Удивительный музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао: снаружи и внутри

Музей Гуггенхайма в Бильбао является самым известным туристическим объектом этого баскского города. Причем сам музей появился сравнительно недавно — в 1997 году, но за эти годы Бильбао в сознании так тесно сросся с музеем Гуггенхайма, что, когда говоришь, что был в Бильбао, неизменно слышишь вопрос: «Ну, и как музей?». Какой – можно не уточнять: Гуггенхайма, разумеется.

История возникновения музея

Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.

В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.

Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.

Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.

Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.

Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.

В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).

В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.

За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.

Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.

Музей снаружи

Бытует мнение, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – само здание музея. Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. Здание обязательно надо обойти, поскольку с каждой новой точки оно предстает совершенно в другом виде.

Его очертания напоминают и рыбу, и корабль, и цветок розы, и некое взвихренное пространство. Большая часть поверхности музея покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Много стекла. Часть музея, повернутая к деловому центру города, имеет более строгие очертания и облицована известняком из Гранады.

Пожалуй, самый выигрышный вид на музей Гуггенхайма — с противоположной стороны реки, от университета Деусто.

Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого фантасмагорического строения. Во-первых, с музеем соединяется высокий мост Салве – мост буквально пронзает музей. Опора моста – ярко-красного цвета.

Под мостом на берегу реки возвышается металлическая паучиха Луизы Бурже – знаменитая скульптура под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в Стокгольме перед входом в музей современного искусства. Потом – в Москве, перед выставкой Луизы Бурже. И вот – третья встреча. Почему-то с каждым новым разом она мне нравится все меньше и меньше.

С другой стороны музея Гуггенхайма – со стороны городских кварталов – сидит симпатичный 12-тиметровый Щенок (Puppy). Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Щенок, безусловно, очень мил. Я бы сказала, что это самая позитивная часть музея Гуггенхайма в Бильбао.

Еще одна поделка Джеффа Кунса – букет разноцветных тюльпанов из нержавейки. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.

Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.

Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку.

Экспозиции музея

Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.

Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.

Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.

Вид вниз с третьего этажа:

План музея Гуггенхайма в Бильбао

Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)

Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.

Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.

С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.

Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.

На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.

Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.

Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.

Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки

Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.

Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.

Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.

Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.

Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.

Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление

Полезные сайты для подготовки к путешествию

– подбор отелей – Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке. В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

– съём жилья у хозяев – Airbnb или Суточно.ру

– оформление туристической страховки – Cherehapa

– заказ такси/трансфера – KiwiTaxi или intui.travel

– заказ экскурсий на русском языке – Tripster
– экскурсии на английском – GetYourGuide

– универсальная сим-карта, одна для всех стран – Drimsim

– ж/д и автобусные билеты в Европе – Omio.com и Rail Europe

– прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов – BikesBooking

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Архитектурный шедевр, одно из самых прекрасных мест Испании, величайшее здание в мире – так называют музей Гуггенхайма в Бильбао. Сооружение из титана и стекла стало визитной карточкой Страны Басков. Ежегодно его посещают не менее миллиона человек – не только испанцев, но и иностранных туристов. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников.

Интересные факты о музее

  • Музей в Бильбао – это третий зарубежный филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США). Еще два открыты в Венеции и Абу-Даби.
  • Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании.
  • Площадь музея составляет 24 000 кв. м, из которых 10 540 кв. м используется в качестве выставочных пространств, разделенных на 19 галерей.
  • Музей «снимался» в Бондиане – в фильме 1999 года «И целого мира мало». Кстати, нью-йоркский музей Гуггенхайма тоже любят режиссеры: в нем, например, сделаны некоторые эпизоды «Людей в черном».

Историческая справка

Переговоры о строительстве музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма начал вести с городскими властями в 1991 году. Спустя шесть лет, в октябре 1997 года, новый музей открыл свои двери для публики. О важности проекта для Испании в целом говорит тот факт, что на церемонии открытия присутствовал король Хуан Карлос I и его супруга королева София.

Новый культурный центр сильно улучшил имидж города и принес казне существенную прибыль, а сам музей вошел в списки мест, обязательных для посещения в Испании.

Тем не менее на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике. В частности, многие осуждали слишком высокую стоимость проекта (который, впрочем, уже в 2013 году окупился 37 раз). Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса и вовсе назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что никогда не будет выставляться в его стенах. Правда, он быстро передумал, и сейчас его работы входят в постоянную коллекцию музея.

«Величайшее здание нашего времени»

Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.

Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.

В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.

Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

В авангарде искусства

Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.

Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.

Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.

Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.

Временные экспозиции

Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.

А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.

Организационные моменты

Музей работает со вторника по воскресенье включительно с 10:00 до 20:00.

24 и 31 декабря музей будет работать до 17:00. 25 декабря и 1 января – выходной.

