Особенности чешской архитектуры

Особенности чешской архитектуры

Архитектура Чехии так же самобытна, как и ее культура, история и традиции. В ней привлекает все: эклектичность стиля, незаурядный дизайн, яркие фасады и необычные крыши. Дома в чешском стиле сегодня являются признаком тонкого вкуса их владельцев, способом самовыражения. Особенно по вкусу такие постройки придутся личностям творческим, ищущим вдохновение в окружающем их пространстве.

Внешний вид типичного чешского дома

Загородный дом среднестатистической чешской семьи сложно назвать стандартным. Узнать его можно по следующим особенностям:

  • асимметричные формы;
  • симбиоз нескольких разновидностей отделки фасада;
  • использование теплых солнечных тонов;
  • установка оконных рам сложной формы;
  • многоскатные высокие крыши, покрытые черепицей.

Для чехов большое значение имеет этажность коттеджей. Как правило, они предпочитают покупать и строить здания в 2 этажа, реже в 3. При этом полезной для них является вся площадь дома, включая каждый его угол.

Последний этаж всегда проектируется с мансардой, в потолок которой встроены окна, открывающие вид на небо.

Нередко венцом всей постройки является башня, благодаря которой здание выглядит, словно иллюстрация к сказочному сюжету.

Цветовая гамма крыши чаще тяготеет к темным оттенкам:

  • коричневый;
  • красный;
  • темно-красный.

Реже встречаются более яркие тона.

Что касается интерьера, то используемые в нем решения не подчиняются каким-либо правилам и являются настолько многообразными, что позволяют воплотить в жизнь любые творческие фантазии. Вы не найдете здесь строгих линий и унылых красок.

Работа чешских архитекторов облегчается тем, что они могут сочетать нестандартные задумки своих клиентов, дополнив их собственным видением деталей в совершенно разных и неожиданных стилях. Поэтому в одном помещении можно повстречать не только современные формы и фактуры, но и элементы, уже давно ставшие антиквариатом.

Что касается чешской столицы, то эксперты в области градостроительства именуют ее энциклопедией стилистических направлений разных эпох. Город является ярким доказательством того, что появление hi-tech архитектуры здесь было предопределено исторически: об этом свидетельствуют здания, построенные в направлении функционализма и конструктивизма еще в начале ХХ века.

Современная архитектура Праги отличается использованием в качестве декора открытого инженерного оборудования, крепежных деталей, элементов из металла и стекла. Яркими примерами этого являются Танцующий дом и «Золотой ангел» (комплекс на Смихове).

Особенности строительства домов в Чехии

Строительство домов в Чешской Республике в эпоху социализма не отличалось разнообразием дизайна и использованием технологических новшеств. Однако граждане Чехии привыкли считать деньги, поэтому сегодня даже старые постройки подвергаются модернизации.

Одной из последних тенденций является утепление стен и перекрытий специальными теплоизолирующими материалами, что позволяет существенно экономить на отоплении. При этом в своем стремлении сэкономить деньги чехи не просто придерживаются норм, принятых в ЕС, но и существенно их ужесточают.

Что касается домов, построенных за последние пару десятков лет и тех, которые возводятся сейчас, то строительные законы в Чехии обязывают их соответствовать всем предписаниям отечественного домостроения. Проекты таких зданий базируются на двух принципах:

  • применение энергосберегающих технологий;
  • надежность абсолютно всех несущих конструкций.

В результате улицы населенных пунктов страны заполняются не просто красивыми постройками, но и надежными экономичными сооружениями.

Чешские дома и коттеджи, как правило, очень удачно спланированы. Для них характерны просторные комнаты, камины, мансарды, извилистые лестницы.

Еще несколько десятилетий тому назад многоэтажные постройки возводили из панелей, керамзитобетона, кирпича – выбор материала зависел от количества этажей (обычно их было 5-9) и масштаба проекта в целом. Число подъездов в таких зданиях обычно планировалось от 3 до 5.

Преимуществом использования в строительстве домов керамзитных блоков являлась их экологичность и возможность применения в регионе с любым климатом. Кроме того:

  • внешние стены не требовали отделки;
  • конструкция отличалась прочностью;
  • процесс строительства не являлся сложным;
  • срок эксплуатации растягивался на десятилетия.

Однако сегодня панельные дома отошли в прошлое, несмотря на то что они строились чрезвычайно быстро и были хорошим решением жилищного вопроса.

Сегодня большая часть зданий жилого фонда в Чехии строится из:

  • газобетона;
  • кирпича;
  • древесины.

Кирпич является наиболее популярным материалом. Его используют и для строительства многоэтажек, и для возведения коттеджей. Минусом кирпича является то, что это не теплосберегающий материал, поэтому дом из него обязательно придется утеплять.

Газобетон – это аналог керамзитобетона. Он легкий, прочный, способен поглощать влагу. А вот для небольших домов не выше двух этажей больше подойдет дерево. Его преимущество – эстетичный внешний вид. Деревянные дома обычно не требуют ни внутренней, ни внешней отделки.

Отличительные черты чешского стиля в интерьере Интерьер в чешском стиле отличается своей универсальностью и способностью сочетать несочетаемые вещи. Он далек от минимализма и хорошо подходит для загородных домов и коттеджей. Его оценят те, кто предпочитает винтаж, эклектику, хэндмейд с этноэлементами.

Направление, в котором чехи предпочитают декорировать свое жилье, называется «бохо» или «богемный стиль».

Сегодня мы привыкли относить слово «богема» к творческим личностям. Но еще в начале прошлого столетия оно употреблялось как характеристика путешественников и беженцев из Центральной Европы.

В переводе с французского bohemien звучит как «цыган». В оформлении интерьера такой стиль означает все пестрое, кричащее, несоответствующее друг другу, принадлежащее к разным направлениям.

Лучшим качеством бохо можно считать возможность комбинировать абсолютно любые материалы, цвета, элементы декора. А это – отличная возможность для самовыражения того, кто хочет подчеркнуть свою индивидуальность. Такая стилистика очень хорошо подходит для декора спальни, гостиной или детской комнаты.

Отделочные решения

Для оформления дома в чешском стиле потребуются только натуральные материалы. А основной критерий их выбора – экологичность.

Предпочтение лучше отдать двум разновидностям текстур:

  • ткань;
  • дерево.

В качестве вспомогательных элементов можно использовать железо, керамику, камень. Причем в случае ограниченного бюджета чехи могут воспользоваться даже материалами, бывшими в употреблении, но обязательно природного происхождения.

