Экономика Германии и перспективы ее развития

Современная экономика Германии: проблемы и перспективы (стр. 1 из 15)

Современная экономика Германии: проблемы и перспективы.

Глава 1. Особенности развития экономики Германии. 8

§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны. 14

§1.2 Роль Германии в становлении ЕС. 20

Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации. 23

§2.1 Особенности структуры экономики Германии. 23

§2.2 Место экономики Германии в экономике ЕС. 29

§2.3 Экономика Германии в условиях глобализации. 39

Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXI веке. 52

§3.1 Внешнеторговая политика Германии на современном этапе. 52

§3.2 Российско-Германские отношения. 63

§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68

Список литературы.. 77

Введение

Германия состоит из 16 административных единиц: Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Постдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Форпомерн (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северная Вестфалия (Дюссельдорф), Райнланд-Пфальц (Майнц), Заарланд (Заарбрюкен), Саксония (Дрезден), Саксония-Анхальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург – это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы. Столица Германии – Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.[1]

До объединения Германия была разбита на две территории: 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия, официально включавшая земли Объединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, а 7 октября 1949 года – Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия), объявленная зоной Советского Союза. 3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон Германии.[2]

Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага и представителей региональных органов. В 1999 году президентом был избран представитель Социал-демократической Партии Иоганн Рау.

Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: Бундестаг – нижняя палата, Бундесрат – верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Председатель Бундесрата избирается поочередно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год. В компетенции Бундесрата находится одобрение принятых Бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.

Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым Премьер-министром, который избирается Бундестагом большинством голосов по предложению президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации. Федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, через аналогичные органы государственной власти земель Германии и на местах. Исключение составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той мере, в которой конституция Германии фиксирует прямое выполнение федерацией соответствующих функций. Земли Германии являются относительно самостоятельными субъектами федерации и автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью независимы от правительства Германии.

Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом Германии и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.[3]

Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны: все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества.

Социал-демократическая Партия, которая активно защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких товаропроизводителей, получила на последних выборах наибольшее количество мандатов благодаря обещанию Герхарда Шредера, лидера СДП, принять меры по сокращению безработицы. Эта партия пользуется широкой поддержкой в больших городах и промышленно развитых регионах, где проблема безработицы особенно актуальна. Однако, несмотря на некоторые принятые законы, регулирующие вопросы иммиграции, проблема безработицы в Германии по-прежнему является одной из самых острых.[4]

Канцлер Германии Герхард Шредер призвал все немецкое общество приложить усилия для оживления экономики страны.

Каждая часть общества должна вложить свою лепту, сказал Шредер в обращении к парламенту, которое должно было обозначить основные положения экономической реформы Германии.

В частности, канцлер призвал изменить немецкие законы о труде, которые, по словам канцлера слишком негибки, что приводит к непосильной стоимости рабочих рук для производителей. Кроме того, канцлер призвал Германию отказаться от одной из самых дорогостоящих программ социальной поддержки населения в Европе.

Сокращение социальных программ и либерализации рынка труда – сильный удар по самой идеологии немецкого государства, гордившегося своим высоким уровнем социальной защиты.

Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономике и политике. Говоря словами Бердяева, «Германия – нелюбимый ребенок Европы». Действительно, оснований для любви было немного. Еще Александр Невский писал, что «латинщики хуже татар» (так называли в то время тевтонские зверства на Руси).

В одном пункте Бердяев принципиально не прав. В оппозиции «Запад – Восток» Германия пыталась снять противоречие между западным индивидуализмом и восточным коллективизмом. Не случайно здесь в первой половине ХХ в. утвердились идеи контр-вестернизации. «Почвенные» немецкие идеологи выступали за Европу, но против Запада, как носителя «гнилого индивидуалистического сознания», который все великие культуры низводит до цивилизации. Шпенглер как представитель окраинной, менее западной страны, нежели другие европейские страны, был одним из вдохновителей, быть может, последней попытки Германии пойти своим особым, «немецким» путем. И его реквием по «Западу» (точный перевод названия его трактата «Der Untergang des Abendlandes» – «Гибель Запада») был одним из предвестий и фашизма, и национал-социализма, которые в гипертрофированной форме утверждали принципы этатизма и националистически понятой социальной справедливости (синдром «пролетарской нации»).

Цель работы – рассказать о коренных изменениях произошедших в самой Германии, структурных изменениях в экономике. Раскрыть роль Германии в становлении ЕС, определить ее роль в этой организации. Показать перспективы и проблемы в Российско-Германских отношениях, а также внешнюю политику этой страны, долгое время пребывающей за плотным занавесом коммунистической пропаганды.

В написании дипломной работы использовались статьи из периодических изданий известных экономистов и политологов.

В статье Акумова П.Л. – «Актуальные проблемы Европы» подробно освещены вопросы взаимодействия Германии с развитыми странами Европы. Дается экономическая оценка положения Германии в сравнении с другими странами.

Борисов С. В статье «Германия и ее экономика» приводит данные о глобализации экономики Германии и ее последствии. Дается подробный в основном отрицательный анализ результатов глобализации.

В статье Барановой Е «Современная международная торговля» отмечается положение Германии в развитии внешнеэкономической торговли. Рассмотрены связи с Россией, определено их положение на международном уровне в этой области экономике.

В продолжение темы об экономике современной Германии, Битюков С. проводит сравнение положения и перспектив экономического роста, ее падения отдельных показателей в сравнении с различными периодами.

Гутник В. в статье «Германия, дорога к подъему» анализирует скрытые возможности и резервы Германии для увеличения темпов экономического роста.

О перспективах Российско-Германских отношений, их проблемах и современном состоянии политолог Римлянский В. подробно рассказывает в статье «Вступая в новый век».

Экономика Германии и перспективы ее развития в 2020 году

Развитая экономика страны – один из основных показателей ее успешности, уровня социального развития и привлекательности с точки зрения населения. Улучшение экономических показателей напрямую коррелирует с повышением качества жизни граждан, их благоустроенностью и финансовой независимостью. Экономика Германии по своему состоянию вот уже несколько лет подряд показывает рост основных макроэкономических показателей, характеризуя это государство как одно из самых успешных в мировом сообществе.

