Особенности налоговой системы в Канаде

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады.doc

Налоговая система Канады

Налоги в жизни любой страны имеют наиважнейшее значение. Так как из них формируется бюджет, из которого идут выплаты на работу правительства, содержание различных служб, включая армию, полицию и систему здравоохранения, поддержание всей хозяйственной системы в должном порядке и т.д. Для Канады налоги играют огромное значение, намного большее чем для многих других развитых стран, поскольку система социальной защиты, которой славится Канада, должна содержаться на деньги от разного рода налогов и сборов. Около 70% бюджета Канады формируется с взимаемых налогов, остальные 30% идут за счет различных сборов, разрешений и прибыли от инвестиций. При этом налоги платят все, как частные лица, так и оперирующие на территории Канады коммерческие структуры. Уклонение от налогов является в Канаде преступлением.

Канада занимает второе место в мире по размерам территорий, уступая лишь России. Состоит из десяти провинций и трех территорий. Государство образовалось после слияния французских провинций и английских колоний, поэтому влияние двух великих культур осуществляется повсеместно.

Под Канадской налоговой системой понимают режим налогового права, действующий в Канаде и во всех ее провинциях и территориях. Налогообложение в Канаде, по сравнению с другими государствами, обладает повышенной децентрализацией, которая играет провинциальную роль в формировании национальной экономии и обложении налогами.

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

– федеральном (48% государственных доходов);

– провинциальном (42% государственных доходов);

– местном (10% государственных доходов).

При этом главным сборщиком налогов является государство, которое отвечает за основной приток денежных средств и их распределение. Затем идут провинции, которые имеют свою (дополнительную) систему налогообложения, из которой формируется провинциальный бюджет, направленный на решение провинциальных нужд. Затем идут городские муниципалитеты, которые получают средства за счет различных сборов, тарифов и налогов на собственность. За счет того, что налоги помимо федерального уровня собираются также на провинциальном и муниципальном уровнях, размеры выплачиваемых налогов отличаются не только в каждой провинции, они зависят также от того, где вы живете.

В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение в Палату общин. Все вознеикающие споры по вопросам налогообложения разрешает налоговый суд. Основными актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

Сбором налогов занимается Министерство национального дохода (Canada revenue agency). В его компетенцию входит сбор налогов, которые являются общими для всей Канады. За сбор и распределение налогов в провинциях отвечает провинциальное министерство (Ministry of Revenue).

Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987г. Она коснулась двух основных доходных частей бюджета: подоходного налог и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный периметр системы косвенных налогов.

Налоги в Канаде разделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги, которые взимаются с доходов канадских резидентов (физических лиц), канадских корпораций и других организаций, которые либо находятся на территории Канады, либо осуществляют здесь денежные операции. Физические лица – нерезиденты и организации, осуществляющие бизнес, могут подпадать под систему налогообложения в Канаде, если их деятельность связана с Канадой. В отношении нерезидентов условия выплаты ими налогов определяется не только законами Канады, но и действующими международными договорами по налогообложению.

Подоходные налоги также взимаются на провинциальном уровне. В большинстве случаев они собираются федеральным правительством от имени провинций. Подоходный налог с физических лиц включает в себя федеральную и провинциальную составляющие, является наиболее значимой частью налоговых поступлений в бюджет страны и провинций и составляют около 40% от общего объема.

Обязанность уплачивать подоходный налог основывается на понятии постоянного местожительства. При этом в соответствии с Законом о подоходном налоге канадским резидентом считается каждое лицо, проживающее в стране более 183 дней.

Каждый житель Канады должен раз в год декларировать свой доход и платить налоги. Заполнение налоговых деклараций – целая история в жизни Канады, и в ней принимают участие все, кто имеет хоть какое-либо отношение к доходам. Работодатели должны выдать своим работникам заполненную форму Т4, в которой фиксируются заработки работников. Банки и финансовые организации имеют справки о начисленных процентах интереса на сбережения и вклады. Обязанность каждого жителя Канады – собрать все справки воедино, не упустив ничего и послать вместе с заполненной налоговой декларацией. После наступления нового года каждый житель Канады должен заполнить income tax form. Его можно получить в любом почтовом офисе или офисе Revenue Canada – налоговой службы, если не получали по почте.