Что касается отделки стен, то в таком доме в одной комнате можно легко найти керамическую плитку и декоративную штукатурку. Причем последнюю не доведут до идеального состояния, а оставят с неровностями и шероховатостями.

Пол всегда покрывают деревом, камнем или плиткой, а сверху – многочисленными ковриками.

Подбираем цветовую палитру

Самыми популярными в 2020 году цветами остаются:

  • оранжевый;
  • синий;
  • красный;
  • лимонный и все варианты желтого;
  • все оттенки, приближенные к цвету травы.

Приятными чехи считают также коралловый и бирюзовый. Если вдруг окажется, что немного перестарались с пестротой, можно добавить в общую палитру белый – он выступит фоном и слегка разбавит буйство красок.

Мебель

Дизайнерский проект 3-комнатной квартиры в стиле бохо будет отличаться и своеобразным подбором мебели. Для всех комнат придется закупить исключительно изделия из дерева. При этом в квартиру идеально впишутся и самые простые предметы обстановки, и мебель из дворцов, которую уже давно можно считать антиквариатом.

Не меньший хаос можно наблюдать и в смешении стилистических направлений. К примеру, диван из кожи может соседствовать с плетеными креслами в стиле кантри и строгим столом, больше характерным для скандинавского дома.

Главное, придерживаться правила: никакого хай-тека и предметов с хромированными деталями. Чем больше хэндмейда, тем больше шансов приблизиться к бохо.

Самая сложная комната – это кухня. Ведь здесь все новомодные технические решения придется спрятать под специальной отделкой, иначе со стилем бохо придется попрощаться. Шкафы лучше выбрать открытые, а посуду – яркую, поднимающую настроение.

Спальня – место, где можно дать разгуляться фантазии. Обязательный элемент – большая кровать на ножках с резными спинками.

А вот гостиная должна стать мини-музеем. Все современные элементы здесь окажутся бесполезными. Роскошный диван, пуфы, миллион подушек – вот то, что нужно подобрать для этой части дома.

Свет и текстиль в интерьере

Текстиль – основа основ чешского дома. Здесь всегда можно найти множество половиков, подушек, гобеленов, покрывал и прочих вещей, создающих уют. Расслабленную атмосферу жилью придает наслоение цветов, текстур, тканей.

Все это обязательно должно быть украшено этническими принтами. Предпочтение отдается арабским, марокканским, характерным для Средней Азии. По мнению чехов, все это смотрится гармонично и способствует расслаблению.

Ткани понадобятся обязательно массивные. Никаких невесомых занавесок – только бархат, парча, шелк, атлас.

А вот свет для такого дома нужно выбрать мягкий и естественный. По этой причине планировка дома должна предусматривать большие окна, через которые в комнаты будет попадать максимальное количество солнечного света.

Электрическое освещение не должно резать глаза. Для этих целей очень пригодятся светильники в восточном стиле с абажурами из ткани.

Декор и украшения

А вот декорировать интерьер можно без всяких ограничений. В этом вам помогут:

  • светильники и статуэтки;
  • сувениры;
  • фотографии в рамках и картины;
  • поделки, изготовленные своими руками, и антиквариат;
  • журналы, книги;
  • все, что радует ваш глаз, было куплено или подарено в качестве теплого воспоминания, знака внимания или просто для души.

Располагать все это можно на подоконниках и полках, складывать кипами на стульях и столах, развешивать на стенах.

Если вы относитесь к категории путешественников, у вас есть отличная возможность выразить себя, украсив свой дом вещами, привезенными из разных стран. Если ваше призвание – рукоделие, в доме достаточно места, чтобы разместить салфеточки, макраме, гербарии, вышивки.

Подводим итоги

Прежде чем вы приступите к оформлению своего жилья в том или ином стиле, очень важно знать, чем современный чешский дом отличается от традиционного.

Современность Традиция
Использование технических новинок, которые являются частью интерьера Стремление припрятать под деревянными поверхностями все, что напоминает о ХХI веке
Минимализм и стиль хай-тек Стиль бохо – сочетание несочетаемого, яркие цвета и разноплановая мебель
Особое внимание уделяется энерго- и теплосберегающим технологиям Акцент делается на интерьере и комфорте
Большая сдержанность в выборе интерьерных решений Эклектичность в оформлении комнат

Видео: Интерьер спальни в чешском стиле


Современная архитектура Праги

В плане архитектуры Прага является настоящей энциклопедией стилей разных эпох. Сильное впечатление производят не только старинные готические, барочные, классические постройки, но и комплексы, созданные в новое и новейшее время. Объекты начала XX века трудно не заметить, настолько они выразительные. А к иным архитектурным творениям стоит присмотреться, чтобы оценить по достоинству работу современных зодчих.

Вот только некоторые места в Праге, которые позволят вам составить личное мнение о современной архитектуре этого великолепного города.

Танцующий дом

Пройдя по мосту со стороны пражского района Смихов на правый берег Влтавы, на набережной вы увидите знаменитый Танцующий дом. Здание в стиле деконструктивизма построено в середине 90-х прошлого столетия: одна башня стоит прямо и лишь слегка расширяется кверху, а вторая резко изогнута. В этом архитектурном изломе многие увидели романтический образ танцующей пары, и такая метафора породила столь запоминающееся название – Танцующий дом.

Золотой ангел

Торгово-офисный центр «Золотой ангел» находится в районе Смихов. Строительство по проекту французского архитектора Жана Новеля было завершено в 2000 году.

Комплекс часто называют жемчужиной современного зодчества. Если смотреть на него с высоты, то угловое здание с извилистой формой, действительно, вызывает ассоциации с крылом ангела. И на стеклянном фасаде издали хорошо просматривается облик ангела высотой 18 м, летящего среди облаков.

В конструкции использовано 150 миллионов элементов литой фольги. Наверху, где изображены белые облака, воспроизводятся поэтические строчки, посвященные красоте Праги. Образ летящего ангела с пальмовой ветвью можно увидеть внутри здания – на втором этаже, у входа в пиццерию, установлена мозаичная фреска.

Тройский мост

В Праге свыше 300 мостов и мостиков, и только 18 из них пересекают Влтаву, соединяя правобережье города с живописным левым берегом. Самым молодым и современным (введен в строй в 2014 году) является Тройский мост. Если смотреть на него издали, то сооружение с плавной 20-метровой дугой из ажурных металлических сплетений вызовет массу ассоциаций – от фантазийных до вполне конкретных. По мосту шириной 36 м ездят автомобили, но главное, для пешеходов и велосипедистов здесь проложены удобные дорожки. Это существенный момент, ведь по переходу над Влтавой можно отправиться из района Голешовице к Пражскому зоопарку и Тройскому замку.

