Воспоминания

ВОСПОМИНАНИЯ

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

ВОСПОМИНАНИЯ — повествование о явлениях жизни (личной или общественной), свидетелем которой был автор. И своим отношением к событиям действительной жизни, и своей связью с личностью автора, воспоминания приближаются к дневнику (см. это слово), хотя и отличаются от него своими хронологическими соотношениями с действительностью, так как касаются событий более или менее отдаленного прошлого.

В то время, как дневник фиксирует все сколько-нибудь значительные впечатления бытия, воспоминания более прагматичны: результаты событий, смысл происходящего лежат для автора воспоминаний в прошлом (а не в будущем, как для автора дневника).

Эта особенность связана с основным заданием воспоминаний: при наличии множества дневников, написанных только «для себя», не предназначенных к печати, воспоминания, в большинстве, пишутся для других (если не для широкой читательской массы, то для друзей, потомков и пр.).

Вот почему воспоминания, помимо того, что уступают дневнику в протокольной точности, отличаются при этом нередко и тенденциозностью выражения.

Осуществляя, в большинстве, более отчетливый, чем дневник, основной замысел, воспоминания самой постройкой своей более, чем дневник, близки к художественному произведению.Вместе с тем, все художественные возможности, осуществляемые в дневнике, доступны и воспоминаниям (см. слово «Дневник»).

Воспоминания, предназначенные к печати, естественно, подвергаются обработке и могут рассматриваться, как произведение литературное. Таковы, к примеру, воспоминания А. Ф. Кони, собранные в книге «На жизненном пути». Когда они касаются таких лиц, как Л. Н. Толстой, В. О. Ключевский и т. п., они приобретают исторический или публицистический характер. Соединение публицистической тенденции с беллетристической формой — в «Повестях моей жизни» Николая Морозова. Но литературное задание здесь лишь привходящий элемент. В основе, все же, это, прежде всего, исторический документ, относящийся к событию или лицу.

В произведениях, подобных «Истории моего современника» В. Короленко, «Детству» и «В людях» М. Горького, этот документальный характер приобретает более широкий смысл, охватывая не отдельное лицо, не отдельное событие, не отдельное явление, а всю прошлую эпоху, все минувшее; этот смысл воспоминаний, данный от первого лица, подчеркнут даже в самом заглавии книги: «История моего современника». И в тексте он говорит, что присущий ему в прошлом романтический взгляд на действительность, характеризует все его поколение.

Но не только бытописатели в духе Горького или Короленко избирают форму воспоминаний. Русский символизм нашего времени дал нам прекрасные образцы воспоминаний в поэме Блока «Возмездие», в «Первом свидании» А. Белого, в его эпопее «Я». Ритм эпохи — их главное содержание. Особенно это чувствуется в «Возмездии»: «Все эти факты, казалось бы, столь различные, имеют для меня один музыкальный смысл», — говорит Блок в предисловии. Здесь эпоха становится поэтической темой. Мало того: эта основная тема теснейшим образом связана даже с формальными особенностями самого произведения: с ямбом Александра Блока (по его же словам, «простейшим выражением ритма того времени»), с разорванными ритмами прозаической речи Белого.

«Детство, отрочество и юность» Л. Толстого — новая разновидность воспоминаний. Здесь, при значительной автобиографичности, художник по своему компанует материал, не только изменяя имена действующих лиц, но смещая и взаимную связь событий.

«Записки из Мертвого Дома», представляющие в основе своей воспоминания самого Достоевского, вставлены им в рамку вымышленного сюжета и приписаны ссыльному поселенцу и домашнему учителю Александру Петровичу Горянчикову. Лицо автора записок, таким образом, скрывается под литературной маской.

Наконец, одна из распространенных литературных форм — воспоминания, имеющие фиктивную документальность. Такова, например, «Неточка Незванова» у Достоевского. Фиктивные воспоминания, подобно дневнику, дают автору возможность выполнить две параллельные художественные задачи: изобразить и содержимое воспоминаний, и то лицо, которому они принадлежат. Художественные возможности, вытекающие из этого приема, столь же значительны, сколь значительны они в литературной форме дневника (см. это слово).

Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

воспоминание

Морфология: (нет) чего? воспомина́ния, чему? воспомина́нию, (вижу) что? воспомина́ние, чем? воспомина́нием, о чём? о воспомина́нии; мн. что? воспомина́ния, (нет) чего? воспомина́ний, чему? воспомина́ниям, (вижу) что? воспомина́ния, чем? воспомина́ниями, о чём? о воспомина́ниях

1. Воспоминаниями вы называете образы, возникающие у вас в мыслях, когда вы думаете о ком-либо или о чём-либо, связанном с вашим прошлым.

Воспоминания детства нахлынули на него. | Сидя у огня, дед мог часами предаваться воспоминаниям. | В моих воспоминаниях она навсегда осталась юной.

2. Если от кого-либо, чего-либо осталось одно воспоминание, значит, это исчезло из вашей жизни, не оставив после себя ничего, кроме смутных (обычно приятных) впечатлений.

От этой прекрасной юношеской любви осталось одно воспоминание.

3. Воспоминаниями вы называете записки или рассказы о прошлом, содержащие факты вашей или чьей-либо жизни; мемуары.

На вечере выступили с воспоминаниями ветераны Великой Отечественной войны. | В воспоминаниях современников содержится много информации о личной жизни поэта. | Вот уйду на пенсию и сяду писать воспоминания.

Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .

Полезное

Смотреть что такое “воспоминание” в других словарях:

Воспоминание — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ, воспоминания, ср. 1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого. Воспоминание о детстве. Воспоминание детства. Старики живут воспоминаниями. Приятное воспоминание. 2. только мн. Род литературного произведения,… … Толковый словарь Ушакова

воспоминание — извлечение из долговременной памяти (см. память долговременная) образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным … Большая психологическая энциклопедия

воспоминание — бледное (Бальмонт); смутное (Каренин); туманное (Бальмонт); услужливое (Пушкин) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. воспоминание О степени… … Словарь эпитетов

ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ, я, ср. 1. Мысленное воспроизведение чего н. сохранившегося в памяти. В. детства. Осталось одно в. от чего н. (ничего не осталось; шутл.). 2. мн. Записки или рассказы о прошлом. Литературные воспоминания. Вечер воспоминаний. Толковый … Толковый словарь Ожегова

ВОСПОМИНАНИЕ — непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным ( достоверность воспоминания и его заблуждения). Способность к точному воспроизведению,… … Философская энциклопедия

воспоминание — сущ., кол во синонимов: 3 • мемуар (1) • памятование (2) • помин (8) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ. Извлечение из долговременной памяти какого л. материала, усвоенного ранее. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным (когда образы спонтанно возникают в сознании). Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ, один из процессов памяти, сводящийся к воспроизведению прежнего опыта, оживлению оставленных прежними раздражениями следов. В основе памяти, как думают некоторые авторы, лежит пластичность живой материи; каждое раздражение оставляет … Большая медицинская энциклопедия

Воспоминание — 1. мысленный образ (объекта, идеи, умозаключений), намеренно извлекаемый или спонтанно появляющийся в сознании из хранилищ памяти. Обычно воспоминания локализуются в пространстве и во времени, к которым они относятся, и связаны с тем или иным… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Воспоминания

Воспомина́ния, воспомина́ние — в широком, психологическом смысле слова: то, что сохранилось в памяти, мысленное возвращение и воспроизведение этого в виде образов или вербальных представлений.

В узком смысле слова (только во множественном числе) — распространённый литературный жанр, в котором события излагаются по памяти или на основе личных записей от лица современника; то же, что мемуары.

Содержание

Воспоминания в афоризмах и кратких высказываниях [ править ]

Зимой холодно тем, у кого нет тёплых воспоминаний.

Наши воспоминания — это картотека, которой однажды воспользовались, а затем разбросали как попало. [1]

Да, это и есть мемуары, написанные о моём, пожалуй, самом близком в жизни человеке.
К сожалению, сам тон воспоминаний заставляет автора временами становиться идиотом. [2] :9—10

Если одной ногой быть в воспоминаниях, а другой — в мечтах, реальность может нанести удар между ног.

Вкладывайте деньги в воспоминания. Это единственное, чего у вас никто не может украсть.

Наша память состоит наполовину из личных воспоминаний, наполовину — из памяти общества, в котором мы живем <. >— И эти половинки очень тесно взаимосвязаны. Коллективная память общества и есть его история. Если ее украсть или переписать, заменить на протез, наш рассудок не сможет нормально функционировать.