Стоимость билетов: взрослый – 10 евро, пенсионный – 6 евро, групповой (от 20 человек) – по 9 евро, студенческий (для людей моложе 26 лет) – 6 евро, дети и участники программы «Друзья музея» – бесплатно. В стоимость каждого билета входит аудиогид.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Посещение музея современного искусства открывает новый взгляд на мир и происходящее в нем порой с неожиданной стороны. Среди крупных музеев, специализирующихся именно на современных направлениях, хорошо известен музей Гуггенхайма в Бильбао, который находится в испанской провинции Бискайя. Осмотр экспонатов вызывает удивление, восхищение, резкое неприятие, задумчивость, но только не равнодушие. Художникам свойственно видеть повседневность через призму своего таланта, и они щедро делятся им с окружающими. Экскурсии по залам музея знакомят с различными стилями и течениями, предлагают посетителям погрузиться в удивительный мир нового видения реальности.

Музей Гуггенхайма — мир современного искусства

Уникальное творение современной архитектуры настраивает посетителей на особое восприятие происходящего уже на подходе к музею. Его конструкция настолько не соответствует окружающей действительности, что кажется фрагментом другой вселенной. Впечатление дополняют необычные скульптуры и инсталляции на прилегающей территории, а мост, пронзающий здание, добавляет ирреальности происходящему.

Архитектура музея

Музей Гуггенхайма в Бильбао считается филиалом Нью-Йоркского, тоже выполненного в необычной манере округлых форм и нарушения классических канонов архитектуры. Всего в разных странах работает 8 подобных выставочных комплексов. Современные материалы и технологии строительства позволили воплотить все идеи архитектора Фрэнка Гери, вид снаружи и интерьеры внутри музея поражают воображение необычностью форм, перекликаясь с шедеврами Антонио Гауди, работавшего в подобном стиле. Внешние плоскости музея покрыты титановыми пластинами, соединенными с деталями из песчаника и стеклянных фрагментов.

Много плоскостей, изогнутых под немыслимыми углами переплетаются между собой, создавая сюрреалистические формы.

Важно! Здание считается образцом деструктивизма.

Оно напоминает нечто среднее между инопланетным кораблем и фантастическим цветком. Буйство архитектурной фантазии буквально приковывает к себе взгляд в поисках хоть одной ровной линии или привычного изгиба. Сооружение отражается в воде залива, порождая причудливые блики и искажения, добавляя еще больше загадочности замыслу зодчего. Музей Гуггенхайма в Бильбао разделен на 3 уровня, с первого этажа спираль лестницы ведет сквозь череду залов, постоянная коллекция экспонатов находится на самом верху.

История возникновения музея Гуггенхайма в Бильбао

Открытие комплекса состоялось в 1997 году. Многие город мира предлагали свои территории для постройки, но был выбран именно Бильбао, поскольку муниципалитет согласился на все требования организаторов строительства без всяких ограничений. До постройки музея туристических объектов в городе почти не было. Исторический центр сильно пострадал во время войны, старинные здания были разрушены. Власти не стали восстанавливать руины, а пошли по другому пути. Город постепенно преображался, украсившись зданиями и парками в стиле модерн. Чтобы увеличить доходы от туристического бизнеса, необходимо было создать несколько уникальных объектов, куда бы стремились посетители. Так совпало, что фонд Гуггенхайма как раз искал место для нового филиала Нью-Йоркского музея современного искусства.

Появление в городе нового музея очень быстро изменило жизнь Бильбао, сюда потянулись представители богемы, почитатели современного искусства. Ежегодно в стены музея любопытство приводит несколько сотен тысяч посетителей.

Следует знать! Соломон Гуггенхайм большую часть жизни собирал классические произведения искусства, а после 60 лет увлекся современными течениями, познакомившись с творчеством Хиллы фон Ребай.

Интересные факты о музее

Фонд Гуггенхайма открыл несколько филиалов посвященных современному искусству. Каждый их которых обладает индивидуальностью и хорошо узнаваемым обликом. Отличительные черты музея Гуггенхайма в Бильбао:

  • входит в число самых популярных достопримечательностей Испании;
  • по проекту Фуджику Накайа регулярно вокруг музея сгущается плотный туман, а вечерами на смену ему приходят вспышки яркого света;
  • внутренние помещения послужили декорациями к некоторым сценам «Бондианы»;
  • из 24 000 кв. м площади почти 10 000 используется для выставок, 19 залах размещены постоянные и временные экспозиции;
  • в музее регулярно проходят выставки молодых дарований и презентации новых направлений современном искусстве.

Всемирно известные здания: музей Гуггенхайма в Бильбао

Могут ли несколько новых зданий сделать депрессивный, богом забытый промышленный город туристическим центром европейского масштаба? Способна ли современная архитектура вернуть актуальность, казалось бы, безнадежно отсталой и никому не интересной провинции? Можно ли успешно осуществить регенерацию и ревитализацию крупного урбанистического образования и что для этого нужно? Нет, речь, как ни странно, будет вовсе не об «Алмазе Знаний» в столице самого хрустального из всех сосудов. Речь о зданиях, вдохнувших новую жизнь в Бильбао, и это не хоббит из «Властелина колец», а такой баскский город.

