Тайны Фрауэнкирхе в Мюнхене: история строительства и интересные факты

Содержание

Тайны Фрауэнкирхе в Мюнхене: история строительства и интересные факты

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.

О Фрауэнкирхе в Мюнхене

Кафедральный собор Frauenkirche – действующий католический храм епархии Фрайзинга и Мюнхена. Собор построен вследствие секуляризации епископства и слияния приходской и коллегиальной церкви при Виттельсбахах и является символом политической власти династии, олицетворением союза трона и религии.

В 2004 году власти приняли решение не возводить в Мюнхене здания выше Фрауэнкирхе, чтобы сохранить его культурную и архитектурную ценность.

Мюнхенский собор Пресвятой Девы Марии – старейшая церковь покровительницы в епархии и высочайшее сооружение города. Высота башен – 98,5 м, длина нефа – 109 м, а высота – 40 м.

История собора

Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.

Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.

До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.

Этапы строительства Frauenkirche

Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.

  • В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
  • Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
  • В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
  • В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
  • После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.

Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер

В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.

Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.

Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.

Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.

Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.

Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Время работы и посещение собора

Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб. График работы приходского бюро:

  • с 8.30 до 12.30;
  • с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
  • с 8.30 до 12.30 в пятницу.

Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам. В башни вход временно закрыт: ведутся реконструкционные работы.

Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте .

Как добраться до собора: маршрут и адрес

Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.

Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:

Официальное название Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука 1733-1746 гг., барокко, католичество
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» 1181 год, романский стиль, католичество
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) 1663-1690 гг., барокко, католичество

Заключение

Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.

Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео


Прогулки по Мюнхену. Часть 2: Фрауэнкирхе

В столице Баварии, Мюнхене, мы пробыли всего сутки, поэтому кому-то (кто этот замечательный город знает лучше) мой рассказ покажется поверхностным и стандартным. Не спорю, что в Мюнхене огромное количество достопримечательностей, музеев, памятников истории и архитектуры, и обойти их за один день просто физически невозможно. Но получить общее представление, ознакомившись с так называемыми «визитками», можно.

Итак, я расскажу о тех достопримечательностях, которые, на мой взгляд, можно назвать главными визитками Мюнхена (да простят меня остальные туристы, посещавшие данный город, но этот список составлен на мой вкус — что-то очень важное сюда, возможно, не попадет, а что-то, напротив, кто-то посчитает не заслуживающим внимания).
Начнем, конечно, рассказ о Мюнхене с главного его собора — Собора Пресвятой Девы Марии или, как называют его сами мюнхенцы, Фрауэнкирхе. Собор был построен в 15 веке на месте более ранней церкви — часовни, посвященной Святой Деве Марии — Мариенкапеллы (Marienkapelle), возведенной еще в 12 веке в романском стиле. Здание это примечательно тем, что, во-первых, это самое высокое строение в городе. При том, что это крупный промышленный и научный центр Германии и третий по размерам город страны, здесь вы не увидите небоскребов и высотных зданий. В 2004 году в Мюнхене даже проводился референдум, согласны ли жители, чтобы в городе запрещалось строительство зданий выше Фрауэнкирхе. Подавляющим большинством жители города выразили свое согласие, чтобы собор и впредь был самым высоким зданием Мюнхена. Во-вторых, собор хоть и построен в стиле поздней готики, в его архитектуре много необычного, не характерного для этого стиля, что делает его уникальным. В-третьих, с собором связано немало легенд, что придает ему особую романтику и ореол тайны.

Одна из легенд связана с причинами строительства собора. Согласно преданию, в небольшой капелле, стоявшей на этом месте раньше, всегда собиралось очень много людей, так что нельзя было даже пошелохнуться. Во время одной из служб маленькой девочке стало плохо, но вынести ее на улицу не успели, так церковь была битком набита людьми, и девочка умерла. Растроганные жители города и герцог Сигизмунд, который был сеньором здешних земель, решили построить новый вместительный храм, в котором такого не могло бы произойти, и который мог бы вместить всех желающих.

