Старая краснополянская дорога: наш отзыв, советы, фото, как добраться

Старое краснополянское шоссе

Хочу рассказать одну историю, произошедшей в те времена, когда люди ещё использовали старое краснополянское шоссе, именуемое «Пронеси меня господи». Поездка запомнилась не только незабываемой красотой природы и острыми ощущениями, но и к сожалению несчастным случаем.

Старая дорога на Красную поляну

Опасная красота

Друзья пригласили меня на Красную поляну, и отказаться от такого предложения было никак нельзя. В те времена попасть в эти места было не так-то просто, особенно если вы не являлись счастливым обладателем авто, а автомобили имелись далеко не у всех. Отсутствие рюкзака и палатки совсем не смущало — ведь одни сутки вполне можно обойтись и без них. А вместо спальника был взят полушубок из искусственного меха. Ранним утром наша компания из семи человек на трёх машинах выехала в сторону Красной поляны. Предстояло преодолеть дорогу в 70 км, заключительный участок которой переходил в старое краснополянское шоссе, и вился узкой змейкой по самому краю глубокого ущелья.

Старое Краснополянское шоссе

Если посмотреть вниз, то ущелье кажется огромной пропастью, а если вверх, то нависающие прямо над головой глыбы известняка грозящие обрушиться в любой момент, способны без труда навести страх на любого, даже виды видавшего путешественника. Один особенно узкий и опасный участок в народе прозвали «Пронеси меня господи». Некоторые особо впечатлительные пассажиры предпочитали проезжать это место с закрытыми глазами. И неудивительно — редко какой месяц обходился без происшествий на этой дороге.

Старое краснополянское шоссе 1

Краснополянское шоссе ценой человеческих жизней

Старое краснополянское шоссе было проложено благодаря талантливому специалисту, горному инженеру — Василию Константиновичу Константинову после того как специальная комиссия из врачей и учёных признала эту местность уникальной с точки зрения оздоровления и отдыха в следствии благоприятного климата. Строительство велось в тяжелейших условиях ручного труда, где главными инструментами были кирка, лом и динамит. К веревке привязывали человека и опускали в ущелье. Его задача состояла в том чтобы продолбить щель, заложить динамит и успеть откачнуться на веревке как можно дальше и зацепиться за скалу. Если это удавалось — он оставался жив. При строительстве Краснополянского шоссе погибло очень много людей, но не смотря на жесточайшие условия — эта дорога была построена за два года с 1897 по 1899 г

Старая дорога на Красную поляну Старое Краснополянское шоссе 2

Старое краснополянское шоссе и Водопад Девичьи Слёзы

Старое краснополянское шоссе ровно настолько же красиво, сколь и опасно. Но если настроиться на положительную волну, можно вполне себе любоваться головокружительной высотой гор и крутостью ущелья. Впереди показался водопад «Девичьи слёзы». Он как буд-то состоял из миллионов мелких капелек, которые падали и разбиваясь о камни, рассыпались на ещё более мелкие частицы.

Вокруг него столпилось неожиданно много людей, и мы не став особо задерживаться проехали дальше. Как стало позже известно из новостей, как раз в тот момент у этого водопада произошёл несчастный случай. Известный актёр Андрей Ростоцкий сорвался со скалы во время съёмок какого-то фильма.

Старое Краснополянское шоссе 3

По ком плачут Девичьи слёзы …

На коне в травмпункт

Может именно этот день был по какой-то неведомой причине опасный и неблагоприятный, а может просто совпадение — но так или иначе понемногу досталось всем. Тем временем скальник закончился и мы, миновав старое краснополянское шоссе и саму Красную поляну, углубились в лес по грунтовой дороге. По пути набрали минеральной воды из источника и ехали до тех пор, пока машины могли преодолевать бревенчатые мостики и метр за метром пробираться по ухабистой дороге. В итоге мы забрались довольно далеко, и было видно что люди редко посещают эти места. Лес окружал плотной стеной, рядом шумела Мзымта, а поляну которую мы выбрали для отдыха покрывал молодой ярко-зеленый папоротник.

Подустав с дороги, решено было слегка перекусить. Разложенные по-быстрому бутерброды и овощи уже просились быть съеденными, осталось только открыть одну консерву и приступить к трапезе, как парень взявшийся за это нелёгкое дело — откупоривание банки с помощью обычного ножа, довольно сильно поранил руку. Как ни странно в автомобильных аптечках ничего подходящего для перевязки не оказалось. Что было делать — только искать дополнительной помощи! И она не замедлила явиться, хотя конечно это были не доктора скорой и не МЧС. Это оказались конные прогулки. Взяв на абордаж раненого, а также и его друга в качестве сопровождающего, вся процессия двинулась обратно в поляну пообещав доставить в медпункт.

Незваные ночные гости

Друзья вернулись ближе к вечеру. Мы ждали их уже с готовым ароматными шашлыком, который отлично компенсировал недополученный полдник. Постепенно стемнело, лес погрузился во мрак, став таинственней и загадочней. Где-то за деревьями ходили медведи, водившееся здесь в большом количестве, и наверное облизывались нашим шашлыком. Но не выходили и не нападали, видимо знали — нельзя 🙂 Головешки весело трещали в костре, даря приятное тепло, освещая всю нашу компанию и небольшое пространство вокруг. Как вдруг от чернеющих вдали деревьев отделились какие-то тени и направились прямо к нам! Через пару секунд стало видно что приближающиеся фигуры были одеты в камуфляж а руки привычно придерживали самые настоящие автоматы! Реакция меня в критических ситуациях никогда не подводила, и я мгновенно занырнув под свой полушубок, притворилась спящей. Военный отряд взял в кольцо всю нашу маленькую компанию с костром в центре, от чего последний даже как-будто сжался и стал гореть тише на всякий случай. Расспросив кто мы такие, что здесь делаем и убедившись что не являемся нарушителями государственной границы или засланными шпионами, отряд отправился дальше в ночную тьму, стрельнув напоследок сигаретку. Надо отметить что двигались они абсолютно бесшумно и к тому же без фонарей. Вот так оказывается идёт пограничная служба!