Во второй половине XIX — первой половине XX веков Бильбао, крупнейший город испанского исторического региона Страна Басков, расположившийся в эстуарии рек Нервьон, Ибаизабал и Кадагуа, недалеко от побережья Бискайского залива, превратился в крупный индустриальный центр. Черная металлургия, судостроение, химическая промышленность бурно развивались, неизменно радуя местных жителей возможностью достаточно просто, пусть и с риском для жизни, заработать себе на чарку сангрии и шкварку хамона. Позитивное влияние на промышленный рост испанской окраины оказала и экономическая политика режима Франко, главной идеей которой была автаркия, строительство самодостаточной экономики с «опорой на собственные силы» и тотальным импортозамещением. После смерти Франко Испания стала быстро возвращаться в общеевропейское русло, вынудившее ее открыть экономику внешней среде и минимизировать в ней государственный протекционизм. Как обычно это и случается, тут же внезапно выяснилось, что все эти чадящие заводы, дымящие фабрики и клепающие корабли судоверфи оказались неконкурентоспособны — в других странах Европы все делалось быстрее, качественнее и, самое главное, дешевле. В 1970—80-е Бильбао быстро деградировал: к 1990 году безработными оказались 26% трудоспособного населения, преимущественно молодежи. Город обуяла экономическая депрессия, на которую наложился еще и террористический фон — местная организация ЭТА начала жесточайше бороться за независимость Страны Басков от кровавого мадридского режима.

1. Примерно так безрадостно выглядел Бильбао в 1950-е. Обратите внимание на левый верхний угол фотографии.

В 1989 году правительство провинции решило, что дальше так жить нельзя и с этим надо что-то делать. В его недрах был разработан так называемый «План Хенераль», стратегический план ревитализации агломерации Бильбао. Главной целью документа стало коренное изменение образа города в глазах прогрессивной общественности, кардинальная перестройка его экономики с новой ориентацией на сферу услуг и туризм. Основным способом достижения этой цели было выбрано строительство целого ряда новых зданий и сооружений социально-культурного назначения. Чтобы это гарантированно стало событием общеевропейского масштаба, для их проектирования, помимо местных кадров, были приглашены звезды мировой архитектуры. Перед ними была поставлена задача создания новых символов города, уже одним своим художественным образом достаточно привлекательных для миллионов туристов со всей Европы.

2. Общий вид на тот же участок реки Нервьон, только с противоположной ее стороны. Левый верхний угол прошлой фотографии оказался сейчас слева же, но внизу. Как видно, за 60 лет его застройка несколько изменилась.

3. Реализация «Плана Хенераль» началась в начале 1990-х. По проекту испанских архитекторов Федерико Сориано и Долорес Паласиос в городе был построен конференц-центр и концертный зал Euskalduna (1994—99 годы).

4. Еще один испанский архитектор, валенсиец и мировая архитектурная звезда Сантьяго Калатрава спроектировал для Бильбао свой фирменный пешеходный мост «Зубизури» («белый мост» в переводе с баскского (1997 год)).

5. Он же стал автором нового пассажирского терминала аэропорта Бильбао, возведенного в 2000 году.

6. Инфраструктурным проектам вообще было уделено особое внимание. В 1995 году в городе открылся метрополитен, четвертый в Испании. Автором архитектурной концепции сооружений стал британец Норман Фостер.

7. Справедливо рассудив, что приток туристов в город, изменение его экономического имиджа неизбежно повлечет за собой и приток инвестиций, власти Бильбао инициировали строительство новых жилых и административных комплексов. Японский архитектор Арата Исодзаки спроектировал для города жилой комплекс Isozaki Atea из двух постмодернистских 22-этажных башен (2004—2008 годы).

8. А выдающийся аргентинский архитектор Сезар Пелли стал автором делового небоскреба Iberdrola Tower, достроенного в текущем году.

9. Не обошлось и без модной Захи Хадид: она разрабатывает в настоящее время проект регенерации района Zorrozaurre. Но главным новым зданием Бильбао, символом перемен, которые накрыли город с головой, стал, конечно, музей Гуггенхайма, открытый в 1997 году.

10. Даже в начале 1990-х всем было ясно, что просто так, ради «неповторимой природы» из обычных елок и заросших камышом озер или «уникальной древней архитектуры», которой в Европе полно на каждом шагу, иностранные туристы куда-то далеко не поедут. Требовалась какая-то привлекательная идея, выделившая бы город из тысяч себе подобных. Одни страны до сих пор стесняются себе признаться, что их «фишка» — это или лишние зубры в заповедных пущах, или дружелюбные и на все готовые ради будто бы безбедной жизни в Турции или Италии девушки в ночных клубах, эти наши незамызганные красавицы леса, с голубыми глазами и в льняных платьицах. Другие страны и отдельные города, которым не досталось ни зубров, ни русоволосых девчат с васильками в волосах, вынуждены искать иные пути повышения собственной туристической привлекательности. В Бильбао таким путем стало современное искусство.

