История и экспонаты Еврейского музея в Берлине

Одна из самых популярных достопримечательностей немецкой столицы — “Еврейский музей” в Берлине. С открытия в 2001 году комплекс на Линденштрассе посетили более 8 млн человек, которых привлекают постоянные и передвижные выставки, экспозиции, учебный центр. В свою очередь профессиональные историки заинтересованы в посещении архивов, исследовательского института. Перед посетителями музея раскрывается многовековая история еврейской общины на немецких землях.

История возникновения

Первый еврейский музей в Берлине, основанный в 1933 году, вскоре был закрыт нацистским режимом.

В 1971 году, когда еврейская община Берлина праздновала свое 300-летие, а в бывшем Музее истории Берлина проходила приуроченная к событию выставка, была сформулирована идея создания нового еврейского музея. Тем не менее последующие годы площадкой для выставок соответствующей тематики служил Музей Берлина.

В 1988 году в связи с необходимостью увеличения выставочного пространства для еврейского отдела музея был объявлен архитектурный конкурс на расширение Музея Берлина.

Конкурс выиграл Даниэль Либескинд. Строительство дополнительного здания длилось с 1992 по 1998 год. Здание Либескинда, открытое для осмотра в 1999 году (за два года до открытия самого музея), уже в качестве части Еврейского музея, пользовалось у посетителей значительной популярностью.

Немного о создателе музея

Даниель Либескинд родился в 1946 году в еврейской семье. С детства был талантлив и мечтал о карьере пианиста. Но когда он в 14 лет переехал в США, то заинтересовался другими дисциплинами, такими как математика, живопись и архитектура. Это и определило его дальнейшую профессиональную деятельность. Из всех архитектурных направлений близким ему по духу является деконструктивизм.

Именно в таком решении был предложен проект нового музея, который он назвал Between the Lines, что переводится как «между линиями».

Особенности архитектуры

Сам Музей Берлина состоит из двух строений:

  • здания Коллегиенхауса, представляющего собой архитектуру барокко
  • нового здания Даниэля Либескинда – образца деконструктивизма

Если вы посмотрите на эти здания снаружи,то не найдете места их соединения. Секрет здесь в том, что здания соединяются с помощью подземного этажа.

Внутрь основного корпуса здания Либескинда можно войти исключительно через Дом коллегий. Как раз через этот самый подземный ход.

Здесь все сделано так, чтобы посетители смогли ощутить хотя бы маленькую дольку того страха и тех невзгод, которые испытывали евреи.

С первых шагов вы теряете равновесие, виной тому наклонный пол. Вы начинаете прикладывать массу усилий, чтобы двигаться вперед.

Экспозиции и экспонаты

Это зигзагообразное свинцовое здание, которое пересекает прямая линия из ряда пустых помещений. Оно как бы символизирует ту пустоту, образовавшуюся в Европе от бесчисленных загубленных мертвых душ и разрушенной еврейской культуры. Еще за два года до открытия музея здание было открыто к посещению, и его с удовольствием посетили 350 тыс. человек.

Сам музей был открыт в 2001 году. Попасть в него можно только из Дома коллегий через подземный ход. Из подвального помещения экскурсанты попадают в «Сад изгнания». Пол в саду находится под небольшим наклоном. Колонны из бетона тоже наклонены. В таких условиях появляется чувство дезориентации и определенные трудности при передвижении.

Посетители увидят 49 стелл, 48 из которых наполненны землей Берлина (символизируют дату образования Израиля), и еще одну – с израильской землей. Тут же расположена темная «Башня Холокоста» с небольшой щелочкой просвета наверху. Экспозиции музея могут произвести настолько сильное впечатление, что экскурсоводам приходится всегда быть наготове, чтобы оказать первую медицинскую помощь.

Например, в музейной пустоте «Шалехет» по полу разбросаны тысячи небольших металлических дисков с прорезями в виде искажающихся от боли лиц, которые хрустят под ногами.

Такое чувство, будто и ты причастен к ужасному холокосту.

Еврейский музей в Берлине – это история еврейского народа и его культуры, представленная почти четырьмя тысячами экспонатов: рукописи, первые книги с иллюстрациями, фаянсовая посуда, очки Мозеса Мендельсона и еще множество предметов быта двухтысячной истории еврейского народа.

Видео:

Дом коллегий (Kollegienhaus)

В построенном в 1735 году доме когда-то размещался Высший суд столицы. В период Второй мировой войны он был практически полностью разрушен, поэтому его пришлось перекладывать и восстанавливать прежний облик. Здесь находится билетная касса, гардероб, магазин, офисы, аудитории музея. Позади – крытый стеклянный двор для отдыха и прогулок в плохую погоду.

Дом Либескинда

Замысел архитектора принес ему всемирную славу: изломанная линия строения стала символом трагической судьбы еврейской общины в Германии. В этот корпус можно попасть только через Дом коллегий: через черную лестницу, дополненную шипами.

Наклонные бетонные стены, хаотично расположенные окна заставляют посетителей раствориться в этом здании, потерять чувство равновесия, лишиться ориентиров.