Бессонница

Можно было спать спокойно, тем более что и время наступило для этого самое подходящее. Луна одолела уже половину неба, шёл наверное третий час ночи, как вдруг мелкие ветки захрустели под шинами автомобиля и звук глухого удара нарушил безмятежную тишину. Наши друзья подскочили так, как буд-то их ужалил скорпион и рванули к своим машинам. Оказалась одна из них снялась с ручника и причинила материальный ущерб другой, а также и моральный — но уже их хозяевам. В темноте серьезность повреждений различить было трудно, и особенно обидно то, что одна из машин была совершенно новая и только купленная. В расстроенных чувствах полусонные друзья присели на бревно у костра, который к тому времени почти потух и не давал света. Но «бревно» неожиданно пришло в движение и недовольно заворчало… Многострадальные друзья подпрыгнули от неожиданности и кинулись врассыпную, но на ходу поняли что случайно перепутали и сели на своего товарища, словившего сон в таком не совсем подходящем месте! 🙂 Вся эта шумиха перебудила всех остальных и уснуть больше в эту ночь так и не удалось.

Дорога «Пронеси меня господи»

Заморосил дождик и подтолкнул к мысли что лучше не дожидаясь рассвета возвращаться домой, так как обратная дорога, размокшая под дождем могла помешать сделать это позже. В свете фар хорошо просматривались лужи на лесной дороге все увеличивающиеся в размерах, и мы похвалили себя за правильное решение. Из леса мы выбрались благополучно, но впереди ещё ждал ночной скальник, и насколько помню дорожное освещение там отсутствовало. Когда мы подъехали к нему ближе, оказалось что все старое краснополянское шоссе заволокло туманом. Мы пробирались потихоньку, почти на ощупь, шаг за шагом, метр за метром. По крыше иногда постукивали мелкие камешки известняка, отколовшиеся от скалы. Но это было ещё пол-беды, хуже всего было то, что наш водитель потерял в лесу свое лекарство от астмы без которого продержаться долго не мог. А ехать хоть немного быстрее из-за тумана мы тоже не могли. Поскольку нервничать все равно вредно, и никак не поможет ситуации, я решила хоть немного вздремнуть на заднем сиденье автомобиля, так как в этот день мне надо было еще идти на работу, и немного сна совсем было бы очень кстати. К счастью мы благополучно миновали старое краснополянскую дорогу, купили в аэропорту нужное лекарство и совсем скоро были уже дома.

Как посмотреть ту самую Старую дорогу на Красную поляну и водопад Девичьи слёзы :

От ж/д вокзала Адлер до водопада Девичьи слёзы необходимо проехать 38 км придерживаясь правого орфографического берега реки Мзымта вверх по течению. Проехать самый длинный тоннель после которого будет населенный пункт Кепша. После него внимательно смотреть на левую сторону трассы, где будет указатель на водопад. Если попадете туда, сможете увидеть и «Девичьи слёзы», и отрезок той самой вырубленной вручную старой дороги. Это наиболее безопасный участок для посещения. Основную часть Старой дороги на Красную поляну посещать категорически не рекомендуется.

Старое Краснополянское шоссе 4

Красная поляна старые фото и воспоминания

Старая канатная дорога Альпика - сервис фото

2002 год

В те далёкие времена, ( а было это в начале 1990 — х годов ) Красная поляна располагала одной единственной канаткой с деревянными стульчиками и цепочкой поперёк на гвоздике, и именовалась она Альпика — сервис. Ничто лишнее никак не отвлекало вас от созерцания окружающей красоты гор под мерное болтание ногами. Внизу пролетала постоянно сменяющаяся растительность, заканчивающаяся у подножья последней станции сборщиками черники. Иногда канатка ненадолго останавливалась, и откуда — то сзади доносился жалобный крик — «Снимите меня отсюда!», а чуть позже — «Хорошо что я прихватил коньяк!» ))) Так и ехали.

На вершине всегда было прохладно, а иногда даже и холодно. Работники канатки проявляли особую заботу, и уговаривали всех без исключения взять на прокат ветрозащитный плащ и купить носки, если видели что человек одет слишком легко. Они знали — после поездки мы непременно скажем им за это спасибо.

Слишком многолюдно здесь никогда не было. Если вы не являлись счастливым обладателем автомобиля, то добраться сюда можно было только с двумя-тремя пересадками, потратив изрядное количество времени на ожидание не слишком часто курсирующего автобуса — пазика. В зимнее время на старой дороге на Красную поляну организовывали реверсивное движение. И пока автобус ожидал своей очереди, обычно подоспевала бабушка с вкусными горячими пирожками, от которых, как правило никто не отказывался.

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 1

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 2

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 3

Центром старой Красной поляны являлась большая площадь, откуда люди поднимались непосредственно к самой канатке, нескольким кафе, павильончикам с мёдом, сувенирами и к замку, выполняющему роль самого крутого ресторана и мини-отеля на тот момент. Сохранился он и сейчас — пожалуй это единственное напоминание о былых временах.

Зимой организовывались катания на санках — плюшках, которые можно было взять на прокат в ближайшем пункте. Конечно на всех их не хватало, и тогда надо было ждать пока кто-нибудь сдаст инвентарь обратно или придумывать иные способы прокатиться с ветерком. В ход часто шли резиновые коврики от машин, обычные куски плёнки или отрезки линолеума. Некоторые приходили и с самодельными санками. В перерывах между катаниями любили перекусить шашлычком в близлежащем открытом кафе, куда также невозбронялось прийти и со своим, заранее прихваченным свёртком с бутербродами.

