Железные дороги в Испании: типы поездов, классы обслуживания, тарифы и покупка билетов онлайн

Железные дороги в Испании: типы поездов, классы обслуживания, тарифы и покупка билетов онлайн

Во время визита в Испанию многие путешественники сталкиваются с необходимостью передвигаться по стране на общественном транспорте. Транспортная система в Испании развита хорошо и представлена различными видами транспорта. Одним из самых популярных способов передвижения как среди туристов, так и среди местного населения считаются поезда. Железные дороги в Испании — проверенный способ сэкономить на междугородних билетах и при этом путешествовать с комфортом.

Особенности и преимущества испанских железных дорог

Государственная железнодорожная система Испании называется RENFE. Эта сеть железнодорожных дорог была основана в 1940-х годах.

Испанию покрывает более 15 тысяч километров железнодорожных путей, которые обеспечивают сообщение между 20 испанскими провинциями. По территории страны проходят как международные, так и внутренние рейсы, соединяющие крупные испанские города. Сориентироваться в этой сложной системе поможет карта железных дорог на русском.

Главное преимущество испанских железных дорог заключается в том, что большинство рейсов синхронизировано с передвижением самолетов и водного транспорта. Пассажир может пересесть с самолета на поезд без длительного ожидания нужного рейса.

При этом государственная система железнодорожного транспорта хорошо развита: цены на билеты и качество обслуживания контролирует правительство Испании. Все поезда, находящиеся в эксплуатации, делятся на классы по комфортности и скорости передвижения, поэтому каждый путешественник может выбрать билет на поезд по собственным финансовым возможностям.

Железнодорожные компании Испании

Государственная компания-монополист RENFE делится на две компании: Renfe и Renfe AVE. Ренфе отвечает за пригородные и региональные направления между городами Ллорет де Мар, Севилья, Барселона.

AVE обслуживает международные рейсы и маршруты длительностью больше девяти часов. Эта компания соединяет Мадрид с Малагой, курортным Салоу на золотом побережье Коста-Дорада.

Виды поездов

Поезда люксового класса относятся к самым дорогим на железной дороге, скоростные преодолевают расстояния быстро, но уровень комфорта в них ниже. Есть также обычные пассажирские вагоны, цены на которые отличаются демократичностью, и пригородные электрички для маршрутов на небольшие расстояния.

Скоростные

Максимальную скорость на железной дороге развивают поезда AVE, Talgo и Expreso. Помимо них, существует еще несколько скоростных подвидов.

AVE относятся к люксовым поездам, которые передвигаются по широкой колее европейского стандарта.

Эти поезда курсируют со средней скоростью 350 км/час и ходят строго по графику. Максимально допустимое время опоздания AVE — пять минут.

Если состав задержался на 5-15 минут, вам вернут 30% стоимости билета. Получасовое и более опоздание гарантирует возврат всех денежных средств. На маршруте Мадрид-Севилья условия еще строже: полная компенсация стоимости проводится при опоздании на более чем 5 минут.

Благодаря комфортности, безопасности, абсолютной независимости от погодных условий путешествия по железной дороге отнимают значительную часть пассажиров у внутренних авиарейсов.

Talgo — скоростные поезда, которые делают остановки в небольших городах. Сеть этих поездов разделена на пять сегментов по степени загруженности путей. В день в одном таком сегменте может проходить от двух до десяти составов.

Подвиды Talgo:

  • Транспорт типа Euromed обслуживает направления на Валенсию и Аликанте, оснащен комфортными откидывающимися креслами. Пассажирам предоставляется возможность заказать питание и воспользоваться залом ожидания по купленному билету.
  • Поезда Arco обычно направляются в Каталонию, Андалусию, Эстремадуру и Бланес, их скорость не превышает 250 км/час.
  • Alaris и Alvia известны тем, что ходят и по широким европейским колеям, и по узким пиренейским колеям старого образца.

Expreso — вагоны среднего класса комфортности, которые следуют от одного крупного города до другого, и за счет этого время нахождения в пути значительно сокращается.

Региональные

Региональные поезда также принадлежат государственной компании Renfe, делятся на пригородные и междугородные составы низкого класса.

Automotor — пригородные поезда, цена на которые определяется не столько комфортностью, сколько дальностью поездки. За одну и ту же цену вы можете попасть как в очень комфортабельный вагон, так и в обычный вагон электрички со стационарными креслами.

Tranvia — электрички регионального значения, которые останавливаются на каждой станции. Оба типа поездов развивают низкую скорость, билеты на них практически всегда имеются в наличии, и приобретать их заранее нет необходимости.

Ночные

Ночные поезда Trenhotel и Estrella имеют повышенную комфортность и бывают таких классов:

  • гранд. По уровню сервиса не уступает трехзвездочному номеру. Здесь у каждого отсека на одного или двоих пассажиров есть отдельная душевая кабина и комфортабельные спальные места;
  • бизнес. Купе бизнес-класса бывают только двойными, оснащены удобными креслами, умывальником, кондиционером. В вагоне имеется две уборных, стоимость билетов начинается от 200 евро;
  • тур-класс. Купе на шесть человек с полками для сна в два либо три этажа. Чтобы можно было забраться на верхние полки, в стенку рядом с ними вмонтирована лестница. Купе с двойными полками оборудованы умывальником;
  • вагоны с откидными креслами. Кресла, расставленные рядами по схеме 2+1. Здесь есть розетки для зарядки электроники, а сами вагоны имеют систему кондиционирования и хорошее освещение.

Классы обслуживания

В дневных поездах предусмотрено обслуживание, которое делится на три класса:

  1. Preferente или бизнес-класс включает в стоимость билета один прием пищи. Вы можете попросить, чтобы вам принесли еду в вагон или подали в вагоне-ресторане. Пассажиры Preferente могут почитать свежую прессу, воспользоваться мультимедиа-системой с наушниками и личным дисплеем, рабочими розетками возле кресла. Также есть возможность бесплатно находиться в зале ожидания и выбрать место в вагоне: одиночное, двойное, два кресла напротив двух или одно напротив другого.
  2. Turista+ имеет такую же систему расстановки кресел, как бизнес-класс, однако в Туриста+ нет одиночных кресел. Билет в этом классе не дает бесплатный доступ в специальный зал ожидания на вокзале. Также в стоимость не включен прием пищи.
  3. Turista — простой и просторный вагон с откидными креслами, одной мультимедиа-системой на всех, уборными и комнатой для матери и ребенка. Кресла здесь расположены по два рядом, можно выбрать четыре места на небольшую компанию со столиком посередине.