Воля герцога и горожан стала быстро воплощаться в реальность: на немалые пожертвования самого Сигизмунда и зажиточных бюргеров в течение всего двух десятков лет было построено огромное здание, которое и сегодня поражает своим размерами. Оно могло вместить около 20 тысяч человек, в то время как население города в средние века не превышало 15 тысяч человек.

Архитектором собора назначили Йорга фон Хальсбаха (J?rg von Halsbach), имевшего прозвище Гангхофер (Ganghofer). Именно он предложил построить не совсем обычный храм, лишенный традиционных для готики декоративных излишеств, ему же принадлежала идея возводить собор из кирпича, что тоже было редкостью для готической архитектуры, хотя строительство из кирпича было и быстрее, и дешевле.

С окончанием строительства связана интересная легенда. Поговаривали, что построить такой большой собор в столь короткий срок архитектору помог не кто иной, как сам дьявол. У архитектора была заключена сделка с дьяволом, что тот поможет ему построить невиданный собор, а в обмен на это архитектор отдаст ему свою душу. На том и порешили. И вот собор построен, дьявол пришел принимать собор, но архитектор заявил, что свою часть договора дьявол не выполнил, так как у собора есть один существенный недостаток — у него совсем нет окон. Дьявол разозлился и топнул ногой, оставив такой след.

На самом деле окна, конечно же, в соборе есть, их украшают прекрасные витражи, и через них во внутренний огромный зал собора проникает свет.

Почему же дьявол не увидел их? Если вы не побоитесь, и встанете на то же самое место, то вы также не увидите ни одного окна. Дело в том, что все внутренне пространство собора пересекается двумя рядами белоснежных восьмиугольных колонн. Сливаясь, они как бы образуют стену, и создается впечатление, что собор построен без единого окна.

Как бы то ни было, рассерженный дьявол, видимо, так и не простил архитектора, перехитрившего его. Едва закончив строительство основного здания, архитектор умер. Единственное, что он не успел увидеть — как на башни будут водружены купола. Похоронили архитектора под северной башней собора. Только спустя 40 лет была поставлена точка в строительстве — башни были увенчаны куполами, опять же, необычной для готики формы. Луковичная форма куполов скорее напоминает романские соборы Византии. Вначале планировалось установить типичные для готических соборов заостренные шпили, но потом архитектор решил увенчать башни куполами, копирующими купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потом такие купола стали называть «вельшскими», и они стали достаточно распространенными в южной Германии, а также в Австрии.

Когда мы были в Мюнхене, одна из башен была закрыта на реставрацию, поэтому впечатление было несколько подпорчено, но учитывая, что они практически одинаковые, можно в целом представить, какое колоссальное впечатление производит Собор во всем его величии. Башни собора, действительно, почти одинаковые, различаются они только высотой — всего 13 сантиметров (где-то пишут 12, где-то 15). Объясняют такую разницу происками все того же дьявола, подглядывавшего за строительством и отвлекавшего рабочих, которые и допустили такую погрешность.
Еще один элемент наружного «декора» собора — это размещенные на стенах плиты. На самом деле, это надгробия. Раньше вокруг собора находилось кладбище, потом оно было снесено, а надгробиям не нашлось лучшего места, как на стенах собора. Можно провести целую экскурсию, читая надгробные эпитафии, имена давно ушедших жителей города и даты их жизни.

Внутри храм производит особенное впечатление. Зал на самом деле очень большой, но из-за рядов колонн он кажется узким, как длинный коридор. Внутреннее убранство поражает строгостью и аскетизмом. Здесь нет традиционных росписей, фресок, лепнины, богатого декора. Все выполнено в белом цвете — строго, сдержанно, даже может возникнуть впечатление, что это лютеранский храм. Из декора — только изящная кремового цвета «паутина» на потолке, лаконичные светильники и «парящее» в белоснежном пространстве храма распятие.

