Варшавское метро: молодость старого города

Старый город в Варшаве

Старый город в Варшаве, или «Starówka» (на разговорном польском) имеет для столицы Республики Польша огромное историческое значение. Древний город был основан еще в XIII веке, именно отсюда началось развитие польского государства. Застройка городских улиц напоминает о Средневековье, когда в центре был рынок. В те времена именно на рынке собирался народ, проводились ярмарки и происходили важные события в жизни города. От рыночной площади в четыре стороны выходили улицы строго перпендикулярно. Конечно, случались войны, пожары, но город со временем отстраивался и расширялся.

К сожалению, большинство исторических памятников было разрушено во время Второй мировой войны фашистами. В 1944 году немцы планомерно подвергли город уничтожению. Варшава превратилась в руины. После окончания войны архитектура Старого города восстанавливалась по крупицам, в основном благодаря уцелевшим картинам, фотографиям. Везде, где можно было, использовали щебень и кирпич уцелевших фасадов зданий. Старый город сейчас является восстановленной копией исторических зданий и сооружений. В двадцатом веке ЮНЕСКО внесло Варшавский Старый город в список мирового культурного наследия. На Рыночной площади Варшавы запечатлены для памяти потомкам об ужасах войны экспонаты музея. Рассмотрим, какие достопримечательности заинтересуют туристов в этом историческом месте.

Достопримечательности Старого города

Когда посетитель первый раз посещает старую часть Варшавы, он попадает на Замковую площадь. Именно в центре этой площади стоит памятник известному историческому деятелю Польши – королю Сигизмунду III. Рядом расположен Королевский замок, который был резиденцией королей после переноса столицы из Кракова. Это произошло в XVII веке, когда Варшава стала активнее развиваться. После обретения Польшей независимости бывший Королевский замок стал местом обитания президентов. Это здание также сильно пострадало от войны, поэтому внутренний декор замка отчасти напоминает современную обстановку.

Достопримечательности старого города в Варшаве представлены многими необычными статуями и памятниками. Самые известные из них:

  • Статуя Русалочки;
  • Памятник королю Сигизмунду;
  • Старинный колокол на площади Канония;
  • Самый узкий дом Варшавы;
  • Барбакан, украшенный четырьмя башнями.

Интересно! Все дома старого города имеют одну особенность – вместо нумерации на фасаде каждого дома размещается фигурка предмета или животного. Так здания и называются – дом под кораблем, дом подо львом.

Символ Старого города – это Варшавская Русалочка. Вокруг нее собираются художники и музыканты, играющие на древней шарманке.

В глубине старого города расположен известный храм – главный католический собор Польши, Собор Святого Иоанна Крестителя. Там покоятся самые знаменитые граждане Польши, например, писатель Генрик Сенкевич, король Станислав Август Понятовский. Благодаря прекрасной акустике этого храма в наши дни в нем устраиваются органные концерты.

Также интересно посетить площадь Канония. Ранее здесь было средневековое кладбище, затем установили статую бронзового колокола. Этот колокол был отлит в XVII веке для звонницы Коллегии иезуитов. Из-за трещин в корпусе он непригоден для звона. На площади Канония также есть одна интересная достопримечательность – это «тонкий дом». Хозяин этого здания решил сэкономить, обойдя закон по уплате налога на землю. Вместо широкого фасада он построил дом с тонкими стенами. Также интересен Барбакан, где в наше время проводятся фестивали с рыцарскими турнирами.

Как видим, здесь расположено много исторических сооружений. В наши дни для туристов здесь работает множество кафе и ресторанов. В любое время в центре гуляет много гостей и местных жителей. На Рыночной площади продается множество сувениров. В закусочных можно попробовать блюда национальной кухни.

Советуем приехать в Старый город польской столицы в канун Рождества, когда все здания украшены яркими огнями. Чтобы в полной мере насладиться атмосферой древней архитектуры, можно прокатиться в карете, запряженной тройкой лошадей.

Как добраться до старого центра Варшавы

Как же добраться до старого города? Исторический центр расположен недалеко от основных транспортных узлов столицы. Варшава имеет развитую транспортную сеть автобусов, трамваев и метро. Поэтому можно воспользоваться любым из этих видов транспорта.

