Незавершенное совершенство: храм Саграда Фамилия

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить вот уже 134 года

Одним из основных украшений Барселоны (Испания) считается Саграда Фамилия, или Храм Святого Семейства. Он представляет собой удивительное сочетание архитектурного гения Антонио Гауди и неоготического стиля. Строительство церкви, напоминающей причудливый замок из песка, не могут закончить вот уже 134 года.


Саграда Фамилия – Храм Святого Семейства в Барселоне (Испания).


Temple Expiatori de la Sagrada Familia – знаменитое творение Антонио Гауди.

Первым архитектором, взявшимся за возведение Искупительного храма Святого Семейства, или церкви Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) стал Франсиско дель Вильяр, а не Антонио Гауди, как принято считать. Строительство храма осуществлялось только за счет пожертвований горожан.

Первоначально архитектор планировал создать неоготическую базилику в форме традиционного латинского креста. Вскоре после начала работ у Франсиско дель Вильяра возникли разногласия с церковным советом. Он понял, что придется искать себе другую работу. Популярная легенда гласит, что дель Вильяр увидел своего преемника во сне, это был образ юноши с невероятно голубыми глазами. Так все и вышло. Однако на самом деле Антонио Гауди был учеником архитектора, да и брал за работу гораздо меньше, нежели его именитые коллеги.


Так должен выглядеть оконченный вариант Храма Святого Семейства.

Гауди в корне отошел от первоначального плана и стал воплощать в реальность свое видение храма. По его задумке в церкви Святого Семейства должно быть построено 18 башен: 12 небольших одинаковых структур призваны символизировать количество апостолов, 4 башни – евангелистов. Одна башня спроектирована в честь Богоматери, а еще одна, самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Стоит отметить, что самая высокая структура до сих пор не построена.


Строительные работы Храма Святого Семейства в Барселоне (Испания).


Саграда Фамилия. Вид внутри.

Антонио Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. Когда он понял, что строительство Саграда Фамилия не завершится до его смерти, мастер стал уделять больше внимание причудливой внутренней отделке храма. Скептики, несогласные с нетрадиционным обликом церкви, утверждали, что конструкция обязательно рухнет. Сегодняшние специалисты придерживаются мнения, что Саграда Фамилия сумеет выстоять даже во время землетрясения с магнитудой до 7 баллов.


Temple Expiatori de la Sagrada Familia. Фасад здания.

Храм состоит из трех фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. Фасад Рождества украшен декоративными скульптурами представителей флоры и фауны. Занимательно, что для сцены избиения младенцев, мастер делал слепки из мертворожденных детей. Чтобы получить гипсовые слепки животных в натуральную величину, Гауди использовал хлороформ, усыплявший их на время. Как отмечал сам архитектор, он стремился к созданию такого храма, глядя на который, улыбались бы ангелы с неба.


Temple Expiatori de la Sagrada Familia. Внутреннее убранство.

После смерти Антонио Гауди в 1926 году встал вопрос о продолжении строительства храма. Многие высказывались против, т. к. опасались, что стиль прославленного архитектора не так уж легко повторить. Архитектор Хосе Асебильо высказывался о нецелесообразности продолжения работ: «Это все равно, что приделать руки к Венере Милосской».

Но возведение было продолжено соратником Антонио Гауди Доменеком Сугранесом. 1936 год стал несчастливым для Саграда Фамилия: во-первых, из-за вспыхнувшей гражданской войны строительные работы были приостановлены, а во-вторых, пожар уничтожил все чертежи Гауди, многие из которых так и не удалось восстановить.


Искупительный храм Святого Семейства.

Несмотря на то, что работа над возведением Саграда Фамилия продолжается и по сей день, 7 ноября 2010 года храм был освящен римским папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. Правительство Испании заявляет, что окончить длительное строительство храма удастся к 2026 году. Ну а пока храм еще не готов, многочисленные энтузиасты создают 3D-визуализации того, как будет выглядеть Саграда Фамилия после окончания всех строительных работ.

Саграда Фамилия: Страсти Христовы

В самом центре, на уровне земли перед главным входом – сцена бичевания Христа, насыщенная символизмом в аспекте Воскресения, нового неба и новой земли.

Иисус обнимает колонну, к которой прикован для бичевания. Так символизируется добровольность страстотерпия Христа во имя нашего Спасения: «Я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять её; Никто не отнимает её у меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её; сию заповедь получил Я от Отца Моего.» (Иоан. 10, 17-18)