Легкое, воздушное, совсем не подавляющее внутреннее пространство, которое больше напоминает сказочный дворец, чем готический храм. Правда, многие уходят отсюда разочарованными, ожидая от главного собора роскоши и богатства внутреннего убранства. Но на мой вкус здесь все невероятно гармонично, легко, и это один из самых интересных и незабываемых соборов, которые я видела в Европе. Очень гармонично вписывается сюда и современный орган, выполненный в стиле модерн в 1994 году.

Вдоль стен расположены маленькие «комнаты» — капеллы, отгороженные решетками — в каждой капелле находится икона и скамейки, каждая такая капелла принадлежала одной из богатых семей Мюнхена, куда ее представители могли приходить и молиться в некотором уединении. Как я уже говорила, многочисленные окна собора, которые не заметил дьявол, украшены витражами со сценами из священного писания, с портретами святых и прочими традиционными сюжетами.

Собор изначально создавался как усыпальница представителей династии Виттельсбахов, правивших в Баварии, и некоторое время во всей Священной Римской империи. Некоторых правителей из этой династии хоронили прямо в соборе в специальной крипте за алтарем, рядом с баварскими кардиналами и архиепископами. Некоторые Виттельсбахи похоронены в других храмах Мюнхена: в более нарядных и парадных Церкви св. Михаила и Театинеркирхе, иногда сердце умершего хоронили отдельно в капелле Альтёттинга. Самое известное надгробие собора принадлежит Людвигу VI Баварскому. Это был самый известный и могущественный король из династии Виттельсбахов. О его могуществе говорит тот факт, что ему под силу было даже сместить неугодного ему папу римского, и назначить на его место другого. На самом деле этот черный известняковый монумент — кенотаф («пустышка»), а не надгробие, так как похоронен император внизу, в крипте.

Стоит сказать, что отношение к Фраункирхе у самих мюнхенцев неоднозначное. Связано это с тем, что собор изначально имеет скорее официозно-представительное предназначение, так и не получив статуса «народного». Народным же считается другой храм Мюнхена, расположенный недалеко — церковь Святого Петра.
церковь святого Петра.

церковь святого Петра

Перед собором обязательно обратите внимание на необычный фонтан — по форме он напоминает то ли сиденья, то ли грибочки. Его построил архитектор Йозеф Хейзельманн в 1972 году специально к проводимым здесь Олимпийским играм, и называется это необычное произведение «Беннобрюннлйян». Чаша фонтана окружена небольшими каменными блоками, на которых можно посидеть в тени в жаркую погоду, смочив ноги, а потом двинувшись в путь к новым интересным открытиям.

Фрауэнкирхе в Мюнхене

Главный храм Мюнхена и непременная доминанта его архитектурного облика, Собор Пресвятой Девы Марии, называемый чаще Фрауэнкирхе, — великолепный образец готической архитектуры и один из самых почитаемых соборов Германии. Его две колокольни, увенчанные крытыми темно-зеленой жестью куполами, возносятся над городом на небывалую высоту — 99 м, а протяженный неф с двускатной черепичной крышей весьма напоминает Ноев ковчег. Внутри — лес белоснежных колонн, сходящихся в нервюрные арки, обилие памятных плит (в том числе от двух последних Пап), изумительные витражи и красивые барельефы. Любители мистических историй приходят во Фрауэнкирхе для того, чтобы собственными глазами увидеть отпечаток ноги дьявола — строительство собора окутано самыми невероятными легендами.