Национальная техническая библиотека

Стеклянный квадрат здания Национальной технической библиотеки возвышается над корпусами Технического университета. Безусловно, это доминанта. Именно так и была задумана проектировщиками бюро Projektil главная техническая библиотека страны. Архитектурные решения объекта впечатляют. 6 этажей из стекла и бетона имеют изогнутую форму, 3 нижних этажа находятся ниже поверхности земли.

Стильные интерьеры вызывают ассоциации с учебником архитектуры: повсюду встречаются технические символы, конструкции и пол выполнены в цветовом спектре, некоторые коммуникации красуются в первозданном виде, а стены не покрыты краской. Тем не менее, внутренние помещения выглядят гармонично и даже комфортно. Особую атмосферу создают рисунки-комиксы на стенах, сделанные художником.

Специалисты отмечают, что уникальность объекта еще и в том, что при его возведении были воплощены европейские требования по энергосбережению – потребление энергии в огромном здании библиотеки сведено к минимуму.

Олений ров

Олений ров – природная территория площадью 8 га, соединяющая Королевский сад с Пражским Градом. Тропинки и дорожки через овраг, кованые мостики, довольно простые по виду лавочки великолепно вписываются в местный ландшафт.

Этот парк производит впечатление естественного пейзажа, который обойден вниманием современной цивилизации. Но это совсем не так: Олений ров спроектирован архитекторами дизайнерского бюро DA3. А футуристический туннель длиной 84 м, из которого туристы выходят на природную площадку, придуман и реализован чешским архитектором Йозефом Плескота.

Олений ров имеет две зоны. В нижней части парка архитекторы создали ландшафт, в котором легко представить, как великие правители Чехии охотились на оленей, показывали своим гостям медведарий (домик для диких животных). По дну оврага протекает речушка Брусница, а на откосе в зарослях кустарников дизайнеры оборудовали небольшую пещерку.

Поднявшись в Верхний Олений ров, можно отдохнуть на скамейках в тени деревьев и насладиться красотой природы. Здесь много цветущих кустарников, и воздух пропитан поистине королевскими ароматами. Местные птицы устраивают настоящие концерты. Иногда на полянках выступают театральные труппы с шоу-программами, и тогда Олений ров блестяще справляется ещё и с ролью натуральных декораций.

Ансамбль Бастион

Bastion XXXI – U Božíchmuk, на территории которого находится известный пражский ресторан «Бастион», – архитектурный ансамбль, созданный дизайнерами пражского бюро MCA. Площадка, появившаяся в 2008 году, не нарушила линию старинной оборонительной крепости, а напротив, приблизила историческое прошлое, соединив его с реальным днём.

Проектировщикам удалось удачно сочетать средневековую архитектуру с современным зодчеством, в результате чего это место приобрело невероятную популярность у жителей города и туристов. С террасы ресторана открывается красивая панорама крепости Вышеград. В оригинальном экстерьере Bastion XXXI – U Božíchmuk часто проводятся культурные мероприятия, развертываются оригинальные выставки.

Дворец Евро

В конце Вацлавской площади стоит стеклянное здание – дворец Евро. Чехи гордятся своей самой крупной в мире площадью и боятся ненароком подпортить её архитектуру. Поэтому строительство высокой башни вызывало сомнения и даже споры. Но здание вписалось в облик квартала и не навредило имиджу этой части столицы.

Авангард минувшего века

Большое удовольствие получат в Праге поклонники архитектурных направлений начала XX века. Целые кварталы предстают в стиле модерн. В начале минувшего столетия в город пришёл авангард, и благодаря новым течениям стал постепенно приобретать совершенно иной облик.

Современная улица Юнгманова – наглядная иллюстрация.

Эти здания в восприятии многих людей до сих пор формируют понятие истинно чешского облика столицы, ведь в стиле сецессия построены многие пражские общественные и жилые здания, в том числе: Главный вокзал, Общественный дом, Виноградский театр, Кошеров дом.

На смену стилизованному модерну пришёл уникальный кубизм, который просуществовал недолго, но оставил ярчайший след. Чешский кубизм порой называют непревзойдённым, вот почему Дом «У Черной божьей матери» Йозефа Гочара вызывает сегодня неподдельный интерес.

Особенности чешской архитектуры

Письменные свидетельства о наличии поселения на территории Праги относятся ко 2-й половине 9 века, хотя славянское поселение возникло здесь гораздо раньше. А уже в конце 9 в. по приказу князя Боржевоя построена первая церковь Девы Марии. Серединой 10 века датированы известия о городе Праге купца Ибрагима ибн Йоахима, возвестившего о почти столетнем городе, построенном из камня и дерева, с неплохо развитой торговлей. Уже в 973 г. был создан пражский епископат. На горе стояли каменные крепостные стены, под защитой которых возникли ротонда Св. Вита, дворцы для князя и епископа, костел и монастырь Св. Георгия, каменные и деревянные.

Новым центром городской жизни после 1061 стал замок Вышеград, где поселился после 1067 князь Вратислав II. Здесь и построили часовню Св. Мартина, которая сохранилась до наших дней. В 12 в. прошло строительство новых крепостных стен с башнями в Пражском Граде (замке), окончившееся лишь в конце века. На пересечении путей в долине под градом (замком) возник торговый центр и большой рынок. Здесь появился купеческий двор Тын (защищенный забором двор), вокруг которого поселились купцы. А на Малой Стороне поселились еврейские жители города, о еврейской синагоге здесь известил летописец Косма в 1124. Купеческое поселение под замком становилось средневековым городом, где ведущую роль играли ремесла, торговля, финансовые операции, а не сельское хозяйство. Разные поселения на берегах Влтавы связал деревянный мост, который разрушило очередное наводнение. Около 1165 вместо деревянного построили каменный мост Юдифи.

Сооружения романской эпохи (1100—1250 гг.) в Праге — тяжелые, сложенные из каменных глыб без раствора, имеют маленькие удвоенные окна. Фасады простые, украшенные аркатурным поясками, входные порталы — закругленные, в тимпанах — грубоватые рельефы библейской тематики. Своды — еще не имеют ребер. Среди сохранившихся романских сооружений:

  • остатки ротонды Св. Вита
  • ротонда Св. Мартина
  • Страговский монастырь (остатки сооружений)
  • ротонда Св. Креста
  • базилика Св. Петра и т. д.

