С кифское нашествие на Переднюю Азию
Восточные памятники называют вождей скифов “царями”, а область их традиционного обитания в прикаспийских степях — “царством”. Однако не имен этих “царей”, не точного географического положения “царства” назвать не может никто.
Вероятно, само “скифское царство” было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.
Через 50—60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен — скифы.
Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.
Скифы столкнулись с ассирийцами впервые в 70-х годах VII в. до н.э.; в борьбе с ассирийцами погиб скифский вождь Ишпакай.
Скифское войско в бою
Затем около 673 г. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце концов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царем Асархаддоном, который, по-видимому, выдал за него замуж свою дочь. С этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в. Мадий, сын Партатуа, возглавил поход скифов в Малую Азию — по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев царь Лидии Ардис.
Киммерийцы в это время представляли серьезную угрозу и для ассирийских границ,—это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев, однако “убить двух зайцев” одним ударом у ассирийцев не получилось.
Несмотря на то, что киммерийцы утратили свои позиции, их место тотчас заняли вчерашние противники. Скифы в кратчайшее время выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не могли не только не считаться, но и справиться.
Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определенного выкупа от Мидии. Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.
Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае, в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии. Судя по древнееврейским данным, Скифское царство еще существовало в конце 90-х годов VI в. до н.э.
После этого времени источники о нём уже не упоминают.После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633 г. до н.э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, по-видимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности, в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.
Основная часть скифов в это время, по-видимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований.
В науке эти племена также получили общее название “скифов”; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Чёрного моря), по-видимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.
Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии. Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.
Итоги скифского нашествия в Переднюю Азию
Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII — VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские.
На Северном Кавказе памятники VIII — V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем, скифская культура в то время и сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в еще большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад.
Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый “скифский звериный стиль”), распространившийся в последующий период в степной полосе от Черного моря до Монголии, имеет определенные связи с искусством горных племён Западного Ирана.
Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей. Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.
С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С. VII в. до н.э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.
Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших держав — Мидийской и Персидской.
[sign author=”ageageiron.ru” source=”компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет”]
Скифы – владыки степей
Откуда они пришли, какими были? В каких легендах сохранили свою историю? Сегодня за основу я возьму книгу С.В. Алексеева и А.А. Инкова «Скифы – исчезнувшие владыки степей», изданную в 2010 г. и относящуюся к серии «Тайны земли русской». Найти её вы сможете в книжных магазинах на полках, посвящённых истории. Да, это совсем не сборник легенд и мифов, но без них всё же не обошлось. Иначе как ещё рассказать о народе, жившем на землях, в том числе и современной России, задолго до образования здесь славянского государства.
Скифы относятся к индоевропейским народам, а это и индоиранцы (древние арии, также ходившие по дорогам Поволжья), и славяне, балты, германцы, кельты, греки… Все мы варились в одном котле. Что считать их прародиной? Вариантов несколько, оставим их учёным. Интересно другое. Расселяясь в Причерноморье, скифы вытеснили с этой территории ещё один, ставший легендарным, народ – киммерийцев (как указывал Геродот). И если выдуманной Говардом родины Конана-варвара никогда не существовало, то киммерийцы были. Но вернёмся к скифам.
У них, разумеется, имелось своё собственное видение своего происхождения. И оно, тесно переплетаясь с греческим пантеоном богов в более поздний промежуток времени (греки были торговыми партнёрами скифов, и те заимствовали у них «культурность»), в основе не отличалось оригинальностью. Как всегда – первыми были боги-прародители. Всё тот же Геродот говорит о двух легендах происхождения скифов.
Легенда №1
Первым на будущих землях скифов появился человек Таргитай, бывший сыном Зевса и дочери реки Борисфены. У Таргитая ро-дилось три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Золото смог забрать только самый младший из братьев, он же и стал главным правителем.
Есть и греческий вариант. Геракл, угоняя быков Гериона, прибыл в пустынную землю (будущую Скифию) и заснул. За это время быки были похищены. Оказались же они у наполовину женщины, наполовину (ниже ягодиц) змеи. За их возвращение та попросила у Геракла совокупиться с ней (как это происходило, не описано, но интерес разбирает). В итоге, конечно, родилось три сына. Младшего на этот раз звали Скиф, и только он смог натянуть лук, оставленный своим отцом, доказав своё право править.
Легенда № 2
Геракл пришёл в Скифию и одержал здесь победу над богом реки Аракс (возможно, подразумевается Волга). После этого взял в жёны его дочь – змееногую Ехидну. У них родилось два сына – Агарфис и Скиф.
Таковы легенды. А что в действительности? Скифы на самом деле очень почитали золото и с удовольствием его носили, известен звериный стиль в их украшениях. (Фотографии подобных археологических находок можно найти в Интернете). Вот только они презирали ремесленничество. И изначально ремёслами у них занимались пленные, позже – мастера древней Греции. И да, они были отличными лучниками.
