство этих трав произрастает в Чехии, однако есть среди них и те, которые привозят из таких экзотических уголков, как Занзибар и Шри-Ланка. Процесс приготовления длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Подлинный рецепт бехеровки известен только двум людям — менеджеру производства и директору производства.

В Карловых Варах в здании бывшего завода по производству бехеровки сейчас находится музей (Jan Becher Muzeum), в котором можно посмотреть на бутылки и этикетки бехеровки, производившейся много лет назад.

В центре Карловых Вар стоит вот такой веселый киоск по продаже бехеровки.

Бехеровку смело можно покупать в подарок родным из поездки по Чехии.

Кстати, нынешний президент Чехии Милош Земан раньше любил пить бехеровку, а теперь предпочитает сливовицу. Всё дело в содержании сахара в бехеровке, которое было повышено согласно постановлению ЕС о содержании сахара в ликерах. Поскольку президент не любит сахар, от ликера ему пришлось отказаться.

Mattoni

И последним брендом, о котором я вам сегодня расскажу, является Маттони (Mattoni)чешская минеральная вода из небольшого городка Кыселка (Kyselka) у Карловых Вар. История бренда началась в 1864 г. Сегодня бренд принадлежит Carlsbad Mineral Water – крупнейшему производителю минеральной и ключевой воды в Чехии. Вода Маттони выпускается с привкусами и без них. Лично мне больше нравится без привкуса, непривычно как-то пить фруктовую минералку!

В конце своего рассказа хочу дать вам адреса магазинов Bat’a, а также магазинов, где можно купить Бехеровку в качестве сувенира.

Адреса магазинов Bat’a в Праге: Praha 1, Václavské nám. 6; Praha 1, Jindřišská 20; Praha 1, Nám. Republiky 1; Praha 3, Vinohradská 149, ТЦ Palác Flora; Praha 5, Plzeňská 8, ТЦ Nový Smíchov.

Сувенирную бехеровку небольшого объема по выгодной цене можно приобрести в магазине Albert у ТЦ Kotva, метро Nám. Republiky. Бехеровку большего объема можно приобрести в сувенирных магазинах.

Вам также может быть интересно

Сайты для экономии в путешествиях!

💰 Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!

✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.

🔑 €29 купон-скидка на Airbnb для первого бронирования уютной квартиры или шикарной виллы в любом городе мира! Квартира будет отличной альтернативой отелю.
Регистрация на Airbnb

Источники:
http://zagranportal.ru/chehiya/transport-chehiya/marki-i-modeli-avtomobilej-chexii.html
http://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/3656-cheshskie-avtomobili-vremen-socializma.html
http://www.kolesa.ru/article/to-e-vozidlo-cheshskij-avtoprom-vremen-socializma-2016-03-18
http://www.drive2.ru/b/1699046/
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/95616-kakie-marki-avtomobilej-proizvodjatsja-v-chehii.html
http://inostranno.ru/2013/08/czech-brands/
http://iloveprg.ru/kak-dobratsya-iz-minska-v-pragu/

Ссылка на основную публикацию