Советы путешествующим в одиночку

Будьте уверенным путешественником

Самый простой способ выглядеть легкой мишенью в путешествии самостоятельно – это выглядеть напуганным и обеспокоенным. Даже если вы сбились с пути, вы всегда должны быть внимательными и напористыми. Будет ли это сложно? Да. Но в конце концов все будет хорошо.

Хорошей идеей будет копировать ваши самые важные документы и носить с собой копию. Туристические места неразрывно связаны с карманниками, а потеря паспорта во многих случаях может вызвать у вас огромные проблемы.

Бесконфликтная поездка

Часто в путешествиях товарищи ссорятся из-за ерунды. Кого-то достопримечательность не устроила, кто-то не хочет есть то, что предлагают. Поэтому, путешествуя в одиночку, можно запросто самому сменить или пункт питания, или программу, зная, что ни с кем конфликтовать и применять дар убеждения не придется.


Когда турист путешествует в одиночку, он меньше времени тратит на ожидание товарищей, которые опоздали или заблудились. Может посещать достопримечательности столько времени, сколько нужно. И нет необходимости впустую тратить драгоценное время на потребности спутников.

Задайте цель поездки

Многих не привлекает идея в одиночку шататься по незнакомым улицам или одной лежать на пляже. Если у вашей поездки будет цель, вам будет комфортнее. Поезжайте не просто на Сицилию, а в кулинарную школу на Сицилии, не в Стамбул, а учиться керамике в Стамбуле.

Если мысль о том, чтобы пойти на местный рынок за продуктами в незнакомой стране вгоняет вас в панику, вам имеет смысл потренироваться хотя бы раз поужинать одной дома. А лучше отправляйтесь в соседний ресторан (для прикрытия захватите книжку), закажите себе любимое блюдо и приготовьтесь удивиться факту, что никому — серьезно, никому — нет до вас дела. Вам это понравится.

Безопасность

Как бы много не было сказано о безопасности, а лишний раз об этом упомянуть не помешает:

  • Нужно сделать несколько копий обязательных документов — паспорта, визы, водительских прав — все, что может подтвердить личность.
  • Деньгами стоит распорядиться грамотно — часть взять наличными, часть на кредитных картах, и обязательно оставить резерв у надежного друга или родственника. Это на случай экстремальной ситуации. Естественно, с этим человеком должна быть связь.
  • Нужно сообщить родным или друзьям название забронированного отеля, предполагаемый маршрут, и отписываться о своих перемещениях. В этом случае шансов пропасть в чужой стране значительно меньше.
  • Не избегать общения, но быть начеку. Не напиваться в барах, не отправляться в одиночку на сомнительные тусовки с местными, не рассказывать о себе слишком много попутчикам в самолете или поезде.
  • Пользоваться услугами от отеля, особенно в азиатских странах — трансфером, экскурсиями, или вызывать государственное такси.
  • Также можно воспользоваться услугами русских туристических центров, во многих странах они есть.
  • Просить совета и помощи или у туристов, или у работников отелей, магазинов, кафе, но не у случайных прохожих.

  • Нужно сделать несколько копий обязательных документов — паспорта, визы, водительских прав — все, что может подтвердить личность.
  • Деньгами стоит распорядиться грамотно — часть взять наличными, часть на кредитных картах, и обязательно оставить резерв у надежного друга или родственника. Это на случай экстремальной ситуации. Естественно, с этим человеком должна быть связь.
  • Нужно сообщить родным или друзьям название забронированного отеля, предполагаемый маршрут, и отписываться о своих перемещениях. В этом случае шансов пропасть в чужой стране значительно меньше.
  • Не избегать общения, но быть начеку. Не напиваться в барах, не отправляться в одиночку на сомнительные тусовки с местными, не рассказывать о себе слишком много попутчикам в самолете или поезде.
  • Пользоваться услугами от отеля, особенно в азиатских странах — трансфером, экскурсиями, или вызывать государственное такси.
  • Также можно воспользоваться услугами русских туристических центров, во многих странах они есть.
  • Просить совета и помощи или у туристов, или у работников отелей, магазинов, кафе, но не у случайных прохожих.

7 вещей, которые стюардессы «незаметно» узнают о пассажирах при посадке на рейс

Алкогольное опьянение

Сколько же по интернету ходит историй о приключениях пьяных пассажиров на борту — просто не счесть! И практически каждый день эти ситуации повторяются. Поэтому стюардессы внимательно оценивают состояние пассажиров перед их посадкой, ведь наличие дебошира в самолете может быть опасно для всех остальных людей, не говоря уже о дискомфорте окружающих.

Если стюардесса видит, что пассажир едва стоит на ногах, она имеет полное право отказать ему в посадке. Конечно же, такой клиент обязательно начнет возмущаться и пытаться проникнуть на борт. В таких случаях бортпроводники обращаются за помощью к сотрудникам охранной службы.

Состояние здоровья

Больной пассажир на борту — риск распространения вируса! Поэтому стюардесса внимательно высматривает, нет ли у вас кашля, соплей, бледности или других признаков недомогания, и если видит какие-то из них, вежливо интересуется состоянием вашего здоровья.

