Россияне не знают, что такое речные круизы

Почему речные круизы так популярны?

Вы знаете, что 3 человека из 4 побывавших в круизе, возвращаются вновь?

Вы знаете, что речные круизы – один из самых быстрорастущих сегментов путешествий?

Мы это знаем и не удивляемся! Для нас, как для компании, которая оперирует 26 судами, имеет множество маршрутов и предлагает более 600 круизов для 100 000 человек ежегодно, такая популярность совершенно естественна.

Почему речные круизы так популярны и любимы путешественниками самых разных возрастов и с самыми разными предпочтениями? Все очень просто!

Главная причина – это богатство впечатлений и образов, которые можно встретить в любом круизе, с любым маршрутом. С самых давних времен реки были самыми настоящими «артериями» государств и цивилизаций, по ним люди транспортировали продуты и товары, перемещались сами по делам и просто, для своего развлечения. Именно поэтому города, находящиеся на реках, быстрее развивались, обладали большими финансовые и культурными ценностями и посещать их очень интересно, в чем вы сами можете убедиться. С речным круизом вы «нырнете» в самое сердце любой страны, в глубь ее культуры.

Важно то, что путешествие на круизном судне исключительно удобно с практической точки зрения: вы распакуете багаж всего один раз, но за время круиза побываете в нескольких городах, которые вы сами и определили, выбрав маршрут. Не беспокойтесь о том, чтобы не забыть свою зубную щетку при переезде из гостиницы в гостиницу, из города в город, новые впечатления приходят к круизерам сами, вам не надо суетиться!

Так, без суеты и спешки, просто уютно расположившись на палубе, вы будете наслаждаться постоянно смеющимся пейзажем, за каждым изгибом реки вас будет ждать новое открытие, новая удачная фотография или просто впечатление. «Ландшафтная терапия» реки с ее антистрессовым воздействием позволит вам отвлечься от суеты большого города и рабочих дней и отлично восстановить свои силы. Кстати, в речных круизах не бывает качки, за редким исключением, когда вы проходите большие озера в непогоду и то она длится совсем недолго, так что не успеет испортить вам настроение.

Вам не хочется спокойствия, вы засиделись дома и хотите активностей и движения? Нет проблем! Во время круиза вашему вниманию предлагаю интересные лекции, мастер-классы, активные мероприятия, занятия йогой, небольшие спортивные тренировки, школы танцев. Вы можете составить свою парфюмерную композицию, картину из песка, потанцевать на дискотеке, попеть караоке или … можете ничего этого не делать, а просто почитать в тишине книгу, которую вы так долго откладывали или послушать классическую музыку в «Живом исполнении». Выбор в речном круизе за вами!

В круизе вы сами можете выбрать способ исследования мест остановок – присоединиться к организованной вашим круизным оператором экскурсии по городу или изучить его самостоятельно, а можете вообще остаться на судне, с журналом и бокалом вина в руках.

Финансовые вопросы всегда играют большое значение при выборе способа отдыха и здесь речные путешествия предоставляют массу возможностей: круизы могут быть короткими, на 3-4 дня или длинными, дней на 20. Вы можете выбрать своей каютой двухкомнатный люкс или, понимая, что вы в каюте не планируете проводить много времени, остановиться на более скромных вариантах размещения. Стоимость круиза, как правило, покрывает большинство затрат, если не все. Есть тарифы, с которыми вы можете отказаться от экскурсий, сократить число приемов пищи, и вы сами выбираете, нужен ли вам дополнительный бокал вина в баре или хватит того, что вам предложили за ужином, как часть самого ужина. Посчитайте, в какую сумму вам обошлись бы переезды, гостиницы, перекусы и сколько было бы суеты, если бы вы захотели самостоятельно наземным транспортом посетить 5 городов за 5 дней своего отпуска.

Речные круизы, как вид отдыха, объединяют в себе массу преимуществ для всех: для романтичных пар и семей с детьми, для путешественников одиночек и для больших компаний. Почему бы вам не отправиться в свой первый круиз или не открыть наш каталог и выбрать свое следующее путешествие, которое принесет вам новые положительные эмоции?

Речные круизы для иностранцев: что это, сколько стоит и как туда попасть

Тишина на борту, долгий ужин, минимум молодежи – некоторые иностранцы так путешествуют по рекам России. Сколько стоят такие круизы, как их воспринимают зарубежные туристы и почему на этих лайнерах практически нет россиян – в нашем материале.

В 2018 году в круизы по рекам России отправилось более 86 тыс. иностранных туристов, а в этом сезоне туроператоры наблюдают увеличение иностранного турпотока в среднем на 10-15%.

В общем количестве круизов иностранцы составляют примерно треть от всех круизных туристов, но по-прежнему не превышают 1% от всех интуристов в России. Впрочем, эксперты круизной отрасли уверены, что эта доля вырастет.

АУДИТОРИИ НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ. НО ДЕЛО НЕ В ЦЕНЕ

В круизах с иностранными туристами практически не бывает наших соотечественников. Более того, многие теплоходы продаются исключительно на иностранном рынке и, в зависимости от востребованности сезона, могут совсем не работать для внутренних туристов. Даже если такие продажи открываются, то выбор кают будет уже невелик, а путешествие с иностранной группой обойдется россиянину в среднем на 20-25% дороже, поскольку оно почти всегда проходит на теплоходах высших, «люксовых», категорий.

Поскольку география речных круизов достаточно широка, а на цену влияет и тип каюты, вывести некую «примерную» стоимость круиза для иностранцев сложно. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что недельный тур по маршруту Москва – Санкт-Петербург с полным пакетом услуг для иностранца составит в среднем 1500-2000 евро на человека. Для россиян на таком теплоходе цена, естественно, меньше не будет.

Но, по мнению круизных компаний, дело не в цене. Основная причина того, что российские и иностранные аудитории почти не пересекаются, заключается в том, что сам отдых понимается ими совсем по-разному.

ЧТО ТАКОЕ КРУИЗ «ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ»

«Российские круизы – это всегда активная и шумная компания, где много детей, подростков и куда нередко отправляются целыми семьями», – говорит Светлана Гончарова, заместитель директора по туризму круизной компании «Мостурфлот».

«На борту для россиян всегда много занятий – спорт, танцы, мастер-классы, игровая комната, есть даже мужской клуб, одним словом, жизнь кипит. Иностранцы, которые приезжают на реки России – это в основном неторопливые пожилые пары, которые предпочитают совершенно другой отдых», – поясняет она.

