Кафедральный собор во Фрайбурге – почему стоит посетить

Кафедральный собор во Фрайбурге — одна из тех достопримечательностей, которые жалко пропустить. В нем многое необычно: и конфессия, и стиль, и название, и позиция в церковной системе, и необычно высокий для Германии уровень сохранности. Все это получилось в результате интеграции — влияния положения, длительности строительства и множества других факторов, и результат действительно стоит посмотреть.

Город Фрайбург

Фрайбург (Фрайбург-им-Брайсгау) – город на юго-западе Германии в федеральной земле Баден-Вюртенберг. Является столицей Шварцвальда и расположен на самом краю “Чёрного леса” – живописного природного массива с чистейшим горным воздухом и замечательной природой. Фрайбург часто называют драгоценным камнем Шварцвальда. Город может предложить путешественникам весь спектр ощущений и развлечений: от природных красот до достопримечательностей и памятников культуры исторического центра, походов по многочисленным пабам и ресторанов.

Расположенный в живописном уголке Баден-Вюртенберга среди виноградников на краю легендарного “Чёрного леса” на стыке трёх стран – Германии, Швейцарии и Франции, Фрайбург считается одним из самых комфортных для жизни городов Германии.

Для жителей города является обычным ездить по магазинам во Франции или посещать театры Базеля или Цюриха. Несмотря на то, что Фрайбург-им-Брайсгау не является крупным туристическим центром, город является достаточно популярным местом среди молодёжи и активных людей, а также удобной точкой для изучения Южной Германии, соседних регионов и стран.

Климат – тёплый умеренный. Фрайбург является одним из самых тёплых городов Германии. Среднегодовая температура составляет более 11 градусов Цельсия. За год выпадает чуть более 800 мм осадков. Большая часть их приходится с мая по август. Зима очень мягкая со средней температурой 3-4 градуса со знаком плюс.

История кафедрального собора

Строительство собора началось в 1200 г., через 80 лет после того, как город Фрайбург получил право называться городом и построить городские стены, собор и рынок. Первоначальный план строительства подразумевал простое здание в позднероманском стиле по образцу собора в соседнем Базеле, и части его до сих пор видны — это нижние ярусы собора. Затем мода несколько раз менялась, и так как строительство продолжалось более 300 лет и окончилось только в начале 16 века, то все перемены моды на нем отразились: и французская готика, и немецкая, и раннее барокко, и много что еще.

Интересно, что основным собором крупного немецкого региона стал католический собор, но в этом регионе это случалось часто — сказывалась близость к Франции (тут и до сих пор примерно половина населения — католики).

Любопытно и то, что католический собор в городе традиционно называют мunster — обычно в таких случаях использовали другие словоопределения (чаще всего — традиционное dom). Еще одна нестандартная вещь — то, что это здание не являлось собственностью церкви, и до сих пор ее право владения ограничено. А еще собор несколько веков был «домашней» церковью местного университета (основанного в 15 столетии).

Итак, за 300 с лишним лет собор достроили и отделали — позже добавляли только боковые часовни, для чего приглашали лучших мастеров. Его счастливо миновали все войны региона — он даже во время бомбежек Второй мировой практически не пострадал, поэтому уровень сохранности тут очень-очень высокий. Основное романское здание 12 века — в плане прямоугольной формы, но к нему добавлены более поздние пристройки. Колокольня была построена в начале 14 века и почти 100 лет после этого считалась самым высоким зданием мира. Боковые пристройки в готическом стиле были сделаны в основном в 15 столетии, а часовни (всего их 11) — между 16 и 18 веками. Снаружи стены украшены горгульями (у некоторых совершенно непередаваемые лица) и прочими декоративными элементами.

Внешне это очень красивое готическое здание, но самое интересное тут — внутри. Внутренняя отделка была в основном сделана в 15—16 веках, и она сохранилось. Самые знаменитые части — алтарные росписи, выполненные Гольбейном в 1512—1516 гг. Их много, есть и работы других знаменитых художников — и в основном здании, и в часовнях. Сохранилось и многое другое: картины, резные предметы, статуи, росписи, гобелены и много что еще.

