Судебная система Германии: структура, особенности, отличия

Судебная система Германии

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Судьи и их состав.

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи. Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды
Конституционный суд.

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды.

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу). Это самые распространенные суды в Германии. Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды.

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Трудовые суды.

Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.

Социальные суды.

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды.

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Cтруктура судебной системы в ФРГ

КАКОВА СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ФРГ
В соответствии со ст. 92 Конституции или Основного закона Германии (Grundgesetz), вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со ст. 95 Grundgesetz, обозначено 5 юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Таким образом, структура судебной системы Германии включает в себя: суды общей юрисдикции; финансовые суды; административные суды; суды по трудовым спорам; суды по социальным вопросам.
Каждый из этих структурных элементов возглавляется собственным высшим органом – верховным судом. При этом в каждом из них действует от двух (в финансовых) до четырех (в общих) инстанций.

Обособленной и одновременно высшей судебной инстанцией выступает Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht). Он толкует Конституцию и оценивает законность положений федеральных и местных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Grundgesetz. Кроме того, им могут быть рассмотрены споры между землями, землями и правительством, а также вопросы принудительного роспуска политических антидемократических партий. Действует Конституционный суд в составе 16 членов, которых назначает Бундестаг и Бундесрат – по 8 судей каждый. Следует отметить, что ст. 96 Grundgesetz позволяет также создавать федеральные суды по вопросам промышленности, военно-уголовные суды и военные трибуналы. Однако наибольший интерес вызывают суды общей и специальной юрисдикции, поэтому остановимся на них подробнее.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Основы деятельности судов общей юрисдикции определяет закон Германии о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz – GVG). В соответствии с §13 GVG, судам общей юрисдикции подсудны гражданские, семейные, коммерческие споры, а также уголовные дела, если они не подсудны специализированным судам. В соответствии с §12 GVG, система судов общей юрисдикции делится на 4 инстанции, в число которых входит: 650 районных (участковых) судов (Amtsgerichte), являющихся низовым звеном системы. Судебная власть в них может быть реализована как одним, так и несколькими участковыми судьями.

Согласно 23 GVG, районные суды разрешают гражданские споры, если стоимость иска не превышает 5 тыс. евро, а также споры, независимо от суммы иска, если они связаны с арендой жилых помещений, споры между постояльцами и владельцами гостиниц, пассажирами и перевозчиками, путешественниками и туристическими компаниями и т.д. Кроме них в участковых судах действуют судьи, специализирующиеся на брачно-семейных спорах (например, наследство) и уголовных делах. 115 земельных (региональных) судов (Landgerichte), в соответствии с 71 GVG, выступающих апелляционной инстанцией для пересмотра решений и приговоров районных судов, а также судами первой инстанции для гражданских исков, сумма которых превышает 5 тыс. евро.

Например, суд округа Галле (Landgericht Halle). Земельные суды также рассматривают жалобы на налоговые органы, судей и других чиновников. В состав каждого суда земли входят палаты по гражданским и уголовным делам. Гражданское судопроизводство производится в составе трех судей и главы суда или палаты; уголовный процесс – в составе суда присяжных (3 судьи, 2 присяжных) либо большой уголовной палаты. 24 высших земельных суда (Oberlandesgerichte) – например, высший земельный суд Дюссельдорфа. В соответствии с 119 GVG, выступают апелляционной инстанцией по решениям судов земли и решениям районных судов по брачно-семейным спорам, а также кассационной инстанцией по приговорам и иным решениям районных судов, не подлежащим апелляционному обжалованию, обжалованным в апелляционной инстанции. В состав каждого высшего суда земли входит необходимое количество сенатов по гражданским и уголовным делам в составе трех и пяти судей соответственно.

Верховный суд федерации (Bundesgerichtshof), в соответствии с 133 GVG, являющийся судом, рассматривающим кассационные жалобы по решениям нижестоящих судов. Верховный суд может как вынести новое решение, так и обязать нижестоящие суды произвести пересмотр дела. В соответствии с §123 GVG, местонахождением верховного суда общей юрисдикции является город Карлсруэ (кроме 5-го сената по уголовным делам, размещенного в Лейпциге). Узнать его время работы можно на сайте суда.

