Особенности китайской системы образования

Особенности китайской системы образования

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования – проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап – это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании [1]. В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства [2; 3, с. 76].

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года [4, с. 98]. Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения [5, c. 149]. В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу [6, с. 13]. Единый государственный экзамен действует с 1978 года [7, с. 202]. Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 – комплексные и многопрофильные университеты, 672 – естественнонаучные и технические, остальные – моноспециализированные вузы [8, с. 200].

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2–3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию [9, с. 223]. Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов [10, с. 64]. У китайских студентов есть поговорка «умный студент – богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране [11, c. 120].

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Образование в Китае

Грандиозные темпы развития экономики КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках мощного прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти без причины и серьёзной работы государства и представителей экономической отрасли.

В основе национальной идеи Поднебесной лежит принцип тяжелого труда, который непременно приведёт к успеху. С самого детства китайцы упорно трудятся и даже после достижения цели не перестают работать над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, ведь главное для них – достижение поставленной цели. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, ведь другие медали не являются эквивалентом победы.

Но, конечно же, важную роль в формировании экономики страны сыграло государство.
Во-первых, были правильно определены приоритеты: большая часть государственного бюджета сегодня вкладывается в образование. Университеты, приносящие стране ценные кадры, почти полностью находятся на дотации государства. Отсюда и гонка за повышение качества получаемого обучения. Также государство поощряет талантливых студентов – будущих бесценных кадров для страны и предоставляет гранты. Они также работают и для иностранных студентов.
Во-вторых, начальное и среднее образование было объявлено обязательным для всех. Только жёсткими мерами на законодательном уровне можно было справиться с засильем неграмотности.

Как известно, в начале 90-х в Китае лишь 4% населения имело высшее образование, только 12% получили аттестат старшей школы и 11% не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях не стоило и говорить. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

Преимущества Китайского образования

Что же стало тем толчком, который превратил в Китай в самую быстроразвивающуюся страну? Сегодня Поднебесная обгоняет США по количеству запусков в космос, самостоятельно выпускает оригинальную и качественную продукцию, а также является мировым центром передовых исследований и новаторских проектов. В 1998 г. был подписан «Закон о высшем образовании КНР», который превратил вузы страны в университеты с мировым уровнем, с лучшими профессорами и уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что отсутствие диплома о высшем образовании значит невозможность нормальной, счастливой жизни и самореализации. Это понимание и определило современную ситуацию в стране. В настоящее время получение диплома и востребованной специализации – это цель каждого жителя страны. И добиваться её начинают с раннего детства. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Особенности образования в Китае

Концепция заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всех благ. Поэтому с детства каждый гражданин КНР знает, что такое усиленное изучение материала, способен стойко вынести по девять уроков каждый день и проводит свободное время за изучением книг в библиотеке. И все это сопровождается железной дисциплиной: за 12 пропусков ученика ждёт отчисление, за употребление алкоголя в стенах учебного заведения — отчисление с выговором и значительные сложности при поступлении в другие школы.

Из-за высоких нагрузок и железной дисциплины в школах существуют и тихие часы. После обеда у учеников есть 60-80 минут на отдых и восстановление. При этом до ухода на отдых дети изучают точные науки, а после тихого часа занимаются творчеством.

Система образования в Китае

Современная китайская система образования знакома любому европейцу и мало отличается от того, к чему мы привыкли.

  • С трёх до шести лет дети получают дошкольное образование в детских садах. В этом возрасте начинается приучение к строгой дисциплине.
  • Следующие шесть лет ребёнок проводит в начальной школе. Там он получает базовые знания о мире и обществе и впервые пробует себя в качестве работника.
  • Ещё три года занимает обучение в средней школе. На этой ступени дети углубляются в точные науки, изучают политику, информатику и иностранные языки. После окончания средней школы ученики считаются достаточно подкованными, чтобы не идти в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование и пойти работать.
  • Последние три года школы – это старшие классы. Там детей готовят к университету.

Дошкольное образование

В Китае, как и в России, дошкольники посещают детские сады. Они делятся на два основных типа: частные и государственные. При этом они отличаются как способом финансирования, так и методикой преподавания.