Когда вы появились, ваша мама сказала мне одну вещь, которую я тогда не понял. Она сказала: «Знаешь, мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших детей». Теперь я понял, что она имела в виду. Родители становятся призраками будущего своих детей.

Воспоминания в публицистике, критике и научно-популярной прозе [ править ]

Не подлежит спору, что не все Сидорычи обращались в полицию, что иные и впрямь предпочитали наказывать дома. Но это доказательство тогда только было бы бесподобно, если б Иванушки согласились подкрепить его засвидетельствованием, что им от того было легче и что дома они чувствовали особенную приятность. Однако ж добиться этого признания трудно, во-первых, по многочисленности Иванушек и, во-вторых, по чрезвычайному разнообразию их вкусов. Кто знает? может быть, даже у них сохранились об этом предмете воспоминания. весьма горестные? [3]

Спустя почти сорок лет некая престарелая мадам Элиза Жуандо, она же Элизабет Тулемон, она же бывшая гетера Кариатис, как это и следует по правилам хорошего тона, написала и издала книгу воспоминаний о своей прошлой бурной жизни. На обложке мемуаров можно было прочесть милый заголовок: «Радости и страдания одной эксцентричной красавицы». [4] :75

Воронка, оставшаяся на месте исчезнувшей страны, втягивает в себя всё окружающее. Не желающие разделить судьбу государства пишут мемуары, чтобы от него отмежеваться. Неудивительно, что лучше это удается тем, кто к нему и не примазывался. Гордый своей маргинальностью, мемуарист фиксирует хронику обочины.
Раньше воспоминания писали, чтобы оценить прошлое, теперь — чтобы убедиться: оно было. Удостовериться в том, что у нас была история — своя, а не общая. [5] Это можно сказать и о довлатовской прозе.

Воспоминания в мемуарах и художественной прозе [ править ]

Но Саша была воплощенная доброта. Несправедливости или то, что казалось ей несправедливостями, только угнетали ее, щемили ей сердце, вызывали в ней недоумение или отчаяние. Она походила на цветок «Не тронь меня»: неправда, несправедливость, грубость заставляли ее не бороться, не протестовать, не сердиться, а сжиматься, уходить в себя. Мне, всегда казалось, что ей делается холодно и жутко, когда совершалось нечто злое и бесчестное. Он невольно встал и прошелся по комнате, видимо, взволновавшись при воспоминаниях об образе этой когда-то любимой им женщины. [6]

Вернемся, однако, к его последним часам. Я постараюсь быть точным в моих воспоминаниях и передам не только чувства, но и все слова, сказанные в тот вечер, ― это было вечером, луна уже светила. Очень возможно, что будут не совсем те слова, что говорились, но, во всяком случае, те, что я слышал и запомнил… если тебя когда-нибудь секли, уважаемый товарищ, то ты знаешь, как трудно самому запомнить и сосчитать все удары розги. Перемещение центров, понимаешь? О, ты все понимаешь. Итак, примем последнее дыхание Генри Вандергуда, взорванного злодеем Фомою Магнусом и погребенного… Марией. Помню, после той тревожной ночи наутро я проснулся совсем спокойным и даже радостным. Вероятно, то было влияние солнца, светившего в то самое широкое окно, откуда ночью лился этот неприятный и слишком многозначительный лунный свет.

Григорий упал на нары, хотел ещё блуждать в воспоминаниях по исхоженным, заросшим давностью тропам, но сон опьянил его; он уснул в той неловкой позе, которую принял лёжа, и во сне видел бескрайнюю выжженную суховеем степь, розовато-лиловые заросли бессмертника, меж чубатым сиреневым чабрецом следы некованых конских копыт… [7]

Вновь посетив Англию после семнадцатилетнего перерыва, я допустил грубую ошибку, а именно отправился в Кембридж не в тихо сияющий майский день, а под ледяным февральским дождем, который всего лишь напомнил мне мою старую тоску по родине. Милорд Бомстон, теперь профессор Бомстон, с рассеянным видом повел меня завтракать в ресторан, который я хорошо знал и который должен был бы обдать меня воспоминаниями, но переменилась вся обстановка, даже потолок перекрасили, и окно в памяти не отворилось. [8]