Не вдаваясь в дальнейшие подробности развития скифской истории, расскажу немного об их достижениях, чтобы стало понятно, почему русские летописцы с радостью обозначали славян потомками скифов. Как между нами и нашими далёкими предками, пожалуй, отсутствует «кровное» родство, так отсутствовало оно и между теми славянами и действительными скифами, ушедшими во тьму веков. Однако ничто не мешает нам гордиться теми, кто когда-то жил на нашей земле. Так, важным достижением скифов можно считать освоение металлургии в конце IX-VIII в. до н.э. Железные наконечники стрел, копий, мечи появились у них раньше, чем у большинства соседних племён.
Эллинами, что удивительно, в качестве одного из семи мудрецов признавался скиф Анахарсис. Цитата, мифолог Ферекид Лерийский (V в. до н.э.): «Скиф Анахарсис во время сна держал левую руку на половых органах, а правую – на устах, обозначая этим, что должно владеть тем и другим, но важнее владеть языком, нежели удовольствием».
Скифы первыми из континентальных народов стали использовать в качестве основного вида войск конницу. Также они, скорее всего, первыми применили в боях стратегическое отступление, тактику ведения военной кампании на большом театре военных действий (моментально вспоминается война 1812 года). Благодаря своему военному мастерству они смогли победить как армию персидского царя Дария, так и войско Зопириона (наместника Александра Великого во Фракии).
Во время расцвета Скифии жившие до этого как кочевники скифы начали оседать в создаваемых ими городах, следы которых можно обнаружить и сегодня. связан этот период с именем правителя Атея. Но, как всегда, расцвет цивилизации был началом её гибели. Пропасть между бедными и богатыми стала ещё больше, сильнее стало и влияние греческой культуры; попытки завоевания новых площадей привели к частым военным конфликтам и др. Начавшаяся война с Македонией, управляемой Филиппом II, стала для скифов роковой и ознаменовала «спад». Добило же Скифское царство нашествие сарматов, хотя ещё долгое время просуществовала Крымская скифия, исчезнувшая под пятами наступавших аланов и готов. Кстати, в латинских и греческих сочинениях готские племена отождествляют и со скифскими, таким образом мы получаем более агрессивный, победоносный образ воина-скифа. В том есть суть, поскольку часть скифов к победителям присоединилась.
В свою очередь нашествие гуннов, сметших уже царство готов, перенесло часть скифского наследия и на эти племена. Как уже говорилось, в более позднее время скифская эстафетная палочка перекочевала к славянам (с подачи византийцев). Те, разумеется, не отказались. Но стоит помнить, что великие владыки степи, пившие кумыс и жившие в кибитках, чтившие золото и презиравшие ремёсла, отличные воины-лучники, знавшие цену коннице, свободные как ветер, перестали существовать задолго до этого. А вот мифы, легенды и память о них живы до сих пор, не всегда правдивые, но всегда привлекающие внимание.
В следующем обзоре – «Легенды и сказы Лесной стороны» (под «Лесной стороной» в данном случае подразумевается земля Нижегородская).
Поздние скифы
Заключительный этап истории скифов охватывает период с III в. до н.э. до III в. н.э. Он характеризуется значительным сокращением территории их обитания (до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма) и переходом к оседлой жизни.
В III в. до н.э. начинается процесс оседания скифов на землю. Значимую роль в хозяйстве начинает играть земледелие. Это привело к формированию нового комплекса материальной культуры, трансформации социальных отношений и религиозных представлений. Данная археологическая культура получила название «позднескифской», этот термин с одной стороны подчеркивает этническую и культурную преемственность от скифов кочевников, с другой – обозначает кардинальные социально-экономические, политические и культурные изменения внутри скифского общества. Какие причины способствовали сокращению ареала скифов и оседанию их на землю однозначно ответить нельзя. На данный момент в научных кругах обсуждается теория климатической катастрофы, выдвинутой С.В. Полиным. Согласно данной теории в III в. до н.э. в степях Северного Причерноморья случилась сильнейшая засуха, что нанесло серьезный ущерб хозяйству скифов и привело к описанным выше последствиям. Эту предположение подтверждает и то обстоятельство, что в III в. до н.э. на территории степной Украины не открыто ни одного погребального комплекса, принадлежащего скифам или сарматам. Первые сарматские погребения появляются здесь во II – I вв. до н.э. Следовательно, в III в. до н.э. эти земли были не заселены. Вполне вероятно, что причиной этому послужило отсутствие плодородных пастбищ. В таком случае не было возможности заниматься скотоводством, которое являлось основой хозяйства кочевников.