Крупнейшие вокзалы Испании

Столичный вокзал Аточа — центральный вокзал страны. Аточа в Мадриде представляет собой важный транспортный узел, занимающий первое место по количеству внутренних перевозок. Он состоит из трех терминалов, от которых в виде лучей во всех направлениях расходятся железнодорожные пути.

Мадридский вокзал Чамартин отвечает за транспортное соединение столицы с восточной частью страны.

Вокзал Барселона-Сантс — лидер по количеству международных перевозок в пределах Испании. Оснащен высокоскоростными полотнами европейского образца, был значительно загружен до строительства второго вокзала Барселоны — Эстасьо де Франса, забравшего на себя крупнейшие региональные перевозки.

Тарифы и покупка билетов в Испании

Чем выше класс, тем больше услуг входит в стоимость билета. Тариф билетов бизнес-класса подразумевает посещение зала ожидания и пользование специальной системой провоза людей с ограниченными возможностями.

Питание, пользование уборными, розетками, развлекательной системой включены в стоимость поездки.

Средний класс билетов разрешает посещение вагона-ресторана, а низкий дает только право на проезд.

Тарифы

Испанские железные дороги предлагают семь тарифов покупки билетов. Они отличаются количеством выкупаемых мест, комфортабельностью вагона, условиями возврата билетов.

Тариф Условия
Promo Место в вагоне выбирается электронной системой автоматически. Ценообразование зависит от времени суток и даты путешествия, что позволяет купить билет на 60 и более процентов дешевле. Возврат билетов не предусмотрен.
Promo+ Отличается от предыдущего тарифа возможностью выбрать место в вагоне, а также вернуть билет при необходимости. Если вы оформите возврат за неделю до даты поездки, с вас снимут треть его стоимости. По более позднему возврату вернется только половина оплаченной стоимости.
Flexible Самый дорогой из базовых тарифов, дающий свободу действий с билетом. Вы можете изменить дату и время поездки, сдать его с потерей 5% стоимости. При опоздании на рейс билет Flexible дает право сесть на следующий состав, идущий в нужном направлении.
Ida y Vuelta Тариф «Туда и обратно» предусматривает 20% скидки от общей стоимости при условии покупки билетов в обе стороны одновременно. Все привилегии тарифа Flexible имеет и этот тариф. Единственное отличие — за возврат снимут 40% от общей стоимости билета.
Mesa Лучший вариант для больших компаний и людей с домашними животными. Вы можете приобрести сразу четыре места на двух парах развернутых друг к другу кресел. На одного человека допускается взять одно домашнее животное. Купить отдельно одно или два места в тарифе Mesa нельзя.
Web Предложение распространяется на тех, кто покупает билеты на официальном сайте Renfe не менее чем за две недели до предполагаемой даты поездки. На все билеты действует 60% скидка, независимо от дальности и класса поездки.
Estrella Выгодное предложение для тех, кто планирует путешествие заранее. Скидка на покупку составляет 30% от стандартной стоимости, если вы приобретаете билет не менее чем за неделю до поездки. Оформление возврата влечет за собой пеню в размере 30% от стоимости, дату и время поездки при этом можно менять бесплатно.

Где купить

Чтобы приобрести билеты, зайдите на официальный сайт железной дороги Renfe . Также проездные документы продаются в билетной кассе любого испанского вокзала. Кроме этого, в холлах крупных вокзалов, таких как Барселона-Сантс, установлены платежные терминалы.

В терминалах можно выбрать дату и время поездки, оплатить билет картой или наличными и получить распечатанный талон на проезд.

Для пассажиров действует услуга печати в кассе или терминале билета, заказанного через интернет. Для этого понадобится либо назвать индивидуальный номер билета, либо дать на сканирование кредитную карту, которой был оплачен билет.

Покупка билета онлайн

Чтобы приобрести билет на поездку заблаговременно, воспользуйтесь сайтом . В открывшемся окне выберите станции отправления и прибытия, дату поездки и количество путешественников. Расписание движения меняется, поэтому сверяйте время отдельно для каждого дня.

После загрузки новой страницы подберите подходящий по времени маршрут. Обратите внимание на возможность отфильтровать результаты поиска по стоимости и времени отправления.

После нажатия на кнопку «Другие тарифы» вы можете выбрать класс вагона и тариф покупки.

Кнопка «Выбрать билет» откроет окно подтверждения покупки. Нажмите «Купить билеты», чтобы перейти к следующему этапу.

В открывшемся окне введите личные данные. Они понадобятся для регистрации аккаунта в системе. Обязательно заполните все поля, иначе система не допустит вас к оплате.

Ниже на странице введите имя и фамилию пассажира, который будет путешествовать. Заполняйте поля внимательно, так как во время поездного контроля информация на билете сверяется с паспортными данными. Затем выберите способ оплаты (банковская карта либо платежная система PayPal).

В окне оплаты введите данные банковской карты и нажмите кнопку “Pagar”, чтобы совершить транзакцию.

Подтвердите оплату через введение кода, который придет в СМС-сообщении на телефон, привязанный к карте. Скачайте купленные билеты в формате pdf из системы и распечатайте их на домашнем принтере либо запишите индивидуальный код билета, чтобы распечатать его в кассе.

Заключение

Железные дороги в Испании представляют собой сложную сеть путей протяженностью тысячи километров. Право на железнодорожные перевозки в стране имеет государственная компания Renfe, которая определяет цены на билеты и отвечает за обслуживание пассажиров. Определитесь с классом билета и датой поездки заблаговременно, а затем закажите билет на официальном сайте испанских железных дорог, чтобы путешествовать с комфортом.

Железные дороги мира. Испания: Видео



Железные дороги и поезда в Испании

Сеть железных дорог охватывает большинство регионов страны, а также соединяет Испанию с Португалией и Францией. Крупнейшим оператором является государственная компания RENFE, другие компании обслуживают, как правило, небольшие региональные сети. Наиболее значима из них Euskotren, действующая в Стране Басков. Помимо континентальной Испании, две железнодорожные линии есть на острове Мальорка.