Экономическая система Германии в статистических данных

По уровню экономики Германия входит в семерку самых развитых стран в мире. Отраслевая структура экономики базируется на сфере услуг (социальная отрасль) и промышленности (отрасль материального производства), поскольку страна не обладает достаточными запасами полезных ископаемых. На услуги приходится около 54 %, на производство – почти 46 %, агробизнес занимает 0,1–1,5 % национальной экономики.

По принципу организации экономика Германии социально-рыночная, то есть подразумевает свободу рыночных отношений наравне с активным участием государства в социальной сфере.

Вмешательство государства проявляется в поддержке начинающегося бизнеса – выдача кредитов, субсидии и другая помощь, а также развитии важных отраслей хозяйства, равномерном разделении социальных благ между слоями общества, обеспечении всем гражданам достойного уровня жизни и сглаживании социальных противоречий. При этом налогообложение довольно высокое и многообразное.

Общая характеристика экономики Германии более наглядно выражается в значениях некоторых показателей и их изменениях по годам. Конкретные статистические данные за 2015–2017 годы (согласно Мировому атласу данных ) показаны в таблице.

Показатели 2015 год 2016 год 2017 год
Территория, км 2 348 900
Население, млн 81,7 82,7 82,6
Размер номинального ВВП, млрд USD 3777,0 3479,0 3651,0
Уровень инфляции, % 0,10 0,4 1,6
Безработица, % 4,6 4,2 3,8

Плотность населения Германии составляет 230 чел/км2 и является одной из наибольших среди европейских стран. Характерным при этом является разбросанность жителей по территории страны: более 90 % проживают в городах, остальные – в небольших населенных пунктах с количеством жителей менее 2 тыс. человек.

Изменения ВВП Германии

Валовый внутренний продукт или ВВП принят главным макроэкономическим параметром любой страны. Он отражает рыночную стоимость всех продуктов, включая и товары, и услуги, произведенных в пределах государства за год.

За период с 2015 по 2017 годы рейтинг этого показателя в Германии неуклонно растет, что говорит об увеличении производительности экономики страны. Причем вклад в рост ВВП был внесен практически во всех секторах экономики:

  • туризм;
  • услуги;
  • промышленность – автомобиле-, авиа-, судо- и машиностроение, черная металлургия, химия, оптика, фармацевтика, парфюмерия и косметика.

Сельское хозяйство в Германии

Несмотря на то что в Германии огромные территории отведены под земледелие, занятость в сельском хозяйстве составляет всего около трех процентов работоспособных граждан. Вклад в общий ВВП также невелик и составляет 1–2%, что объясняется высокой степенью индустриализации экономики страны.

Однако это не мешает занимать лидирующее (после Франции) место в мировой экономике Германии по производству основных сельскохозяйственных культур (рожь, овес, ячмень, пшеница, кукуруза, сахарная свекла, картофель) и животноводческой продукции. Кроме того, страна на все 100 % самообеспечена говядиной и молоком, и на 80 % – свининой.

Высокая производительность обеспечивается за счет использования инновационных методов агротехники и механизации процессов труда. Благоприятные климатические факторы и плодородные почвы позволяют фермерам без труда выращивать богатый урожай, часть которого идет на удовлетворение потребностей животноводства, то есть на корм животным и птице.

Современные тенденции развития промышленности

Промышленность Германии находится на подъеме. При этом постепенно сменяются ведущие отрасли. В частности, отмечается, что снижаются темпы производства в области строительства, металлургии и легкой промышленности. В то же время доля Германии в мировом производстве автомобилей, электротехники, транспорта, оборудования, вычислительных приборов и другой аппаратуры по-прежнему удерживается на высоком уровне и составляет 7 % от ВВП.

Востребована химическая промышленность Германии: всемирно известные концерны Bayer, BASF, Linde по сей день входят в пятерку мировых лидеров Forbes по комплексу показателей (выручка, прибыль, капитализация).

Текущее положение в энергетике Германии

В силу своего географического положения Германия не владеет значимыми сырьевыми запасами, за исключением месторождений каменного и бурого угля в Рурском, Саарском и некоторых других бассейнах. На сегодня собственные природные экономические ресурсы обеспечивают всего четвертую часть электроэнергии в стране. Поэтому правительство вынуждено прибегать к поиску и внедрению иных источников энергии:

  • импорту нефти из других стран (Алжир, Саудовская Аравия, Ливия, Россия) – обеспечивается 1,6 % энергии;
  • импорту природного газа, в основном из России, а также Норвегии и Голландии – 11,3 %;
  • атомной энергетике – 16 %;
  • использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ): вода, солнце, ветер, биомасса, бытовые отходы – 21,9%.

Современная экономика Германии ориентирована на уменьшение использования атомной энергии и повышение доли энергии от ВИЭ в целях рационализации использования электроэнергии и улучшения экологической обстановки.

В планах так называемой энергетической революции осуществить это на 100% к 2022 году.

Серьезность намерений показывают данные Немецкой федерации возобновляемой энергии за 2017 год: 35 % в общей выработке электричества достигла доля чистых источников (на 2 % больше, чем в 2016 г.).

Пройдите социологический опрос!

Занятость населения как показатель состояния экономики

Уровень безработицы в Германии как показатель состояния экономики на сегодняшний день имеет рекордно низкие значения. Если еще 10 лет назад (2007 г.) доля экономически активного населения Германии, неспособного найти работу, составляла 8,0 %, то в 2017 г. – всего 3,8 %. Самое высокое значение уровня безработицы после 30-х годов ХХ столетия – 12,6 % или 5 216 млн граждан – было зарегистрировано в 2005 г.

В последующие годы количество работающего населения постепенно увеличивается и к настоящему времени превышает 44 млн (половина всего населения Германии).