«ФАСАД СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Центральный портал: «БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА».
На двери воспроизведен текст из Библии о последних днях Христа на разных языках, включая Каталонский. Всего 8000 букв. Золотом выделен вопрос «В чем истина?» ФАСАД «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Центральный портал: «БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА».
Текст из Библии о последних двух днях Христа. Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Нижний уровень, шестая сцена — «ИИСУС И ПИЛАТ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Нижний уровень, шестая сцена — «ИИСУС И ПИЛАТ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Нижний уровень, шестая сцена — «ИИСУС И ПИЛАТ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Нижний уровень, шестая сцена — «ИИСУС И ПИЛАТ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Нижний уровень, седьмая сцена — «ПИЛАТ УМЫВАЕТ РУКИ».
Справа — женская фигура со страданием, написанном на лице.
То — Богоматерь Мария… Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ».
Нижний уровень, седьмая сцена — «ПИЛАТ УМЫВАЕТ РУКИ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний и верхний уровни
главного портала: внизу — «БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА»,
здесь — «ВЕРОНИКА С ПЛАЩАНИЦЕЙ» и «РАСПЯТИЕ ХРИСТА».
Три уровня — Три ступени на пути в ад и к ВОСКРЕСЕНИЮ Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний уровень главного портала: «ВЕРОНИКА И ПЛАТ С ОТПЕЧАТКОМ ЛИЦА ИИСУСА».
Слева от нее — Евангелист. Справа — второе падение Христа
по пути на Голгофу. Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний уровень главного портала: «ВЕРОНИКА И ПЛАТ С ОТПЕЧАТКОМ ЛИЦА ИИСУСА». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний уровень главного портала: «ВЕРОНИКА И ПЛАТ С ОТПЕЧАТКОМ ЛИЦА ИИСУСА».
Крайняя фигура слева, так называемый, Евангелист в образе Гауди. Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний уровень главного портала: «ВЕРОНИКА И ПЛАТ С ОТПЕЧАТКОМ ЛИЦА ИИСУСА».
Крайняя фигура слева, так называемый, Евангелист в образе Гауди Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний уровень главного портала: «ВЕРОНИКА И ПЛАТ С ОТПЕЧАТКОМ ЛИЦА ИИСУСА».
Правая сторона композиции — «НЕСЕНИЕ КРЕСТА». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Средний уровень главного портала: «ВЕРОНИКА И ПЛАТ С ОТПЕЧАТКОМ ЛИЦА ИИСУСА».
Верхний уровень — «РАСПЯТИЕ». Нижний (уже рассмотренный) —
«БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА». Три уровня — Три ступени Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Верхний уровень главного портала — «РАСПЯТИЕ». У подножия Креста – череп Адама… образ смертного человечества, которое Христос искупает от смерти. Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Верхний уровень главного портала — «РАСПЯТИЕ». Крест из железных балок, торец выкрашен в красный цвет в виде буквы «I» -символ надписи INRI = «Iesus Nazarenus, Rex Iudaiorum», Иисус Назарянин Царь Иудейский Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Левая часть среднего
и верхнего уровней, где изображены враги — те, «кто против Него»:
«ВСАДНИК С КОПЬЕМ» и «СОЛДАТЫ, ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ» Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Левая часть среднего уровня,
где изображены враги — те, «кто против Него»: «ВСАДНИК С КОПЬЕМ» Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Левая часть верхнего уровня,
где изображены враги — «СОЛДАТЫ, ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Правая часть среднего
и верхнего уровней, где изображены друзья — те, «кто за Него»:
сцена «НЕСЕНИЯ КРЕСТА» и «ПОЛОЖЕНИЯ ВО ГРОБ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Правая часть среднего уровня,
где изображены те, «кто за Него»: сцена «НЕСЕНИЯ КРЕСТА». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Правая часть верхнего уровня,
где изображены те, «кто за Него»: сцена «ПОЛОЖЕНИЯ ВО ГРОБ». Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Замысел и архитектура Гауди.
Скульптура Сурбиракса. Приглядитесь, на мосту между башнями
может быть вы увидите фигуру человека? Это — воскресший Христос. Фасад «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ». Замысел и архитектура Гауди.
Скульптура Сурбиракса. На мосту между башнями — воскресший Христос. Это — светлый апофеоз самых темных страданий,
повторяемых и в каждодневной жизни — безысходной…

Саграда Фамилия: творение гения или сумасшедшего?

Це зовнішні посилання і відкриються в новому вікні

Це зовнішні посилання і відкриються в новому вікні

Когда строительство Храма Святого Семейства в Барселоне завершится, он станет самой высокой церковью в мире. Но станет ли он также наиболее противоречивым религиозным сооружением?

“Мой клиент не торопится”, – часто говорил Антонио Гауди, намекая на то, что у Бога много времени. Нет необходимости торопиться с завершением главного творения амбициозного каталонского архитектора.

Саграду Фамилию иногда ошибочно называют Барселонским Собором, хотя это имя носит другая известная церковь города – готический кафедральный Собор Святого Креста и Святой Евлалии, построенный в XIV веке.

Искупительный храм Святого Семейства (именно так звучит полное название церкви) строится полностью за счет частных пожертвований и продажи билетов. Саграду ежегодно посещают более 2,5 миллионов туристов, хотя строительство храма до сих пор не завершено. Открытие самого долгожданного сооружения мира вряд ли произойдет до 2026 года.

Учитывая, что строительство храма началось 1882 года, он определенно станет творением не только великого Гауди, но и нескольких поколений преданных своему делу профессионалов и энтузиастов.

Когда последний камень будет установлен, Храм Святого Семейства станет самой высокой церковью мира, которая будет возвышаться над каталонской столицей на 170 м. Он также станет самым необычным и, возможно, наиболее противоречивым местом поклонения Богу такого эпического масштаба.

Глядя сверху на весь мир, этот гигантский термитник, окаменевший лес, замок на песке или огромный пряничный домик, испеченный самой злой колдуньей мира, этот самый амбициозный в истории строительства проект начал смущать архитекторов, критиков и историков с тех пор, как беспрецедентная форма сооружения стала известна – вскоре после Первой мировой войны.

Джордж Оруэлл называл Саграду “самым отвратительным зданием мира” и даже немного надеялся, что ее разрушат во время гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали говорил о ее “страшной красоте и съедобном виде” и настаивал, что храм надо держать под стеклянным куполом.

Вальтер Гропиус, создатель прямоугольной архитектуры и основатель баухауса (авангардное направление в архитектуре) увлекался техническим совершенством храма. Выдающийся американский архитектор и “отец небоскребов” Луи Салливан говорил, что Саграда Фамилия – это “дух, застывший в камне”.

Ловушка для туристов?

Когда свод нефа высотой 46 метров, который затмевает разум своей сложной структурой, был завершен в 2010 году, а базилику освятил Папа Римский Бенедикт XVI, споры вокруг храма начались с новой силой.

Как отметил обозреватель мадридской ежедневной газеты El Pais Мануэль Висент, “единственным преимуществом Храма Святого Семейства является тот факт, что он пока не завершен. Это произведение гения, охваченного мистическими мечтами. Впрочем, когда его строительство наконец закончится, никто не зайдет в него, кроме японских туристов”.

