Метрополитен в Испании

Метрополитены Испании: особенности и технические преимущества (статья)

Содержание

Метрополитен Мадрида

Планировочные особенности линий

Система подземной транспортной сети представляет собой развитую структуру, состоящую из одной кольцевой и десяти радиальных веток. Все радиальные ветки проходят через исторический центр города, формируя развитую группу пересадочных узлов. Насыщенность города станционными узлами и пешеходная доступность до каждой станции при расстоянии между ними не более 800 м обуславливают компактность вестибюльных сооружений (входных зон) с учётом перераспределения пассажиропотоков за счёт соседних станций. Трассировка первых линий метро, проходящих через исторический центр, выполнялась на глубине мелкого заложения, что повлияло на их траекторию, взаимоувязанную с главными широкими улицами города. Структура метрополитена повторяет градостроительные планировочные особенности города, связанные с преобладанием радиальных и кольцевых направлений дорожной сети и расположением кварталов.

Особенности архитектурного и объёмно-пространственного решения

За основу конструктивных схем первых станций были взяты парижские прототипы, существовавшие на момент начала строительства испанского метро. Таким образом, станции изначально создавались односводчатыми с боковыми платформами.

Особенностью большинства станций, созданных в течение XX в., являются компактность пассажирских пространств, функциональные и индустриальные архитектурные решения. Современные станции, решённые в едином подземном объёме с вестибюлями, выполнены колонными с боковыми платформами. Их пассажирские пространства значительно просторнее, чем в предшествующих станциях.

В соответствии с конструктивной схемой станций мелкого заложения, транспортные узлы представляют собой развитую систему подземных переходов, примыкающих к станции. Благодаря наличию подземных переходов, ведущих со станции на разные стороны улиц, входные лестничные и эскалаторные спуски устраиваются предельно компактными. Исторические лестничные спуски имеют ширину от 2,5 м, а в современных и реконструированных входных сооружениях к аналогичной по ширине лестнице добавлены пары узкобалюстрадных эскалаторов.

Существуют примеры лестнично-эскалаторных спусков с окрытием в виде остеклённых павильонов. Наиболее интересным примером является остеклённый павильон на площади Сол, расположенный над лестнично-эскалаторными спусками, с выходами на две стороны. Очертания сооружения повторяют контуры спусков, что ассоциативно сопоставляется именно с входом в подземное пространство.

В интерьерах отделочные материалы утилитарные, сугубо функциональные. Облицовка интерьеров выполняется чётко по контуру несущих конструкций. Таким образом, интерьеры по композиционному и объёмно-пространственному решению воспринимаются однотипными, однако при этом высвобождается максимум внутреннего пространства подземных сооружений при меньших капиталовложениях.

Метрополитен Барселоны

Планировочные особенности линий

Они аналогичны Мадридскому метрополитену. Принципиальным отличием является их композиционное построение и взаиморасположение, обусловленное иной градостроительной структурой. Поскольку структура города, расположенного на склоне возле средиземноморского побережья, представляет собой центральное ядро, окружённое ортогональной системой кварталов, главными городскими направлениями являются группы параллельных лучей вдоль побережья и в перпендикулярном направлении.

В соответствии с этой структурой основными направлениями веток метрополитена являются линии, дублирующие важные городские магистрали, а также диагональные направления, дополняющие дорожную сеть недостающими связями. Таким образом, сеть метрополитена в Барселоне представляет преимущественно группу веток, идущих по рельефу (дуговые ветки метрополитена), и группу центрированных радиальных направлений.

Особенности объёмно-пространственного решения

Помимо аналогий с Мадридским метрополитеном характерной особенностью современного метро в Барселоне является применение двухпутных тоннелей диаметром 11,6 м с устройством станций в два уровня и перегонами в один уровень с двумя путями. Транспортные развязки и тупики устраиваются в объёме тоннеля за счёт устройства рамп.

В комплексе с конструкцией двухэтажных станций в составе единого тоннеля решены входные пассажирские коммуникации посредством устройства вертикальных лифтовых и эскалаторных шахт, обеспечивающих непосредственный доступ с поверхности земли на каждый из уровней подземной станции. Шахты выполняются диаметром до 30 м и позволяют обеспечить доступ к станции глубокого заложения в условиях затеснённой исторической застройки с наименьшей степенью влияния на здания в отличие от наклонных эскалаторных ходов, применяемых в отечественном метрополитене.

Входные сооружения в большинстве примеров выполнены аналогично мадридским и представляют собой преимущественно компактные открытые лестничные и эскалаторные спуски. Отличительной особенностью является наличие лифтовых павильонов в исторической застройке.