В частных детских садах при обучении делают упор на индивидуальный подход к ребёнку, развивают его творческие способности и знакомят с наукой и искусством. В государственных же дошкольных учреждениях детей приучают к труду, учат справляться с бытовыми потребностями и готовят к начальной школе.

Знаменитую китайскую дисциплину детям прививают с детского сада. Каждое утро начинается с поднятия национального флага, все игры строго контролируются воспитателями, а свободного времени для безделья просто нет. Может в этом и кроется секрет исключительного трудолюбия и работоспособности китайцев.

Школьное образование в Китае

О трёхступенчатой структуре школьного обучения мы упомянули раньше. В целом она напоминает российскую, за исключением того, что бесплатными являются только первые девять лет обучения. За старшую школу нужно будет заплатить.
Начальная и средняя школа – это обязательный этап обучения. Программа включает в себя базовое изучение китайского языка, математики, природоведения, истории, географии и музыки. Оцениваются знания по 100-балльной шкале, работает тестовая система.

В китайских школах для всех учеников действует единая форма, входные ворота открываются дважды в день, а учебный процесс не прекращается даже во время каникул. После отдыха школьники обязаны сдать учителям готовое домашнее задание. Частой практикой является отправка детей за границу. Но не для отдыха, а более углублённого изучения иностранного языка. Кажется, что каждую свободную минуту в Китае тратят на учёбу.

В старшую школу обычно идут те, кто хочет поступить в вуз. Ещё один важный момент – перед началом этого этапа ученики сдают профильный тест и выбирают направление — профессионально-техническое или академическое.
В старшей школе академического направления учеников готовят к поступлению в вуз. Школьников ждёт обучение серьёзным и узкопрофильным дисциплинам, которые понадобятся им в университете.
Профессионально-техническая старшая школа направлена на подготовку будущих рабочих.

Высшее образование в Китае

На территории Китая расположены более двух тысяч высших учебных заведений. Стоит отметить, что дипломы вузов КНР не только котируются работодателями, но и высоко ценятся на мировой арене. И это всё благодаря фундаментальному подходу к высшему образованию в Поднебесной.

Чтобы поступить в университет, школьники сдают общегосударственный единый экзамен, который определяет их шансы на поступление в вуз. В росте числа молодых людей с высшим образованием заинтересовано не только государство, но также и муниципалитеты и частные компании Китая. Отсюда и разнообразие грантов и стипендий на обучение в вузах. Также распространены кредиты на обучение.
Учёба в КНР становится доступнее, но конкурс на бюджетные места по-прежнему очень велик, поэтому даже поступление на платное отделение – праздник для всей семьи. Диплом выпускника китайского вуза – гарант успешной карьеры в будущем.

Структура высшего образования в Китае – такая же, как в России или Европе и состоит из трёх ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Обучение на бакалавриате занимает четыре года и является основной ступенью получения высшего образования. Диплом бакалавра позволяет получить работу в ведущих компаниях Китая и всего мира.

Магистратура – это ещё два или три года обучения и получение первой академической степени. Студентов, поступивших на вторую ступень обучения, ждёт серьёзная научная работа, публикация академических материалов по выбранной теме и, наконец, написание и защита магистерской диссертации.

Получение степени кандидата наук занимает ещё три-четыре года обучении в аспирантуре. Обычно это обучение платное, но аспиранты, занимающиеся изучением важных или современных тем, могут рассчитывать на помощь государства, которое поощряет рост учёных, приносящих пользу стране.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более 400 000 студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) уже сегодня учатся в Китае. При этом иностранные студенты получают льготы и более мягкие условия проживания.

Почему? Ежегодно учебные заведения КНР предоставляют сотни программ и грантов для иностранных студентов. Чем больше студентов из других стран – тем выше рейтинг университета. Сотрудничество вузов с другими странами важно для развития международного бизнеса, улучшений отношений с другими государствами и популяризации китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличие от китайских, иностранные студенты живут в более комфортных условиях. В кампусе любого крупного университета есть отдельные общежития для учащихся из других стран. Обычно они новее, оборудованы всей необходимой техникой, а комнаты в них рассчитаны на меньшее количество человек.