Все остальные суды в ФРГ, не относящиеся к общей судебной юрисдикции, считаются специализированными. На них возложены полномочия по рассмотрению споров и конфликтов, не умещающихся в рамки гражданского и уголовного судопроизводства. Напомним, что речь идет о четырех специализированных юрисдикциях: финансовой, трудовой, социальной и административной. Обратим внимание, что в Германии не принято причислять к специализированным арбитражный суд, который является отдельным институтом (DIS) со своими офисами в Кельне, Берлине и Мюнхене. Остановимся подробнее на системах традиционных специализированных судов.

СУДЫ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

В соответствии с §2 закона о трудовых судах (Arbeitsgerichtsgesetz, ArbGG) к компетенции трудовых судов относятся гражданские споры между участниками коллективных договоров, между работниками и работодателями, в частности по вопросам трудовых отношений, их возникновения и прекращения, несанкционированных действий одной из сторон, оформления документов, по вопросам компенсации производственного ущерба, в том числе родственникам погибших работников, по вопросам нарушения трудового законодательства. Согласно §14, §33, §40 ArbGG, трудовые суды действуют в рамках трех инстанций: 111 обычных трудовых судов (AG), созданных руководством земель самостоятельно, которые выступают в качестве первой инстанции для рассмотрения трудовых споров. Каждый такой суд поделен на отраслевые палаты, предназначенные для рассмотрения споров по определенным профессиям и категориям работников (17 ArbGG); 18 земельных трудовых судов (LAG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям AG. Также делятся на палаты, но состоят не только из числа профессиональных, но и почетных судей, которые назначаются из числа работников и работодателей (35 ArbGG); Федеральный трудовой суд (Bundesarbeitsgericht – BAG), являющийся высшей кассационной инстанцией по трудовым спорам. Рассматривает не только частные жалобы, но и обеспечивает единство правоприменительной судебной практики в области трудового законодательства. Местоположение высшей инстанции – Эрфурт, Тюрингия. Больше информации на сайте суда. Несмотря на характерный для таких судов гражданский процесс, регулируется судопроизводство не только процессуальным уложением, но и самим законом о трудовых судах, в частности, Частью III ArbGG.

Административные суды в ФРГ (Verwaltungsgerichtе), в соответствии с §1 закона об административном производстве (Verwaltungsgerichtsordnung, VwGO), являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов. Согласно §2 VwGO, суды административной юстиции действуют в рамках трех инстанций: 51 окружного административного суда (VG), действующего в каждой из земель и выступающего первой инстанцией (например, административный суд Кельна); 15 высших административных судов земель (OVG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям VG; Верховного административного суда (BVerwG) в Лейпциге, являющегося высшей административной судебной инстанцией в Германии. Юрисдикция административных судов, в соответствии с §§40, 45 VwGO, распространяется на все публичные споры, где имеет место нарушение норм административного права, если разрешение данного спора не отнесено законом к компетенции других судов. Чаще всего речь идет об обжаловании решений государственных органов, чиновников и прочих лиц, чьи полномочия представляют собой исполнение функций государства. При этом §§48, 50 VwGO определяют исключительную компетенцию высших и верховного административных судов по спорам, которые должны быть рассмотрены ими в качестве первой инстанции.

Обратим внимание, что административная юрисдикция в Германии имеет несколько существенных ограничений: граждане могут обратиться в административный суд только после того, как они подали жалобу на чиновника (орган) его вышестоящему руководству (в вышестоящий орган), но такая жалоба была отклонена; обращение допустимо только в том случае, если вопрос неподсуден другим судебным ветвям публичной администрации (например, финансовым или социальным судам); если речь идет о компенсациях, такие споры рассматриваются в порядке обычного гражданского процесса.

