Путешествие мечты во Францию: Тур де Франс

Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке

Для многих поклонников велоспорта гонка «Тур де Франс» – самое яркое и ожидаемое событие года. Миллионы зрителей смотрят многодневное, изнурительное состязание на спортивных каналах, миллионы не пропускают ни одной новостной заметки о гонке, а тысячи счастливчиков становятся живыми свидетелями захватывающей борьбы профессиональных велогонщиков.

В этой статье вы узнаете, почему «Тур де Франс» стала самой популярной велогонкой в ​​мире, где проходят самые сложные этапы и как определяется победитель. Мы поможем разобраться в тонкостях правил и поделимся любопытными фактами. À vos marques, prêts, partez!*

*На старт, внимание, марш!

Что такое «Тур де Франс»

«Тур де Франс» (в оригинале Le Tour de France) или «Большая петля» – ежегодная многодневная профессиональная велогонка с традиционным стартом в последнее воскресенье июля. Тур растягивается на 23 дня и считается самой престижной и сложной велогонкой в мире.

История

«Тур де Франс» начинался в 1903 году как рекламная кампания газеты L’Auto – сегодня известной как L’Équipe. Редактору Анри Дегранжу нужно было поднять продажи газеты и превзойти конкурента Le Vélo. 20 ноября 1902 года во время обеда в парижском Café de Madrid журналист Жео Лефевр подал Дегранжу идею организовать велогонку.

L’Auto впервые анонсировала гонку 19 января 1903 года.

Дата старта – 1 июля 1903 года
6 этапов за 19 дней
Протяжённость гонки – 2428 км

Главный приз для победителя составил 12 000 франков, что в шесть раз больше, чем многие рабочие тогда получали за год. На первую многодневку записались 60 участников, но только 24 из них добрались до финиша.

Успех не заставил себя ждать: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч в 1903 году до 250 тысяч в 1908 и более полумиллиона в 1923. Рекордный тираж L’Auto был достигнут в 1933 году: во время многодневки газету купили более 850 тысяч раз за один день. Продажи L’Auto взлетели до такой степени, что Le Vélo обанкротился.

Тогда, в 1903 году, ещё никто даже не подозревал, что «Тур де Франс» станет самой узнаваемой велогонкой в мире.

Сколько этапов в Туре

В современной истории «Тур де Франс» 21 этап и общее расстояние от 3000 до 4000 км. На каждый этап даётся один день, и у гонщиков есть два дня отдыха на весь Тур. Только представьте, какую колоссальную нагрузку испытывают спортсмены, каждый день проезжая более 150 км по непростому рельефу.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Этапы бывают следующих видов:

  • равнинные;
  • горные;
  • холмистые;
  • индивидуальная гонка на время.

Самый длинный этап может быть протяжённостью более 220 км. Самый короткий этап – индивидуальная гонка на время, расстояние которой тоже год от года меняется.

Где проходит маршрут

Маршрут и старт «Тур де Франс» меняются каждый год, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. Старт в разные годы давали в Нормандии, Лондоне, на Корсике, в Брюсселе, в Монако. Петлю делают по всей Франции, чтобы жители разных регионов страны смогли стать свидетелями события мирового значения.

Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке

Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com

Огибая Францию, спортсмены пересекают Альпы, Пиренеи, горы Центрального массива.

Финальный этап известен как неофициальный чемпионат спринтеров, но наиболее примечательной характеристикой финала стала традиция пить шампанское на велосипеде. Эта честь достаётся победителям Тура во время пересечения линии старта.

Забавно, но французские историки Жан-Люк Бёф и Ив Леонар говорят, что большинство французов плохо представляли себе форму своей страны, пока газета L’Auto не начала публиковать карты с маршрутом гонки.

Как определяется победитель

Многодневная велогонка использует суммарное время прохождения этапов для определения победителя, то есть время гонщиков складывается со временем их предыдущего этапа. Чтобы одержать победу, нужно показать наименьшее время в сумме.

Такая система позволяет командам выстраивать тактику, где бы их лидер всегда оставался на верхних строчках генеральной классификации (ранжирование гонщиков согласно накопленному времени), при этом не тратя все силы. Так что победить в Туре можно, даже не выиграв ни одного отдельного этапа.

Да, а причём здесь команды? Велоспорт – командный вид спорта. Ведь главная преграда для любого велосипедиста – сопротивление воздуха. Двигаясь группой, можно очень сильно экономить силы, оставляя высокой скорость движения.

На «Тур де Франс» в каждой команде, которых обычно 20-22, по восемь спортсменов, и у каждого свои функции в пелотоне: реагировать на атаки соперников, беречь силы лидера, ограждая его от ветра, бороться за победу на отдельном этапе.

Кстати, в первые годы участники Тура ездили индивидуально, и им даже запрещали держаться вместе. Это создавало значительный разрыв между победителем и вторым местом. Сейчас же основная разница во времени набирается благодаря «разделкам» и этапам, где финиш находится на вершине горы.

Майки лидеров

  • Жёлтая майка – майка, о которой мечтают все профессиональные гонщики. Выдают её лидеру генеральной классификации Тура. Жёлтый цвет у майки неспроста: такими были страницы газеты, спонсировавшей гонку.

Вам наверняка интересно узнать, какими суммами награждают победителей. В 2020 году общий призовой фонд составил 2 293 000 евро:

  • 500 000 евро – победитель;
  • по 25 000 евро – лучший спринтер и лучший «горняк» по итогам гонки;
  • 20 000 евро – лучший молодой гонщик по итогам гонки;
  • 20 000 евро – самый агрессивный гонщик по итогам гонки;
  • 11 000 евро – победитель того или иного этапа;
  • 2000 евро – дневная премия самому агрессивному гонщику;
  • 1500 евро – победитель промежуточного спринта;
  • 500 евро – дневная премия обладателю жёлтой майки;
  • 500 евро – дневная премия обладателю белой майки;
  • 300 евро – дневная премия обладателю зелёной майки;
  • премия горняков зависит от категории, присвоенной подъёму; если это восхождение HC (вне категории), то победитель получает 800 евро, если это первая категория – 650 евро, вторая категория – 500 евро, третья – 300 евро и четвёртая категория – 200 евро.

Самый сложный этап

Самый сложный этап в «Тур де Франс», разумеется, горный, хотя и гор тут очень-очень много. Именно они выделяют Тур среди множества других гонок. Из 21-го этапа не более 8-ми будут плоскими, а всё остальное поделят между собой холмистый и горный рельеф. Даже короткая гонка на время может включать в себя ощутимый градиент на подъёмах.

Знаковые восхождения в многодневке – подъёмы на Коль дю Турмале и Альп д’Юэз.

Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке

Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com

Перевал Турмале – это 1395 м вертикального набора по узкой трассе длиной 18,6 км. Включение подъёма на эту вершину – самое частое за всю историю гонки: Тур посетил его более 85 раз. С 1980 года перевал признали «выходящим за рамки классификации», благодаря его сложности.

Что же такое «подъём вне классификации»? Подъёмы ранжируются в соответствии с их сложностью и делятся на категории от одного до четырёх, где 1 – самый сложный, а 4 – самый лёгкий. Сложность рассчитывается по формуле, которая учитывает крутизну и длину подъёма.

Однако есть определённые горы, которые называют Hors Catégorie, то есть «выходящими за рамки классификации» из-за их чрезвычайной сложности. За 21 этап «Тур де Франс» участникам предстоит подняться на горы Hors Catégorie не один раз.

Вершина Альп д’Юэз – это серпантин из 21 витка, каждый из которых назван именем победителей этапов. За 13,8 км подъёма гонщики набирают высоту 1120 м. 18-й этап «Тур де Франс» 2013 года включал в себя сразу два восхождения на эту гору!

Коль дю Галибье – ещё один часто посещаемый гонщиками «Тур де Франс» перевал. Это самая высокая точка велогонки: 2645 м над уровнем моря. Чтобы достичь вершины, нужно проехать 18,1 км, набрав при этом 1245 м высоты.

Изнурительные уклоны проверяют характер велосипедиста на прочность, и очень часто горные перевалы определяют расстановку мест в рейтинге многодневки. И если бы ещё спортсмены за один этап ехали лишь один перевал! Однако до начала подъёма на сложнейшую гору они преодолевают несколько других «попроще».

Изучая более чем столетнюю историю Тура, специалисты особо упоминают 18й этап гонки 1983 года. Пелотон должен был проехать 247,5 км с набором 6 685 м. Жак Мишо выиграл этот этап за 7 часов 45 минут.

Средняя скорость

С 1903 года скорость Тура растёт и растёт. Всё это происходит по понятным причинам: качество экипировки с каждым годом становится лучше, поскольку наука и технологии всё больше вовлекаются в спорт.

Кроме того, некоторые прошлые победители были быстрейшими благодаря применению допинга. Вы не удивитесь, узнав, что самый быстрый «Тур де Франс» принадлежит Лэнсу Армстронгу, позже сознавшемуся в употреблении запрещённых препаратов. У Армстронга вскоре после этого отняли все семь титулов победителя «Тур де Франс».

Ну а рекорд средней скорости он показал в 2005 году – 41,7 км/ч, что более чем на 1 км/ч быстрее, чем у нынешних гонщиков, использующих гораздо более современную экипировку.