11. Бильбао, конечно, в этом смысле повезло. Как раз в те же годы, в начале 1990-х, американский фонд Соломона Гуггенхайма, владеющий крупной коллекцией искусства XX века, искал город для строительства нового большого музея. Фонду уже принадлежал один музей в Нью-Йорке, выдающееся здание, спроектированное крупнейшим американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Здание построили в 1959 году, и оно к настоящему времени стало одним из символов Нью-Йорка.

12. Небольшая постоянная выставка работала и в Венеции, но там она размещается в историческом палаццо XVIII века. Руководство музея хотело новое крупное здание, которое стало бы олицетворением архитектуры XXI века, как Гуггенхайм Райта стал символом архитектуры XX века. Фонд перебирал города, где можно было бы разместить музей: Токио, Осаку, Москву, Вену, Грац. Но на финишную прямую вышли Зальцбург и Бильбао. Для Зальцбурга свой проект предложил местный притцкеровский лауреат Ханс Холляйн. Это был, по собственным словам архитектора, «музей без лица», практически полностью спрятанный в скальный массив горы Мёнхсберг.

13. Но Зальцбург проект не «потянул», зато власти Бильбао оказались более сговорчивыми, и для нового Гуггенхайма была выбрана площадка именно там. В 1991 году был проведен небольшой архитектурный конкурс, в котором участвовало всего 3 специально приглашенных творческих коллектива с разных континентов. За Азию отдувался вышеупомянутый Арата Исодзаки, от Европы вариант музея Гуггенхайма в Бильбао представило австрийское бюро Coop Himmelblau. У них новое здание получилось похожим на рассыпанный детский конструктор.

14. Но победил, как обычно, вашингтонский «обком». Право на реализацию музея было отдано проекту Фрэнка Гэри, известного американского архитектора, еще одного лауреата Притцкеровской премии. Так, несколько бессмысленно, выглядел первый его эскиз.

15. На макетах образ здания стал более понятным.

16. Гэри предложил Бильбао и Фонду Гуггенхайма сооружение, состоящее из множества объемов неправильной формы, хаотично соединенных между собой — настоящий апофеоз архитектуры деконструктивизма.

17. Так оно выглядит сверху.

18. В основе здания — многослойный стальной каркас. Расчет его сложной формы представлял собой небанальную инженерную задачу. Для ее решения сотрудники архитектурной фирмы Гэри использовали передовые для начала 1990-х компьютерные программы 3D-моделирования.

19. Кроме неправильной формы объемов, архитекторы запроектировали и традиционные параллелепипеды — в требованиях фонда Гуггенхайма были и прямоугольные помещения для администрации и классических выставочных залов.

20. Здание эффектно размещено прямо на берегу реки и, по сути, интегрировано в один из мостов через нее.

21. Открытка 1990 годов, опора моста еще не покрашена в ярко-красный цвет.

22. Строительство комплекса началось в октябре 1993 года со сноса имевшихся на площадке старых промышленных построек. За сооружение стального каркаса принялись в сентябре 1994-го. Поразительно, но здание было сдано в срок. В январе 1997 года его передали сотрудникам музея Гуггенхайма. Для публики оно открылось спустя 9 месяцев.

23. Строительство сооружения площадью 24 000 кв. м обошлось провинциальному правительству в 100 млн долларов. Фонд Соломона Гуггенхайма со своей стороны предоставил для здания «начинку» в виде постоянной экспозиции и своего доброго имени, которое должно было привлекать посетителей уже само по себе.

24. Но основное внутреннее пространство, конечно, занимают тематические временные выставки.

25. В процессе проектирования каждому отдельному объему было присвоено свое имя: «Рыба», «Нео», «Цветок» и почему-то Potemkin.

26. Для особенно крупных художественных инсталляций был задуман специальный зал шириной 30 м и длиной 130 м (справа), спрятанный под мост «Ла Салва».

27. За мостом конструкцию музея и пилон путепровода уравновешивает специальная декоративная башня.

28. Для облицовки здания было выбрано 3 материала: титан, известняк и стекло.

29. Изначально Гэри предполагал вместо титана использовать отполированную вручную нержавеющую сталь, однако в конце концов он остался недоволен ее внешним видом. Музей выглядел слишком ярко в солнечную погоду и при этом совершенно тускло в пасмурную.