Уменьшение безработицы обусловлено улучшением конъюнктуры рынка труда и увеличением спроса на рабочую силу различных возрастных групп – от молодежи младше 25 лет до людей предпенсионного возраста (55–60 лет).

Занятость по основным отраслям хозяйства распределяется между сферой услуг и производственным сектором. Это в свою очередь благоприятно отражается на бизнесе за счет улучшения делового доверия к немецким предпринимателям.

Состояние внешней экономики Германии

Экспорт и импорт – основные направления внешнеэкономического взаимодействия ФРГ с другими странами мира. За счет высокого качества, всесторонне развитого сервиса, своевременности поставок производимая в Германии продукция ценится во многих экономически развитых государствах. На данный момент внешние экономические связи Германии лучше всего развиты с:

  • США,
  • Францией,
  • Великобританией,
  • Нидерландами,
  • Китаем.

В последние годы Соединенные Штаты опередили Францию, которая до 2015 года была главным торговым партнером ФРГ. В Америке выгодно закупать немецкие транспортные средства из-за ослабления курса евро по отношению к доллару. Кроме того, влияет и общий подъем американской экономики, который ведет к росту частного потребления. Другое направление – закупка немецкого оборудования для модернизации американских заводов.

Вообще в структуре экспорта преобладают:

  • автомобили – 11,4 %;
  • продукция машиностроения (техника, запчасти, строительное оборудование) – 6,8 %;
  • химия (преобладает продажа медикаментов) – 5,68 %;
  • продукция авиационной и космической промышленности – 2,6 %;
  • товары повседневного спроса (косметика, парфюмерия и другие) – около 2,0 %.

Что касается импорта товаров, топ-позиций занимают:

  • автомобили – 5,0 %;
  • автозапчасти – 3,6 %;
  • нефть – 2,7 %;
  • медикаменты – 2,5 %.

Главные торговые партнеры Германии по импорту:

  • Нидерланды,
  • Франция,
  • Бельгия,
  • Китай,
  • Италия.

Кроме вышесказанного, Германия привлекательна для других стран с точки зрения инвестирования и туризма. Самые популярные направления – Берлин, Мюнхен, Гамбург, Франкфурт-на-Майне. Причем деятельность ФРГ направлена как на капиталовложения и сотрудничество с экономически развитыми западноевропейскими странами и США, так и на инвестирование развивающихся государств.

Еще одной неотъемлемой частью внешнеэкономических отношений являются свободные экономические зоны Германии, обладающие льготными таможенными режимами. Их в стране насчитывается 5. Важность СЭЗ заключается в возможности обмена информацией и технологиями, активизации международного товарооборота, углублении взаимодействия между государствами.

Насущные проблемы и прогноз развития экономики Германии

За последние несколько лет экономика Германии неуклонно растет. Сокращается безработица, растет стоимость валового внутреннего продукта, повышается спрос на экспортные товары немецких производителей: таковы основные тенденции развития экономики ФРГ на сегодня.

Особенностью современной экономики Германии является ее зависимость от экспорта товаров, особенно что касается поставки товаров на рынки развивающихся стран – Китая, РФ, Сирии, Бразилии. С одной стороны, это позволило экономике ФРГ эффективно развиваться в условиях мирового экономического кризиса, с другой – может стать причиной спада ее в дальнейшем.

Из-за финансовых проблем развивающиеся государства не в состоянии приобретать немецкую продукцию в таком же объеме, как ранее. Суммарно это негативно сказывается на экономике Германии.

Нынешние проблемы экономики Германии связаны также с политикой:

  • Неравномерное социально-экономическое развитие отдельных районов Германии: территория бывшей ГДР значительно отстает от запада страны. На решение этой проблемы правительство вынуждено ежегодно тратить около ста миллиардов долларов.
  • Возможный выход Великобритании – одного из основных экспортеров ФРГ, из Евросоюза может привести к потерям в ВВП.
  • Преобладание доходов над расходами (профицит) в последнее время приводит к снижению потребительских расходов внутри страны и очевидному дисбалансу в экономике Германии.
  • Резко увеличившаяся численность мигрантов из Африки и некоторых стран Востока приводит к вымыванию денежных средств из страны.

Выводы

В целом Германия имеет эффективную и стабильную экономику, ориентированную на свободу рыночных отношений и усиленное регулирование социальных вопросов. По основным макроэкономическим показателям (ВВП, уровень инфляции и безработицы) прогнозируется дальнейший экономический рост страны, который, однако, будет зависеть от экономики развивающихся государств как основных экспортеров Германии.

1.9 Перспектива развития экономики Германии

Международная конкурентоспособность германской экономики, и прежде всего ее базовых и наукоемких отраслей – автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, – в долгосрочной перспективе будет расти.

В настоящее время ряд отраслей германской промышленности, начиная с машиностроения и автомобилестроения и кончая фармацевтической промышленностью и производством спортивных товаров, уже успешно экспортируют свою продукцию. Это стимулирует и другие отрасли, поэтому “германские предприятия выйдут из кризиса окрепшими”. Однако самые высокие темпы роста в ближайшие десятилетия (ежегодный прирост за данный период согласно прогнозам, составит в среднем 1,9%) ожидаются в сфере услуг, прежде всего в таких секторах как логистика, страхование, информационные технологии, предпринимательские услуги и здравоохранение.

В производственной сфере самые высокие темпы роста и через 20 лет будут наблюдаться в экспортно-ориентированных отраслях – машиностроительной и автомобильной промышленности. Конкурентоспособность этих секторов на мировом рынке будет обеспечиваться их активностью в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок

ФРГ относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как:

1. достижения научно-технического прогресса;

2. высокое качество “человеческого капитала” (уровень образования, профессиональная структура, социальный состав, состояние здоровья);

3. активное участие в мировых хозяйственных связях;

4. разумная внутренняя экономическая политика.

Современная экономическая политика Германии направлена на приоритетное решение следующих основных стратегических задач в экономической области: форсирование европейской экономической интеграции, дальнейшая трансформация экономики новых федеральных земель, постепенная ликвидация экономического и технологического отставания от США.