Железные дороги Испании уникальны в плане наличия двух параллельно существующих систем – традиционной местной широкой колеи (она шире даже российской) и стандартной европейской. Последняя используется почти только для высокоскоростных поездов. Кроме того, в Испании налажено производство составов Talgo, способных переходить с широкой колеи на стандартную и наоборот – на медленном ходу изменяется расстояние между колесами вагона.

Виды поездов в Испании

И словно сложностей с колеей было мало, RENFE создала еще и крайне путаную систему поездов, подразделив их на множество различных брендов, часто совершенно однотипных. При этом билеты на один тип поезда, как правило, не действуют на всех прочих. Кроме того, на всех дальних и высокоскоростных поездах обязательно резервирование конкретного места. Купить билет уже в поезде, за редким исключением, нельзя. Следствием часто являются очереди в кассы.

На внутригородских и пригородных направлениях работают электрички, которые называются Сercanías (в Каталонии – Rodalies). Внутри городов на них могут действовать билеты городского транспорта. На региональных линиях, помимо Сercanías/Rodalies, ходят также поезда Regional, Regional Exprés и Media Distancia (возможны и другие варианты).

Дальние маршруты обслуживают поезда InterCity, Diurno, а также скоростные Talgo, Arco, Alaris, Altaria. Кроме того, создана мощная сеть высокоскоростных поездов, следующих с максимальной скоростью 220-320 км/ч. Основной бренд – AVE (Alta Velocidad Española), остальные – Alvia, Avant и Euromed.

Поезда AVE и Avant используют исключительно высокоскоростные магистрали, но первые следуют по дальним направлениям, а вторые предназначены для коротких — максимальная протяжённость маршрута составляет примерно 200 километров. При этом у поездов Avant нет деления на классы и дополнительных сервисов и, как правило, ниже цены, больше остановок в пути и ниже средняя скорость. В отдельных случаях бренды AVE и Avant используются для одного и того же рейса, но первый – для дальних пассажиров, а второй – для региональных в выделенных для этого вагонах того же самого поезда. Универсальные поезда Alvia переходят в пути следования с высокоскоростной линии на обычную (а заодно – со стандартной европейской колеи на широкую испанскую). Высокоскоростные поезда Euromed используются только на широкой колее – на линии, соединяющий Барселону, Валенсию и Аликанте.

Поезда на дальних направлениях предлагают два основных уровня сервиса: 1 класс (Preferente) и 2 класс (Turista). Есть также варианты Turista Plus — чуть более дорогой 2 класс с более комфортабельными креслами и Club — улучшенный 1 класс, предлагаемый только на поездах AVE. Первый класс дороже второго в среднем в полтора раза. При этом, если сравнивать предварительные скидочные билеты, то пропорции могут быть иными, а в некоторых случаях более высокий класс может даже оказаться дешевле.

Ночные поезда именуются Estrella или Trenhotel. Однако число их постоянно сокращается ввиду бурного развития бюджетных авиакомпаний и скоростных поездов. Множество маршрутов, в том числе во Францию, Швейцарию и Италию, были ликвидированы в 2012-2013 годах. Из международных остался только сдвоенный Мадрид/Ирун — Лиссабон, внутренние представлены поездами Estrella Мадрид – Барселона, Мадрид — Портбуа и Бильбао — Малага, а также Trenhotel из Мадрида и Барселоны в Ла-Корунью и Виго. Ввиду низкого спроса на них часто доступны дешевые билеты, в том числе в лежачие вагоны (Cama или Litera). Во 2 классе это четырёхместное купе, в первом классе — одно- или двухместное купе, с завтраком. Цена сидячего ночного билета из Мадрида в Барселону при предварительной покупке начинается от 13 евро, лежачего – от 27 евро.

Цены на испанских поездах

В целом, железнодорожный транспорт в Испании дороже автобусного, хотя бывают и исключения. Билеты на поезда доступны в железнодорожных кассах и на сайте www.renfe.com, предварительные продажи открываются вплоть до 180 суток до дня поездки, в зависимости от маршрута. Стоимость проезда в пригородных и региональных поездах обычно фиксирована, но в дальних скоростных и высокоскоростных варьируется очень сильно и зависит от средней скорости, дня недели, времени отправления и спроса на рейс.

Стандартный тариф Flexible обычно довольно дорог (например, на линии Мадрид — Барселона он составляет 106 евро для поездов, идущих 3 часа, и 126 евро для поездов со временем в пути 2,5 часа). Однако при покупке заранее по тарифу Promo можно найти цену в 32 евро (38 для быстрейших рейсов), но такой билет нельзя сдать вообще и нет возможности выбрать места. С билетом Promo Plus можно выбрать место в вагоне и вернуть или поменять билет со штрафом в 20-30%, а цена на том же маршруте начинается от 37 евро (44 для быстрейших рейсов). Это сравнимо со стоимостью билетов на автобус (от 32 евро) при несравнимо меньшем времени в пути.

Также можно встретить тарифы Ultima Hora (“последний час”) — билеты со скидкой незадолго до отправления, Duo — скидочный билет для двоих без возможности возврата, доступный только на международных направлениях при заблаговременной покупке. Есть и возвратный с большим штрафом тариф туда-обратно Ida y Vuelta, иногда также помогающий сэкономить – он дешевле стандартной цены на 20%. Для мини-групп часто самый дешёвый тариф — Mesa (“стол”), по которому можно купить сразу четыре места вокруг одного столика, при этом на сайте цена для удобства указывается для одного места. Дети с 4 до 12 лет имеют скидку в 40 %, дети до 4 лет ездят бесплатно.

Билет Барселона — Севилья (5,5 часов) стоит от 117 евро по полному тарифу в поезде AVE, но при выборе медленного Talgo (11,5 часов) стоимость составит 63 евро во втором классе и 82 — в первом, что все равно дешевле и быстрее автобуса. На линии Мадрид — Толедо ходит 17 поездов в день, время в пути 33 минуты, стоимость 13 евро, предварительных скидок нет. Цена переезда Барселона – Валенсия (3,5 часа) в поездах Talgo, Alvia или Euromed – 40-45 евро, но в предварительной продаже – от 13 евро, а на поезде InterCity можно уехать за 10 евро. Стандартный билет из Мадрида в Малагу (2,5 часа) обходится в 80 евро, но заранее можно купить и вдвое дешевле.

Билеты, как правило, доступны в день поездки (исключением могут быть пиковые рейсы). Однако промо-тарифы с приближением к дате поездки постепенно растут в цене и в итоге исчезают.