В Крыму скифы селились в предгорьях в долинах рек. Позднескифские городища открыты вдоль течения Салгира, Качи, Альмы, Западного Булганака, Бештерека, Зуи, Биюк- и Кучук-Карасу. Поселения располагались на вершинах высоких холмов, на мысах или примыкали к обрывистому краю плато. Их укрепляли каменными стенами с башнями, валами и рвами. В основном, поселения основывали таким образом, чтобы они с трех сторон были защищены крутыми обрывами, в таком случае, с четвертой, пологой стороны возводились оборонительные сооружения. Известны случаи, когда стену или вал возводили по всему периметру городища. Иногда на позднескифских городищах возводили вторую внутреннюю линию укреплений, которой отделялся акрополь. В Северо-Западном Крыму на захваченных у Херсонеса территориях скифы использовали греческие стены, к которым иногда присыпали земляные валы. Дома были прямоугольные, с двумя-тремя помещениями, выход из которых вел сразу на улицу. Стены таких построек в нижней части складывали из крупных камней, в верхней – из сырцового кирпича. Полы были земляные или обмазанные глиной. Крыши делали из органических материалов, иногда использовали греческую черепицу. Важным элементом позднескифской культуры являются полуземлянки. Они были прямоугольные или круглые в плане. Наземную часть делали из сырцового кирпича или из жердей, обмазанных глиной. Для хозяйственных нужд на поселениях делали хозяйственные ямы. На городищах Тарпанчи и Красное открыты гончарные печи. На городище Альма-Кермен была раскопана стеклоделательная мастерская II – III вв. н.э. с тремя печами. Ее связывают с пребыванием на поселении римских легионеров.
Столицей позднескифского государства считается Неаполь Скифский. Помимо Неаполя еще четыре городища имели крупные размеры: Усть-Альма, Булганак, Залесье, Красное. Кроме этого известны такие городища как: Кермен-Кыр, Альма-Кермен, Южно-Донузлав, Беляус, Кульчукское, Тарпанчи, Зуйское, Соловъевка, Змеиное, Джалман, Чайка и др.
Ранние погребальные памятники позднескифской культуры III – II вв. до н.э. Они представлены единичными подкурганными погребениями в каменных гробницах с многократными захоронениями. Инвентарь таких погребений небогатый. В основном это керамическая посуда, ножи, оселки и прясла. Иногда находят бусы, бронзовые украшения и зеркала. Очень редко встречаются оружие и конская упряжь.
Рядом с городищами располагались некрополи. Среди погребальных сооружений особенно выделяется мавзолей Неаполя Скифского. В нем находилась каменная гробница с царским погребением, резная деревянная конструкция и 37 деревянных гробов. В мавзолее хоронили в течении II в. до н.э. – I в. н.э. Особым богатством отличалось центральное погребение в гробнице из плит. Некоторые исследователи считают, что оно принадлежит скифскому царю Скилуру. В Неаполе открыты склепы II – III вв. н.э., вырубленные в скале и украшенные фресками. Наиболее распространенные типы погребальных сооружений: склепы и подбои. Склепы имели прямоугольную входную яму и круглую или овальную погребальную камеру. Камеру закрывали закладом из каменных плит. В них совершали многократные захоронения, в погребальных камерах находят десятки костяков, лежащих в несколько слоев. Такие склепы являются характерной чертой позднескифской культуры. Их начинают использовать еще в начале ее формирования во III – II вв. до н.э. и продолжают сооружать до II в. н.э. Подбойные могилы распространяются в I в. н.э., со II в. н.э. они становятся господствующим типом погребальных сооружений на всех позднескифских могильниках. Их появление связывают с миграцией в Крым сарматских племен. На некоторых могильниках (Левадки, Фонтаны, Беляус) открыты катакомбы, от склепов они отличаются тем, что входная яма расположена параллельно камере, а не перпендикулярно. Катакомбы характерны для III – II вв. до н.э., в I в. до н.э. их перестают сооружать. Кроме того, скифы хоронили в прямоугольных ямах, ямах с заплечиками и плитовых могилах. Иногда встречаются захоронения коней. Известны детские захоронения. Отличительной чертой позднескифской культуры является традиция засыпать входные ямы погребений камнями. Вместе с покойниками в могилы клали разнообразные вещи. Часто это была лепная и гончарная посуда, украшения (кольца, перстни, браслеты, серерьги), детали одежды (фибулы, пряжки, наконечники ремней), иногда находят вооружение (мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел), предметы быта (зеркала, ножи, прясла, точила и др.), встречаются бусы. В I – II вв. н.э. в инвентаре погребений появляются сарматские типы вещей, распространяются признаки сарматской культуры: лепные курильницы, зеркала-подвески, тамги, традиция расшивать одежду бусами и др. Во конце II – III вв. н.э. позднескифские могильники принимают сарматский облик.