Готика Чехии

В период готики (13-14 — частично 15 век) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, имела значительную самостоятельность несмотря формальное подчинение Священной Римской империи. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.

Архитекторы быстро усваивают новые архитектурные идеи. Уязвимая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует ее безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран, исключений только два — архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, объединяя вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов с эпохи готики и позднее. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда центральный неф равен высоте боковых нефов или мало их превышает. Трансепт развития не получил, его почти не используют. Наружные стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как в соборах Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудоёмкая технология и войны тормозили строительство, и большие соборы оставались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манере Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 в. Но именно готические соборы Чехии в числе самых крупных церквей страны — среди них:

  • собoр св. Вита, Прага
  • собор Успения Богоматери, Седлице, Кутна Гора
  • собор бенедиктинского монастыря, Кладрубы.

Шедевром поздней готики Чехии стал собор Св. Барбора (Кутна Гора).

Архитектура Праги

Уже целое тысячелетие Прага — столица чешского государства. За многовековую историю город пополнялся архитектурными шедеврами разных эпох, поражая великолепием старинного и современного зодчества. Сплетение архитектурных стилей особенно заметно в центральной части, где сохранились кварталы готических и барочных зданий, строения эпохи романизма и ренессанса, дома в стиле модерн. В прогулках по площадям и улицам чешской столицы можно увидеть всю красоту и великолепие её разноликих сооружений.

Чешский романизм

Постройки романского (бургундского) стиля возводились в Праге в период её становления. В те времена вражеские нашествия были нередки, и дома имели суровый крепостной вид, толстые стены и маленькие окна. Скруглённые формы придавали строениям романского периода ещё более неприступные очертания. За давностью времён сооружения эпохи чешского романизма встречаются в городе не так часто, в их числе — несколько старинных ротонд и базилик.

Ротонда святого Мартина

Древнее вышеградское сооружение сегодня считается самым старым из аналогичных построек, насчитывая почти тысячу лет. Округлая часовня 6-метрового диаметра возведена ещё в XI веке. Первоначально ротонда служила укреплением, а позже использовалась как пороховое хранилище. Стены ротонды Мартина достигают толщины около 100 сантиметров. На портале входа в часовню можно увидеть надпись: «Святой Мартин, молись за нас». С ротондой связано много мистических историй, которые вы можете узнать от пражских гидов на экскурсиях по чешской столице. В середине XIX века постройку хотели снести, однако её приобрёл Вышеградский капитул, сохранив историческое сооружение на память потомкам. В тот же период внутренние стены часовни были украшены росписями. Крышу ротонды венчает фонарный столб с крестом.

Над порталом часовни находится пушечное ядро середины XVIII века, сохранившееся со времён войны с Пруссией.

Ротонда святого Креста

Ротонда Креста сегодня окружена более современными строениями. Выбиваясь из общего архитектурного ряда, старинная часовня нисколько не теряет своей исторической привлекательности. Ротонда построена одним из пражских купцов после его божественного исцеления и освящена в честь святого Креста. Когда пражане упоминают в разговоре ротонду Креста, то обязательно добавляют к её названию приставку «малая». Когда-то таких часовен было две. Большая до наших дней не сохранилась. Ротонду Креста, как и часовню святого Мартина, в XVIII веке хотели снести, но её отстояли деятели культуры Чехии. Постройка была отреставрирована и ограждена, здесь и по сей день проходят церковные службы.

Базилика святого Георгия

На территории пражских Градчан находится старейшая церковь, сохранившаяся ещё с X века. Примечательно, что башни храма существуют практически в первозданном виде. Фасад же, уничтожаемый пожарами, отстраивался несколько раз и сегодня представляет собой барочную постройку. В базилике Георгия находится захоронение её основателя.

Две романские башни базилики в простонародье носят имена первых людей на земле. При этом, более широкая башня — Адама, а узкая — Евы.

Прага готическая

Готика — один из самых интересных архитектурных стилей. Словно прорезающие высь, готические сооружения отличаются вытянутой остроконечностью форм, стрельчатыми сводами и шпилевидными башнями. Фасады зданий щедро украшены ажурными орнаментами. Пришедшая из Франции, готика быстро стала популярной и распространилась по всей центральной Европе, особенно полюбившись чехам. В старой части Праги и сегодня возвышаются величественные готические костёлы и соборы.

Собор святого Вита

Самое знаменитое готическое строение чешской столицы и одно из самых известных — собор святого Вита. На его месте когда-то стояла романская ротонда, построенная ещё святым Вацлавом. В средневековье по всей Европе возводились храмы с родовыми княжескими усыпальницами. Такая роль отводилась и собору Вита, строительство которого началось в XIV веке. Великолепное сооружение знаменито своими островерхими башнями, разноцветными витражами, мозаичными интерьерами.

Тынский храм и Староместская ратуша

На одной из древних площадей Праги, Староместской, находится готическая ратуша с астрономическими часами — Пражскими курантами. Чтобы услышать бой старинных часов, на площади перед ратушей ежедневно собираются тысячи гостей столицы Чехии. Вблизи от Староместской площади также находится храм Девы Марии перед Тыном — главный собор Старого места середины прошлого тысячелетия. Тынский храм знаменит своими островерхими 80-метровыми башнями, старинным органом и великолепными барочными интерьерами.

Коронообразные шпили Тынского храма можно увидеть в любую погоду из любой точки города, именно поэтому они стали своеобразным символом Праги.

Фонтан Краннера

В середине XVIII века на нынешней набережной Сметаны был построен фонтан Краннера — произведение архитектурного искусства неоготического стиля. Фонтан высотой более 20 метров считается самым высоким в стране, а дизайн его схож с архитектурой собора Вита. Ажурное строение украшено аллегорическими скульптурами, вершину его венчает трёхметровый конный памятник императору Чехии Францу I.

Чешское барокко

Облик Праги до начала XVII века оставался готическим, а затем в его черты стали вплетаться модные в те времена барочные элементы. Аскетические линии вертикально ориентированной готики стали заменяться пышностью и масштабностью архитектурного стиля, пришедшего из Италии.

Клементинум

Яркий представитель пражской барочной помпезности — иезуитский монашеский комплекс Клементинум, расположенный в Старом месте. В результате его возведения в череду зданий, составляющих в целом более 20 тысяч квадратных метров площади, вошли:

  • обсерватория;
  • библиотека;
  • музей математики;
  • метеорологическая станция;
  • Зеркальная капелла.