Но при этом не стоит забывать, что во время обучения у иностранных студентов никаких привилегий нет. Железная дисциплина и высокие требования одинаковы для всех. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким сокурсникам с недопониманием. Помимо этого, за плохую успеваемость или прогулы без уважительной причины могут отчислить.
Каждый год вузы Китая завоёвывают лидирующие позиции в мировых рейтингах учебных заведений. Этому способствует и государственная поддержка, и новаторский подход и международный опыт обмена знаний вузов Поднебесной.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Пожалуй, высшее образование в Китае сегодня частично похоже на то, что нам рассказывали о советских вузах. В приоритете – незыблемый авторитет преподавателя, обязательное посещение всех лекций и семинаров, требовательность в учёбе и, конечно, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное обучение в Китае – это откат в прошлое. Наряду с железной дисциплиной и строгими нормами, которые были присущи российским вузам 50 лет назад, университеты КНР демонстрируют научную открытость, использование последних технологий, активное внедрений практических занятий и сотрудничество с лучшими вузами со всего света. Большинство вузов Китая оборудованы инновационными лабораториями, имеют обширные библиотеки и все условия для совершения настоящих научных открытий.

Кроме того, студенты живут в современных кампусах, на территории которых находятся кафе, тренажёрные залы, магазины, банковские отделения и всё необходимое для жизни. Зачастую у учащихся, проживающих в общежитиях, просто нет нужды выходить за пределы студенческого городка. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти вузов Китая входят в число 500 лучших университетов мира. Рейтинг обновляется каждый год и включает в себя самые инновационные, современные и влиятельные вузы со всего света. Два китайских университета, расположенных в Пекине, стабильно попадают в первые несколько десятков мирового рейтинга. Это ещё раз говорит о том, как высоко ценится образование, полученное в Китае, на мировой арене.

Наиболее авторитетные высшие учебные заведения Китая сформировались в отдельную группу и получили название «Лига С9». Это объединение сопоставимо с американской «Лигой плюща» или британским альянсом «Рассел». Кроме авторитета и высокого рейтинга, все научные исследования и технические разработки в этих университетах финансируются государством. Целью создания лиги было объединение научных ресурсов и договорённость о поддержке высокого уровня национального образования. Соответственно, любой из девяти университетов группы может предложить лучшие условия для обучения в Китае.

В «Лигу С9» входят Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Наньцзинский университет, Университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая, Чжэцзянский Университет и Сианьский транспортный университет.

Для абитуриентов, желающих получить высшее образование или научную степень в Китае, работают сотни вузов. Все они имеют разные специализации и могут предоставить разные возможности. Но при этом одинаково качественным оно будет как в больших городах и федеральных университетах, так и в маленьких бюджетных вузах, расположенных в провинциях.

Как устроено дошкольное образование в Китае

Китай славится разнообразием национальностей и большим количеством жителей, ну и, конечно же, детей. Поэтому неудивительно, что многие иностранцы, переезжающие в страну работать или жить, хотят знать, в какой садик оформить ребенка и как вообще устроено дошкольное образование в Китае.

Особенности китайских детских садиков

Дошкольное обучение – первая ступень и важная часть базового образования в Китае. Основным его видом по-прежнему является детский сад. Правительство Китая считает образование одним из главных условий стабильного экономического развития нации, поэтому воспитанию малышей уделяется много внимания.

Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста сначала копировали японскую систему обучения. Но после образования КНР они больше стали похожи на советские, так как сюда приезжали ученые, передающие опыт и методику Советского Союза. Со временем китайцы переняли опыт и за рубежом.

В некоторых китайских учреждениях обучение малышей доступно уже с 2 лет. Обычно китайские дети ходят в детский сад с 3 до 6 лет, гармонично развиваясь во всех отношениях.

Учеба в детсадах длится по полугодиям. Дети получают практические знания и навыки, закладывающие основы к адаптации в школе. Цель детских садов – как можно лучше подготовить малышей к школьной программе.