Немного истории

Собор Фрауэнкирхе был заложен в 1468 г. по приказу герцога Сигизмунда, работами руководил архитектор Йорг фон Хальсбах. По соображениям экономии и ввиду недостаточных запасов местного камня храм строился из кирпича. Когда в 1479 г. средства все же иссякли, строительство продолжилось по личной индульгенции папы Сикста IV. Колокольни собора были закончены в 1488 г., однако простояли без кровли вплоть до 1525 г., причиной чему явились все те же финансовые трудности. В результате башни перекрыли столь узнаваемыми сегодня зелеными стальными куполами в стиле Ренессанса, взяв за основу форму Купола Скалы в Иерусалиме. В 1494 г. собор был освящен и сегодня, как и 5 столетий назад, принимает многочисленных прихожан. Кстати, его вместимость — 20 тыс. человек, в то время как население Мюнхена в 16 веке равнялось 13 тыс. В годы Второй мировой храм серьезно пострадал и полностью восстановил архитектурные потери лишь в 1994 г.

Что посмотреть

Башни Фрауэнкирхе видны практически из любой точки Мюнхена, отчасти благодаря тому, что в городе законодательно запрещено строить здания выше. Оценить монументальный облик собора удобнее всего издалека, так как вблизи он порядочно зажат исторической застройкой. В конструкции храма примечательно буквально все: 109-метровый неф, перекрытый ярко-красной двускатной крышей, монументальные колокольни и выигрышный контраст их зеленых куполов, а также в целом слишком округлый, «мягкий» для готики внешний вид.

Внутри посетителя встречает настоящий лес белоснежных колонн, переходящих вверху в перекрестья декоративных арок. Несмотря на фактическое обилие окон, многие из которых украшены замечательными витражами, их почти не видно за колоннами. Легенда гласит, что архитектор собора заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал его строительству. Взамен архитектор пообещал построить храм без окон. В подтверждение этого необычного соглашения любой желающий может удостовериться в «следе дьявола» — темном отпечатке мужского ботинка на пороге собора. Непременно стоить увидеть и мраморный кенотаф императора Луи IV, интересный своими искусными скульптурами.

На башнях собора располагается ансамбль из 10 колоколов, отлитых в период с 14 века по наши дни. Самый тяжелый колокол — Сюзанна — датируется 1490 г. и признается одним из крупнейших в Баварии.

Практическая информация

Адрес: Мюнхен, Frauenplatz, 1.

Время работы: с субботы по среду с 7:00 до 19:00, в четверг — до 20:30, в пятницу — до 18:00. Имеет смысл послушать утреннюю мессу в 9:00, чтобы насладиться особенной атмосферой храма.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) — крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).

Содержание

содержание:
История и описание
Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов
Кенотаф Людвига IV
След дьявола
Механические часы
Крипта
фотогалерея
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Мюнхена

Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе — это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.

Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).

Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал — кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.

От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche) в Мюнхене

Оригинал взят у https://sergeyurich.livejournal.com/1334381.html
Фрауэнкирхе, которая еще носит название Собор Пресвятой Богородицы, находится в центре столицы Баварии, рядом с центральной площадью Мариенплатц, и является одной из основных городских достопримечательностей, а также самым высоким храмом города (99 метров). На собрании городских властей в 2004 году было принято решение запретить строительство зданий выше него.

Первый камень в строительстве церкви был заложен в 1468 году. Архитектор Гангхофер при жизни не успел закончить духовный символ города, и строительство двух необычных башен с зелеными куполами завершилось без него.

Собор в Мюнхене строили более 50 лет, постоянно прерывая работу из-за финансовых трудностей. Скромный бюджет стал причиной появления необычных для готического стиля куполов. Изначально архитектор планировал возведение огромных шпилей, строительство которых обошлось бы в солидную сумму, поэтому вместо них появились маленькие зеленые луковки. Сегодня на одной из башен находится смотровая площадка Мюнхена, посетить которую может любой желающий с 1 мая по 31 октября.

Поклонникам мистики и леденящих душу историй будет интересна одна из главных достопримечательностей церкви – отпечаток ботинка на мраморном полу собора. Церковь в Мюнхене со следом дьявола с момента постройки сопровождалась таинственными легендами возникновения этого знака.