Присутствие коллег на борту

Перед полетом бортпроводницы пытаются выяснить, нет ли среди пассажиров их коллег, которые, как и они, обучены правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Конечно же, лучше всего, если это будут другие стюардессы или члены экипажа, но учителя, медсестры, спасатели и представители других профессий, знакомые с правилами оказания первой помощи и умеющие работать в команде, тоже пригодятся.

Поэтому, если бортпроводница видит такого человека, она обязательно запомнит его и, в случае необходимости, обратится к нему за помощью.

Наличие аэрофобии

Боязнь полетов — довольно распространенное явление. И нередко именно оно становится причиной отказа людей от путешествий. По крайней мере, таким видом транспорта.

Однако иногда у человека просто нет выбора! Поэтому, на свой страх и риск, он отправляется на самолет, где тут же его встречает внимательная и заботливая бортпроводница. Если девушка замечает, что кто-то из пассажиров проявляет признаки страха и паники, она подбодрит его, утешит и окажет максимум внимания.

Физические особенности

Люди с ограниченными физическими способностями обязательно должны находиться в поле зрения стюардессы, чтобы она в любой момент могла оказать им необходимую помощь. Кроме того, таким пассажирам запрещено садиться у аварийного выхода. В экстренных ситуациях они вряд ли смогут открыть тяжелую дверь, а коляска или костыли — запросто могут заблокировать путь к выходу.

Поэтому при посадке стюардессы обязательно выявляют людей с физическими особенностями и находят для них максимально подходящее место. Это необходимо не только для их удобства и безопасности, но и для безопасности всех остальных пассажиров.

Большая ручная кладь

Кроме бы мог подумать, на стюардессы обращают внимание даже на такие, казалось бы, незначительные детали!

Пассажир, который пытается пронести на борт огромную ручную кладь, может спровоцировать задержку рейса, ведь на то, чтобы поместить все его вещи на полку, потребуется уйма времени. Кроме того, если самолет попадет в зону турбулентности, его сумки и чемоданы могут выпасть и травмировать других людей.

Поэтому стюардессы, видя в руках пассажира габаритный багаж, стараются как можно быстрее решить вопрос с его размещением, чтобы избежать возможных неприятностей во время полета.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Боязнь полетов — довольно распространенное явление. И нередко именно оно становится причиной отказа людей от путешествий. По крайней мере, таким видом транспорта.

Как нас оценивают бортпроводники во время посадки в самолет

На входе в самолет нас всегда встречают милые улыбчивые бортпроводники. Они проверяют посадочные талоны и помогают найти наше место. Желая нам приятного полета, они внимательно наблюдают за нашим поведением. Им достаточно одного взгляда, чтобы понять, как мы можем повести себя в критической ситуации, требуются ли нам особое внимание и поддержка, да и вообще, можно ли нас пускать на борт самолета. Сегодня Tengritravel.kz при поддержке сервиса по онлайн-бронированию и покупке авиа- и ж/д билетов Aviata.kz расскажет об основных параметрах, по которым бортпроводники оценивают пассажиров.

Стюардессы и стюарды проводят в воздухе сотни часов в году. Они воспринимают воздушное путешествие несколько иначе, чем мы, обычные люди, замечая малейшие детали и нюансы в поведении пассажиров. На что они смотрят в первую очередь?

Алкогольное опьянение. Иногда пассажирам в нетрезвом состоянии как-то удается пройти паспортный контроль. Присутствие пьяных пассажиров на борту – это всегда риск возникновения конфликтной ситуации во время полета. Если бортпроводник заметит признаки неадекватного или агрессивного поведения такого человека, то он вполне может снять его с рейса, чтобы обезопасить других пассажиров.

Фото ©Pixabay.com

Физическая форма. В то время как мы любуемся стройными стюардессами, они также оценивают физическую форму пассажиров, рассчитывая, к кому можно будет обратиться в случае возникновения какой-то нештатной ситуации. Например, помочь успокоить дебошира.

Зрительный контакт. Если человек избегает зрительного контакта или, наоборот, смотрит прямо в глаза, но у него трясутся руки, выступает пот или проявляются другие признаки беспокойства, он, как правило, нервничает или боится. Опытный бортпроводник обязательно обратит на это внимание и будет за ним присматривать, чтобы в случае необходимости помочь справиться с этим состоянием и не допустить паники.

Фото ©Shutterstock.com

Общительность. К примеру, отвечает ли человек на приветствие. И дело не в том, что общительных пассажиров приятнее обслуживать во время полета, а в том, что в момент непредвиденной ситуации к такому человеку в первую очередь можно обратиться за помощью.

Беременность. Бортпроводники всегда относятся к будущим мамам с особым вниманием. И стараются по возможности создать им наиболее комфортные условия. Но некоторые авиакомпании не допускают на борт женщин на поздних сроках беременности. За этим также следят бортпроводники.