Особенности архитектурного решения

В интерьерах станций использованы новые современные облицовочные материалы:

• архитектурный бетон (формованные элементы из композитного материала, состоящего из различных пород мрамора) для облицовки стен и создания малых форм;

• нержавеющая сталь (листовая, профилированная) для стен и сводов;

• керамогранит (квадратные и прямоугольные плиты) для вертикальных участков стен и пола;

• окрашенный металл (листы, профили) для криволинейных поверхностей, карнизов и сводов;

• керамическая глазурованная плитка для стен;

• стекло, применяемое в качестве светопрозрачных перегородок.

Современные системы вестибюлей метро, конструктивно решённых как ствол с единым сечением от поверхности до станции, позволяют создавать во внутреннем объёме разнообразные многоуровневые пространственные композиции с включением каскадов малых эскалаторов и групп вестибюлей.

Результатом применения функциональных индустриальных материалов и новых современных форм в архитектуре является формирование образа высокотехнологичных объектов, что особенно точно раскрывает концепцию новаторства Барселонского метрополитена, включающего множество средств автоматизации и управления подвижным составом (на новых линиях метро движение полностью автоматизировано, и поезда управляются без машинистов).

Особенности строительства линии 9 Барселонского метрополитена

Протяжённость линии 9 планируется 47,8 км с сооружением на ней 52 станций. При этом на обоих концах линии будет организовано вилочное движение. То обстоятельство, что линия 9 по сути связывает северо-восточную и юго-западную части города, проходя под историческим центром, в районах плотной городской застройки, обуславливает её объёмно-пространственные и конструктивные особенности.

Инженерно-геологические условия прокладки линии крайне разнообразны, меняясь по трассе от неустойчивых водонасыщенных супесей до скальных пород с наличием многочисленных геологических аномалий.

При выборе способа строительства во главу угла ставится достижение максимальной степени механизации горнопроходческих работ. Для сооружения тоннелей при строительстве линии 9 применяются горнопроходческие комплексы с активным грунтопригрузом (ЕРВ — Earth Pressure Balance). Тоннели на данном участке приняты в двухпутном исполнении диаметром вчерне 11,6 м, притом в этом же сечении обустраиваются боковые посадочные платформы. На перегонах поезда движутся в одном уровне, переходя в разные уровни в зонах станций.

При сооружении тоннелей используется высокоточная обделка. Кольцо обделки состоит из восьми блоков, продольные связи между которыми обеспечиваются посредством шпилек. Жёсткое основание пути выполняется как из блоков заводского исполнения, так и заливкой непосредственно в тоннеле. Ввиду большой производительности комплекса, транспортировка породы осуществляется ленточными конвейерами.

В районах изменения инженерно-геологических условий производится смена рабочего органа проходческого комплекса. Поскольку для смены планшайбы диаметром 11,6 м требуется сооружение ствола большого диаметра, в данных районах целесообразно устройство станции с размещением вестибюля в стволе диаметром 26 м. Таким образом, при проектировании линии 9 в части размещения станций учитываются как градостроительные, так и инженерно-геологические и технологические условия.

Глубина станций, сооружаемых в стволе, составляет 45—70 м, наибольшая глубина перегонного тоннеля — 80 м.

Метро Мадрида – схема, цены билетов и особенности

В 2020 году метро Мадрида будет отмечать свое столетие, наши поздравления!

Протяженность в 293 км позволяет мадридскому метрополитену быть в десятке самых длинных метро в мире и в тройке лидеров в Европе, уступая первенство на континенте Лондону и Москве. В день оно обслуживает почти 2 миллиона человек. Эта система, функционирующая четко и налажено, продумана хорошо, но не отлично (о некоторых неудобствах скажем ниже).

Это самый быстрый вид транспорта в туристической столице Испании. Да, особого шика, дизайна здесь не найдете, зато в наличии современные вагоны, светлые и комфортные, которые быстро и без пробок доставят в любую точку города, что является решающим фактором в туристической поездке.

Подземная часть метро состоит из 13 линий, наземная («легкое метро», передвижение на скоростных трамваях) представляет собой три линии. Составы «легкого метро» оснащены современными технологиями – в наличии обустроенные платформы для людей с особыми потребностями, а для пассажиров с сенсорными нарушениями предусмотрены сигнальные устройства. По выходным в вагоны «легкого метро» можно заходить с велосипедом.

Метро поделено на множество зон, которые доставляют в любую точку города и за его пределы (в города-спутники Мадрида). 70 % от общей площади метро занимает зона А в границах города.