Отчет о доходах представляют как компании, так и обычные граждане. Для физических лиц налоговый год обычно соответствует календарному году, т.е. от «01» января до «31» декабря. Для обществ налоговый год обычно соответствует их финансовому году. Физическое лицо должно предоставить свою декларацию о доходах не позднее «30» апреля после окончания налогового года (или до «15» июня, если это не физическое лицо, владеющее индивидуальным предприятием), по мере того как оно получает доход, подлежащий налогообложению. Общества, зарегистрированные в Канаде, обязаны предоставить декларацию о доходах не позднее чем через 6 месяцев после окончания их

налогового года. В случае представления просроченной декларации или утаивания доходов могут применяться карательные меры. Этот налог называется Personal Income Tax.

Это налог на все доходы, которые вы получаете как частное лицо, независимо от источника его происхождения. Налог платится один раз в год, им облагается доход, полученный за год. Налог на заработанные средства взимается как федеральными органами, так и провинциальными (т.е. это два разных налога). Подоходный налог в Канаде является прогрессивным и напрямую зависит от уровня заработной платы, т.е. чем выше доход, тем выше процент у налога. Подоходной налог с физических лиц рассчитывается посредством прогрессивных ставок. Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться налоговые кредиты.

Федеральный налог на личный доход, действующий с 2012г.:

– 15% – на первые $42,707 долларов дохода;

– 22% – на сумму свыше $42,707 долларов дохода (точнее эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $42,707 долларов, но меньше $85,414 долларов);

– 26% – на сумму свыше $85,414 долларов дохода (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $85,414 долларов, но меньше $132,406 долларов);

– 29% – на сумму свыше $132,406 долларов (точнее, эта ставка действует для той части дохода, которая превышает $132,406 долларов).

При этом сумма дохода меньше, чем $10,382 долларов, то налоги не взимаются вообще.

Провинциальный налог на личный доход, действующий с 2012г.:

Ньюфаундленд и Лабрадор

– 7,7% – на первые $32,893 долларов дохода;

– 12,5% – на сумму свыше $32,893 долларов дохода;

– 13,3% – на сумму свыше $65,785 долларов дохода.

Остров принца Эдуарда

– 9,8% – на первые $31,984 долларов дохода;

– 13,8% – на сумму свыше $31,984 долларов дохода;

– 16,7% – на сумму свыше $63,969 долларов дохода.

– 8,79% – на первые $29,590 долларов дохода;

– 14,95% – на сумму свыше $29,590 долларов дохода;

– 16,67% – на сумму свыше $33,820 долларов дохода;

– 17,5% – на сумму свыше $57,000 долларов дохода;

– 21% – на сумму свыше $150,000 долларов дохода.

– 9,1% – на первые $38,190 долларов дохода;

– 12,1% – на сумму свыше $38,190 долларов дохода;

– 12,4% – на сумму свыше $47,798 долларов дохода;

– 14,3% – на сумму свыше $124,178 долларов дохода.

– 16% – на первые $40,100 долларов дохода;

– 20% – на сумму свыше $40,100 долларов дохода;

– 24% – на сумму свыше $80,200 долларов дохода.

– 5,05% – на первые $39,020 долларов дохода;

– 9,15% – на сумму свыше $39,020 долларов дохода;

– 11,16% – на сумму свыше $78,043 долларов дохода.

– 10,8% – на первые $31,000 долларов дохода;

– 12,75% – на сумму свыше $31,000 долларов дохода;

– 17,4% – на сумму свыше $67,000 долларов дохода.

– 11% – на первые $42,065 долларов дохода;

– 13% – на сумму свыше $78,120 долларов дохода;

– 15% – на сумму свыше $120,185 долларов дохода.

– 5,06% – на первые $37,013 долларов дохода;

– 7,7% – на сумму свыше $37,013 долларов дохода;

– 14,7% – на сумму свыше $103,205 долларов дохода.