Социальные суды в ФРГ (Sozialgerichtе) являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов и, в соответствии с §2 закона о социальных судах (Sozialgerichtsgesetz, SGG), осуществляющей отраслевое правосудие в трех инстанциях: 1-я инстанция: 68 окружных социальных судов (SG) – например, социальный суд Нюрнберга (Sozialgericht Nürnberg). В соответствии с 10 SGG, они включают в себя палаты по вопросам социального обеспечения, социальной занятости, безопасности соискателей, социальной помощи, прав инвалидов и т.д.; 2-я инстанция: 14 социальных судов земель (Landessozialgerichte, LSG) – например, земельный социальный суд в Гамбурге (Landessozialgericht Hamburg). В соответствии с 29 SGG, они осуществляют апелляционный пересмотр решений судов 1-й инстанции, а также рассматривают некоторые дела в качестве нее в случаях, указанных в параграфе; 3-я инстанция: Федеральный социальный суд в Касселе (Bundessozialgericht, BSG), осуществляющий, в соответствии с 39 SGG, кассационный пересмотр решений, а также рассмотрение вопросов в качестве первой инстанции, если речь идет о неконституционном характере отношений между федерацией и регионами. В соответствии с §51 SGG, к компетенции социальных судов закон относит публичные споры по вопросам: обязательного пенсионного страхования; медицинского, социального, частного страхования и долгосрочного ухода; страхования от несчастных случаев; содействия трудоустройству в ФРГ, включая вопросы, относящиеся к компетенции Федерального агентства занятости (Arbeitsamt); базовой безопасности соискателей; социального обеспечения и помощи инвалидам; страховых компенсаций и т.д.

Финансовые суды в Германии (Finanzgerichte) также являются самостоятельной судебной системой, не зависящей от административных органов. В соответствии с §2 финансового процессуального уложения (Finanzgerichtsordnung – FGO), они действуют в рамках всего двух инстанций: 18 финансовых судов (FG), выступающих в качестве первой инстанции. В них могут образовываться таможенные, акцизные, финансовые сенаты, разделенные по отраслевому признаку; Федерального финансового суда (Bundesfinanzhof), расположенного в Мюнхене и являющегося высшей инстанцией фискальной юрисдикции. Финансовые суды рассматривают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, в число которых входит не только налоговая инспекция (Finanzämter), но и таможня (Zollbehörden), семейные сберегательные банки (Familienkassen); государственными и частными пенсионными фондами (Deutsche Rentenversicherung Bund in Altersvorsorgezulagesachen). Вопросы, по которым граждане могут обращаться в финансовый суд, оговорены §33 FGO. В соответствии с ним, в нем рассматриваются публичные споры по налоговым и таможенным вопросам, вопросы защиты от фискальных мер, обжалование действий чиновников налоговых органов и иные вопросы, касающиеся применения налогового, таможенного и иного фискального законодательства.

СУДЫ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Особой категорией немецких судов следует также считать ювенальные суды. Они не являются обособленной системой судебных органов, а представляют собой специализированные отделы общеуголовных судов общей юрисдикции. Но образованная ими система обладает всеми признаками самостоятельности, предусматривая специальный состав судов, специальную структуру, подсудность, принципы процесса и даже нормативную базу. Их деятельность регулируется специальным правовым актом – законом о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, JGG). В соответствии с §33 JGG, правосудие в отношении несовершеннолетних лиц осуществляют мировые судьи, суд шеффенов (присяжных) и уголовные палаты. Предметная юрисдикция указанных звеньев определена §§39-42 JGG, согласно которым, компетенция общеуголовного суда и мировых судей распространяется на незначительные преступления и проступки несовершеннолетних, суд присяжных рассматривает все остальные дела, а уголовные палаты – дела особой важности и сложности. Ювенальное судопроизводство в первую очередь ставит перед собой задачи воспитательного, педагогического характера. А поскольку главная роль в ювенальном судопроизводстве принадлежит воспитательному процессу, участие адвоката в таких делах не является обязательным – он может подорвать авторитет суда. Суды всегда учитывают индивидуальные особенности несовершеннолетнего: личностные качества, уровень развития, социальное окружение. Изучением личности несовершеннолетних, в соответствии с §38 JGG, занимается специальный орган – Jugendgerichtshilfe, который обеспечивает соблюдение их образовательных, социальных и иных прав. Такая система позволяет эффективно рассматривать дела с участием несовершеннолетних и вовлекать их в воспитательный процесс.