В ряде городов наличии билета на поезд AVE можно воспользоваться бесплатным проездом на пригородном поезде до станции отправления и от станции прибытия. При этом нужно распечатать специальный бесплатный билет.

В Испании действует европейский проездной InterRail, однако на всех дальних направлениях требуется бронирование места с доплатой, которая составляет обычно примерно 10 евро для высокоскоростных поездов. Более удобен проездной Spain Pass, доступный только для иностранцев. Он включает в себя фиксированное число поездок (от 4 до 12) в течение месяца по любым направлениям; каждая пересадка считается новой поездкой. Цена – от 162 до 550 евро в зависимости от числа поездок и класса вагона. Никаких доплат не требуется, но необходимо резервирование места на каждый рейс. При интенсивных поездках по отдельному региону имеет смысл узнать о наличии местных проездных.

Провоз багажа

Ограничений на провоз багажа в Испании нет. Следует помнить, что посадке на дальние поезда на вокзале предшествует контроль билетов (а в высокоскоростные поезда – еще и контроль безопасности), из-за чего часто возникают большие очереди. Поэтому на посадку следует приходить заранее.

Железные дороги Испании

Испания является одной из наиболее экономически развитых стран Еврозоны. В настоящее время страна располагает мощной и хорошо отлаженной транспортной сетью, важную роль в которой играет система железнодорожного сообщения. Железнодорожный транспорт, являясь важным звеном общей транспортной сети страны, тесно связан и хорошо скоординирован с системами автомобильного, морского и воздушного транспорта. Существуют линии высокоскоростных поездов (AVE), которые составляют сильную конкуренцию воздушному транспорту, особенно на направлении Мадрид-Барселона.

История железных дорог Испании

На Иберийском полуострове, в частности, на территории Испании, первая железнодорожная линия была построена в 1848 году. Она все еще является действующей, имеет протяженность около 30 километров и соединяет Барселону и Матаро. Проект строительства был разработан в 1840 году каталонцем Мигелем Биадо. Уроженец Матаро, он являлся одним из учредителей компании, осуществлявшей строительство железной дороги на Кубе. В 1837 году на инаугурации Матаро в разговоре с губернатором острова генералом Таконом заявил: «Вернувшись в страну, я менее чем за год соединю Барселону с моей деревней». В действительности на реализацию плана ушло почти десятилетие.

В течение второй половины XIX – начале XX вв. были учреждены крупные железнодорожные компании, а железнодорожные линии соединяли все главные города страны: Барселону, Таррагону, Сарагосу, Мадрид, Аликанте. В 1841 году одновременно с национализацией испанских железных дорог была основана компания RENFE, монопольно просуществовавшая до 2005 года. В 2005 году RENFE была разделена на ADIF (Administrador de Infraestructuras Ferroviarias – компания по управлению инфраструктурой) и Renfe Operadora (компания-оператор, осуществляющая пассажирские и грузоперевозки).

Типы поездов в Испании

1. Пригородные поезда

Соединяют столицы провинций с прилегающими городами и поселками, а также с соседними провинциями. Пригородные поезда принадлежат городской транспортной сети, и радиус их следования обычно составляет не более 60 км. Они, как и привычные для нас российские электрички, могут прибывать и отправляться с открытых наземных платформ. В крупных городах, например, в Мадриде и Барселоне, используется система единых тоннелей для железнодорожного транспорта и метро. Пригородные поезда на подходе к городам ныряют под землю, высаживая и забирая новых пассажиров непосредственно в зданиях вокзалов.

2. Поезда средних дистанций

Соединяют смежные регионы. Обычно эти поезда носят название региональных. Сеть поездов средних дистанций поделена на пять крупных зон, в каждой зоне действуют линии разной степени загруженности: от 1-2 поездов в день до интенсивного трафика свыше 10 поездов.

3. Высокоскоростные поезда и поезда дальнего следования

Поезда дальнего следования соединяют все крупные города страны, а также Мадрид и Барселону с городами других европейских государств: Лиссабоном, Миланом, Парижем, Цюрихом, Женевой. В Испании существует несколько ночных поездов, называемых «отелями на колесах». Используются они на дальних расстояниях, когда переезд занимает более 9 часов. Большая часть из них соединяет Барселону с южным побережьем, а так же с вышеупомянутыми европейскими городами. В отличие от российских поездов дальнего следования, испанские располагают не только двух или четырехместными купе с отдельными туалетами и душевыми кабинами, но и предоставляют обычные сидячие места повышенной комфортности, похожие на места класса «preferente» в дневных поездах.

Скоростные поезда Испании

AVE – аббревиатура от Alta Velocidad Española («испанский высокоскоростной (поезд)») и игра на слове «ave» (исп. – птица). AVE – высокоскоростная железнодорожная система, работающая на скоростях до 350 км/ч на специальном полотне. Уже начато строительство нового вокзала в Барселоне для высокоскоростной линии Мадрид – Барселона – граница Франции. Завершение строительства терминала, а также участка дороги от Барселоны до города Фигерас, расположенного недалеко от границы с Францией, намечено на 2012 год. На конец текущего года запланировано окончание строительства высокоскоростной линии Madrid – Castilla La Mancha – Comunidad Valenciana – Región de Murcia. К 2022 году запланировано связать Мадрид скоростными линиями со всеми столицами провинций.

В настоящее время высокоскоростные поезда ходят по семи направлениям: Мадрид – Севилья, Мадрид – Малага, Мадрид – Барселона, Мадрид-Уэска, Мадрид – Вальядолид, Малага – Барселона и Севилья – Барселона. Путешествие по первым трем направлениям занимает около двух с половиной часов, а из Мадрида в Вальядолид можно добраться всего за час.

На всех поездах AVE на направлении Мадрид – Севилья обслуживание гарантирует максимальное опоздание в 5 минут и полное возмещение стоимости билета, если поезд опоздал на большее время.

На остальных направлениях при опоздании свыше 15 минут гарантируется возврат 50% стоимости билета и при опоздании свыше 30 минут – его полной стоимости.

Скоростные поезда составляют жесткую конкуренцию внутренним перелетам. При сопоставимых ценах путешествие по железной дороге отличается практически нулевым риском, независимостью от погодных условий, отсутствием необходимости прибывать на посадку с запасом времени для прохождения регистрации и досмотра, возможность пользования мобильными телефонами и ноутбуками.