Остальные 30% метрополитена поделены сложно – сразу двумя способами. Во-первых, по дальности от центра – B1, B2 и B3, последняя зона B3 имеет всего 2 станции на 9-й ветке. Во-вторых, по направлению. Отдельными считаются зоны легкого метро – ML1, ML2 и ML3. Обычные ветки за пределами центральной зоны А – это MetroNorte (Север), MetroEste (Восток), MetroSur (Юг), отдельно выделена зона Aeropuerto (Аэропорт), и отдельной считается зона TFM, ведущая в города-спутники Ривас-Васьямадрид и Арганда-дель-Рей.

Каждая линия отмечена своим цветом и наименованием (начальная и конечная остановка). Кольцевые линии – 6 и 12. Самыми загруженными являются линия 5 «Casa de Campo — Alameda de Osuna» и линия 10 «Hospital Infanta Sofia — Puerta del Sur», поскольку они пересекают центр города. Самой длинной линией является вторая кольцевая 12 линия MetroSur, которая связывает пригороды Мадрида. Заметим, что 12 линию обслуживает уже другая компания, поэтому здесь надо приобретать другие билеты.

На станциях подземки имеются боковые платформы стандартного типа (вход-выход в вагоны с одной стороны). Есть станции «барселонского типа» – островные (вход-выход в вагоны происходит с двух сторон).

Схема

Время работы

Метрополитен в Мадриде начинает работу с 6:00 утра и закрывается в 1:30. Выходных нет. Толп пассажиров на станциях не бывает, поскольку поезда в будние дни ходят каждые 2-5 минут, в выходные и после 23:00 – каждые 10 минут. Часы пик: 7:30-9:30, 14:30-19:30. Естественно, никаких перерывов на сиесту в мадридском метро нет.

По столице курсируют и ночные автобусы, что облегчает передвижение по городу в ночное время. Автобусы проходят вдоль линий с 1 по 11, режим работы этих маршрутов – с 23:00 до 3:20.

Виды и цены билетов

Разовый билет в зоне А и ML1 стоит от 1,5 до 2 евро. Цена зависит от количества станций, которые нужно проехать – 1,5 евро за поездку на расстояние до 5 станций + 0,1 евро за каждую следующую станцию. Если ехать более 10 станций, цена билета уже не меняется и остается равной 2 евро.

В зонах MetroNorte, MetroEste, MetroSur проезд стоит 1,5 евро. В зонах ML2, ML3 и TFM проезд стоит 2 евро. Универсальный билет, позволяющий передвигаться по всем зонам стоит 3 евро. Дополнительно нужно оплачивать проезд по зоне Aeropuerto – 3 евро.

Существуют комбинированные билеты на метро в зоне A + зона аэропорта, которые стоят 4,5 – 5 евро (зависит от количества станций, которые нужно проехать по зоне А), а также комбинированный билет метро (все зоны) + аэропорт, который стоит 6 евро.

Билеты на 10 поездок стоят: 11,2 евро для зон MetroNorte, MetroEste, MetroSur, 12,2 евро для зон А, ML1, ML2, ML3 и TFM, и 18,3 евро стоит универсальный билет, действующий для всех зон. Конечно, цены на проезд в метро высокие, но передвигаться на такси в Испании еще дороже.

Для туристов предусмотрен специальный туристический билет на любые виды общественного транспорта Мадрида – Tourist Travel Pass. По этому билету можно ездить по всему метро без ограничения по количеству поездок. Билет Tourist Pass бывает на 1, 2, 3, 5 и 7 дней. Это хотя и немного, но уменьшит бюджет путешествия.

Для его покупки придется предъявлять паспорт и билет выдается для использования строго определенному лицу, то есть купить один Tourist Pass на нескольких путешественников не получится.

Существует Tourist Pass для взрослых и детей до 11 лет. Также есть два вида Tourist Pass. Первый “A” – действует только в зоне A, он дешевле. Второй “T” действует на весь метрополитен Мадрида.

Цена на Tourist Pass A: 8,4; 14,2; 18,4; 26,8 и 35,4 евро (цена зависит от количества дней).

Цена на Tourist Pass T: 17; 26,4; 35,4; 50,8 и 70,8 евро (цена зависит от количества дней).

Карта Madrid Сard дает ощутимые скидки на проезд общественным транспортом в Мадриде. Посмотрите на фото справа, так она выглядит. Нажмите на картинку для увеличения.

Пассажиры до 4 лет едут в метро бесплатно. Приобрести билет можно в кассах и автоматах на станциях метро. Туристический билет покупается в туристическом центре Мадрида и на станциях метро.

Проезд “зайцем” может закончиться крупным штрафом.

Особенности метрополитена в столице Испании

Движение в метро левостороннее.

Движение электропоездов в метро быстрым не назовешь, поскольку расстояния между станциями небольшие.