– 7,04% – на первые $42,707 долларов дохода;

– 9,68% – на сумму свыше $42,707 долларов дохода;

– 11,44% – на сумму свыше $46,992 долларов дохода;

– 12,76% – на сумму свыше $132,406 долларов дохода.

– 5,9% – на первые $38,679 долларов дохода;

– 8,6% – на сумму свыше $38,679 долларов дохода;

– 12,2% – на сумму свыше $48,411 долларов дохода;

– 14,05% – на сумму свыше $125,771 долларов дохода.

– 4% – на первые $40,721 долларов дохода;

– 7% – на сумму свыше $40,721 долларов дохода;

– 9% – на сумму свыше $50,964 долларов га дохода;

– 11,5% – на сумму свыше $132,406 долларов дохода.

При этом, если сумма дохода меньше, чем $8,681 долларов, то налоги не взимаются вообще.

Максимальная ставка налогообложения в Канаде – 53%.

В Канаде налог на заработную плату зависит от ее суммы. Каждая ставка налога распространяется ни на всю заработную плату, а только на ту часть, которая находится внутри диапазона дохода для этой ставки. Так, если человек работает в Онтарио и получает минимальную заработную плату (22,000 канадских долларов в год), первые 10,382 – не облагаются вообще никаким налогом. Другая половина облагается примерно двадцатипроцентным налогом. Т.е. годовой налог получается около 15%, иногда меньше. Если у такого работника есть несовершеннолетний ребенок, заработная плата вообще не облагается налогом. Помимо подоходного налога из заработной платы вычитаются пенсионные отчисления и страховка по безработице.

Важное значение имеет источник происхождения личного дохода. В том случае, если он может рассматриваться как gain capital, то облагается налогом только половина этого дохода, вторая половина освобождается от уплаты налогов. Под gain capital понимается доход, полученный от прироста цены сделанных дополнительных вложений – например, рост стоимости акций и объектов недвижимости. При этом, в Канаде, если недвижимость была местом постоянного проживания в течение как минимум шести месяцев, полученный от продажи такой собственности gain capital полностью освобождается от налогообложения.

Часть дохода также освобождается от уплаты налогов, если она вкладывается в различные накопительные фонды или кладутся на накопительные счета, для которых существуют специальные государственные программы – например, в фонд Registered Retirement Savings Plan (RRSP).

Особенностью Канадской налоговой системы является программа выравнивания социального уровня жизни, проводимая федеральными властями. В рамках нее происходит перераспределение налоговых поступлений в дефицитные бюджеты провинций, чтобы обеспечить всему населению страны единые социальные гарантии. Для своевременного учета всех изменений в экономической жизни провинций программа пересматривается раз в 5 лет.

Существуют льготы в налогообложении для семьи, для людей, работающих по контракту, на комиссионных основах или открывающих свой бизнес.

Определенные лица или образования в Канаде освобождаются от налогов. Это, например, иностранные государственные служащие на работе в Канаде, городские администрации, профессиональные союзы и общества, управляющие пенсионными фондами. Заработная плата, получаемая от исполнения обязанностей генерал-губернатора Канады, также не подлежит налогообложению. Некоммерческие организации также освобождены от подоходного налога.

Предприятия делают отчисления в бюджет из фонда заработной платы: отчисления на государственное медицинское страхование (только работодатель), страхование на утрату рабочего места и отчисления в Пенсионный план (пропорционально делятся между работниками и работодателями). Эти отчисления не смешиваются с прочими налогами и используются исключительно по назначению.

Также к прямым налогам относится налог на доходы корпораций. Это один из важнейших видов налогов. Корпорации заполняют «Декларацию о налоге на прибыль» в течение шести месяцев до завершения налогового года. Базовая ставка федерального налога на доходы корпораций составляет 29%. Более льготным режимом пользуются только две категории компаний: предприятия обрабатывающей промышленности (21%) и малого бизнеса в любой отрасли (12%). Налог на прибыль корпораций имеет около 10% в общей доходной части федерального бюджета.

Общая ставка налога на прибыли корпораций в провинциях различаются, его уровень колеблется от 5 до 17%. При этом существует налог на промышленные компании и налог на малые компании (ставки на последние несколько ниже общей ставки).