«Типичный иностранный турист на круизном речном лайнере – это состоятельный пенсионер, готовый к новым визуальным впечатлениям, но отдающий предпочтение спокойному, комфортабельному отдыху», – подчеркивает Екатерина Лимонова, директор по въездному туризму компании «ВодоходЪ». Поэтому речной круиз в России для зарубежных гостей – это тишина на борту, мало информации, звучащей по радио (поскольку иностранцы предпочитают слушать звуки реки). Из «анимации» бывают элегантные музыкальные выступления, например, вечера русского романса, лекции по фольклору, традициям и искусству, мастер-классы по росписи матрешек и т. д.

Даже обслуживание в ресторане происходит по-разному: иностранцы принимают пищу долго, поэтому обслуживание там более медленное, а россияне всегда торопятся и едят очень быстро.

Кстати, меню тоже различается – французам, например, в соответствии с их традицией питания, супы подаются на ужин, а не во время обеда. И конечно, всем иностранцам обязательно предлагаются блюда традиционной русской кухни – пельмени, борщ и пр.

Можно ли попасть в такой круиз российскому гражданину? Да, если совпадают наличие свободных кают и готовность выложить немалую сумму.

«Хотя компания специально и не практикует совмещенные круизы, но всегда найдет, что предложить российским туристам, предпочитающим размеренный отдых высокого уровня комфорта вместе с иностранными клиентами», – говорят в «Водоходе».

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТОВ СРЕДИ ИНОСТРАНЦЕВ НЕТ

По данным ФГБУ «Канал имени Москвы», 95% всех иностранных пассажиров на российских речных маршрутах составляют граждане Германии, Франции, Италии и Испании. Также много туристов из Бельгии, США, Австралии и Великобритании.

Последнее время наблюдается рост туристов из Азии, особенно из Китая – на 20-25% ежегодно. Помимо этого, на реках России в круизах уже побывали представители Вьетнама, Мальты, Бразилии, Канады и, разумеется, скандинавских стран. Большинству из них требуется виза, поэтому все туроператоры оказывают соответствующую визовую поддержку и языковое сопровождение.

«Существует два формата работы», – поясняет Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот». «Первый предполагает, что иностранная компания берет блоки мест или полностью фрахтует теплоход, а второй – когда сама российская круизная компания напрямую продает круизы иностранным туристам», – поясняет он. В любом случае для оформления визы круизные компании готовят необходимые документы и высылают подтверждение бронирования круиза своим партнерам или прямым туристам.

Как отмечают эксперты, среди иностранцев самостоятельные круизные туристы – большая, даже чрезвычайная редкость, хотя туроператоры размещают всю информацию на англоязычных вариантах своих сайтов и даже предоставляют возможность оплаты онлайн.

«Самостоятельных туристов крайне мало по одной причине – они ничего о нас не знают», – говорит г-жа Гончарова, подчеркивая, что круизному бизнесу необходимо качественное продвижение за рубежом.

ЯЗЫКИ РЕЧНОГО КРУИЗА

Формируются все круизные иностранные группы по языковому принципу, за каждой из них закрепляется гид, говорящий на родном языке туристов. Он сопровождает их во время всего тура, начиная от встречи в аэропорту.

«Для иностранцев ключевым фактором при выборе круизного оператора является обеспечение языковой среды, как на борту теплохода, так и во время всего тура», – подчеркивает г-жа Лимонова.

По словам круизных туроператоров, привлечение гида с любым, даже самым «экзотическим» языком уже давно не вызывает проблем. Помимо обязательных английского, немецкого, французского, испанского и итальянского, в отечественных круизах уже обеспечивали переводчиков с вьетнамского и даже фарси.

Знание языков – обязательное условие работы и для членов команды в иностранном круизе. Туроператоры часто приглашают студентов старших курсов лингвистических ВУЗов, которые таким образом проходят летнюю практику. Они работают на ресепшн, в информационных центрах и иногда в ресторане. Кстати, это не обязательно московские студенты – «Мостурфлот», например, сотрудничает в этих вопросах с Пятигорским государственным университетом.

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ ИНОСТРАНЦЕВ НА РЕКАХ

Самый популярный маршрут для иностранных круизов по-прежнему является Москва – Санкт-Петербург, который длится в среднем 7 дней и включает в себя длительные стоянки и обзорные экскурсии в городах. По мнению туроператоров, это самый «раскрученный» и узнаваемый российский маршрут за рубежом.

Тем не менее, иностранцы хорошо знают и любят Волгу – совершают речные вояжи до Астрахани, посещают города Большого Золотого Кольца, а некоторые уже решаются на более экзотические путешествия. В «Мостурфлоте», например, уже не первый год принимают группу туристов из Дании (почти 20 человек), которые первый раз дошли до Астрахани, в этом году взяли круиз до Перми, а на следующий год забронировали Соловки.

«Как правило, круизные туристы из-за рубежа – это «космополиты», которые путешествуют по несколько раз в год и каждый раз выбирают для отдыха новое направление», – подчеркивает г-н Михайловский.

Именно поэтому у иностранных круизных пассажиров на российских реках возвратность довольно низкая. «Для зарубежных гостей круизы по России – это не «вид отдыха», как для россиян, а один из многих способов знакомства с миром, просто очередное путешествие», – заключает Светлана Гончарова из «Мостурфлота».

ПРОИГРЫВАЮТ ЛИ КРУИЗЫ ДЛЯ РОССИЯН ПО СЕРВИСУ?

Все российские круизные туроператоры подчеркивают, что линейка маршрутов и сервисов на борту для российских туристов у них несравнимо больше, чем для иностранных гостей.

«Для российских туристов представлена широчайшая сеть маршрутов, различных по направлениям и продолжительности, на любой вкус и кошелек, детальная экскурсионная программа и тематические рейсы», – подчеркивают в «Водоходе».

Кроме того, российские туристы часто оказываются более требовательными к обслуживанию на борту – именно для них каждый год обновляют творческие мастер-классы, готовят специальное детское меню, проводят конкурсы «Чистые тарелки» с призами, чтобы помочь родителям накормить маленьких детей, делают выставки репродукций картин на теплоходах и приглашают профессиональных искусствоведов, историков, философов и даже космонавтов для проведения интеллектуальных встреч.

Помимо этого, сейчас туроператоры нередко делают акцент на подрастающем поколении россиян, готовя, таким образом, своих постоянных клиентов в будущем. Для них работают детские комнаты и клубы, есть отдельная анимация.

«Наши путешествия нравятся подросткам, для которых мы организуем массу развлечений на борту, они хотят отправиться в него снова, поэтому нередко становятся главными инициаторами следующего круиза. Так что возвратность русских семейных туристов, в отличие от иностранных, сейчас очень высока», – резюмирует г-жа Гончарова.

Ольга Пегасова, корреспондент «Вестника АТОР»

Еще больше интересных материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в “Академии АТОР”.