Особое место занимают витражи. Часть из них была сделана при постройке собора в 13 столетии — и их 800 лет после каждого повреждения старательно восстанавливали в первоначальном виде, а часть новая (разница видна сразу, не ошибетесь).

Еще одна интересная вещь — колокола. Их 19, старейшие сохранились с 13 и 14 веков.

Самый большой колокол зовут Hosanna, он сделан в 1258 г. — это один из старейших сохранившихся колоколов такого размера в Германии.

Уже почти 800 лет Hosanna остается городским набатным колоколом. Связано это с тем, что здание только частично принадлежало церкви, поэтому его могли использовать и город, и университет — и использовали: как набат, как дозорную вышку и как место для проведения физических опытов (тех, для которых нужна высота), и это, кстати, тоже очень необычно.

В целом это своеобразный, уникальный собор, который ну очень хорошо сохранился. Горгулий и причудливую каменную резьбу на стенах можно разглядывать бесконечно. Обязательно сходите внутрь — тут масса редкостей, поднимитесь наверх — вид оттуда на город чудесный.

Фрайбургер мюнстер славится еще органными концертами. В соборе целых четыре органных системы, тут выступают лучшие органисты мира, цены невысокие — от 6 до 10 EUR (на февраль 2015 г.). Афишу можно посмотреть на официальном сайте собора.

Архитектура собора

Кафедральный собор во Фрайбурге по праву считается одним из прекраснейших соборов не только в Германии, но и во всей планете. Он строился на протяжении трех столетий, с начала двенадцатого и до конца пятнадцатого, на месте, где ранее так же размещался собор.

Собор легко узнать по специфической резной башне, высота которой вместе со шпилем составляет сто шестнадцать метров. Нижняя часть этой башни была построена в конце тринадцатого века, ее строительством руководил мастер Герхарт. Верхушку же, в начале четырнадцатого столетия, была возведена уже под руководством другого мастера – Генриха дер Лайтера. Башня квадратной формы охватывает весь фасад на западе. Возвышаясь над крышей собора, она преобразуется при помощи узеньких решетчатых окон в правильный восьмигранник. Эти окна имеют довольно-таки вытянутую форму, а сверху обрамлены вимпергами.

Благодаря этим решетчатым окнам башня выглядит как большой ажурный шатер, из которого со всех сторон виднеется небо.

В этом же своеобразном шатре располагается специальная смотровая площадка, из которой виден весь город с его старинными улочками и домами.

В пятидесятых годах четырнадцатого столетия было начато строительство кафедрального хора. Его строительством руководил известный архитектор того времени Иоганн Парлер. Он был, в последствии, пожизненно назначен на должность главного строителя кафедрального собора. Хор, который разработал Парлер, был завершен только в 1500 году. При этом хор собора оказался значительно выше его нефа.

Так же при Парлере было начато строительство капелл, которые расходились по разные стороны от кафедрального хора. Некоторые из возведенных капелл были украшены красивейшими витражами четырнадцатого столетия.

В начале шестнадцатого столетия был создан главный образ алтаря. Его создание принадлежит сразу трем художникам – Х.Б.Грином, Х.Гольбейном младшим и Л.Кранахом старшим.

Так же кафедральный собор славится своим тяжеленным колоколом, которым считается одним их самых старых на немецких землях.

Описание собора

В 19-веке историк культуры из Базеля Якоб Буркхардт (нем.Jacob Burckhardt) назвал шпиль собора “самой красивой башней христианства” (нем.”den schönsten Turm der Christenheit” .

Время шло, менялась мода на архитектурные стили, в оформлении собора появились элементы Ренессанса, которые его удивительным образом дополнили и украсили, в результате получилось великолепное гармоничное здание.

Мюнстер обильно украшен скульптурой. Святые покровители и апостолы, химеры и фантастические животные, растительный орнамент и тончайшая ажурная резьба по камню создают неповторимый облик этого знаменитого собора.

Обратите внимание на горгульи – это вырезанные из камня небольшие фигуры животных, мифологических персонажей и т.п., которые “вырастают из стен здания”.

Архитекторы использовали их для завершения желобов, чтобы дождевая вода не стекала по каменным стенам и не разъедала раствор. Считалось, что горгульи отпугивают злых духов и охраняют здание.