В соответствии с Канадским правом, общества считаются юридическими лицами и облагаются налогом. По закону существует ряд категорий обществ, в частности:

1. частное общество;

2. частное общество под канадским контролем;

3. государственное общество.

Общий налоговый режим, а также налоговая ставка меняются в зависимости от вида общества.

Товарищества (полные товарищества и товарищества на вере) не являются юридическими лицами и, таким образом, не являются налогоплательщиками. Между тем, закон о подоходном налоге предусматривает, что товарищество должно рассчитывать свой доход, как если бы оно являлось юридическим лицом. Как только этот доход определяется, члены товарищества должны уплатить налог на часть дохода товарищества, которая им полагается.

Доверительная собственность не является ни лицом, ни налогоплательщиком. Между тем, закон предусматривает, что доверительная собственность будет считаться физическим лицом с целью установления подоходного налога. Доверительный управляющий отвечает за уплату этого налога.

Закон различает доходы по их природе, или источнику. Таким образом, различают доход от оплачиваемой работы или службы (лишь применительно к физическим лицам), имущественный доход, предпринимательский доход и прирост капитала. Некоторые другие суммы включаются в доход просто в силу Закона. В принципе доход, не происходящий ни от одного из этих источников, не подлежит налогообложению. В таком случае говорят о случайной прибыли (например, выигрыш в лотерее).

Налоговые системы зарубежных стран

Налоговая система Канады

Канада — страна, демонстрирующая значительный экономический рост и высокий уровень доходов на душу населения.

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

  • федеральном (48% государственных доходов);
  • провинциальном (42% государственных доходов);
  • местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается.

Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций складываются из;

  • подоходного налога с населения;
  • налога с продаж;
  • налога на прибыли корпораций;
  • акцизов;
  • налогов в фонды социального страхования;
  • налогов на дарения;
  • рентных платежей;
  • различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. В последнее время все статьи доходов провинциальных бюджетов, за исключением налога на прибыль, имеют устойчивую тенденцию к росту.

Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство. Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль. Существуют контрольное пенсионное и тарифные управления, решающие вопросы в сфере пенсионного обеспечения и обложения пошлинами.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат; Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

Новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитана, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов . Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально-провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.

Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной составляющих. Общая федеральная ставка равна 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в таблице.

Ставки основных налогов в Канаде
Провинция, территория Основная ставка Федерально-провинциальная ставка
Подоходный налог, тыс. долл. Налог на прибыль. % Подоходный налог, тыс. долл. Налог на прибыль. %
Ньюфаундленд 21,0 14,0 52,3 43,12
Новая Шотландия 19,0 16,0 50,3 45,12
о. Принца Эдуарда 19,0 15,0 50,3 44,12
Нью-Брансуик 20,1 17,0 51,4 46,12
Квебек 21,6 8,9-16,2 52,9 38,0-45,0
Онтарио 21,6 15,5 52,9 44,6
Манитоба 19,.1 17,0 50,4 46,1
Саскачеван 20,6 17,0 51,9 46,1
Альберта 14,8 15,5 46,1 44,6
Британская Колумбия 22,9 16,5 54,2 45,6
Северо-Западные территории 13,0 14,0 44,4 43,1
Источник. Черник Д.Г., Князев А.В. Налоговые системы зарубежных стран. М., 1997.

Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

Цель одной из них — привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходят к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Налоговая система Канады начала модернизироваться в связи с проведением налоговой реформы в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе — свои местные ставки (см. таблицу).

Приведенные в таблице данные иллюстрируют методику расчета интегральной ставки, которая складывается из федеральной и провинциальной.

В целом в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы федеральный налог на товары и услуги по единой ставке — 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной ставке — 15%. Объединенный налог включается в розничные цены, Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов , которые составляют около 28% всех их доходов.

Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуру ключевых программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения.

Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса . К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.

В налоговой системе основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.

Источники:
http://isfic.info/fornal/velia11.htm
http://verimm.com.ua/issue-of-visas/canada/vossoedinenie-semi/

Ссылка на основную публикацию