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

О российских и иностранных аудиториях отечественных речных круизов: особенности и предпочтения

Тишина на борту, долгий ужин, минимум молодёжи – некоторые иностранцы так путешествуют по рекам России. Сколько стоят такие круизы, как их воспринимают зарубежные туристы и почему на этих лайнерах практически отсутствуют россияне.

О российских и иностранных аудиториях отечественных речных круизов: особенности и предпочтения

В 2018 году в круизы по рекам России отправилось более 86 тысяч иностранных туристов, а в этом сезоне туроператоры наблюдают увеличение иностранного турпотока в среднем на 10-15%.

В общем количестве круизов иностранцы составляют примерно треть от всех круизных туристов, но по-прежнему не превышают 1% от всех интуристов в России. Впрочем, эксперты круизной отрасли уверены, что эта доля вырастет.

Российские и иностранные аудитории речных круизов не пересекаются, потому что сам отдых понимается ими совсем по-разному

В круизах с иностранными туристами практически не бывает наших соотечественников. Более того, многие теплоходы продаются исключительно на иностранном рынке и, в зависимости от востребованности сезона, могут совсем избегать внутренних туристов. Даже если такие продажи открываются, то выбор кают будет уже невелик, а путешествие с иностранной группой обойдётся россиянину в среднем на 20-25% дороже, поскольку оно почти всегда проходит на теплоходах высших, «люксовых», категорий.

Поскольку география речных круизов достаточно широка, а на цену влияет и тип каюты, вывести «примерную» стоимость круиза для иностранцев сложно. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что недельный тур по маршруту Москва – Санкт-Петербург с полным пакетом услуг для иностранца составит в среднем 1500-2000 евро на человека. Для россиян на таком теплоходе цена, естественно, будет меньше.

Но, по мнению круизных компаний, дело не в цене. Основная причина того, что российские и иностранные аудитории почти не пересекаются, заключается в том, что сам отдых понимается ими совсем по-разному.

Круизная компания всегда найдёт, что предложить российским туристам, предпочитающим размеренный отдых высокого уровня комфорта вместе с иностранными клиентами

«Российские круизы – это всегда активная и шумная компания, где много детей, подростков и куда нередко отправляются целыми семьями», – говорит Светлана Гончарова, заместитель директора по туризму круизной компании «Мостурфлот».

«На борту для россиян всегда много занятий – спорт, танцы, мастер-классы, игровая комната, есть даже мужской клуб, одним словом, жизнь кипит. Иностранцы, которые приезжают на реки России – это, в основном, неторопливые пожилые пары, которые предпочитают совершенно другой отдых», – поясняет она.

«Типичный иностранный турист на круизном речном лайнере – это состоятельный пенсионер, готовый к новым визуальным впечатлениям, но отдающий предпочтение спокойному, комфортабельному отдыху», – подчеркивает Екатерина Лимонова, директор по въездному туризму компании «ВодоходЪ». Поэтому речной круиз в России для зарубежных гостей – это тишина на борту, мало информации, звучащей по радио (поскольку иностранцы предпочитают слушать звуки реки). Из «анимации» бывают элегантные музыкальные выступления, например, вечера русского романса, лекции по фольклору, традициям и искусству, мастер-классы по росписи матрёшек и т.д.

Даже обслуживание в ресторане происходит по-разному: иностранцы принимают пищу долго, поэтому обслуживание там более медленное, а россияне всегда торопятся и едят очень быстро.

Кстати, меню тоже различается – французам, например, в соответствии с их традицией питания, супы подаются на ужин, а не во время обеда. И конечно, всем иностранцам обязательно предлагаются блюда традиционной русской кухни – пельмени, борщ и пр.

Можно ли попасть в такой круиз российскому гражданину? Да, если имеется наличие свободных кают.

«Хотя компания специально и не практикует совмещённые круизы, но всегда найдёт, что предложить российским туристам, предпочитающим размеренный отдых высокого уровня комфорта вместе с иностранными клиентами», – говорят в «Водоходе».

Круизному бизнесу необходимо качественное продвижение за рубежом, потому что иностранцы мало о нас знают

По данным ФГБУ «Канал имени Москвы», 95% всех иностранных пассажиров на российских речных маршрутах составляют граждане Германии, Франции, Италии и Испании. Также много туристов из Бельгии, США, Австралии и Великобритании.

География речных круизов достаточно широка

Последнее время наблюдается рост туристов из Азии, особенно из Китая – на 20-25% ежегодно. Помимо этого, на реках России в круизах уже побывали представители Вьетнама, Мальты, Бразилии, Канады и, разумеется, скандинавских стран. Большинству из них требуется виза, поэтому все туроператоры оказывают соответствующую визовую поддержку и языковое сопровождение.

«Существуют 2 формата работы», – поясняет Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот». «Первый предполагает, что иностранная компания берёт блоки мест или полностью фрахтует теплоход, а второй – когда сама российская круизная компания напрямую продаёт круизы иностранным туристам», – поясняет он. В любом случае для оформления визы круизные компании готовят соответствующие документы и высылают подтверждение бронирования круиза своим партнёрам или прямым туристам.

Как отмечают эксперты, среди иностранцев самостоятельные круизные туристы – большая, даже чрезвычайная редкость, хотя туроператоры размещают всю информацию на англоязычных вариантах своих сайтов и даже предоставляют возможность оплаты онлайн.

«Самостоятельных туристов крайне мало по одной причине – они мало о нас знают», – говорит г-жа Гончарова, подчеркивая, что круизному бизнесу необходимо качественное продвижение за рубежом.

Туроператоры часто приглашают студентов старших курсов лингвистических ВУЗов в качестве гидов в отечественные круизы

Формируются все круизные иностранные группы по языковому принципу, за каждой из них закрепляется гид, говорящий на родном языке туристов. Он сопровождает их во время всего тура, начиная от встречи в аэропорту.

«Для иностранцев ключевым фактором при выборе круизного оператора является обеспечение языковой среды, как на борту теплохода, так и во время всего тура», – подчеркивает г-жа Лимонова.

По словам круизных туроператоров, привлечение гида с любым, даже самым «экзотическим» языком уже давно без проблемно. Помимо обязательных английского, немецкого, французского, испанского и итальянского, в отечественных круизах уже обеспечивали переводчиков с вьетнамского и даже фарси.

Знание языков – обязательное условие работы и для членов команды в иностранном круизе. Туроператоры часто приглашают студентов старших курсов лингвистических ВУЗов, которые таким образом проходят летнюю практику. Они работают на ресепшн, в информационных центрах и иногда в ресторане. Кстати, это могут быть и московские студенты – «Мостурфлот», например, сотрудничает в этих вопросах с Пятигорским государственным университетом.