Фото ©Shutterstock.com

Самочувствие пассажира. Оказать качественную медицинскую помощь в случае серьезных проблем со здоровьем на борту самолета практически невозможно. Может потребоваться экстренная посадка самолета. От этого пострадают все: пассажиры потеряют время, а авиакомпания – деньги. Во избежание этого бортпроводник может не пустить в самолет больного человека, если увидит, что тот чувствует себя плохо и есть вероятность, что он может не перенести полет.

Отсутствие ручной клади. Пассажир, летящий “налегке”, выглядит подозрительно и поэтому становится объектом пристального внимания со стороны экипажа.

Фото ©Shutterstock.com

Да, работа бортпроводников не ограничивается обслуживанием пассажиров во время полета. Эти люди также заботятся о нашей безопасности. Поэтому и проводят “аудит” пассажиров во время короткого приветствия при входе, прогнозируя заранее возможные риски, ситуации и варианты их решения. Они, безусловно, заслуживают нашей признательности и уважения. А вы всегда отвечаете на их приветствие?

Отсутствие ручной клади. Пассажир, летящий “налегке”, выглядит подозрительно и поэтому становится объектом пристального внимания со стороны экипажа.

Смотрите ли в глаза персоналу

Первая и главная обязанность бортпроводников — обеспечение порядка в салоне самолета. Потенциально проблемных пассажиров они стараются определить заранее, чтобы в полете присматривать за ними повнимательнее. Если человек отводит глаза, избегает визуального контакта с персоналом, это показатель сильной нервозности и сигнал проводнику обратить на него особенное внимание. Ведь неадекватное поведение может быть вызвано не только страхом полета, но и состоянием алкогольного, наркотического опьянения, что смертельно опасно в салоне самолета.

Во многих аэропортах из-за антитеррористической настороженности странное поведение пассажира трактуется не в его пользу и предпринимаются меры безопасности вплоть до повторного досмотра и даже снятия с рейса.

Паника на борту смертельно опасна, наиважнейшая задача бортпроводников избежать ее любой ценой. Поэтому человека в нестабильном психологическом состоянии мгновенно выхватывают взглядом из потока пассажиров и мысленно «берут на карандаш». Признаком стресса может быть не только бегающий взгляд, но и тремор рук, повышенное потоотделение.

Что проверяют стюардессы, когда здороваются с пассажирами?

Мало кто придаёт значение приветливости стюардесс. После проверки билета милые девушки обязательно здороваются. Пассажиры воспринимают это как незначительный ритуал

Во время приветствия стюардесса внимательно наблюдает за человеком. За несколько секунд она отмечает ключевые моменты. Какие же знаки ищут стюардессы, и почему некоторых пассажиров могут не пустить на борт после приветствия?

Сильные пассажиры на борту самолёта

В первую очередь бортпроводница оценивает физическую форму пассажиров. Людей, которые хорошо сложены, она запоминает. Кроме того, запоминает места, на которые сели такие пассажиры.

К физически подготовленному пассажиру стюардесса обратится в критической ситуации. Члены экипажей отмечают, что если самолёт будет захвачен, в первую очередь они постараются найти физически сильную подмогу. При эвакуации подобное достоинство тоже будет плюсом.

Стюардессы на борту самолета

Бортпроводники также ищут «своих». Информацию о «своих» в гражданском на борту экипаж получает заранее. Во время приветствия стюардесса запоминает место, на котором сидит коллега. В критической ситуации на «своих» можно положиться. Такие люди обучены правилам поведения, умеют пользоваться оборудованием и не паникуют. Для экипажа получить подобную помощь — большое облегчение. Точно так же бортпроводники стараются запомнить, где сидят медики и сотрудники аварийных служб.

Больные и пьяные на борту самолёта

Состояние здоровья человека стюардесса определяет именно во время приветствия. Если пустить на борт пассажира с тревожными симптомами, то самолёт превратится в инкубатор инфекции. Нередко людей в буквальном смысле разворачивают на входе. Особенно такая политика касается долгих международных рейсов.

То же самое происходит с нетрезвыми пассажирами. Заметив неладное, стюардесса имеет право вызвать охрану. Дебошира выведут ещё до взлёта. Таким образом, после приветствия бортпроводница внимательно слушает ответ пассажира. И если ей что-то не понравится, человека остановят.

Определить аэрофобию — обязанность стюардессы

В критической ситуации пассажиры с аэрофобией сразу начинают паниковать. Их сложно успокоить. В результате в самолёте начинается хаос. С точки зрения бортпроводника человека с аэрофобией лучше определить сразу. Во время полёта ему уделяется особенное внимание.

Повышенное внимание стюардессы проявляют и к людям с ограниченными возможностями. Если физически неполноценный человек садится у люка, бортпроводница рассчитывает, какую помощь он сможет оказать. В критической ситуации потребуется быстро поднять тяжёлую крышку. При возникновении сомнений стюардесса может попросить поменяться пассажиров местами.

Приветствие стюардессы на борту — способ оценить багаж

Приветствия позволяют не только составить план действий в критической ситуации. Стюардесса также успевает оценить багаж пассажира. Большая ручная кладь вызовет затруднения при загрузке в верхний отсек. Из-за подобных неурядиц нередко задерживаются вылеты. Самолёты идут по чёткому расписанию, поэтому непунктуальность неприемлема.