Средняя скорость «Тур де Франс» с 2009 года:

  • 2009 г., Альберто Контадор: 40,03 км/ч
  • 2010 г., Энди Шлек: 39,59 км/ч
  • 2011 г., Кэдел Эванс: 39,79 км/ч
  • 2012 г., Брэдли Уиггинс: 39,93 км/ч
  • 2013 г., Крис Фрум: 40,68 км/ч
  • 2014 г., Винченцо Нибали: 40,68 км/ч
  • 2015 г., Крис Фрум: 39,64 км/ч
  • 2016 г., Крис Фрум: 39,63 км/ч
  • 2017 г., Крис Фрум: 41,00 км/ч
  • 2018 г., Герайнт Томас: 40,23 км/ч
  • 2019 г., Иган Бернал: 40,58 км/ч
  • 2020 г., Тадей Погачар: 39,87 км/ч

Что такое Caravane Publicitaire

Caravane Publicitaire, что в переводе означает «рекламный караван», идет бок о бок с Туром с 1930 года, когда расходы по размещению гонщиков перешли с плеч спонсоров на плечи организаторов. Чтобы покрыть все эти огромные траты, Анри Дегранж разрешил рекламодателям предшествовать гонке. Шествие из ярко украшенных грузовиков и автомобилей и стало известно как рекламный караван.

С тех пор «Тур де Франс» очень интересен для бизнеса, потому что зрители собираются у дороги задолго до гонки и видят названия компаний не один раз.

Чтобы попасть в караван, рекламодатели платят организаторам примерно 250 000 евро. К этой сумме добавляются расходы на коммерческие образцы и товары для толпы. Например, в 1994 году банк GAN выдал 170 000 брелоков, 80 000 значков, 60 000 пластиковых пакетов и 535 000 экземпляров своей гоночной газеты. Всё это вместе весило 32 тонны.

Рекламная процессия из ста с лишним автомобилей выдвигается за два часа до старта и простирается на более чем 10 километров.

На сегодня рекламный караван продолжает существовать скорее как традиция для зрителей, поскольку командам вновь оказывают спонсорскую помощь бренды. Согласно опросу, процитированному в издании Franceinfo, 47% из 10–12 миллионов зрителей Тура выходят на обочину дорог гонки только ради каравана.

Почему велогонка так популярна среди зрителей

Болельщик Тура – ещё одно отличие гонки от множества других соревнований в различных видах спорта. Живой коридор из зрителей на подъёмах (не менее полумиллиона человек на трассе к вершине Альп д’Юэз), кемпинги по маршруту, карнавальные наряды, произведения искусства на полях и в небе: как только болельщики не поддерживают свои любимые команды!

Оказавшись даже в самой маленькой деревне по маршруту «Тур де Франс», вы увидите, с каким восторгом местные жители принимают гонку. В некоторых городках в дополнение к гонке болельщиков может ждать даже небольшой праздник.

«Тур де Франс» любят не только за спорт, но и за путешествие по Франции, когда благодаря трансляции есть возможность познакомиться с интересными маршрутами и дорогами разных уголков страны. Не зря соревнование называют ещё и путеводителем по Франции.

Tour de France: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке

Фото: Chris Auld. Источник: bicycling.com

Эта гонка даёт всему государству огромные рекламные возможности, и потому редкий житель будет недоволен ей. Так, каждый год директор гонки Кристиан Прюдомм получает письма из городов со всей страны с просьбой организовать этап у них. И это несмотря на то, что города и посёлки тратят огромные суммы, чтобы принять гонку.

Обычная ставка для города, принимающего стартовый этап, составляет 50 000 евро, а финишного этапа – 100 000 евро. Например, когда в 2007 году старт Тура был дан в Лондоне, столица Великобритании заплатила за это право более 1 миллиона евро.

Можно ли любителям участвовать в гонке

Участие в «Тур де Франс» командное, а не индивидуальное, так что если какая-либо из команд не подпишет с вами контракт, гоняться рядом с профессионалами не получится.

В ранней истории Тура любителей приглашали для участия в некоторых этапах гонки, а те даже иногда выигрывали. Такое произошло в 1984 году, когда 17-й этап на Альп д’Юэз выиграл спортсмен-любитель из Колумбии Луис Эррера, живший у себя на родине на высоте 2000 м над уровнем моря. Он стал первым колумбийцем, выигравшим этап гонки, и первым велосипедистом-любителем, выигравшим этап в истории «Тур де Франс».

Впрочем, проехать по маршруту Тура можно. Для любителей существует мероприятие L’Étape du Tour, которое проводится во время «Тур де Франс», обычно за несколько дней до того, как тот или иной этап пройдёт для профессионалов.

«Тур де Франс»: за кулисами велогонки

Увидеть своими глазами Тур де Франс – это мечта каждого велосипедиста. В моем случае, она сбылась благодаря журналу GEO, который отправил меня во Францию – сделать репортаж с пятого этапа Тура. К сожалению, запланированной съемки с вертолета не случились по причине плохой погоды, но зато удалось увидеть гонку из машины сопровождения. Мои впечатления, облеченные в умеренное количество букв и множество картинок – под катом!

30 секунд — примерно столько зрители велогонки «Тур де Франс» видят спортсменов вживую. Пелотон появляется из ниоткуда, проносится мимо со скоростью под 50 километров в час и исчезает в дымке.

Все остальное время для стоящего на трассе зрителя эта многодневная гонка существует только на экранах телевизора или планшета. Но именно ради этих «живых» мгновений сотни тысяч людей со всего мира приезжают во Францию, за неделю становясь лагерем на обочине трассы. Ни дождь, ни отсутствие бытовых удобств не останавливает тех, кто влюблен в велоспорт. И на это есть весьма убедительные причины.

Проводящаяся уже 102-й раз многодневка «Тур де Франс» — самое важное в мире состязание, для поклонников велоспорта затмевающее даже Олимпийские игры. 3630 километров, разделенных на 21 этап. 22 дня гонки, из них всего два дня отдыха. Без малого две сотни спортсменов. А также тысячи других участников, чью работу крупным планом редко показывают телекамеры — тренеров, механиков, массажистов, врачей, судей, волонтеров.

Оказавшись в закрытом парке, где перед стартом появляются вереницы из командных трейлеров и автомобилей с велосипедами на крыше, видишь, как работают шестеренки отлаженного механизма гонки. В том числе, и в буквальном смысле — тут и там механики готовят велосипеды к старту, смазывая цепи и настраивая бортовые компьютеры. Техники устанавливают спутниковые чипы.

Командный автобус — святая святых. Тут гонщики готовятся к старту. Доступ прессы в автобус строго запрещен. Но владелец российской команды Tinkoff Saxo Олег Тиньков сделал исключение для GEO.

Когда видишь на расстоянии вытянутой руки смущенного молодого человека в велотрусах, примеряющего новую веломайку, вовсе не представляешь себе, что это тот самый Петер Саган, признанный одним из сильнейших велогонщиков современности и фаворитом нынешнего Тура.

Но очень скоро он преобразится — сядет на свой байк и промчит 189 километров за 4 часа 39 минут, показав второй результат на этапе Аррас — Амьен Метрополь.

Наблюдать за стартом гонщиков — значит, не оказаться раньше них на финише. Поэтому дожидаться старта мы не стали — и вслед за «рекламными» автомобилями отправились на дистанцию на автомобиле сопровождения Skoda.

Чешская марка уже 12 лет является спонсором Тура, предоставляя организаторам 250 машин!

Возглавляющий пелотон «красный автомобиль» директора гонки Кристиана Прюдомма отличается от стандартных моделей: 190-ти сильный дизельный Superb нового поколения оборудован специальными обтекателями, мощной четырехканальной радиостанцией, а также большим люком с электроприводом над задними сиденьями.

Большинство команд также выбирают автомобили чешской марки.

На «Тур де Франс» славное велосипедное прошлое Skoda и ее грандиозное автомобильное настоящее слились воедино.

С просторного заднего сиденья нового Superb гонка выглядит совсем не так, как по телевизору — особенно в тот момент, когда автомобиль оказывается между основной группой гонщиков и ушедшим в отрыв Пьер-Люком Перишо.

На протяжении почти сотни километров, французу удавалось возглавлять гонку в одиночестве. Если, конечно, это слово применимо к спортсмену, окруженному машинами сопровождения и мотоциклистами с видеокамерами, едущими сквозь толпы зрителей под одобрительные крики. Которые, впрочем, совершенно не слышны самому гонщику — настолько высок градус его внутренней концентрации.

«Проще не будет, ты просто будешь быстрее». Трехкратный победитель Тура Грег Лемонд знает, о чем говорит. Для спортсменов выступление в Туре является главным шансом в жизни, а победа — пиком карьеры. По словам велосипедного амбассадора Skoda, победителя Тура 1987 года Стивена Роша, в былые годы тренировочный процесс спортсменов меньше зависел от тренеров и докторов, было больше самостоятельности. Но все равно — в момент прохождения дистанции любой спортсмен, как и прежде, находится наедине с самим собой, своим телом. Подсказки от тренеров по радио могут быть полезными в тактическом плане, но вряд ли помогут ехать быстрее.

Несмотря на статус важнейшей мировой велогонки, «Тур де Франс» — мероприятие скорее не спортивное, но культурное, социальное. Не меньшую роль, чем спортсмены и их команды, в нем играют болельщики. Они стоят на протяжении всей трассы, проходящей через уютные городки и пшеничные поля.

Когда-то здесь грохотали танки, и это не фигура речи — эти места были ареной сражений Первой мировой. Как хорошо, что сегодня тут гремят только мирные баталии…

От мала до велика, зрители полны энергией и охотно делятся ей со всеми, проезжающими по трассе. Будь это разбрасывающий сувениры «рекламный» автомобиль в виде плюшевой собаки или гигантской покрышки, либо машина с журналистами.

Для болельщиков «Тур де Франс» — важная часть жизни. Поэтому подходят они к этому основательно: готовят специальные костюмы и строят тематические инсталляции.