Туристические маршруты

В Испании можно совершить недельную туристическую поездку на комфортабельном «отеле на колесах» Transcantábrico. В основе идеи туристического поезда лежит миф о Восточном Экспрессе. С 2009 года поезд следует вдоль всего северного побережья Испании из Сан-Себастьяна в Сантьяго-де-Компостелу с многочисленными остановками и экскурсиями на всем протяжении маршрута. Существуют также короткие туристические маршруты в пригородах Барселоны, Мадрида и на Майорке. Обычно для поездок используются старые отреставрированные поезда начала XX в.

Расписание и тарифы испанских железных дорог

Информацию по тарифам, а также расписание движения всех типов поездов можно получить в туристических агентствах, кассах Renfe и на официальном сайте компании: www.renfe.com. Там же можно приобрести билеты на поезда среднего и дальнего следования и на высокоскоростные поезда.

Билеты на пригородные поезда продаются в автоматических или обычных кассах в зданиях вокзалов. Следует помнить, что пригороды Мадрида и Барселоны поделены на зоны и для каждой зоны в зависимости от ее удаленности от центра существует собственный тариф.

Проверка билетов может производиться на входе, контролером или на выходе с платформы при прохождении через турникет.

Renfe Operadora предоставляет гибкую систему скидок при покупке билетов. Компания разделила всех пассажиров на несколько больших групп: тех, кто покупает билет в обе стороны, на молодежь до 26 лет, пожилых людей, детей, многодетные семьи. Каждая группа пользуется собственными тарифами при покупке билетов, его обмене или возврате, а также скидками в зависимости от даты путешествия и типа поезда. Так, при покупке билета в обе стороны на поезда дальнего следования и AVE скидка составит 20%, если расстояние между датами не превышает 60 дней. Web-тариф дает скидку до 60% на билеты, приобретаемые на сайте компании не позднее, чем за 15 дней до даты поездки. Купленные по данному тарифу билеты не подлежат возврату или обмену. Тариф «Estrella» позволяет приобрести билет с 40% скидкой за 7 дней до даты поездки и подлежит обмену со штрафом 15-20% стоимости.

Мадрид и его пригороды разбиты на несколько секторов, для посещения которых можно приобрести специальный туристический проездной – Abono Turístico. Они продаются в кассах метро и позволяют совершать поездки на любом транспорте по выбранной зоне, включая городской транспорт. Проездные можно покупать на разное количество человек и на разное количество дней.

Главные вокзалы Испании

1. Мадридский вокзал Аточа – крупнейший железнодорожный узел столицы, занимающий первое место по национальным перевозкам и второе по интернациональным, уступая пальму первенства Барселоне. В настоящее время Аточа состоит из трех терминалов: Puerta de Atocha, Atocha Cercanías и станция Atocha Renfe первой линии мадридского метро. Железнодорожные линии построены по лучевому принципу, давая выход поездам по всем направлениям.

2. Вокзал Чамартин находится на севере Мадрида и является центром коммуникаций, соединяющих испанскую столицу с северо-западной частью страны. С него, как и с Аточи, отправляются поезда среднего и дальнего следования, а также высокоскоростной поезд AVE на Вальядолид.

3. Барселона-Сантс – главная железнодорожная станция Барселоны и Каталонии. Через нее проходят линии, соединяющие Испанию с соседней Францией.

4. Эстасьо де Франса – второй по величине вокзал Барселоны, обслуживающий в основном поезда среднего и дальнего следования. С расширением строительства высокоскоростных линий, введением в эксплуатацию нового железнодорожного терминала Барселона-Сагрера и централизацией трафика дальних направлений на узлах Сантс и Сагрера существует большая вероятность снижения объемов пассажирских и грузоперевозок на данной станции

Конкуренты: автобусы в Испании

Если высокоскоростное движение создало жесткую конкуренцию внутренним авиаперелетам, то автобусы в свою очередь являются реальными конкурентами поездам. Компактная территория страны и прекрасные автострады дают возможность составлять всевозможные автобусные маршруты, соединяющие между собой все города Испании, а также саму Испанию с соседними Португалией и Францией. И цены на автобус зачастую в несколько раз меньше цен на железнодорожные билеты. Так, из Мадрида в Барселону на AVE можно доехать за два с половиной часа при стоимости билета в одну сторону 115 евро туристическим классом и 172 евро классом «preferente». Цена автобуса составит всего 28-35 евро, но в дороге придется провести порядка семи часов.

Несомненно, что в ближайшее время экономическая борьба за каждого пассажира между авиакомпаниями, автобусными сетями и железнодорожниками только обострится.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Поезда в Испании

Испанская национальная сеть железных дорог ( RENFE ) соединяет все столицы Европы с Мадридом. Постепенно поезда в Испании догоняют по уровню своих более богатых соседей, включая все больше высокоскоростных маршрутов (AVE). Покрытие поездами страны не особенно плотное, но между крупнейшими городами вполне можно добираться на поезде. Хотя до сих пор основным видом общественного транспорта в стране остается автобус.

Поезда в Испании весьма комфортабельные и даже относительно бюджетная поезда в обычном междугороднем поезде в экономичном классе может случиться в очень удобном тихом современном вагоне с просторными креслами, раскладывающимися чуть ли не до лежачего состояния. Хотя тут как повезет. Все междугородние поезда оборудованы современными туалетами.

Схема маршрутов поездов по Испании:

Посадка на поезд в Испании:

Имейте ввиду: после террактов на железной дороге Испания ужесточила контроль за пассажирами, так что вас ждет проверка почти как в аэропорту: очередь к проходу, где все сумки просвечивают рентгеном, проверяют билет и только потом пропускают на платформы. Так что приходить на поезд лучше несколько заранее.

Точность поездов в Испании:

Довольно неплохая, чаще всего поезда следуют довольно точно по расписанию, но случаются и опоздания, в том числе на час-полтора.

Билеты на поезда в Испании:

Билеты на поезда в Испании можно купить онлайн на официальном сайте RENFE. Хотя процесс довольно геморройный, с заполнениями паспортных данных, но осилить можно. Потом достаточно распечатать полученный электронный билет и предъявлять его контролерам.

Обычные билетные кассы — тоже вполне доступный вариант покупки билета. Только лучше покупать билеты заранее: на популярные рейсы недорогие билеты могут раскупить.