Особенности китайского детского садика в том, что с раннего возраста детей приучают к патриотизму и любви к родине. Каждое утро начинается с поднятия государственного флага.

Воспитывают детей в духе коллективизма – каждый из них учится заботиться о других, помогать и проявлять сострадание. Благодаря этому малыши живут дружно, как в единой семье.

Дошкольников учат чтению и математике, обучают писать иероглифы. Считается, что ребенок должен уметь это уже к первому классу. Учат ухаживать за растениями и даже готовить. Дети много отдыхают, танцуют и поют.

Основное средство китайского детского воспитания – игра. У ребят есть возможность проявить свои таланты и способности в различных играх, на которых построено дошкольное обучение.

Детские образовательные учреждения в Китае

Так как население страны постоянно растет, правительство поощряет общественные организации и частные предприятия создавать и развивать новые дошкольные заведения. Поэтому наряду с традиционными детскими садами все чаще появляются частные группы с дошкольной подготовкой. Зачастую они существуют в глубинке, где нет обычных детсадов.

В Китае дошкольные учреждения делятся на несколько видов:

  • государственные;
  • частные;
  • ведомственные.

Многие родители хотят отдать своего ребенка в государственные детсады, так как слышат о них положительные отзывы об их преимуществах. К примеру, небольшая оплата, воспитатели обладают педагогическим опытом. Обучение в государственных дошкольных учреждениях направлено на получение практических навыков, приобщение к труду и подготовке к дальнейшей учебе.

В частных садиках, по сравнению с государственными, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, при этом используются педагогические системы образования других стран. Малышей учат танцам, музыке, искусству и культуре. Родители оплачивают все обучение, а также дополнительные занятия.

Дошкольное воспитание в ведомственных учреждениях чаще строится по государственной образовательной программе. Детей подготавливают к начальной школе, дают практичные знания, проводят творческие занятия и следят за тем, чтобы обеспечить максимальное развитие ребенка в разных областях. Образование во всех садиках направлено на содействие физическому, умственному и нравственному развитию.

Пройдите социологический опрос!

Оформление ребенка в китайский детский сад

Всего в КНР, включая Пекин, насчитывается более 150 000 детских учреждений. Попасть в них не так легко, ведь население огромное, а государственных садов немного. Часто они переполнены, а в группах насчитывается около 30 человек. Поэтому бывает, что родители-иностранцы предпочитают нанимать няню, желательно говорящую на языке семьи.

Некоторые русские общины, не найдя подходящего места для своих малышей, предприимчиво открывают частные дошкольные заведения для русских. Многие эмигранты ходят именно в них, так как попасть туда проще.

Чтобы оформить ребенка в китайский сад, нужно свидетельство о рождении, справка о прививках, справка о медосмотре. Иногда такие учреждения запрашивают прописку, документы о недвижимости или праве собственности – любой детский сад предоставит детальный список документов и необходимые требования к ним.

Во сколько обойдется посещение детсада

В Китае к образованию относятся серьезно, и находится оно на высоком уровне. Государство предпринимает шаги по увеличению ресурсов для обучения маленьких китайцев, в том числе в бедных районах. В стране также живет более десятка тысяч иностранных детей от 3 лет, которые ходят в основном в коммерческие садики, что обходится дороже.

Хотя дошкольное образование считается необязательным, все же большинство заботливых родителей специально отдают ребенка в садик, чтобы он мог полноценно подготовиться к школе. Оформление в детсад Китая платное.

Стоимость посещения частного детского учреждения может превышать стоимость государственного в 2 раза. Обычно в среднем это стоит 2 000 юаней в месяц, в провинциях – дешевле.

В государственном садике родители платят до 3 000 юаней за полугодие. Ежемесячная оплата зависит от престижности заведения, его места расположения, а также других факторов.

Иногда доступны дополнительные платные занятия, такие как катание на роликах, бальные танцы или китайская гимнастика.