Вот местные крестьяне собрали гигантский велосипед из стогов сена. Вот расстелили полотном по поле гигантские буквы, которые в прямом эфире покажет камера с вертолета телеканала «Евроспорт». Вот пенсионеры выкатили надраенный до блеска ретро-кар. Вот на обочине стоит детский велосипедный клуб — в полном составе, начиная с пятилеток, на велосипедах BMX, в полной экипировке, включая шлемы-фулфейсы.

Стоят у первого в мире танка МК-1 подростки в форме английских солдат времен Первой мировой. Их матери — неподалеку, в облачении сестер милосердия. Вот смешной толстяк размахивает французским флагом…

Те, кто приехал издалека, разбивают рядом с трассой палатки, или, что встречается чаще, приезжают на автофургонах, внутри которых живут на протяжении всей гонки, ночами переезжая с места на место, вслед за очередным этапом.

Ни большие перегоны, ни неизбежные на узких дорожках пробки не останавливают истинных поклонников велоспорта. 12 миллионов зрителей на трассе — такой посещаемостью не могут похвастаться даже Олимпийские Игры!

Финиш этапа традиционно собирает максимальное количество зрителей, оккупировавших не только трибуны, но и столбы светофоров.

Возможность своими глазами увидеть на лицах гонщиков эмоции финишного спринта — бесценна!

И совсем неважно в этот момент, какой ракурс и какой момент попадет в объектив вашего фотоаппарата или смартфона. Ты сам — часть праздника жизни под названием «Тур де Франс», важный винтик этой грандиозной машины.

А что касается самой гонки, которую невозможно толком увидеть, будучи зрителем. Для этого есть планшеты и телевизоры, не правда ли?

В качестве пост-скриптума – небольшой бонус, а именно – короткое интервью с ирландцем Стивеном Рошем, ставшим в 1987 году победителем Тур де Франс, Джиро д’Италия и Чемпионата Мира. В истории велоспорта есть всего два гонщика, которым удавалось подобное достижение – первым был Эдди Меркс.

– Велогонщикам приходится часто бывать на выездах. Как к этому относятся их семьи?

– Это бывает непросто, но это часть работы. Если ты космонавт, и летаешь на Луну, ты месяцами находишься вдали от семьи. Если ты дальнобойщик – у тебя те же проблемы, как и в случае, когда ты журналист. Когда ты велогонщик, очевидно, что тебе придется проводить большое количество времени на гонках и тренировках, и семьи относятся к этому пониманию.

– Мы много говорим о спорте, давайте теперь поговорим об отдыхе. Как отдыхают профессиональные велосипедисты?

– Отдых – это не ездить на велосипеде. Но этот период не превышает две недели в году, после чего тренировки возобновляются. Для велосипедиста сегодня очень трудно полностью перестать кататься даже на такой период времени. В наше время мы отдыхали 4-5 недель в октябре и ноябре. Но сейчас сезон начинается раньше, в январе, поэтому необходимо возобновлять тренировки раньше, чтобы успеть набрать форму.

– Какие реальные отличие между современными гонщиками и спортсменами вашего поколения?

– В прошлом велогонщики были гораздо круче. Все они были очень крутыми парнями. Но сейчас все изменилось – оборудование, велосипеды, не только с точки зрения цены, но и с точки зрения качества. Изменилась и скорость, и тактика, сильно изменилась и коммерческая сторона вопроса.

Правда ли, что сейчас гонщики стали быстрее?

– Нет-нет-нет, ни в коем случае. Гонщики моего поколения были намного быстрее. Мы ездили на велосипедах весом 9 кило, а сейчас байки весят 6.8 кг. Колеса, которые были у нас, и карбоновые сегодняшние колеса. Это совершенно разные вещи. То есть мы ездили быстро в наше время – но достаточно быстро, чтобы побеждать. Наша тренировочная программа составлялась в ноябре, и обновлялась в следующем ноябре. Сегодня тренировочная программа модифицируется в реальном времени, каждый день. Сегодня тренеры ориентируются на показатели пульса и мощности, и сами говорят гонщику, когда он устал, а когда ему надо поднажать. У нас не было ничего подобного, и мы ориентировались на сигналы, исходящие от нашего тела.

– То есть, в прежние времена процесс тренировок был более самостоятельным?

Именно, все было более естественно, исходя из наших собственных ощущений. Сейчас все исходит из интерпретации показаний компьютера. Все топ-райдеры имеют собственных тренеров, которые всегда рядом. И райдеры всегда слушают команды тренеров. Если мы использовали воображение, слушали свои ноги. Устал – ноги пустые. В форме – есть силы. Сейчас ты можешь чувствовать себя хорошо, но тренеру не нравятся твои ватты или пульс, и ты должен прекратить тренировку.

– Я знаю, что вы работаете комментатором на Eurosport. Почему ватты и пульс райдеров не транслируется в реальном времени?

Техническая возможность для этого есть уже сейчас. Такие разговоры ходят, но пока все наталкивается на нежелание райдеров и команд делиться подобной информацией с конкурентами по ходу гонки. Но скорее всего, им все же придется это сделать в недалеком будущем.

– А что касается медицины, изменилась ли ее роль со временем?

– Несомненно. Сейчас от докторов зависит гораздо больше, чем в наши времена. Сегодняшние райдеры едут быстрее в том числе и потому, что они лучше подготовлены в медицинском плане, физически. Например, когда я выступал в Туре, процент жира в моем теле составлял 8%, сейчас у моего сына Николаса, выступающего за Sky, этот показатель 5%.

– Что вы думаете о дистанционном тренинге?

Раньше разница между спортсменами была очень значительной – были сильные ребята, те кто еще сильнее, силачи и слабаки. Сейчас райдеров разделяют десятые доли секунды. Любая тренировка полезна в спортивном плане, если она дает возможность улучшать результат.

– Что бы вы посоветовали спортсменам-любителям, желающим улучшить свои результаты?

Любители катаются прежде всего для удовольствия, и только потом, возможно, для карьеры. Если спортивные результаты выходят на первый план, то удовольствие от катания заканчивается. Поэтому главное тут – не терять радость от катания. Если вам это удается, то мотивация для совершенствования получается гораздо более сильной. Поэтому если вы чувствуете, что удовольствие от катания куда-то уходит, прекращайте наращивать темп.

– Стивен, расскажите про свой лагерь на Майорке.

В моем лагере мы тренируем райдеров любого уровня, от новичков до профессионалов. Про лагерь можно найти всю информацию на сайте StephenRoche.com. Кто-то приезжает просто хорошо провести выходные, кто-то хочет улучшить форму. В неделю к нам приезжает 60-70 райдеров. Будем рады и гостям из России!

– В 1987 году вы выграли Тройную Корону. Какая из побед была для вас наиболее значимой?

– Это был лучший год в моей карьере. Каждая из побед очень важна для меня, и каждая – по разным причинам.

– Велоспорт изменил вашу жизнь?

– Конечно, ведь если бы я не стал спортсменом, то и сейчас сидел бы в каком-нибудь офисе. Мои дети тоже стали велоспортсменами. Велосипед позволяет мне сохранять форму.

Также я задал несколько вопросов Олегу Тинькову:

– Олег, ваша команда готова к победе на Туре?

– Да! Мы выиграем с Альберто Контадором! Наша команда самая сильная, поэтому мы должны выиграть.

– Расскажите про новый аэродинамичный Specialized Петера Сагана. Российские инженеры приняли участие в разработках Specialized?

– Нет, ну это американская компания. Наши недруги разрабатывают:)

– И как вам этот байк? Когда такие будут у остальных гонщиков Tinkoff Saxo?

– Сейчас все в тестовом режиме проходит, потом они все поедут. Мне он не очень нравится, я традиционалист.

– Почему среди ваших гонщиков нет россиян?

– Когда будут гонщики в России.. Я сам начинал заниматься велоспортом в Ленинск-Кузнецком, и даже там у нас были сильные велосипедные секции. Долгое время в России не было ничего подобного, поэтому нет и гонщиков. Вроде, сейчас федерация что-то начинает делать.

– То есть, все сильные гонщики остались среди ветеранов?

– Ну да, Конышев там, Екимов. Хотя например Трофимов в прошлом году этап Тур де Франс выиграл. Да и просто выиграть Тур де Франс – для любой нации считается почетным.

– Как вы считаете, ваш успех – это успех России в целом?

– Я так думаю, не знаю, для России как будет.

Текст и фото: Артем Ачкасов, специально для GEO

Тур де Франс: все о самой популярной велогонке

Тур де Франс

Тур де Франс

Любители велоспорта каждый год ждут начала самой популярной шоссейной гонки «Тур де Франс». Неофициальное ее название «Большая петля». В этом году гонка пройдет с 1 по 24 июля. На протяжении этого времени внимание болельщиков будет приковано к командам и любимым гонщикам. Самая престижная велогонка в мире в 2022 году пройдет уже в 109 раз. В отличие от многих других видов спорта россияне смогут поболеть за своих соотечественников, среди которых неплохие шансы на попадание в пятерку лучших у Александра Власова.

История «Тур де Франс»

Впервые гонка состоялась в 1903 году. Идея ее создания принадлежала журналисту Жео Лефевру, который работал в газете L’Auto, предшественнице ныне широко известной L’Équipe. Однажды, обедая в кафе с редактором и соучредителем газеты L’Auto Анри Дегранжем, Лефевр предложил своему начальнику провести гонку «Тур де Франс» в качестве рекламного проекта. Дело в том, что в ту пору во Франции уже проводились велогонки Париж — Брест — Париж и Бордо — Париж. Причем первую спонсировала конкурент L’Auto газета Le Petit Journal. Успех превзошел все ожидания. После первой гонки тираж газеты вырос почти в три раза. «Большая петля» стала проводиться ежегодно и известность ее все время возрастала. По сути своей нынешней популярности L’Équipe обязана именно гонке.