Если бы они знали, какое счастье он сейчас пережил под каплями светлого весеннего дождя, напоившего землю в его саду. Запах этой мокрой земли и капли, стекавшие с его лица в рот, на шею, напомнили детство… Глядя на старика, мало кто может представить его молодым, гибким и быстрым в беге, но сам старик может в своих мечтах о прошлом ясно, отчетливо вспомнить себя не только молодым, но и ребенком. Если бы не было этого свойства у старости, никто бы на склоне лет не мог ярко написать воспоминания о своей юности и детстве. Эти воспоминания воскресают обычно при взгляде на какой-нибудь предмет или при знакомой мелодии, при знакомом запахе. Такой мелодией был стук дождевых капель по крыше, а запахом ― свежий запах влажной земли. Вспомнилось детство: шлепанье по лужам босыми ногами и ловля лягушек после дождя; вспомнились грозы в горах и грохот стремительных дождевых потоков, а потом другой запах, родной, близкий, первое крещение искусством, ― запах мраморной пыли под кирками скарпеллино… [9]

— Мне всё-таки не совсем ясно, — произнёс он, — почему вы так противитесь этому. Ведь вас не изменят полностью. Вы останетесь всё тем же Ричардом Дэниелом.
— А разве я не утрачу все свои воспоминания?
— Разумеется. Но воспоминания не так уж важны. И вы накопите новые.
— Мне дороги мои воспоминания, — сказал ему Ричард Дэниел. — Это всё, что у меня есть. Это единственная истинная ценность, которую оставили мне минувшие шестьсот лет. Вы можете себе представить, господин адвокат, что значит прожить шесть веков с одной семьёй?
— Думаю, что могу, — промолвил адвокат. — А что, если теперь, когда семьи уже больше нет, эти воспоминания заставят вас страдать?
— Они утешают меня. Утешают и поддерживают. Благодаря им я проникаюсь чувством собственной значимости. Они вселяют в меня надежду на будущее и дают убежище.

Вспоминать забытое прошлое – трудно. Чаще всего – бесполезно.
Гораздо проще вспоминать прошлое – записанное на бумаге. Нужно просто прочитать его – и слегка улыбнуться. [10] :5

Воспоминания в поэзии [ править ]

Маркиз гуляет с другом в цветнике.
У каждого левкой в руке,
А в парнике
Сквозь стекла видны ананасы. <. >
«Нам дал приют китайский павильон!»
В воспоминанья погружён,
Умолкнул он,
А тот левкой вдыхал с улыбкой тонкой. [11]

Воспоминанья — искристый алмаз —
Опять в душе печально зазвенели,
И шелестят былого иммортели
В вечерний час.

Воспоминанья — осенняя ветка.
Пожелтелые листья так жутко шуршат.
Ах, разве я женщина? Я только поэтка,
Как меня назвал Ваш насмешливый брат.

Смотрите!
Вот как надобно писать
И мемуары и воспоминанья,
Писать, чтоб душу грешную спасать,
Писать, как возвращаясь из изгнанья!
Писать, чтоб сколько уз ни разорви
И в чьем ни разуверься дарованье,
А получилась повесть о любви,
Очарованье, разочарованье!
Писать как дикий, чтоб потом тетрадь
Без оговорок ринуть всем в подарок
И снова воскресать и умирать
Таким, каким родился, ― без помарок! [12]

Не пробуждай воспоминаний. [13]
Они безжалостны, мой друг. ―
Всегда зачем-то вспоминаю
я почему-то как был глуп.
Мечтал ли в отдалённом месте,
лежал ли на одре болезни
или, напротив, ― молод, бодр,
я не предвидел этот одр
в ничтожной перспективе жизни, ―
перечисления излишни,
и препинаний полон рот.
Минувших дней, минувших лет
когда ж во мне истлеет дурость ―
та подростковая сутулость,
тот детский стыдненький секрет? …
Как мамонт в волосатой шкуре,
законсервированный в тундре, ―
вот так лежит в моей натуре
её чудовищный скелет. [14]

Воспоминания в песнях и романсах [ править ]

Прошли, прошли вы, дни очарованья!
Подобных вам уж сердцу не нажить!
Ваш след в одной тоске воспоминанья!
Ах! лучше б вас совсем мне позабыть!
Ах! лучше б вас совсем мне позабыть!
К вам часто мчит привычное желанье —
И слез любви нет сил остановить!
Несчастие — об вас воспоминанье!
Но более несчастье — вас забыть!
Но более несчастье — вас забыть! [15]

Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней, —
Не возродить былых желаний
В душе моей, в душе моей.
И на меня свой взор опасный
Не устремляй, не устремляй;
Мечтой любви, мечтой прекрасной
Не увлекай, не увлекай!