Если вы прилетели в Варшаву в Центральный аэропорт имени Шопена и у вас ограничено время, можно доехать в Старый город на такси за полчаса. Для этой цели подойдет автобус № 175, который довезет вас за 40–50 минут. Надо будет выйти на остановке «Оперный театр» и пройтись пешком около 500 метров. Всегда можно спросить дорогу у водителя транспортного средства или у прохожих. От центрального вокзала можно добраться на метро, проехав две остановки. От станции Варшава Западная можно доехать без пересадок, сев на автобус номер 178.

Расположение на карте:

Если вы уже живете в городе, то с разных концов столицы можно добраться до центра на автобусах № 116, 180 и 144N. Выйти нужно на остановке «Kapitulna». Можно проехаться на трамвае до остановки «Stare Miasto». Подойдут номера 4, 20, 23, 25, 28 и 13.

В любом случае, чтобы не заблудиться, лучше скачать карту города. В Варшаве, как и в любом европейском городе, повсюду на улицах есть схемы движения транспорта. Также на улицах города хорошо ловит 4G-интернет, что не даст шанса потеряться. Итак, можно сказать, что любой турист найдет для себя что-то интересное, посетив исторический центр Варшавы.

Варшава: Старый город

Старый город в Варшаве – это сердце польской столицы. Именно на этом месте в тринадцатом веке и началось возведение будущей прекрасной Варшавы.

Сюда, в Старый город, как к историческому источнику, со всех сторон прибывают туристы. Геометрические очертания Старого города напоминают о том времени, когда он только зарождался. Центральную его часть занимает рынок, в форме прямоугольника, а по сторонам его расположены пересекающиеся улицы – типичная городская картина времен тринадцатого века. И именно в этом месте, пронизанном духом истории, во все времена вершились главные дела города.

Помнит Старый город и горькие моменты, окутанные болью Великой Отечественной войны. В эти кровавые годы, Старый город был уничтожен до основания. Но пришло мирное время и его поднимали из руин, собирая по крупицам информацию обо всех его утерянных зданиях и достопримечательностях. Пригодилось все – старые макеты, фотоснимки, произведения художников. Очень немногое удалось сохранить в первозданном обличии. Это несколько чудом уцелевших подвалов и первых этажей старинных зданий.

И Старый город вновь ожил. В нем все те же таинственные дома, исторические музеи и, такие важные для Варшавы свидетели прошлого, как памятники. А беда войны, прошедшая по улицам польской столицы, живет горькой памятью в музейных экспонатах древнего места. Возрожденный Старый город является культурным наследием по данным Юнеско.

Главные достопримечательности Старого города: что посмотреть

Вход в Старый город предваряет Замковая площадь. Именно на ней находится памятник, установленный в честь великого исторического деятеля – короля Сигизмунда III Вазы. Здесь же, неподалеку, величественно возвышается Королевский замок – оплот древней столицы. После того, как Краков передал свои столичные полномочия Варшаве, Королевский замок на долгие годы приобрел статус королевской резиденции. Начало двадцатого века внесло небольшие коррективы в предназначение замка – в этот период, после признания Польши независимой страной, замок перешел в разряд президентских апартаментов.

Королевский дворец в Старом городе, Варшава

Многие черты у нынешнего замка кажутся близкими по духу современному временному периоду. Причиной тому, все тот же разрушительный след войны. Замок, как и всю Варшаву, пришлось восстанавливать в мирные дни. Внутренний декор был сохранен максимально близким к изначальному. Великолепные потолки, резной работы, золоченые колонны из белого мрамора создают атмосферу прошлого. Здесь и сейчас проходят торжественные балы и вечера классической музыки. В стенах замка хранится немало изысканной живописи и экспонатов истории.

Интерьер Королевского замка в Варшаве

Современный Старый город любит собрать на своей площади людей творческих. Здесь можно увидеть великолепные картины и послушать шарманку. А «окормляет» всех гостей Старого города знаменитая Варшавская Русалочка.

Варшавская Русалочка

Очень интересно выглядят дома вокруг Старого города. Кажется, что они явились из разноцветной сказки. При чем, у каждого дома – свое лицо. Раньше вместо нумерации домов использовали небольшие фигурки, чаще всего зверюшек, которые размещали на фасадной части дома.