Отменялась гонка дважды в истории, во время Первой и Второй мировых войн. Все остальные года гонка проходила постоянно. За вековую историю проведения «Тур де Франс» дал миру многие имена известных велогонщиков. Неоднократно в Париже побеждали француз Жан Анкетиль, бельгиец Эдди Меркс, американец Грег Лемонд, испанец Мигель Индурайн. С гонкой связана и величайшая афера велоспорта. Американец Лэнс Армстронг в начале века семь раз подряд выигрывал тур, но спустя много лет признался в употреблении допинга и был лишен всех наград.

Случались с гонкой и другие инциденты. «Тур де Франс» превосходит по популярности своих собратьев испанскую «Вуэльту» и итальянскую «Джиро Д’Италия», но существуют и издержки такой популярности. Во время гонки устраивали политические протесты. В 2018 году французские фермеры недовольные политикой властей просто перекрыли трассу. Стремились обратить на себя внимание и всевозможные фрики. Нередко на трассу выбегают зрители и становятся причиной завала гонщиков. Случались и драки между спортсменами. Но все это нисколько не умаляет популярности «Большой петли».

Когда и где проходит маршрут гонки

«Тур де Франс» традиционно берет старт 1 июля. Если самая первая гонка в 1903 году состояла из шести этапов, то все последние годы петля состоит из 21 этапа. Каждый из них проходит в течение одного дня. Время гонщиков по итогам всех гонок суммируется, и тот кто затратил на прохождение этапов меньше всего времени становится победителем. В ранние годы велогонщики выступали индивидуально, но теперь это командный вид спорта. Без слаженных командных действий победить невозможно. У каждой команды есть лидер, на которого работают другие гонщики.

Если раньше Тур проходил только во Франции, то со временем он вышел за пределы страны и проходит по территории других европейских государств. Так будет и в 2022 году, стартует «Тур де Франс» в датской столице Копенгагене. Первые этапы равнинные и будут проходить по морскому побережью. Сложность для спортсменов в данном случае заключаться во встречном ветре. Если стартовала гонка в Великобритании, Бельгии, других странах, то финиш неизменно один и тот же — Елисейские поля в Париже.

Этапы гонки и нагрузка велогонщиков

Современный «Тур де Франс» состоит из 21 этапа, которые гонщики должны преодолеть за 24 дня. Таким образом гонка предполагает всего три дня отдыха. Условно этапы делятся на равнинные, горные и гонки с промежуточным стартом или спринтерские. Учитывая, что протяженность каждого этапа за исключением спринтерских составляет не менее 130-140 километров, то можно представить какая нагрузка выпадает на каждого спортсмена. Как правило протяженность всей гонки варьируется в пределах четырех-пяти тысяч километров. Рекорд был поставлен в 1926 году, когда гонщики проехали трассу общей протяженностью 5 745 километров.

В 2022 году протяженность Тура составит 3 328 километров. О трудности прохождения нынешней гонки говорит то, что в ней предусмотрено шесть горных этапов, среди которых около 30 подъемов разных категорий сложности. Самым протяженным станет шестой этап от бельгийского Бинше до Лонгви, длина маршрута составит 220 километров.

Средняя скорость гонщиков варьируется в пределах 40-41 км/час. Рекорд средней скорости прохождения этапов показал тот самый Лэнс Армстронг — 41,7 км/час, но учитывая при помощи чего он был достигнут, сейчас об этом забыли. За последние десять лет самым быстрым оказался англичанин Крис Фрум. В 2017 году он показал 41 км/час. При этом на отдельных участках, на спусках спортсмены могут достигать 100 км/час, а вот в горах их скорость иногда не превышает скорости пешехода, а на особо сложных участках велосипед приходится нести на себе.

Классификация и майки лидеров

На протяжении всей истории «Тур де Франс» гонка состояла из нескольких классификаций, победитель каждой из них надевал майку особого цвета. Их несколько.

  • желтая майка;
  • зеленая майка;
  • белая майка в красный горошек;
  • белая майка;
  • белая майка с красным номером.

Основная классификация — генеральная. По ней определяется лидер общего зачета гонки, он носит самую престижную желтую майку. Цвет майки тоже уходит в историю. Дело в том, что газета L’Auto издавалась на бумаге желтого цвета. Обладатель майки зеленого цвета — лучший спринтер велогонки. Спринтеры разыгрывают баллы в очковой классификации на промежуточных этапах и на финише каждого.

Белую майку в красный горошек чаще всего называют «гороховой майкой», ее обладатели — победители горной классификации. Очки набираются на финишах горных этапов. Белую майку на протяжении гонки носит лучший молодой гонщик в возрасте до 25 лет на 1 января года проведения «Большой петли». Обладатель белой майки с красным номером — лучший агрессивный гонщик. Под агрессией в том числе понимается твердость духа и характер, проявленные во время прохождения этапов.

Интересные факты

«Тур де Франс» настолько популярная гонка, что за право проведения ее нескольких этапов на своей территории ежегодно борются несколько стран и платят за это немалые деньги, порой свыше миллиона евро. Да и в самой Франции представители городов и поселков каждый год просят у организаторов, чтобы этапы проходили по их населенным пунктам.

На протяжении более 90 лет гонку сопровождает так называемый «рекламный караван». Вереница автомобилей с рекламой различных компаний растягивается на многие километры. С их помощью организаторы покрывают часть расходов. Пусть теперь есть иные источники дохода, но караван стал традицией, и именно ради него ежегодно собираются у обочин трассы более десяти миллионов французов.

Можно ли выиграть Тур, не победив ни на одном из его этапов? Такие случаи в истории гонки бывали. Например, в 1990 году так побеждал Грег Лемонд, а в 2017 году Крис Фрум. Рекордсмены по победам Жак Анкетиль, Эдди Меркс, Бернар Ино и Мигель Индурайн. У всех по пять побед. Ближе всех к ним подобрался Крис Фрум, он побеждал четыре раза и в этом году попытается сравняться с лидерами.

Французские гонщики побеждали на «Тур де Франс» более 700 раз, 471 раз первенствовали бельгийцы, у итальянцев здесь третье место, их велосипедисты выигрывали гонку 270 раз. Велосипедисты из России одержали 11 побед, всего выходцы из стран бывшего Советского Союза выигрывали «Большую петлю» 29 раз.

Существует у гонки и солидный призовой фонд. Начиная с 2007 года победитель получает 450 тысяч евро. Денежный приз для обладателя зеленой спринтерской майки и гороховой горной — 25 тысяч евро. Лучший молодой велогонщик получает 20 тысяч евро. Столько же получает лучший агрессивный спортсмен. По восемь тысяч евро получают победители каждого этапа и по 800 евро победители промежуточных спринтов. Существуют и ежедневные премии в различных классификациях в размере нескольких сотен евро.

Кто хоть раз побывал на Елисейских полях во время финиша «Тур де Франс» уже никогда не забудет ту праздничную атмосферу, которую создают сами гонщики, зрители и организаторы. С 1 по 24 июля нам предстоит в очередной раз насладиться мужеством спортсменов, красотами Франции и бескомпромиссной борьбой за победу.

Старт в Дании и российский гонщик среди фаворитов: что нужно знать о «Тур де Франс»

«Тур де Франс» — один из трех гранд-туров, веломногодневок протяженностью в 21 этап . Гонщики преодолевают несколько тысяч километров и выходят на старт почти каждый день (за более чем три недели у них будет всего два дня отдыха). Просто принять участие в «Туре» — мечта любого велогонщика , к которой многие идут долгие годы. Во многих других видах спорта главным стартом считается Олимпиада, в велоспорте эту роль выполняет «Тур». Победа в общем зачете «Тур де Франс» — вершина велоспорта .

Так считают и болельщики: по мнению многих европейцев, «Большая петля» (неофициальное название «Тур де Франс») — одно из главных спортивных событий года. Только на обочине дороги за три недели гонку успевают посмотреть миллионы человек .

Желтая и гороховая: какие майки носят лидеры гонки

Как и на «Джиро д’Италия» лидеры зачетов носят майки определенных цветов. Во Франции лидер общего зачета гоняется в желтой майке. Причина та же, что и на «Джиро», и связана она с газетой, которая организовывала гонку в начале XX века. В Италии это была La Gazzetta dello Sport, страницы которой розового цвета. Во Франции — газета L’Auto с желтыми страницами.

Андре Грайпель, за которым следует Найро Кинтана во время восхождения на Мон-Ванту на «Тур де Франс-2021»

Впервые знаменитая желтая майка появилась на «Большой петле» в 1919 году, ее первым владельцем стал французский гонщик Эжен Кристоф.

Майка лучшего спринтера на «Туре» зеленого цвета, а майку лучшего горного гонщика (в народе — «горного короля») называют гороховой — она белая с большими красными точками . Совпадает по цвету на «Джиро» и «Туре» только майка лучшего молодого гонщика (до 26 лет), она белого цвета.

Еще существует неофициальное звание «красного фонаря» (на французском — Lanterne Rouge) гонки. «Красный фонарь» — велосипедист, который занимает последнее место в общем зачете. Раньше к последнему вагону пассажирских поездов во Франции подвешивали красный фонарь, оттуда и пошло это название. Отдельной майкой «красного фонаря» на «Тур де Франс» никогда не награждали.