НЕМЕЦКИЕ ДВОРЦЫ ПРАВОСУДИЯ

Правосудие в Германии – это не только инструмент демократии, но и объект привлечения туристов. Так, в Мюнхене и Нюрнберге туристы могут увидеть настоящие дворцы правосудия – архитектурные шедевры, созданные более 100 лет назад немецкими архитекторами и строителями. Однако, несмотря на название, сегодня в этих зданиях не вершится правосудие. Так, Дворец правосудия в Мюнхене, который известен тем, что в 1943 году в нем проходил судебный процесс над участниками группы сопротивления «Белая роза», сегодня выполняет функцию административного здания местного министерства юстиции. Что касается нюрнбергского Дворца правосудия, в котором в 1946 году проходил знаменитый процесс над высшим руководством нацистской Германии, то сегодня здесь действует музей истории этого события.

ОТЛИЧИЕ НЕМЕЦКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ОТ РОССИЙСКОЙ

Учитывая вышесказанное, следует отметить существенные отличия в судебных системах Германии и России: во-первых, они касаются отраслевого характера отправления правосудия. Российская система не предусматривает отраслевого разделения судебных органов – все дела административной, финансовой, социальной и трудовой юрисдикции рассматриваются судами общей юрисдикции. Единственное деление по отраслям предусмотрено для Верховного Суда – он поделен на отраслевые коллегии; во-вторых, российская судебная система предусматривает 5 инстанций, начиная с мировых судей и заканчивая Президиумом Верховного Суда, в то время как количество инстанций в немецком суде зависит от юрисдикции; в-третьих, правовая база – каждый суд, помимо общих уложений, имеет свои нормативно-правовые акты, которые регулируют их деятельность, в то время как в России это не предусмотрено. Это объясняется отраслевым делением судебных органов.

Немецкая судебная система представляет собой эффективную машину отправления правосудия, обеспечивающую гражданам компетентную защиту их прав и интересов. Заложенные еще в начале ХХ века правовые принципы делят эту систему на 5 основных юрисдикций, в рамках которых и осуществляется реализация правосудия. Это обеспечивает не только единство судебной практики в рамках конкретной юрисдикции, но и согласованность действия институтов, поддерживаемую доверием со стороны граждан.

О специализации и децентрализации судебной системы в Германии

Судебная система Германии строится по принципу децентрализации. В соответствии со ст. 92 Конституции Германии, судебная звено предусматривает 5 судебных иерархий со специализацией юрисдикции. К тому же компетенция федерального парламента и правительства распространяется исключительно на суды кассационной инстанции.

Судами кассационной инстанции Федеральный Верховный суд (Bundesgerichtshof), который является самым высоким судом общей юрисдикции, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный административный, финансовый и социальный суды. Суды земель апелляционной инстанции содержат Высшие региональные суды и региональные суды, которые являются судами общей юрисдикции, а также Высшие трудовые, административные, финансовые и социальные суды. Судами первой инстанции являются местные суды общей юрисдикции, а также специализированные трудовые, административные, финансовые и социальные суды соответственно.

Для тех, кто переезжает на постоянное место жительства или собирается открыть бизнес в Германии, предлагается программа обучения разговорному немецкому языку по методике, разработанной и практикуемой репетиторами немецкого языка из компании “ИнЯзПрофи” в Москве, подробную информацию о которой можно узнать на сайте. Как показала практика, после занятий с репетитором немецкого языка, уровень понимания между вами и немецкими служащими при обращении в суды Германской юрисдикции значительно возрастает, что в свою очередь упрощает возможность успешного завершения судебных дел.