Подводя итоги экономического развития Германии, можно сделать вывод о том, что в 2005 – 2010 г. ФРГ несколько утратила свои позиции на мировых рынках. По оценкам Министерства экономики и труда ФРГ развитие экономики страны в ближайшие несколько лет будет отличаться динамизмом, высокими темпами прироста и объемами производства, что позволит Германии восстановить утраченные позиции на мировой арене и по-прежнему оставаться “локомотивом” европейской экономки.

Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXIвеке

Для выравнивания уровня разви-тия западных и восточных земель был даже введен специальный «налог на соли-дарность», предполагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на во-стоке до западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального пра-вительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей за-дачей.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со мно-гими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являют-ся в большей степени индустриальными, чем Германия Это не случайно, так как специ-ализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2000-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по аме-риканскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сель-скохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые от-расли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая отрасль – животноводство. Германия экспортирует мясо, мас-ло, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих миро-вых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются: Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.

¦ транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

¦ общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

¦ точная механика и оптика;

¦ химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточ-ных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объе-динения двух стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Герма-нии являются машиностроение, химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестро-ительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг («ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Произ-водство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответ-ствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерман-ские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2001. №47.

С конца XIX в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по произ-водству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG», «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и дру-гих центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промыш-ленность была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта от-расль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.

С конца XIX в. начался подъем и химической промышленности: Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.

Страна актив-но создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов со-средоточены вдоль Рейна и его притоков – в Людвигсхафене, близ Франкфурта, и в рурском промышленном районе. Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.

Текстильная отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отрас-лей. Предприятия текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной Баварии.

Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее по профилю производство в Йене. Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая зна-чимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структур-ную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы, пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2002. №34.

В Германии в сфере услуг создано и меньше рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услу-гах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни на крупнейших в Европе и мире воздуш-ные гавани и морские порты. В сфере транспорта применяются са-мые передовые технологии.

Крупнейшие порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бременхафен, Кельн, Дрез-ден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт. Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал, 2001, №№ 6-8;

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важ-нейших экспортеров и импортеров мира.

Экспорт состоит из; машин – 31%, станков и оборудования – 17%, продукции химической промышленности – 13%, металлов, продовольствия и текстиля.

Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. По экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире – 75,7 млрд долл. По импорту услуг страна занимает второе место в мире – 121,8 млрд долл.

§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны.

Концепция, которой руководствовался Л. Эрхард в проведении экономических реформ, была названа концепцией социального рыночного хозяйства (СРХ). Рассмотрим основные моменты этой экономической программы.

Концепция СРХ сформировалась как нео-классическое осмысление новых социально-экономических процессов «социализации» экономики, как попытка разрешения противоречия «экономика и личность» путем применения синтетической категории «социальность». Причем последняя раскрывается через целый ряд по-нятий, важнейшие из которых — «рамочные условия», «конкурентная политика» и «политика поддержания порядка».

«Рамочные условия» – объемлющее понятие данной концепции, аналогично тому, как в классической школе объемлющим понятием яв-ляется рынок, а в институционализме – понятие социального институ-та. Рамочные условия – это, прежде всего те социальные ценности, кото-рые предшествуют процессу производства и опосредуют его.

Уже неолибералы постоянно подчеркивали, что к неотъемлемому праву человека на независимое развитие своей личности относится «право на улучшение своего благосостояния в рамках заданных общест-вом правовых и моральных рамок – свободно и ответственно выбирать и действовать. Эта целевая установка требует в экономической сфере организовать децентрализованные процедуры волеизъявления и при-нятия решений. ». Эффенберг Т., Заммер М. “История Германии в Новейшее время”. МЮИ, М., 2002 г.

Как видим, экономический порядок следует здесь из социального, а не наоборот. Отсюда основной задачей государства становится про-ведение политики поддержки условий конкуренции и общего социаль-ного порядка. Государство же, в свою очередь, возникает здесь не как продукт «общественного договора» Руссо и Вольтера, а как одно из не-обходимых рамочных условий хозяйствования и деятельности индиви-да. В таком понимании государства представители концепции СРХ го-раздо ближе к институционализму, чем к неоклассицизму, в рамках которого сформировалась концепция. И это является первым из рассматривае-мых нами проявлений внутренних противоречий СРХ.

Главной программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономиче-ского хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа осталась бы единич-ной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действитель-но органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те кра-ны, которые поставило ошибочное частное и государственное планиро-вание. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ве-дущей к хаосу политики».

По мысли Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной ре-формой: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает – получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять. Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». При этом, с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, что никакое го-сударство не в силах создать такой запас, что единственный способ материального обес-печения денежной реформы – одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направ-ленной на переход к рыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то, чтобы последние потребительские программы отдать рынку. и на стороне инвестиций защищать только то, что, безусловно, требует поддержки». Эффенберг Т., Заммер М. “История Германии в Новейшее время”. МЮИ, М., 2002 г.

Процедура обмена была следующей: 20 июня каждый гражданин, также и несовершеннолетние, получил так называемые подушные деньги в размере 40 DM и двумя месяцами позже еще по 20 марок.

Частные накопления и активы кредитных институтов, включая вклады, были пересчитаны в пропорции 10:1. Половина счетов была после проверки происхождения денег финансовыми органами сохране-на. Из второй половины в октябре 70% были аннулированы.

Итак, как конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5 новых DM.

Накопления банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства и национал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этом долги Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долги государства были погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат, пенсий и арендной платы пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежных отношений – 10:l ». Та-кова техническая сторона реформы.

Благодаря «редкости» новых денежных знаков и обнародованию Эрхардом уже в тот же день по радио решения об освобождении цен произошел перелом. До 19 июля 1948 г. все полки магазинов были пу-сты. Наутро все витрины были полны. «Карточки были – кроме неко-торых продовольственных товаров – в противоположность намерениям оккупационных властей отменены, замораживание цен отменено немедленно и замораживание зарплаты немного поздней.