Билеты, как правило, продаются на конкретный поезд и конкретное место. Опоздали на поезд — значит, билет прогорел.

Сидеть по умолчанию вы должны на своем месте. Впрочем, бывает так, что купленный электронно билет автоматически выдает вам место рядом с другим человеком, когда в вагоне вас всего двое. Но тут вы вполне можете пересесть на другое место — если на нем никого нет, разумеется.

Вагоны отличаются по уровню, но по моему опыту цена и качество вагона связаны мало. За минимальную цену Вы можете проехать и в обычном европейском поезде, и в очень комфортном вагоне как будто первого класса с откидывающимися креслами, где можно ехать почти лежа. И хотя вагоны как-то делятся по классам, но не так очевидно, как в тех же Германиях — Швейцариях.

Цены на билеты:

На один и тот же поезд цены на билеты могут сильно варьироваться, в зависимости от поезда, времени, класса вагона и просто оставшихся в наличии билетов (которые отличаются по тарифу). Один и тот же маршрут может различаться в цене раза в два-три. В целом дорога на поезде километров в 300 (например, Барселона — Валенсия) обойдется в Испании в сумму от 24 евро.

Если планируете ездить на поездах в Испании много и часто, лучше озаботиться каким-нибудь туристическим проездным, типа Renfe Spain Pass или Inter Rail.

Проездные билеты по Испании:

В некоторых случаях, если планируется много путешествовать, то дешевле окажется купить специальный проездной на поезда в Испании. В принципе, если покупать билеты заранее, то и без всяких проездных можно найти билеты заметно дешевле (в Испании довольно сложное ценообразование билетов, и по моему опыту — цена билета и качество поезда может быть никак не связаны. Причем цены на билет на один и тот же поезд могут отличаться в 3 раза).

Проездные билеты на поезда по Испании бывают:

Renfe Spain Pass

Проездной Renfe Spain Pass — рассчитан на не-резидентов Испании (туристов, то есть), позволяя ездить на всех высокоскоростных поездах AVE на длинные и средние дистанции.

  • Renfe Spain Pass действует в течении 1 месяца с момента первого путешествия.
  • Renfe Spain Pass бывает двух видов: Business/Club и Tourist (для бизнесменов и для туристов).
  • Билет можно купить максимум 6 месяцев заранее.
  • Билет действует на 4, 6, 8, 10 или 12 поездок.
  • Билет дает кое-какие скидки в разных городах. Подробнее про скидки.
  • Купить Renfe Spain Pass онлайн

Имейте ввиду, что билеты на поезда дальнего следования позволяют также бесплатно использовать местные поезда Cercanías, чтобы добраться до центра города или в аэропорты Барселоны, Мадрида и Малаги.

Стоимость Renfe Spain Pass

Spain Pass Prices – Tourist

Стоимость Spain Pass — Tourist

Кол-во поездок Взрослые Дети
4 поездок / 1 месяц 163 € 122 €
6 поездок / 1 месяц 234 € 173 €
8 поездок / 1 месяц 295 € 219 €
10 поездок / 1 месяц 346 € 260 €
12 поездок / 1 месяц 392 € 295 €

Precios clase Club

Стоимость Spain Pass — Club

Кол-во поездок Взрослые Дети
4 поездок / 1 месяц 229 € 173 €
6 поездок / 1 месяц 326 € 244 €
8 поездок / 1 месяц 413 € 306 €
10 поездок / 1 месяц 484 € 362 €
12 поездок / 1 месяц 550 € 413 €
  • Дети — в возрасте 4 до 13 лет; дети до 4 лет могут ездить бесплатно, если они не занимают отдельного места.

Inter Rail Pass

Билеты серии Inter Rail Pass позволяют совершать неограниченное количество поездок на поездах в ограниченное количество дней. Они бывают двух видов:

  • Global Pass — действуют на все страны Европы
  • One Country Pass — действуют в выбранной стране.

Inter Rail Pass по Испании — можно купить на 3, 4, 6 или 8 дней (можно не подряд) в течении 1 месяца (после первой поездки).

Бывают для молодежи (до 26 лет, только 2 класс), для взрослых (1 или 2 классом) и для детей (4 — 11 лет, 1 или 2 классом). Цена зависит от категории, класса и количества выбранных дней:

Inter Rail Pass Spain

Кол-во поездок Взрослые (> 26 лет)2 кл / 1 кл Дети (4 — 11 лет)2 кл / 1 кл Молодежь (

Высокоскоростные поезда в Испании:

Высокоскоростные поездв в Испании называются AVE. Их маршрут занимает максимум 3 часа.

Действующие маршруты высокоскоростных поездов в Испании:

  • Madrid — Ciudad Real — Puertollano — Cordoba — Seville
  • Madrid — Zaragoza — Lleida — Camp Tarragona — Barcelona
  • Madrid — Cuenca — Requena / Utiel — Valencia
  • Madrid — Guadalajara — Calatayud — Zaragoza — Tardienta — Huesca
  • Madrid — Cordoba — Puente Genil — Antequera — Malaga
  • Madrid — Segovia — Valladolid
  • Madrid — Cuenca — Albacete — Villena — Alicante
  • Barcelona — Girona — Figueres
  • Malaga — Antequera, Puente Genil – Cordoba – Zaragoza – Camp de Tarragona — Barcelona
  • Seville — Cordoba – Puertollano – Ciudad Real – Zaragoza – Lleida — Camp de Tarragona — Barcelona
  • Seville — Cordoba – Puertollano – Ciudad Real – Cuenca — Valencia

Туристические поезда в Испании

Испанию можно посмотреть в том числе из окна поезда: в стране есть несколько так называемых туристических маршрутов:

  • Transcantábrico : железнодорожный «круиз» по Северной Испании, от Santiago de Compostela (Галиция) в León (Castile-León).
  • Al-Ándalu : «Дворец» на рельсах – посмотреть Андалусию из роскошного поезда.
  • La Robla express : туры по Северной Испании.

Есть также однодневные туристические маршруты поездов по Испании:

  • Клубничный поезд: приятная семейная экскурсия по региону Мадрид, в историческом поезде вплоть до Aranjuez.
  • Sóller: поезд начала 20-го века, который ходит по острову Майорка (Балеарские острова).
  • Поезд Сервантес: литературное путешествие на поезде до Alcalá de Henares, городок, где родился автор знаменитого «Дон Кихота».