Оценив положение, стюардесса уложит багаж максимально компактно. Некоторые вещи бортпроводница может попросить убрать под кресло. Спорить с членом экипажа бесполезно. Самолёт не взлетит до тех пор, пока стюардессы не дадут пилоту добро.

Причина, по которой стюардессы держат руки за спиной, встречая пассажиров

Заядлые путешественники или просто внимательные люди наверняка замечали, что, встречая пассажиров или прохаживаясь по салону, стюардесса держит руки за спиной. При этом она еще не проверяет ремни безопасности и не просит выключить телефоны.

Мы в AdMe.ru узнали, в чем причина, и готовы с вами поделиться.

Ответ довольно прост: перед взлетом бортпроводник обязан пересчитать пассажиров. Подсчет ведут или на входе, или в салоне, когда все уже расселись. В этом деле помогает вот такой счетчик-кликер:

Бортпроводники убирают руки за спину, чтобы не привлекать к этому процессу излишнего внимания.

Оценив положение, стюардесса уложит багаж максимально компактно. Некоторые вещи бортпроводница может попросить убрать под кресло. Спорить с членом экипажа бесполезно. Самолёт не взлетит до тех пор, пока стюардессы не дадут пилоту добро.

Инсайдер. Анонимная стюардесса — о заоблачной зарплате, профессиональных суевериях и родах на борту

Герои рубрики «Инсайдер» регулярно рассказывают «Инде» о жизни и работе. Имена и детали изменены.

В феврале этого года несколько бортпроводниц Аэрофлота подали на авиакомпанию в суд. Причина — якобы дискриминация и ущемление трудовых прав стюардесс из-за внешнего вида. По словам бортпроводниц, Аэрофлот провел массовое фотографирование и сбор данных о размере одежды стюардесс, а после объявил о том, что на международных рейсах смогут работать «только молодые и худые». По мнению представителей авиакомпании, такие требования справедливы, ведь бортпроводники работают «на воздушном судне с ограниченным пространством» и за каждый дополнительный килограмм веса стюардесс Аэрофлоту приходится платить 759 рублей в год. «Инде» поговорил с анонимной стюардессой о том, существует ли в авиакомпаниях дискриминация по внешним данным бортпроводниц, как успокоить неадекватного пассажира, куда девается оставшаяся после полета еда и почему бортпроводникам нельзя носить бороду и зашивать одежду.

После кастинга ты приступаешь к обучению. Нужно ежедневно ездить в учебный центр, который, как правило, расположен вблизи аэропорта, и в течение первых двух месяцев параллельно проходить большой медосмотр. Всего нужно сдать около 20 кратко- и долгосрочных анализов. Почти все они платные, делать их приходится за свой счет. Анализы влетают в копеечку. К примеру, восемь лет назад это стоило мне 15 тысяч рублей. Зато я была рада узнать, что с моим организмом все в порядке. Многие из анализов нужно подтверждать каждые полгода и год, а это значит, что будут новые расходы. Правда, их уже несет авиакомпания, в которой вы работаете.

Варикоз, псориаз и прочие «радости»

Работать в этой профессии можно до тех пор, пока твой организм позволяет. Например, в немецкой Lufthansa есть бортпроводницы 40-50 лет. Это настоящие профессионалы, с такими точно не страшно летать.

Самые распространённые заболевания, которыми страдают бортпроводницы — забывчивость (нехватка кислорода дает о себе знать), бесплодие, онкозаболевания по-женски, псориаз и варикоз — у меня все ноги от колен и ниже просто синие, на них страшно смотреть.

Организм постоянно испытывает колоссальные перегрузки. Если в обычной авиации ты сидишь, пока самолет не выйдет в горизонтальное положение и командир не отключит специальный звуковой сигнал, то здесь иногда приходится вставать в момент, когда вы набираете высоту. А как иначе, если у тебя на борту 6 человек, а лететь всего 55 минут? Нужно все успеть, каждая секунда дорога.

Новенькие девочки считают, что их ждет безоблачная жизнь, перелеты с одного курорта на другой, на самом деле это тяжелая работа на ногах, которую нужно очень любить, иначе надолго вы здесь не задержитесь. Кроме того, в бизнес-авиации вы не сделаете себе никакой карьеры. Как только вылетаете свой ресурс, на ваше место тут же придут другие.

Что воруют пассажиры

Самый популярный объект хищений — пледы, особенно, если рейс из теплой страны в холодную. Пассажиры забирают пледы с собой, чтобы потом кутаться в них и греться.

Самый популярный объект хищений — пледы, особенно, если рейс из теплой страны в холодную. Пассажиры забирают пледы с собой, чтобы потом кутаться в них и греться.

Летают пилоты, а бортпроводники – работают

«Наша работа – это не позёрство в красивой форме и яркие селфи в Инстаграме. Это не путешествия. Это не богемная жизнь. Это ежедневный тяжёлый труд, который по большей части связан не с самолётами, а с людьми. Поэтому, приходя в эту профессию, нужно любить не авиацию, а людей в первую очередь», – отмечает Юлия Аксенова, в недавнем прошлом – работник «Трансаэро». Мечтательным новичкам она предлагает прислушаться к тому, что говорят лётчики: «Летают пилоты, а бортпроводники – работают».