Катание на лыжах и сноубордах только начинало набирать обороты. На площади находилось несколько прокатов снаряжения, где можно было взять в прокат то что нужно оставив взамен паспорт, и бесплатно сдать вещи на хранение. Для сравнения стоимость канатки Альпика — сервис:

2002 год — 350 руб разовый прокат в летний период

2006 год — 700 руб дневной абонемент зимнее катание

2007 год — 1000 руб дневной абонемент на зимнее катание

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 4

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 5

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 6

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 7

Летнее времяпрепровождение на Красной поляне заключалось в прогулках по окрестностям — где в те времена ещё можно было увидеть огромные заросли борщевика и пышные кусты необычной голубой гортензии, также катания на лошадях, гуляющих среди больших розовых крокусов, вылавливании радужной или обычной форели из выложенного камнем бассейна, с последующем её запеканием с любой начинкой по желанию. Для смельчаков предлагалось летание на параплане с приземлением в центре большой поляны, и для всех остальных экскурсия на канатке почти до самых вершин краснополянских гор.

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна Старая Красная поляна

Зимняя Красная поляна конечно очень резко отличалась от центра Сочи, где снег выпадает крайне редко. Такая поездка всегда планировалась немного заранее и ожидалась почти с трепетом. Кататься на сноубордах мы не умели, но к вечеру освоили технику передвижения без дополнительного обучения у инструкторов, и уже довольно смело съезжали с крутых горок, хоть и не на большой скорости. На курорте Красная поляна начали понемногу появляться группы иностранцев. В основном они заказывали вертолёт, который отвозил их в более дикие места для фрирайда. Катались мы до самого закрытия, резко похолодало, с заходом солнца мороз усилился. Мы почти последними возвращались на канатке вниз как раз вместе с французскими туристами, по пути даже немного поговорили на английском языке — тогда он помнился мне ещё довольно хорошо )

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

В Сочи вовсю идёт подготовка к Олимпиаде 2014. Бульдозеры и экскаваторы гребут день и ночь не покладая ковшей даже в выходные дни. Имеретинская низменность — нынешний Олимпийский парк изменилась до неузнаваемости. Под слоем бетона навсегда исчезла уникальная, единственная в России территория, являвшаяся местом остановки многих редких перелётных птиц, важнейший бальнеологический ресурс с месторождением лечебных грязей, погибло бесчисленное множество краснокнижных растений, земноводных и пресмыкающихся. Красная поляна тоже приняла ощутимый удар по своим природным ресурсам — здесь всё происходило также как и в Олимпийском парке. Приехав летом на наше любимое место, мы знали что этот раз теперь последний, Красная поляна больше никогда не будет прежней и изменится навсегда.

Старая краснополянская дорога: наш отзыв, советы, фото, как добраться

Веломаршрут по старой Краснополянской дороге (полная версия)

Вариант 1 ( С обзорной Роза Хутор):

Время маршрута: 6-7 часов.

Сложность веломаршрута – легкая (умеренный спокойный темп).

Скидка 30% от 3х человек. (3300р/чел)

Стоимость данного маршрута от Роза Хутор до Пасти Дракона по старой Краснополянской дороге составляет от 3300р/ чел!

Расстояние 40 км

Вариант 2: ( Без Роза Хутор)

Время маршрута: 2,5-3 часа.

Сложность веломаршрута – легкая (умеренный спокойный темп).

Скидка 30% от 3х человек. (2400р/чел)

Стоимость данного маршрута от Роза Хутор до Пасти Дракона по старой Краснополянской дороге составляет от 2100р/чел!

Расстояние 15 км

Велотуры в Сочи – популярный вид активного отдыха для всей семьи, с пользой для здоровья!

IMG_5139.jpg

Итак друзья! Вот и мы проложили собственный маршрут по старой Краснополянской дороге от Роза Хутор до Пасти Дракона!

Почему маршрут называется полная версия? В нашем понимании это не обрезанный кусок маршрута, который любят проводить с поворота на первый участок старой Краснополянской дороги, а начало нашего веломаршрута начинается с самой верхней точки Роза Долина, что позволяет Вам насладиться не только пейзажами старой Краснополянской дороги, но и захватить наследие Олимпийских объектов, строения в Розе Долина, обзорная велопрогулка по Роза Хутор с самыми яркими фотографиями на память!

IMG_5142.jpg

Центр Роза долина это уникальное место, с собственной инфрастуктурой кафе, рестораны, инфоцентр Ратуша. Так же от сюда берут начало канатные дороги, которые уносят гостей курорта в красивейшие горы на экскурсию или пешие прогулки.

IMG_5143.jpgСнимок экрана 2020-07-27 в 17.46.43.png

Далее следуем по набережной реки Мзымта, с которой открываются чудесные виды на Краснополянские горы, а так же в нашем обозрении предстают курорты Красной Поляны: Альпина сервис, Газпром и одноименный горнолыжный курорт Красная Поляна.

IMG_5162.jpg

Освежаемся в горном ручье и следуем дальше.

IMG_5153.jpg

После освежительного душа продолжаем наш велотур, Вас ждет небольшой подъем, который позволит Вам выработать Ваш индивидуальный эндорфин (гормон радости). Проезжаем по поселку Красная Поляна, в котором постройки выполнены в стиле “Шале”, а также имеется множество параллельных улочек, по которым то и видно, гостей Красной Поляны или местных аборигенов.

IMG_5156.jpg

IMG_5157.jpg

Удивительная красота Кавказских гор не оставит равнодушным никого! Для всех желающих следующей нашей остановкой будет водопад “Девичьи слезы”, но на лицах участников наших туров в этом месте возможны только слезы радости!

d9142ff5-c6c4-4a1f-ab34-9e9150b727e6.jpg

После, вся наша группа отправляется на уникальный нарзанный источник реки Чвижепсе, вода источника обладает полезными свойствами от множества заболеваний желудка и печени! Обладает кровогенерирующими свойствами. В составе своем имеет много железа и мышьяка (это не опасно!) Освежаемся, набираемся сил, подпитываем организм полезными веществами и двигаемся дальше! Так же увидим старый одноименный заброшенный санаторий!