Для зарубежных гостей круизы по России – это один из многих способов знакомства с миром, просто очередное путешествие

Самый популярный маршрут для иностранных круизов по-прежнему является Москва – Санкт-Петербург, который длится в среднем 7 дней и включает в себя длительные стоянки и обзорные экскурсии в городах. По мнению туроператоров, это самый «раскрученный» и узнаваемый российский маршрут за рубежом.

Тем более, иностранцы хорошо знают и любят Волгу – совершают речные вояжи до Астрахани, посещают города Большого Золотого Кольца, а некоторые уже решаются на более экзотические путешествия. В «Мостурфлоте», например, уже который год принимают группу туристов из Дании (почти 20 человек), которые 1й раз дошли до Астрахани, в 2019 году взяли круиз до Перми, а на 2020 год забронировали Соловки.

Типичный иностранный турист на круизном речном лайнере – это состоятельный пенсионер

«Как правило, круизные туристы из-за рубежа – это «космополиты», которые путешествуют по несколько раз в год и каждый раз выбирают для отдыха новое направление», – подчеркивает г-н Михайловский.

Именно поэтому у иностранных круизных пассажиров на российских реках возвратность довольно низкая. «Для зарубежных гостей круизы по России – это не «вид отдыха», как для россиян, а один из многих способов знакомства с миром, просто очередное путешествие», – заключает Светлана Гончарова из «Мостурфлота».

Возвратность русских семейных туристов, в отличие от иностранных, сейчас очень высока, хотя российские туристы часто оказываются более требовательными к обслуживанию на борту

Все российские круизные туроператоры подчёркивают, что линейка маршрутов и сервисов на борту для российских туристов у них несравнимо больше, чем для иностранных гостей.

«Для российских туристов представлена широчайшая сеть маршрутов, различных по направлениям и продолжительности, на любой вкус и кошелёк, детальная экскурсионная программа и тематические рейсы», – подчеркивают в «Водоходе».

Кроме того, российские туристы часто оказываются более требовательными к обслуживанию на борту – именно. Для них каждый год обновляют творческие мастер-классы, готовят специальное детское меню, проводят конкурсы «Чистые тарелки» с призами, чтобы помочь родителям накормить маленьких детей, делают выставки репродукций картин на теплоходах и приглашают профессиональных искусствоведов, историков, философов и даже космонавтов для проведения интеллектуальных встреч.

Помимо этого, сейчас туроператоры нередко делают акцент на подрастающем поколении россиян, готовя, таким образом, своих постоянных клиентов в будущем. Для них работают детские комнаты и клубы, есть отдельная анимация.

«Наши путешествия нравятся подросткам, для которых мы организуем массу развлечений на борту, они хотят отправиться в него снова, поэтому нередко становятся главными инициаторами следующего круиза. Так что возвратность русских семейных туристов, в отличие от иностранных, сейчас очень высока», – резюмирует г-жа Гончарова.

«На теплоходе музыка играет». Плюсы и минусы речных круизов по Волге

Для многих именно такой отдых сейчас становится заменой турецким пляжам или средиземноморским отелям

Путешествие на теплоходе – это всегда картинка из красивой и дорогой жизни. Удобные каюты, роскошно обставленный ресторан, шезлонги на палубе, сулящие непременно ровный загар, – все это немного приближает обычного человека к жизни тех, кто может себе позволить больше. Однако сейчас, в период пандемии, туры даже на самые захудалые кораблики продаются как горячие пирожки. Для многих именно такой отдых летом 2020 года становится заменой турецким пляжам или средиземноморским отелям. В том, насколько дороги и востребованы круизы по Волге, разбирался корреспондент «ФедералПресс».

«Идеальный отдых после нервной работы»

Для семьи художницы Ирины из Воронежа круиз стал заменой запланированного ранее отдыха за границей. У них получилось трехдневное путешествие из Нижнего Новгорода в Москву с остановками в Рыбинске, Ярославле и Дубне.

«Нам очень понравилась атмосфера неспешности. Спокойная река, отсутствие качки, живописные берега. Идеальный отдых после нервной работы. Гуляешь, ешь, спишь и так по кругу. Удивил Рыбинск. Город будто игрушечный, с вывесками под старину, отреставрированными зданиями. Правда, на мой взгляд, такое путешествие довольно дорого стоит, цена сопоставима с поездкой на море за границу. Можно сэкономить, если взять уровень комфорта ниже, но не каждый согласится жить в каюте с удобствами на «этаже» или в шумной части корабля», – рассказала Ирина.

Журналист и ведущая праздников из Самары Мария Шпакова очень любит гулять по набережной и наблюдать за теплоходами. «Не понимаю, почему речные круизы считают отдыхом для пенсионеров», – удивляется девушка.

Крым принял первый миллион отдыхающих

В ее жизни было много незабываемых путешествий по воде: она побывала в Волгограде, Хвалынске, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. В августе в жизни Марии произойдет торжественное событие – она выходит замуж. В качестве свадебного путешествия они с будущим мужем планируют отправиться на теплоходе в Казань.

«Почему я люблю речные круизы? Потому что это совсем иная атмосфера. Выглядываешь утром в окно – вокруг вода, волны, леса, горы, маленькие города, красивые пристани, роскошные набережные. По ценам сейчас речные круизы не дороже, чем были раньше. Уверена, спрос на них возрос, но стоимость осталась прежней. Я регулярно мониторю цены, каждый год, перед сезоном и во время. Но, конечно, все зависит от класса теплохода, уровня компании, выбранной каюты и количества дней, проведенных в путешествии», – говорит Мария.

За что платим?

Действительно, дороговизна туров, пожалуй, одна из главных причин, почему такой отдых подходит не всем. Чтобы купить путевку выгоднее, нужно планировать путешествие заранее, практически за год. К примеру, следующим летом десятидневная поездка из Самары через Березники, Соликамск, Чердынь и снова в Самару обойдется от 40 до 70 тысяч рублей, в зависимости от уровня комфортности размещения.

«Мы предлагаем круизы от двух до 14 дней, в зависимости от расписания. Начинаем бронировать круизы в августе на следующий год. И далее мы бронируем и продаем в течение всего сезона, поэтому, чем раньше купите тур, тем лучше, цена будет ниже. В сам сезон придется брать то, что осталось. Сейчас мест на круизы на этот год, вплоть до сентября, практически нет. Загрузка у нас – 95 %», – рассказала Наталья Россошанская, руководитель ульяновского офиса теплоходной компании «Волга Wolga».

От Грохотуна до Каменных губ. Где на Среднем Урале спрятались водопады и как их найти?