Сотрудница другой крупной российской авиакомпании Мария, которая сейчас трудится по контракту в Африке, любит профессию именно за то, что она даёт возможность общаться с огромным количеством людей и быть постоянно в движении, открывая для себя новые города и страны. Но эти плюсы она считает и минусами. По её словам, самый главный недостаток – плохое отношение пассажиров.

Вот типичная история из жизни, которой с редакцией поделился бортпроводник Д., обслуживавший один из дальневосточных рейсов.

«Сегодня летела тётка какая-то, лет 50–55, устроила скандал, что ей кипяток не горячий, на все попытки что-либо объяснить орала, как ненормальная, что мы ей разбавляем холодной водой, а то, что в самолёте вода кипит при 70 градусах, ей пофиг, и что это физика – ей тоже пофиг. Ей пять человек объясняли, что вода не может быть горячее на высоте 11 200! Накатала жалобу, завтра идём на разбор».

И это – ещё цветочки. Хуже, когда попадается дебошир, усмирить которого в самолёте – огромная проблема.

Мария, сотрудница одной из чартерных авиакомпаний:

«Чартерные рейсы очень сильно отличаются от регулярных. Люди, которые летят на отдых, ведут себя совершенно не так, как те, кто едет в командировку. Встречаются очень разные психотипы, порой бывает сложно держать себя в руках, особенно если пассажир выпил».

Кроме того, не стоит забывать, что бортпроводник – вредная профессия. На ногах приходится проводить по 10 часов в сутки, надо двигать тяжести, не спать ночами и при этом – находить в себе силы не срываться на людях.

«Официально профболезней нет, но, как правило, это варикоз, проблемы с сердцем, слухом, зрением, двигательно-опорным аппаратом. Всё потому, что шум, вибрация, перепады давления, температуры, постоянная нехватка кислорода, стресс, перегрузки, отсутствие режима питания и отдыха подрывают здоровье, усугубляют уже имеющиеся проблемы, способствуют открытию новых «болячек». Поэтому бортпроводники выходят на пенсию на 10 лет раньше, у нас просто меньше шансов дожить до полноценной пенсии», – предупреждают новичков опытные коллеги.

Очень сложно свыкнуться с невозможностью планировать своё время. График работы крайне нестабильный – «сдёрнуть» могут в любой момент.

«Конечно, можно заказывать выходные. Заранее, недели за три вы их заказали. И вам даже поставили «одобрено». А потом за пару дней до «той самой даты» вам приходит наряд: «Караганда». Вы звоните врачу – отменяете запись, звоните молодому человеку – говорите, что вам поставили рейс и театр отменяется, а друзьям уже можно посылать автоматическое сообщение «Прости, улетаю, встретиться не сможем… Как-нибудь в другой раз. » – написала в своём блоге Алёна, бывшая сотрудница «Аэрофлота». Она призналась, что разочаровалась в профессии и уволилась, не проработав и пяти месяцев.

«В месяц у меня было 18 рейсов. Шесть дней в неделю я летала, всё, как в договоре). Для сравнения, в Эмирейтс бортпроводники выполняют 6–8 рейсов. А я летала в три раза больше за зарплату в несколько раз меньше», – пишет Алёна.

После увольнения Алёна бросила вести блог, занимается репетиторством и, по её словам, абсолютно счастлива.

Её пост под названием «Спуститься с небес на землю», где показаны все «ужасы» работы стюардессой, вызвал сотни комментариев бывших коллег как в поддержку, так и против. Действующие бортпроводники со многим согласны с автором, но считают, что «пряников» в работе всё же больше, и не стоит делать выводов по итогам нескольких месяцев. Взять, например, международные «эстафеты». Это когда при дальних перелётах экипаж не летит обратно, а остается отдыхать в гостинице в ожидании следующего рейса. Пауза длится до нескольких дней, в течение которых можно полежать на пляже, съездить на экскурсии или устроить себе шопинг.


«Моя заработная плата составляет 25–35 тысяч рублей в зависимости от налёта. Премию получал всего три раза за восемь лет работы, командировочные – ни разу. За стаж доплачивают 10 % от оклада, а это 461 рубль 70 копеек», – рассказал редакции Антон, 33-летний сотрудник одной из региональных авиакомпаний.

Lufthansa

1. Цвет лака на ногтях. Допустимы только френч, красный лак и бесцветный (если на собеседование вы заявитесь с чёрным лаком или с розовым, вас не примут на работу).
2. Быть не замужнем.
3. Размер одежды не более 46-го.

1. Цвет лака на ногтях. Допустимы только френч, красный лак и бесцветный (если на собеседование вы заявитесь с чёрным лаком или с розовым, вас не примут на работу).
2. Быть не замужнем.
3. Размер одежды не более 46-го.