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло. <. >
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь. [16]

Смотрите!
Вот как надобно писать
И мемуары и воспоминанья,
Писать, чтоб душу грешную спасать,
Писать, как возвращаясь из изгнанья!
Писать, чтоб сколько уз ни разорви
И в чьем ни разуверься дарованье,
А получилась повесть о любви,
Очарованье, разочарованье!
Писать как дикий, чтоб потом тетрадь
Без оговорок ринуть всем в подарок
И снова воскресать и умирать
Таким, каким родился, ― без помарок! [12]

Источники [ править ]

  1. ↑ Английский афоризм / сост. Ливергант А. Я. — М.: АСТ, 2003.
  2. Юрий Ханон. «Скрябин как лицо». — СПб.: «Центр Средней Музыки» & «Лики России», 1995. — Т. 1. — 680 с. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-026-Х
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том 4, стр. 202-210. — Москва, Художественная литература, 1966 г.
  4. Ornella Volta «L’Imagier d’Erik Satie». — Paris 6-e: Edition Francis Van de Velde, 1979. — 115 124 с. — ISBN 2 86299 007 8
  5. ↑ «Куртка Фернана Леже» («Чемодан»).
  6. Шеллер-Михайлов А.К. Господа Обносковы. Над обрывом. — М.: «Правда», 1987 г.
  7. М.А.Шолохов, «Тихий Дон». — М.: Молодая гвардия, 1980 г.
  8. Владимир Набоков. «Другие берега». — М.: Книжная палата, 1988 г.
  9. Ал. Алтаев (М. В. Ямщикова). Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль: Повести. — Минск: Бел. СЭ, й988 г.
  10. Эрик Сати, Юрий Ханон «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & издательство Лики России, 2010. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8
  11. М. Кузмин. «Избранные произведения». — Л.: «Художественная литература», 1990 г. — стр. 40
  12. 12Л. Мартынов. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. — Л.: Советский писатель, 1986 г.
  13. ↑ Цитата из известного жестокого романсаПетра Булахова.
  14. Н. В. Байтов, Что касается: Стихи. — М.: Новое издательство, 2007 г.
  15. Жуковский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. — М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 1. Стихотворения. — С. 270—271.
  16. Ф.И.Тютчев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. — Л.: Советский писатель, 1987 г.

См. также [ править ]

Поделитесь цитатами в социальных сетях:
ВКонтакте • Facebook • Твиттер • Живой Журнал

Значение слова «воспоминание»

1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений о ком-, чем-л. Воспоминания детства. Предаться воспоминаниям.Здесь каждый шаг в душе рождает Воспоминанья прежних лет. Пушкин, Воспоминания в Царском Селе. Среди множества воспоминаний о людях, 216 предметах, событиях и чувствах я не сохранила памяти о первом своем стихотворении. Инбер, Славка.

2. мн. ч. (воспомина́ния, –ий). Записки или рассказы о прошлом. Литературные воспоминания.Хочу каждый день писать хоть понемногу воспоминания. Л. Толстой, Дневник, 30 ноября 1903.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • То, что сохранилось в памяти человека, мысленное воспроизведение чего-то сохранёного в памяти.

Воспоминание — стихотворение Пушкина 1828 года.

Воспоминание — советский мультфильм 1986 года.