В Старом городе находится центральный костел Польши, возведенный в честь Иоанна Крестителя. Здесь же размещается и захоронение великих поляков – монарха Станислава Августа Понятовского, польского президента Габриэля Нарутовича и других знаменитых личностей. Под сводами собора нередко звучит орган.

Костел Иоанна Крестителя

За собором находится площадь Канония, на месте которой раньше было кладбище. На площади можно увидеть самый узкий варшавский дом, построенный с целью экономии. Таким образом, владельцу удалось избежать уплаты налога на землю.

площадь Канония

Здесь же, на площади Канония, находится старинный колокол, который по легенде исполняет желания, если прикоснуться к нему и совершить обход вокруг него три раза.

Есть в Старом городе место, словно созданное для рыцарских поединков, – барбакан, увенчанный четырьмя башнями. Здесь действительно проводятся фестивали рыцарских боев молодежных клубов.

Варшавский Барбакан

Конечно, лучше всего побывать в Старом городе под Новый год, когда на площади возвышается красавица-елка и царит дух волшебства. Сказочно Старый город выглядит и по вечерам, когда, проезжающая в свете фонарей карета с красавицами-лошадками переносит в загадочное прошлое.

Старый город в Варшаве на карте: адрес

Старый город Варшавы: как добраться

Добраться до старого города на общественном транспорте не составит никакого труда. В самое сердце польской столицы можно добраться на автобусах:

Варшавское метро: молодость старого города

Метро в Варшаве (по-польски Metro Warszawskie) ─ одно из новейших в Европе и единственное в Польше. Это красивое современное сооружение, обладающее всеми необходимыми атрибутами безопасности и инновационными технологиями, упрощающими его использование. Сегодня это один из самых удобных видов транспорта в польской столице – ежедневно варшавским метрополитеном пользуется до 400 тысяч человек, которые ценят личное время и комфорт. Каждый год столичная подземка перевозит свыше 140 млн. поляков и иностранцев.

История варшавской подземки

Многие туристы даже не задаются вопросом, есть ли в Варшаве метро. И напрасно – данный вид транспорта позволяет быстро и сравнительно недорого передвигаться по большому городу.

Следует отметить, что метрополитен в польской столице планировали построить еще после окончания Первой мировой войны. Самый первый проект был представлен в 1918 году, когда польское государство вновь появилось на европейских картах, однако он так и не был реализован из-за экономических проблем.

Еще раз к этому вопросу польское правительство вернулось в 30-х годах прошлого века, когда было запланировано строительство двух линий метро. Работы начались в 1938 году, однако завершить их не позволила Вторая мировая. Сегодня тоннели недостроенного тогда метро превращены в винные погреба.

В 50-е годы возникла острая потребность в глубоком метрополитене, пересекающем Вислу и способном, согласно планам Сталина, служить для скрытой переброски войск. Но воплотить эти планы в жизнь помешала смерть вождя народов.

В силу разных причин приступить к строительству подземки Польша не могла до 1982 года. В результате варшавский метрополитен открылся совсем недавно – 28 марта 1995 года.

Архитектурно-строительные решения

Строительство первой линии в южной части города, начавшееся в конце 1983 года, велось открытым способом. Такой же метод использовался в дальнейшем практически везде, где позволяли условия. Станции первой очереди строились по советским стандартам:

  • длина платформы составляла 120 м, что давало возможность принимать поезда, состоящие из шести вагонов;
  • технические помещения располагались в туннелях перед и за станцией;
  • на перегонах и станциях использовались герметичные стальные ворота большой толщины;
  • усиленная конструкция туннелей, станций и вспомогательных помещений и оснащение их системами жизнеобеспечения предусматривала возможность использования метро в качестве бомбоубежища.

Концепцию архитектурного и художественного оформления метрополитена разрабатывали польские архитекторы при активном участии советских метростроевцев, поэтому первым станциям польской подземки были присущи черты соцреализма с некоторой долей местного колорита.

Нехватка денег в 90-е заставила строителей пересмотреть архитектурные проекты большинства станции в сторону упрощения. В результате вместо подземных дворцов, планировавшихся вначале, появились павильоны с минимумом отделки. В дальнейшем дизайн столичной подземки совершенно не напоминал о помпезном советском стиле, хотя для отделки некоторых станций все же использовалась характерная для него керамическая плитка. Метро у поляков получилось яркое, светлое, оригинальное и уютное.