Архитектор Энрик Массип, член Консультативного комитета Барселоны, раскритиковал базилику, объявив, что ее размеры “искусственно раздули” и ей “не хватает духовности”.

Интересно, что в 1990 году Массип основал свою собственную архитектурную мастерскую “с целью развития ведущего и инновационного архитектурного мышления”. Хотя не очень понятно, какое именно значение он вкладывал в это выражение – Энрик Массип не оставил много записей или рисунков – его фраза очень точно описывает то, что делал сам Антонио Гауди, когда проектировал радикальные архитектурные формы, далеко опередившие свое время.

Те, кому не нравится Храм Святого Семейства, на самом деле не способны разглядеть, что скрывается за его пышными и, пожалуй, несколько хаотичными внешними формами. Впрочем, стоит только заглянуть за фасад, и вы увидите, что это здание является вершиной сложных математических расчетов и ведущих строительных технологий.

В основе дизайна Саграды – сложные формы, которые сегодня известны нам (или должны быть известны) под названиями геликоид, гиперболоид и гиперболический параболоид. Гауди заимствует эти формы у природы и кладет в основу конструкции колонн, сводов и рядовых геометрических элементов структуры храма.

Рассмотрите свод, венчающий неф базилики. Не напоминает ли он густую крону деревьев, сквозь которую пробивается солнечный свет? Гауди надеялся, что мы увидим это именно так. Он говорил, что все элементы его дизайна “происходят из Большой книги природы”. Его “учебниками” были горы и пещеры, которые он так любил исследовать.

Когда 23-летний новозеландец Марк Берри приехал в Барселону в 1980 году и вместе с другими архитекторами пытался соединить фрагменты, которые остались от макета храма, созданного Гауди, сначала он никак не мог понять их капризную геометрическую форму. Вдруг Берри понял, что в основе причудливого инженерного воображения Гауди, среди других природных явлений, лежала структура горной породы.

Впоследствии Берри получил должность главного исполнительного архитектора Саграды Фамилии. Он также стал ведущим специалистом пространственного дизайна и компьютерного программирования в Мельбурнском королевском технологическом университете.

С помощью параметрических методов компьютерного моделирования, заимствованных из аэрокосмической отрасли, Берри смог завершить проекты Гауди. Работая под руководством Жорди Фаули и Ольера, он даже смог ускорить процесс строительства, поскольку для резки камня начал использовать автоматизированные машины.

Берри и его коллег архитекторов не прекращает поражать тот факт, с какой точностью Гауди разрабатывал эти сложные трехмерные математические модели с помощью лишь своего воображения и интуиции.

Архитектурное чудо?

Немногочисленные чертежи и эскизы, сделанные рукой самого Гауди, преимущественно уничтожили каталонские анархисты, напавшие на Саграду Фамилию во время гражданской войны в Испании.

Гробницу архитектора они, тем не менее, оставили нетронутой. Ведь какой бы ни была их обида на генерала Франко и католическую церковь, они хорошо знали, что Гауди считали святым все, независимо от социального статуса и политических убеждений.

7 июня 1926 года Антонио Гауди сбил трамвай на перекрестке улиц Каррер де Байлен и Гран Виа в Барселоне. Водители такси отказались подвезти мужчину в больницу, поскольку ошибочно приняли его за нищего.

Местные жители отнесли худого и оборванного старика в больницу для бездомных. Когда его обнаружили там, Гауди отказался перевестись в другую больницу. “Мое место здесь”, – сказал он. Чтобы попрощаться с гением, на улицах Барселоны выстроились многотысячные очереди.

Сегодня трудно понять волну религиозных чувств, которые вдохновили на создание Храма Святого Семейства. Идея пришла в голову Хосепу Марии Бокабелли, издателю религиозных книг, после путешествия в итальянский город Лорето, где он совершил паломничество в Святую хижину – одну из главных святынь католичества.

По легенде, в этом здании находился дом, в котором архангел Гавриил явился Пресвятой Богородице. Чтобы спасти дом Марии от уничтожения в XIII веке, ангелы перенесли его в Италию и спрятали в Лорето.

Хосеп Бокабелла основал Общество преданных Святому Иосифу, которое приобрело землю для строительства храма и оплатило работы. На своем пике Общество насчитывало более 600 тыс. сторонников. Если вера в Бога может сдвинуть горы, она бесспорно сможет и построить храм Гауди. Сегодня сторонники известного архитектора выступают за причисление Антонио Гауди к лику святых.

После завершения строительства над Саградой будут возвышаться 18 шпилей, 8 из которых уже построены. 12 шпилей символизируют апостолов Христа, четыре – евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна, один – Пресвятую Деву Марию и самый высокий – Христа Спасителя.

Возможно, Саграду трудно понять пуританскому глазу или сторонникам прямых линий и минималистской эстетики, однако это совершенно блестящее проявление человеческой фантазии в течение столетия вдохновляло плеяду лучших инженеров и архитекторов мира, среди которых Оскар Нимейер, Фрей Отто и Пьер Луиджи Нерви.

И оно, безусловно, будет вдохновлять будущие поколения, для которых его создателем официально станет Святой Антонио Гауди.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Culture.

Саграда Фамилия: творение гения или сумасшедшего?

Це зовнішні посилання і відкриються в новому вікні

Це зовнішні посилання і відкриються в новому вікні

Когда строительство Храма Святого Семейства в Барселоне завершится, он станет самой высокой церковью в мире. Но станет ли он также наиболее противоречивым религиозным сооружением?

“Мой клиент не торопится”, – часто говорил Антонио Гауди, намекая на то, что у Бога много времени. Нет необходимости торопиться с завершением главного творения амбициозного каталонского архитектора.

Саграду Фамилию иногда ошибочно называют Барселонским Собором, хотя это имя носит другая известная церковь города – готический кафедральный Собор Святого Креста и Святой Евлалии, построенный в XIV веке.