Занятия с детьми, распорядок и организация питания

Множество частных дошкольных учреждений предлагают иностранным родителям обучать детей на английском или русском языке, что очень кстати для приезжих из России. В программу входят такие понятия, как здоровье, речь, искусство и социальные навыки.

Обучение проходит с наглядными пособиями, игрушками, шутками. Знания подаются в легкой форме, давая детям возможность проявить свои таланты и способности.

  • В китайских садиках до завтрака, который начинается в 8.00, (в некоторых – в 8.30), проводится утренняя гимнастика.
  • Занятия с детьми обычно длятся с 8.30 до 10.00. В ходе группового обучения малыши выполняют простые логические задачи. Они играют, одновременно узнавая что-то новое, изучают иностранный язык, в частности английский. Умственная и физическая активность чередуются.
  • После 10.00 предусмотрен отдых на улице и обед. С 12.00 до 14.30 – тихий час.
  • После полдника обучение продолжается. Дети обсуждают прочитанную воспитателем литературу, рисуют, слушают музыку. Затем вновь играют на свежем воздухе.
  • В 17.00 – ужин, после чего родители могут забрать детей домой, чаще всего в 17.30–18.00.

Как видно, день в детском саду насыщен и четко распланирован.

На группу из 25-30 человек выделяются 2 воспитателя и 1 помощник. Это зависит от возраста детей и того, какая группа: младшая, средняя или старшая.

Воспитатели контролируют учебный процесс и строго следят за дисциплиной, даже во время игры. Все имеют высшее педагогическое образование и воспринимаются малышами как авторитетные взрослые. Минус в том, что в Китае таких квалифицированных педагогов не хватает.

Немало внимания уделяется полноценному питанию. Помимо основного китайского блюда – риса, детям дают мясо, овощи, фрукты, молочные продукты и супы. В рисовую кашу добавляют бобы, кукурузу, фарш, сушеные морепродукты. Острое, жареное и жирное из рациона исключается.

Малышей кормят 3 или 4 раза в день, побуждают пить воду, регулярно ходить в туалет и мыть руки. Здоровью уделяется много внимания: медсестры следят за его состоянием, а если ребенок заболел, его отправляют домой.

Китайские традиции и подход к воспитанию детей

Детский сад в Китае считается своего рода средством от эгоизма, ведь в работе с малышами преобладают коллективные формы занятий. Как результат укрепляется чувство взаимопомощи и дружбы, делается упор на развитие коллективизма.

В детских группах поддерживается порядок и строгая дисциплина. Не допускаются драки, ссоры и непослушание. Плюс принятых в КНР методов воспитания в том, что, исправляя конфликтную ситуацию, воспитатели всегда общаются с детьми спокойно и сдержанно. Наставление ни в коем случае не включает в себя жестокость в наказании.

В Китае ценятся и с детства прививаются такие качества, как:

  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • сочувствие к другим;
  • уважение к старшим.

В детских садах не поощряется лень и пустое времяпровождение. Детям ясно дают понять, что от них ожидается, а чего следует избегать. В доступной форме они обучаются тому, что послушание всегда поощряется, а непослушание осуждается.

В садике детей разными способами готовят к начальной школе. Иногда выдают малышам одинаковую форму и рюкзаки, что также прививает чувство принадлежности к коллективу.

В рамках дошкольного обучения детей учат культурным особенностям страны, ее истории и традициям. Учат находить решения в повседневных конфликтных ситуациях, развивают любовь к труду и природе, воспитывают ответственность и самостоятельность.

Заключение

Система дошкольного образования в Китае постоянно развивается, пополняясь передовым педагогическим опытом. И хотя, согласно исследованиям, важную роль в обучении и развитии детей играет домашняя семейная обстановка, детские сады несут значительную воспитательную и образовательную нагрузку.

Дошкольное образование в Китае: Видео


Источники:
http://chinacampus.ru/site/articles/obrazovanie-v-kitae
http://zagranportal.ru/kitaj/obuchenie-kitaj/doshkolnoe-obrazovanie-v-kitae.html
http://zagranportal.ru/kitaj/obuchenie-kitaj/shanxajskij-universitet-inostrannyx-yazykov.html

Ссылка на основную публикацию