Вскоре был создан Центральный банк, независимый от правитель-ства, чьей задачей стало недопущение инфляции. Сразу же был запре-щено землям и общинам формировать дефицитный бюджет. 20 июня Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию, которая считала во-просы экономической политики исключительно собственной компетенци-ей. Уже 21 июня заявление представителя Эрхарда о немедленном осво-бождении цен вызвало ее резкое недовольство.

Несмотря на введение новых денег, цены в первые месяцы продол-жали расти: так, с июня по декабрь цены на промышленное сырье под-нялись на 26%, на продовольствие – на 18, на одежду – на 35%. Эффенберг Т., Заммер М. “История Германии в Новейшее время”. МЮИ, М., 2002 г.

Первое время значительно возросла безработица – с 3,2% в июне 1948 г. до 12,2% в марте 1950 г. Однако здесь сказался значительный рост населения за счет беженцев и переселенцев – с 1939 по 1954 г. на более чем 10 млн. человек, или на 25%. Эффенберг Т., Заммер М. “История Германии в Новейшее время”. МЮИ, М., 2002 г.

Можно утверждать, что и с ценами, и с безработицей произошло следующее – из скрытой и деструктивной формы эти важнейшие баро-метры экономической жизни превратились в открытые измерители сложнейшего процесса социально-экономического выздоровления. Ко-нечно, здесь проявились, прежде всего, противоречия социального рыночного хозяйства, конкретное развитие которых мы рассмотрим далее. Но сначала общий вопрос: какую все-таки роль сыграли внешние «ле-карства», которые помогли встать на ноги экономике и обществу За-падной Германии?

«Иногда утверждается, что решающим для развития страны был план Маршалла. Западная Германия получила за 10 лет по этому пла-ну с 1948 г. около 1,9 млрд. долл., что по тогдашнему курсу составляет 150 марок на человека! Это меньше, чем бесплатные поставки 1945 – 1948 гг. продуктов питания, удобрений и семян…»

При этом автор цитируемой статьи профессор X. Херберг считает, что «западногерманское экономическое чудо является ребенком от брака денежной реформы и рыночного порядка».

Необходимо только добавить социальную реформу, которая тесно связана с двумя другими. Именно она сыграла роль того «обезболива-ющего средства», которое помогло проглотить «горькую пилюлю» де-нежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это относи-тельно равные стартовые условия. Элементы социальной реформы, которая, как и экономическая развива-лась на протяжении всего периода строительства рыночного хозяйства, следующие:

¦ восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе социального страхования;

¦ введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

¦ определение законных прав участия рабочих в управлении сна-чала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других–в Законе о предприятиях (1952 г.);

¦ возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);

¦ программа строительства жилья, которая с самого начала име-ла целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Германии

Германия, курсовая.docx

Больше всего снижение объема инвестиций коснулось стран Центральной и Восточной Европы, не входящих в Европейский Союз, в меньшей мере – Китая, России и стран Азии.

Принимая решение об инвестициях за пределами Германии, только каждая четвертая немецкая фирма называет в качестве основного аргумента экономию производственных расходов. В большей мере немецкие компании видят своей целью проникновение на новые рынки или создание своей сервисной сети в другой стране. Сворачивать производство и переносить его обратно в ФРГ абсолютное большинство немецких фирм не собирается, о такой возможности подумывают лишь три из 100 компаний.

Таким образом, главным направлением иностранных инвестиций Германии является вложение капитала в развитые страны. Приток инвестиций в страну также осуществляется из развитых государств. Можно ожидать, что эта тенденция сохранится в течение ближайшего десятилетия. Германский частный каптал по-прежнему будет направлен в страны Северной Америки и ЕС, а также в государства, стоящие на пороге вступления в объединенную Европу.

В целом по результатам проведенного исследования участия ФРГ в международных экономических отношениях можно сделать вывод о том, что Германия является крупным игроком на мировом рынке товаров и капитала. ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». Внешнеэкономические связи играют ключевую роль для экономики Германии. При сравнительно незначительных природных ресурсах экономическая мощь страны создается благодаря внешней торговле, путем все более тесного интегрирования в мировую экономику. Торгово-экономические связи являются наиболее сильными со странами Европейского Союза, в развитии которого Германия играет ведущую роль.

Глава 3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Германии

На сегодняшний день, несмотря на то, что Германия является одной из ведущих мировых держав с высоким уровнем жизни, страна испытывает множество проблем, связанных с выбранным ей курсом развития социально-рыночной экономики.

На протяжении последних 20 лет экономика Германии демонстрирует довольно низкие темпы роста (за исключением некоторых тенденций повышения в 2010 году), высоким остается уровень безработицы. Главным объяснением столь слабой динамики роста и кризиса на рынке труда служит не только влияние на Германию мирового валютно-финансового кризиса, но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики.

Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является неоправданная экономическая политика правительства страны, высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций. Это привело к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 евро чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 78 евро. Стоимость рабочей силы в Германии, таким образом, становится самой дорогой в мире и составляет около 18,5 евро в час.

Достаточно велик и уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее государства и стимулирует безработицу.

Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Объем налогообложения в стране к 2009 г. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании – 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развертывать исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия стала не слишком привлекательной для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей транснациональных корпораций. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии, и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике Германии.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий в США и Японии, следует признать несостоятельность Германии в решении структурных проблем промышленности.

Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в наиболее прогрессивных секторах своей национальной экономики. Неслучайно, что сфера услуг в Германии, на которую приходится почти на 10% меньше создаваемого продукта, значительно проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. Из-за ограничения доступа в страну иностранных инвестиций менее конкурентоспособным становится и внутренний рынок.

Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии консолидация Восточных и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и осуществлять структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие здесь неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность.

Социально-экономические проблемы Германии во многом являются следствием ее членства в Европейском союзе. На сегодняшний день возрастает социальная напряженность, связанная с многонациональностью страны, множеством этносов, проживающих на территории Германии (выходцы из Турции, арабских стран, Восточной Европы). Значительную часть безработных, проживающих за счет пособий, составляют иммигранты.