С начала перехода скифов к оседлости и образования позднескифского государства (III – II вв. до н.э.) они активно начинают участвовать в политических процессах на полуострове. В III до н.э. случаются первые вооруженные столкновения поздних скифов с Херсонесом, в ходе которых скифам удается захватить северо-западный Крым, вместе с городами Керкенитидой и Колос-Лименом, на руинах которых появляются скифские поселения. Во II в. до н.э. в этот конфликт вмешивается союзник Херсонеса Понтийское царство, во главе которого стоит талантливый политик и военачальник Митридат VI Евпатор. В результате высадки понтийский войск в Крыму и их совместных действий с херсонеситами скифы понесли поражение. В этот период скифы поддерживали активные контакты с Боспорским царством вплоть до династических браков. Велась активная торговля. В обмен на зерно и скот скифы получали от греков керамические изделия (посуду, черепицу и др.) предметы роскоши, вино, масло и др. Греческое влияние сказалось на архитектуре Неаполя Скифского, технике возведения оборонительных сооружений (каменные стены с башнями), религиозных представлениях. Греки селились в скифских городах, в свою очередь скифы активно заселяли сельскохозяйственную округу Боспора. I в. до н.э. – I в. н.э. является периодом расцвета Позднескифского государства и культуры. В это время скифское царство достигает наибольших масштабов. В его состав входят предгорье, северо-западный Крым. Активно заселяется юго-западный Крым, основываются новые поселения, наиболее крупные среди них Усть-Альма и Альма-Кермен. Юго-западная граница скифского царства доходит до самого Херсонеса. Ведется активная застройка Неаполя Скифского, появляются, расширяются уже существующие. В I в. до н.э. скифы вмешиваются во внутренне междоусобицы на Боспоре, но не удачно. Столкновения с Херсонесом приводят к тому, что в I в. н.э. в городе появляются части римские войска. Римляне наносят ряд поражений скифам, захватывают поселение Альма-Кермен, в котором на некоторое время останется римский гарнизон. В конце I – начале II вв. н.э. происходит значительное сокращение территории позднескифского государства, в Неаполе и Усть-Альме фиксируются следы сильных пожаров, до пределов акрополя сокращается площадь Булгонакского городища, забрасываются все поселения в Северо-Западном Крыму. Все это связывается с активным продвижением на полуостров сарматских племен. Со II вв. н.э. начинается упадок позднескифского государства. Во II в. н.э., в результате ряда войн, оно было захвачено Боспором. В III в. н.э. в Крым вторгаются германские племена готов. В результате гибнут все позднескифские поселения. Позднескифская культура утрачивает свою целостность и перестает существовать.
«Да скифы мы! Да азиаты мы!». Странная жизнь скифов после исчезновения
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Стихотворение «Скифы» Александр Блок написал в январе 1918 года. Россия, пережив две революции, искала выход из затянувшейся мировой войны, но переговоры о мире проходили очень тяжело. От былого подъёма патриотизма не осталось и следа.
В воздухе витала усталость и неуверенность. 11 января Блок писал в своём дневнике:
«„Результат“ брестских переговоров (то есть никакого результата, по словам „Новой жизни“, которая на большевиков негодует). Никакого — хорошо‑с. Но позор 3 1/2 лет („война“, „патриотизм“) надо смыть. Тычь, тычь в карту, рвань немецкая, подлый буржуй. Артачься, Англия и Франция. Мы свою историческую миссию выполним. Если вы хоть „демократическим миром“ не смоете позор вашего военного патриотизма, если нашу революцию погубите, значит, вы уже не арийцы больше … А на морду вашу мы взглянем нашим косящим, лукавым, быстрым взглядом; мы скинемся азиатами, и на вас прольётся Восток … Мы — варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ — будет единственно достойным человека».
Интересно, что уже в этой дневниковой в записи у Блока проскальзывают темы «азиатов» и «косящего, лукавого, быстрого взгляда» которые вскоре получат наилучшее отражение в «Скифах».
Иллюстрации к «Скифам» в книге «А. Блок. Двенадцать. Скифы». Художники Михаил Ларионов. 1920 год
Очевидно, что под «скифами» Блок подразумевал именно русских. Именно они «варвары», чей «жестокий ответ, страшный ответ — будет единственно достойным человека».
Кто же такие скифы? Скифы — древний кочевой ираноязычный народ, живший в степях Восточной Европы в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Скифы же у Блока — символ благородных варваров, их нрав чист и не загублен цивилизацией. В них нет разврата и поклонения перед мирским. В своём сравнении Блок был не первым. Репутация диких варваров закрепилась за скифами ещё в античности. Истокам скифского мифа и посвящена эта заметка.
«Ярлык» древних авторов
Жизнь скифов известна историкам как по письменным, так и по археологическим источникам. С точки зрения археологии «скифскую культуру» связывают с массой курганов, поселений и городищ, протянувшихся от Предкавказья до лесостепного региона Восточной Европы. Среди них знаменитые «царские» курганы Солоха и Чертомлык в Нижнем Поднепровье, предметы, из которых хранятся сегодня в Эрмитаже.
Гребень из кургана Солоха Меч с рукоятью в ахеменидском стиле. Чертомлык
Многое известно о скифах и по письменным источникам. «Отец истории» Геродот в V в. до н.э. подробно описал скифов и Скифию в своей четвёртой книге «Истории греко-персидских войн».
Скифы у Геродота — яркий образ воинственных кочевников, которые «не сеют и не пашут», культивируя воинскую доблесть:
«…скиф пьёт кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только под условием доставления головы неприятеля скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего Ежегодно раз в году каждый начальник в своём околотке приготовляет чашу вина, из которой пьют те лишь скифы, которые умертвили врагов; напротив, те из скифов, за которыми нет таких подвигов, не вкушают этого вина и как обесчещенные садятся в сторону; это самый тяжкий позор для них. Напротив, если кто из скифов убил очень много врагов, тот получает две чаши и пьёт вино из обеих разом».