В этом году кое-что в таком отдыхе изменилось. Массовых мероприятий не предлагают, рекомендуют носить маски и пользоваться санитайзерами, да и сама навигация на реках началась на два месяца позже обычного. В некоторых городах, куда обычно прибывают теплоходы, до середины июля был запрет на экскурсионное обслуживание (а где-то он продолжается и до сих пор). Так, например, туристов не принимали Санкт-Петербург, Соловки, Кинешма, Плес, Череповец. Туроператорам приходится работать почти круглосуточно, чтобы по необходимости менять маршрут теплохода или придумывать новую программу. Разумеется, людей с повышенной температурой или другими признаками инфекции на борт не пускают.

Серьезно изменился и формат питания на корабле: отменили привычный для многих шведский стол, сейчас пассажиры едят по сменам, при этом действует строгая рассадка. На берег туристы выходят группами не более пяти человек, везде требуется соблюдение дистанции, а вместо привычного экскурсовода о городах рассказывают удобные радиогиды.

Самый приемлемый вариант для путешественника

Жительница Новокузнецка Елена Бородина копила на отпуск всю зиму. Она заядлая меломанка, поэтому очень хотела поездить по летним музыкальным фестивалям. Как известно, в этом году из-за пандемии их отменили, пришлось искать альтернативу.

«Я еще зимой забронировала квартиру в Казани, очень давно мечтала побывать там. Но фестивали не состоялись, а Казань манила, поэтому я решила, что из Сибири ехать на четыре дня дорого. И тут возникла мысль, а не съездить ли в круиз. Идею поддержала моя коллега», – делится Елена.

В итоге женщина поехала по маршруту: Казань – Чебоксары – Кострома – Ярославль – Нижний Новгород – Казань. Также заезжали в Козмодемьянск, Городец и другие маленькие уютные города. Путешествовать Елена отправилась на четырехпалубном теплоходе «Хирург Разумовский».

Круизы на «Князе Владимире» по Черному морю снова отменили

«Вышло дороговато, конечно, четверть стоимости поездки «съедает» дорога. Но деньги я откладывала всю зиму. Мы приобрели один из лучших вариантов размещения на теплоходе, у нас был даже собственный балкончик. Путевку можно было купить без предоплаты, так как все были в ожидании начала навигации, которая постоянно сдвигалась. Мне очень понравилось, жаль только, что из-за пандемии нас не приняли Кинешма и Плес, но время стоянки в Ярославле и Костроме было увеличено, мы посмотрели города», – делится женщина.

Туроператоры говорят, что в этом году теплоходный сезон продлится до самой глубокой осени – таким образом хотят немного компенсировать затраты. Ведь из-за пандемии потеряли не только два месяца путешествий, но и большое количество иностранных туристов, которые раньше охотно плавали по Волге. Однако, при всех сложностях речные круизы остаются для россиян наиболее приемлемым вариантом отдыха, совмещающим пляжную неспешность и возможность посмотреть страну.

Фото: Ирина Мошева, теплоходная компания «Волга Wolga»

Отдыхай в России

Все самое важное и оперативное в Приволжском федеральном округе — в telegram-канале «Как в Волгу глядели» . Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости , Google News , а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен . Федеральные новости рассказываем в Telegram , ВКонтакте , Одноклассниках и Twitter.

Правда или ложь: разбираем 10 мифов о речных круизах по России

Правда или ложь: разбираем 10 мифов о речных круизах по России

Круизы по России набирают популярность, ведь зарубежные круизные лайнеры сейчас практически недоступны для российских туристов. Несмотря на это, о круизах в целом и о речных в частности существует много мифов и предрассудков. Это и не удивительно, ведь до последнего времени в них успели побывать немногие, и свое представление приходится формировать даже не на впечатлениях знакомых, а на разрозненных мнениях в Сети. Что же, в этой статье мы постараемся прояснить некоторые моменты о круизах, а также разобраться, что является правдой, а что нет.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Миф №1: круизы — это очень дорого

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Круизы по Волге, речные круизы из Москвы или Петербурга, действительно, не самое дешевое удовольствие. Тем не менее, если сравнивать стоимость таких путешествий со стоимостью автобусных туров (при равнозначном соотношении цена/качество) — вряд ли будет видна заметная, принципиальная разница.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

А что с самостоятельным путешествием по тем же городам? Если сложить стоимость проживая, питания, развлечений, экскурсий и переездов между городами, то может выйти дешевле. Но у круизов есть три преимущества:

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

1. Что-то выбрать и забронировать нужно один раз — сам круиз. А вот в случае с самостоятельным путешествием — несколько гостиниц и билетов на автобусы/поезда;
2. Распаковать чемодан нужно тоже только один раз – ведь вы живете в передвижной гостинице.
3. Во время переезда между городами вы мирно спите в удобной кровати и не теряете световой день на переезды.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Как сэкономить на речном круизе:

• покупайте билеты заранее;
• выбирайте комфортные для вас, но не самые дорогие варианты размещения;
• рассмотрите даты в начале сезона и в конце — как правило, цены в эти периоды чуть ниже, чем в разгар;
• ловите «горящие путевки».

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Речной круиз

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Миф №2: круизы — это скучно

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Круиз действительно в какой-то момент может показаться скучным мероприятием, особенно, если плавание предстоит продолжительное, а на борту корабля совсем нет развлечений. Но такое бывает редко. На теплоходах всегда есть развлекательная программа для разных возрастов, и к тому же практически каждый день вы будете швартоваться в новом городе.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

На что обращать внимание при выборе круиза:

p, blockquote 10,0,1,0,0 –>

• на программу: количество времени в пути, количество мест, которые удастся увидеть или посетить и т. д.;
• на год постройки и на особенности круизного лайнера/корабля: какая у него вместимость; что есть на борту;
• на время суток, в которое придется находится на корабле: хорошо, если он проплывает значительные расстояния ночью, скучать на борту не придется, да и время будет потрачено с пользой.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Что делать во время круиза:

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

• изучить корабль/лайнер, на котором путешествуешь;
• гулять по новым городам каждый день;
• ознакомиться с развлекательной программой и отметить для себя интересующие пункты;
• полюбоваться пейзажами за бортом;
• просто расслабиться и, наконец, отдохнуть от необходимости постоянно что-то делать.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Миф №3: круизы — для больших компаний

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Пожалуй, круиз — самый быстрый способ ощутить себя таинственным героем приключенческого романа, путешествующего в далекие земли. Поэтому на вопрос, стоит ли ехать в круиз одному, можно смело отвечать утвердительно. В этом нет ничего странного. Еще Эдгар По писал: «Великое несчастье не иметь одиночества». Провести время с самим собой — чего тут страшного или неправильного? Да и потом, многие люди оказываются открытыми к общению, так что шансы приобрести новые знакомства очень велики.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Круизное судно под мостом