ВОСПОМИНА’НИЕ, я, ср. 1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого. В. о детстве. В. детства. Старики живут воспоминаниями. Приятное в. 2. только мн. Род литературного произведения, описывающего события, очевидцами к-рых был автор; мемуары, записки. «Литературные и житейские воспоминания» И. С. Тургенева.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

воспомина́ние

1. то, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение чего-либо прошедшего, сохранившегося в памяти ◆ Он смотрел то на крест, то на звезду, вдыхал в себя свежий морозный воздух, равномерно вбегающий в комнату, и, как во сне, следил за возникающими в воображении образами и воспоминаниями. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: предвечный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «воспоминание&raquo

Синонимы к слову «воспоминание&raquo

Предложения со словом «воспоминание&raquo

  • И не забудьте захватить с собой фотоаппарат или видеокамеру, а лучше и то и другое – тогда приятные воспоминания останутся с вами на всю жизнь.

Цитаты из русской классики со словом «воспоминание»

  • Невольно перебирая в своем воспоминании впечатление разговоров, веденных во время и после обеда, Алексей Александрович возвращался в свой одинокий нумер.

Сочетаемость слова «воспоминание&raquo

Каким бывает «воспоминание»

Понятия, связанные со словом «воспоминание»

«За кулисами политики и литературы. 1848—1896» — мемуары Евгения Михайловича Феоктистова, посвящённые истории русской литературы, общественной мысли и политики во второй половине XIX века. Писались в течение 10 лет (предположительно, с 1887 по 1896 гг.). Базой для них являлись письма, документы и дневник, который тщательно вёл Евгений Михайлович в течение многих лет. Однако не всё было помещено в сочинение: что-то отбрасывалось, что-то перерабатывалось и изменялось.

Записки об Анне Ахматовой — мемуарно-биографическое произведение Лидии Корнеевны Чуковской, посвящённое Анне Ахматовой.

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же (например, «Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются.

«Безымянное поле» — стихотворение из цикла «Война» советского поэта Константина Симонова, написанное в июле 1942 года.

Дневни́к — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Фильм Воспоминания

Визуально захватывающая кинофантастика с завораживающими апокалиптическими пейзажами и прекрасным дуэтом Хью Джекмана и Ребекки Фергюсон. Ветеран Ник Баннистер живет в полузатопленном Майами будущего и зарабатывает тем, помогает людям заново пережить прошлое. Он влюбился в свою клиентку, певицу Мэй. Но однажды клиентка таинственно исчезает. Режиссерский дебют Лизы Джой (соавтор «Мира Дикого Запада»), снятый при продюсерской поддержке ее мужа Джонатана Нолана.

Недалекое будущее. Глобальное потепление стало причиной повышения уровня моря по всему миру. Вода наполнила городские улицы, а затем произошла кровопролитная война. Завтрашний день не сулит ничего хорошего, и люди предпочитают жить прошлым. Николас Баннистер – один из тех, кто делает на этом бизнес. Чужая ностальгия стала для него источником дохода: Ник помогает клиентам пережить счастливые воспоминания, в чем ему помогает его ассистентка Уоттс. Правда, он и не предполагал, что однажды сам подсядет на этот «наркотик». Снова и снова Ник прокручивает в памяти свой стремительный роман с одной из клиенток – красавицей-певицей из ночного клуба Мэй. Почему женщина просто исчезла из его жизни, ничего не объяснив? Почему многое утаила о себе? «Вы ее не за ту принимали», – предупреждают Ника, когда он только начинает поиски. Но Ник намерен довести дело до конца.

Стильный футуристический нуар «Воспоминания» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.

С фильмом «Воспоминания» смотрят

Актёры и создатели

Трейлеры и доп. материалы

Фильм в подборках

Сюжет

В ближайшем будущем изменение климата привело к тому, что уровень моря поднялся и город Майами оказался под водой. Экстремальные дневные температуры вынудили большинство людей жить по ночам.

Николас «Ник» Баннистер и его подруга Эмили «Уоттс» Сандерс управляют бизнесом, который позволяет людям вновь переживать какие-то конкретные воспоминания. Уоттс управляет оборудованием, в то время как Ник дает психологические подсказки, чтобы помочь клиентам. Однажды приходит клиент, Мэй, и просит его помочь найти ее пропавшие ключи. Ник мгновенно увлекается ею и в следующий вечер посещает клуб, где она работает официанткой и певицей. Мэй производит на него впечатление, когда она исполняет его любимую песню. У Ника и Мэй завязываются отношения, к огорчению Уоттс, которая ей не доверяет.