Несомненно, что Германия достигла определенного пика развития своей социально- ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, для продолжения своего экономического лидерства, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы, например, по американскому образцу. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только по отношению к США, но даже и к единой Европе. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС. Даже относительная слабость единой европейской валюты евро, ее сильная волатильность, связана в первую очередь с внутренними экономическими проблемами в Германии.

Пути решения существующих макроэкономических проблем лежат в реформировании следующих параметров социально-экономической системы:

– снижение налогов на компании;

– гибкость на рынке труда и изменение продолжительности рабочего дня;

– сокращение издержек на оплату труда;

– модернизацию общественного сектора экономики.

В центр программы оздоровления ситуации в немецкой экономике должны быть поставлены налоговые реформы и реформа государственных расходов. Предполагается, что сокращение уровня налогового бремени даст компаниям выигрыш в размере 6 млрд. долл., что может быть пущено на новые инвестиции в частном секторе.

Переход Германии от социально-ориентированной экономики к подлинно рыночной смог бы, вероятно, решить главные проблемы ее национального хозяйства. Снижение роли государства и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы значительно оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя не реформируется, то очень сильно рискует уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам – ведущим европейским странам, Японии и США. Более того, она даже может вскоре проиграть по уровню производства наукоемкой продукции бурно развивающимся странам Юго-Восточной Азии.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В настоящее время Федеративная республика Германия является крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы и мира и по общему объему ВВП занимает пятое место в мире.

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая равное распределение социальных благ всем членам общества.

Макроэкономическое развитие Федеративной республики Германия в ВВП Германии стабильно возрастал в период с 2005 по 2007 гг., одновременно с ростом объема промышленного производства, инвестиций в основной капитал (от 2,3 до 2,8% в год) и объема государственных расходов. В 2008 году в результате действия финансового кризиса произошло ухудшение всех макроэкономических показателей развития страны, падение ВВП на 2,2%, снижение объема промышленного производства на 11% и уменьшение инвестиций в основной капитал на 2%. Причиной этого стала высокая зависимость экономики Германии от банковского сектора, а также ее сильная интегрированность в мировую экономику.

В 2009 году по мере выхода их кризиса значения показателей стали улучшаться, а в первом полугодии 2010 года экономический роста Германии составил 2,2% – рекордный показатель за последние 20 лет. Ключевую поддержку росту экономики в стране оказал экспорт. Германия является вторым по величине экспортером в мире и глобальный спрос на немецкие товары способствовал быстрому восстановлению национальной экономики.

Структура экономики Германии такова, что 1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 29% – в промышленности, 70% ВВП – в сфере услуг. На сегодняшний день промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); электротехническая промышленность; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.

Анализ социально-экономического положения Германии позволяет сделать вывод о том, что уровень социального развития страны является одним из наиболее высоких в мире, по уровню Индекса развития человеческого потенциала страна находится на 10 месте, уровень доходов на дущу населения составляет 26 тыс. долл.

Германия широко интегрирована в мировые торгово-экономические отношения. В настоящее время ФРГ принадлежит ведущая роль в европейской финансовой и социальной политике, политике по охране окружающей среды; на ее долю приходится 1/3 часть бюджета Европейского Союза. Германия является крупным игроком на мировом рынке товаров и капитала. ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира.

Несмотря на то, что Германия является одной из ведущих мировых держав с высоким уровнем жизни, страна испытывает множество проблем, связанных с выбранным ей курсом развития социально-рыночной экономики. К ним относятся: высокий уровень безработицы, неэффективная система налогообложения, высокая доля расходов на социальное обеспечение, проблема эмиграции. Пути решения существующих проблем лежат в снижении налогов на предприятия и организации, что позволит привлечь больший объем инвестиций, сокращении государственных социальных расходов, модернизации общественного сектора экономики.

Экономика Германии и перспективы ее развития

Рассмотрим состояние экономики Германии, которую многие представляют себе как страну – образец для подражания. По данным vestifinance.ru рост ВВП страны в 2012 г. согласно прогнозу составит 0,4%, а не 1%, как ожидалось ранее.
В 2013 г. правительство Германии ожидает роста ВВП страны на 1,6%. Бундесбанк также пересмотрел прогноз роста экономики. Согласно его последнего прогноза, экономика Германии увеличится всего лишь на 1% в 2013 г. Причины снижения ВВП: ослабление спроса на экспортную продукцию Германии на фоне слабого состояния мировой экономики; снижение объема инвестиций со стороны германских компаний на фоне неопределенности из-за “фискального обрыва”. При этом падение ВВП Германии в 2009 г. составило 5%, в 2010 году ВВП увеличился на 3,7%, в 2011 году на 3%. Если говорить об инфляции, то согласно Destatis потребительские цены в Германии в декабре 2012 г. выросли на 2% в годовом выражении. В месячном выражении потребительская инфляция составила 0,9%.

Рост промышленного производства в Германии в ноябре 2012 г. оказался меньше прогнозов. В ноябре показатель вырос на 0,2% в месячном выражении. Рост показателя был зафиксирован впервые за четыре месяца. В годовом выражении промпроизводство упало на 2,9%. В октябре 2012 г. промышленное производство в месячном выражении упало на 2%, а сокращение в годовом выражении составило 3%. Объем производства перерабатывающей промышленности ФРГ в октябре снизился на 2,4% относительно сентября. В первый месяц осени 2012 г. снижение составляло 2,3%. По данным статистической службы Eurostat, наиболее низкие уровни безработицы были зарегистрированы в Австрии (4,5%), Люксембурге (5,1%), Германии (5,4%) и Голландии (5,6%).

Самые низкие уровни безработицы среди молодежи в ноябре 2012 г. были отмечены в Германии (8,1%), Австрии (9%) и Голландии (9,7%).