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Миф №4: в круизах укачивает

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Бесспорно, этот факт банален и очевиден, но река — не море и не океан, поэтому девятый вал речному кораблю точно не грозит. К тому же ни одно судно, предназначенное для путешествий по рекам, не выйдет в плавание в потенциально опасную погоду. Круизы на теплоходе по России — одни из самых безопасных и предсказуемых в этом отношении.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Чтобы оградить себя от возможных казусов (допустим, ваш вестибулярный аппарат довольно слабый), лучше путешествовать в теплое время года, например, летом, а также брать с собой все необходимые медикаменты, вовремя отдыхать и бывать на свежем воздухе.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Миф №5: круизы — это всегда долго

p, blockquote 20,1,0,0,0 –>

Ошибочно думать, что круиз — это путешествие в несколько недель или даже месяцев. Некоторые туры могут быть очень и очень короткими. Скорость передвижения в круизе хотя и медленнее, чем на самолете, но во многих случаях быстрее, чем на поезде. Двух-трех дней достаточно, чтобы посетить один или даже несколько городов, познакомиться с их главными достопримечательностями и вернуться домой.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Оптимальной продолжительностью круиза считается восьмидневная программа (8 дней и 7 ночей). Но бывают и затяжные плавания, которые длятся от 20 дней до месяца. Например, столько времени может занять путешествие из Москвы в Астрахань и обратно.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Миф №6: круизы — это летний вариант путешествий

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Учитывая российский климат, сезон навигации длится с середины апреля по середину ноября. Поэтому отправиться в круиз можно и поздней весной и осенью. Вообще погодный фактор — один из самых непредсказуемых, особенно в том случае, если билеты приобретаются заранее. Но народная мудрость гласит: кто не рискует — тот не пьет шампанское в круизах. Все-таки вероятность того, что все сложится хорошо, выше, чем вероятность непредвиденных природных катаклизмов. Особенно, если плавание проходит в теплое время года.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Круизное судно

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Миф №7: круизы — для любителей плавать на кораблях, а не гулять по городам

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

Программа большинства круизов составлена так, что времени хватает на все. И на отдых в каюте, и на обеды по расписанию, и на обзорные автобусные экскурсии, и на прогулки в свободное время.

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Важно помнить, круиз — это не самоцель, а просто весьма необычный и романтичный способ добраться из пункта А в пункт B.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Миф №8: остановки в городах во время круизов слишком короткие

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

p, blockquote 30,0,0,1,0 –>

Ни у одной турфирмы нет цели просто покатать людей на корабле от одного города до другого. Все-таки, как и любое полноценное путешествие, круиз подразумевает достаточно продолжительное пребывание в том или ином городе. Как правило, остановка лайнера может продлиться от нескольких часов до нескольких дней.

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

Важно! Чтобы избежать сюрпризов, просто внимательно изучите программу — часто там расписано буквально все и в мельчайших подробностях.

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

Миф №9: в круиз нужно брать кучу документов

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Конечно, в путешествии по России ни виза, ни загранпаспорт не потребуются. Но с пустыми руками на борт никто не пустит, так что перед путешествием не будет лишним обзавестись какой-нибудь папкой для хранения документов. Какие документы точно потребуются:

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

• паспорт;
• медицинская страховка;
• билеты на корабль и билеты на дополнительные экскурсии или трансфер в случае, если эти услуги не входят в стоимость круиза и оплачивались отдельно;
• оригинал свидетельства о рождении несовершеннолетнего (если нужно);
• круизный ваучер — документ, где указаны дата круиза, данные покупателя, название лайнера, маршрут следования , время отправления, время прибытия, адреса портов и т.д.

p, blockquote 35,0,0,0,0 –>

Важно! О необходимости тех или иных документов и/или их копий лучше всегда уточнять у менеджера.

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

Круиз по реке летом

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Миф №10: в круизе можно остаться без медицинской помощи

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

Заболеть и остаться без медицинской помощи на борту корабля — невозможно. Конечно, если нет цели умалчивать о своем состоянии. На борту любого речного теплохода или лайнера дежурит команда профессиональных врачей, в распоряжении которых все необходимые медикаменты и современное оборудование.

p, blockquote 39,0,0,0,0 –> p, blockquote 40,0,0,0,1 –>

Как видите, заблуждения о круизах бывают самыми разными. Может быть, одно из них волновало и вас. Но долой предрассудки. Впереди так много нового, интересного и неизведанного, что можно начать завидовать самому себе.

Выбираем речной круиз

Рассказываем, кому подходят речные круизы, а также как выбрать маршрут, теплоход и каюту.

Плюсы и минусы речных круизов

Отдых на теплоходе, идущем по рекам России — особый тип путешествий, у которого есть свои достоинства и недостатки. Динамичные и спокойные одновременно, речные круизы сочетают насыщенную экскурсионную программу и размеренный отдых.

Речные круизы подходят тем, кто

  • предпочитает путешествовать по России;
  • ценит комфорт, любит путешествовать без суеты;
  • хочет отдохнуть у воды, но не любит лежать на пляже;
  • стремится увидеть как можно больше интересного за один отпуск;
  • хочет съездить в путешествие вместе с детьми или с родителями.

Плюсы речных круизов

Картинка за окном всё время меняется

Каждый день — новый город, поэтому за одно путешествие вы увидите множество природных красот и культурных достопримечательностей.

От города к городу удобно добираться

Всё путешествие вы будете жить в одном и том же номере — каюте теплохода. Не нужно каждое утро собирать вещи и переселяться из отеля в отель, как в автобусных турах.

Много времени на природе

Большую часть путешествия вы проведёте в пути, качаясь на волнах и дыша свежим воздухом.

Комфортные условия проживания

Близость природы никак не скажется на комфорте, все достижения цивилизации — горячая вода, разнообразная пища, розетки для гаджетов — останутся с вами.

На борту всегда есть, чем заняться

Можно гулять по палубам, любоваться великолепными закатами, расслабиться на вечерней дискотеке. Во многих круизах предусмотрена ежедневная развлекательная программа на борту.

Дети в восторге

Неискушённых путешественников точно впечатлит сам корабль и атмосфера на нём: красные спасательные круги, крики чаек, бурлящая вода за кормой… Кроме того, на большинстве теплоходов работают детские аниматоры, которые не дадут юным пассажирам заскучать.

Нужен минимум документов

Чтобы отправиться в речной круиз по России достаточно паспорта для взрослых и свидетельства о рождении для детей. Никаких виз, нотариально заверенных разрешений на выезд ребёнка, санаторно-курортных карт и прочих сложностей.