Как появился «Тур де Франс»

«Тур де Франс» был создан благодаря ожесточенной конкуренции двух французских газет в конце девятнадцатого века — Le Velo и L’Auto. Продажи L’Auto падали, и ее инвесторы требовали от редакции решительных действий. В центре Парижа, в офисе газеты L’Auto, 20 ноября 1902 года прошло заседание редакции. На повестке дня было обсуждение предложений по повышению продаж газеты.

Последним из выступающих был 26-летний Жео Лефевр — журналист, который писал о велоспорте. Лефевр выступил с докладом, в котором сообщил, что проведение велогонок положительно влияет на популярность газет и может повышать их продажи. Он предложил провести гонку длиной в шесть дней, которая должна пройти по всем регионам Франции.

Главный редактор газеты Анри Дегранж не был уверен в успехе этой затеи, в то время как финансовому директору Виктору Годде она пришлась по душе. Благодаря Годде проект Лефевра был одобрен. В январе 1903 года L’Auto официально объявила о создании «Тур де Франс», а в июле того же года француз Морис Гарен стал ее первым победителем.

В следующем году разорилась и закрылась газета La Velo, которая конкурировала с L’Auto. Решающее значение в этом сыграл «Тур де Франс», который оказался популярнее гонок, организованных La Velo.

Бельгийский велогонщик Ромен Мас, победитель «Тур де Франс», празднует свою победу на «Парк де Пренс», Париж, 28 июля 1935 года

«Тур де Франс» в первые же годы стал одним из главных событий Франции . Такая слава имела не только положительные моменты. На некоторых гонщиков нападали болельщики, сами гонщики жульничали и нарушали правила. В 1904-м Дегранж, который стал директором «Тура», даже решил закрыть гонку, но быстро передумал .

L’Auto продолжала проводить «Большую петлю», делая паузы только в период Первой и Второй мировых войн. В 1944 году L’Auto закрыли из‑за связей с нацистской Германией, но через два года Жак Годде (сын Виктора Годде) создал газету L’Équipe, которая стала неофициальном продолжением L’Auto. Управление «Тур де Франс» перешло в руки L’Équipe.

Красивый финиш

«Тур де Франс» традиционно заканчивается в самом центре Парижа, на Елисейских Полях . Так было не всегда, впервые веломарафон финишировал на Елисейских Полях в 1975 году. Идея оказалась настолько удачной, что от нее не отказываются уже на протяжении почти 50 лет.

Последний этап гонки часто называют «этапом дружбы», но такое название корректно только отчасти. Участники обычно стартуют в окрестностях Парижа и едут на не самой высокой скорости, обсуждают события прошедших трех недель. Скорости заметно увеличиваются, когда пелотон добирается до Парижа и начинаются финишные круги в центре города.

Чаще всего последний этап заканчивается массовым групповым спринтом, но бывали и исключения. В общем зачете в заключительный день обычно ничего не меняется, но борьба за зеленую майку все еще продолжается.

Ходят слухи, что в скором времени от традиции откажутся, правда, всего лишь на год. Говорят, что в 2024 году «Тур» может завершиться не в Париже. Все дело в летней Олимпиаде, которая состоится этим же летом в столице Франции.

Рекордсмены «Тура»

Главная велогонка мира проходила уже 108 раз. Первое место в общем зачете чаще всего занимали французы — 36 раз, но последняя их победа датирована 1985 годом. Уже 37 лет хозяева «Тура» не могут его выиграть — это главная спортивная боль Франции . Вряд ли в 2022 году ситуация изменится, шансов у французов практически нет.

Бельгийцы побеждали на «Большой петле» 18 раз. Правда, их безвыигрышная серия длится еще дольше, с 1976 года. В последние десятилетия велоспорт становится все более интернациональным, а география победителей расширятся.

Французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс, испанец Мигель Индурайн — рекордсмены по количеству побед в общем зачете. Каждый из них выиграл «Тур» пять раз .

Победителем спринтерского зачета чаще других становился Петер Саган. Он выигрывал зеленую майку семь раз. Знаменитый словак планирует «пошуметь» на гонке и в 2022 году.

Француз Ришар Виранк — рекордсмен по победам в горном зачете, у него семь гороховых маек. Соотечественник Виранка Сильвен Шаванель принимал участие в «Тур де Франс» 18 раз, он лидер по этому показателю.

Больше всего этапов в желтой майке лидера проехал Эдди Меркс — 96. Все тот же Меркс и британец Марк Кавендиш — рекордсмены по количеству побед на отдельных этапах. Оба выиграли на «Туре» по 34 этапа . Кавендиш сравнялся с Мерксом в прошлом году и мечтал стать единоличным лидером, но его команда Quick-Step Alpha Vinyl не заявила его на гонку, выбрав другого спринтера — голландца Фабио Якобсена.

Самый невезучий велогонщик в истории

Француза Раймона Пулидора можно считать самым невезучим гонщиком в истории. Он восемь раз становился призером общего зачета «Тур де Франс», но ни разу не сумел победить . Он всегда был где‑то рядом, но никогда не примерял желтую майку, даже на один этап.

Пулидор пользовался безумной популярностью среди болельщиков, но его карьера пришлась на эпохи двух великих гонщиков. В начале 60-х Пулидор проигрывал Жаку Анкетилю, а в конце 60-х и начале 70-х — Эдди Мерксу. Последний раз призером «Большой петли» Пулидор стал в 1976 году, когда ему было уже 40 лет. На пьедестал общего зачета никогда не поднимались такие возрастные участники. Ни до, ни после.

Мечту Пулидора о желтой майке исполнил его внук — голландский велогонщик Матье ван дер Пул. В 2021-м Матье выиграл второй этап «Тур де Франс» и на некоторое время перехватил лидерство в общем зачете. Произошло это через полтора года после смерти Пулидора. Свою победу и желтую майку Матье посвятил памяти деда.

Драма в Париже

Конец 80-х — это соперничество француза Лорана Финьона и американца Грега Лемонда. Финьон дважды выиграл «Тур де Франс» в довольно молодом возрасте (в 1983–1984 годах), а в 1985-м получил травму колена, которая сильно ухудшила его результаты в следующие годы.

Грег Лемонд выиграл «Тур» в 1986-м, а уже в следующем году вообще едва не погиб из‑за несчастного случая на охоте. Американца подстрелили, но он остался жив. Два года Лемонд практически не выступал.

В 1989-м Финьон наконец вернулся на свой лучший уровень и выиграл «Джиро д’Италия». Лемонд тоже стал постепенно приходить в себя, хотя ему приходилось гоняться в довольно скромной команде ADR. Перед стартом «Большой петли» главным фаворитом считался испанец Педро Дельгадо, но борьбу за победу повели именно Финьон и Лемонд, выдав самый драматичный финиш «Тура» в истории.

Лоран Финьон, Педро Дельгадо, Грег Лемонд (желтая майка), Бит Бреу, Роберт Миллар и Стивен Рукс соревнуются на этапе 17 (Бриансон — Альп-д’Юэз) «Тур де Франс-1989»

Перед последним днем в Париже лидировал Финьон, который опережал Лемонда на 50 секунд. «Тур» заканчивался на Елисейских Полях, но не «этапом дружбы», а индивидуальной гонкой с раздельным стартом на 24 километра. Это был первый и единственный случай, когда организаторы решили закрыть гонку не этапом для спринтеров, а «разделкой».

Казалось, что победа почти в кармане у Финьона, 24 километра — слишком мало, чтобы отыграть 50 секунд, но Лемонд не думал сдаваться. Американец проехал невероятно быстрый этап, выиграл у Финьона 58 секунд и по итогам трех недель обошел француза всего на восемь секунд . Это минимальный разрыв между первым и вторым местами за все годы существования «Большой петли».

Что‑то похожее случилось в 2020-м. Тогда гонка закончилась «этапом дружбы», но за день до нее словенец Тадей Погачар выиграл гонку с раздельным стартом, привез своему соотечественнику Приможу Рогличу почти две минуты и вышел на первое место в общем зачете.

Величайшая афера в истории велоспорта

Американец Лэнс Армстронг в 1997 году победил рак, а с 1999 по 2005 год семь раз подряд занимал первое место в общем зачете «Тур де Франс» .

Сейчас официально у «Большой петли» просто нет победителя в период этих семи лет. В 2013-м в телеэфире Армстронг впервые признал, что на протяжении большой части своей карьеры он и его партнеры по команде US Postal Service использовали запрещенные препараты.

Велоспорт — вид спорта, который много раз сотрясали допинговые скандалы, но не один из них по масштабу не может сравниться со скандалом, связанным с Армстронгом.

В последние годы ситуация успокоилась. Принято считать, что велоспорт стал заметно чище. Косвенно это подтверждают и результаты ведущих гонщиков на знаменитых подъемах. Нынешние профессионалы едут в гору очень быстро, но до рекордов Марко Пантани, Лэнса Армстронга и Яна Ульриха все-таки не дотягивают.

Россияне на «Туре»

Гонщики из России никогда не выигрывали общий зачет «Тур де Франс» . Денис Меньшов в 2008 и 2010 годах дважды финишировал в тройке, но призовое место у него осталось только одно. Результат Меньшова в 2010 году был аннулирован из‑за аномальных показателей в биопаспорте.

Россияне победили на 11 отдельных этапах. Этого добились Дмитрий Конышев (четыре этапа), Сергей Иванов (два этапа), Вячеслав Екимов, Евгений Берзин, Денис Меньшов, Владимир Ефимкин и Ильнур Закарин.