Искупительный храм Святого Семейства (именно так звучит полное название церкви) строится полностью за счет частных пожертвований и продажи билетов. Саграду ежегодно посещают более 2,5 миллионов туристов, хотя строительство храма до сих пор не завершено. Открытие самого долгожданного сооружения мира вряд ли произойдет до 2026 года.

Учитывая, что строительство храма началось 1882 года, он определенно станет творением не только великого Гауди, но и нескольких поколений преданных своему делу профессионалов и энтузиастов.

Когда последний камень будет установлен, Храм Святого Семейства станет самой высокой церковью мира, которая будет возвышаться над каталонской столицей на 170 м. Он также станет самым необычным и, возможно, наиболее противоречивым местом поклонения Богу такого эпического масштаба.

Глядя сверху на весь мир, этот гигантский термитник, окаменевший лес, замок на песке или огромный пряничный домик, испеченный самой злой колдуньей мира, этот самый амбициозный в истории строительства проект начал смущать архитекторов, критиков и историков с тех пор, как беспрецедентная форма сооружения стала известна – вскоре после Первой мировой войны.

Джордж Оруэлл называл Саграду “самым отвратительным зданием мира” и даже немного надеялся, что ее разрушат во время гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали говорил о ее “страшной красоте и съедобном виде” и настаивал, что храм надо держать под стеклянным куполом.

Вальтер Гропиус, создатель прямоугольной архитектуры и основатель баухауса (авангардное направление в архитектуре) увлекался техническим совершенством храма. Выдающийся американский архитектор и “отец небоскребов” Луи Салливан говорил, что Саграда Фамилия – это “дух, застывший в камне”.

Ловушка для туристов?

Когда свод нефа высотой 46 метров, который затмевает разум своей сложной структурой, был завершен в 2010 году, а базилику освятил Папа Римский Бенедикт XVI, споры вокруг храма начались с новой силой.

Как отметил обозреватель мадридской ежедневной газеты El Pais Мануэль Висент, “единственным преимуществом Храма Святого Семейства является тот факт, что он пока не завершен. Это произведение гения, охваченного мистическими мечтами. Впрочем, когда его строительство наконец закончится, никто не зайдет в него, кроме японских туристов”.

Архитектор Энрик Массип, член Консультативного комитета Барселоны, раскритиковал базилику, объявив, что ее размеры “искусственно раздули” и ей “не хватает духовности”.

Интересно, что в 1990 году Массип основал свою собственную архитектурную мастерскую “с целью развития ведущего и инновационного архитектурного мышления”. Хотя не очень понятно, какое именно значение он вкладывал в это выражение – Энрик Массип не оставил много записей или рисунков – его фраза очень точно описывает то, что делал сам Антонио Гауди, когда проектировал радикальные архитектурные формы, далеко опередившие свое время.

Те, кому не нравится Храм Святого Семейства, на самом деле не способны разглядеть, что скрывается за его пышными и, пожалуй, несколько хаотичными внешними формами. Впрочем, стоит только заглянуть за фасад, и вы увидите, что это здание является вершиной сложных математических расчетов и ведущих строительных технологий.

В основе дизайна Саграды – сложные формы, которые сегодня известны нам (или должны быть известны) под названиями геликоид, гиперболоид и гиперболический параболоид. Гауди заимствует эти формы у природы и кладет в основу конструкции колонн, сводов и рядовых геометрических элементов структуры храма.

Рассмотрите свод, венчающий неф базилики. Не напоминает ли он густую крону деревьев, сквозь которую пробивается солнечный свет? Гауди надеялся, что мы увидим это именно так. Он говорил, что все элементы его дизайна “происходят из Большой книги природы”. Его “учебниками” были горы и пещеры, которые он так любил исследовать.

Когда 23-летний новозеландец Марк Берри приехал в Барселону в 1980 году и вместе с другими архитекторами пытался соединить фрагменты, которые остались от макета храма, созданного Гауди, сначала он никак не мог понять их капризную геометрическую форму. Вдруг Берри понял, что в основе причудливого инженерного воображения Гауди, среди других природных явлений, лежала структура горной породы.

Впоследствии Берри получил должность главного исполнительного архитектора Саграды Фамилии. Он также стал ведущим специалистом пространственного дизайна и компьютерного программирования в Мельбурнском королевском технологическом университете.

С помощью параметрических методов компьютерного моделирования, заимствованных из аэрокосмической отрасли, Берри смог завершить проекты Гауди. Работая под руководством Жорди Фаули и Ольера, он даже смог ускорить процесс строительства, поскольку для резки камня начал использовать автоматизированные машины.

Берри и его коллег архитекторов не прекращает поражать тот факт, с какой точностью Гауди разрабатывал эти сложные трехмерные математические модели с помощью лишь своего воображения и интуиции.

Архитектурное чудо?

Немногочисленные чертежи и эскизы, сделанные рукой самого Гауди, преимущественно уничтожили каталонские анархисты, напавшие на Саграду Фамилию во время гражданской войны в Испании.

Гробницу архитектора они, тем не менее, оставили нетронутой. Ведь какой бы ни была их обида на генерала Франко и католическую церковь, они хорошо знали, что Гауди считали святым все, независимо от социального статуса и политических убеждений.

7 июня 1926 года Антонио Гауди сбил трамвай на перекрестке улиц Каррер де Байлен и Гран Виа в Барселоне. Водители такси отказались подвезти мужчину в больницу, поскольку ошибочно приняли его за нищего.

Местные жители отнесли худого и оборванного старика в больницу для бездомных. Когда его обнаружили там, Гауди отказался перевестись в другую больницу. “Мое место здесь”, – сказал он. Чтобы попрощаться с гением, на улицах Барселоны выстроились многотысячные очереди.