Минусы речных круизов

По ходу путешествия погода за бортом может сильно измениться, поэтому нужно взять с собой одежду, подходящую к самым разным условиям. Например, выезжая из Перми в сторону Волгограда в конце августа, стоит взять с собой и куртку, и купальник: если в Перми уже осень, то в Волгограде ещё стоит жара.

Выбор без права на ошибку

Поскольку всё путешествие вы будете жить в одном и том же номере «плавучего отеля», к его выбору нужно подойти очень вдумчиво. Неудачно выбранная каюта или морально устаревший теплоход могут испортить все впечатления от поездки.

Жизнь по расписанию

Опоздать к отправлению или сойти на берег в любой момент не получится. Жизнь на теплоходе идёт точно по регламенту, только так можно гарантировать, что путешествие будет безопасным и удобным для всех.

Особенности маршрутов

При выборе круиза, обратите внимание на то, кольцевой маршрут или линейный. Лучше сразу продумать, как вы доберётесь от дома до начальной точки маршрута или, наоборот, от конечной точки до дома.

Выбираем продолжительность круиза

  • От 2 до 3 дней — круизы на выходные

Круизы выходного дня, как правило, начинаются в пятницу и завершаются в воскресенье. Короткие круизы подходят для тех, кто хочет насыщенно провести выходные или попробовать отдых на теплоходе, не дожидаясь отпуска.

  • От 5 до 8 дней — средние круизы

Круизы средней продолжительности подходят и новичкам, и опытным путешественникам. Наиболее популярны экскурсионные маршруты: из Москвы по Золотому кольцу (5-8 дней), из Санкт-Петербурга в Карелию, на Валаам, Кижи, в Мандроги (4-7 дней), путешествия по Нижней, Средней и Верхней Волге (от 7 дней), круизы между Москвой и Санкт-Петербургом с посещением Валаама и Кижей (от 7 дней).

  • От 9 до 22 дней — длинные круизы

Длинные круизы предпочитают опытные туристы, хорошо знакомые с отдыхом на речных теплоходах. Часто длинные маршруты — это расширенные версии средних, например, путешествий по Волге или круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Есть и оригинальные длинные маршруты, например, рейсы по Каме из Перми (до 16 дней), круизы в Архангельск (до 20 дней) или с посещением Крыма (до 24 дней).

Выбираем маршрут круиза

Существует около 2000 маршрутов речных круизов, по которым ходят более ста судов. Самый широкий выбор среди маршрутов с отправлением из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары — трёх крупнейших центров речного пассажирского судоходства в России.

Все маршруты по европейской части России можно условно разделить на северные и южные. Север — это Валаам, Кижи, Соловецкие острова, к Северу же часто относят маршруты по центральным регионам России. Юг — это Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, к Югу примыкают маршруты по Поволжью и Уралу.

Выбирая круиз, важно учитывать, что существуют как кольцевые, так и линейные маршруты. Путешествие по кольцевому маршруту закончится в том же городе, где оно началось. Однако путешествие по линейному маршруту закончится в другом городе, откуда туристы уже самостоятельно отправятся домой на автобусе, поезде или самолёте.

Также важно, что сесть на теплоход можно не в каждом городе, через который проходит круизный маршрут: подсесть на уже начавшийся рейс возможно не на любой остановке.

Выбираем теплоход

Тщательно выбрать теплоход — едва ли не самое важное при планировании речного круиза, поскольку большую часть путешествия вы проведёте на судне.

На что обращать внимание

Во-первых, оцените, как организовано питание на теплоходе: сколько ресторанов на борту, насколько разнообразно их меню.

Как правило, на речных теплоходах есть 1 или 2 ресторана, работающих в формате «шведского стола» или по системе заказов, когда меню формируется на день вперёд и предусматривает по 2-4 варианта салатов, супов, вторых блюд.

Во-вторых, учитывайте, в каком году последний раз проводилась реконструкция теплохода.

Как не устают повторять судовладельцы, не важно, сколько лет судну, важно то, как заботится о нём хозяин, как много он вкладывает в модернизацию. Теплоходы одного года и одного проекта, принадлежащие разным компаниям, могут различаться не только уровнем комфорта, но и внутренней планировкой.

Какие бывают теплоходы

Большая часть теплоходов, работающих на российских речных круизах, построены в 50-90-х годах в Европе. Коротко расскажем о самых распространённых проектах.

Трёхпалубные теплоходы, построенные в 50-60-х годах в Германии. Чаще всего подвергаются тотальной модернизации и перестройке, поэтому могут сильно отличаться друг от друга. Есть как полностью модернизированные суда, так и менее ухоженные, относящиеся к эконом-классу.

Четырёхпалубные теплоходы, построенные в 70-80-х годах в Германии. Курсируют, как правило, на линии «Москва — Санкт-Петербург» и отличаются повышенным уровнем комфорта: во всех каютах есть удобства и спутниковое телевидение.

Четырёхпалубные теплоходы, построенные в 80-90-х годах в Германии. Модифицированная версия проекта 301. Как правило, обслуживает круизы по маршруту Москва — Санкт-Петербург.

Двухпалубные теплоходы, построенные в Венгрии в 60-х годах прошлого века. Двухпалубники выгодно отличаются тем, что могут пройти по малым рекам с низким уровнем воды.

Четырёхпалубные теплоходы, построенные в Чехословакии с 1976 по 1983 год. Самые большие речные суда в России, вмещают до 300 человек. Все каюты с удобствами. По комфортабельности и отделке кают несколько уступают судам проектов 301 и 302.

Трёхпалубные теплоходы, построенные в Чехословакии в 60-х годах. В 2000-х годах большая часть судов прошла модернизацию, после чего теплоходы стали просторнее и комфортнее, правда, за счёт уменьшения вместимости.

  • Проекты Q-040/Q-040А, Q-056, Q-065

Трёх- и четырёхпалубные теплоходы, построенные в Австрии в 70-80-х годах. Производство судов проекта Q стоило дорого, поэтому таких теплоходов выпустили мало. Сейчас по российским рекам курсируют всего 10 теплоходов проекта Q.

Выбираем каюту

На теплоходах, обслуживающих речные круизы по России, есть каюты разных типов, в общей сложности — до 15 разновидностей. На каждом судне есть как люксы, полулюксы, так и эконом-варианты кают.

Что влияет на стоимость каюты

Чем выше палуба — тем дороже и комфортнее каюта. Однако мимо окон кают на верхних палубах постоянно прогуливаются отдыхающие, а вот на нижние палубы спускаются только те, кто там живут, поэтому в нижних каютах тише и спокойнее.