30. В качестве замены для стали был предложен экзотический титан, до этого в облицовке зданий практически не использовавшийся. Оказалось, что при любой погоде материал дает приятный «бархатный» блеск и к тому же обладает способностью окрашиваться в цвет текущего освещения. На фото первые закатные лучи солнца создают розовые и желтые пятна на облицовке.

Музей Гуггенхайма

Испанский город Бильбао богат историческими достопримечательностями и садами, но до 1997 года здесь не было какой-то изюминки, ради которой сюда хотелось бы приехать. Благодаря архитектору Фрэнку Оуэну Гери, на набережной реки Нервьон появился удивительный музей Гуггенхайма (Guggenheim Museum). Он является одним из шести филиалов центров современного искусства, который работает от Фонда Гуггенхайма.

Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао

Здание музея построено в стиле деконструктивизма и напоминает футуристический космический корабль или необычное морское судно. Облицовка стен состоит из тысяч титановых пластин общей площадью 24 000 кв.м, напоминающее рыбную чешую. В дневное время здание переливается матовым металлом, а на закате становится золотым. Центральный атриум напоминает огромный металлический цветок, от него расходятся «лепестки», в которых находится ряд последовательно примыкающих помещений для выставок.

При безветренной погоде посетители музея могут увидеть как музей окутывает дымкой тумана. Это проект Фуджику Накайа, который спрятал специальные установки по периметру строения. Такого вы больше не увидите нигде в мире.

В одном из интервью газете The New York Times архитектор Филип Джонсон назвал музей Гуггенхайма в Бильбао «величайшим зданием современности».

Экспонаты: что посмотреть в музее изобразительных искусств в Бильбао

Еще не заходя внутрь здания, у посетителей не остается сомнений, что им предстоит познакомиться с необычайно замысловатыми экспонатами. Внимание привлекает абсолютно каждая деталь.

«Цветочная собака»

Фасад музея охраняет 13-метровая цветочная собака (Perro de la flor) по кличке Пуппи. Скульптор и художник Джефф Кунс взял за основу образ щенка шотландской породы west highland white terrier. «Шерсть» собаки состоит из 70 000 цветков. Тут и бархотки, и ноготки, и петунии, и магнолии и др. Как только цветы отцветают, их тут же заменяют новыми.

Изначально скульптура была предназначена для выставки в Германии в 1992 году, после чего планировалось разобрать экспонат на клумбы. Но планы поменялись, и собака пробыла в Германии до 1995 года. Затем скульптуру демонтировали и перевезли в Австралию, на площадь Музея современного искусства в гавани Сиднея, где она простояла два года. К открытию Guggenheim Museum инсталляцию привезли в Бильбао, где она находится по сей день.

«Тюльпаны»

Еще одна работа американского художника Джеффа Кунса — «Тюльпаны». Инсталляция размещена на специальной платформе под козырьком здания, но увидеть ее можно только, купив билет в музей и пройдя первый этаж. «Тюльпаны» выполнены из нержавейки, покрытой цветной глазурью. На вид инсталляция выглядит, как шарики из хрупкого стекла. К слову, Джефф Кунс создал 5 версий «Тюльпанов», подобные композиции можно увидеть в Нью-Йорке, Санта-Монике, Лас-Вегасе.

Паук «Мама»

Скульптура громадной 9-метровой паучихи носит имя Maman и принадлежит живописцу и скульптору Луизе Буржуа. Конечно, возникает вопрос, почему столь устрашающая инсталляция называется «Мама». На самом деле, Луиза Буржуа в своих работах испытывала особую страсть к паукам, поэтому Maman — это ничто иное как отражение теплых и дружеских чувств к родной матери скульптора. А так как мать была ткачихой, то и аналогия с пауком, по мнению автора, вполне логична.

«Красные арки»

Сразу за пауком находится мост La Salve с красными арками — вот эти самые арки также являются скульптурой и относятся к музею Гуггенхайма. Работа победила в конкурсе, проводимом к 10-летию музея, и принадлежит художнику-концептуалисту Даниэлю Бюрену.

«Высокое дерево и глаз»

Пройдя чуть ниже к реке, перед вами откроется скульптура «Высокое дерево и глаз» (Tall Tree and the Eye) Аниша Капура. 14-метровая инсталляция, напоминающая цепь ДНК, состоит из 73 стальных сфер диаметром 1 метр. Шары выполнены из никелевой аустенитной нержавеющей стали.

Рамон Рубиаль Кавия и «Ворота Почтения»

Под мостом стоит скульптура, изображающая лидера Испанской социалистической рабочей партии — Рамона Рубиаля Кавия. А «идет» Рамон Рубиаль к «Воротам Почтения» (La Puerta de los Honorables), которые создал Касто Солано.

Осмотревшись снаружи музея Гуггенхайма, заходим в здание, чтобы оценить другие работы современного изобразительного искусства.