Согласно Bloomberg, Ангела Меркель подчеркнула, что “в системе социальной рыночной экономики государство является хранителем порядка, и люди должны иметь возможность в это верить”. Канцлер назвала главные достижения своего кабинета за минувший год: безработица в Германии в 2012 г. упала до самого низкого уровня с 1990 г., а занятость достигла рекордных показателей”. В тоже время германский бизнес достаточно оптимистично оценивает экономику страны: индекс бизнес-климата в Германии вырос в декабре второй месяц подряд – по данным исследовательского института Ifo, индекс доверия предпринимателей Германии к экономике страны вырос до 102,4 пункта. В ноябре показатель находился на уровне 101,4 пункта. По итогам октября 2012 года экспорт из Германии резко вырос на фоне высокого спроса на немецкие товары за пределами еврозоны. По данным Destatis объем экспорта вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим месяцем. В сентябре было зафиксировано рекордное падение экспорта на 2,4%.

Государственный долг Германии составлял в 2008 году 1,649 трлн евро, что соответствовало 66,7% ВВП. К 2010 году он вырос до 2,062 трлн евро, что эквивалентно 83,2% ВВП. 2008–2009 годы были периодом усиленного спасения банковского сектора. В 2012 году согласно бюджетному плану долг страны должен увеличиться на 26,1 млрд евро. Согласно данным Федерального агентства занятости доля работников с неполной занятостью в Германии оценивается в 25%, (7,3 млн человек – категория mini-jobs). Работники mini-jobs получают зарплату на уровне 400 евро в месяц и меньше. Из 41,6 млн официально занятых в Германии социально защищенные рабочие места имеют около 29 млн человек. В ФРГ растет низкооплачиваемая занятость. Немцы постепенно заменяют иммигрантов на рабочих местах. Сроки выплаты пособий по безработице и их размер планируется сокращать, как и другие социальные выплаты. Высокий по мировым меркам уровень социальной защиты в Германии в 2012–2013 годах будет заметно снижен.

Специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции. В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличной сетью автомобильных и железных дорог, одними из крупнейших в Европе и мире воздушными гаванями (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морскими портами (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства (Inter City Express).

На сегодняшний день именно обрабатывающая промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции.

Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;черная металлургия.

Рассмотрим экономические проблемы Германии. Германия – экспортноориентированная страна и Берлин, понимая зависимость от экспорта, пытается диверсифицировать внешнеэкономические связи. Если в 2007 году на страны еврозоны приходилось 43% экспорта ФРГ, то в 2011 году – 39%. За то же время экспорт в страны ЕС в целом сократился с 63% до 59%. Выручка от экспорта в страны ЕС составляет более четверти ВВП Германии. Следовательно, ухудшение экономической ситуации в большинстве стран Евросоюза, способно серьезным образом повлиять на положении дел в самой ФРГ. Внутренний спрос в Германии увеличился всего лишь на 1%.

Германия несколько лет подряд была мировым лидером по экспорту в абсолютном выражении. В 2012 г. экспорт снова стал уверенно расти, достигнув только по итогам первых одиннадцати месяцев 1,018 трлн евро, что на 4,3% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Всего же по итогам 2012 года ожидается результат в 1,103 трлн евро. Значимые торговые партнёры множества немецких компаний в Европе – такие как Испания или Италия – переживают многомесячную рецессию. Значительны и опасения распада еврозоны. До недавнего времени потери на европейских рынках немецкие предприятия компенсировали стабильным ростом бизнеса в развивающихся странах – продажи немецких продуктов в Китае, Индии и Бразилии вселяли в экспортёров оптимизм. Однако и на этих направлениях немецкой внешней торговли начал сказываться кризис: так, экономика Китая во втором квартале 2012 г. наиболее медленно за последние три года, бразильское правительство только что сократило прогнозы по темпам роста на 2012 год с 4,5 до 3 процентов.

Размер зарплат в Германии не пересматривался с 1998 года. В силу этого конкурентоспособность германских корпораций повысилась. До 65% прямых иностранных инвестиций ФРГ находятся в странах еврозоны. Они уже значительно потеряли в цене вследствие углубления кризиса. Если результатом возвращения к национальным валютам станет их обесценивание на 30-50%, на столько же обесценятся инвестиции германских банков и финансовых групп. Имеется зависимость Бундесбанка от центробанков стран еврозоны. С началом кризиса коммерческие банки южан стали обращаться за помощью к своим центробанкам, а те, в свою очередь, не только к ЕЦБ, но и к Бундесбанку. В итоге, если в 2006 году взаимные долги Бундесбанка и центробанков других стран были примерно равны, то сейчас

“чистый” долг центробанков Бундесбанку превышает 700 млрд. долларов, то есть почти четверть ВВП Германии.

В Германии подолгу учатся, пожилые выбывают с рынка труда раньше, это заметно понижает уровень немецкого благосостояния по сравнению со Швейцарией, США или Голландией. Сокращение рабочего времени в последние десятилетия сделало Германию беднее. Непрерывное сокращение количественного потенциала научно-технической интеллигенции будет продолжаться. До 2050 года численность населения в Германии упадет на 10%, численность работающих — на 30%, а численность работающих в возрасте 20-50 лет — на 40%. Численность людей пенсионного возраста, , увеличится на 50%. И если сейчас в Германии на одного пенсионера приходится двое работающих, то к 2050 году ожидается соотношение один к одному.

В Германию высокоодаренные индийцы и китайцы не стремятся. Немецкая миграционная политика последних десятилетий привлекает сельских жителей из скорее архаичных общин, где они стояли на нижних ступенях социальной — равно как и образовательной — лестницы. Участие мусульманских мигрантов Германии в наемном труде ниже среднего уровня. Если рассматривать только трудоспособных, то среди мусульманских мигрантов на пособие по безработице живет в четыре раза больше людей, чем среди немецкого населения: у мусульманских мигрантов на 100 человек, которые покрывают свои жизненные потребности преимущественно за счет трудовых доходов, приходится 43,6 человека, которые живут главным образом на пособие, а у немецкого населения таких 10,4. Проблема мусульманских мигрантов, выражающаяся в недостаточном участии в рынке труда и в высокой зависимости от трансфертных выплат, сохраняется и во втором, и в третьем поколениях.