Каюты в носовой части дороже: в них меньше ощущается качка и вибрация, до них не долетает шум с кормы, где, как правило, проводятся дискотеки и развлекательные мероприятия.

В каюте может находиться одна, две, три или четыре кровати, расположенные в один или два яруса. Самые дешёвые каюты — четырёхместные двухъярусные, самые дорогие — одно- и двухместные одноярусные.

Душ и туалет могут находиться прямо в каюте, а могут быть общими и располагаться на палубе. Существует и промежуточный вариант — каюта с частичными удобствами, в которой находится умывальник с горячей и холодной водой.

В путешествие по рекам России стоит отправиться хотя бы раз: в отличие от обычных туров, круиз оставляет новые, ни с чем несравнимые впечатления. Только представьте: тихо шелестит вода за бортом, стемнело, корабль проскальзывает между опорами сияющего моста и втискивается в узкие стенки шлюза, а затем — выскакивает на широкий простор водохранилища. Берега отступают вдаль, они едва видны, а над блестящей гладью воды — бесконечное небо, полное звёзд.

Уйти в заплыв: гид по речным круизам

В этой статье эксперты помогут туристам и турагентам сориентироваться в том, какие компании работают на рынке речных круизов в России, чем различаются их флоты, а также расскажут о предлагаемых маршрутах.

Куда поплывем? Лучшие маршруты

Наиболее популярный маршрут – это, разумеется, Москва – Санкт-Петербург и обратно. На север речные лайнеры ходят до Соловецких островов, на юг – до Астрахани и Ростова-на-Дону, на восток – до Перми и Уфы. Продолжительность круизов в самые отдаленные порты может составлять 2-3 недели. Есть более короткие – например, до Казани с заходом в Болгары и на остров Свияжск, до Нижнего Новгорода, Ярославля, Плёса. Пользуются спросом также маршруты выходного дня – из Москвы в Углич, Тверь, Мышкин.

Круизы по всем этим направлениям широко представлены у участников «Речного альянса» – «Водохода», «Мостурфлота» и «Инфофлота». При этом компании стараются чем-то выделяться на фоне конкурентов, у каждой есть и уникальные предложения. Так, «Мостурфлот» анонсировал в этом году два маршрута с заходами в Великий Новгород на корабле «Сергей Есенин». «Это знаковое для речников событие. Ведь уже несколько лет на рынке не было теплоходов, способных благодаря своим техническим характеристикам ходить и по озерам, и по небольшим рекам, таким как Волхов», – поясняет Светлана Гончарова, замгендиректора «Мостурфлота» по туризму. Кроме того, у компании всю летнюю навигацию – 2019 курсирует круизное судно по Оке – обычно по этой мелководной реке делают рейсы нечасто. «Инфофлот» помимо Европейской части России работает в Сибири – предлагает маршруты по Байкалу и Енисею. А фишка «Водохода» – тематические круизы, на которые собирается публика по интересам. «Театральный», «12 стульев», «Школа долголетия», «Большая рыбалка», «Фотокруиз», «Русские в космосе» – вот лишь некоторые программы сезона-2019.

Если у участников «Речного альянса» основу флота составляют четырехпалубные лайнеры, то у нижегородской компании «Гамма» – трех- и двухпалубные. Это дает свои преимущества – расширение сети маршрутов по большим рекам малыми, где крупные суда ходить не могут. «В стоимость круизов не включены экскурсии, кроме того, предлагаются разные варианты питания, что делает продукт «Гаммы» очень привлекательным по цене», – добавляет руководитель туроператора «Круизный Дом» Константин Пучков.

Свои среди чужих

Примерно 50 % круизов у «Водохода» и «Мостурфлота» продается иностранным туристам – из Европы, Северной и Южной Америки, Азии и даже Австралии. Есть компании, ориентированные преимущественно на путешественников из-за границы, например, «Ортодокс».

Совершить плавание по родным рекам в окружении интернациональной публики могут и россияне, если, конечно, места на теплоходе не выкуплены полностью зарубежными гостями. Плюс в том, что под интуристов, как правило, задействуют наиболее комфортабельные теплоходы. Кроме того, некоторые соотечественники, особенно не испытывающие языкового барьера, предпочитают путешествия именно в компании иностранцев. Но нужно учитывать нюансы. Выбор маршрутов на порядок беднее. Обычно это линия Москва – Санкт-Петербург, причем в обеих столицах предусматриваются двух-трехдневные стоянки, а вот заходов в малые города по пути следования почти нет. Развлечения на борту ориентированы на возрастную публику, ведь преобладающая часть иностранных туристов – пожилые пары без детей. Скорее всего, молодежи в таких поездках будет скучно.

Новые старые корабли

Основа флота даже у самых крупных речных компаний – круизные теплоходы, строившиеся еще для СССР на верфях Германии, Австрии, Венгрии более 30 лет назад. Есть суда и 50–60-летнего возраста. Означает ли это, что и инфраструктура на бортах под стать прошлой эпохе? Отнюдь. На сегодня большинство кораблей уже прошло глубокую реновацию – кают без удобств, с общими туалетами и душами уже практически не осталось, поясняют эксперты.

На некоторых теплоходах проводится полное переоборудование палуб по единому проекту. Так, у «Мостурфлота» перестроены все помещения для гостей на лайнере «Княжна Виктория» – каюты теперь имеют площадь от 14 до 26 кв. м, почти все – с балконами, новая мебель и интерьеры, ресторан с современной шведской линией. На «Михаиле Булгакове» еще в 2010 году оборудована верхняя палуба класса люкс. У «Водохода» полностью модернизирован корабль «Мстислав Ростропович», самым современным требованиям отвечают «Санкт-Петербург» и «Александр Пушкин». Уровень комфорта на подобных судах соответствует размещению в отелях 4-5*, под стать и сервис.

«Реновированные теплоходы используются в первую очередь на маршрутах для иностранцев, нашим же туристам места доступны далеко не всегда», – обозначает проблему Елена Караманова, директор по PR и маркетингу туроператора «Виа Марис». Ее компания помимо морских круизов продает и речные по России. Однако именно благодаря долгосрочным контрактам с иностранными партнерами появляются средства на обновление флота, ведь государство в этом вопросе пока речникам не помогает, парируют представители круизных компаний. Так, у «Мостурфлота» сейчас строится теплоход класса «река-море» «Пётр Великий», у «Водохода» по сходному проекту PV300 – корабль «Мустай Карим». Два небольших судна в постройке и у нижегородской «Гаммы».

Возможно, с пополнением флотов новыми лайнерами речные круизы по России на самых современных кораблях станут более доступны и нашей путешествующей публике, не теряют надежды наблюдатели.

Ссылка на основную публикацию