Подвижной состав варшавского метро

Изначально подвижной состав был исключительно советского производства. В 1990 году в качестве подарка Польше от СССР прибыли первые 10 вагонов Мытищинского машиностроительного завода. Однако после распада Союза ждать еще 80 требующихся не было смысла. Очередная партия из 32 единиц, заказанных на петербургском «Вагонмаше», прибыла в Польшу лишь в 1994 году, еще 18 были поставлены в 1997-м.

Более современные, модернизированные вагоны метро Варшавы, приобретенные Польшей у французской фирмы Alstom в количестве 108 единиц, появились в 1998 году. Еще 30 вагонов для удлинения составов были заказаны на Мытищинском заводе в 2006-м, а в следующем году 20 – на «Вагонмаше» В 2009-м питерский завод получил заказ еще на одну партию вагонов. В ходе выполнения этого заказа российские вагоны дорабатывались до европейских стандартов, оснащались дополнительным оборудованием и скамейками с мягкими подушками и спинками.

На тот момент из сорока поездов 18 были французской сборки, а 22 – российской. С 2012 года в Польшу начались поставки поездов Siemens Inspiro, которые используются на второй, самой новой линии варшавского метро.

Сегодня все вагоны варшавской подземки оборудованы табло с объявлением текущей станции и камерами видеонаблюдения, в них используется довольно интересная конструкция поручней. Кстати, табло на станциях информируют не только о времени прибытия следующего поезда, но сообщают о том, какой будет подан состав.

Часы работы и стоимость билетов

Варшавский метрополитен начинает работу в пять часов утра, а прекращает в час ночи. В пятницу и субботу время работы увеличено на два часа – до 03.00 утра.

Стоимость метро в Варшаве привязана к цене на проезд в других видах муниципального транспорта.

Единый билет позволяет пользоваться автобусом, трамваем и метро. Приобрести его можно в специальном автомате при входе на станцию, в автобусе, трамвае или на остановках.

Говоря о том, сколько стоит метро в Варшаве, то есть, сколько придется заплатить за поездку, следует отметить, что это зависит не от количества поездок, как, например, в Москве, а от их продолжительности. Самый дешевый билет – на 20 минут – обойдется в 3,4, а на 75 минут ─ в 4,4 злотых. Это примерно 0,8 и 1 евро соответственно или 600 и 780 российских рублей. Дорога во вторую зону (самая окраина города) обойдется в 7 злотых.

В Варшаве есть возможность купить краткосрочный или долгосрочный электронный билет на все виды транспорта:

  • суточный;
  • недельный;
  • на один или три месяца;
  • действующий в одной или обеих зонах;
  • на одного человека;
  • групповой.

Стоимость варьируется от 15 до 536 злотых.

Привычный для нас жетон в метро Варшавы вы не увидите – для входа здесь используются одноразовые талоны, которые изготовлены из плотной мелованной бумаги. Их можно приобрести в билетных автоматах, в которых доступен выбор нескольких языков, в том числе русского.

Автомат принимает как бумажные деньги, так и пластиковые карты, причем карту даже не нужно вставлять в автомат – достаточно просто приложить ее к считывающему устройству.

Приобретенный талон нужно вставить в турникет-валидатор, который пробьет на нем время входа и отметит время окончания валидности на его обратной стороне.

Карта метрополитена

Сравнительно небольшая схема метро Варшавы на карте города появилась сразу после его открытия. Первая его ветка, которая со временем связала север и юг польской столицы, включала всего 11 станций на участке «Кабаты ─ Политехника». А вот восток и запад города в течение целых 25 лет оставались разделенными Вислой – не случайно поляки шутят, что их метро строилось четверть века (хотя на самом деле ─ сто лет). По первому участку второй линии первые поезда пошли лишь в 2008 году.

Говоря о том, сколько станций метро в Варшаве, отметим, что сегодня их насчитывается 28. Однако у мэра польской столицы имеются грандиозные планы расширения метрополитена – тендер на восемь станций в западном, а также по шесть в северо-восточном и юго-восточном направлениях уже объявлен. Строительство должно начаться в 2020 году. Первые шесть новых станций планируется ввести в эксплуатацию уже к 2022 году.