Обязанности стюардессы

Основной задачей бортпроводника является создание комфортной атмосферы и условия для пассажиров. Несмотря на то, что стюарды относятся к младшему составу экипажа, они несут такую же ответственность, как и пилоты, поскольку и от них требуется корректное выполнение обязательств для безопасного перелета.

Стюарды и стюардессы — это те, кто находится в постоянном контакте с гостями авиалайнера, поэтому они должны обладать качествами психологов, уметь быстро реагировать в любой ситуации. Кроме того, на них возлагается роль барменов, официантов, медработников.

  • рассказывать о технике безопасности во время пребывания на борту и в случае экстренных ситуаций;
  • встреча гостей и сопровождение в пассажирскую зону;
  • помощь в поиске места, размещении ручного багажа;
  • поддержание чистоты в салоне до, во время и после рейса;
  • прием продовольственных продуктов и предметов гигиены;
  • разнос еды и напитков;

  • сопровождение к выходу по завершению рейса;
  • при обнаружении забытых вещей сдает их в специализированный отдел находок;
  • помощь в настройке коммуникационных источников, раздача буклетов, журналов, жилетов безопасности, подушек и прочего инвентаря;
  • оказание психологической поддержки, первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Чтобы освоить азы профессии бортпроводника, достаточно успешно пройти специальные профильные курсы. Продолжительность обучения составляет порядка трех месяцев.

честное интервью со стюардессой

Интервью у стюардессы не брал только ленивый, но нам повезло с героиней: когда она заявила, что была бы не против выкидывать пьяных пассажиров с борта самолёта, я сразу поняла, что текст будет нескучным.

Это интервью не только об особенностях работы в небе, но также немного о математике, опасных бабушках и человечности, которой не всегда есть место на борту.

— «Провода» — это супер!

Какой из стереотипов о бортпроводниках твой любимый? Мне вот очень нравится из «Терминала», тот, что о дикой склонности стюардесс к сексу из-за постоянных перелётов.

— В экономе попроще, конечно, но тоже хорошо кормят. Причём никогда не угадаешь, какое блюдо будет популярнее на рейсе. Всегда всё по-разному: то рыбы не хватит, и все расстраиваются, то курицы, то гречки.

Иногда заказывают специальное меню, но нечасто, раз-два в месяц. Обычно берут что-то по пищевым ограничениям: вегетарианское, безглютеновое. Морепродукты заказывают, правда там только рыба.

— Попросить дополнительную еду можно всегда, и если остались лишние порции, то нам не жалко, отдадим. Всё равно вся еда утилизируется по окончании рейса. У каждого блюда есть свой срок реализации, а все, что грузится на борт, обычно может только в течение рейса быть съеденным.

Как-то один товарищ вёз меня домой и говорит: «Почему вы жадничаете, не раздаёте сэндвичи ваши? Я же знаю, что на борт загружают еду по количеству мест в самолёте!». Вот с чего он это взял, не понимаю? Касалеток закладывают ровно столько, сколько на борту пассажиров, а не мест.

Бывает так, что загружено всё по количеству пассажиров, а трансферные не успели на наш рейс, и еды осталось очень много. Поэтому не стесняйтесь спрашивать, особенно если самолёт полупустой летит. И лучше, если сами на кухню к нам придёте и попросите:)

Стереотипы, связанные с едой, тоже бывают забавными. Например, что кофе мы подаём без кофеина, потому что чем лучше пассажиры спят, тем спокойнее на борту. Или вот это: «Авиакомпании вас кормят, чтобы в аварийной ситуации вы себя хорошо чувствовали» — это я где-то прочитала, долго смеялась.

Кофе в экономе самый обычный, растворимый Nescafe, никто не высчитывает в нём количество кофеина, а кормим мы, чтобы пассажирам сервис предоставить, чтобы с нами летали. Есть же лоукостеры, никто там никого не кормит, и что же они, бедные, будут делать в аварийной ситуации? Некоторые пассажиры вообще кофе пить боятся из-за слухов о том, что баки с водой не моют. Ну так оставайтесь в длинном рейсе без чая и кофе, если боитесь! Холодную воду, конечно, только бутилированную пить можно, но в чём проблема с горячей? Дома из-под крана холодную тоже никто не пьёт, а в чайник все наливают, кипятят. На борту то же самое, и вода та же.

— А мне нравится верить, что кофе на борту такой мерзкий, потому что в нём кофеина нет. Поддерживаю стереотип.

Расскажи немного об отношениях с коллегами. У вас всё так же, как на земле, или есть какие-то особенности? Дедовщина встречается?

— Я очень рада, что наша авиакомпания стала развиваться быстрыми темпами. У нас сейчас и самолётов новых много, и по карьерной лестнице проще подняться. Например, я всего около года летала, и меня повысили до старшего бортпроводника. Не всегда, конечно, хорошо работается, когда ты молодой старший, а в твоей бригаде люди, летающие по 20−30 лет. Да, и такие есть! И замечание сделать как-то неловко, и на брифинге про безопасность что-то спросить. Но это уже психологическое, это просто нужно победить в себе, такое и в любой другой профессии встречается.