Как купить билеты на поезд в Испании. Renfe

Путешествуя по Испании, вы неминуемо столкнетесь с необходимостью поездки на поезде, а значит, захотите сэкономить. Испанская компания renfe, на сайте которой можно купить билеты в любой конец страны, предоставляет возможность сэкономить тем, кто планирует свою поездку заранее, иногда экономия может быть ощутимой, до 70%. Главное — успеть купить по скидке, ведь их всегда в наличии лишь несколько штук, при этом скидки не заканчиваются, а лишь уменьшается ее размер.
Незадолго до поездки приобрести по акции практически нереально, но хотя бы немного сэкономить можно, если вы зарегистрируетесь в программе лояльности +Renfe. Правда, программа лояльности — уже не та, что раньше и мало кому выгодна.
Дальше последует большой и подробный текст с описанием деталей, но если испанский вас пугает и вы хотите максимально упростить процедуру покупки — рекомендую сервис бронирования ж/д, автобусных и авиабилетов OMIO. Интерфейс на русском языке, электронные билеты на почте, никаких проблем — заодно если по вашему направлению ходят автобусы (или летают самолеты) — можно сравнить цены. Автобусные билеты всегда будут дешевле билетов на поезд, а билеты на лоукостеры уж точно — дешевле скоростных поездов на длинные дистанции. Сравнивайте и выбирайте:

Как зарегистрироваться в программе лояльности

Заходим по ссылке на сайт +Ренфе и начинаем заполнять форму, как показано на картинке:

Национальность выбираем «другая», вписываем номер паспорта, в выпадающем списке стран находим Россию — Rusia, кликаем Continuar.

Далее указываем свои данные более подробно:

Пол, имя, фамилию, дату рождения, номер телефона, e-mail. В следующем блоке: название региона/области, город, индекс, улица, дом. В третьем блоке проверяем, как выглядят наши имя и фамилия на карте лояльности, ставим две галочки, нажимаем Darse de alta.

Все, процесс регистрации завершился, о чем и сообщает нам следующее окошко:

Теперь нам осталось только подтвердить свой e-mail, пройдя по ссылке в присланном на этот адрес письме. Нам присвоен номер в программе лояльности.

Нововведения ренфе, действующие в 2018 году: о скидке 50% придется забыть, теперь регистрация в программе лояльности поможет вам сэкономить, если вы фанат отдыха в Испании и много путешествуете на поездах. За каждую поездку у вас будут накапливаться баллы (только не забудьте при покупке билета ввести код в специальное поле renfe+), которые потом можно будет тратить, то есть часть суммы гасить этими баллами. Количество начисленных баллов вы сможете увидеть после покупки. Такая же накопительная программа и у крупнейшего испанского автобусного перевозчика Alsa.

Новая программа лояльности разделяет всех путешественников на группы в зависимости от количества потраченных денег на ж/д билеты:

  • + Renfe: Получение очков Renfe за поездки на поездах AVE, Long Distance, Avant. При покупках более 1000 евро в год с бонусами вы автоматически получите карту + Silver Renfe.
  • + Silver Renfe, Получение очков Renfe за поездки на поездах AVE, Long Distance, Avant, годовая скидка 50% на тариф flexible на поездах AVE и Long Distance (кроме комбинированных билетов и международных поездов). Максимум 1 человек, в одну сторону, без изменений или аннулирования. И ваши годовые траты не должны быть ниже 1000 евро в год!
  • + Renfe Gold. Эту карту можно получить, тратя от € 3000 до € 10 000. Не вижу смысла рассматривать, какие плюшки она дает, так же, как и следующая:
  • + Renfe Premium: от 10 000 евро трат на билеты в год.

Тарифы для детей

Напоминаю, что эта скидка действует только при покупке билета по полному тарифу. Например, если вы путешествуете с ребенком, при этом покупаете по акции, чаще всего выгодно для ребенка покупать взрослый билет, так как скидка для детей применяется к полному тарифу, а не к скидочному. Зачастую покупать по акции значительно выгоднее, чем по детскому тарифу.

Скидки на детей распространяются с 4 до 13 лет, дети до 4 лет путешествуют бесплатно.

Как зарегистрироваться на сайте Renfe

Итак, сейчас мы пройдем процесс регистрации на сайте renfe.com (регистрация в программе лояльности не означает, что вы зарегистрировались на сайте ренфе). Так же, как и на сайтах других национальных дорог, рекомендую пользоваться версией для аборигенов, то есть на испанском языке, на ней меньше всего будет глюков и проблем.

В верхнем левом углу нажимаем на ссылку Clientes Renfe. Identifícate. На следующей странице можно авторизоваться или зарегистрировать новый кабинет. Мы будем регистрироваться, поэтому проходим по кнопке Registrar.

На следующей странице данные разделены на столбцы в хаотичном порядке, просто делаем, как в приложенных скринах:

Тип документа находим в выпадающем списке паспорт, справа пишем его номер. E-mail, под ним два раза пароль от аккаунта.

В следующем блоке проставляем пол, имя, фамилию, дату рождения, национальность.

Третий блок — контактные данные: страна, город, улица, дом/квартира; во втором столбце — регион/область, индекс, телефон.

Следующие два блока: в первом нам предлагают поставить галочку, если будет нужен счет. Во втором блоке мы соглашаемся в условиями и правилами сайта. Жмем Aceptar, и вот мы уже зарегистрированы:

Мы попадаем на страничку, где нас поздравляют с регистрацией и просят подтвердить свой электронный адрес, для чего проходим по ссылке, полученной в письме. Все, регистрация завершена, нужно авторизоваться на сайте и начать поиск.

Покупка билетов на сайте Renfe

Заполняем, откуда и куда собираемся ехать, дату отправления. Если нам нужен билет только в одну сторону, то просто не ставим дату поездки обратно. Далее проставляем количество взрослых путешественников и детей, если они есть. Если хотим воспользоваться кодом +Ренфе, выбираем 1 в выпадающем списке (покупаются по отдельности). Все, кликаем Comprar, и на следующей странице видим результаты поиска:

Поскольку мы не конкретизировали время отправления, система показывает нам все возможные варианты на весь день по этому направлению.