В наши дни в Клементинуме располагается Национальная пражская библиотека. Исторический библиотечный зал известен старинными барочными фресками и уникальной коллекцией глобусов, которую часто посещают экскурсанты. Метеостанция и сегодня функционирует, проводя метеорологические исследования. Часовня, получившая своё название благодаря обилию зеркал, расположенных под куполом здания, обладает великолепными акустическими характеристиками. Здесь часто проводятся вечера классической музыки и пышные бракосочетания.

Костёл святого Николая

Церковный храм построен на Староместской площади взамен сгоревшей средневековой церкви, одной из самых известных в Праге. Костёл Микулаша, как называют его пражане, барочные черты приобрёл в XVIII веке. Песочного цвета здание с волнообразными зелёными куполами украшено интересным порталом со статуями. Интерьер храма, который в разное время был и католическим, и православным, изобилует фресками и витражами. Сегодня здание принадлежит гуситской церкви.

Главным украшением барочного костёла Микулаша считается позолоченный орган и великолепная хрустальная люстра, подаренная в православный период русским императором Александром II.

Прага современная

В конце XIX — начале XX веков в столицу Чехии пришли новомодные архитектурные веяния, известные под общим названием «пражская сецессия». Главной доминантой стиля стал гармоничный баланс между красотой зданий и целесообразностью их архитектуры. Стиль появился под влиянием молодых зодчих, задумавших придать городу современный облик. Благодаря новому направлению, в Праге возникли целые кварталы с современными, истинно чешскими, очертаниями. Во времена пражской сецессии построен железнодорожный вокзал, появились дома на Вацлавской площади, институт Гёте, гостиницы и множество других сооружений.

Дом «У Чёрной Матери Божьей»

Интересное здание в стиле чешского кубизма построено в начале XX века на Целетной улице. Своё название дом получил по имени скульптуры, которая находилась на месте постройки до его возведения. Чтобы сооружение сочеталось с окружающими его старинными домами, во внешний облик были внесены элементы барокко, придающие лаконичному зданию необыкновенный шарм. Сегодня в оригинальном интерьере дома «У Чёрной Матери Божьей» размещены экспозиции музея кубизма Чехии. Несколько лет назад здание внесено в перечень национальных памятников чешской культуры.

Танцующий дом

«Танцующий дом», расположенный вблизи от исторических кварталов Праги, входит в список самых необычных зданий мира. Построенный в конце XX столетия, дом нестандартного дизайна сразу стал местом постоянного паломничества путешественников. Цилиндрические башни, напоминающие танцующую пару, придуманы в честь знаменитых танцоров минувшего века — Джинджер и Фреда. Первоначально необычная архитектурная форма здания, расположенного посреди готических и барочных построек, вызвала бурный резонанс. Сегодня центр столицы уже трудно представить без этого знаменитого сооружения.

В архитектуре Праги можно встретить и другие течения мирового зодчества — от рококо до маньеризма, от ренессанса до классицизма. Всю красоту пражской архитектуры помогут увидеть экскурсионные прогулки по легендарному городу.

Архитектурная классика | Totalarch

Вы здесь

Архитектура Чехии XVII—XVIII вв.

Архитектура барокко появилась в Чехии в начале XVII в. Одно из первых сооружений в формах барокко — Матиашовы ворота Пражского Града, построенные итальянским зодчим Винченцо Скамоцци в 1614 г. Однако бурное развитие барокко началось позже и было связано с одним из самых тяжелых периодов в истории чешского народа. В 1620 г. в битве на Белой горе, расположенной всего в нескольких километрах от тогдашней границы Праги, объединенные силы католической реакции под знаменами Габсбургов нанесли решающее поражение чешским повстанческим войскам. Начался мрачный и длительный период насильственной контрреформации и онемечивания чешских земель, уничтожения самобытной славянской культуры чехов, искоренения еще сохранявшихся отголосков гуситского свободомыслия. Ведущую роль в стране наряду с немецкой знатью и верхушкой чешской католической аристократии стали играть иезуиты. Церковь и быстро разбогатевшие сторонники Габсбургов, стремясь всеми средствами упрочить свое положение и реализовать полученные преимущества, незамедлительно развернули широкое строительство, объектами которого были почти исключительно разнообразные культовые сооружения (рис. 1 и 2), а также многочисленные дворцы и загородные замки аристократии. В этих условиях возникла благоприятная обстановка для проникновения и развития в Чехии барочной архитектуры — как официального, освященного Римом архитектурного направления.

Рис. 1. Прага. Церкви св. Франциска и Спасителя на Кржижовницкой площади Рис. 2. Прага. Малая сторона: 1 — собор св. Николая и Вртбовский сад, XVIII в.; 2 — собор св. Николая, XVIII в., план; 3 — храм св. Маргариты, план
Прага. Церковь св. Николая, XVIII в. Игнац Динценхофер

Барокко пришло в Чехию со своими сложившимися и развитыми формами и было закреплено в многочисленных постройках итальянских, немецких и венгерских зодчих, приглашавшихся различными магнатами и церковью для осуществления их замыслов.

В различное время в Чехии работали такие мастера европейского барокко, как Франческо Каратти, Карло Лураго, Иоганн Лукас Гильдебрандт, Иоганн Иозеф Вирх, Андреа Спецца, Жан Батист Матье и др. Вместе с архитекторами в создании дворцовых комплексов, костелов и монастырей участвовали многие выдающиеся скульпторы, живописцы, мастера садово-паркового искусства. Все это не могло не сказаться на профессиональном художественном уровне архитектуры барокко, который с самого начала в Чехии был очень высоким.

В XVII — 1-й половине XVIII в. чешские города интенсивно меняют свой облик. Эти изменения почти не касаются общей городской планировки, которая сохраняет, как правило, свою средневековую основу (рис. 3). Зато крупные барочные сооружения, властно вклиниваясь в пространственную организацию городских центров, вносят в них и новый масштаб, и невиданную ранее скульптурность форм (рис. 4). Рядом с готическими вертикалями возникают разнообразные купола и причудливые формы завершений барочных башен. Огромные иезуитские коллегиумы, монументальные комплексы монастырей (рис. 5) и дворцовые ансамбли с обширными садами разрушают существовавшую ранее парцелляцию городских территорий, отражая не только стилистические изменения, но и структурное преобразование общества. Важное место в городских пространствах занимают скульптура и богатые декоративные фонтаны, а также ставшие неотъемлемой частью архитектурного облика чешских городов своеобразные по своей пластике памятники — моровые столбы, посвященные св. Троице, устанавливавшиеся в память о губительных эпидемиях чумы, потрясавших Европу XVII в., и столбы с фигурой Девы Марии как символ рекатолизации и контрреформизма.