IMG_5172 2.jpg

Довольные и заряженные энергией нарзанного источника Чвижепсе мы отправляемся на самый интересный и тем временем самый опасный участок нашего веломаршрута по старой Краснополянской дороге, а именно на горный участок, который именуется “Скальник”, там Вас ждут захватывающие дух виды, истории от нашего гида, информация о боях и произошедших событиях ранних лет! Поехали!

IMG_5176.jpgIMG_5186.jpg

По дороге мы с Вами будем очень аккуратны! Ведь возможно это самое волнующее приключение!

IMG_5181.jpg

Вы получите неземной кайф от легкого обдувающего Вас ветерка, умопомрачительных видов и конечно же уникальной истории старой Краснополянской дороги!

IMG_5177.jpg

По извилистой дороге, рядом с бушующей рекой Мзымта мы доезжаем до ущелья Ах-Цу, прозванное как “Пронеси господи” no comments! Оставим это момент без комментариев, просто будем записывать Ваши, в момент заезда в это ущелье (ненормативную лексику будем вырезать)!

IMG_5188.jpg

IMG_5191.jpg

IMG_5192.jpg

Сделаем здесь перекус, переведем дух! И Вас ожидает на завершении маршрута уникальный водопад “Пасть дракона”, в котором Вы сможете искупнуться с головой, снять всю усталость велотура и почувствовать, что такое настоящая жизнь!

drakon-14.jpg

Стоимость данного маршрута от Роза Хутор до Пасти Дракона по старой Краснополянской дороге составляет всего 2900р/ чел!

Что включено в стоимость:

– Наш трансфер заберет Вас из отеля и доставит обратно по завершению маршрута;

– Автомобиль сопровождения на маршруте

– Наши профессиональные гиды обеспечат безопасность на протяжении всего маршрута;

– Вам предоставят в аренду горные велосипеды фирмы Merida или GTx;

– с Вами проведут подробный инструктаж и правила езды;

– Велошлем и дождевик включены в стоимость;

– Плата на экскурсионные объекты с нас!

Что взять с собой и как одеться:

1. Небольшой рюкзак + бутылка воды 1 л + бутерброды;

2. Защитные солнечные очки (обязательно);

3. Спортивная обувь, шорты, футболка

Записывайтесь на велотур в Сочи по старой Краснополянской дороге прямо сейчас! Места ограничены

Телефон для записи на веломаршрут: Анатолий 8-938-442-23-02 / Велопрокат 8-965-480-33-23

Старая Краснополянская дорога , Сочи – отзыв

Старая Краснополянская дорога (шоссе).Лучшая бесплатная экскурсия Сочи! Расскажу как добраться самостоятельно, что взять с собой и как вернуться обратно. Много фото!

Всем привет!
5 последних лет я живу на несколько городов и один из них – жаркий Сочи. Ухватив такой подарок судьбы, я усиленно пытаюсь не превратиться в пресыщенного жизнью лентяя и периодически отправляюсь на нестандартные туристические вылазки.
По моим наблюдениям, о самых классных достопримечательностях Сочи практически нет отзывов.
Попробую исправить ситуацию и расскажу о лучшем и, что немаловажно, бесплатном месте побережья – старой Краснополянской дороге/шоссе.

Если вы ищете необычные туристические места побережья , бесплатные экскурсии в Сочи, невероятные фотолокации – вам сюда!

Минутка истории.
Краснополянское шоссе, именуемое в народе дорогой “Прости Господи” было спроектировано и построено 1897 году в ущелье Ах-цу гениальным советским инженером В. К. Константиновым. Именно под его руководством турки, греки и русские прорубали в скалах тоннели, а зачастую и гибли ввиду невероятно сложных условий работы.
Маршрут был проложен от Адлера до Красной поляны, протяжённость составила более 40 километров.

В общем, благодаря строительству горной дороги , талантливому Константинову и царским деньгам 125 лет назад в Красную Поляну потянулись первые туристы.

Как добраться?
Добраться до места можно на автомобиле или на городских автобусах №135, 105, 105с.
Выходить на остановке Кепша, затем пройти в обратном направлении по небольшому мосту через реку Кепша. (Кстати, в ней водится рыбка, поэтому можно помедитировать и понаблюдать за речной жизнью).
Справа вы увидите современный тоннель, а перед тоннелем со стороны реки Мзымта шлагбаум с табличкой “Проход запрещён”. Да, да. Вам именно туда

Если же вы путешествуете на автомобиле – проехав последний тоннель перед р. Кепша (Яндекс Карты, Гугл Карты, 2Гис в помощь ) – берите немного правее и смело паркуйтесь перед этим самым шлагбаумом.

С такси до места тоже не должно быть проблем – заказывайте машину до ост. Кепша.

На сегодняшний день старая Краснополянская дорога не оборудована для туристов и официально закрыта для посещений . (Но, отчаянные туристы типа меня продолжают туда ходить).

Что увидим?

На маршруте вы увидите и пройдёте множество рукотворных тоннелей невероятной красоты.

Полюбуетесь панорамными видами ущелья Ах-цу, Кавказского хребта и реки Мзымта.

Увидите бесчисленное множество ящериц всевозможных цветов и оттенков. К сожалению, не смогла подловить для фото.

– Икону оберегающую путешественников (верующие туристы регулярно ставят свечи, если есть подобное желание – не стоит смущаться) ;

-Памятную табличку, посвящённую Константинову (строителю и проектировщику дороги);

-Белоснежный памятник воинам Красной Армии, героически погибшим в этих местах в 1920 году.

Важно:

-Во время прогулки будьте бдительны и смотрите наверх . На маршруте регулярно случаются камнепады и обвалы.Еще недавно по старой Краснополянской дороге ездили городские автобусы с сеткой на крыше, оберегающей от попадания камней.

​​​​​​-Выбирайте для прогулки удобную, не новую обувь.

-Отправляйтесь ранним утром, с обеда солнце палит просто нещадно.

-Не тащите с собой маленьких детей. Для них такие приключения просто опасны.

-Надевайте головной убор и пользуйтесь солнцезащитными средствами.