В Германии на данный момент действует около 700 местных судов общей юрисдикции (Amtsgerichte), которые рассматривают гражданские, хозяйственные, семейные, земельные, уголовные дела, а также дела, связанные с частной собственностью и дела, в которых право истца оспаривается, соответственно с § 13 Судебного Конституционного Акта Gerichtsverfassungsgesetz (GVG). Финансовый фактор является основным в определении юрисдикции по гражданским и хозяйственным делам. Судом первой инстанции по гражданскому делу, цена иска в которой превышает 5 тыс. Евро будет не местный суд, а региональный суд общей юрисдикции. В делах, связанных с исполнением договоров лизинга, аренды жилых помещений, независимо от цены иска, городские суды наделены исключительной юрисдикцией, в соответствии с п. 2 параграфа 23 Судебного Конституционного Акта (GVG).

Немецкие окружные (региональные) суды: принципы функционирования

В Германии функционирует около 115 региональных судов (Landgerichte), которые являются судами первой инстанции по рассмотрению гражданских и хозяйственных дел, по которым местные суды не наделены компетенцией, а также апелляционной инстанцией по рассмотрению апелляционных жалоб на решения местных судов.

Решение региональных судов могут быть обжалованы в апелляционном порядке в высших региональных судов (Oberlandesgericht), сейчас в Германии их 24.

Немецкая система юстиции, в отличие от скандинавской модели, например, отличается широкой специализацией судов и судей. В городских, региональных и высших региональных судах общей юрисдикции является палаты по рассмотрению гражданских, коммерческих и уголовных дел. Субстанциональную юрисдикция в соответствии с пунктом 1 Гражданского процессуального кодекса Германии определяется Судебным Конституционным Актом (GVG).

Дела, в которых одной из сторон спора является государство в лице соответствующих органов государственной власти рассматривают суды административной, финансовой и социальной юрисдикции. В отличие от России, административные суды в Германии рассматривают дела, связанные с регистрацией, гражданством, в частности, предоставлением убежища, налоговые споры рассматриваются исключительно судами финансовой юрисдикции. Дела, связанные с социальной сферой, в частности, споры о выплате пенсионного обеспечения, социальной защиты и страхования рассматривают суды социальной юрисдикции

Хозяйственная юрисдикция в Германии

В свете недавних дебатов о целесообразности ликвидации хозяйственных судов в пределах судебной реформы, сосредоточу внимание на системе и некоторых аспектах функционирования хозяйственных судов Германии.

В отличие от общепринятого мнения о существовании в Германии судов хозяйственной юрисдикции наряду с другими специализированными судами, отмечу, что такое мнение не совсем корректной. В Германии коммерческие (хозяйственные) суды по организации и статусом походят модели третейских судов. Дела в коммерческом суде рассматриваются одним профессиональным судьей и двумя народными заседателями, которые избираются на конкурсной основе от 3 до 5 лет для выполнения функции народного заседателя и в подавляющем большинстве представляют частный сектор, бизнес и предпринимательство. Право подавать иск в коммерческий суд имеют юридические лица, физические лица – предприниматели. Однако это право является альтернативным. Иск с аналогичным предметом и субъектным составом может быть подан в суд общей юрисдикции – а именно в местный суд, если цена иска не превышает 5 тыс. Евро, и, в соответствии с региональным суда, если цена иска превышает указанную сумму. Рассмотрение коммерческих (хозяйственных) дел относится к компетенции судей коммерческой палаты суда общей юрисдикции, дело рассматривается коллегией в составе трех профессиональных судей и есть правило, по которому в региональных и высших региональных судах общей юрисдикции представительство сторон осуществляется адвокатами, согласно п. 1 параграфа 78 Гражданского процессуального кодекса.