Двери в вагонах в поездах метрополитена Мадрида могут открываться автоматически или с помощью нажатия специальной кнопки, будьте внимательны.

На фото слева можно посмотреть вывеску около станции мадридского метрополитена. Нажмите на фото для увеличения.

В переходах низкие потолки, при росте выше 178 см будьте внимательны и осторожны.

Почти нет эскалаторов, лишь на новых станциях эскалаторы работают на выход, с сумками передвигаться по подземке проблематично. Множество пересадок создает тоже свой дискомфорт, даже одна линия может быть поделена на две части, и пересадки не избежать.

Если приобретаете билеты в терминале, учтите, что русскоязычного варианта в них нет (можете выбрать испанский или английский). Лучше всего расплачиваться купюрами до 50 евро. Также можно расплатиться пластиковой картой.

Каждая станция содержит схему метро, в переходах увидите указатели на пересадочные станции.

Табличка зеленого цвета с надписью «Salida» обозначает выход.

Будьте внимательны, так как станции могут и не объявлять.

Еще одна особенность, вызывающая иногда путаницу и беспокойство у гостей города – множество переходов, двусторонних и односторонних.

Правила пользования

Билеты в метро приобрести совсем несложно. В кассах вас проконсультируют и помогут. В терминале, выбрав язык общения с ним, задаете пункт своего назначения. Аппарат выдает цену. Оплачиваете и получаете билет.

Возле каждого турникета стоят работники подземки: они всегда помогут выбрать необходимую линию. Вставляете билет в щель на передней грани турникета. «Ловите» его с обратной стороны. На нем будет отмечена дата вашей поездки. Таким образом проходит проверка билетов.

Контролеры возле турникета могут попросить вас показать билет. Не выбрасывайте билет до конца поездки.

Вагоны поездов оснащены световыми табло с указанием направления движения, названий станций, вариантов пересадок.

Для туристов на каждой станции расположены стенды, на которых размещена информация об улицах вблизи станции метрополитена.

Интересные факты о мадридском метрополитене

В метро Мадрида есть станция-призрак «Чамбери». Она открыта в 1919 году, но в 1966 году закрыта на реконструкцию. С тех пор так и не заработала. На ее месте с 2008 года начинает работать музей.

Еще один музей, но палеонтологический, возник на станции «Карпетана», что на 6 линии. В 2008-2010 годах проводились ремонтные работы, и были обнаружены окаменелые представители фауны и флоры, обитавшие почти 15 млн лет назад на территории Мадрида. Они стали элементами декора в переходах станции. Музей открыт с 6:00 до 1:30.

“Станция Двигателя” открыта в 1924 году. Это музей, повествующий историю метро в Мадриде. Экспонатами являются двигатели, генераторы, трансформаторы и другие агрегаты, заставляющие поезда двигаться. Попасть в музей можно в выходные и в пятницу с 10:00 по 14:00, даже в праздники. В остальные дни он закрыт. Вход бесплатный.

Метро имеет и свою библиотеку, но только для граждан Испании. Она работает в будни с 13:30 до 20:00. На нескольких станциях можно взять книги (не более двух), предъявив карту Публичной библиотеки Мадрида. Можно оформить читательский билет, имея документ, удостоверяющий личность. Вернуть книги можно на любой станции, где есть библиотека, или по почте (почтовые ящики для этого расположены на станциях и работают 24 часа).

На 49 метров под землю уходит самая глубокая станция.

Каждый год в первых числах сентября на одной из платформ проходит фестиваль Фламенко. Пять дней перед пассажирами показывают свое мастерство музыканты и танцоры.

Планы на будущее

Метрополитен Мадрида – одна из самых быстро развивающихся в мире систем транспортного сообщения. Конечно, ему не обогнать гигантов Китая – самые большие на планете метро Пекина и метро Шанхая, но перспектива в будущем занять первое место в Европе есть.

Развитие транспортной инфраструктуры в Испании предусмотрено официальным документом – «Стратегическим планом развития инфраструктуры и транспорта на 2005-2020 годы». В этот план включены и расходы на строительство новых линий метро в Мадриде, т.е. увеличение его протяженности. Привлекая частные компании, государство надеется усовершенствовать техническую базу метро, ведь от прогресса отставать не стоит. Плюс к этому, будут создаваться и реализовываться проекты для комфортного пользования метро людей с особыми потребностями.

Удачных поездок на метро Мадрида, и читайте наши полезные статьи об Испании (ссылки ниже).

Источники:
http://jj-tours.ru/articles/spain/spain-madrid-subway.html
http://zagranportal.ru/ispanija/transport-ispanija/metro-v-barselone.html

Ссылка на основную публикацию