Линия M1

Старая «синяя» ветка метро в настоящее время включает 21 станцию и соединяет северную и южную окраины польской столицы. Изначально планировалось строительство еще двух станций, однако от этих намерений решили отказаться. Таким образом, карта метро Варшавы в направлении с севера на юг выглядит так:

  1. Mlociny (Млочины).
  2. Wawrzyszew (Вавжишев).
  3. Stare Bielany (Старе Биеланы).
  4. Slodowiec (Слодовец).
  5. Marymont (Марымонт).
  6. Plac Wilsona (Плац Вильсона).
  7. Dworzec Gdanski (Дворжец Гданьски).
  8. Ratusz Arsenal (Ратуш Арсенал).
  9. Swietokrzyska (Свентокшиска) ─ узловая, где пересекаются обе линии, и единственная, где возможна пересадка.
  10. Centrum (Центрум) ─ именно здесь находится выход на центральный вокзал польской столицы. Кстати, не так далеко от железнодорожного расположен и автовокзал Заходня, однако чтобы добраться до него, придется воспользоваться наземным транспортом.
  11. Politechnika (Политехника).
  12. Pole Mokotowskie (Поле Мокотовские).
  13. Raclawicka (Рацлавицка).
  14. Wierzbno (Вежбно).
  15. Wilanowska (Виляновска).
  16. Sluzew (Служев).
  17. Ursynow (Урсынов).
  18. Stoklosy (Стоклосы).
  19. Imielin (Имиелин).
  20. Natolin (Натолин).
  21. Kabaty (Кабаты).

Линия M2

Вторая – «красная» ветка соединяет западные и восточные кварталы польской столицы. В этом направлении расположены следующие станции метро Варшавы:

  1. Dworzec Wilenski (Дворжец Виленьски).
  2. Stadion Narodowy (Стадион Народовы).
  3. Centrum Nauki Kopernik (Центрум Науки Коперник).
  4. Nowy Swiat-Uniwersytet (Новы Свят-Универсытет).
  5. Swietokrzyska (Свентокшиска).
  6. Rondo ONZ (Рондо ОНЗ).
  7. Rondo Daszynskiego (Рондо Дашиньскиего).

Маршрут передвижения по Варшаве

Безусловно, перечень станций метрополитена не дает полного представления обо всех возможностях городской транспортной инфраструктуры. А в Варшаве она развита по европейским меркам весьма неплохо.

Оптимальный маршрут передвижения можно спланировать заранее, если воспользоваться специально созданным для этого интерактивным сервисом «Jak dojade» («Как добраться»).

Для этого нужно войти на сайт jakdojade.pl/warszawa/rozklad-jazdy , выбрать город, язык, вкладку “Trasa” (в переводе на русский – маршрут) и буквально проложить дорогу на карте двумя кликами. Регистрация на сайте не обязательна. Необходимо лишь задать начальный и конечный пункты, а система сама предложит доступные варианты с расписанием движения и количеством времени, оставшегося до отправления автобуса или трамвая.

Сервис очень удобен и работает безукоризненно, причем не только в Варшаве. Во вкладке “Rozklady” можно ознакомиться с расписанием и маршрутами городского транспорта.

В заключение

Варшава ─ красивый европейский город с богатой историей. Здесь есть на что посмотреть и чем заняться путешественнику. Причем передвигаться по городу совершенно несложно, а самым удобным способом для этого является метро. Дело в том, что скорость передвижения там выше за счет отсутствия пробок, а комфорт довольно приличный ввиду сравнительно невысокой загруженности поездов.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что это еще и красивейшая достопримечательность польской столицы – дизайну станций варшавской подземки могут позавидовать многие метрополитены мира.

Метро Варшавы: Видео


Варшавское метро: молодость старого города

Будучи в Варшаве, я не мог не посетить варшавское метро — в настоящий момент это единственная система метрополитена в Польше, и при этом одно из самых новых и быстро развивающихся систем метрополитена в Европе. Когда я был в Варшаве в 2014 году, то там работала только дна ветка метро (линия M1), ходившая с севера на юг. Вторая ветка (M2) была открыта 8 марта 2015 года — она состоит из 7 станций и проходит с запада на восток города.

Итак, в сегодняшнем посте мы прогуляемся по варшавскому метро и посмотрим на самые новые станции второй линии.