Рис. 3. Прага. Лонгвайлова модель города, 1720 г. Рис. 5. Прага. Лорета, XVII в.
Рис. 4. Прага. Малостранская площадь (гравюра В. Морштадта, 1830)
Рис. 6. Хэб. Дом на рыночной площади, XVIII в. Рис. 7. Прага. Вальдштейнский дворец, лоджия, XVII в.

Изменение архитектурного облика городов Чехии явилось не только результатом сооружения новых зданий (рис. 6), но и следствием планомерно осуществляемой перестройки и модернизации в духе барокко готических церквей, дворцов и жилых зданий. Последние часто получали лишь новое архитектурно-декоративное убранство фасадов, сохраняя существовавшую ранее планировку, готическую систему перекрытия и характер интерьеров.

Несмотря на сложные и противоречивые условия, в которых проходило развитие барокко в Чехии, оно не осталось чем- то органически чуждым художественной культуре этой страны. Это произошло в силу творческой одаренности тех мастеров европейского барокко, которые явились его пропагандистами в Чехии и в чьих произведениях получили глубокое отражение конкретные местные условия, архитектурное и природное окружение, особенности климата и рельефа, характер и размеры чешских городов. Но особенно своеобразные черты приобрела архитектура барокко в творчестве местных чешских мастеров и тех иностранных зодчих, которые подобно отцу и сыну Динценхоферам нашли в Чехии свою вторую родину и которым были близки и национальные архитектурные традиции, и народное творчество, и чешская художественная культура. Благодаря усилиям этих архитекторов и сложилось в основном то направление в архитектуре XVII—XVIII вв., которое известно под названием Чешского барокко.

Среди крупных дворцовых комплексов, строившихся в Праге после Белогорской битвы, видное место занимает Вальдштейнский дворец. Его строительство началось в 1621 г. на территории Малой Стороны под Пражским Градом на месте 30 домов ремесленников, купленных герцогом Альбрехтом Валленштейном. В создании этого выдающегося сооружения раннего барокко участвовали архитекторы Андреа Спецца и Н. Себрегонди, работавшие под руководством Джованни Пиерони. Ансамбль дворца включает целую систему зданий с внутренними дворами, манеж, оранжерею и обширный парк.

Именно этот дворец ознаменовал начало бурного расцвета в Чехии искусства барокко во всем его комплексном многообразии, одной из самых существенных особенностей которого было тесное и органическое сотрудничество архитекторов со скульпторами, живописцами и ремесленниками. Наиболее интересным сооружением дворца является огромная трехарочная лоджия, расположенная на западной стороне дворцового сада (рис. 7). В ней еще очень сильны отзвуки итальянского Ренессанса, которые ощущаются и в общем ее композиционном построении, и в богатом внутреннем лепном декоре. Лоджия, как и другие строения дворцового комплекса, органически связана со сравнительно небольшим, но хорошо распланированным и озелененным пространством парка. Основные его композиционные оси, подчеркнутые аллеями, проложенными среди низких газонов с цветущими куртинами, объединяют основные элементы плана: квадратный водоем, пещеру-грот, вход в парк и лестницу лоджии. При общей асимметрии парка в нем четко выявлено главное направление вдоль широкой аллеи, упирающейся в центральную арку лоджии, подчеркнутое двумя рядами скульптур, созданных Адрианом де Вриз в 1626—1627 гг.

Своеобразны и богато декорированы интерьеры дворца Валленштейна. Среди внутренних помещений выделяется большой двухсветный зал, выходящий на городскую площадь. Зал отделан лепными воинскими эмблемами и украшен живописным плафоном работы Б. Бианко, изображающим Валленштейна на колеснице в виде бога Войны (1630).

Здесь же на Малой Стороне под Пражским Градом в XVII—XVIII вв. был сооружен целый ряд других барочных дворцовых комплексов: Туновский дворец (арх. Лураго, 1716—1727), Вежниковский дворец (1670), Ледебургский дворец (арх. И. Паллиарди, 1778), Каловратский дворец (арх. И. Паллиарди, 1780), Фюрстенбергский дворец (неизвестный архитектор, 1743—1747) и др. Эти массивные и пышные здания, как правило, имели живописно распланированные сады с целой системой террас, уступами поднимающихся на Градчанский холм, и были богато украшены сложными по рисунку и скульптурным формам лестницами, подпорными стенками, декоративными вазами, многочисленными аллегорическими изваяниями. Особенно выразителен и совершенен по своим формам барочный сад Вртбовского дворца, разбитый около 1720 г. по проекту чешского арх. М. Каньки и украшенный скульптурами одного из самых замечательных мастеров барокко М. Брауна — автора многих скульптур Карлова моста. Благодаря разнообразным и живописным композиционным приемам здесь на очень небольшой территории, круто поднимающейся по склону холма, создано выразительное и динамически напряженное сочетание переливающихся пространств, неповторимых перспектив и острых архитектурных ракурсов. Декоративные растения, вьющаяся зелень, цветы выступают здесь в органической связи со всей системой пышного архитектурно-пластического декора как неотъемлемый, подчиняющийся замыслу зодчего материал пространственно-художественной организации.

Дворцовую архитектуру чешского барокко завершает дворец графов Черни, построенный на Лоретанской площади в Праге. Над этим грандиозным сооружением последовательно работали: арх. Ф. Каратти, по проекту которого началось строительство в 1669 г., арх. К. Мадерна (1677—1692), арх. Д. Росси (1692—1697), чешский арх. М. Канька, отделавший в 1718—1720 гг. внутренние помещения, и А. Лураго, соорудивший в 1747 г. центральный портик дворца. Монументальное здание, вытянувшееся по главному фасаду на 150 м, имеет мощный рустованный цоколь и 30 массивных трехчетвертных колонн большого ордера с пышными коринфскими капителями (рис. 8). Торжественная и парадная постановка Чернинского дворца у большого открытого пространства площадки, ограниченной баллюстрадами и подпорными стенками, крупный масштаб композиции фасада, основанной на четком ритме вертикалей, ограниченных сильным выносом карниза, небольшие закрытые решетками окна цокольного этажа — все это оставляет впечатление сдержанной и несколько мрачноватой силы, придает дворцу характер отчужденности от жизни окружающего города, не свойственной большинству более ранних барочных построек.