Позже Ник просыпается в резервуаре для сенсорной депривации своей компании. Он неоднократно проживал свои отношения с Мэй. Это опасная практика, которая может навсегда запереть его в ловушке этих воспоминаний. Мэй исчезла, не сказав ни слова, несколько месяцев назад, и с тех пор Ник ее разыскивает.

Прокурор Эйвери Кастильо нанимает Ника и Уоттс, чтобы извлечь воспоминания из коматозного подозреваемого, который, по их мнению, работал на наркобарона по имени Святой Джо. В воспоминаниях этого человека Ник видит Мэй, работающую официанткой в клубе. Она быстро становится любовницей Святого Джо, и он подсаживает ее на наркотик «бака», вызывающий сильное привыкание. Воспоминания также содержат свидетельства того, как Мэй, ставшая жесткой и холодной из-за своей зависимости, украла у Святого Джо наркотики и сбежала из города. Ник опустошен, узнав, что Мэй была наркоманкой, о чем Уоттс уже знала.

Ник отправляется в Новый Орлеан и вступает в противостояние со Святым Джо, который говорит, что ничего не знает о Мэй с тех пор, как она ушла от него. В отместку Святой Джо приказывает своим людям утопить Ника, но Уоттс спасает его и убивает Святого Джо и его команду. Вернувшись в Майами, Ник и его команда заставляют Уоттс пережить ее последнюю встречу с Мэй и высянить, что Мэй взломала хранилище, где они хранят записи воспоминаний, к которым они обращались. Мэй также сделала записи Эльзы Карин, клиентки, которая неоднократно переживала свои свидания с пожилым, богатым любовником. Ник узнает в голосе ее любовника Уолтера Сильвана, богатого «земельного барона», который недавно умер.

Проводя расследование, Ник узнает, что Эльза была недавно убита и что ее маленький сын был похищен женщиной, которая соответствует описанию Мэй. Во время поисков Мэй на Ника нападает Сайрус Бут, бывший приспешник Святого Джо. Понимая, что сын Эльзы, скорее всего, был ребенком Уолтера Сильвана и, следовательно, потенциальным наследником его состояния, Ник сталкивается с вдовой Сильвана, Тамарой, бывшим клиентом, чья память была повреждена.

В момент просветления Тамара указывает Нику на место, где могли прятаться Бут и Мэй. Ник и Бут вступают в драку, и Бут почти тонет, прежде чем Ник успевает его утихомирить. Он отвозит Бута обратно в офис и подключает его к аппаратуре, несмотря на предупреждение Бута о том, что ему не понравятся ответы, которые он получит.

Бут противостоял Мэй и насильно вовлек ее в свои планы по обману Ника. Его воспоминания показывают, что основа ее отношений с Ником была ложью: она инсценировала потерю своих ключей и исследовала Ника, чтобы соблазнить его, но воспоминания также показывают, что Мэй искренне полюбила Ника. Когда Бут убил Эльзу, Мэй забрала сына этой женщины и убежала, спрятав его в неизвестном месте.

Позже Бут нашел Мэй и попытался заставить ее раскрыть его местонахождение, угрожая накачать ее наркотиками. Ник наблюдает за воспоминаниями, как Мэй произносит речь перед Бутом, которая на самом деле предназначена для него. Она косвенно раскрывает местонахождение сына Эльзы и признается в своей любви к Нику. Затем, видя только один выход из своей ситуации, Мэй принимает смертельную дозу наркотика и прыгает навстречу своей смерти.

Опустошенный Ник заставляет Бута пережить свои худшие воспоминания: когда люди Святого Джо сожгли его заживо в наказание за то, что он забрал себе прибыль. Затем он противостоит законному сыну Уолтера Сильвана, Себастьяну, который нанял Бута, чтобы устранить Эльзу и его сводного брата, чтобы защитить свое наследство. Себастьян пытается покончить с собой, но не может этого сделать. Его арестовывает полиция.

Ник признается Уоттс, что он намеренно «сжег» воспоминания Бута, что является серьезным преступлением, в котором его, скорее всего, обвинят. Затем он увольняется и использует свои машины, чтобы снова и снова проживать время, проведенное с Мэй, до конца своей жизни. В своей памяти Ник пересказывает Мэй версию истории Орфея и Эвридики, которая заканчивается раньше ее классической концовки — Орфей оглядывается на Эвридику и ее заставляют вернуться в загробную жизнь.

