Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2022 году

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны . Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2022 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2022 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2022 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

старший преподаватель кафедры “Мировая экономика и МЭО” ДГТУ,

Возникший в начале прошлого года миграционный кризис в Европе связан с массовым прибытием беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Неготовность ЕС к приёму и распределению вышеупомянутых также поспособствовала возникновению кризиса, являющегося одним из крупнейших в Европе со времён Второй мировой войны. За 9 месяцев 2015 года в государствах, входящих в ЕС, было зарегистрировано более 700 тысяч мигрантов и беженцев.

После трагедии, произошедшей в Средиземном море в апреле 2015 года, термин «кризис» стал применяться в отношении беженцев и мигрантов. В апреле лодки с 1200 мигрантами из Африки потерпели крушение и затонули.

Следует отметить, что причинами, побудившими мигрантов покинуть территорию своей сраны, являются как экономическая, так и политическая и национально-правовая нестабильности.

Существует множество причин увеличения числа беженцев в Европе:

  • Войны в Сирии, Ираке и Афганистане, откуда родом большое количество беженцев, стали преградой на пути их возвращения в своё государство, а отсутствие работы и средств на существование вынудило население взять курс на Европу в надежде повысить свой уровень жизни.
  • В лагерях для беженцев в Турции, Ливане и др. государствах ухудшилось финансирование, из-за чего сократился рацион питания, была введена оплата за использование воды и электричества, дети беженцев не могли посещать учебные заведения.
  • Произошло расширение территорий, контролируемых ИГИЛ, по этой причине возросло количество беженцев, что привело к переполнению лагерей.
  • Беженцы открыли для себя более безопасный маршрут: через Средиземное море, Грецию, Македонию, Испанию и в ЕС.

Также можно выделить ряд причин возникновения кризиса:

  • Бюджеты стран ЕС были составлены без учёта расходов на содержание беженцев и финансирование лагерей для беженцев и мигрантов и отсутствовало соглашение о распределении беженцев по странам-членам Европейского союза.
  • Отсутствовало свободное жильё. В странах ЕС из-за низкой температуры потребовались значительные средства для строительства отапливаемых жилых помещений. Для сравнения – в Турции, Иордании и Ливии достаточно было палаток для размещения людей.
  • Существовал недостаток персонала для регистрации беженцев и полицейских для пограничного контроля.

По данным международной организации по миграции, количество беженцев, прибывших в Европу с начала 2016 года, составило 67 тысяч 193 человека. Из них более 62 тысяч человек прибыло в Грецию. По дороге в Европу погибло 368 человек.

Согласно Шенгенскому соглашению, 22 государства ЕС и 4 члена ЕАСТ объединились для формирования зоны, в которой контроль на внутренних границах отменён, однако контроль внешних границ обязателен. Что касается Дублинского соглашения, то оно определяет ответственность государства, входящего в ЕС, по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища во избежание ситуации, в которой беженцы или мигранты просят множество стран Евросоюза предоставить жилище, или же ситуации, когда ни одно государство не берёт на себя такую ответственность. Критика в адрес соглашения заключается в том, что оно возлагает на пограничные государства много ответственности за просителей о предоставлении убежища вместо разработки определённой системы распределения беженцев между государствами ЕС.

Также следует обратить внимание на то, что экономическая мотивация преобладает, этому свидетельствуют данные социологических опросов в разных государствах. Притягательность благоприятных регионов перевешивает эффект “выталкивания” районов с неблагоприятными условиям, то есть если наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с наилучшими возможностями, то они не всегда идут из районов с наиболее низкими заработками. Причиной этого является тот факт, что в бедных районах проживают люди с более низким уровнем не только благосостояния, но и образования и профессиональной подготовки, то есть имеющие меньшие возможности переехать и найти работу после переезда.

Международная миграция связана с определёнными издержками. К экономическим издержкам можно отнести расходы на переезд из одного государства в другое, расходы на поиски работы. Решаясь на эмиграцию, мигранты и беженцы многим рискуют, т.к. на новом месте жительства они могут не найти подходящее место работы, место жительства, могут стать жертвами мошенников, поэтому мигранты через некоторое время возвращаются в свою страну. Данный шаг в значительной мере облегчит работу государств-членов ЕС, но возможно и то, что беженцы могут вступить в различные террористические организации, стать участниками вооружённых столкновений и др.

Британский политик Дэвид Кэмерон опасается, что кризис испортит отношения между странами ЕС. На проблему реинтеграции Великобритании в ЕС влияет позиция властей, утверждающих, что государство не в силах принять такое количество беженцев. Граждане же Исландии, например, просят правительство помочь мигрантам и беженцам, предоставив им убежище в своей стране, об это говорится в статье ежедневной газеты Великобритании «The Guardian».

Что же касается Германии, то в государство в 2015 году приехали около 1,1 млн беженцев. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер неоднократно призывал канцлера Германии Ангелу Меркель ввести лимит на приём мигрантов, однако глава правительства отказывалась это делать, ссылаясь на конституцию. Далее позиция канцлера по данному вопросу изменилась, как сообщает одно из крупнейших международных агентств новостей и финансовой информации «Reuters» она говорила, что странам-членам Европейского союза нужно охранять свои внешние границы, чтобы миграция была организованной, добавив, что убежище в стране могут получить только те те, кто действительно нуждается в защите. Мигрантам, приезжающим в Германию из экономических соображений, придется её покинуть. Но уже в настоящем году Меркель заявила, что как только в Сирии будет достигнут мир и в Ираке будет побеждён ИГИЛ, то все беженцы и мигранты должны будут вернуться на родину. Правящая коалиция Германии договорилась об ужесточении правил предоставления убежища, теперь беженцы, получившие временное разрешение на пребывание в стране, получат право на переезд своей семьи только через два года. Власти Германии также планируют расширить список «безопасных» стран, в которые войдут Алжир, Марокко и Тунис. Беженцам из данных государств убежище будет предоставляться реже.

Если же рассматривать заявление американского бизнесмена и политического деятеля Дональда Трампа, представленное в ежедневной британской газете «The Independent», то можно заметить, что он негативно относится к данному вопросу и предостерегает граждан Великобритании и Евросоюза. Трамп говорит, что многие мигранты и беженцы могут быть сторонниками ИГИЛ и многих других террористических организаций. На заявление американского политика Джона Керри о том, что США сможет разместить до 100 000 беженцев, Дональд Трамп ответил, что отправит всех мигрантов и беженцев обратно на родину, если займёт пост президента, победив на выборах.

При этом американский журналист Патрик Смит критикует позицию властей США и ЕС, он говорит, что именно действия США на Ближнем Востоке и политика Западных стран по установлению собственного доминирования в странах Азии и Африки привели к миграционному кризису в Европе.

Европейский миграционный кризис достиг значительных масштабов. Важнейшим источником данной проблемы является вмешательство в режимы таких стран как Ливия, Сирия, Ирак. Европа сама инициировала войну в Ливии, которая не оправдала ожиданий. Из-за нестабильной ситуации Европа лишилась крупного экспортера энергоресурсов и спровоцировала волну миграции из Северной Африки. США и ЕС своими действиями решили подорвать политическую власть в Сирии, что позволило укрепить свои позиции ИГИЛ и другим террористическим организациям.

Стабильность в Европе не будет достигнута до тех пор, пока страны ЕС не придут к единому мнению по данному вопросу и не разработают общую систему приёма и регистрации беженцев.

Источники:
http://sibac.info/studconf/econom/xlii/52226
http://moluch.ru/archive/79/13909/

Ссылка на основную публикацию