Рис. 8. Прага. Дворец Черни, 1669—1747 гг., Ф. Каратти и др. Рис. 10. Вранов. Интерьер одного из залов замка
Рис. 9. Яромержице. Замок. Вид со стороны парка и генплан
Рис. 11. Кукс. Больница и храм Рис. 12. Бохнице близ Праги. Сельские жилые дома, 1777 г.

Значительно отличались от городских дворцовых комплексов загородные дворцы и замки, сооружавшиеся в XVII—XVIII вв.

При общем каноническом плане с курдонером и одним или несколькими внутренними дворами загородные аристократические резиденции более свободно вписывались в природную среду, связывались с окружающим зеленым пространством с помощью разнообразных лестниц, ризалитов, портиков и башен (Бухловице, Славков, Яромержице, рис. 9). Характерен в этом отношении замок в Трое, расположенный на северной окраине Праги в парке, спускающемся к Влтаве. Здесь впервые в Чехии мы встречаем французскую планировку парка с подчеркнутой главной осью, лучеобразным расположением аллей и подстриженными растениями (арх. Ж. Б. Матье, 1679—1685; скульпторы — братья Герман, 1685—1703).

Другой типичный крупный дворцовый комплекс — замок в Добржише в 30 км к югу от Праги, построенный в 1745—1765 гг. архитекторами Д. Сервандони и Робером де Котт. Фасады дворца, образующего каре вокруг внутреннего двора, выдержаны в духе академического барокко, характерного для периода, когда новый стиль уже вполне сложился и упрочился на чешской земле. В планировке, членениях и деталях отчетливо прослеживаются местные, характерные для чешского барокко черты — мягкость, лиричность и соразмерность общих масштабных соотношений. При замке имеется огромный парк, разбитый по французской системе, расположенный в нескольких уровнях и декорированный скульптурными группами, лестницами и подпорными стенками, открывающимися на фоне хорошо отформованных зеленых кулис.

Очень своеобразен замок во Вранове на Дие. Он был сооружен за несколько этапов — начиная с 1694 г., когда архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах создал на высоком скалистом выступе, обрывающемся к реке, эллиптический в плане зал Предков (рис. 10). Строительство велось на месте старого средневекового замка, и архитекторы сумели связать воедино и использовать сохранившиеся постройки и элементы искусственных сооружений. С особым мастерством осуществлена во Врановском замке связь архитектуры с естественным рельефом, рекой и лесными массивами. Сооружения замка так непосредственно и логично вырастают из природного окружения, как это умели делать только мастера готических оборонительных комплексов.

По-иному осуществлена связь между архитектурой и ее природным окружением в замке Кукс (1707—1720-е годы), вмещавшем помимо дворца и больницу для пользовавшихся местными целебными источниками. Здесь длинный ряд уникальных статуй М. Брауна, расположенных вдоль фасада больницы с выступающим в центре объемом церкви, является связующим звеном между зданием и спускающимся по склону холма парком, будучи одновременно частью и того и другого (рис. 11).

Прихотливо изрезанные фронтоны с вазами, лепниной и овальными окнами проникли и в сельскую архитектуру и, приобретя в руках народных мастеров своеобразный плоскостной характер, украшали дома не только мелких помещиков, но и зажиточных крестьян (Бохнице близ Праги, 1777; рис. 12). О дальнейшем развитии архитектуры Чехии будет сказано в X томе настоящего издания.

Глава «Архитектура Чехии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: О.А. Швидковский. Москва, Стройиздат, 1969

Современная архитектура Праги

В плане архитектуры Прага является настоящей энциклопедией стилей разных эпох. Сильное впечатление производят не только старинные готические, барочные, классические постройки, но и комплексы, созданные в новое и новейшее время. Объекты начала XX века трудно не заметить, настолько они выразительные. А к иным архитектурным творениям стоит присмотреться, чтобы оценить по достоинству работу современных зодчих.

Вот только некоторые места в Праге, которые позволят вам составить личное мнение о современной архитектуре этого великолепного города.

Танцующий дом

Пройдя по мосту со стороны пражского района Смихов на правый берег Влтавы, на набережной вы увидите знаменитый Танцующий дом. Здание в стиле деконструктивизма построено в середине 90-х прошлого столетия: одна башня стоит прямо и лишь слегка расширяется кверху, а вторая резко изогнута. В этом архитектурном изломе многие увидели романтический образ танцующей пары, и такая метафора породила столь запоминающееся название – Танцующий дом.

Золотой ангел

Торгово-офисный центр «Золотой ангел» находится в районе Смихов. Строительство по проекту французского архитектора Жана Новеля было завершено в 2000 году.

Комплекс часто называют жемчужиной современного зодчества. Если смотреть на него с высоты, то угловое здание с извилистой формой, действительно, вызывает ассоциации с крылом ангела. И на стеклянном фасаде издали хорошо просматривается облик ангела высотой 18 м, летящего среди облаков.

В конструкции использовано 150 миллионов элементов литой фольги. Наверху, где изображены белые облака, воспроизводятся поэтические строчки, посвященные красоте Праги. Образ летящего ангела с пальмовой ветвью можно увидеть внутри здания – на втором этаже, у входа в пиццерию, установлена мозаичная фреска.

Тройский мост

В Праге свыше 300 мостов и мостиков, и только 18 из них пересекают Влтаву, соединяя правобережье города с живописным левым берегом. Самым молодым и современным (введен в строй в 2014 году) является Тройский мост. Если смотреть на него издали, то сооружение с плавной 20-метровой дугой из ажурных металлических сплетений вызовет массу ассоциаций – от фантазийных до вполне конкретных. По мосту шириной 36 м ездят автомобили, но главное, для пешеходов и велосипедистов здесь проложены удобные дорожки. Это существенный момент, ведь по переходу над Влтавой можно отправиться из района Голешовице к Пражскому зоопарку и Тройскому замку.

Национальная техническая библиотека

Стеклянный квадрат здания Национальной технической библиотеки возвышается над корпусами Технического университета. Безусловно, это доминанта. Именно так и была задумана проектировщиками бюро Projektil главная техническая библиотека страны. Архитектурные решения объекта впечатляют. 6 этажей из стекла и бетона имеют изогнутую форму, 3 нижних этажа находятся ниже поверхности земли.