Сегодня трудно понять волну религиозных чувств, которые вдохновили на создание Храма Святого Семейства. Идея пришла в голову Хосепу Марии Бокабелли, издателю религиозных книг, после путешествия в итальянский город Лорето, где он совершил паломничество в Святую хижину – одну из главных святынь католичества.

По легенде, в этом здании находился дом, в котором архангел Гавриил явился Пресвятой Богородице. Чтобы спасти дом Марии от уничтожения в XIII веке, ангелы перенесли его в Италию и спрятали в Лорето.

Хосеп Бокабелла основал Общество преданных Святому Иосифу, которое приобрело землю для строительства храма и оплатило работы. На своем пике Общество насчитывало более 600 тыс. сторонников. Если вера в Бога может сдвинуть горы, она бесспорно сможет и построить храм Гауди. Сегодня сторонники известного архитектора выступают за причисление Антонио Гауди к лику святых.

После завершения строительства над Саградой будут возвышаться 18 шпилей, 8 из которых уже построены. 12 шпилей символизируют апостолов Христа, четыре – евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна, один – Пресвятую Деву Марию и самый высокий – Христа Спасителя.

Возможно, Саграду трудно понять пуританскому глазу или сторонникам прямых линий и минималистской эстетики, однако это совершенно блестящее проявление человеческой фантазии в течение столетия вдохновляло плеяду лучших инженеров и архитекторов мира, среди которых Оскар Нимейер, Фрей Отто и Пьер Луиджи Нерви.

И оно, безусловно, будет вдохновлять будущие поколения, для которых его создателем официально станет Святой Антонио Гауди.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Culture.

Саграда Фамилия

Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства)

Саграда Фамилия – поразительный по красоте храм Барселоны, являющийся главным творением Антонио Гауди. Башни собора Святого Семейства хорошо видны издалека: они возвышаются над множеством домов города. Знаменитый архитектор посвятил созданию фантастических интерьеров и фасадов храма не одно десятилетие, однако его строительство до сих пор не закончено.

Саграда Фамилия – один из самых известных долгостроев в мире; в настоящее время окончание работ планируется к 2026 году. Но испанцы не очень торопятся, ведь существует легенда, что когда окончится строительство храма, наступит конец Света.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Саграда Фамилия

Храм Святого Семейства и великий Гауди

Возведение здания началось в 1882 году. Участок под застройку церковь приобрела на благотворительные пожертвования горожан. В то время территория еще находилась за городской чертой Барселоны. Первоначально разрабатывал и курировал проект архитектор Франсиско де Вильяр, который собирался построить храм в неоготическом стиле. Но не прошло и десяти лет, как он отказался от этой работы из-за разногласий с церковными властями, которые выступали заказчиком.

Между тем, строительство только начиналось, и для работы над храмом был приглашен Антонио Гауди, который в это время уже получил славу неординарного и талантливого архитектора. Саграда Фамилия стала главным делом жизни зодчего, который посвятил собору более 40 лет. Гауди считал готику и неоготику нежизнеспособными и устаревшими направлениями, поэтому использовал только их базовые компоненты. Дополнительно архитектор ввел элементы барокко, модерна и мавританского стиля, прибавив к ним изрядное количество собственных разработок. Гениальный зодчий был набожным человеком, он собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Известно, что Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, создавая отдельные эскизы по ходу строительства. Бесконечная смена идей иногда приводила к тому, что строителям приходилось приостанавливать работы или даже разбирать и переделывать отдельные части здания по требованию архитектора.

Скульптуры, украшающие Храм Святого семейства Храм Святого Семейства внутри Саграда Фамилия ночью

Он был так увлечен проектом, что поселился прямо на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить, а также контролировать работы. Иногда он лично выходил на улицу собирать подаяния на продолжение строительства Саграда Фамилия. Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но именно таким и был замысел художника.

Гауди задумывал грандиозный архитектурный комплекс, но прекрасно понимал, что не успеет закончить его при жизни. Планировалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Под непосредственным руководством архитектора был построен лишь первый из них. В 1892 г. была начата работа над фасадом Рождества, а достаточно подробный план стороны Страстей был готов только к 1923 г.

В 1926 г., будучи уже в преклонном возрасте, Гауди погиб под колесами трамвая, не оставив после себя почти никаких конкретных указаний или готовых чертежей. Сохранились наброски, черновики, несколько макетов. Руководство проектом перешло к его ученику и соратнику Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В XX и XXI веках над храмом успело поработать трое выдающихся зодчих – Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они использовали немногие сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно реализуя собственные представления о соборе.

Видео: Как будет выглядеть Саграда Фамилия?

Интерьеры и архитектурные особенности храма

Возведение Саграда Фамилия продолжается и сегодня, ориентировочно работы будут закончены к 2026 году. Несмотря на это, церковь признала постройку пригодной для проведения богослужений, поэтому в 2010 году собор был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI. По проекту Гауди, каждый из трех фасадов должен был быть украшен четырьмя криволинейными шпилями. В общей сложности должно было получиться 12 вершин – по числу апостолов.

Дополнительно задумывалась центральная, самая крупная башня с четырьмя шпилями вокруг, которая бы символизировала Христа и евангелистов. Именно на ней планировалось разместить сияющий крест. Поражает детализация, с которой выполнены скульптуры и барельефы фасада и интерьеров. Гауди приложил немало усилий, чтобы рельефные изображения выглядели максимально реалистично. Так, он вручную снимал слепки с мертворожденных младенцев, животных, временно усыпленных хлороформом.

Все ныне существующие внешние детали являются довольно подробным изложением Нового Завета. Сегодня готовыми признаны фасады, посвященные Рождеству и Страстям Христовым. Внутреннее убранство храма не менее сложно и живописно: ассиметричные ветвящиеся колонны, цветные и прозрачные окна, расположенные на разной высоте, сложнейшие витражи и росписи. За счет использования законов геометрии творец добился визуального развертывания пространства при приближении к каждой архитектурной детали. Этот эффект граничит с оптической иллюзией и создает необыкновенное настроение у посетителя. Интересно, что высота собора составляет 170 метров – на 60 сантиметров ниже главной горной вершины города. Это не совпадение, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.