Греческим источникам о скифах в целом можно доверять — они были близкими соседями скифов. В Крыму и на побережье Чёрного Моря располагались греческие колонии (Херсонес, Фанагория, Пантикапей, Ольвия и другие). Однако стоит помнить, о некоторой романтизации в описании этих варваров.
После прихода в Восточную Европу нового кочевого племени сарматов (IV-III вв. до н.э.) скифы были вынуждены отступить в Крым. Сарматы долгое время проживали восточнее скифов в степях Нижней Волги и Южного Приуралья (о них как о «савроматах» упоминал ещё Геродот). Степи Восточной Европы привлекали их более мягким климатом, хорошими пастбищами и соседством с торговыми путями. К тому же к миграции их подталкивали неспокойные соседи с востока саки и массагетты. Скифы не смогли противостоять сарматскому натиску. Политическая доминанта в степи отошла к ним. Часть скифов продолжала жить на старых землях, подчинившись пришельцам.
Однако в географических сочинениях изменилось не многое. Территории, на которых жили скифы так и продолжали называться «Скифией». В I веке н.э. Помпоний Мела, описывая «Скифию», уже не упоминает скифов как таковых. Вскоре Скифия становится традиционным названием Восточной Европы в античной литературе.
Изображение скифа на древнегреческом килике
Описание скифов Геродотом оказалось настолько удачным в литературном ключе, что использовалось многими авторами как клише для рассказа о любом варварском народе Восточной Европы. В IV в. н.э. Аммиан Марцеллин рассказывает о племени алан практически то же самое, что за 900 лет до него Геродот рассказывал о скифах. Как и со скифами аланам приписывается постоянная кочевая жизнь в кибитках, высокий рост и светлые волосы, огромная сила и энергия, высокий боевой дух. Самое интересное в том, что аланы в реальности были оседлым племенем, а скифы — кочевниками.
Вместе с «Скифией» ярлык самих «скифов» стал переходить и на другие варварские племена, обозначая их как варваров проживающих в «Скифии». Хорошо это заметно на примере с готами. Когда в середине III века н.э. готы напали на Римскую империю, то войну назвали «Скифской». Современник событий Публий Диксипп так и описывает готов:
Нельзя сказать, что античные авторы совершенно не представляли о ком они говорят. Скорее, они не придавали этому значения в современном смысле. В большинстве случаев их не интересовал ни язык, ни самосознание, ни культура описываемых народов.
Русские — «скифы»?
В средневековье для Западной Европы традиция античной географии и истории была прервана и восстанавливалась постепенно через «тёмные века». Многие «ярлыки» античных авторов стали настоящими «штампами» для средневековых учёных. Многое из наследия прошлого стало восприниматься практически буквально.
С появлением в Северном Причерноморье славян и варягов, нападавших и разорявших Византию, их тоже стали называть скифами. В Х веке русь часто называют «северными скифами».
Так Никита Давид Пафлагон, описывая поход Руси на Константинополь в 860 году, обвиняет в нём «…запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос».
Сохраняется в средневековье и традиционная интерпретация «Скифии» как территории Восточной Европы. Лев Диакон называет русского князя Святослава Игоревича «вождём росов в Скифии».
Таким образом, наименование росов и славян, как и других варварских народов скифами в древних источниках не несёт информации об их происхождении, культуре или языке. Такое название связано с традицией античного и средневекового история писания. «Скифы» были синонимом варварства, населения северных и неизвестных земель.
Но, может, всё-таки «скифы»?
После всего вышеописанного становится ясно, что скифы не были предками ни росов, ни славян, как не были связаны ни с кельтами, ни с готами. Однако, «скифы» снова воскресли как предки славян и росов в XIX веке и произошло это там, где ожидать приходилось менее всего — в университетских кабинетах и музейных залах.
Одним из главных сторонников этой идеи был Иван Егорович Забелин — российский археолог и историк, специалист по истории Москвы, Товарищ председателя (а фактически первый директор) Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Иван Егорович происходил из бедной семьи и действительно добился больших успехов огромным трудом и усердием. Забелин известен не только как один из основателей истории Москвы и исследований в области московских государей, но и как археолог раскопавший ряд ярких скифских памятников, включая знаменитый курган Чертомлык (1862).
Фрагмент портрета историка Ивана Забелина. Художник Илья Репин. 1877 год
Однако специалистом по скифской культуре он не был, исследования проводились по заказу Императорской Археологической Комиссии, а сам Забелин жаловался на эту работу и скоро смог вернуться к изучению излюбленного быта русского народа. Интерпретацию его скифских раскопок в Эрмитаже проводил Стефани.
Однако с 1871 года Забелин начал работу над пространным введением в свой труд о домашнем быте — была задумана книга об истоках русской культуры.
Забелин был высоко признан, имел академические награды, высокую должность. Стоит помножить это на огромное честолюбие и гордость самоучки, чтобы понять, что всё это создавало иллюзию знания, что гораздо опасней простого незнания.
С научной точки зрения результат был плачевный. Как отмечал археолог и антрополог Лев Клейн:
«…к любым древним именам и вообще древним словам он мог применить только один метод: раскрывать их значения по догадке из русских корней (поскольку только русский он и знал), а это путь дилетантский и ведёт к фантастическим построениям».