Рассмотрим положение Германии в треугольнике ФРГ — Франция — Великобритания. За последнее десятилетие англичане и французы сумели обойти немцев по размеру подушевого ВВП, однако разрыв невелик. По совокупной конкурентоспособности Франция во всех международных рейтингах находится ниже ФРГ. По настоящему Франция может на равных соперничать с Германией только в одном сегменте — аэрокосмической отрасли. По большинству макроэкономических показателей (объему ВВП, экспорта, промышленного производства, производительности труда) Великобритания заметно уступает ФРГ. За исключением нескольких наукоемких отраслей (электроника, фармацевтика, биотехнологии, отдельные сегменты приборостроения) интересы германской и британской промышленности фактически не пересекаются.

Позиции Великобритании сильны за счет положения страны на международном рынке капиталов и в кредитной сфере. Лондон остается крупнейшим после Нью-Йорка финансовым центром. На лондонский рынок капиталов приходится до 60% мировой торговли иностранными акциями. Лондон — крупнейший валютный рынок в мире: в Сити осуществляется около 1/3 валютных операций. Через Лондон проходит самый большой объем перестрахования; здесь контролируется значительная доля мирового биржевого рынка металлов, нефти и других стратегических товаров. Доля британских ТНК (146 из 500 крупнейших европейских фирм), рыночная капитализация которых значительно превышает немецкие, в зарубежных прямых инвестициях примерно в 2,5 раза выше доли страны в мировой торговле. По объему экспорта услуг Великобритания также опережает Германию. Совокупная мощь британского финансового капитала по-прежнему намного превосходит потенциал ее национальной экономики.

Если смоделировать ситуацию, что Германия отказывается от евро, то можно выделить следующие положительные аспекты это шага для всей еврозоны: девальвация евро приведет к росту конкурентоспособности всех европейских стран, включая Францию и Нидерланды; вызванный этим рост производства приведет к тому, что уровень безработицы для Испании, Португалии, Греции и других странах начнет снижаться; страны получат время, чтобы реструктуризировать свои экономики, реформировать рынок труда, вернуть доверие инвесторов и начать собирать больше налогов.

  • – все расходы возьмет на себя Германия, а все остальные смогут избежать суровых экономических последствий;
  • – накопления немцев будут выглядеть меньше на фоне возросшей стоимости жизни. Правительству, скорее всего, придется компенсировать им потери, сделав трансферты на их банковские счета;
  • – Германия откупится от остальной Европы огромным трансфертом, но ей не нужно будет тратиться на спасение евро;
  • – вполне возможно, что новая немецкая валюта за первые два года своего существования укрепится на 15-20% по отношению к валютам основных торговых партнеров, что в свою очередь приведет к сокращению объемов экспорта на 20%, что уменьшит ВВП как минимум на 5%;
  • – под угрозой окажется целостность банковской системы Европы: проводить платежи и брать кредиты на пополнение оборотных средств станет гораздо сложнее. Сложности на кредитном рынке приведут к дополнительному сокращению ВВП на 10%.

При возврате марки ЕЦБ будет управлять обеими валютами. В управляющем совете банка часть представителей будут отвечать за северные страны, а часть – за южные. Это снизит негативный дипломатический эффект от отказа от евро.

Концентрированно проблемы экспортноориентированной экономики ФРГ выразил директор подразделения глобализации и стратегий развития конференции ООН по торговле и развитию профессор Хайнер Флассбек: “Немецкий экспорт был искусственно раздут. В первую очередь из-за излишне дешевого евро в первые годы после его введения — он стоил тогда 0,9 доллара. Кроме того, внутри еврозоны Германия проводила политику зарплатного демпинга. Это была гигантская, смертельно опасная политическая ошибка. Между Германией и другими странами ЕС возникла огромная конкурентная пропасть. Германия на 20 процентов более конкурентоспособна, чем другие страны. Между тем другие страны не могут обесценить свои валюты, потому что все находятся в общей зоне евро, так что для выравнивания конкурентоспособности Германии нужно поднимать зарплаты. Но политически это невозможно, никто к этому не готов. В итоге в Европе возникает мощнейшая напряженность между Германией с одной стороны и Испанией, Италией, Грецией — с другой. Потому что эти страны вынуждены идти на все больший бюджетный дефицит. Это не может продолжаться долго, потому что Германия постоянно захватывает все новые и новые доли рынков промышленных товаров внутри Европы. В конце концов, Германия будет производить почти все, что производится в Европе. Это очень плохо для страны. Получится то же самое, что происходит между западными и восточными немецкими землями: Германия будет вынуждена давать деньги всему Евросоюзу, чтобы тот платил за продукцию, производимую немцами. Представьте себе, что немцы будут платить французам, чтобы те покупали немецкую продукцию”. (“В ожидании умного регулирования”, “Эксперт” № 2, 2010 г.).

Таким образом, подводя итоги, можно видеть следующую картину экономики Германии. Макроэкономические показатели в красной зоне с довольно туманным прогнозом. Экспортноориентированная экономика приводит к дисбалансу всей экономики ЕС, а кроме того – грозит бедностью гражданам Германии в перспективе и появлению многочисленных токсичных долгов в банковской системе страны. И нужно учитывать, что впереди выборы в Бундестаг и смогут ли христианские демократы одержать на них победу, при том, что в ряде федеральных земель они уже уступили своим соперникам – не очевидно. Как не очевидно и то, что даже приход к власти социал-демократов сможет серьезным образом изменить вектор германской экономической политики.

Источники:
http://zagranportal.ru/germaniya/finansy-germanii/ekonomika-germanii.html
http://mo.bobrodobro.ru/8026
http://student.zoomru.ru/ekonom/vneshnejekonomicheskie-strategii-germanii-i-perspektivy/258956.2246683.s2.html
http://stud24.ru/economics/problemy-i.../97729-292440-page4.html
http://rossiyanavsegda.ru/read/584/
http://zagranportal.ru/germaniya/finansy-germanii/frankfurtskaia-fondovaia-birzha.html

Ссылка на основную публикацию