Как отметил судья коммерческой палаты окружного суда Берлина (Landgericht Berlin) доктор Патрик М. Бомеке, преимуществами коммерческих судов наряду с судами общей юрисдикции является узкая специализация, экспертная компетентность народных заседателей, которые являются специалистами в вопросах, представляющих предметом иска, скорость процесса, поскольку процесс в коммерческом суде длится 3-4 месяца, а также возможность лично представлять свои интересы и не пользоваться услугами адвоката. Зато в суде общей юрисдикции продолжительность процесса не ограничена и регулируется только термином «адекватная продолжительность рассмотрения дела», предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом. Работая в сфере юридического бизнеса в начале карьеры судьи, доктор Патрик М. Бомеке также выполнял функцию народного заседателя, поскольку в Германии компании частного сектора заинтересованы в том, чтобы их работники участвовали в судебных процессах в качестве народных заседателей с имиджевого взгляда. С другой стороны, коммерческие суды в Германии имеют лишь одну инстанцию, так апелляция решение коммерческого суда рассматривается региональным или выше региональным судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Отмечу, что немецкая правовая система является системой кодифицированного права, нормы которой заложены в законодательстве, охватывающий все аспекты правоотношений. Гражданский Кодекс Германии (BGB) был следствием рационалистической идеи кодификации и был принят в 1896 после многих лет подготовительной работы, его положение вступили в силу с 1 января 1900 года, действуют в настоящее время и регулируют все материально-правовые аспекты, которые возникают с гражданских и хозяйственных правоотношений.

Судья в Германии: особенности статуса

Судья в Германии играет весьма активную роль в разрешении спора. Он наделен полномочиями опрос свидетелей, исследования доказательств, должен обращать внимание сторон и их слабые и сильные аргументы в подтверждение или возражения по существу исковых требований. Судья также вправе ссылаться на потенциально возможное решение спора, предлагая сторонам прийти к соглашению в порядке медиации до суда, или мирового соглашения (Vergleich) в течение всего периода рассмотрения дела. По общему правилу, непосредственный судебное разбирательство продолжается одно судебное заседание, которое является основным (Haupttermin).

Первоочередная задача судьи в Германии, как отметил судья доктор Патрик М. Бомеке – это стать ассистентом в поиске компромисса между сторонами. По его словам, 1/3 дел завершаются мировым соглашением (Vergleich), что является решением и состоит из трех частей, в частности согласие по уплате средств (разделения обязательств), разделения судебных издержек и исполнения сделки. Судебная система Германии поощряет решения споров путем заключения мировых соглашений, в частности Гражданский процессуальный кодекс предусматривает возвращение 2/3 от суммы судебного сбора в случае решения дела путем заключения мирового соглашения.

Расходы на правовую помощь

Система оказания помощи в Германии для лиц, не имеющих возможности ее обеспечить предусматривает обращение с соответствующим заявлением о предоставлении правовой помощи и сформулированными исковыми требованиями и сути иска в хозяйственный суд, который принимает решение о предоставлении такой помощи на основании п. 1 параграфа 114 Гражданского процессуального кодекса.

Судебное решение содержит три части, в частности, суть и аргументация решения, сумма к компенсации и исполнения решения (взыскания основной суммы и судебных расходов). За исключением процесса в судах трудовой юрисдикции, сторона, которая выигрывает спор получает право на возмещение всех расходов, в частности судебных и расходов на правовую помощь. Такое возмещение происходит в отдельном производстве. Расходы на правовую помощь рассчитываются по процентному соотношению к цене иска, такой расчет урегулирован Гражданским процессуальным кодексом, Базовыми разъяснениями для адвокатов и Судебным конституционным актом.

К тому же решения судов в Германии не является источником права (в отличие от прецедентных правовых систем). В Германии нет доктрин об обязательности учета аналогичных судебных прецедентов при принятии судебного решения. Однако согласованность судебной практики достигается разъяснениями и обобщениями практики, которую осуществляют высшие региональные и верховные суды.

Кассация в Германии

Кассационное производство в Германии отличается некоторыми особенностями. В частности апелляционная инстанция в своем решении может предусмотреть право обращения в Верховный суд с кассационной жалобой (Leave to appeal), в других случаях решение апелляционной инстанции не подлежит обжалованию и является окончательным. Также не подлежит обжалованию решения апелляционной инстанции по делам, где цена иска не превышает 20 тыс. Евро.

Как и в Украине, в Германии верховные суды рассматривают дела в рамках проверки применения норм материального и процессуального права нижестоящими судами. По результатам рассмотрения кассационной жалобы верховные суды земель могут принимать решение об отмене решения суда апелляционной инстанции и принять новое решение, отмены решения суда апелляционной инстанции и отправить дело в апелляционный суд, если суд апелляционной инстанции должным образом не исследовал доказательства или свидетельства.