Самая распространенная легенда повествует о том, что архитектору не хватало денег на постройку собора, и он обратился за помощью к дьяволу. Последний согласился помочь ему, но с одним условием – в новой церкви не будет ни одного окна. Но находчивый архитектор спроектировал зал таким образом, что два ряда величественных белоснежных колонн закрывали высокие витражные окна и не позволяли разглядеть их со входа. Облапошенный дьявол разозлился и в сердцах топнул ногой, оставив в мраморной плите огненный след.

Строительство: 1469–1526.
Архитектурный стиль — готика.

Тайны Фрауенкирхе. История самой известной церкви Мюнхена

Наряду со всемирно известным Октоберфестом (Oktoberfest) – самым большим народным гулянием в мире и Мариенплац (Marienplatz) – центральной площадью Мюнхена в этом городе есть еще знаменитый Собор святой Богородицы. Это одна из самых популярных достопримечательностей баварской столицы. Именно о нем сегодня пойдет наш рассказ.

Строили собор Св. Богородицы, больше известный как Фрауэнкирхе, с 1468 по 1525 год. Длина этого кирпичного сооружения составляет 109 м, ширина — 40 м. А его высота без учета знаменитых бышен ровняется 37 м. В опровержение давней легенды, что башни сильно различаются по высоте, в действительности они почти одинаковые. Высота южной составляет 98,45 м, а северной — 98,57 м. Существует великое множество интересных изображений собора святой Богородицы на открытках и сувенирах. Часто в основе таких рисунков сюжет тех самых башен-близнецов, давно превратившихся в своеобразный символ баварской столицы. «Мои любимые аспарагусы» (спаржа. пр. авт.), как называл их баварский курфюрст Макс III Йозеф.

Трагическое происшествие

Говорят, решение о строительстве собора было принято после одного трагического случая. На месте Фрауэнкирхе прежде стояла куда более скромная по габаритам церквушка. По праздникам в нее набивалось столько народу, что не расчитанная на постоянно растущую толпу прихожан, она буквально трещала по швам. Однажды, когда в храм собралось особенно много верующих, послышались крики «Пожар!». Люди рванулись к единственному выходу из церкви, в результате чего произошла жуткая давка. В итоге пострадало много человек. Кому-то изрядно намяли бока, кому-то оттоптали ноги. А одну совсем еще юную девушку, будто бы первую красавицу города, задавили насмерть. Ясно, что без последствий это происшествие остаться не могло. Да и голоса о необходимости новой, более вместительной церкви становились все громче. А уже вскоре начался и сбор необходимых для строительства средств.

Интересно, что сегодня собор Святой Богородицы уже не производит впечатления того импозантного сооружения, каким оно, без сомнения, являлось раньше. А все дело в том, что его со всех сторон окружают современные здания. Кстати, в Мюнхене по-прежнему нельзя возводить здания выше Фрауэнкирхе! Так что церковь оказалась зажатой как бы в кольцо, и охватить ее полностью взглядом на сегодняшний день не представляется возможным. Впрочем, знаменитые купола-маковки видны издалека. Под одной из них на полу чердака лежит тяжелая деревянная балка, с которой связана одна занятная история.

В свое время эта балка входила в конструкцию перекрытия. Но когда башня была готова, мастер-плотник по-имени фон Штранбинг (von Stranbing) взял и вынул ее оттуда. Сделал он это с одной единственной целью — доказать всем какой он был на самом деле непревзойденный специалист. При этом он, будто бы, заявил, что теперь никто не сможет сказать, где она лежала. И будто бы до сих пор никто так и не смог этого сделать

Вокруг божьего храма практически всегда гуляет ветер. Иногда его порывы срывают с зазевавшихся туристов кепки и шляпы, и, словно, издеваясь над людьми, катают их по мостовой. Почему только у гостей баварской столицы, спросите вы? Да потому, что жители Мюнхена прекрасно осведомлены об этой скверной особенности окрестностей церкви. А посему своевременно придерживают головные уборы руками. Известна им и старинная легенда, связанная с внезапно налетающими на посетителей собора мини-вихрями.