Сокровище собора – главный Алтарь работы знаменитого немецкого художника Ганса Бальдунга Грина. Он по праву считается самым значительным произведением мастера. Прекрасны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и полная ликования центральная композиция “Коронование Марии”

12 колонн собора украшены фигурами 12-ти Апостолов, выполненными выдающимися скульпторами Германии. Есть готическая скульптура Девы Марии (1300 г.) и множество других бесценных произведений искусства, которые невозможно описать на одной странице.

Среди двенадцати капелл собора, каждая из которых по-своему интересна, выделяется Университетская (вторая справа): алтарь со сценой Поклонения младенцу Христу выполнен гениальным немецким художником Гансом Гольбейном Младшим. Алтарь и капеллы открыты для осмотра с 14 часов.

Готические соборы потрясающе красивы, здесь продумана каждая деталь и она полна глубокого смысла. Эту символику понимали граждане той эпохи. Ведь не случайно в соборе 12 капелл и 12 колонн по числу Апостолов – учеников Иисуса Христа.

Устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

В окнах Фрайбуржского Мюнстера сияют великолепные витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет.

Витражи в Соборе Богоматери Фрайбурга, в основном, создавались в 13-16 в.в. Они отражали сюжеты Ветхого и Нового заветов, есть прекрасные витражи на разные темы – университет, Императорская семья Габсбургов, которая покровительствовала городу. Есть изумительный витраж, который ремесленная гильдия шахтеров Шварцвальда принесла в дар Мюнстеру в 1320-1330 г.г. Размер витража небольшой и он является частью композиции одного из громадных витражных окон собора.

В 13 веке в этом регионе были открыты серебрянные рудники и это имело громадное значение для экономического развития Фрайбурга и всего региона. На витраже показан тяжелый труд шахтеров. Но как красиво!

Круглый медальон с изображением царя Соломона был создан около 1212-1220 г.г. и является одним из старейших и самых драгоценных витражаей собора во Фрайбурге. В правой руке царь Соломон держит скипетр, а в левой руке – свиток с его именем.

Еще одна достопримечательность Мюнстера во Фрайбурге – его 19 колоколов, самый древний из которых изготовлен в 1258 году. Когда колокола начинают перезвон, над городом звучит дивная музыка, от которой замирает сердце.

Неподалеку от Фрайбурга находится самый знаменитый в Германии парк развлечений “Европа-парк”. В парке расположено более 100 тематических аттракционов и разнообразных шоу.

Практическая информация

Адрес: Freiburg im Breisgau, Munsterplatz, Freiburger Munster. Он находится в центре Старого города, все улицы вокруг пешеходные, добраться можно только пешком. Удобнее всего совместить визит в кафедральный собор с осмотром Кауфхауза.

Время работы

Время работы для осмотра — с понедельника по субботу с 10:00 до 17:00, а в воскресенье и праздничные дни с 13:00 до 19:30 (посещение не представляется возможным во время службы), некоторые части здания открываются по собственному графику.

Стоимость

Стоимость билета: взрослые 4 EUR, студенты 2 EUR, дети до 14 лет проходят бесплатно, семейный — 10 EUR.

Видео:

Как добраться

Ближайший международный аэропорт расположен в швейцарском Базеле. Хотя он предлагает гораздо меньше рейсов, чем аэропорты Франкфурта-на-Майне и Цюриха, расположенные примерно в двух часах езды на поезде. На машине Фрайбург доступен по автомагистрали А5.

Если передвигаться на автобусе, то самый экономичный вариант FlixBus.

Прямые железнодорожные маршруты связывают город с Берлином, Гамбургом, Цюрихом, Парижем, Миланом, Мюнхеном и другими городами.

Заключение

Мюнстер во Фрайбурге является национальным памятником культуры Германии. О соборе во Фрайбурге искусствоведы говорят, как о несравненном шедевре германской готики. Его единственная башня как бы заключает в себе весь собор, она сливается с его фасадом, из него своим ажурным шпилем рвется к небу. Недаром считается, что эта башня – “самое высокое и ясное откровение готической мысли”. Поэтому настоятельно советуем его посетить.

Ссылка на основную публикацию