Обучение и подготовка судей в Германии

Вопросы, связанные с организацией работы судей, в частности вопросы материального обеспечения судей в Германии отнесены к исключительной компетенции правительств земель. Поэтому материальное обеспечение судей в Германии значительно отличается и совершенно не зависят от нагрузки. Судьи городского и регионального суда Берлина зарабатывают на 20% меньше, чем их коллеги в Баварии, несмотря на тот факт, что в Берлине уровень нагрузки и количество дел, рассматриваемых одним судьей значительно выше.

Система квалификации судей в Германии достаточно прозрачной и эффективной. В соответствии с пунктом 5a Судебного конституционного акта (GVG), все юристы (в том числе судьи и адвокаты) должны пройти теоретическое обучение в течение 4 лет, после чего составить комплексный экзамен. Согласно пункту 5b этого акта, после сдачи экзамена лицо должно пройти двухлетний стажировку, которая предусматривает практику в суде общей юрисдикции по гражданским вопросам, в офисе прокурора или судебная палата по уголовным делам, практику в административном органе и органе местного самоуправления, практику в альтернативной организации (юридической компании).

После стажировки все юристы, в том числе будущие судьи составляют профессиональный независимый экзамен. Максимальное количество баллов, которое может набрать выпускник в первом и втором круге экзаменов является 20. В зависимости от количества баллов лицо может претендовать на соответствующие должности и выбирать дальнейшую сферу в юриспруденции. Если первый истит студенты юристы могут сдавать пробный раз в 8 семестре обучения и основной при завершении обучения, то второе испытание предусматривает лишь возможность одного повторного составления. Никаких требований по стажу, возрасту для первого назначения судьи в Германии нет. Унифицированная система подхода к отбору судей, прокуроров и адвокатов обеспечивает достаточно высокую конкурентность, прозрачность по отбору кандидатов на должности, и высокий интеллектуальный уровень кандидатов. По словам доктора Ива Тимрода, руководителя отдела координации с ЕС Федерального Министерства юстиции Германии, лишь 5% юристов составляет этот экзамен на суммарное количество баллов, превышающее 18, а следовательно, имеет право выбрать карьеру судьи. Отрицательной стороной этого вопроса является то, что интеллектуально подготовленным и молодым судьям не хватает реального практического опыта.

Решение о назначении судей местном уровне, в частности первых, пожизненное назначение, или повышение принимает Управление юстиции соответствующей земли. В некоторых землях, например в Берлине, является парламентский орган (Richterwahlausschuss), позиция которого учитывается при принятии решений по повышению индивидуальных судей.

Влияние на судей со стороны судебной администрации, который является достаточно характерным для стран континентальной Европы (conseil superieur de la magistrature; consiglio superiore della magistratura) является исключением в Германии, ведь судьи абсолютно независимы в выполнении своих обязанностей, тогда как администрация судебной системы отнесена к компетенции Министерства юстиции. На федеральном уровне судьи назначаются органом, в который входят федеральный министр, депутаты Бундестага и министры земель, что позволяет учесть как региональные, так и федеральные интересы в процессе назначения федеральных судей.

Судебная власть и организация судопроизводства в ФРГ Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гордейко М.А., Швандерова А.Р.,

Текст научной работы на тему «Судебная власть и организация судопроизводства в ФРГ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Национальный комитет по охране памятников культуры Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www .dnk.de/Wir_ber_uns/n2220

2. Абакумов Р.Г., Унежева В.А., Страхова А.С. Анализ системных проблем жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода и применение зарубежного опыта развития инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016№ 6. С. 226-234.

3. Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Маликова Е.В. Методические рекомендации по экономическому воспроизводству жилого фонда на основе реконструкции домов первого периода индустриального домостроения//

Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С. 179-183.

© Чудных Д.В.,Чудных В.В., Абакумов Р.Г., 2017

магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ФРГ

Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии – 51, Италии – 101, Швеции – 100) Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.

Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений.