Мы видим, что цены колеблются от 28,90 (Promo+) до 62,70 евро — базовый тариф. Обращаю внимание, именно билеты по самой привлекательной цене покупать и не стоит в данном случае: это билеты на поезд с пересадкой: Turista con enlace, который довезет вас из Кордобы до Мадрида за 5,5 часов, в отличие от всех остальных, которые буквально домчат вас за неполные два часа. Увидеть подробности, как происходит поездка, и нет ли в ней пересадок, можно, нажав на значок + рядом с названием тарифа.

Если мы подведем мышку к цене, то в выпадающем окошке увидим подробности о тарифе:

Наш тариф Промо: мы не можем выбрать место, вносить изменения в бронирование, не может отменить заказ, претендовать на парковку и выбирать места в вагоне. При этом нам предлагают доплатить 2,40, чтобы перейти на Промо +, который позволяет вносить изменения и отменять бронирование.

Кроме Promo и Promo+ есть Flexible (это базовый тариф, с возможностью выбора места и отмены бронирования с минимальным штрафом). Есть еще интересный La Mesa, по которому можно купить 4 места со скидкой 60%, при этом системе все равно, сколько человек едет: один, два, три или четыре. Иногда бывает, что это самый выгодный тариф, так что смело берите его.

В нашем случае мы не будем переходить на тариф Promo+, мы же точно планируем свое путешествие, поэтому нажимаем Seleccionar, и попадаем на страницу с детальной информацией о пассажире:

В верхней части ничего не трогаем, это возможности скидок для многодетных семей, ниже заполняем: имя, фамилию, e-mail и номер паспорта (если покупаем билет не для себя, так как по умолчанию система всегда заполняет эти поля нашими данными). Ищем в выпадающем списке наш код +7 и вписываем номер телефона.

Важно: для оплаты (а дальше нам предлагается выбрать тот способ, который наиболее удобен) нужно выбрать PayPal. По сей день это единственный рабочий способ на этом сайте. Если у вас нет аккаунта в PayPal, не поленитесь создать его, он вам может еще не раз пригодиться. Ставим галочку, что соглашаемся с правилами сайта, нажимаем Comprar и переходим к оплате. Авторизовываемся в своем аккаунте PayPal, как только деньги спишутся, вы получите вожделенные билеты на электронную почту.

Напоминаю, все это можно проделать гораздо проще на сайте OMIO. Сравнивайте и выбирайте:

Контролеры и штрафы

Обязательно перед поездкой распечатайте свои бронирования. Контролеры в поезде ходят постоянно, ни разу не было, чтобы нас не проверили.

Поезда Renfe

Не стану грузить вас информацией по всем разновидностям поездов, отмечу только основные. AVE — скоростные поезда, которые ездят на дальние расстояния (как раз на него мы и смотрели билеты, маршрут Кордоба-Мадрид, по которому автобус будет ехать 5-6 часов, преодолевается меньше, чем за 2 часа!

Alaris, Altaria, Аlvia, Arco, Euromed, Expreso, Talgo — не такие быстрые, как AVE, но все «дальнобойные» и скоростные поезда, а также ночные поезда Estrella и Trenhotel. Есть еще пригородные электрички — cercanias, их расписание можно увидеть здесь.

Покупка билетов для детей на сайте renfe. Есть ли скидка?

При покупке детских билетов на сайте renfe есть скидка, но почувствовать это мы можем не всегда. Система (алилуйя!) научилась автоматически выбирать самый дешевый тариф. Поэтому при покупке билетов Promo может оказаться, что билет со скидкой по детскому тарифу дороже, чем акционный Promo, и система автоматически оставляет промо-тариф. В это можно убедиться здесь:

Выбираем билеты по тарифу промо по цене 39,45 евро, раскрываем выпадающий список у пассажира-ребенка и видим: детский тариф — Nino — 43,85 евро, то есть дороже. Система автоматически пощадила наш кошелек и выбрала акционный тариф для всех пассажиров, это видно в правой колонке.

В другом случае, когда дешевле будет детский билет, видим обратную картину:

Детский тариф — 43,85 евро, а промо-тариф — 45,30 евро. Справа видим: система для взрослого пассажира берет промо-тариф, для детей — детский.

Тут стоит сделать лирически-историческое отступление. Так было не всегда. Раньше сознательным путешественникам вручную приходилось манипулировать тарифной сеткой, и убирать упоминание о детях уже на этапе поиска. Будем надеяться, что это новое улучшение сайта ренфе останется с нами навечно и будет проявлять трогательную заботу о бюджете нашей поездки!

Перевозка велосипеда в поездах renfe. Правила

Путешественник может взять велосипед или скутер в качестве багажа в любой поезд: AVE, Long Distance, Avant, Half Distance, Cercanías и Feve.

Велосипеды / мотороллеры, сложенные или разобранные в чехле будут считаться «ручной кладью» в поездах AVE, Larga Distancia и Avant. При этом размеры велосипеда в чехлене должны превышать в сумме трех измерений 180 см. В поездах Half Distance, Cercanías и Feve не обязательно, чтобы сложенные велосипеды перемещались внутри чехла.

Велосипеды / мотороллеры, в чехле будут считаться «специальным багажом», если в разобранном виде имеют размеры 120 x 90 x 40 см. Педали должны быть разобраны, а руль повернут на 90º. Провоз бесплатный, но нужно оформить специальный билет. Дополнительно к такому специальному багажу путешественник может провезти ручную кладь, размеры которой не превышают 55 х 35 х 25 см.

Неразобранный зачехленный велосипед можно провезти Media Distancia, Cercanías и Feve со следующими условиями:

  • стоимость перевозки велосипеда составляет 3 евро для поездок на расстояние более 100 километров,
  • для маршрутов менее 100 километров стоимость перевозки составляет 0 евро.

В электричках Cercanías если поезд переполнен, то путешественнику с неразобранным велосипедом придется подождать другого поезда или сдать билет.

Полный текст правил http://www.renfe.com/viajeros/info/bicicletas.html

Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях, будем решать их вместе или пишите в службу поддержки сайта!

Источники:
http://guide.travel.ru/spain/transport/railways/
http://espanarusa.com/ru/pedia/article/63208
http://selfguide.ru/poezda-v-ispanii/
http://4trek.ru/kak-kupit-biletyi-na-poezd-v-ispanii-renfe.html
http://rosvisa.com/news/Instrukciya-po-zapolneniyu-ankety-na-vizu-v-Ispaniyu.html

Ссылка на основную публикацию