Стильные интерьеры вызывают ассоциации с учебником архитектуры: повсюду встречаются технические символы, конструкции и пол выполнены в цветовом спектре, некоторые коммуникации красуются в первозданном виде, а стены не покрыты краской. Тем не менее, внутренние помещения выглядят гармонично и даже комфортно. Особую атмосферу создают рисунки-комиксы на стенах, сделанные художником.

Специалисты отмечают, что уникальность объекта еще и в том, что при его возведении были воплощены европейские требования по энергосбережению – потребление энергии в огромном здании библиотеки сведено к минимуму.

Олений ров

Олений ров – природная территория площадью 8 га, соединяющая Королевский сад с Пражским Градом. Тропинки и дорожки через овраг, кованые мостики, довольно простые по виду лавочки великолепно вписываются в местный ландшафт.

Этот парк производит впечатление естественного пейзажа, который обойден вниманием современной цивилизации. Но это совсем не так: Олений ров спроектирован архитекторами дизайнерского бюро DA3. А футуристический туннель длиной 84 м, из которого туристы выходят на природную площадку, придуман и реализован чешским архитектором Йозефом Плескота.

Олений ров имеет две зоны. В нижней части парка архитекторы создали ландшафт, в котором легко представить, как великие правители Чехии охотились на оленей, показывали своим гостям медведарий (домик для диких животных). По дну оврага протекает речушка Брусница, а на откосе в зарослях кустарников дизайнеры оборудовали небольшую пещерку.

Поднявшись в Верхний Олений ров, можно отдохнуть на скамейках в тени деревьев и насладиться красотой природы. Здесь много цветущих кустарников, и воздух пропитан поистине королевскими ароматами. Местные птицы устраивают настоящие концерты. Иногда на полянках выступают театральные труппы с шоу-программами, и тогда Олений ров блестяще справляется ещё и с ролью натуральных декораций.

Ансамбль Бастион

Bastion XXXI – U Božíchmuk, на территории которого находится известный пражский ресторан «Бастион», – архитектурный ансамбль, созданный дизайнерами пражского бюро MCA. Площадка, появившаяся в 2008 году, не нарушила линию старинной оборонительной крепости, а напротив, приблизила историческое прошлое, соединив его с реальным днём.

Проектировщикам удалось удачно сочетать средневековую архитектуру с современным зодчеством, в результате чего это место приобрело невероятную популярность у жителей города и туристов. С террасы ресторана открывается красивая панорама крепости Вышеград. В оригинальном экстерьере Bastion XXXI – U Božíchmuk часто проводятся культурные мероприятия, развертываются оригинальные выставки.

Дворец Евро

В конце Вацлавской площади стоит стеклянное здание – дворец Евро. Чехи гордятся своей самой крупной в мире площадью и боятся ненароком подпортить её архитектуру. Поэтому строительство высокой башни вызывало сомнения и даже споры. Но здание вписалось в облик квартала и не навредило имиджу этой части столицы.

Авангард минувшего века

Большое удовольствие получат в Праге поклонники архитектурных направлений начала XX века. Целые кварталы предстают в стиле модерн. В начале минувшего столетия в город пришёл авангард, и благодаря новым течениям стал постепенно приобретать совершенно иной облик.

Современная улица Юнгманова – наглядная иллюстрация.

Эти здания в восприятии многих людей до сих пор формируют понятие истинно чешского облика столицы, ведь в стиле сецессия построены многие пражские общественные и жилые здания, в том числе: Главный вокзал, Общественный дом, Виноградский театр, Кошеров дом.

На смену стилизованному модерну пришёл уникальный кубизм, который просуществовал недолго, но оставил ярчайший след. Чешский кубизм порой называют непревзойдённым, вот почему Дом «У Черной божьей матери» Йозефа Гочара вызывает сегодня неподдельный интерес.

ОБУЧЕНИЕ В ЧЕХИИ

Архитектура Чехии

Чехия – одна из немногих стран, на территории которой оказалось огромное количество природных строительных материалов. Камень для здешних построек не надо было везти издалека, так что сегодня каждый, приехавший в страну может восхищаться ее cамобытной архитектурой, напоминающей прекрасные иллюстрации к старинным сказкам.

Романский стиль в Чехии

В XII столетии, когда Прага была одним из главных европейских городов, здесь процветал романский стиль. Храмы и замки строились как настоящие крепости, в расчете на длительные осады. Прочные стены, тяжелые своды, узкие окна надежно защищали обитателей замков. Все это гармонично сочетается с высокими башнями, округлыми арками, высокими сводами, дающими несмотря на узкие окна ощущение простора. Благодаря лаконичной отделке здания, построенные в романском стиле, легко и красиво вписываются в традиционный чешский ландшафт и выглядят скорее частью природы, а не архитектурными сооружениями. Это особенно ярко прослеживается в базиликах святого Петра и святого Георгия, ротонде святого Мартина, зданиях Страговского монастыря.

Чешская готика

Пришедшая на смену романскому стилю готика преследовала иные цели. Здания, выстроенные в готическом стиле, никак нельзя было счесть частью ландшафта. Их легкие ажурные линии привлекают внимание любого человека, а архитектурные детали заставляют вновь и вновь возвращаться к их разглядыванию и изучению. Именно готические соборы сделали Прагу одним из самых красивых городов Европы. Карлов Мост, Собор святой Барборы на Кутной Горе, и в особенности собор святого Витта позволяют в полной мере оценить всю красоту чешской архитектуры.

Другие стили

Архитекторы Чехии отдали дань изящным завитушкам барокко и рококо. Летоградек, резиденция чешских королей, собор святого Вацлава, замок Лобковицких и великолепные фонтаны Рудольфа Второго и сегодня поражают воображение туристов. А вот чопорный классицизм чехи невзлюбили. Пожалуй, единственным образцом этого стиля является Пражский театр.

В настоящее время чешская архитектура продолжает развиваться. Здешняя архитектурная школа – одна из самых уважаемых в Европе. Нет сомнений, что талантливые архитекторы этой страны еще не раз восхитят и удивят и местных жителей, и туристов.

Источники:
http://www.zlatapraga.ru/about-czech-republic/articles/sovremennaya-arkhitektura-pragi/
http://dvc.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1734260
http://www.sputnik8.com/ru/prague/pages/arhitektura-pragi
http://classic.totalarch.com/europe_17_19/czech
http://www.zlatapraga.ru/about-czech-republic/articles/sovremennaya-arkhitektura-pragi/
http://blog.instudy.cz/arxitektura-chexii/
http://chezgid.ru/pmzh/snyat-kvartiru-v-prage-na-dlitelnyj-srok.html

Ссылка на основную публикацию