Забелин нашёл связь со славянами у всех народов, когда-либо обитавших в Северном Причерноморье, в том числе, конечно, и у скифов. Фактически он сместил разновременные племена в одну эпоху. Путаница в работе с античными и средневековыми источниками и желание найти связь со скифами только усилили общую неразбериху.
Интерес к скифам в России второй половины XIX века был связан с поиском национальной идентичности, осознанием единства и достоинства своего народа, а значит и его происхождения. Поиск «славных предков» был связан с доказательством достоинств народа, так как в то время достоинство было связано с происхождением.
Но ярче всего «скифство» проявилось в русском искусстве. «Скифство» ассоциировалось с природной стихийностью, неизведанным потенциалом, возможностями национальной силы.
В предисловии к первому поэтическому сборнику «Скифы» 1917 года, было написано:
«Бог скифа — неразлучен с ним, на его поясе — кованный бог. Он вонзает его в курган, вверх рукоятью, и молится — молится тому, чем свершил, и чем свершит… Но, в разрушении и творчестве — он не ищет другого творца, кроме собственной руки — руки человека вольного и дерзающего».
Валерий Брюсов писал в 1900 году:
Если б некогда гостем я прибыл
К вам, мои отдалённые предки, —
Вы собратом гордиться могли бы,
Полюбили бы взор мой меткий…Мне не трудно далась бы наука
Поджидать матерого тура.
Вот — я чувствую гибкость лука,
На плечах моих барсова шкура…
Характерный пример скифов в русском национализме конца столетия — резная рама живописного полотна Ильи Репина «Приём волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1884). Сама картина является программой правления Александра III, воплощённой в живописи. Резная рама же украшена мотивами скифского искусства. На ней хорошо прослеживается скифский звериный стиль. Основа орнамента — сцена терзания оленя грифами, вдохновлённая вещами из Александропольского кургана, раскопанного Александром Люценко в 1855–1856 годах.
«Приём волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Илья Репин. 1884 год
Археолог и специалист по скифской культуре Андрей Юрьевич Алексеев отмечал, что скифство как идейно-художественное течение «синтезировало императив русского мессианства и поэтизацию „восточной“ составляющей русского национального характера».
Русская творческая интеллигенция воспринимала скифов не как исторических предков (в отличие от Забелина), а как олицетворение национальной идеи, обоснование собственной особенности.
Иван Бунин писал:
«Скифы! К чему такой высокий стиль? Чем тут бахвалиться?… Откуда вы взяли, что мы антиподы Европы? Туча монгольская прошла над нами, но это была лишь туча, и чёрт должен поскорее убрать её без остатка. Нет, русские всё-таки европейцы, а не монголы!».
Подводя некоторый итог, стоит сказать, что скифы действительно прожили увлекательную жизнь — после своего исчезновения. Редкий народ может похвастаться такими похождениями. Хотя… древние арии, кельты, бритты, викинги, римляне? Национализму нужны предки, славные в битвах.
В первые годы советской власти скифы пропадут, утонув в идеях интернационализма и формационной теории, но снова воспрянут из пепла в послевоенные годы во время нового подъёма патриотизма. На этот раз уже в трудах академика Бориса Рыбакова, которые в научном плане не сильно будут отличаться от работы Забелина. Потом и об этом на время забудут, до кризиса 1990‑х годов. Видимо, России иногда все ещё нужны скифы…
Скифы
Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.
С Дуная
Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.
Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской “прародине” славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.
Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.
Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.
Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.
Скифы – таинственный древний народ
На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы
Скифские племена
Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.
Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях – в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, – скифы изгнали живших там киммерийцев.
В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.
Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племенанажили себе огромное состояние.
Скифы – жизнь в седле
Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.
Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.
Скифские могилы для вечности
Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…
Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были “отправиться” вслед за хозяином в “мир иной”. В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, – словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.
Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: “Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами”.
Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).
Библия и скифы
В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: “Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос”. Когда апостол Павел писал это письмо, слово “скифы” перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.
Некоторые археологи полагают, что название “Аскеназ”, упомянутое в Иеремии 51:27, – это эквивалент ассирийского слова “ашкузы”, которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).
Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: “Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона”. Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.
Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.
Таинственное исчезновение скифов
Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? “Честно говоря, этот вопрос остается загадкой”, – говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами – объединением кочевых племен.
Почти тысячелетие на нынешней территории России господствовали Скифы. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы…
Кто такие скифы
Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки.
Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.
Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов.
А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.
Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»:
«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».
Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры.
Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.
Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».
Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».
Борьба
Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией.
После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории.
В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.
Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.
Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.
На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами.
В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.
Исчезновение скифов
В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.
Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.
Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.
Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.
Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.
Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.
Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.
Как Уже было сказано полиическая организующая сила скифов в южной Руси сменилась сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э.),
затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.),
смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.).
В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения. Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого.
«Звериный стиль» и буйный нрав. Где и как жили скифы на территории России
В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.
Аборигены России
«Скифы – это аборигены нашей страны, – говорит краевед. – Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».
На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали – и торговали, и воевали. Собственно, скифы – греческое слово, сами они именовали себя саками.
Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев – сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины – светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда – выступали в роли союзников.
В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН – она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.
Кому достанется «принцесса»?
«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, – отмечает Николай Сапелкин. – Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники – царские скифы, чуть севернее – будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».
Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.
Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии – со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.
Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке – в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла – ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.
К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.
К счастью, сейчас мумия – собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины – рак молочной железы.
Гончары и металлурги
К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов – сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное – серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.
Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.
Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя – они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.
Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные – всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта – по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.
Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.
«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, – отмечает краевед. – Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».
В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» – значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.
Вглубь степей
В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов – мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.
Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым – из страны скифов вернулись лишь жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.
Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ – пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.
Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное – пусть не прямое – культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.
lsvsx
В древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» и «Ригведа», а также в персидских источниках «Авесты» упоминаются легендарные народы, жившие несколько тысяч лет тому назад где-то между Индией и Северным океаном. Даже значительно позднее, в III в. до н.э., китайский император Цинь Ши Хуанди писал: «…там, далеко на севере находится могущественное государство с иной культурой и образом жизни…» При этом необходимо учесть, что в тот период Китай был сильной империей с развитой металлургией и другими производствами, наукой, культурой.
По дорогам Китая ездил самоходный транспорт, а сам Хуанди летал на треноге (летательный аппарат, имевший три опоры). Император также знал о гибели различных завоевателей, вторгавшихся в северные страны.
Какие этнические народы населяли эти страны и какова их история? Этот вопрос занимает умы многих историков. На сегодняшний день известно, что к таким народом относились также скифы, которые жили на землях, простиравшихся от Карпат до Байкала и от озера Балхаш до Северного океана.
В те древние времена в Сибири был более тёплый климат. Через земли скифов пролегали оживлённые торговые пути по Енисею, Оби, Волге, Дону, Днепру в Европу и обратно в Китай, Индию, Персию.
Эти пути активно действовали вплоть до XV в. н.э. Вспомним последний торговый центр – знаменитую Мангазею XVI в. н.э.
Земли скифов и их соседей привлекали завоевателей не только богатством этих мест, но и их сакральностью, описанной в древних сказаниях. Из истории известно, что персидский царь Кир II (Великий) в 521 г. до н.э. вторгся в пределы скифского царства массагетов, которые под предводительством царицы Томирис на подступах к своей столице разбили персов, а Кира II казнили. Эта битва произошла на северном берегу реки Сарысу, в 300 км западнее Караганды. Через несколько лет из пределов земель современной северо-западной части Китая вторглись новые завоеватели (предки кайменов и кареитов), которые были разбиты массагетами недалеко от истоков реки Сарысу (в 200 км к югу от Караганды). После этого столица массагетов, находившаяся на полпути между Карагандой и Джесказганом, была перемещена на восток Тургайского плато, в район между озером Кушмурун и рекой Ишим.
Примерно в 325 г. до н.э. Александр Македонский из района Самарканда сделал попытку вторгнуться в пределы скифов-массагетов, но, получив достойный отпор у реки Тургай (западнее Джесказгана 250 км), вынужден был возвратиться назад.
Историком Геродотом подробно описан поход в 514 г. до н.э. персидского царя Дария Истаспа в другую Скифию, располагавшуюся между Карпатами и Доном. Геродот описал границы Скифии и положение соседних с ней народов. Но за минувшие тысячелетия на карте поменялись все ориентиры. Поэтому до последнего времени неясны были пути похода Дария в Скифию и его отступления оттуда, а также о реальных местоположениях народов, соседствовавших со скифами.
Геродот писал, что, узнав о походе Дария со стороны Дуная, скифы обратились к соседним царствам с предложением выступить сообща против персов. Цари гелонов, будинов и савроматов единодушно обещали помощь, тогда как цари агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров отказали в союзе. Возможно, что Дарий заблаговременно уговорил их через послов соблюдать нейтралитет. В этих условиях скифы решают не давать открытого сражения. Разделившись на отряды, они начали заманивать персов внутрь страны и в земли тех народов, которые заявили о нейтралитете, постоянно нападая на фланги и отдельные отряды персов. Скифы свои семьи и стада направили в безопасные районы, в глубь степей, лесов, за Волгу. Войска Дария вслед за скифами переправились через Дон, прошли страну савроматов, продолжив преследование вплоть до пределов пустыни, отделяющей будинов от тиссагетов. В пустыне, на реке Оар, Дарий начал строительство восьми крепостей. Предположительно, крепости возводились в районе современной Пензы, через которую проходили древние пути народов, связывавшие восток и запад, север и юг. В этих местах берёт начало ряд рек, впадающих в Дон и Волгу. Отсюда можно было водным путём попасть в Азовское море и Каспий, а далее в Персию. Здесь же у крепостей находилась основная часть персидской армии и пехоты. Отсюда конница Дария уходила в разных направлениях преследовать скифов. Одна часть персидской конницы, переправившись через Волгу, дошла до города Гелон (находившегося на южном берегу Камы) и опустошили его. Но, потеряв здесь многих своих воинов, персы отступили назад. Вторая основная часть персидской конницы продолжала преследование скифов вдоль западного берега Волги, а затем, повернув в западном направлении, пошла вдоль реки Оки в юго-западном направлении в сторону Истра (Дуная), вторгаясь в земли меланхленов, андрофагов, невров, агафирсов. Потеряв около 80 тысяч своих воинов и не достроив крепости, Дарий начал поспешное отступление всей своей армии к переправе на Дунае. В трёх днях пути от Дунайской переправы Дарий встретился с войсками скифов, но от битвы уклонился, уйдя к переправе. Имеется предположение, что в эти земли Дарий приходил дважды.