Есть, конечно, халтурщики с особым подходом к работе: «Я своё отлетал за 17 лет, теперь ты в салон ходи и на вызовы бегай». Здесь главное вовремя пресечь такое поведение: мы на работе, и зарплату одинаковую получаем, так что вперёд. А иногда наоборот бывает: человек летает больше чем мне лет, и продолжает работать на высочайшем уровне. С такими никогда и нигде не пропадешь, это настоящие бортпроводники!

— Я не люблю летать в Бангкок. Пассажирам многим башню сносит от того, что они в Тай летят, уж не знаю почему. Причем инциденты и на рейсах туда, и обратно случаются. Недавно был случай у коллег: рейс Бангкок — Новосибирск, а на борту пьяный в стельку умник концерт устроил. Его соседи по креслу сказали, что он в Тае два года в тюрьме отсидел, только откинулся и вот домой возвращается. Из-за него чуть в Монголии не сели вместо Новосибирска, хорошо, что пассажиры помогли ему руки-ноги скотчем замотать, так и он и пролежал до посадки.

Вообще в последнее время дебоширов меньше стало, тьфу-тьфу-тьфу; все хотят спокойно долететь и чужому комфорту не мешать.

Я думаю, что по поводу айкоса должны внести информацию дополнительную, потому что некоторые пассажиры предоставляют какие-то документы, подтверждающие, что это и не сигарета, и не электронка. Просто скандальных прецедентов пока не было.

Рискнуть покурить можно, конечно, но ты же никогда не знаешь, кто старший бортпроводник и КВС (командир воздушного судна — прим. ред.), и в каком они настроении. Некоторые пальчиком погрозят и скажут больше так не делать, а попадёшь на строгого кэпа, он и сдаст всех. Еще важно понимать, что в каждой стране разные правила: у нас штраф терпимый, а где-то могут и в тюрьму за такое посадить на сутки. Пьяным на борт приходить тоже не советую: один бортпроводник рукой махнет, другой сразу же снимет. А есть и те, кто без разговоров снимают с рейса: хоть правила и одинаковые, человеческий фактор никто не отменял. И это не только российских авиакомпаний касается.

— Безопасность для меня вообще больная тема. Аварийных случаев у меня не было и, надеюсь, никогда не будет, но к безопасности я всё равно отношусь очень щепетильно.

Например, в бизнес-классе есть телега с посудой, и девочки, чтобы было удобнее работать, часто её выдвигают полностью, так, что она стоит ничем не закреплённая. Это нормально, так даже инструктора учат делать, но ведь в любой момент мы можем на воздушную яму наткнуться, может произойти разгерметизация. Я очень боюсь, когда так делают, потому что в подобных случаях меня это телегой просто прибьёт. Так что если я в бизнесе остаюсь, то всё убираю и обязательно закрепляю, либо иду в эконом помогать — пусть девочка там одна остается с этой телегой наедине.

Представляете, что может случиться, если проход будет завален сумками в момент эвакуации? Ведь такая, казалось бы, мелочь, будет стоить человеческих жизней. Бывает, все пристегнуты, всё убрано, я ряды проверила, дошла до хвоста, возвращаюсь обратно, а бабули все свои сумочки похватали снова и сидят довольные. Я спрашиваю: «Мы зачем вас сейчас всех пристёгивали, всё убирали? Ничего же здесь не было!», а они: «Ну да, мы только что достали!». И опять всё по новой.

Или как-то пассажир за минуту до посадки решил, что ребёнок будет сидеть у него на руках, и просто посадил его на колени. Я скорее достаю ремень для ребёнка, пристёгиваю, а пассажир: «Ну дееевочки, зачем вам это надо?». Нам зачем? Здесь уже только аварийная ситуация поможет понять, зачем это нужно вам .

Была одна история. Рейс из Бишкека, летит киргизка с подругой и двумя близнецами до двух лет, у каждой на руках по ребёнку. На посадке я это увидела и сразу им сказала, что садиться на один блок кресел им нельзя. Дело в том, что на один блок из трёх кресел идут четыре кислородные маски, соответственно, на руках в каждом блоке может быть только один ребенок.

Подхожу к их местам — они, конечно, уже вместе сидят. Я снова говорю, что им нужно рассесться, пытаюсь доступно объяснить, что это влияет на их же безопасность, рассказываю про маски. Ухожу, прошу коллег проконтролировать. На проверке перед взлётом снова прохожу мимо и вижу, что ситуация не изменилась. Естественно, сложно сохранять спокойствие, когда приходится несколько раз повторять одно и то же, но я делаю это ещё раз, потом ещё раз, женщина в слёзы и в отказ. В общем, она с места не сдвинулась, пока её за руку не взяли и не перетащили.

После взлёта подхожу к ней с водой, чтобы помочь успокоится, а она говорит: «Понимаете, если рассадить детей, то они будут сильно плакать, и люди вокруг будут жаловаться и кричать на меня, чтобы я их успокоила». И снова в слёзы. Дети действительно плакали, мама плакала, я сама уже чуть не рыдала. Это до чего дошло наше общество, что мать готова жертвовать безопасностью своих детей, чтобы не мешать другим?