Окна с горгульями Лестница южной башни Саграда Фамилия Свет, пробивающийся сквозь витражи

Для посещения туристов открыт не весь храм, поскольку он все еще является строительной площадкой. Купить билет можно в одну из башен фасада Рождества, Страстей, а также в музей. Даже в незавершенном виде Саграда Фамилия поражает воображение. Наверх башен можно подняться на лифте или по длинным винтовым лестницам. В музее выставлены сохранившиеся наброски и макеты Гауди, подробно представлена история возведения собора.

Потолок Саграда Фамилия

Факты

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу Calle Mallorca 401, Barcelona. Добраться сюда можно на метро по линиям L2 и L5, выйдя на станции Sagrada Familia. Кроме того, здесь курсируют городские автобусы № 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, также существует специальный туристический маршрут. Во всех случаях нужно выходить на одноименной остановке у собора.

Дополнительно можно уточнить любые детали по телефону +34 932 080 414 или на официальном сайте http://www.sagradafamilia.org. Обратите внимание, что приобрести билеты можно заранее, через интернет.

Порядок посещения и время работы

Храм Саграда Фамилия открыт для туристов с 9.00 до 18.00 в ноябре-феврале, до 19.00 в марте и октябре, до 20.00 в апреле-сентябре. По крупным праздникам, которые приходятся на 25-26 декабря, 1 и 6 января, вы можете посетить храм с 9.00 до 14.00.

Статуя с горы Монжуик, любующаяся храмом Красивый ночной вид Храм Саграда Фамилия

Форма одежды произвольная, но не стоит надевать слишком откровенные или облегающие наряды. Что касается стоимости посещения, без экскурсии она составляет 15 евро, с гидом или аудиогидом (английский, немецкий, французский, испанский) – 19,50 евро и столько же с аудио-гидом. Последний предлагается на русском, английском, испанском, французском, немецком, португальском, итальянском и китайском языках. Обратите внимание, что для посещения башен необходимо купить отдельные билеты на лифты, которые стоят по 4,50 евро.

Чтобы войти внутрь, придется отстоять солидную очередь. Единственный способ избежать этого – приобрести билет на организованную экскурсию. Лучше всего приходить утром, когда туристов еще мало. Вечером людей здесь гораздо больше, но лучи заходящего солнца, сияющие через витражи, создают необыкновенную атмосферу.

Ла Саграда Фамилия

Ла Саграда Фамилия ( La Sagrada Familia) в Барселоне – храм по проекту гениального архитектора Каталонии – Антонио Гауди. Полное название – Искупительный храм Святого Семейства.

Ла Саграда Фамилия – это церковь, возводится на частные пожертвования. Строительство начато в 1882 году и продолжается до сих пор. Седьмого ноября 2010 года Саграда Фамилия была освящена Папой Римским Бенедиктом XVI.

В 1881 году в нескольких километрах от Барселоны был выкуплен земельный надел, на котором началось строительство храма, но затем Барселона увеличилась и храм оказался в центре города.

Первым архитектором, работающим над Саграда Фамилия, был Франсиско дель Вильяр. Под его руководством 19 марта 1882 года заложили первый камень фундамента – этот день стал Днём Рождения храма Святого Семейства.

Епископ Барселоны со словами “Да проснутся спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует Бог эту страну…” заложил первый камень фундамента церкви Святого Семейства.

Храм Святого семейства – строение поистине уникальное. Фасад и крипта здания были объявлены ЮНЕСКО в 2005 году достоянием человечества.

Так Саграда Фамилия выглядит летом. Четыре башни видимые на фото высотой с 20-ти этажный дом.

Так будет выглядеть Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства) в достроенном виде. Высота главной башни по проекту 170 метров. Весь облик собора и каждая его деталь символичны.

Собор имеет три фасада, каждый из которых посвящен одному из трёх сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Воскресение», «Страсти Христовы». Южный фасад называется фасад Страстей Христовых, восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова. Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них – по четыре на каждом фасаде, высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам.

Четыре 120-метровых башни в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой.

В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк).

Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Высота Храма, по замыслу Антонио Гауди, выбрана не случайно: его творение не должно превосходить творение Божье — гору Монжуик. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие.

Саграда Фамилия зимой в 2013. Здание продолжает строиться, и поэтому на любых фото присутствуют высокие башенные краны.

Крест на башне с ягодами винограда.

Двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая каталонский. Скульптуры фасада Страстей делал другой арх

Слова из Библии на дверях храма.

Барселона с высоты птичьего полёта. В начале, лифт поднимает вас на высоту 20 этажа. Из-за быстрого изменения высоты несколько раз закладывает уши, а далее, по ступеням винтовой лестницы можно идти вниз.

Внизу слева синий экскурсионный автобус. Такие автобусы курсируют по определённым маршрутам. Взяв билет на такой автобус (автобусы различаются цветом), можно кататься на нём весь день, выходя на остановках в интересных местах, а затем садиться на тот же маршрут и продолжать путешествие дальше. Эти автобусы без крыши на втором этаже, так что обозревать Барселону с них очень удобно.

Вид на город через узкие проёмы окон витой башни.

Спуск внутри башни идёт по такой лестнице. С 20 этажа вниз идти долго.

Так башня выглядит внутри. Строение кажется тонким и изящным, невзирая на размеры. Камни достаточно тонкие, так что только удивляешься, как можно достигнуть хорошей прочности при такой ажурности конструкции.

Взгляд с высоты.

С башни виден весь город. Справа высокая башня Акбар. Говорят, что её цвет её поверхности зависит от освещения.