-Планируйте поездку ТОЛЬКО летом и в хорошую, ясную погоду. Если начал накрапывать дождик – возвращайтесь обратно. Погода в горах непредсказуема и переменчива. (Прогуливаясь вдоль скал под дождём вы рискуете в лучшем случае получить камнем по голове. А в худшем – увидеть сель вживую.)

Ни в коем случае не спускайтесь к реке. Спуск действительно сложный, а грунт очень подвижный.

-После прохождения тропы возвращайтесь назад на ост. Кепша, так как до следующей остановки под названием с. Монастырь нет пешеходной тропы и вам придётся пробираться через заросли ежевики, отбойники, грязь и мирно пасущихся коров.

Надеюсь, вы по достоинству оцените этот замечательный маршрут. Всем ярких путешествий!

Старое Краснополянское шоссе A149 и самая опасная дорога “Господи, пронеси”

Сегодня в Красную Поляну идет новая широкая и комфортная дорога, поэтому сложно поверить, что еще каких-то 15-20 лет назад поездка в этот поселок таила кучу опасностей для жизни. Один из участков даже назвали “Господи, пронеси!”. Сейчас около 10 км новой дороги проходит по тоннелям, которые не имеют объездов по поверхности, и именно здесь открываются самые красивые и интересные места. А теперь давайте пройдемся по старой Краснополянской дороге и посмотрим, как строили дороги в конце 19 века.

Чтобы увидеть заброшенный участок дороги, нужно поехать от Красной Поляны не по новой дороге, построенной к Олимпиаде, а по старой, которая идет через поселки по правой стороне реки Мзымта.

Через какое то время вы увидите перекрытые шлагбаумом ответвления, таких участков от Красной Поляны до аэропорта несколько. Тут можно оставить машину и дальше двигаться либо пешком, либо на велосипеде.

А теперь немного истории. В 19-м веке единственным путем сообщения между горными поселками и побережьем Черного моря служила конная тропа, по которой можно было передвигаться максимум полгода. В остальное время дорогу либо размывало, либо заносило снегом. Поэтому жителям поселков приходилось запасаться провизией впрок на всю зиму. Строительство дороги началось в 1897 году, а стройку поручили руководить молодому горному инженеру Василию Константиновичу Константинову. Строителям в прямом смысле приходилось прорубать дорогу через горы и скалы. Получалась такого рода ступенька, которая огибала эти горы в самых сложных местах.

В конце 20 века — начале 21-го некоторые опасные участки этой дороги, где были возможно, заменили тоннелем. На некоторых точках, кстати, открывается потрясающий вид, где можно оценить разницу в строительстве дорог трех веков: справа конец 19-го, посередине конец 20 и слева современное шоссе 21 столетия.

Самая большая опасность старой дороги — это постоянные камнепады и провалы, поэтому на машине там уже не проехать даже при большом желании.

Вернувшись обратно к машине, прыгаем в нее и едем дальше через тоннель к следующему заброшенному участку.

Здесь есть парковка, а старая дорога уже не так заметна, как предыдущая часть

И больше напоминает конную тропу

Но самый опасный и колоритный заброшенный участок находится около поселка Кепша — ущелье Ахцу Здесь тоже можно увидеть дороги из трех веков.

Оставляем машину на парковке и проходим мимо старого кладбища, тут перед нами предстает 1897 год и 2013

Этот участок из-за опасности закрыт с обоих сторон железными воротами, но способ пройти все-таки есть — в заборе проделана дыра

Из-за опасности камнепадов сюда без каски лучше не заходить, а то как в том фильме “Камень в башка попадет, совсем мертвым будешь”. И это совсем не шутка. В свое время этот участок Краснополянскй дороги назывался “Господи, пронеси!”. Во время строительства дороги этот участок длинной 3 километра через ущелье Ацху был самым тяжелым.

Сейчас река потихоньку подмывает дорогу

Пройдя еще немного, видим несколько тоннелей. Их когда-то начинали строить, но потом забросили, поэтому сквозного соединения нет ни у одного, ни у второго. В итоге новый тоннель пустили полностью в объезд этого скального участка дороги в августе 2005 года.

Дальше встречаем памятник героям, отдавшим жизнь за советскую родину. В сентябре 1920 года в районе Красной поляны свыше 20 красноармейцев 273 полка были захвачены белогвардейцами в неравном бою. Здесь они были зверски казнены. Их изрубленные тела сбросили в пропасть.

А вот и первый виадук, их на этой дороге несколько

Их устанавливали от камнепадов в самых опасных участках дороги

Один из участков дороги вырублен в скале

Тут можно увидеть икону Богоматери

Сложно поверить, что относительно недавно по этому участку дороги было вполне обыденным ездить на автомобилях

Не представляю, как тут разъезжались, особенно на ПАЗиках

Пока изучал дорогу, встретил огромное количество туристов, которые тут также гуляли и фотографировались

Под одним из виадуков установлен памятник горному инженеру Константинову В.К., который и руководил строительством этой дороги в конце 19 века

И еще нашел памятник, который поставили, по всей видимости, одному из погибших водителей, но информации об этом никакой нет.

Пугающе-красивое место, но не смотря на опасность, это место хочется посещать снова и снова.

Участок старой дороги в Красную Поляну — «Пронеси господи»

маршрут по старой дорге в красную поляну

В 1899 году в Красную Поляну была запущена первая автомобильная дорога. В узком скальном ущелье Ахцу, расположенному между Адлером и Красной Поляной, была проделана самая сложная часть работ по строительству старого краснополянского шоссе. Здесь между высокими скалами проложила себе течение река Мзымта. С правого берега реки, сделали дорогу высеченную на вертикальной скале. Сейчас дорога не функционирует, но она стала популярным местом для самостоятельных туристических прогулок доступных зимой и летом.

Архивное фото автобуса в Красную Поляну из Сочи

Маршрутные автобусы в Красную Поляну

Почему участок в народе назвали «Пронеси Господи»?