Шторм и дьявол

Строительство Фрауэнкирхе подходило к завершению, когда весть о ней достигла ушей владыки преисподней.

– Что! Еще одна церковь в Мюнхене! — взревел рогатый и в бешенстве пнул копытом, принесшего ему дурную весть чертенка. — Их там и без того хоть пруд пруди!

Когда же дьяволу стало известно, что новый храм посвящался святой Деве Марии, проклятиям его не было конца. Уж очень боялся нечистый, что приток грешников в адские чертоги после сдачи в эксплуатацию новой церкви начнет неумолимо сокращаться. Допустить такого он просто не мог. Однако, вспомнив свои прежние поражения в подобного рода «разбирательствах» с небесными силами, сатана решил заручиться поддержкой. Нужного помощника он приобрел в лице северного штормового ветра. Договорились, что черт ворвется в еще не освященную церковь и начнет крушить ее изнутри. А шторм должен будет заняться фасадом здания. Когда же дьявол влетел под своды Фрауэнкирхе, он в недоумении остановился под церковным органом. С толку его сбило то обстоятельство, что он не увидел в новом храме ни одного окна. На радостях черт так топнул ногой, что на каменном полу остался глубокий след!

– Эти неумехи забыли сделать в новой церкви окна, – захохотал нечистый. — Какой же верующий станет здесь молиться?

Сказав это, дьявол провалился сквозь землю. Каково же было его удивление, когда в день открытия собора святой Богородицы народ повалил туда толпами. Тут только нечистый додумался взглянуть на новую церковь со стороны. И к своему великому гневу обнаружил, что окна у здания имелись в достатке. Однако изменить что-либо дьявол был не в силах. Ибо Фрауэнкирхе к тому времени уже была освящена. Но вот шторм, в отличии от сатаны, не может успокоиться и по сей день. Поэтому вокруг здания практически всегда ветрено.

Тойфельстритт

Кстати, на правой наружной стене храма закреплена предупреждающая табличка. Не смотря на то, что краска на ней почти совсем выцвела и облупилась, став похожей на чешую дракона, надпись все еще хорошо читаема. Текст ее гласит следующее: «Внимание! Во время шторма и снегопада окрестности собора — опасная зона». Имеется в виду, что во время непогоды со стен и крыши здания могут отвалиться куски облицовки. Но нельзя не согласиться, что в свете рассказанной выше легенды надпись на табличке приобретает уже несколько иной смысл.

Но как же могло случиться, что нечистый, находясь внутри церкви, не разглядел там окон? Все очень просто. Центральный зал собора «прорезан» двумя рядами восьмигранных колонн. В общей сложности их 22. Именно благодаря такому их расположению, боковые окна церкви не видны для посетителей, останавливающихся под церковным органом. Сегодня, правда, одно окошко — прямо напротив главного входа — все-таки видно. Но с 1620 по 1858 гг. оно было скрыто за перекладиной. А то место в церкви, где нечистый топнул ногой. сохранилось! И называется Тойфельстритт (Teufelstritt) или «чертов след». Как это не странно, но сегодня многие приходят в собор исключительно ради того, чтобы увидеть его собственными глазами.

На серой мраморной плите в обрамлении желтого квадрата и в самом деле виден отпечаток ступни.Правда,ступни обутой в ботинок примерно 46-го размера! След явно рукотворного происхождения. И с этим трудно не согласиться, даже если представить, что расходящиеся от него во все стороны и заделанные чем-то вроде бетона трещины произошли от соприкосновения с полом дьявольских когтей.

Фрауэнкирхе Мюнхен – интересная и полезная информация

Собор Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) Мюнхен начали возводить с 1468 по 1525 г.г. рядом с Мариенплац . По этапное строительство курировалось правящей династией семейства Виттельсбахов , у которых были особые виды на великолепный храм. В Фрауэнкирхе хотели устроить семейный склеп помпезных монархов Баварии. Широта размаха была столь велика, что, и теперь собор остается лучшим примером архитектурного замысла, среди храмов Европы. Кирха Пресвятой Девы Марии символизирует епископскую власть в Баварских землях. Почти сто метровые башни кафедрального собора венчают оригинальные купола.