— Для меня самое тяжёлое в работе — это проблемы со сном. Я плохо переношу ночные рейсы, а если они ещё и длинные, и разворотные, то вообще атас. Вот, например, рейс в Пекин: прихожу на работу за полтора часа до вылета, затем полёт четыре часа, по прилёте катаемся по ВПП (взлетно-посадочное поле — прим.ред.) полчаса, потом стоянка час, опять катаемся минут 20, потом ещё минут 15−30 ждем очереди на вылет, обратно ещё четыре с половиной часа лететь и послеполётные процедуры еще полчаса занимают. В лучшем случае на таких рейсах на ногах находишься часов 12−13, и всё это ночью, с китайцами, и каждую минуту ты должен отвечать за безопасность полёта, улыбаться пассажирам, поддерживать их — бывает тяжело. Другой разговор, если лететь не туда-обратно, а остаться в Пекине — это интересно.

Или вот есть короткие рейсы между соседними городами, которые меньше двух часов длятся: на работе нужно быть к шести утра, значит, просыпаешься часа в три-четыре, — то есть особо не поспишь, а если и уснул, то просыпаться сложно — приезжаешь на работу, и налёта только три часа, а потом обратно. То есть лучше в Пекин слетать с налётом в 8−9 часов. Поэтому самое печальное в работе, что со сном беда.

— С джетлагом со временем всё хуже: если раньше я спала везде и всегда, то сейчас перед рейсом уснуть не могу. Зато как на самолёт прихожу, сразу спать охота! Таблетки пить не хочется, с таким графиком и подсесть легко, поэтому я потом дома максимально отсыпаюсь.

Вот и получается, что мы такие же люди, и организм у нас так же на всё реагирует, и уши так же как у всех закладывает:)

— Да, есть бонусы в виде очень недорогих билетов (но не бесплатных!). Они есть почти у всех работников авиакомпаний. И это прекрасно!

Такие билеты называются стенд-бай: если после регистрации всех пассажиров остались свободные места, мы можем этим воспользоваться и улететь очень дешево. Причём не только своей авиакомпанией, но и всеми партнерами, а их много. Бортпроводники могут до 99 раз в год так летать.

Иногда бывает весело. Например, девчонки-коллеги недавно приехали в аэропорт, хотели куда-то полететь, хотя и знали, что там 100% загрузка, всё занято. А в последний момент кого-то с рейса сняли, кто-то опоздал, вот они и улетели. И обратно так же! Это просто суперудача, такое редко бывает. Зимой, весной, когда пассажиров меньше, наши шансы такими билетами воспользоваться сильно возрастают.

Бывают и подтверждённые места, когда место для тебя забронировано и оплачено, и ты точно знаешь, что улетишь. Но такие билеты дают всего раз в год только лётным и кабинным экипажам, да и то только тем, кто отработал больше трёх лет.

Еще я считаю бонусом возможность где-то побывать в рамках работы. Я вот люблю Сеул всем сердцем, там и косметики накупить можно, и мест красивых очень много, и пассажиры туда летают приятные. Муж тоже может по стэнд-бай билетам со мной летать до 12 раз в год, но за свой счёт, конечно.

Всё-таки я больше люблю отпуск совместный: даже когда ты несколько дней находишься в другой стране, ты всё равно на работе, поэтому особо не расслабишься. Пить алкоголь в рабочее время нам строго запрещено, за это увольняют, и подобных случаев уже много было. Поздно возвращаться нельзя, оставаться в другом месте можно только с разрешения КВС.

— Нет. «Аэрофлот» делает визу в США сотрудникам, потому что там даже экипажу без визы нельзя находиться. Мы в Штаты не летаем, а в Европе экипажу можно быть без визы, но там всё равно ограничения есть. Например, прилетаешь в Прагу, и гулять можешь только по городу, нельзя покидать его пределы.

Но меня это не расстраивает: как показала практика, путешественник из меня хреновый. Я чилить больше люблю:) Иногда так все надоедает, что даже отпуска дома провожу, хотя шла в эту работу отчасти из-за путешествий. Но я не одна такая, многие из нас после долгого перелёта вообще из номера никуда не выходят, отсыпаются, особенно если уже бывали в этом месте не один раз.

— Главное — это отдых. Не только в отпуске, но и перед полётом, и после него. Сон, баня и бассейн лучше всего помогают мне силы восстановить.

Отпуска нам дают 70 дней в году — это самый большой бонус, его даже не всегда весь получается отгулять. Обычно выходит дней 50, но этого тоже достаточно. Остальные дни копятся, и когда бортпроводники не нужны, всех отправляют в отпуска. Это не всегда удобно, потому что внепланово, но что поделаешь. Я смотрю на ситуацию позитивно: отпуск — это же прекрасно! С таким отдыхом не перегораешь, и по возвращении любишь свою работу с новой силой:)

— Попросить дополнительную еду можно всегда, и если остались лишние порции, то нам не жалко, отдадим. Всё равно вся еда утилизируется по окончании рейса. У каждого блюда есть свой срок реализации, а все, что грузится на борт, обычно может только в течение рейса быть съеденным.

Ссылка на основную публикацию