Во время прокладывания дороги не было технологии строительства длинных тоннелей, дорогу срезали на отвесной скале. Это сделало участок дороги в ущелье Ахцу опасным из-за частого падения камней. До 2005 года по узкой дороге автобусы ездили с защитой на крыше, чтобы случайные камни падающие с высоты не пробивали крушу. Еще дорога была очень узкой, что не позволяло разъехаться встречным автомобилям. Из-за этого опасный участок старой краснополянской дороги протяженностью 3 километра в народе назвали «Пронеси Господи»

Когда дорогу закрыли для движения транспорта

Участок старой дороги в ущелье Ахцу перестал функционировать когда построили первый тоннель в 2005 году. Тоннель позволил объезжать опасный участок. При строительстве новой дороги к олимпийским играм 2014 года, построили еще один тоннель на левом берегу Мзымты, при выезде с которого в сторону Красной Поляны проезжаешь по вантовому мосту. Если ехать по вантовому мосту в Адлер, и посмотреть перед въездом в тоннель в ущелье то старую дорогу хорошо видно.

Хотя дорога закрыта, а так же перед входом стоят уведомления о том что по дороге гулять опасно, это никого не останавливает, так как здесь действительно очень красиво и атмосферно. Но если соберетесь гулять по ущелью Ахцу, имейте ввиду, со скал, до сих пор, срываются камни, что создает большую опасность. Будьте очень внимательны при прогулке.

Как самостоятельно добраться до старой дороги.

Старая дорога находится между поселками Кепша и Монастырь. Из Красной Поляны или Адлера нужно ехать по дороге ведущей через все поселки, а не по новой дороге ведущей напрямую в Эсто-Садок. Перед длинным тоннелем после Кепши, слева увидите шлагбаум, это и есть начало участка дороги «Пронеси Господи». Машину можно оставить перед тоннелем, там есть бесплатная парковка. Если решите приехать на автобусе, то нужно доехать до Кепши, а далее пешком в сторону начала дороги.

Начало маршрута на старую дорогу в Красную Поляну

Фото старта на участок старой дороги

Если вы планируете посетить все природные достопримечательности в окрестностях Красной Поляны, то приобретите мои путеводители по Красной Поляне, в нем есть все маршруты доступные в разные времена года с треком маршрута.

Старая дорога на Красную Поляну

Сегодня добраться до Красной Поляны можно на электричке или широкой автостраде. Туристы не могут себе представить, что раньше приехать в поселок можно было только по дороге, высеченной прямо в скале, а до ее строительства жители могли ездить только по конной тропе. Из-за снега она становилась непроходима более шести месяцев в году.

Старая дорога на Красную Поляну: заброшенный путь в Сочи

Вот уже 15 лет сочинцы и гости курорта могут добраться до Красной Поляны по широкой и безопасной автодороге. А раньше по узкому пути проезжали не только автомобили, но и туристические автобусы. Поездка по этому участку была совсем небезопасной. Автобусы, курсирующие маршруту, были оборудованы специальными металлическими сетками, которые защищали их от камнепадов. В самых опасных местах дороги устанавливали защитные бетонные навесы, а со стороны обрыва — ограждения. Но все это мало снижало аварийную опасность. Поездка до Красной Поляны ежедневно была связана с огромным риском.

Особо опасным был скалистый участок, именно в этом месте чаще всего происходили камнепады. Во время сильных снегопадов дорогу полностью закрывали. Это отрезало поселок Красная Поляна от остального мира. Продукты жителям доставляли вертолетами. С 60 годов между Адлером и Красной Поляной ежедневно летали рейсовые вертолеты.

История дороги

Первая трасса до Красной Поляны, которая соединяла поселок с центром, была построена в конце XIX века. История освоения этого пути началась после окончания Кавказской войны. На Красной Поляне было разбито поселение, которое носило название Романовское.

Старый путь на Красную Поляну

Дорога стала жизненно важной артерией для поселка. Но поездки по ней всегда были связаны с огромным риском. Несмотря на то, что на строительство было потрачено много царских денег, тоннели через горы в то время не делали. Попытки доезжать до места были связаны с риском попасть под камнепад.

Дорога Адлер-Красная Поляна строилась в очень тяжелых условиях. Ее вырубали в скале, используя для этого взрывчатку. Наиболее сложным участком было ущелье Ахцу. При строительстве погибло много человек.

Дополнительная информация: Старая дорога проходила вдоль обрыва и была очень узкой. Постоянные камнепады делали поездку по этому маршруту смертельно опасной. Из-за этого водители назвали этот путь «Пронеси, Господи!».

Проводят ли туда экскурсии

Сейчас старая трасса на Красную Поляну — это закрытый участок горного пути. Проезд по нему воспрещен. Туристам показывают его во время поездки на экскурсии. Состояние дорожного пути свидетельствует о том, что оно давно не эксплуатируется. По пути встречаются обвалы, следы камнепадов, сломанные дорожные ограничители. В большинстве мест шоссе заросло кустами и травой.

На старую трассу нельзя заехать на автомобиле, но встречаются туристы, которые приезжают сюда на велосипедах, скутерах или организуют пешие прогулки. Чтобы попасть на этот участок нужно направиться со стороны Красной Поляны. Перед въездом в Кепшенский тоннель надо свернуть налево с основной трассы. Если ехать со стороны Адлера, то поворачивать следует направо.

О строительстве дороги на Красную Поляну

Сегодня от Адлера до Красной Поляны на автомобиле можно доехать за 40 минут. Это стало возможным после строительства новой трассы. Она открыта для машин, туристических автобусов. Несколько раз в день в сторону Красной Поляны курсируют электрички. На них можно добраться сюда с Адлера, Сочи, Майкопа, Лоо. Стоимость билета варьируется от 180 рублей. *

Новый путь до поселка стал не только безопасным, но и более кратким. Он составляет 71 километр. Маршрут, построенный в 2013 году относится к скоростной трассе, здесь нет серпантинов, резких перепадов.

Власти Сочи планируют восстановить старую дорогу и сделать из нее место для экскурсий. Но никаких работ в этом направлении не ведется. Местные жители надеются, что скальный участок старого пути будет сохранен и станет одной из достопримечательностей района.