Для начала немного истории. Варшавский метрополитен хотели начать строить ещё в 1918-м году, но этому помешал бушевавший тогда экономический кризис. Вторая попытка строительства метро в Варшаве была предпринята в 1930-х годах — что интересно, тогда тоже были запланированы две ветки метро, я не удивлюсь если оно должно было проходить по тем же самым местам города. В 1938-м году метро даже уже начали строить, но работам помешала война.

В пятидесятые годы (в уже коммунистической Польше) существовал план строительства глубокого метро “двойного назначения” — его линия должна была пересекать Вислу с запада на восток и в случае очередной войны должна была служить для переброски войск. Со смертью Сталина про этот проект забыли, но первые станции польского метро начали строить еще в ПНР — программа по строительству метрополитена была одобрена в 1982 году.

Первые 11 станций варшавского метро открыли в 1995 году, уже в независимой Польше, а в 2010 году начали строить вторую линию.

02. В общем, поехали кататься) Вход на станцию метрополитена “Ратуш Арсенал” выглядит вот так. Единого стиля в оформлении входных порталов в метро (как в Берлине) в Варшаве нет, архитекторы просто вписывают портал в окружающее пространство:

03. Для проезда на варшавском метро можно заиметь пластиковую карту, а можно купит одноразовый талончик — туристы больше пользуются вторым вариантом. Талончики продаются вот в таких автоматах:

04. Автомат принимает как бумажные деньги, так и пластиковые карты — причем часто карту даже не нужно вставлять в автомат, для оплаты достаточно просто приложить её к считывающему устройству. Билеты печатаются на плотной мелованной бумаге, выглядят они вот так:

05. В автомате можно выбрать польский, немецкий, английский, французский либо русский язык. После оплаты автомат выбрасывает готовые билеты вот в такое выдающее устройство:

06. Иногда бумага для билетов в автомате заканчивается, и тогда специальные работники приезжают её загрузить:

07. После покупки билет нудно пропустить через турникет-валидатор, который пробьёт время вашего входа в метро на обратной стороне билета:

08. Спускаемся на одну из станций. Станции старой ветки выглядят достаточно аскетично и минималистично, оформлены часто в таком техно-стиле и чаще всего имеют черный потолок:

09. Прибытие поезда на станцию “Ратуш Арсенал (первой линии):

10. Поезда в варшавском метро встречаются двух видов, вот более старая модификация — она отличается узнаваемыми вагонами с ребрами жесткости на бортах:

11. Внутри этот вагон выглядит вот так:

12. Иногда среди пассажиров попадаются очень колоритные персонажи, похожие на героев книг Генрика Сенкевича)

13. А это — вагон поновее, они ходят в основном на новой ветке метро:

15. Диванчик для пассажиров. Кстати, очень удобный)

16. Интересная конструкция поручней:

17. В вагоне есть мониторы с объявлением текущей станции, а также присутствуют камеры видеонаблюдения:

18. Карта метро на стене вагона:

19. А теперь давайте взглянем на несколько станций на новой ветке М2, переходим со старой ветки на новую:

20. Спускаемся на эскалаторе:

21. Все станции на новой ветке похожи по архитектурному стилю, но всё же каждая имеет свои особенности. Вот так выглядит станция “Свентокшиска”:

22. Она оформлена в желто-оранжевых тонах, а название станции яркими буквами написано на стене:

23. Ещё название продублировано на большой светящейся табличке, на которой к тому же находится городская навигация:

24. Станция “Рондо Дашинского”. Похожа на предыдущую, но оформлена в красных тонах:

25. Эскалатор на станции:

26. Еще мне очень понравилось, как здесь обозначен край платформы — вначале идет пунктирная световая дорожка, затем тактильная плитка для слабовидящих, а затем — две желтые полосы.

27. Станция “Рондо ОНЗ”. Похожа на предыдущие, но оформлена в бело-серой гамме.

28. Выходим из метро:

30. Выход в город:

Ну как вам варшавское метро?

Напишите в комментариях, интересно.

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Источники:
http://gopl.by/chto-posmotret-v-polshe/varshava-staryj-gorod/
http://zagranportal.ru/polsha/transport-polsha/metro-v-varshave.html
http://maxim-nm.livejournal.com/340674.html
http://pl-tut.com/kupit-avto-v-polshe.html

Ссылка на основную публикацию