«Тур-2022»

Нынешний «Тур де Франс» будет продолжаться с 1 по 24 июля. За 21 этап участники проедут 3346,5 километра. Средняя протяженность одного этапа — 159,4 километра .

Grand Depart («Большой старт») в этом году принимает Дания. Первый этап пройдет в Копенгагене. Это уже 23-й случай в истории, когда «Большая петля» начнется за пределами Франции. После третьего этапа гонщики получат день отдыха и переедут на территорию Франции.

Пятый этап состоится на северо-востоке страны, в том же регионе, в котором проходит знаменитая однодневка «Париж — Рубе». В этот день будут задействованы одиннадцать участков брусчатки .

На 11-м этапе участники поднимутся на два подъема высшей категории сложности и финиширует на вершине Коль-дю-Гранон. По ходу этапа будет пройден знаменитый перевал Галибье, который в очередной раз станет самой высокой точкой «Тур де Франс» (2642 метра).

На следующий день пройдет 12-й этап, который будет еще тяжелее. Сразу три перевала высшей категории сложности. Галибье, Коль-де-ла-Круа-де-Фе и Альп-д’Юэз — визитная карточка «Тура», самый популярный подъем в истории гонки .

Огромное значение будет играть 18-й этап, который пройдет в Пиренеях. В его маршруте один подъем первой категории и два — высшей, в том числе финишный Отакам.

После всех горных этапов состоится гонка с раздельным стартом на 40,7 километра. Она назначена на 20-й этап. После этого в общем зачете уже ничего нельзя будет изменить, останется только парижский «этап дружбы».

Фавориты

Главным претендентом на победу считается 23-летний словенец Тадей Погачар из команды UAE Team Emirates. Он выиграл гонку два раза подряд и имеет прекрасные шансы оформить хет-трик . Погачар одинаково силен на любом рельефе и практически не имеет слабых мест.

Наиболее опасными соперниками Погачара все считают дуэт гонщиков голландской команды Jumbo-Visma — словенца Приможа Роглича и датчанина Йонаса Вингегора.

Роглич занял второе место на «Туре» в 2020 году, а Вингегор — в 2021-м. Недавно они заняли первые два места на очень престижной многодневке «Критериум Дофине».

Традиционно сильная команда Ineos Grenadiers надеется сразу на трех гонщиков: на колумбийца Даниэля Мартинеса и двух британцев — Адама Йейтса и Герайнта Томаса. Томас выигрывал «Большую петлю» в 2018-м. Меньше двух недель назад он занял первое место на «Туре Швейцарии».

Хорошие шансы на успех имеет единственный представитель России Александр Власов , выступающий в нейтральном составе. Гонщик немецкой команды Bora–Hansgrohe проводит отличный сезон. Многие специалисты считают, что он может претендовать на призовые места .

Где и как смотреть?

Первый этап многодневки стартует в пятницу, 1 июля, в 16.00 по московскому времени. Расписание всех этапов доступно на официальном сайте «Тур де Франс».

После ухода Eurosport с российского рынка официальной трансляции не будет. Но посмотреть гонку можно, если у вас есть оплаченная подписка на Eurosport Player (например, если вы платили на год вперед).

Бесплатно посмотреть «Тур» можно на австралийском канале SBS (для этого понадобится VPN-сервис с австралийским IP-адресом).

Тур де Франс 2022: маршрут и альтиметрия всех этапов

109-й Тур де Франс стартует в пятницу 1 июля в Копенгагене, Дания. Затем маршрут пройдет по местности, где проводится «Париж-Рубе» — участки с брусчаткой прилагаются. С пятого дня начнутся горы и первый сложный финиш на вершине La Planche des Belles Filles. На второй неделе пройдут Альпы, а на третьей — Пиренеи. Тур 2022 года завершится в воскресенье 24 июля в Париже.

Тур 2022 года, имеет общую протяженность 3 328 км, включает шесть горных этапов, пять горных финишей и 29 подъемов второй, первой, и высшей категорий. Гонка пройдет с 1 по 24 июля 2022 года.

Этап 1: Пятница, 1 июля

Copenhagen – Copenhagen (13km ITT)

Старт тура состоится в столице Дании Копенгагене с 13-километровой раздельной гонки на время, по равнинному маршруту, где может быть побит рекорд по самой высокой средней скорости на этапе — сейчас эта честь принадлежит Рохану Деннису, который достиг 55,45 км/ч на первом этапе Тура 2015 года

Этап 2: Суббота, 2 июля

Roskilde – Nyborg (199km)

Второй этап будет сложным, так как команды стараются не попасть под встречный ветер. Гонщики могут потерять драгоценные секунды на самом раннем этапе Тура.
После Veddinge Bakker на 62 км, 72 км и 84 км последовательно следуют три подъема 4-й категории. Затем маршрут проходит по живописной дороге на юг вдоль западного побережья Зеландии. На протяжении 50 км будет сильная вероятность встречного ветра, который может разделить пелотон еще до того, как он достигнет самого показательного участка дня. Это не очень хорошо для претендентов на победу, но замечательно для зрителей — будьте готовы к многочисленным съемкам с вертолета этого выдающегося этапа.

Этап 3: Воскресенье, 3 июля

Velje – Sønderborg (182km)

В первые три дня «Тур де Франс» спринтеры получают удовольствие. Для них, на дистанции 182 километра от Вейле до Зондерборга почти нет препятствий.

Неудивительно. Мёллехёй — самая высокая «гора» в Дании, ее высота составляет почти 171 метр. И на третьем этапе нет ни одного холма на полуострове Ютландия.

Гонщики крутят педали в Вейле. Вскоре после местной петли длиной 23 километра наступает первый из трех подъемов в виде Côte de Koldingvej, длиной 1 километр с уклоном 6%. Маршрут продолжается в южном направлении до Колдинга. Вблизи пролива Малый Бельт гонщики преодолевают два других подъема, Кот-де-Хейлсминде Странд и Кот-де-Геннер Странд, затем, последние 60 километров проходят по ровной местности.

Этап 4: Вторник, 5 июля

Dunkirk – Calais (172km)

Пелотон прибывает на север Франции. Этап протяженностью 172 километра стартует из Дюнкерка и финиширует в Кале.
Поскольку и старт, и финиш находятся в прибрежных городах, ветер может сыграть решающую роль. Кроме того, маршрут далеко не плоский, хотя большие подъемы отсутствуют. Сочетание постоянного ветра и бесконечных волнистых участков может оказаться решающим.

Этап 5: Среда, 6 июля

Lille – Arenberg, Port du Hainaut (155km)

5-й этап Тур де Франс 2022 года пройдет в Аренберге. Деревня прославилась благодаря Trouée d ’ Arenberg из Paris-Roubaix, но также принимала два финиша Тур де Франс. В 2010 году Тор Хушовд провел гонку с семью секторами с брусчаткой, а в 2014 году норвежца сменил Ларс Бум. Последний этап проходил в дождливых условиях, и на нем из борьбы выбыл действующий чемпион Крис Фрум, а обладатель желтой майки, Винченцо Нибали, укрепил свое лидерство, заняв третье место.
В последний раз Тур посещал здешнюю брусчатку в 2018 году, тогда победил Джон Дегенколб. В 2015 году Тони Мартин получил тут желтую майку.

Этап 6: Четверг, 7 июля

Binche – Longwy (220km)

Шестой этап Тур де Франс стартует в Бинше, Бельгия, и финиширует прямо через границу в Лонгви.
В 2022 году гонка в Лонгви будет иметь такой же финал как и в 2017 году. Подъем к цитадели Лонгви начинается с 500 жестоких метров — с пиком в 11% — прежде чем дорога выравнивается после румяного пламени.
В этом году финал еще более многообещающий, так как перед «старым» финишем будет 800-метровый подъем со углом 12,3%.

Этап 7: Пятница, 8 июля

Tomblaine – La Super Planche des Belles Filles (176km)

Седьмой этап «Тур де Франс» протяженностью 176 километров проходит от Томблейна до финиша на вершине Ла-Планш-де-Белль-Филь. Последний километр — грунтовой.
В большинстве туров La Planche des Belles Filles представлял собой подъем протяженностью 5,9 км со средним уклоном 8,5%. Однако в 2019 году был добавлен дополнительный грунтовый участок длиной 1 километр. Таким образом, подъем составил 7 километров при уклоне 8,7%.
Неасфальтированный участок после первоначального подъема вернется в этом году. Однако последние 100 метров пройдут по асфальту.

Этап 8: Суббота, 9 июля

Dole – Lausanne (184km)

8-й этап проходит от Доле до Лозанны. Таким образом, гонка стартует во Франции и финиширует в Швейцарии, а маршрут составляет 184 километра.

До настоящего времени город дважды принимал старт этапа «Тур де Франс». Последний раз это было в 2017 году. Гонка проходила на Station des Rouses, где победу одержал Лилиан Кальмежан. В 2022 году финиш будет более сложным — 1 километр подъёма под 9,5% непосредственно перед финишной чертой.

Этап 9: Воскресенье, 10 июля

Aigle — Châtel (183km)

День начнется с по равнинной и немного холмистой местности, прежде чем на полпути появляется Col des Mosses. Подъем длиной 13,3 километра с уклоном 4,1% предшествует Коль де ла Круа. Это 8,8-километровый подьём с углом 7,6%.
Во второй половине маршрута гонщики преодолевают три промежуточных подъема, после чего финиш проходит на небольшом подъеме. Велосипедисты спускаются обратно в Aigle, и после равнинного участка появляется Pas de Morgins. Ожидается, что 15,4 километра подъёма с углом 6,1% станут решающими — или, по крайней мере, предрешающими.
После гребня Моргинса гонщики спускаются к основанию заключительного подъема. Сам финиш находится у ворот горнолыжной зоны Portes du Soleil на высоте 1 297 метров.