Хочется выглянуть в каждый проём с видом на город. Каменные рёбра жесткости соединяющие высокие колонны стен башни расположены под углом к линии горизонта.

Далеко внизу видно, что продолжается строительство храма. Часть конструкций закрыта защитной тканью, видимо на период зимы.

Гроздья ягод на вершине колонны – фото с приближением.

Когда Антонио Гауди спросили, зачем так тщательно делать то, что находится сверху и не будет видно снизу, он ответил, что сверху на это будут смотреть Ангелы. 40 лет своей жизни он посвятил созданию этого храма, как говорят – это «Библия в камне».

Башни с винтовыми лестницами внутри. Периодически, по пути появляются выходы на маленькие балкончики (внизу фото), которые, кажется, висят в воздухе. Полная иллюзия, то сделаешь ещё шаг к центру балкона и он оторвётся и полетит вниз. Но, как оказалось, размещены балконы на мощных каменных основаниях и укреплены очень надёжно.

Примечательно, что нигде нет ни решёток, ни ограждений, и это делает ощущение простора ещё больше. Ничто и никого не ограничивает, ничто не устанавливает свои рамки. Точно так же был свободен от них и полёт инженерной мысли Антонио Гауди.

Это созвучно понятию в гомеопатии «туберкулиновый миазм», когда человека беспокоит то, что болезнь его ограничивает, а он всеми силами стремится вырваться из её оков. Какие-либо препятствия здесь полностью отсутствуют.

Вид с балкона вверх. Сразу выше балкона каменный шар, а над ним скульптура, которые есть на снимке выше.

Винтовая лестница. Спускаться то ней довольно комфортно.

Элементы декора стен. В винтовых трубах проходят водостоки.

Украшения стен элементами природы.

Каменные надписи по-латыни на стенах башен. Corda Sursum – Вознесём сердца.

Инженерная мысль Антонио Гауди была шла под руку с великолепной фантазией и желанием всё делать так, как хочется ему. В результате, многое, что было невозможно для других – было доступно ему. Одно из декоративных решений желобов водосточных труб с учётом местной фауны. Водосток проходит внутри улитки на стене.

Балкон-беседка со стороны фасада Рождества.

В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Все скульптуры в натуральную величину. В центре сцена – коронация Марии.

Сцена рождения Христа.

Стая птиц из камня.

В окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.

Зал имеет форму латинского креста.

Колонны поддерживающие свод зала – это произведение искусства в сочетании с инженерной мыслью гения. Это нечто такое, что нужно увидеть, а после того, как увидел, уже не забудешь никогда.

Чтобы ещё больше подчеркнуть лёгкость и вертикальную устремленность храма, Антонио Гауди придал колоннам спиральную форму, заставив их «стремиться ввысь» и жить своей собственной жизнью.

Окончания колонн у свода зала в виде звёздочек.

Искупительный храм Святого Семейства. И я тут был, хочу ещё раз сюда вернуться.

Внутри храма ощущение простора и спокойствия. Звучит тихое хоровое пение.

Антонио Гауди не любил прямых линий и ровных поверхностей – глядя на вершины колонн это хорошо заметно.

Деталь развилки колонны.

Высота, красота и простор.

Лестница в зале настолько изящна, что хочется её назвать не винтовой, а витой лестницей.

Скульптура на воздушном постаменте.

Высокая стена с витражами.

Цветные витражи крупным планом.

Некоторые колонны в центре зала диаметром более 2 метров, но благодаря изогнутости линий они гармоничны и очень изящны.

Скульптуры фасада Страсти Христовы. Выполнены испанским скульптором и художником Иосифом Марией Субирачесем.

Основания колонн фасада Страстей Христовых.

Адрес храма Святого Семейства: Calle Mallorca 401, 08034, Barcelona.

Храм Святого семейства

Храм Святого семейства (Барселона) или Sagrada Familia, как зовут его испанцы – это визитная карточка не только города, но и всей Каталонии. Нельзя приехать в Барселону и не посетить это великолепное сооружение, к которому приложил руку сам Антонии Гауди. Трудно найти более величественное здание. Оно кажется мрачным и огромным снаружи, но поражает внутри своей прозрачностью и яркими красками. Даже человек, далекий от религии, не останется равнодушным в этих стенах.

Начало строительства храма

Саграда Фамилья – самый большой долгострой нашего времени. Описывая историю строительства, нельзя закончить повествование, ведь здание пока не завершено. По прогнозам, все работы будут окончены к 2026 году, но гарантировать этого не может никто, ведь строительство ведется на пожертвования и может сильно растягиваться во времени.

Получив крупное пожертвование в 1874 г., священнослужители Барселоны решили возвести красивый храм. Они выкупили большой участок земли за пределами тогдашнего города и пригласили инженера для создания проекта. Работы возглавил известный архитектор Франциско дель Вильяр. Под его руководством 19 марта 1882 года и был заложен первый камень храма. Эта дата считается днем рождения строительства, которое пока не завершено.

Увы, но между архитектором и заказчиками возникли разногласия по поводу оформления здания, и спустя всего год, мастер отказался от сотрудничества. С конца 1882 года Антонио Гауди берется за строительство Храма Святого Семейства. Он сразу вносит существенные коррективы во внешний облик здания. От привычного готического вида остаются лишь колонны и остов. В стенах он предусмотрел множество окон и небольших витражных вставок, что сразу придало конструкции легкость и некоторую ажурность. Теперь над готикой стал преобладать любимый Гауди модерн.

Снаружи постройку украшали множество башен разного размера. У прихожан должно было возникать ощущение, что многочисленные остроконечные пики, словно нити, тянутся к небу от скалистого основания. У храма заложено три фасада, каждый из которых является определенной вехой в жизни Иисуса Христа: рождение, смерть и воскрешение. В более мелких деталях и скульптурах просматриваются другие религиозные обряды и отдельные фразы из Евангелие.