Фрауэнкирхе Мюнхен и исторические факты

Со строительством церкви была связана интересная легенда – спор дьявола с архитектором. История столь занимательная, что подробности может поведать только гид экскурсовод, во время проведения тура по Мюнхену впечатлит слушателей. Баварские бюргеры приняли решение не затмевать кафедральный собор высотными зданиями. Божественный символ величия власти в Германии стал достопримечательностью Европы и частью ее культурного наследия. Из многих городов прихожане стремятся посетить Фрауэнкирхе Мюнхен в дни богослужения.

Даже «след дьявола» не останавливает в церковные/религиозные праздники более 20 тысяч паствы. Трудно представить впечатления верующих жителей тех времен, если масштабы Собора Святой Богородицы и в наши дни поражают своим величием. По поверьям, символ Мюнхена Frauenkirche приносит удачу на весь год, если исполнить одно условие – наступить на «след дьявола», то длительное время этому человеку будет сопутствовать успех. Новый собор Der Dom zu Unserer Lieben Frau осветили в честь Святой Девы Марии, а позже стали уважительно называть именем Фрауэнкирхе, которое и поныне известно жителям многих стран.

Предшественницей кирхи была церквушка 12 века выстроенная в романском стиле. По распоряжению правителя, место ветхого строения занял новый собор, где; основателем стал Сигизмунд; создателем Йорга фон Хальсбах ,- а попечителем папа Сикста IV – предприимчивый итальянец Франческо делла Ровере (мирское имя ватиканского понтифика). Он помог решить финансовые проблемы и завершить строительство собора Frauenkirche Мюнхен с «кафедрой» для епископа. Строительные работы завершились к 1488 г., а осветили храм в 1494. Более пол века менялись архитектурные планы и стили сооружения церкви, и только в 1994 году наступил завершающий этап по строительству/реконструкции исторического здания Мюнхена.

Фрауэнкирхе Мюнхен сегодня

Церковь имеет строгие геометрические формы, разнообразие в строение внесли фигурные купола на башнях с часами. Общая конструкция кирхи прекрасно вписывается в комплексный ансамбль соседних строений. Поражают скромность и величие центрального входа Фрауэнкирхе Мюнхен. Многие детали внешнего/внутреннего убранства пострадали в годы войны, но уцелевшая часть собора осталась уникальной и величественной постройкой средних веков. Архитектурная форма усилена колоннами прямоугольного зала, где царит божественный свет дня. Все строение выполнено в строгом баварском стиле ушедших столетий.

Для туристов открыт вход на смотровые площадки башенных конструкций храмов. Узнать время посещения Фрауэнкирхе можно на официальном сайте, или у личного гида, при планировании путешествия по Германии и Баварии. Кафедральный собор Frauenkirche Мюнхен является «усыпальницей» для Виттельсбахов , сюда многие приходят почтить память известных правящих особ исторической династии Баварии и архитектора/создателя Гангхофера . Соборное строение соседствует с неменее известными памятниками истории Мюнхена, которые необходимо посетить для полного представления жизни Баварских бюргеров прошлых веков.

Источники:
http://shagau.ru/2015/08/07/progulki-po-myunxenu-chast-2-frauenkirxe
http://tonkosti.ru/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5_%D0%B2_%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B5
http://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe
http://wowavostok.livejournal.com/11959410.html
http://www.mawi-tourism.ru/articles/tajny-frauenkirhe-istoriya-samoj-izvestnoj-cerkvi-myunhena
http://bavariagid.de/fraujenkirhe-mjunhen-interesnaja-i-poleznaja-informacija.html
http://rdh.ru/interni/27062-aysberg-na-elbe/

Ссылка на основную публикацию