Возникшее ощущение неуверенности в окружающем мире способствует более глубокому восприятию экспозиции:

  • Стелы и «оси». Уже на входе перед посетителями открываются три наклонные оси, которые визуально перекрещиваются: «ось непрерывности», ведущая к экспозиции, башня Холокоста, стела в Саду изгнания.
  • Сад изгнания. Снаружи находится площадка с наклонным полом, окруженная 49 шестиметровыми бетонными столбами, последний из которых характеризует Берлин. Сюда можно пройти только через подвалы. На вершинах столбов растут 49 оливковых деревьев, их сильный аромат во время цветения окутывает посетителей и вселяет странное чувство.
  • Башня Холокоста – закрытое мрачное пространство с черными стенами, которое оказывает угнетающее действие, символизируя Холокост. На высоте около 2,5 метров есть лестница для обслуживания башни, ведущая к потолку. По мнению некоторых посетителей, это служит способом выхода или является символом недостижимого.
  • Пустоты. В здании Либескинда через всю изломанную структуру постройки идут пустоты – пустые пространства от подвала до потолка, куда нельзя зайти, но которые можно увидеть с некоторых обзорных точек. Эти пустоты напоминают о высылке, погромах, которые пережили евреи в течение столетий.
  • Стеклянный двор – подобие еврейской хижины. Во время скитаний в пустыне евреи жили в хижинах, и этот фольклорный элемент призван напомнить о древних традициях народа.
  • Сад за Домом коллегий был разбит по проекту Колхоффа и Оваски. Дизайнеры ландшафта Мюллер и Вехберг создали в саду композиции, соответствующие духу музея. Сад ограничен зигзагами основного здания, украшен природными камнями.

Выставки

Музей предлагает своим посетителям не только постоянную экспозицию, но и разнообразные выставки.

Постоянная экспозиция

В Доме Либескинда находится постоянная экспозиция «Двухтысячелетняя германо-еврейская история». В Доме коллегий посетители знакомятся с дневниками гамбургского купца XVII-XVIII столетий Иуды Лейбы, работами философа Мендельсона.

Часть выставки посвящена еврейским солдатам Германии периода Первой мировой войны. Завершает экспозицию аудиокнига, в которой евреи рассказывают о своей жизни в Германии после 1945 года.

Специальные выставки

Музей каждый год организовывает специальные выставки на различные темы. Например, в 2003 году проходила выставка «Контрапункт» (о творчестве Либескинда), в 2006-2007 гг. – «Родина и ссылка», 2011-2012 годы посвятили экспозиции «Германия глазами 30 художников», в 2014-2015 гг. работала выставка «Кожа вон! Отношение к обряду обрезания», в 2016-2017 гг. – экспозиция «Голем».

Учебный центр Рафаэля Рота

Центр располагался в музее до 2017 года. Здесь историю еврейской общины можно было посмотреть на компьютерах, была разработана детская компьютерная игра Sansanvis Park по истории еврейского народа, проходили индивидуальные и групповые занятия.

Выставка «Падшая листва»

Выставка Менаше Кадишмана “Падша листва” расположилась в «Пустоте Памяти». На полу лежат тысячи стальных листов, изображающих человеческие лица – своеобразный памятник жертвам войны и насилия. Если пройти по «лицам», возникает шелест, который невозможно спокойно слушать.

Галерея исчезнувших вещей

Художник Виа Левандоуски создал в зеркальных черных витражах изображения и звуковые инсталляции. На стеклах отражаются погибшие и разрушенные памятники еврейской культуры, а в наушниках звучит их описание.

On.tour – для школьников

Ежегодно еврейский музей посещают десятки тысяч школьников из Берлина и других городов Германии. Для детей и подростков сотрудники музея разработали специальные экскурсии, которые знакомят с историей еврейского народа, тяжелыми испытаниями, выпавшими на его долю.

Для тех, кто не может приехать в немецкую столицу, с 2007 года разработан On.tour, который позволяет осмотреть музей с помощью современной техники.

Тур создает ощущение присутствия в музее, осмотра экспозиции и выставки. Без подобного новшества тысячи детей не могли бы познакомиться с музеем.

Режим работы и стоимость экскурсий

Еврейский музей в Берлине работает с 10.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника, когда музей закрывается в 22.00. Вход прекращается за час до закрытия.

  • Вход стоит 8 евро
    Детям до 6 лет – бесплатно
  • Аудиогид стоит 3 евро
    Для детей – 1 евро
  • Русский язык – есть.

Дети-дошкольники посещают экспозиции бесплатно.

В продаже доступен также семейный билет стоимостью 14 евро, по которому могут войти двое взрослых и до четырех детей. Аудиогид стоит 3 евро.

Как добраться

Музей расположен на территории бывшего Западного Берлина, на Lindenstrasse 9-14. Сюда можно добраться на метро, выйдя на станции Hallesches Tor. Метро линия U1, остановка Hallesches Tor, линия U6 остановка Kochstraße. Также поблизости останавливаются автобусы M29, M41, 248.

Музей еврейства Берлина: Видео

Что еще посмотреть в Берлине

Туристы, приезжающие в Берлин, с удовольствием знакомятся с достопримечательностями столицы: Берлинской стеной, разделявшей город на две части в течение 30 лет, телебашней – самым высоким зданием города, Бранденбургскими воротами.

В 2008 году в Берлине открылся музей восковых фигур – один из филиалов Лондонского музея. Восемьдесят политиков, ученых, кинозвезд, спортсменов приветствуют посетителей, как живые.

Многих туристов привлекает изысканный дворец в стиле барокко в берлинском районе Шарлоттенбург. Роскошное сооружение с почти 50-метровой башней по центру здания увенчано позолоченной статуей богини Фортуны. Когда-то дворец принадлежал Фридриху I и его семье, а сегодня там расположился музейный комплекс.

Заключение

Немецкая столица не испытывает недостатка в памятных исторических местах. Отдельного внимания заслуживает “Еврейский музей” в Берлине — достопримечательность, которую обязательно необходимо посетить, прочувствовав все, что предлагают его создатели. Психологи утверждают, что музей производит настолько сильное впечатление, что люди выходят из него обновленными.

Ссылка на основную публикацию