День отдыха: Понедельник, 11 июля

Этап 10: Вторник, 12 июля

Morzine — Megève (148km)

Относительно короткая, но сложная гонка. Пелотон впервые почувствует вкус Альп на дорогах между Морзином и Межевом, а финал — это длинное и медленное восхождение к финишной линии.
Гонщики преодолевают холмистый маршрут по дорогам из Морзина и Межева. Финал — это 19,2 километра подъема с уклоном 4,1%. Это неторопливая гонка с большими градиентами в конце.

Этап 11: Среда, 13 июля

Albertville — Col du Granon (149km)

11-й этап «Тур де Франс» проходит из Альбервиля до финиша на вершине Коль дю Гранон. На 149-километровом маршруте встретятся Ласетес де Монтверье, Коль дю Телеграф и Коль дю Галибье.
Маршрут, как обычно проходит через высокие горные перевалы. Финальным станет Коль дю Гранон — это 12-километровый подъем со средним градиентом 10%. Уклон постоянный, пока он не выровняется на последних нескольких сотнях метров.

Этап 12: Четверг, 14 июля

Briançon — Alpe d ’ Huez (166km)

12-й этап La Grande Boucle завершится на известном подъеме в Альп-д’Юэз. 166-километровая гонка стартует в Бриансоне, а промежуточными подъемами служат Коль дю Галибье и Коль де ла Круа де Фер.

Длина подъема к курортному городу Альп-д’Юэз составляет 13,8 километра. Средний уклон составляет 8,1%, а самый сложный момент в 11,5% будет на четвертом километре.

Этап 13: Пятница, 15 июля

Bourg d ’ Oisans — Saint-Étienne (193km)

13-й этап Тур де Франс пройдет из Бург-д’Уазана в Сент-Этьен.
Бург-д’Ойзан обычно служит стартом этапа, следующего сразу за Альп-д’Юэз. Четыре года назад гонка проходила в Валансе, где победу одержал Петер Саган. Пять лет назад гонщики отправились в высокие горы, и Руй Коста в одиночку одержал победу в Ле Гран Борнан.

Спринтерский финиш — наиболее вероятный исход борьбы в Сент-Этьене. Единственный подъем сегодня — Col de Parménie: 5,2 километра при 6,8% — расположен в первой половине маршрута.

Этап 14: Суббота, 16 июля

Saint-Étienne to Mende (195km)

14-й этап «Тур де Франс» проходит из Сент-Этьена в аэропорт Менде.
Обычно, когда «Тур» финиширует в Сент-Этьене, город также принимает старт этапа следующего дня. Например, в 2019 году гонка проходила по ухабистой местности на родину Ромена Барде, в Бриуд, где Дэрил Импей опередил Тиеша Бенута в спринте вдвоем.

На этот раз запланирована гонка до Манд (Mende) — точнее, до посадочной полосы местного аэропорта. Гонщикам предстоит преодолеть Col de la Croix Neuve за 1,5 километра до финиша. Это 3-километровый подъем с средним градиентом 10,2% и самыми сложными моментами до 18%. Спуск длиной 1 километр приводит к пологому 500-метровому спуску к линии финиша.

Этап 15: Воскресенье, 17 июля

Rodez – Carcassonne (200km)

15-й этап Ле Тура стартует из Мендеса и финиширует в Каркассоне. Спринтеры будут с нетерпением ждать этого дня. Это скоростной дорога, приводящая в Каркассон – место в предгорьях Пиренеев

Пять и семь лет назад, в этих краях, мы видели два неожиданных финиша. Майкл Мэтьюс в 2017 году обошел Грега Ван Авермаета на подъеме, а за два года до этого бывший олимпийский чемпион обошел Петера Сагана.

Этап 16: Вторник, 19 июля

Carcassonne – Foix (179km)

Третья неделя открывается переходным этапом в Фуа. Этот город в предгорьях Пиренеев неоднократно становился местом успеха для отрыва.

Финал двух последних гонок в Фуа был идентичным. После подъема на Мур-де-Пегер, 9,3-километрового подъема с уклоном 7,9%, гонщики спускаются по 27-километровому спуску к линии в Фуа. Вершина Мюр-де-Пегера находится на высоте 1 375 метров, а финиш — на 1 000 метров ниже.

Мюр-де-Пежер — это убийца в хитрой маскировке. Первые шесть километров не представляют собой ничего особенного, но затем начинается настоящий ад: километр с градиентом 13% и самый сложный участок 18%. То, что последует дальше, вряд ли будет лучше, и только на вершине гонщики избавятся от своих страданий.

Этап 17: Среда, 20 июля

Saint-Gaudens – Peyragudes (130km)

День порадует любителей кинематографа — финиш у высокогорного аэродрома (альтипорт), где снимался один из фильмов о о Джеймсе Бонде.
В преддверии финала гонщикам предстоит покорить Коль д’Аспин (12 километров при 6,5%), Туркетт д’Анзикан (8,2 километра при 5,1%) и Коль де Валь-Лурон-Азет (10,7 километра при 6,8%) перед спуском в Лауденвиэль. Через несколько минут начинается грандиозный финал.
Финишный подъем на Пейрагудус составляет 8 километров со средним уклоном 7,8%.
Гонка финиширует на взлетно-посадочной полосе аэропорта Пейрагудеса. Этот аэропорт в Пиренеях принимал Тур де Франс в 2012 и 2017 годах, а более ранняя слава пришла к нему в 1997 году благодаря сцене в фильме о Джеймсе Бонде «Завтра не умрет никогда».
Полный финишный подъем не такой, как в двух предыдущих случаях, хотя последние 2,4 километра такие же. До «аэропорта Джеймса Бонда» — 8,4%, а последние 500 метров — это пугающий участок категории HC. Этот участок поднимается на 13%.

Этап 18: Четверг, 21 июля

Lourdes – Hautacam (143km)

Последний высокогорный этап «Тур де Франс» проходит через Пиренеи от Лурда до Хаутакама, между которыми находятся Коль д’Обиск и Коль де Спанделль. Протяженностью 143 километра, это не самый длинный горный этап в истории велоспорта.

Гонщики начинают крутить педали возле святилища Лурдской Богоматери. По практически ровным дорогам маршрут пролегает до Ларунса, и через 60 километров начинается подъем.

Коль д’Обиск — восхождение протяженностью 16,4 километра с уклоном 7,1%. Далее гонщики спускаются через Коль дю Сулор в Феррьер. Здесь начинается Коль-де-Спанделль — подъем длиной 10,3 километра с наклоном 8,3%.
Длинный спуск ведет к Argelès-Gazost, где находится финишный подъем.
Подъем на горнолыжный курорт Hautacam — это живописный подъем в одну сторону. Его длина составляет 13,6 километра, а средний уклон — 7,8%. Вторая половина гонки самая трудная, выделяются 8, 9 и 11 километры — соответственно с уклонами 10,3%, 11,3% и 10,4%.

Этап 19: Пятница, 22 июля

Castelnau-Magnoac to Cahors (189km)

19-й этап Ле Тура проходит по ровным дорогам от Кастельно-Магноака до Кагора. Маршрут идет на север, в сторону от Пиренеев, которые доминировали в предыдущие дни.
Гонщики стартуют в Кастельно-Маньяк, примерно в 40 километрах к северу от Пиренеев. По ровным и укатанным дорогам маршрут направляется на север и пересекает Гаронну на полпути. Затем маршрут идет немного восточнее в направлении Кахора.
Учитывая плоский маршрут, наиболее вероятным сценарием является групповой спринт. Но учитывая, что Тур длится уже почти три недели, ничего нельзя сказать наверняка. В прошлом году, на 19-м этапе, на аналогичном маршруте, именно отрыв боролся за победу. Матей Мохорич оставил своих товарищей по атаке позади на последних 24 километрах и в одиночку одержал победу в Либурне.

Этап 20: Суббота, 23 июля

Lacapelle Marival to Rocamadour (40km)

Предпоследний и, возможно, решающий день «Тур де Франс» — это раздельная гонка на время из Лакапель-Мариваль в Рокамадур. Длина этого маршрута составляет 40 километров.

Гонщики соревнуются на волнистой местности в направлении Рокамадура, а последние 6 километров являются более напряженными. Сначала подъем длиной 1,6 километра на 4,7%, а перед самой линией — подъем длиной 1,5 километра на 7,8%.

Место финиша великолепно расположено в ущелье высоко над рекой Альзу. Дома средневекового города прилепились к отвесной скале. Идеальное место для Гранд-финала Тура. Ранее Тур никогда не посещал ни Лакапель-Мариваль, ни Рокамадур.

Этап 21: Воскресенье, 24 июля

Paris La Défense Arena – Paris-Champs-Élysées

Финальный день «Тур де Франс» не меняется уже много лет. После парада в Париже мы увидим восемь кругов на бешеной скорости и спринтерский финиш на Елисейских полях.
Велосипедисты нажимают на педали возле зоопарка Сафари де Туари, примерно в 40 километрах к западу от Парижа. Велосипедисты приближаются к столице Франции, как будто едут на пляж. Бокал шампанского, фотосессия, очень медленный темп — таковы составляющие, так называемого «этапа дружбы» в последний день соревнований. Но как только гонщики выезжают на Брусчатку Елисейских полей, группа ускоряется и проходит несколько быстрых кругов, протяженностью почти 7 километров.
Елисейские поля по-французски обозначают Элизиум. Прекрасное место для завершения крупнейшего в мире ежегодного вело-спортивного события!