Воспоминания

ВОСПОМИНАНИЯ — повествование о явлениях жизни (личной или общественной), свидетелем которой был автор. И своим отношением к событиям действительной жизни, и своей связью с личностью автора, воспоминания приближаются к дневнику (см. это слово), хотя и отличаются от него своими хронологическими соотношениями с действительностью, так как касаются событий более или менее отдаленного прошлого.

Впрочем, формальное отличие это связано, как с основным заданием, так и с материалом изложения.

В то время, как дневник фиксирует все сколько-нибудь значительные впечатления бытия, воспоминания более прагматичны: результаты событий, смысл происходящего лежат для автора воспоминаний в прошлом (а не в будущем, как для автора дневника).

Эта особенность связана с основным заданием воспоминаний: при наличии множества дневников, написанных только «для себя», не предназначенных к печати, воспоминания, в большинстве, пишутся для других (если не для широкой читательской массы, то для друзей, потомков и пр.).

Вот почему воспоминания, помимо того, что уступают дневнику в протокольной точности, отличаются при этом нередко и тенденциозностью выражения.

Осуществляя, в большинстве, более отчетливый, чем дневник, основной замысел, воспоминания самой постройкой своей более, чем дневник, близки к художественному произведению. Вместе с тем, все художественные возможности, осуществляемые в дневнике, доступны и воспоминаниям (см. слово «Дневник»).

Воспоминания, предназначенные к печати, естественно, подвергаются обработке и могут рассматриваться, как произведение литературное. Таковы, к примеру, воспоминания А. Ф. Кони, собранные в книге «На жизненном пути». Когда они касаются таких лиц, как Л. Н. Толстой, В. О. Ключевский и т. п., они приобретают исторический или публицистический характер. Соединение публицистической тенденции с беллетристической формой — в «Повестях моей жизни» Николая Морозова. Но литературное задание здесь лишь привходящий элемент. В основе, все же, это, прежде всего, исторический документ, относящийся к событию или лицу.

В произведениях, подобных «Истории моего современника» В. Короленко, «Детству» и «В людях» М. Горького, этот документальный характер приобретает более широкий смысл, охватывая не отдельное лицо, не отдельное событие, не отдельное явление, а всю прошлую эпоху, все минувшее; этот смысл воспоминаний, данный от первого лица, подчеркнут даже в самом заглавии книги: «История моего современника». И в тексте он говорит, что присущий ему в прошлом романтический взгляд на действительность, характеризует все его поколение.

Но не только бытописатели в духе Горького или Короленко избирают форму воспоминаний. Русский символизм нашего времени дал нам прекрасные образцы воспоминаний в поэме Блока «Возмездие», в «Первом свидании» А. Белого, в его эпопее «Я». Ритм эпохи — их главное содержание. Особенно это чувствуется в «Возмездии»: «Все эти факты, казалось бы, столь различные, имеют для меня один музыкальный смысл», — говорит Блок в предисловии. Здесь эпоха становится поэтической темой. Мало того: эта основная тема теснейшим образом связана даже с формальными особенностями самого произведения: с ямбом Александра Блока (по его же словам, «простейшим выражением ритма того времени»), с разорванными ритмами прозаической речи Белого.

«Детство, отрочество и юность» Л. Толстого — новая разновидность воспоминаний. Здесь, при значительной автобиографичности, художник по своему компанует материал, не только изменяя имена действующих лиц, но смещая и взаимную связь событий.

«Записки из Мертвого Дома», представляющие в основе своей воспоминания самого Достоевского, вставлены им в рамку вымышленного сюжета и приписаны ссыльному поселенцу и домашнему учителю Александру Петровичу Горянчикову. Лицо автора записок, таким образом, скрывается под литературной маской.

Наконец, одна из распространенных литературных форм — воспоминания, имеющие фиктивную документальность. Такова, например, «Неточка Незванова» у Достоевского. Фиктивные воспоминания, подобно дневнику, дают автору возможность выполнить две параллельные художественные задачи: изобразить и содержимое воспоминаний, и то лицо, которому они принадлежат. Художественные возможности, вытекающие из этого приема, столь же значительны, сколь значительны они в литературной форме дневника (см. это слово).

Ссылка на основную публикацию