В результате многолетних исследований впервые удалось установить основные ориентиры Скифии и главные центры (города), соседствующих с ними народов, упоминавшихся Геродом. Например, местоположение главного города гелонов обнаружилось в Вятской истории города Вештомова, где сказано, что «…город Бряхимов в древности назывался «Гелон», до которого доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами в 512 г. до Р.Х. и оный выжег. Впоследствии город сей назван болгарами «Бряхимов» по князю Абдряхиме, жившем в нём». Эти сведения подтверждаются и землеописаниями Российской империи (С.-Петербург, 1818 г.), где говорится, что на месте Елабуги, по всей вероятности, находился в древности город Гелон, до которого доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами. Реальное местоположение города Гелона находилось в 45 км западнее существующего города Елабуга, у села Камские Поляны, напротив устья реки Вятки. Здесь, как и у Елабуги, в те далёкие времена проходил под рекой Камой подземный ход, указывающий на важность этого места. Здесь же имеются следы древнего поселения и далёких битв. Удалось также определить местоположение главных городов других царств, сопредельных со скифами (см. карту-схему).
Их местоположение полностью соответствует описаниям Геродота, который указывал, что по ту сторону реки Герра (р. Десна+Сейм), к северу от скифов-кочевников, находится та земля, которая называется царской. Выше земли царских скифов к северному ветру живут меланхлены, племя иное, не скифское. Выше меланхленов – болота и земля безводная на всём известном нам протяжении. Выше меланхленов находятся обширные, никем не заселённые территории. Савроматы живут восточнее Дона и говорят по-скифски, занимая земли к северу от Азовского моря на расстоянии 15 дней пути. Выше их живут будины на землях поросших разнообразным лесом. В их области выстроен город Гелон, где длина каждой его стены равна 30 стадиям (6 км). Там были храмы с алтарями и статуями эллинских богов. У гелонов общий язык со скифами, но различен с будинами. Будины являются кочевниками и исконными жителями этих мест. Выше будинов, к северу, идёт сначала пустыня на расстоянии более 10 дней пути. За пустыней в северо-восточном направлении живут тиссагеты-охотники. Рядом с ними обитают иирки-охотники. Выше иирков живут представители отколовшихся царских скифов на плодородных равнинных землях. Далее простирается земля каменистая и неровная, на которой живут аргиппеи, достигая берегов Северного океана. К востоку от аргиппеев жили исседоны, занимая земли между приполярным Уралом и рекой Таз (по обе стороны Оби). К востоку от исседонов находились аримаспы, являющиеся скифским народом. Дионисий в своём «Землеописании» называет их «арейманы» (воинственный народ ариев). Они располагались по обоим берегам Енисея, от устья Нижней Тунгуски до Северного (Кронийского) океана. Об аримаспах писали, что они похищали золото у грифонов, стерегущих выходы плутоновых потоков, содержавших драгоценный металл. Удивительно, что геологам неизвестны эти потоки. У побережья Северного океана, севернее аримаспов, к востоку от устья Енисея, на Таймыре, жили легендарные гипербореи, славившиеся сказочными чудесами, знаниями.
Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)
- 1 – скифы приднепровские;
- 2 – невры;
- 3 – агафирсы;
- 4 – андрофаги;
- 5 – меланхлены;
- 6 – гелоны;
- 7 – будины;
- 8 – сарматы;
- 9 – тавры;
- 10 – тиссагеты;
- 11 – иирки;
- 12 – скифы отколовшиеся;
- 13 – аргиппеи;
- 14 – исседоны;
- 15 – аримаспы;
- 16 – гипербореи;
- 17 – предки калмыков;
- 18 – массагеты;
- 19 – скифы царские;
- 20 – скифы енисейские;
- 21 – скифы индигирские;
- 22 – скифы заволжские;
- 23 – скифы волго-донские
Тайна Великой Скифии ждёт своей дальнейшей разгадки не только и не столько у берегов Чёрного моря. Исследователей ждут новые открытия и находки, включая гигантский медный котёл ёмкостью в 600 амфор, спрятанный в землю (при нашествии Дария) вместе с другими реликвиями и письменными материалами. На месте разрушенного персами города Гелона (на Каме) археологов ждут также интересные находки. Основные древние города скифов, привлекавшие к себе взоры завоевателей, находились на землях от района Урала до Красноярского края. Там же были их главные культовые центры, скрытые от нас тайной тысячелетий, как и священные усыпальницы славных скифских царей и вождей.