Архитектор планировал построить главную башню высотой 170 м, что на 1 м меньше, чем холм Монжуика. Он не хотел, чтобы творение человека превосходило Божье. Автор тщательно прорабатывал мельчайшие детали на башнях, чем удивлял многих строителей. Ведь на такой высоте невозможно заметить крохотную резьбу или мозаику. Однако Гауди утверждал, что ангелы видят все.

После нескольких лет строительства Гауди осознал, что завершить работы до конца своей жизни он не успеет. Ему пришлось выбрать, за что именно взяться в первую очередь. Итак, в 1892 году он начинает работать над фасадом Рождества, в котором отражается первый этап – рождение Иисуса.

Кроме работы над фасадами Антонио Гауди продумывал и дополнительные сооружения для Саграды Фамилии. В начале XX века (1910 г.) открылось небольшое здание приходской школы. Это помогло привлечь прихожан в пока незавершенный храм.

Более 40 лет архитектор возводил остов Храма, работал над мелкими элементами и башнями, а также завершал первый фасад. В конце ноября 1926 года создание фасада Рождества было завершено. Стены украсили необычные скульптуры и тексты Священного писания. Антонио Гауди продолжал работать, но несчастный случай оборвал его жизнь. 7 июня 1926 года престарелый архитектор, направляясь в церковь, оказался под колесами трамвая. Спустя три дня он умер.

Строительство храма после смерти Гауди

С этого момента руководство строительством перешло ученику Гауди – Доменеку Сураньесу, который помогал в работе с 1902 г. За следующие 4 года он завершил оформление остальных фасадов здания в стиле великого мастера.

Дальнейшее строительство продвигалось значительно медленнее из-за нехватки средств. Архитекторы постоянно менялись, поэтому поддерживать единый стиль стало труднее. Политические споры относительно Каталонии также повлияли на сроки завершения работ. Так, в 1936 г. анархисты сильно повредили внутреннее убранство и уничтожили множество строительных документов. Долгие годы власти Испании ограничивали Каталонию в финансировании, поэтому реставрационные работы замерли.

В начале 80-х годов прошлого века строительство пошло намного быстрее и уже наметилась тенденция к завершению. Однако многие деятели искусства скептически воспринимают Саграду Фамилию. Они уже не усматривают замысла Гауди в этом храме. Слишком часто менялись архитекторы и каждый привносил частицу своего видения. Тем не менее Храм Святого семейства носит имя Антонио Гауди, как главного вдохновителя и создателя.

Наружное оформление храма

В основании Храма просматривается традиционный крест, хотя его очертания сильно замаскированы дополнительными постройками. Размер фундамента составляет 80 м в длину и 60 м в ширину. Максимальная высота внутреннего свода достигает 45 м. Над поверхностью земли по проекту Гауди должно возвышаться 18 остроконечных башен различной высоты. Центральная и самая высокая символизирует Иисуса Христа. Далее следуют башни Богородицы, авторов четырех Евангелие и 12 апостолов.

Здание имеет три фасада:

  1. Фасад Рождества посвящен рождению Иисуса Христа. Он украшен скульптурной группой по библейским описаниям. В стене предусмотрены многочисленные окна, дополненные витражами.
  2. Фасад Страстей повествует казнь Иисуса. Он выполнен в более сдержанных тонах с угловатыми, костистыми статуями. Центральной скульптурой является распятие.
  3. Фасад Славы символизирует воскрешение Сына Божьего. Он отличается огромными размерами, подчеркивая важность этого события. Эта сторона храма строится с 2002 г. и пока не завершена.

Интерьер храма

Оказавшись внутри Храма Святого семейства, можно удивиться столь просторному и светлому помещению. Знаменитый архитектор применил свое мастерство расчетов и сумел создать легкую атмосферу в окружающем пространстве. По всей высоте стены украшены многочисленными витражами, поэтому свет проникает отовсюду.

Прихожане могут увидеть многочисленные скульптуры и фрески, мозаику и росписи. Все элементы гармонично переплетаются между собой. Детали проработаны в излюбленной манере Гауди, то есть стены и колонны немного изогнуты и покрыты извилистым рисунком.

Внутренние помещения кажутся живыми и дышащими. Они абсолютно не давят на посетителей. Хотя ежегодно достопримечательность осматривают миллионы туристов, внутри нет больших толп и давки.

Информация для туристов

Храм работает ежедневно с 9:00 до 18:00 часов. В летний период (апрель-сентябрь) работа продлевается до 20:00.

Вход в храм платный. Стоимость билета составляет:

  • 12,50 евро для взрослых;
  • 10,50 евро для пенсионеров и студентов.

За небольшую доплату можно воспользоваться услугами аудиогида.

У входа собирается довольно большая очередь из желающих осмотреть внутреннее убранство храма. Сократить время ожидания можно в групповой экскурсии.

Добраться до Храма Святого семейства можно на автобусе. До остановки Sagrada Familia ходят маршруты под номерами 33, 43, 44, 51. Также к одноименной станции прибывают поезда синей и сиреневой ветки метро.

Источники:
http://mif-medyza.ru/2016/09/17/16-5-%D1%81%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B/
http://www.bbc.com/ukrainian/vert_cul_russian/2016/06/160613_ru_s_vert_cul_gaudi_unfinished_business
http://www.bbc.com/ukrainian/vert_cul_russian/2016/06/160613_ru_s_vert_cul_gaudi_unfinished_business
http://wikiway.com/spain/barselona/sagrada-familiya/
http://www.homeo.su/biblioteka/foto/Ispania/Barcelona/Sagrada_Familia.php
http://tepler.ru/spain/barselona/hram-sviatogo-semeistva.html
http://barcelona24.ru/stadion-camp-nou.html

Ссылка на основную публикацию