Один из самых больших знатоков западногерманской юстиции, сам долгое время занимавший посты в судебной системе ФРГ, Е. Вассерман, характеризуя западногерманское правосудие, писал:

«В случае сомнения судья склоняется скорее к поддержанию существующего, чем к его изменению».

Судебная власть – это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам).[2, с. 168]

Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом.

Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г.или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Федерации. [1, с. 50]

Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

Суды общей юрисдикции:

1. Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам, а также 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.

2. Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.

3. Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично. [1, с. 52]

Суды по трудовым делам: 1. Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. 2. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей 3. Низшей ветвью являются суды по трудовым спорам.[2, с. 169]

Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.

Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием.

К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы

Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). [2, с. 174]

Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех.

На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности. Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами.

Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. [2, с. 176]

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение).Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты.

Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации. [3, с. 124]

Список использованной литературы:

1. Гериозон Е.А. Как устроена судебная система Германии. М.: Консультант, 2000.

2. Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

3. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

© Шванднрова А.Р., Гордейко М.А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Территория современного Кузбасса в XIX веке входила в состав Томской губернии, образованной в 1804 г. Три округа (уезда) этой губернии — Кузнецкий, Томский и Красноярский — располагались на территории современного Кузбасса, причем большую часть его занимал Кузнецкий округ. В 1856-1857 гг. в связи с ростом числа населения в бассейне р. Кия, освоением золотоносных россыпей в этом районе был создан Мариинский уезд. Таким образом, на территории современного Кузбасса к середине XIX века располагалось два уезда — Кузнецкий и Мариинский. [1]

Административная и судебная реформы Екатерины II начались в Кузнецком уезде в 1779 г., что было связано с созданием Колыванской области, в состав которой вошел и указанный уезд. До 1779 г. судебная система Кузнецкого уезда вообще не была отделена от административной, судебные функции выполнял кузнецкий воевода, наделенный практически неограниченной властью в уезде. Первым судебным учреждением уезда был Кузнецкий нижний земской суд. С упразднением в 1797 г. губернского верхнего земского суда он стал именоваться просто Кузнецким земским судом.

Кузнецкий земской суд был упразднен по закону от 12 июня 1867 г. в связи с введением окружного полицейского управления. Все функции суда были переданы Кузнецкому окружному полицейскому управлению. [2]

Судом для крестьян в Кузнецком уезде была Кузнецкая нижняя расправа, учрежденная в 1779 г. Согласно положению об «Учреждении губерний», нижняя расправа являлась судебным местом для однодворцев, государственных, приписных и дворовых крестьян.

Кузнецкая нижняя расправа упразднена указом от 12 декабря в 1796 г. в связи с ликвидацией Колыванской губернии. Все нерешенные дела были переданы на рассмотрение Кузнецкого уездного суда. [1] Судом первой инстанции Кузнецкого уезда для дворян, а с 1801 г. и для крестьян был Кузнецкий уездный суд. Он был создан предположительно в 1782 г. Первоначально он подчинялся Судному департаменту Колыванского губернского правления, который в свою очередь находился в введении Правительствующего сената. В связи с ликвидацией в 1796 г. Колыванско-Воскресенской губернии Кузнецкий уездный суд перешел в подчинение Тобольского верхнего надворного суда. В 1804 г. в связи с образованием Томской губернии Кузнецкий уездный суд стал подчиняться Томскому гражданскому уголовному суду, наблюдение за ним осуществлял Томский губернский прокурор. Таким образом, в отличие от европейской России, где судом второй инстанции являлись палаты уголовного суда, в Сибири эти функции были возложены на губернские суды. [2]

В 1822 г. в связи с реализацией Положения об «Учреждении для управления Сибирских губерний» Кузнецкий уездный суд был преобразован в Кузнецкий окружной суд.

Решения судебных дел мещан и купцов г. Кузнецка производилось первоначально в Кузнецком

Источники:
http://irwi99.livejournal.com/2230183.html
http://www.s-quo.com/content/german_law/364/5848/
http://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-vlast-i-organizatsiya-sudoproizvodstva-v-frg
http://fotkay-msk.ru/tradicii_nemeckoy_svadby

Ссылка на основную публикацию