Дополнительная информация: Траса протяженностью всего 4 километра в советские времена была на первом месте по количеству жертв автомобильных катастроф во всем Союзе.

Советы и рекомендации опытных туристов и путешественников

Для тех туристов, кто отдыхает в Сочи и очень хочет посмотреть своими глазами остатки одной из самых опасных дорог, рекомендуется следовать советам опытных путешественников.

На старую трасу можно попасть через технологический тоннель. Он идет от новой дороги Адлер-Красная Поляна. На старую автотрассу есть два входа, но один из них остался недоделанным. У местных жителей есть предположение, что это было сделано намеренно. Военная воздушная разведка, обнаружив два входа, не сможет определить, какой из них настоящий.

Сейчас проехать по отрезку старого пути можно только на внедорожнике. При этом он должен иметь минимальный вес и быть скоростным. С дороги открывается великолепный вид на каскад Ахцу. Это горная цепь порогов, которые пробивает себе река Мзымта. Этот переход относится к препятствию высшей шестой степени сложности.

Каскад Ахцу относится к туристической достопримечательности. Над каскадом находится самый старый тоннель в Сочи. Он рассчитан только на одностороннее движение. Сразу за тоннелем есть площадка, с которой открывается великолепный вид. Здесь нет искусственных ограждений, поэтому фото получаются отличными.

Приехав на экскурсию по старому участку дороги, обязательно нужно посмотреть остаток опор ЛЭП. Это сложнейшее технологическое решение приводит в восторг. Опора закреплена на скале и как будто парит в воздухе. Сейчас все линии проходят над хребтами, а старые ЛЭП демонтированы. Путешественники могут полюбоваться лишь остатками. Соединение с основной трассой Адлер-Красная Поляна завалено, поскольку в этом месте прошел мощный камнепад.

Несмотря на то, что сейчас до Красной Поляны проложена качественная автострада, старую дорогу важно сохранить, как достопримечательность. Кроме того, ее можно использовать как смотровую площадку, поскольку с нее открывается великолепная панорама на горные вершины и реку Мзымта с каскадом Ахцу.

* Цены актуальны на октябрь 2018 года.

Дорога в Красную Поляну: что скрывают новые тоннели?

Солнечное субботнее утро на Красной Поляне. Все дела ещё вчера переделаны. Можно заняться чем-нибудь интересным. А для меня самое интересное — это увидеть что-то новое, отправиться в дорогу в то место, где ни разу не была…

Ещё в прошлом году, насмотревшись старых фотографий с >>видами Красной Поляны

Дорога в Красную Поляну: как это было ещё недавно…

На своём автомобиле из Адлера до Красной Поляны я доезжаю за 35 минут. Столько же времени идёт электропоезд «Ласточка» от ж/д вокзала Адлера до конечной станции «Роза Хутор». Из окна поезда старую дорогу вы точно не увидите. А вот если будете ехать на машине и сделаете остановку после второго тоннеля, в «кармане» перед въездом на новый вантовый мост, то сможете полюбоваться на участок старой дороги, который зажат между скалой и речкой Мзымта.

Вантовый мост

Дорога в Красную Поляну: современный вантовый мост

Когда я по этой дороге везу туристов на экскурсию ,показываю им этот участок старой дороги и говорю, что до 2005 г. именно по нему и добирались экскурсанты в Красную Поляну, они всегда в изумлении ахают — да как там вообще можно было ездить на машине или на автобусе? Это же тихий ужас… Ну, да, вот так и ездили, говорю. И долго ездили. Ведь осваивать эту местность начали сразу после окончания Кавказской войны.

Окончание войны произошло в 1864 году, в Красной Поляне. Именно здесь 2 июня был зачитан военный приказ о прекращении войны. Черкесские семьи, которые уцелели, были отправлены в Турцию. На Красной Поляне основали русское поселение и назвали его Романовском. Начало строительства Краснополянского шоссе связано с инициативой Гофмейстера Николая Савича Абаза, Председателя Высочайше учреждённой особой Комиссии для выработки проекта законоположений по устройству Черноморского побережья.

В октябре 1895 года он ходатайствует об ассигновании по смете Министерства Путей Сообщения на 1896 год суммы 200 000 рублей на устройство шоссейной дороги от Адлера, по направлению течения реки Мзымты до сел. Красной Поляны. При этом гофмейстер Абаза объяснил, что «упомянутая дорога, соединяя селения, лишённые ныне путей сообщения, с приморским пунктом, каковым является м. Адлер, предоставит жителям возможность сбыта своих произведений и, следовательно, должна служить средством к развитию сельского хозяйства и особенно плодоводства; кроме того, по всему направлению ея откроются значительные пространства свободной земли, совершенно годной для новых поселений, и, таким образом, пустынная ныне местность оживится». Далее, по удостоверению гофмейстера Абаза, «конечный пункт означенной дороги Красная Поляна принадлежит, по своим климатическим и почвенным условиям, к числу наиболее богато одарённых местностей побережья и обещает в будущем широкое развитие…»

Нет, вы только вдумайтесь — как прозорлив был царский чиновник! Как будто заглянул на 100 с лишним лет вперёд! Но не все чиновники того времени обладали такой дальновидностью, вот Министр финансов и не нашёл возможным отпустить означенную сумму по смете 1896 года…

Правда, в 1896 г. по ходатайству Н.С. Абаза было отпущено из государственного казначейства 30 000 рублей на производство изысканий в нагорной полосе побережья. Изыскания проводил инженер Василий Константинович Константинов, которого по некоторому недоразумению многие считают руководителем строительства Краснополянского шоссе. В действительности он был производителем работ (прораб – по-современному), а руководителем строительства был инженер Станислав Фомич Гофман.

Н.С. Абаза только в 1897 г. году смог настоять на необходимости строительства Краснополянского шоссе. Решением Государственного Совета от 27 марта 1897 г. за №107 в смету Министерства Путей Сообщения на 1897 год было включено на устройство дороги от местечка Адлер до сел. Красная Поляна – 100 000 рублей. Полная стоимость работ была тогда определена в 393 000 рублей, но в дальнейшем пришлось значительно превысить эту сумму.