Общая площадь выставочных площадей занимает 11 000 кв. м, экспозиции представлены в 19 галереях. Самая большая галерея имеет площадь 3900 кв.м, здесь представлена инсталляция Ричарда Серра «Материя времени». Она представляет собой 8 монументальных скульптур, напоминающих лабиринты. Данная инсталляция создавалась скульптором на протяжении 9 лет и отмечена престижной наградой Принца Астурийского.

В одном из залов посетители могут увидеть одно из самых знаменитых полотен американского художника Энди Уорхола «150 разноцветных Мэрилин» (1979). Работа выполнена на холсте размером 201 x 1,055 x 6 см акриловыми и шелкографическим чернилами.

К слову, это не первая работа Уорхола с изображением Монро. В 1962 году, сразу после смерти актрисы, художник написал «Диптих Мэрилин». Работа состоит из двух полотен — 50 цветных и 50 черно-белых портретов кинодивы. Художник хотел показать контраст жизни и смерти главного секс-символа 50-х годов 20 столетия. Данная работа находится в Галерее Тейт (Ливерпуль).

У поклонников абстракционизма есть возможность увидеть работы испанского скульптора Хорхе Отейса: Empty Box with large opening, Metaphysical Box by Conjuction of Two Trihedrons, Study for the Emptying Sphere.

Также в постоянную коллекцию входят картины «Большая голубая антропометрия» Ива Кляйна, «Вилла Боргезе» Виллема де Кунинга, Phoenician Red Studio Роберта Мазервелла.

Безусловно, это лишь малая часть экспонатов из постоянной выставки. О других работах, а аткже временных экспозициях в музее Гуггенхайма в Бильбао можно узнать на официальном сайте: https://www.guggenheim-bilbao.eus/en/exhibitions/.

Информация для посетителей

Директор музея Гуггенхайма в Бильбао: Хуан Игнасио Видарте.

Адрес: Abandoibarra Etorb.,2 Bilbo, Bizkaia.

К слову, это центр города, поэтому множество отелей Бильбао сосредоточены именно здесь.

Как добраться

На метро: станция Moyua, выход Ercilla-Guggenheim.

На трамвае: трамвай №7 до остановки Guggenheim.

На автобусе:

  • маршруты 1, 10, 13, 18 и A, остановка Museo 1/Henao;
  • маршруты 13, 27, 38 и 48 на остановках Alda. Recalde 31 и 11 и Alda. Recalde 12;
  • маршруты 11 и 71 на остановках: La Salve / Igogailua и Campo Volantín / La Salve.

Как работает музей Гуггенхайма в Бильбао:

  • со вторника по воскресенье — с 10:00 до 20:00;
  • понедельник — выходной (в июле и августе понедельник является рабочим днем);
  • сокращенные дни (до 17:00) — с 10:00 до 17:00;
  • выходные дни: 25 декабря и 1 января.

Цены на билеты:

  • взрослый: € 13;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров: € 7,50;
  • для групп (более 20 человек): € 12;
  • детям: бесплатно.

Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня. Также билеты можно купить онлайн на официальном сайте.

Экскурсия по музею Гуггенхайма в Бильбао с героями романа Дэна Брауна

После экранизации книги « Код да Винчи» в образе главного героя нового романа все так же видится актер Том Хэнкс. Прототип друга Лэнгдона , компьютерного гения Эдмонда Кирша – наверняка Стив Джобс , один из основателей корпорации Apple. Героиня романа , красивая и умная невеста принца Испании , еще и директор музея Гуггенхайма , получила имя Амбра. Очевиден реверанс супруге нынешнего короля Испании Филиппа VI — Летисии , работавшей до замужества журналисткой.

Слева: афиша Sony Pictures Releasing GmbH ( ravepad.com). Стив Джобс ( 3DNews). Королева Испании Летисия ( corriere.it).

Эдмонд Кирш , один из первых студентов профессора Лэнгдона — гениальный бизнесмен и футуролог , сколотивший огромное состояние на компьютерных технологиях , приглашает своего давнего друга на торжественное мероприятие. В ходе презентации Кирш собирается сделать некое объявление , которое призвано « изменить лицо науки навсегда». Местом презентации Кирш выбирает здание Музея Гуггенхайма в Бильбао. А ведет гостей по залам музея персональный аудиогид по имени Уинстон , который оказывается компьютерной программой , созданной гениальным Киршем.

Ошеломительная способность компьютерного интеллекта Уинстона ( названного в честь британского премьер-министра Уинстона Черчилля) к анализу современного искусства проявляется в ходе экскурсии. Читателям предоставляется возможность взглянуть на экспонаты Музея Гуггенхайма глазами героя , предпочитающего классическое искусство современному , а Дэн Браун в диалогах Уинстона и профессора Лэнгдона дает обзорную лекцию , в которой предметы , созданные художниками нашего времени , оживают и предстают в совершенно ином свете. Пройдемся и мы по изящным изогнутым галереям роскошного Музея и посмотрим на его экспонаты глазами героев книги Дэна Брауна « Происхождение».