10 фактов о велогонке Тур де Франс

Велогонка Тур де Франс

Тур де Франс (Le Tour de France) или “Большая петля” – ежегодная многодневная велосипедная гонка, спортивное событие мирового значения. Расскажем о нем подробнее.

Как проходит Тур-де-Франс?

Тур де Франс – вело-многодневка, которая делает петлю по всей Франции. Каждый год организаторы меняют маршрут и точку старта. В недалеком прошлом гонка начиналась в Лондоне, в Нормандии, на Корсике. В 2019 году гонка началась в Брюсселе.

Маршрут изменяется прежде всего для того, чтоб жители разных регионов в Франции в разные годы могли посмотреть «петлю» вживую. Неизменно остается одно – финиш. Тур де Франс всегда заканчивается на Елисейских полях в Париже.

Где посмотреть Тур-де-Франс в Париже?

Прибывает Тур-де-Франс каждый год в последнее воскресенье июля. Но в 2020 году финиш состоится 19 июля, чтобы велогонка не пересекалась по времени с Олимпиадой в Токио.

Приезжают велосипедисты всегда с разных сторон. Париж и пригороды перекрыты для движения. Но заканчивается всё всегда на Елисейских полях. Велосипедисты делают 4 круга перед финишем. Приезжают они примерно к 8 вечера и заканчивают около 9 вечера. И сразу проходит церемония награждения победителей.

Народу на Елисейских полях очень много. И если вам не повезло попасть по приглашению на вип-трибуны, то лучше приходить заранее, тем более, что основные станции метро на Елисейских полях будут закрыты. А еще в районе Большого дворца и моста Александра III собираются платформы спонсоров гонки и раздают небольшие сувениры.

Финиш в Париже

Где посмотреть велогонку кроме Парижа?

Как мы писали, каждый год маршрут меняется. Мы советуем изучить маршрут заранее на официальном сайте Тур-де-Франс.

На каждый этап можно приехать и встать вдоль трассы. Сначала проедут спонсорские машины, а потом и сами гонщики. А если это еще и небольшой городок, то вас в дополнение ко всему ждет еще и городской праздник. Ведь это большая честь принять этап Тур-де-Франс, особенно старт или финиш этапа.

Например, великолепная Ницца 37 раз принимала знаменитую велогонку.

История Тур-де-Франс

Велогонка Тур де Франс впервые была проведена в 1901 году, как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L’Équipe), его редактором и соучредителем, Анри Дегранжем (Henri Desgrange). На тот момент во Франции уже существовали велогонки Париж-Брест и Париж-Бордо. Тогда всего 60 велосипедистов преодолели 2 500 км в шесть этапов по всей Франции.

Сегодня Тур де Франс состоит из 21 этапа, и гонщики преодолевают от 3000 до 4000 км. Один день на каждый этап. Велосипедист должен закончить этап, чтобы его время было зарегистрировано.

Победителем всей многодневки становится тот гонщик, суммарное время которого является наименьшим среди всех участников. Есть возможность выиграть весь Тур де Франс, не выигрывая ни одного этапа. Победа на любом из этапов Тура считается большим достижением велогонщика, независимо от его финальной позиции.

Номинации и майки Тур де Франс:

Лидер гонки Жёлтая майка. Жёлтую майку носит лидер «петли» по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет жёлтой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур де Франс (газета имела жёлтые страницы).

Другие особые звания:

  • лучший горный гонщик (гороховая майка),
  • лучший спринтер (зеленая майка),
  • лучший молодой гонщик (белая майка, ее обладателю меньше 25 лет),
  • самый агрессивный гонщик (специальный номер, белый на красном фоне)

Призы Тур де Франс:

Абсолютный победитель получает вазу завода Sèvres от имени президента Французской Республики.

С 2007 года существуют следующие денежные премии:

€ 450,000 получает победитель гонки.

По € 25 000 получают обладатели зеленой и гороховой маек (лучший спринтер и лучший на горных этапах)

€ 20 000 – лучшему молодому спортсмену по итогам гонки.

€ 8000 – награды победителям каждого этапа.

€ 800 – приз победителю промежуточного спринта.

€ 350 – дневная премия обладателю желтой майки.

300 € – дневная премия обладателям зеленой, белой и гороховой маек.

€ 20 000 – премия супер агрессивному гонщику всей «петли».

€ 2000 – ежедневная премия самому агрессивному гонщику.

Зрители стоят на протяжении всей гонки. Большая петля завершается на Елисейских полях под Триумфальной аркой, и здесь, конечно, больше всего народу. Вход на финал гонки свободный. Добраться до Елисейских полей можно на метро, например, до станции George V.

Тур де Франс

Документальный фильм Владимира Познера и Ивана Урганта посвященный путешествию по Франции.

«Тур де Франс». Двенадцатая серия — «Заключительная серия»

В финале путешествия «Тур де Франс» съемочная группа вернется туда, откуда стартовала — в Париж. Свой последний день в Париже ведущие начали с небольшого кафе, в котором каждое утро собираются на чашку кофе жители района. Такие посиделки характерны для Парижа. О чем ведущим охотно рассказали посетители кафе и Элизабет Барун, француженка, говорящая по-русски. Глядя на эту очаровательную женщину, Познер рассуждает …

«Тур де Франс». Одиннадцатая серия— «Замки Луары»

Чем приглянулась река Луара французской знати – не известно, но на ее берегах выстроились самые прекрасные замки Франции. У каждого замка своя история, и, пожалуй, самая романтичная у Шенонсо, который еще называют «дамским замком». Об истории замка рассказывает его владелица Лор Менье. Из Шенонсов до Амбуаза ведущие решили добраться по реке. Там, гладя на берега Луары, Владимир Познеру ответил на …

«Тур де Франс». Десятая серия — «Вино и устрицы»

Кулинарно-винный круиз «Тур де Франс» начинается с Аркашонского залива, где расположены фермы по выращиванию устриц. Что такое устрицы, почему их так любили короли, и как отличить съедобную устрицу от несъедобной расскажет Владимир Познер. Аркашонский залив находится недалеко от винной столицы Франции – города Бордо. О профессии винодела с ведущими говорит известный мировой специалист-энолог Стефан Деренонкурт. Ну, а посмотреть на все …

«Тур де Франс». Девятая серия — «Лурд»

Следующий пункт путешествия – Лурд, который был бы себе неприметным городишком, если бы в 1858 году здесь не явился образ Девы Марии. Теперь число паломников составляет более 7 миллионов человек в год. Они верят, что тут особая атмосфера, которая облегчает страдания и помогает преодолевать трудности. С 1883 года в Лурде существует медицинская комиссия, цель которой — проверять все случаи исцеления, …

«Тур де Франс». Восьмая серия — «Тулуза»

Почему-то бытует мнение, что Франция – это вино, сыр, мода, люкс, прелестные женщины, искусство, но никак не хайтек, не мощная промышленность, не передовые технологии… Это серьезное заблуждение, от которого вы избавитесь раз и навсегда, если приедете в Тулузу. Путешествие по Тулузе начинается с CNES (Национального центра исследования космоса). На территории CNES мы увидим марсианскую поверхность и узнаем, зачем она нужна …

«Тур де Франс». Седьмая серия — «Тулон и Марсель»

Город-порт Тулон, начиная с семнадцатого века, был известен как самая большая каторга Франции. Вместе Познером мы заглянем в ее архивы и узнаем немало интересного о средневековом законодательстве. Далее мы отправимся на военно-морскую базу. Приступая к этим съемкам, Познер вспоминал, как делался сюжет о ВМС США в Норфолке. Там съемочную группу принимали не лучшим образом, поэтому все гадали, как примут в …

«Тур де Франс». Шестая серия — «Ремесло и искусство»

В этой серии речь пойдет об искусстве и ремесле. Во Франции ремесло всегда считалось искусством, а ремесленник – художником, что подтверждается и сходством слов «артист» и «артизан» — художник и ремесленник. Франция – страна ремесел, страна ремесленников, страна искусств. Чтобы убедиться в этом, ведущие отправились в город Биот, который более всего известен своим пузырчатым художественным стеклом. Его производство здесь началось …

«Тур де Франс». Пятая серия — «Канны. Кино во Франции»

В этой серии фильма «Тур де Франс» речь пойдет о кино, и начнется она в Каннах во время проведения там знаменитого кинофестиваля. Мало кто помнит, что каннский Кинофестиваль обязан своим рождением борьбе с нацизмом. В 1938 году на крупнейшем в то время кинофестивале в Венеции под совместным давлением правительств Муссолини и Гитлера жюри присудило главный приз картине Лени Риффешталь «Олимпия». …

«Тур де Франс». Четвертая серия — «Окситания (Прованс)»

В этой серии речь пойдет об Окситании – регионе, который занимает почти весь юг Франции. У него есть еще одно название – Прованс. Знакомство с ним мы начнем с древней крепости Кейраз, а затем отправимся в город Динь-ле-Бан. Название города переводится, как Динь-на-банях, он еще с первого века нашей эры славится своими горячими источниками, но Владимр Познер и Иван Ургант …

«Тур де Франс». Третья серия — «Лион»

Эта серия посвящена Лиону – городу, который был заложен в 43-м году до новой эры, когда-то был столицей Галлии. Открывать для себя этот прекрасный город наши ведущие отправились по отдельности: Владимир Владимирович посетил «Ассоциацию Сталинград» — знаменитый лионский антикварный рынок, а Иван воспользовался услугой «Приветствующий в Лионе», суть которой заключается в том, что любой житель города при желании может провести …

Ссылка на основную публикацию