Эта дорога немного решила проблему доступности будущего горнолыжного курорта. Однако, в зимнее время дорогу заваливало снегом, и жители Поляны оказывались в изоляции. И к началу 20-го в. сегодняшний курорт Красная Поляна состоял лишь из одной улицы, небольшой церкви и нескольких лавок.

В советское время дорогу асфальтировали, но по сути она оставалась такой же узкой и опасной из-за постоянного схода лавин зимой и камнепадов летом. Поэтому в то время у всех рейсовых автобусов, курсировавших между Адлером и Красной Поляной, на крыше были смонтированы металлические сетки — чтобы защитить от падавших сверху камней… Самый опасный участок, до открытия трёхкилометрового тоннеля ( в августе 2005 г.) проходил перед Кепшей — в народе его прозвали «Пронеси, Господи!», вдоль ущелья Ах–цу. Это сейчас, благодаря с овременным технологиям строительства, мы не подвергаемся опасности и спокойн катим в Поляну, наблюдая в окно автомобиля красивые эстакады и тоннели.

Но давайте посмотрим, что видел и чувствовал путешественник, пожелавший добраться до Красной Поляны, ещё каких-то лет 10-15 назад…

Старая краснополянская дорога: а вам слабо?

Отправляясь на прогулку по старой дороге, я на всякий случай предупредила об этом пару человек — чтоб знали, где искать меня, если вдруг что… А такие мысли у меня, если честно, закрались в подсознание, когда я насмотрелась фото в интернете и начиталась рассказов предшественников. Но кто не рискует — тот не пьёт шампанского, правда? И вот, покидав в рюкзак фото- и видеотехнику, а также бутылку минералки, я села в машину и выехала в сторону Кепши. До неё от Поляны минут 20 езды.

Кепшинский мост

Перед въездом в кепшинский тоннель, свернула с дороги и припарковала машину у здания с синей крышей. Сделав пару кадров — вантовый мост, тоннель, шлагбаум, — я зашагала по старой дороге, которая шла как раз по берегу Мзымты. Откуда-то из-под моста мне навстречу вышел дядечка со значком какого-то ведомства (кажется, Минтранса) на груди и спросил, куда я направляюсь.

— На старую дорогу, пофотографировать, — отвечаю.

— И камни на голову половить? Вам что, жить не охота, красавица? — съязвил он.

— Ну, я понимаю, что это опасно. Но всё равно хочу, — говорю я.

— Ладно, дело Ваше…Только осторожнее там.. Посматривайте наверх, прислушивайтесь, — напутствует дядечка.

Обещаю быть предельно внимательной и осторожной. И огибая скалу, испытываю смешанные чувства — Господи, пронеси, как говорится… И я продолжаю свой путь по старой Краснополянской дороге.

вантовый мост на новой дороге

Заныриваю под вантовый мост на новой дороге…

Старое и новое шоссе

Старое и новое шоссе как небо и земля..

Боялась я не зря: дорога местами усыпана нехилыми булыжниками… Но для меня всё закончилось благополучно. А от чего больше дух захватывало — от страха попасть под камнепад или от красоты открывающихся видов — до сих пор не могу разобраться)))

Вот, смотрите сами:

Перешагивая через россыпи камней, упавших со скалы, я представляю, каково это было: едешь себе в машине и тут бах по крыше — такой вот «сюрприз» сверху прилетал…

следы амнепада

После камнепада движение на дороге становилось ещё медленнее…

Но и полюбоваться чем отважным туристам во время этой поездки было.

Например, вот такой барельеф погибшим красноармейцам:

Барельеф

Этот барельеф выглядит как новенький, в отличие от самой дороги

Или вот такой бюст упомянутому выше инженеру (прорабу) Константинову:

Бюст

Да и просто красотой местной природы:

тоннель 1

Вид на ущелье Ах-цу

Старая дорога

Старая дорога опасна, но красива…

Скала над старой дорогой

Скала нависает прямо над дорогой…

Старая дорога

От старой ЛЭП остались только висящие над обрывом опоры…

Сейчас, когда дорога уже 9 лет не эксплуатируется, и частично заросла и завалена камнями, прокатиться по ней можно лишь на велосипеде. Но лучше прогуляться пешком. Чтобы прочувствовать атмосферу места. Послушать шум реки, текущей по дну ущелья, и пенье птиц. Проникнуться красотой запустения… Хотя, насколько я знаю, недавно в сочинской администрации задумались над тем, чтобы восстановить этот скальный участок дороги и сделать его безопасным для туристов. Короче, собирать с туристов деньги ещё на одной достопримечательности.

А что, почему нет? Любопытный народ интересуется же. И, как и я, лезет на опасный участок, надеясь сделать вот такие потрясающие фото:

тоннель 3

Защитные сооружения от камнепадов

тоннель2

Ну, чем не Парк Гуэль?

Спустя полтора часа, выхожу уже на ту дорогу, которая была проложена в Красную Поляну к 2005 г., аккурат по ту сторону кепшинского тоннеля:

Новый тоннель

Кепшинский тоннель сделал поездки в Красную поляну безопасными

Цивилизация привычно встретила шумом проносящихся машин… И только кадры на моей фотокамере напоминают мне о той тишине на старой дороге, которая служит лучшим фоном к неспешной прогулке. Удивительно, как стремительно меняется мир вокруг нас. Сейчас даже те водители, которые ездили по этой самой «господи, пронеси!», уже вспоминают её как давний сон…

И пока этот участок старого краснополянского шоссе не «засижен» туристами, прогулка в это место не разочарует вас, поверьте: те полтора часа, которые я провела здесь, дали мне впечатлений больше, чем некоторые широко разрекламированные туристические объекты.

Так что, если вам любые дороги дороги, рюкзак за спину — и вперёд!

Ссылка на основную публикацию