Задержавшись у странной скульптуры , Лэнгдон двинулся дальше — по нисходящей террасе хаотически переплетенных лестниц , разнокалиберные ступени которых постоянно сбивали с шага и ритма. Ну вот и все , пару раз проносилась мысль , когда , запнувшись на неровных ступеньках , он чуть было не полетел вниз.
Источник фото: bestprivateguides.com

У подножия он остановился и , задрав голову , устремил взгляд на то , что высилось над ним.

Так вот ты какая.

Огромная железная паучиха — «черная вдова». Тонкие лапы поддерживают овальное тело на высоте девяти метров. К животу подвешена камера для яиц из крупноячеистой металлической сетки , туго набитая стеклянными шарами.
— Ее зовут Маман, — услышал вдруг Лэнгдон.
Опустив взгляд , он увидел перед собой щуплого человека со смешными усами а-ля Сальвадор Дали , одетого в темный парчовый кафтан шервани.
— Я Фернандо. Добро пожаловать в наш музей.

И только Лэнгдон собрался пойти дальше , как водная гладь вдруг покрылась мелкой рябью. С ревом взлетающей ракеты из воды поднялись пять огненных столбов , пронизывая светом туманный воздух и дробясь отражениями на титановой чешуе здания.
Конечно , Лэнгдону больше по душе была традиционная архитектура , скажем , Лувра или Прадо. Но глядя на феерию огня и тумана , он подумал: трудно подобрать более подходящее место , чем этот ультрасовременный музей , для выступления человека , который в равной степени любит искусство и современные технологии и словно открытую книгу читает будущее.
Источник фото: guggenheim-bilbao.eus

— Перед вами , профессор , самая большая картина в нашем музее, — вежливо объяснял Уинстон. — Хотя множество посетителей не сразу замечают ее.
Лэнгдон честно смотрел вперед , но видел только водную гладь за стеклянной стеной атриума.
— Жаль , но я принадлежу к большинству. И тоже не вижу картины.
— Дело в том , что она необычно расположена, — засмеялся Уинстон. — Холст не на стене , а на полу.
Мог бы и сам догадаться , сказал себе Лэнгдон. Он прошел чуть вперед и увидел под ногами растянутый на полу огромный прямоугольник.
Он был закрашен одним цветом — насыщенным синим. Казалось , что стоящие по периметру зрители смотрят на небольшой прудик.
— Площадь этого произведения около пятисот шестидесяти квадратных метров, — сообщил Уинстон.

Следуя по музею и беседуя с Уинстоном , профессор Лэнгдон получает от него , что называется , квинтэссенцию определения современного искусства. И звучит это так:

В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора , то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например , написать сорокаминутную симфонию из одного аккорда и двадцати минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.

— …Скульптура из тумана — идеальный пример концептуального искусства. Художник предлагает идею — расположить перфорированные трубки под мостом и пустить волну тумана по воде. А вот осуществление идеи — это уже дело местных техников. — Уинстон выдержал паузу. — Хотя я снимаю шляпу перед художницей , которая смогла так изящно использовать материал в качестве кода.
— Туман это код?
— Да. Закодированное посвящение архитектору музея.
— Фрэнку Гери?
— Фрэнку О. Гери, — поправил Уинстон.
— Остроумно.

Лэнгдон подошел к стеклянной стене.
— Отсюда прекрасный вид на паучиху, — произнес Уинстон. — Вы обратили внимание на Маман по дороге в музей?
Лэнгдон задумчиво смотрел на огромную « черную вдову» на площади.
— Знаете , ее трудно не заметить.
— Судя по интонации , вы от нее не в восторге.
— Я старался изо всех сил. — Лэнгдон помолчал. — В классическом искусстве я как рыба в воде , а тут меня будто вытащили на берег.
— Интересно, — сказал Уинстон. — А я думал , вы скорее других способны оценить Маман по достоинству. Она — прекрасный пример классического контрапоста. На нее вы можете ссылаться , когда будете объяснять этот прием своим студентам.
Лэнгдон смотрел на паучиху , но не очень понимал , о чем речь. Рассказывая о контрапосте , он обычно приводил в пример более традиционные произведения.
— Я предпочитаю « Давида».
— О да. Микеланджело — эталонный образец, — с улыбкой согласился Уинстон. — Эта знаменитая поза , динамический контрапост , женственные линии. Плавно вывернутое запястье, небрежно спадающая праща — все это выражает женскую мягкость и уязвимость. И в то же время суровый взгляд, напряженные сухожилия — в этом уже сквозит отчаянная решимость поразить Голиафа. Давид одновременно мужествен и женствен. Нежен и неумолим.
Лэнгдону понравилось , как рассуждает Уинстон. Хотел бы он , чтобы все его студенты так понимали шедевр Микеланджело.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Каждому крупному городу присущ свой собственный архитектурный символ, визитная карточка города… Для Москвы таким символом является Кремль, для Парижа – Эйфелева башня. В 90-х годах двадцатого века в скромном испанском городе Бильбао появилось здание, которое не только считается архитектурным шедевром современности, но и прославило город на весь мир. Это здание – музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный Фрэнком Гери в 1997 году.

История

Музей в Бильбао является филиалом нью-йоркского музея Гуггенхайма, который экспонирует шедевры современного искусства. Нью-Йоркский музей спроектировал в 1959 году знаменитый Фрэнк Л. Райт по заказу Соломона Гуггенхайма, а вернее для его известной коллекции нестандартного искусства, собранной совместно с баронессой Хилой Рибэй. Здание Нью-Йоркского музея давно признали шедевром современной архитектуры, но в данный момент речь пойдет о его «младшем брате» музее в Бильбао.

В 1991 году был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победителем оказался американец Гери, которому удалось создать необычное здание с удивительными формами. Этому зданию суждено было стать настоящим техногенным прорывом и продемонстрировать миру потенциал компьютерного проектирования. Изначально проект, конечно, имел традиционный вид картонного макета, но только с помощью специальной компьютерной программы он стал технически и экономически реально выполнимым.

Место для стройки выделили на берегу речки Нервион, раньше здесь располагались железнодорожные пути и различные склады. Музей Гуггенхайма в Бильбао является, по сути, стальным каркасом, который состоит из широких секций трехметровой решетки. Необычайную пластичность конструкции обусловила вовсе не форма отдельных частей каркаса, а их соединение. Затем были смонтированы внутренний и наружный слой здания, далее – облицовка. И можно сказать, что музей закончен.

С помощью компьютерной программы Гери создал трехмерную модель будущего музея, и с помощью этой же программы продолжил создание здания.

Производственные чертежи создавались программой автоматически на основе макета. Эту удивительную программу даже использовали в станках, которые изготавливали отдельные элементы здания. Точность выполнения каркаса была настолько высокой, что привычная подгонка элементов при сборке даже не потребовалась! Ни одна стальная деталь конструкция музея Гуггенхайма не повторяется, каждая – уникальна. На каждый элемент конструкции при изготовлении на заводе был прикреплен штрих-код, который впоследствии считывался на стройке. В результате элемент крепился точно на то место, которое ему предназначалось и было просчитано еще в трехмерной модели. Торжество технологий, да и только!

Не менее интересно проходил и процесс облицовки конструкции. Здание музея облицовывали титановыми листами, а сложные кривые изогнутых элементов снова просчитывались с помощью компьютера. За счет этого зданию был обеспечен такой сложный, но красивый «гнутый» силуэт. Примечательно, что стекла, использовавшиеся при облицовке здания, наоборот, из-за требований технологии оставляли плоскими. Но практически 70% поверхности стекла было вырезано по уникальным размерам, поэтому плоскость стеклянных элементов не входит в диссонанс с гнутым титаном.

Музей Гуггенхайма в Бильбао был открыт в октябре 1997 года, церемония открытия была очень торжественной и привлекла огромное внимание. Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион. Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки. Музей Гуггенхайма очень органично вписался в береговую застройку города и буквально «сросся» с мостом Сальве, от которого из Бильбао ведут дороги во все концы Испании.

Выставки музея

В музее проходят тематические выставки, посвященные культуре и искусству разных стран, а также действуют постоянные экспозиции. В основном они посвящены искусству ХХ века: основная часть коллекций состоит из абстракций, инсталляций и работ художников-авангардистов, а традиционных картин и скульптур в музее меньшая часть. А вход в музей Гуггенхайма охраняет Пуппи, полюбившийся всем щенок из цветов и травы.

Как и любой другой новаторский и непривычный проект, творение Гери подвергся неоднозначной оценке современников: многие ругают его, многие восхищаются.

По словам специалистов, здание музея одновременно и совпадает с архитектурным контекстом города, не нарушая его, и в тоже время очень выделяется на фоне остальных зданий. Сами же жители города очень трепетно относятся к зданию музея, называя его ключевым звеном в деле возрождения культурной жизни Бильбао.

Источники:
http://espanarusa.com/ru/pedia/article/574435
http://vsya-planeta.ru/muzei-guggenhaima-v-bilbao/
http://realt.onliner.by/2011/12/17/po
http://planetofhotels.com/ispaniya/bilbao/muzey-guggenhayma
http://artchive.ru/publications/3236~Ekskursija_po_muzeju_Guggenkhajma_v_Bil'bao_s_gerojami_romana_Dena_Brauna
http://wmuseum.ru/ispaniya/154-muzey-guggenhayma-v-bilbao.html
http://wordparts.ru/harbor/all/ES/

Ссылка на основную публикацию